актер игравший роль чацкого в малом театре в 1977 году
Горе от ума
Государственный академический Малый театр России. Основная сцена
В известной степени история постановок комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» на сцене Малого театра и есть история русского театра. Впервые в свой бенефис сам М.С. Щепкин играл Фамусова. Великий трагик московской сцены Павел Степанович Мочалов играл здесь Чацкого, как в ХХ веке А.А. Остужев, А.И.Сумбатов-Южин. А. Ленский играл сначала Чацкого, а потом Фамусова. Михаил Царев, как его великий предшественник, также молодым сыграл Чацкого, а пожилым — Фамусова.
Каждое поколение вносило свой вклад, по-своему присваивало текст бессмертной комедии Грибоедова.
Когда в 1975 году состоялась премьера в Малом театре, то дискуссия развернулась не вокруг Фамусова, которого играл Михаил Царев, а вокруг Чацкого Виталия Соломина. Актеру вменяли в вину, что общественная тема ушла на второй план, одержала верх личная драма, что такой Чацкий не трибун, не обличитель.
Виталий Соломин, действительно, играл Чацкого, который был счастлив вернуться в дом Фамусова, чтобы встретиться с Софьей. Книжный, восторженный, веселый юноша в круглых очках. С дороги он появлялся, несмотря на мороз, в распахнутом тулупе, из-под которого виднелась рубашка — апаш. Он торопился увидеть Софью. В. Соломин признавался в интервью, что его «раньше интересовал смысл монологов Чацкого, теперь — смысл его поведения».
Этот архивный юноша, отталкивая слугу, врывался в дом и со всего размаха неожиданно падал. Но и падение не останавливало его счастливого состояния, чувства переполняли смеющегося Чацкого. В это мгновение словно проносилась вся его детская жизнь в этом доме. «Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног», — каламбурил сидящий на полу Чацкий, обращаясь к Софье (Нелли Корниенко).
В. Соломин играл это состояние безудержной радости — Чацкий снова дома, ему все здесь дорого. Прислонившись к изразцам печи, греясь, он оглядывал комнату, каждая вещь в ней ему знакома, любовно гладил памятные с детства обои. Чацкий поначалу не замечал равнодушия Софьи, нарастающей враждебности Фамусова, иронии Молчалина.
Объясняя свою трактовку, Виталий Мефодьевич Соломин говорил: «Мой Чацкий прекрасно понимал, что представлял собой Фамусов и ему подобные. Но в доме Фамусова его держала глубокая и сильная любовь к Софье, свою возлюбленную он не мог поставить на одну доску с окружающими. Отсюда его монологи. Они адресованы Софье, и никому другому».
И монолог Чацкого про французика из Бордо, которому внимали гости, был на самом деле обращен к Софье, которая, как раз удалялась, не дослушав Александра Андреевича, а он продолжал, как заведенный, бросать свои колкие наблюдения. В этой сцене впервые у собрания зарождалась мысль, что он сумасшедший.
Виталий Соломин избегал играть того школьного Чацкого, обличителя и обвинителя «фамусовского общества» с гордо закинутой головой. Актеру было важнее очеловечить образ, показать в процессе, шаг за шагом, отторжение Чацким уклада барского дома. Любовная лодка разбивалась о быт, устои. В дом Фамусова Чацкий вбегал юным, а покидал навсегда горько повзрослевшим. Обманутый в любви, он прозревал, почему он обманут. Перед отъездом из дома Фамусовых Чацкий бросался вверх по лестнице, обращая свой гневный монолог туда, где стояла Софья, чтобы в последний раз всмотреться в ее глаза. И только потом, подойдя совсем близко к дверям, приказывал: «Карету мне, карету!»
Антагонист Чацкого — Фамусов Михаила Царева равно и московский барин, и важный сановный чиновник. Франтоватый, всегда в форме. За долгие годы у него выработалась устойчивая привычка одеваться с иголочки.
В доме он контролирует жизнь, как в департаменте. Нарастает его беспокойство, когда он идет с утренним обходом и слышит, как из покоев Софьи доносятся звуки флейты. Он даже в своих наставлениях замечает разодранный локоть Петрушки. Проявляет дипломатический такт на балу, обходит каждого со светской любезностью. Когда сплетня о сумасшествии Чацкого достигает апогея, то он поддерживает ее своим авторитетом. Однако респектабельный лоск будет утрачен у Фамусова в финале. Поначалу московский барин не очень-то слушал, точнее, слушал снисходительно опасные речи Чацкого. Не тут-то было, когда над домом Фамусова нависла угроза быть скомпрометированным его дочери и ему самому. В Фамусове Михаила Царева от чувства опасности просыпалась воля к жестокости. Он уже ненавидел прямо, без обиняков Чацкого и нападал на него со всей возможной яростью. При этом Михаил Царев не повышал тона и тем сильнее добивался эффекта негодования.
Стоит отметить и другие роли этого спектакля. Софья Нелли Корниенко с первых сцен показывала свое равнодушие к Чацкому. Ее не вдохновлял общественный темперамент своего прежнего друга. Она была дочерью Фамусова и таковой хотела остаться. Молчалин Бориса Клюева держал себя на равных с Чацким, не сказать, со скрытой снисходительностью. Скалозуб Романа Филиппова был добродушным недалеким военным человеком, хоть он и не понимал всех сатирических колкостей Чацкого, но скорее симпатизировал ему. Глядя на Лизу Евгении Глушенко, было нетрудно заметить, что девушка эта взята из деревни. Еще недавно, кажется, бегала босой по лугам и полям. Многое в доме Фамусова ей кажется чудным, но делать нечего, приноровилась. Репетилов Никиты Подгорного оказывался никому ненужным, поэтому у него возникало желание хоть к кому-нибудь примкнуть.
Вздорной и властной являлась Хлестова у Елены Гоголевой.
Слаженность игры, проработка характеров, умение органически присвоить поэтический текст, незаурядный актерские работы, добросовестное отношение к тексту, — все, что свойственно лучшим спектакля Малого Театра, было и в постановке «Горе от ума» 1975 года.
Актер игравший роль чацкого в малом театре в 1977 году
Олег Евгеньевич Меньшиков родился в семье военного инженера и врача-невропатолога. Практически сразу после рождения его семья переехала в Москву. В столице и прошли детство и юность актера.
В шесть лет Олег пошел в начальную школу. Он с детства увлекался музыкой. Родители, заметив эту склонность, отдали его в музыкальную школу по классу скрипки. Олег даже играл в ансамбле юных скрипачей Москвы.
Страстью Олега Меньшикова в школе стала музыкальная комедия. Он два раза в неделю ездил на спектакли Театра оперетты. «Графа Люксембургского» и «Марицу» он посмотрел несколько раз. В выпускных классах начал ставить спектакли. Он придумал и срежиссировал пьесу, куда включил отрывки из своих любимых оперетт.
В девятом классе с родителями Олег был приглашен на свадьбу дочери художницы по костюмам в Малом театре. Там он стал человеком-оркестром, успевал играть на фортепиано, аккомпанировал танцорам и певцам. Среди гостей оказался преподаватель Высшего Театрального училища имени Щепкина Владимир Монахов. Он отметил талант подростка. Олега пригласил на прослушивание. Меньшиков представил «Желания славы» Александра Пушкина.
В 1977 году после окончания общеобразовательной и музыкальной школ Меньшиков поступил в знаменитую Щепку на курс Владимира Монахова. Внимание к нему было приковано уже с первого курса. С однокурсниками он постоянно создавал различные юмористические номера. При этом проявлял актерские данные и режиссерское мастерство. А студенческие капустники с Меньшиковым в училище помнят до сих пор. Тонкий юмор и наблюдательность помогали воплощать на сцене забавные события из жизни вуза.
Театр
В 1981 году, после окончания театрального училища, его приняли в труппу Малого театра. Через год работы, не принесшей ярких ролей, Олег Меньшиков был призван в армию. «Служил» он в Центральном театре Советской Армии с 1982 по 1985 год. В отличие от Малого театра, здесь Меньшиков оказался очень плотно занят в репертуаре. Он играл в спектаклях «Часы без стрелок» по повести Рахманина, «Рядовые» по пьесе Дударева, «Лес» по пьесе Островского и др. Одной из самых ярких ролей была роль Ганечки в спектакле по роману Федора Достоевского «Идиот».
В 1985 году Меньшиков перешел в Московский драматический театр им. М.Ермоловой по приглашению Валерия Фокина, только что назначенного главным режиссером. Наиболее заметными работами стали роли в спектаклях, поставленных Фокиным «Спортивные сцены 81 года» по пьесе Эдуарда Радзинского, «Второй год свободы» по пьесе Александра Буравского, «Говори! «, инсценировка Буравского по очеркам Овечкина «Районные будни».
В 1989 году Петр Фоменко пригласил Олега Меньшикова в Театр имени Моссовета на главную роль в спектакле «Калигула» по одноименной пьесе Альбера Камю, за которую актер получил премию и диплом Фестиваля «Московские сезоны».
В 1993 году он принял участие в антрепризе «БОГИС». Это была роль великого русского танцовщика Вацлава Нижинского в спектакле «N» Нижинский», поставленного по дневникам Нижинского. Спектакль был награжден премией «Хрустальная роза».
В 1994 году Меньшиков снова играл Есенина в спектакле «Когда она танцевала», но уже в постановке парижского Театра комедии на Елисейских полях.
Режиссура
В 1998 году Олег Меньшиков возглавил антрепризу «Театральное товарищество 814», где в качестве постановщика и актера создал спектакль по пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума» (1995), в котором исполнил роль Чацкого. В своих последующих постановках «Кухня» Курочкина (2000), «Игроки» Гоголя (2001), а также в спектакле «Демон» по Лермонтову в постановке Кирилла Серебренникова (2003) он также играет главные роли. В 2008 году в «Театральном товариществе 814» он поставил моноспектакль по произведению Алессандро Барикко «1900».
С апреля 2012 года Олег Меньшиков является художественным руководителем и директором Московского драматического театра имени Ермоловой. В текущем репертуаре театра он играет в собственных режиссерских постановках «Игроки» Гоголя, «1900» Алессандро Барикко, «Оркестр мечты. Медь», «Из пустоты…» (восемь поэтов) «.
Первую свою роль в кино – разведчика Шурки в фильме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь» Олег Меньшиков сыграл в 1980 году, будучи студентом четвертого курса училища. Затем последовали роли второго плана в фильмах «Родня» Никиты Михалкова и «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна. Учась на последнем курсе Театрального училища, Меньшиков снялся в фильме Михаила Козакова «Покровские ворота» в главной роли. Фильм вышел на экраны в 1982 году и сразу принес актеру популярность. Его Костик – до сих пор один их самых любимых персонажей отечественного кинематографа.
Потом последовал ряд разноплановых ролей, в том числе в фильмах: «Капитан Фракасс», «Полоса препятствий», «Михайло Ломоносов», «Володя большой, Володя маленький», «Мой любимый клоун», «По главной улице с оркестром», «Моонзунд», «Дюба-дюба», «Брызги шампанского», «Жизнь по лимиту», «Лестница», «Яма», и др.
В 1994 году Олег Меньшиков снялся в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», роль в котором стала одной из самый ярких в творческой биографии актера и принесла ему несколько премий: Государственную премию России, приз Кинопрессы – «Лучшему актеру года», профессиональную премию за лучшую мужскую роль «Зеленое яблоко – Золотой листок».
Следующая роль в фильме режиссера Сергея Бодрова старшего «Кавказский пленник», снятая в 1996 году была также отмечена многими наградами, среди которых: «Золотой Овен», Гран при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль, приз за лучшую мужскую роль III Международного фестиваля «Балтийская жемчужина» в Риге, профессиональная кинематографическая премия «Ника» за лучшую мужскую роль, Государственная премия РФ.
В 1998 году актер вновь снялся у Никиты Михалкова в фильме «Сибирский цирюльник», за работу в котором удостоился третьей Государственной премии России, а также премии «Золотой витязь» за лучшую мужскую роль.
В том же году он получил приглашение на одну из главных ролей в ленте французского режиссера Варнье «Восток – Запад». Фильм был номинирован на «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм».
В 2003 году Олег Меньшиков снялся в английском сериале «Главный подозреваемый», затем были «Золотой теленок», «Статский советник», «Доктор Живаго» и «Утомленные солнцем 2».
Общественная деятельность
С 1998 года Меньшиков возглавляет Фонд поддержки русской культуры. Он входит в постоянный состав независимого жюри премии в области литературы и искусства «Триумф».
Является председателем Общественного совета при Министерстве спорта Российской Федерации.
В 2002 году Олег Меньшиков учредил премию для российских театральных критиков «Лучший критик сезона» им. Александра Кугеля.
Реклама
В 2001 году швейцарская часовая фирма «Лонжин» выбрала Олега Меньшикова в качестве «символа элегантности». Актер заключил с фирмой контракт на несколько миллионов долларов. Олег Евгеньевич обязан носить часы только этой марки, а также участвовать во всех публичных акциях и фотосессиях компании. Кстати, швейцарские часы рекламировали, в свое время, такие голливудские звезды, как Хэмфри Богарт и Одри Хепберн.
Личная жизнь
Личная жизнь Олега Меньшикова всегда была тайной. Он считается человеком закрытым. О личном слова лишнего не скажет, так что сообщение о свадьбе в 2005 году артиста с молодой студенткой ГИТИСа Анастасией Черновой стало в свое время сенсацией. В интервью изданию «7 Дней» Меньшиков не стал оправдывать свою скрытность, но подчеркнул, что встреча с Анастасией стала одной из самых значимых в его жизни.
«Меня встреча с Настей дисциплинировала во многом, очень многому научила и продолжает учить. Это и ответственность, и укрощение себя. Ты перестаешь думать о себе. Раньше у меня были какие-то любовные истории, романы, но ответственности я не брал ни за кого, только за себя. Знаете, я вообще самым важным считаю встречи с людьми. Они в моей жизни многое меняли. Так вот, номером один по значимости я бы назвал встречу с Настей».
Как утверждает Настя, предложение Олег сделал ей по телефону в день ее рождения, спустя два с половиной года после первой встречи. Супруги счастливо живут и стараются сохранять в неприкосновенности свою частную жизнь.
Звания и награды
Трижды лауреат Государственной премии РФ — за фильм «Утомленные солнцем» (1996), за фильм «Кавказский пленник» (1998) и за фильм «Сибирский цирюльник» (2000).
В 2003 году Олегу Меньшикову присвоено звание Народного артиста России (минуя Заслуженного).
На фестивале в Локарно в 2004 году Олег Меньшиков стал первым обладателем приза «За вклад в актерское искусство».
В 2004 году Олег Меньшиков получил одну из главных французских наград в области искусства правительственный орден «Академические пальмы». Он также награжден французским Орденом искусств и литературы
Среди кинематографических наград Меньшикова — серебряная медаль имени А.П. Довженко (1988), гран-при фестиваля «Кинотавр» (1996), премия «Ника» (1996), Приз «Золотой Овен» (1996).
Он является лауреатом двух премий «Чайка» (за роль Чацкого в «Горе от ума»; за лучший актерский ансамбль – спектакль «Игроки»).
Меньшиков является лауреатом Российской независимой премии «Триумф» за выдающийся вклад в отечественную культуру (1996), премии «Кумир» (2000)
В 2010 году за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства награжден орденом Почета.
Самойлов Евгений Валерьянович
Благодаря родителям, у Самойлова были счастливое детство и юность. Принципиальный, но не строгий отец, добрая, ласковая мама, светлый ангел-хранитель дружного семейства, в котором духовные интересы ценились выше материального достатка. Организатором и душой их общего досуга был Валериан Саввич, человек разнообразных увлечений: книголюб, театрал, художник-любитель. Именно отец привил сыну любовь к литературе, искусству. Самойлов-старший с юности любовно собирал библиотеку, и по доброй традиции домашние собирались по вечерам слушать его чтение А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. С особым воодушевлением отец читал произведения любимого им Н.В.Гоголя, будоража детское воображение. Повзрослев, Евгений чаще всего бывал в Александринском и Большом Драматическом театрах, восхищаясь искусством И.Н.Певцова, Е.П.Корчагиной-Александровской, Ю.М.Юрьева, Л.С.Вивьена, Н.Н.Ходотова, Н.Ф.Монахова. Но самым большим увлечением юности была живопись. Евгений унаследовал семейные гены: брат матери хорошо рисовал, да и отец искусно копировал. Школьный учитель рисования, обнаруживший талант у Евгения, умело развивая его способности, пробудил серьезный интерес к живописи. Свободное время Евгений проводил в залах Эрмитажа и Русского музея, предпочтение отдавая художникам-передвижникам и своим любимым живописцам: М.А.Врубелю, И.И.Левитану, В.А.Серову, мечтал поступить в Академию художеств.
Приятель, мечтавший о театре, уговорил его «за компанию» пойти на прослушивание в частную художественную студию Н.Н.Ходотова на Литейном. К своему изумлению Евгений увидел в списках принятых свою фамилию, а не друга. Будучи еще учеником, в 1928 году он стал заниматься по вечерам в студии на актерском отделении. Преподавателями были актеры Александринского и Мариинского театров. Уроки мастерства вел сам Николай Николаевич Ходотов, корифей Александринки, показывая, как надо читать то или иное произведение.
В 1929 г. Самойлов окончил среднюю школу №68 и после закрытия студии продолжил актерское образование в Ленинградском художественном политехникуме, завершив его в 1930 г. С этого года началась профессиональная деятельность Самойлова в Ленинградском Театре актерского мастерства под руководством выдающегося режиссера, актера и педагога Леонида Сергеевича Вивьена. Труппа состояла в основном из его учеников, и партнерами юного Самойлова были такие же молодые Юрий Толубеев, Василий Меркурьев. Вивьен видел в Самойлове характерного актера. Получая роли, подобные Кривому Зубу («На дне» М.Горького), начинающему артисту приходилось скрывать свою молодость за возрастным гримом и пластикой. Во многом ему помогала цепкая память рисовальщика. Со временем он играл и Актера, и Ваську Пепла («На дне» М.Горького), стремясь идти от внешней характерности к раскрытию внутреннего мира.
Первым заметным успехом артиста стал образ Председателя укома («Шторм» В.Билль-Белоцерковского). В апреле 1934 г. в Ленинграде гастролировал Государственный театр имени Вс.Мейерхольда (ГосТИМ, ТИМ). В.Э.Мейерхольд побывал на спектаклях своего давнего соратника Л.С.Вивьена. Тогда же Самойлов получил приглашение Мейерхольда перейти в его труппу на амплуа молодого героя. Как ни тяжело было расставаться с Л.С.Вивьеном и молодежным коллективом, сплоченным духом студийности, как ни тяжело ему было покидать свой прекрасный родной город, свою семью, желание работать с Мейерхольдом было неодолимо.
В ГосТИМе Самойлов начал с ввода. Москвичи впервые увидели его в роли Петра («Лес» А.Н.Островского). Чутко уловив в природе таланта Самойлова яркий темперамент и склонность к героике, Мейерхольд воспитывал актера увлеченно и взыскательно. Молодой актер оказался трудолюбивым, жадным и терпеливым учеником. Он учился на репетициях Мастера и его гениальных показах, учился у своих коллег, партнеров, с упорством осваивал биомеханику. Творчески любознательный, артист окунулся в театральную жизнь Москвы: по юношеской привычке, с галерки, пересмотрел весь репертуар МХАТа, спектакли вахтанговцев, был свидетелем оглушительного триумфа А.А.Остужева в роли Отелло. Восхищенный, эмоционально взволнованный, он учился у М.М.Тарханова, Б.В.Щукина, Р.Н.Симонова.
По предложению Мейерхольда, блистательный актер романтической школы Ю.М.Юрьев, приглашенный в ТИМ на роль Кречинского, стал заниматься с актером, прививая ему манеру исполнения героико-романтического репертуара. Они подготовили роли Эрнани («Эрнани» В.Гюго) и Чацкого («Горе от ума» А.С.Грибоедова). С Юрьевым, как партнером, он встретился в спектакле «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина, когда ввелся на роль провинциального романтика Нелькина (1936 г.). В памяти осталась и работа с Мейерхольдом над ролью Григория Отрепьева («Борис Годунов» А.С.Пушкина), которая была не завершена.
Не принимая наигрыша и малейшей фальши, Довженко учил Самойлова в работе над ролью Щорса «идти от себя» в «предлагаемых обстоятельствах», чтобы лучше видеть и понять веления души своего героя. Только когда артист осознает чужой внутренний мир как собственную душу, он будет правдивым и искренним в перевоплощении, тогда ему поверят зрители. Это правило стало для артиста определяющим в творчестве, а в образе Щорса (1939 г.) помогло донести до зрителей революционную романтику своего героя, страстную веру в прекрасное будущее, благородство души и силу интеллекта. Самойлов, подобно талантливому полководцу Щорсу, ворвался стремительно в кинематограф, завоевал зрительскую любовь и общественное признание. Его стали приглашать видные режиссеры. В 1940 г. артист снялся у Г.Л.Рошаля в роли Кирилла Ждаркина («В поисках радости»), у Г.А.Александрова в роли инженера Лебедева («Светлый путь»).
В «музыкально-поэтическом» фильме «В шесть часов вечера после войны» (1944 г.) Е.Самойлов исполнил роль лейтенанта Кудряшова, испытал подлинное творческое волнение в работе с легендарным режиссером И.А.Пырьевым, замечательными актерами М.А.Ладыниной, И.А.Любезновым. Съемочная группа работала на высоком подъеме в радостном предчувствии грядущей победы. Роль Кудряшова, одна из любимых артиста, счастливо совпадала с его актерскими возможностями и человеческими идеалами, позволила вновь изведать полноту жизни в образе. Поэтически обобщенный образ героя войны, воина-защитника и победителя, одухотворенный обаянием личности артиста, был узнаваемым и желанным, как ожидаемая победа. В начале 1945 г. на экраны вышла комедия «Сердца четырех» режиссера К.К.Юдина, снятая еще до войны, в 1941 г. Герой Самойлова, лейтенант Колчин, мужественный, серьезный и ослепительно красивый, воспринимался зрителями военного времени, как победитель. Светлые, гармоничные, жизнеутверждающие образы, созданные артистом в комедиях 40-х годов, вселяли оптимизм и надежду, укрепляли веру в добро, любовь и дружбу. Зрители влюблялись в героев Самойлова, и также горячо они любили и их создателя, вознеся своего кумира на киноолимп. К нему пришла слава.
Кинематограф открыл притягательную силу творческой индивидуальности Самойлова, присущее ему неотразимое обаяние положительного героя. Артиста всегда привлекали открытые, внутренне чистые характеры, созвучные времени. Большинство его экранных героев принадлежало к воинскому сословию разных эпох, и артисту удалось передать их героическую самоотверженность и патриотизм, благородство, доблесть и верность офицерской чести: лейтенант Бурунов («Адмирал Нахимов», реж.В.П.Пудовкин, 1947 г.), лейтенант Вишняк («Новый дом», реж.В.Л.Корш-Саблин), М.Я.Фрунзе («Крушение эмирата», реж.В.П.Басов, 1955 г.), полковник Богун («300 лет тому. », реж.В.М.Петров, 1956 г.), полковник Бобров («Олеко Дундич», реж.Л.Д.Луков, 1958 г.), генерал Кэмброн («Ватерлоо», реж.С.Ф.Бондарчук, 1970 г.), Марченко («Они сражались за Родину», реж.С.Ф.Бондарчук, 1975 г.).
Воплощая замысел режиссера, Самойлов «от себя» передал Гамлету пережитые чувства, размышления, вложил в него свое страстное сердце художника и «на сцене появился светлый человечный Гамлет». В образе Гамлета, проницательного психолога и мыслителя, мощно проявился темперамент мысли Самойлова, сумевшего создать героя высокого интеллекта, что позволило взыскательным критикам заявить о втором рождении артиста. Гамлет по праву принадлежит к выдающимся сценическим созданиям Е.В.Самойлова.
И вновь артист продолжал творческий поиск современных характеров: Суходолов («Сонет Петрарки» Н.Погодина, III премия «Московская театральная весна», 1957 г.), Антон («Дальняя дорога» А.Арбузова, III премия «Московская театральная весна», 1958 г.), Анохин («Время любить» Б.Ласкина), Громов («Аристократы» Н.Погодина), Платонов («Океан» А.Штейна), генерал Бондарев («Перебежчик» П.Тура).
Самойлов стал первым исполнителем роли Ясона («Медея» Еврипида, 1961 г.) на российской сцене и впервые встретился с героем, целеустремленным в осуществлении лишь своих личных корыстных интересов. В творческом союзе с Охлопковым артист создал психологически точный характер убежденного эгоиста и современного прагматика, практичного и безнравственного. Взрывной темперамент и трагический пафос исполнения финальной сцены (отчаяние отца убитых детей) потрясали зрителей. В 1967 году в этом спектакле Самойлов был партнером знаменитой греческой трагической актрисы Аспасии Папатанасиу в роли Медеи.
Многогранный талант Самойлова плодотворно реализовался в спектаклях Охлопкова и достиг высоких сценических свершений. Считая годы работы с Охлопковым самыми счастливыми, артист благодарен своему учителю за подлинную радость творчества, которую Самойлов считает бесценной в работе.
После смерти Охлопкова в 1967 году Самойлов решил не испытывать больше судьбу и принял приглашение М.И.Царева, который неоднократно звал его в Малый театр, ставший с 1968 года его «домом». Труппа Малого театра всегда славилась самобытными талантами, поэтому Самойлов органически вошел в новый коллектив и принес на старейшую русскую сцену свое отточенное мастерство психологического реализма и неизменную любовь к пламенной романтике.
Своеобразие творческой индивидуальности артиста наиболее ярко раскрылось в сценическом прочтении русской классики. Одним из лучших и любимых созданий Самойлова является образ князя Ивана Петровича Шуйского в патетическом и монументальном спектакле режиссера Б.И.Равенских «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, 1973г. (I премия «Московской театральной весны»-1974г.), 30 лет шедшего на сцене Малого театра с неослабевающим зрительским успехом.
Сродни Шуйскому и Захарьин-Юрьев («Смерть Иоанна Грозного» А.К.Толстого, 1995г.) по своим нравственным убеждениям и душевным качествам. Те же благородство, прямота, сердечность, но горестный опыт ближайшего свидетеля многолетних злодеяний Грозного и людских страданий делает его мудрым и сдержанным. Трагичен герой Самойлова, осознающий несостоятельность своего духовного наставничества Годунова. С подлинной трагической силой играл Самойлов Игната Гордеева («Фома Гордеев» М.Горького, 1981г.), отца мятежного правдоискателя Фомы. Позднее раскаяние жизнелюбивого грешника и громадная любовь к сыну наполняли душу умирающего Игната тяжелым предвидением горькой судьбы Фомы.
С 1998 года, как когда-то в 1934 году, Е.В.Самойлов играл в «Лесе» А.Н.Островского, но уже старого лакея Карпа (1998 г.), мудрого и сердечного, лукавого и ироничного, который живет в согласии со своей совестью, сохраняя человеческое достоинство. Образ Карпа был согрет личным обаянием артиста.
Всего за годы работы в Малом театре Е.В.Самойлов сыграл десятки ролей. В русской классике: Мастаков («Старик» М.Горького», 1971г.), Ватутин («Обрыв» И.А.Гончарова, 1992 г.); в зарубежной классике: Андреа Дориа («Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера. 1977г.), камердинер герцога («Коварство и любовь» Ф.Шиллера. 1998г.). Работая над освоением современного драматургического материала, артист создал немало запоминающихся образов. Герои Самойлова, несмотря на возраст и сложные жизненные перипетии, не разменяли свои нравственные принципы, не утратили вкус к жизни, сохранив веру в человека, в добро. Таковы ученый Бармин («Человек и глобус» В.Лаврентьева, 1969г.), майор Васин («Русские люди» К.М.Симонова, 1975г.), заводской мастер Лев Сушкин («Золотые костры» И.Штока, 1975г., приз «Серебряная маска» (1976г.) «за лучшее исполнение мужской роли), рабочий-ветеран Платон Ангел («Дикий Ангел» А.Коломийца, 1982г.), Адольф («Незрелая малина» И.Губача, 1983г.) и другие.
Е.В.Самойлов являлся кавалером орденов Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Награжден медалями: «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «В память 800-летия Москвы», «За освоение целины», «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы»; значком «Отличник культурного шефства над Вооруженными Силами СССР».
С 1984 г. Е.В.Самойлов неоднократно избирался ректоратом Театрального училища имени М.С.Щепкина на пост Председателя Государственной экзаменационной комиссии (1984, 1985, 1987, 1989, 1992-1994, 1996-1999 гг.).
Личная жизнь Е.В.Самойлова сложилось на редкость счастливо. В юности он встретил свою единственную любимую женщину, жену, Зинаиду Ильиничну Левину, и они прожили в любви и дружбе 62 года. Окончив электротехнический институт, супруга Самойлова оставила профессию инженера, посвятив себя заботам о муже и детях. Натура одаренная, она прекрасно играла на рояле, страстно любила искусство театра и, радуясь творческим успехам мужа, как никто другой, знала и понимала, каких физических и духовных затрат требовала актерская профессия. Ее душевными усилиями сберегалась атмосфера дома, в котором было радостно, хорошо, гостеприимно. В редкие свободные часы Самойлов всегда любил проводить время в кругу семьи.
Скончался 17 февраля 2006 года.
Роли в Малом театре:
10.02.1969 Маков, «Золотое Руно» А.Гуляшки
09.09.1969 Семен Безбородько, «Сын» А.Сафронова
21.12.1969 Бармин, «Человек и глобус» В.Лаврентьева
25.09.1970 Отец, «Криминальное танго» Э.Ранета
29.11.1971 Мастаков, «Старик» М.Горького
29.05.1973 Иван Петрович Шуйский, «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого
01.12.1975 Васин, «Русские люди» К.Симонова
27.12.1975 Сушкин, Золотые костры» И.Штока
15.11.1976 Хоменко, «Ураган» А.Сафронова
18.02.1977 Андреа Дориа, «Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера
17.09.1977 Димов, «Маленькая эта земля» ГДжагарова
24.11.1978 Профессор-психиатр, «Возвращение на круги своя» И.Друце
23.02.1981 Ведущий, «Целина» по книге Л.Брежнева
28.05.1981 Игнат Гордеев, «Фома Гордеев» М.Горького
30.11.1982 Ангел, «Дикий Ангел» А.Коломийца
06.12.1983 Адольф, «Незрелая малина» И.Губача
26.05.1985 Угрюмов-Вьюжный, «Из новостей этого дня» Г.Маркова и Э.Шима
14.05.1987 Штепа, «Обсуждению подлежит» А.Ф.Косенкова
27.02.1988 Отец, «Дом на небесах» И.Губача
03.06.1989 Джонатан Коффин (Нонно), «Ночь игуаны» Т.Уильямса
17.06.1991 Бенволио, «Убийство Гонзаго» Н.Йорданова
27.12.1991 Феофан Прокопович, «Детоубийца» Ф.Горенштейна
02.07.1992 Ватутин, «Обрыв» И.А.Гончарова
08.04.1993 Крутицкий, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского
29.04.1995 Захарьин-Юрьев, «Смерть Иоанна Грозного» А.К.Толстого
06.03.1998 Карп, «Лес» А.Н.Островского
27.12.1998 Камердинер герцога, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера
19.10.2001 Князь Тугоуховский, «Горе от ума» А.С.Грибоедова