актер игравший шурика в кавказской пленнице
Александр Сергеевич Демьяненко
Фото Все
Видео Все
«Александр Демьяненко. Шурик против Шурика».
ЛЕГЕНДЫ КИНО. Александр Демьяненко. 18 01 2018.
Александр Демьяненко — биография
Имя Александра Демьяненко очень хорошо известно зрителям старшего поколения. Молодое поколение почти не помнит, как звали актера, но стоит сказать «Шурик», и тут же становится ясно, о ком идет речь. Этот персонаж стал его наградой, и одновременно наказанием, потому что для актера нет ничего хуже, чем оставаться в тени своего образа. Именно так и произошло с Александром Демьяненко – на него обрушилась невероятная слава и любовь зрителей, но иногда она настолько утомляла, что его привычная жизнь стала напоминать кошмар. Когда он появлялся где-нибудь на улице, каждый старался к нему подойти, заговорить, взять автограф, и даже предложить «сообразить на троих». Это было просто невыносимо, потому что у Александра был довольно замкнутый характер, и такое панибратство ему совершенно не импонировало.
Александр Демьяненко прославился после выхода культовых комедий «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию».
Детство и юность
Родился Александр Демьяненко 30 мая 1937 года в городе Свердловск. Отца звали Сергей Петрович, он служил артистом в местном Оперном театре и учил студентов консерватории театральному мастерству. Мама Галина Васильевна работала бухгалтером. Саша был совсем крохой, когда отец их бросил, и создал семью с другой женщиной. В том браке родились двое деток – мальчик Владимир и девочка Надя, но и они не сделали этот брак крепким и счастливым. Сергей бросил вторую семью, выпросил прощения у первой жены, и вернулся. После его возвращения семья пополнилась еще двумя девочками – Саша стал старшим братом для сестричек Тани и Наташи.
Александр Демьяненко в молодости
Несмотря на такие немужские поступки отца, Саша все равно был сильно к нему привязан, и именно благодаря Сергею Петровичу мальчик впервые соприкоснулся с искусством, и полюбил его. Демьяненко-старший в свое время окончил ГИТИС, выступал с агитационной труппой «Синяя блуза». Практически ежедневно после школьных занятий Саша отправлялся на работу к отцу, и часами наблюдал за всем, что происходило в оперном театре. Мальчику так нравилось все, что он видел на сцене, что он даже не заметил, как сам захотел стать актером. Его больше не интересовало ничего – только театр. Отец прожил в семье не очень долго, он был человеком влюбчивым и увлекающимся, поэтому снова бросил семью, и завел отношения еще с одной женщиной. Но Саша все равно любил папу, и считал его неоспоримым авторитетом. Когда дети Сергея Петровича от разных браков подросли, то у них сложились по-настоящему родственные отношения.
Александр Демьяненко получил среднее образование в одной из свердловских школ, в которой углубленно изучался немецкий язык. Аттестат об окончании школы парень получил в 1954-м, и начал строить планы о поступлении в вуз. Ему повезло, в тот год в их городе начала работу приемная комиссия МХАТа, которая прибыла в Свердловск в поисках молодых дарований.
Демьяненко понял, что это сама судьба дает ему шанс воплотить в реальность детскую мечту и пошел на экзамены. Волнение было жутким, Саша никак не мог с ним справиться, и конечно же провалился.
После этого недолго думая, Александр Демьяненко начинает штурм юридического института, и в этом же году становится студентом первого курса. Молодой человек учился достаточно прилично, но после первого года обучения к нему пришла мысль, что это не его призвание. Он не хотел тратить впустую время, изучать нужные, но совершенно ему не интересные науки, потому что эта профессия ему была совершенно не по душе. Демьяненко забирает документы из института, и уезжает в Москву, чтобы сделать вторую попытку, и заняться любимым делом.
Столица не отвергла парня из провинции. Демьяненко пробовался одновременно в два театральных института, и ходил на экзамены в ГИТИС и в «Щуку». На этот раз удача была на стороне скромного абитуриента, и он сумел пройти в оба. С выбором он долго не мучился, и остановился на ГИТИСе, в котором когда-то учился его отец. И вскоре в Свердловск полетела телеграмма с радостным известием для родителей — их сын стал студентом театрального вуза.
Диплом о высшем образовании Александру выдали в 1959-м, а до этого счастливого момента были напряженные годы учебы. Он был несомненно талантлив, но иногда бездумные выходки его эксцентричного характера ставили в тупик всех преподавателей. Саша мог запросто бросить учебу прямо посреди семестра, и рвануть на родину в Свердловск, проведать родных. Руководителем Демьяненко в вузе был Иосиф Раевский, который уговаривал парня посещать хотя бы уроки актерского мастерства. Другие преподаватели хоть и сердились на незадачливого студента, но в списки на отчисление его не подавали.
Фильмы
Свою кинематографическую биографию Александр Демьяненко начал еще на втором курсе театрального института. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов доверили молодому актеру сыграть Митю в картине «Ветер». Эта картина завершила комсомольскую тему, которую освещали две предыдущие ленты «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». В этой ленте Александр Демьяненко впервые предстал перед зрителями, и им очень понравился этот скромный и интеллигентный паренек, готовый ради идеи на настоящий подвиг. Этот типаж навсегда закрепился за артистом с тех самых пор.
После получения диплома Александр оказался в труппе Московского театра им.Маяковского, на сцену которого выходил на протяжении трех лет. Но родным этот театр так и не стал, Демьяненко больше предпочитал работу в кинематографе.
Те же режиссеры Алов и Наумов выпустили в 1961-м еще одну картину под названием «Мир входящему», в которой опять был задействован Александр Демьяненко. Его персонаж – лейтенант Ивлев, только что закончивший военное училище. Сюжет переносит зрителя в последние дни военных действий, перед лейтенантом поставлена задача сопровождать беременную немку до госпиталя. Фильм понравился не только советским зрителям, его с большим интересом смотрели за рубежом. Лента получила многочисленные призы, причем на самых знаменитых фестивалях – Брюссельском и Венецианском.
Буквально сразу вышли еще два фильма с участием Демьяненко, которые сделали его узнаваемым. Первой была комедийная лента «Карьера Димы Горина», где он стал кассиром, а вторая называлась «Взрослые дети», в которой Демьяненко и молодая актриса Лилия Алешникова стали молодыми супругами, проживающими на одной жилплощали с родителями.
В 1962-м Демьяненко решил уходить из театра им.Маяковского и уехать в Ленинград. У него была сильнейшая мотивация так поступить. Во-первых, он получил в Ленинграде свою первую квартиру, и во-вторых, его звали на киностудию «Ленфильм», где вышли несколько картин с его участием.
Александр продолжает активно сниматься, и очень скоро на суд зрителей была представлена новая работа с его участием – фильм «Порожний рейс», снятый режиссером Владимиром Венгеровым. Демьяненко сыграл смелого журналиста Сироткина, который пытается распутать целый клубок финансовых махинаций. Картина прошла с большим успехом, популярность Демьяненко растет с каждым новым проектом.
Таким же успешным стал и следующий фильм с участием Александра. Картина носила название «Государственный преступник», снял ее режиссер Николай Розанцев. Александру Демьяненко доверили роль молодого, но очень проницательного следователя Поликанова, который ведет только особо важные дела. На этот раз он занимался военным преступником.
Этот период в творчестве актера можно уверенно назвать временем стремительного роста. Его начали узнавать даже простые прохожие, типографии выпустили фото артиста, которые можно было купить в любом киоске «Союзпечать». Никто даже не предполагал, что пройдет совсем немного времени, и эта слава станет просто оглушительной, поначалу радующей, а потом даже мешающей нормально жить.
Впереди была судьбоносная встреча с режиссером Гайдаем, которая откроет новую страницу творчества Александра Демьяненко. Чтобы посмотреть на артиста и понять, подходит он ему или нет, Леонид Гайдай отправился в Ленинград, куда к тому времени переехал Демьяненко. Перед этим режиссер проводил пробы в Москве, и не утвердил ни одного из сорока претендентов на главную роль в картине «Несерьезные истории». Ему нужен был простой, незадачливый юноша, такой себе растяпа с интеллигентной внешностью, который постоянно во что-то вляпывается.
При первом же знакомстве режиссера и актера, Гайдай понял, что нашел то, что так долго искал и не видел у предыдущих претендентов. Он увидел человека точь-в-точь похожего на главного героя Владика, который мог оставаться самим собой, ведь именно таким Гайдай и видел этого персонажа своей ленты. Во время съемочного процесса было решено переименовать героя, и с легкой руки режиссера Владик стал Шуриком. Единственное, что не соответствовало образу, это цвет волос, которые у Демьяненко были черного цвета, а его герой был блондином. Тут уж пришлось потрудиться стилистам, которые всеми возможными способами пытались сделать из него блонда. Они так старались, что кожа на голове актера покрылась волдырями. По воспоминаниям вдовы Демьяненко, Людмилы Акимовны, краски для волос в те годы были очень агрессивными, и все боялись, что от такой интенсивности актер может даже облысеть.
После проката картины «Операция «Ы», популярность Демьяненко взлетела до небес. Никто даже не пытался обращаться к нему по имени, он стал просто Шуриком. Артисту даже не пришлось играть, он будто проживал в картине отрывок своей собственной жизни. Ему не нужно было использовать актерское мастерство или другие штучки, чтобы вжиться в образ, он был самим собой. В одном из интервью Александр сказал журналистам, что ему не нужно было перевоплощаться, а на съемочную площадку он приходил, как домой.
По мнению многих критиков персонаж Шурик был собирательным образом, в котором просматриваются черты характера режиссера и актера Демьяненко. Они в реальной жизни были такими же, как этот обаятельный юноша – замкнутыми неразговорчивыми очкариками, которые шутили, а сами оставались серьезными.
На имя режиссера Гайдая стали приходить мешки писем, в которых была только одна просьба – снимать продолжение приключений полюбившегося Шурика. Леонид Гайдай решил не разочаровывать поклонников его творчества, и через два года выпустил новую картину под названием «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». И снова зрители могли наслаждаться невероятными приключениями их любимого персонажа.
В 1973-м на экраны вышла еще одна лента, которая пришлась по душе миллионам зрителей. Это была комедийная история «Иван Васильевич меняет профессию». И тут нашлась роль для Александра Демьяненко. Это был не полюбившийся Шурик, но зрители приняли картину с восторгом. Лента стала настоящим шедевром, и заняла свое достойное место среди золотого фонда кино.
И вот в это самое время, когда, казалось бы, актер находится в зените славы, его обожают поклонники и хвалят режиссеры, у него начинается полоса невезения. Демьяненко ассоциируют исключительно с Шуриком, режиссеры в большом затруднении, ведь из-за прилепившегося к нему образа, его уже не воспринимают в другом амплуа. Ему все труднее стало найти подходящий образ, он стал настоящим заложником звездной роли.
Александру Демьяненко было немного обидно, что его драматических персонажей из картин «Мир входящему», «Мой добрый папа», «Угрюм-река» уже почти никто не помнит, а комедийный персонаж так врезался в память миллионам поклонников.
Демьяненко страдал от публичности, которая пришла вслед за громкой славой после фильмов Гайдая. К нему могли запросто подойти посреди улицы, хлопнуть по спине или плечу, назвать Шуриком, и пригласить на рюмашку. Актера часто звали на вечера встреч со зрителями, и он отвечал согласием, потому что за них платили. Он считал, что каждый человек имеет право на свою жизнь, и пускать в нее посторонних не было совершенно никакого желания.
Режиссеры так и не определились, какой типаж героя можно предложить Александру, поэтому у него практически не было работы. Но, несмотря на то, что новых картин не было, его все равно донимали поклонники. Ходить по улицам ставало все невозможнее, и это очень огорчало артиста. В отсутствии работы, Демьяненко занялся озвучиванием зарубежных картин. Его голосом говорили многие звезды иностранного кино и даже мультяшные герои.
Иногда поступали предложения от режиссеров сыграть роль второго плана или засветиться в небольшом эпизоде настоящего кино. И Александр с радостью согласился стать приказчиком Иваном Сохатых в ленте «Угрюм-река» или Шестаковым в картине «Зеленый фургон».
За всю свою творческую биографию актер снялся более чем в семидесяти картинах.
Театр
Когда Демьяненко ушел из «Ленфильма», то стал актером Театра комедий им.Акимова. В середине 90-х он перешел в Санкт-Петербургский театр «Приют комедиантов», в котором играл в спектаклях «Владимирская площадь» и «Антигона». Его персонажи были совершенно не похожи друг на друга, но Александр очень органично смотрелся в каждом из них, что лишний раз подтверждает наличие настоящего драматического таланта, который так и не был до конца раскрыт. Зал в театре «Приют комедиантов» вмещает небольшое количество зрителей, поэтому постановку видело очень мало зрителей, и его работа не получила должной оценки.
В 1991-м Александру Демьяненко присвоили звание Народного артиста РСФСР, и эта награда стала завершением его творческой карьеры. Артист по-прежнему был задействован в театре и продолжал дублировать и озвучивать картины, но ощущал неизбежность скорого заката – и карьеры, и самой жизни.
Личная жизнь
Первую супругу Александра Демьяненко звали Марина Склярова. Их семейный союз существовал 16 лет. Они были знакомы еще со свердловского драмкружка, жили счастливо, вместе проводили много времени. Брак был бездетным. Марина была очень энергичная, во время тотального дефицита могла наполнить домашний холодильник разными вкусностями. Женщине приходилось крутиться самой, потому что муж в бытовых вопросах не разбирался.
Фото: Александр Демьяненко с женой
Никто не знает, какие чувства связывали Александра с супругой, он был молчаливым и замкнутым. В один из дней он вернулся домой, собрал все свои вещи и ушел, оставив Марину в недоумении, ведь они прожили без единой ссоры все эти годы.
Женщину, к которой он ушел, звали Людмила Акимовна, она работала режиссером дубляжа на киностудии «Ленфильм». Демьяненко стал ее вторым мужем. Общих детей у них не было, зато актер сумел быстро сблизиться с дочерью Людмилы от первого брака – Анжеликой. С Людмилой он прожил до конца своих дней. Анжелика стала актрисой и служит в Малом драматическом театре Льва Додина.
Демьяненко любил уединенные места, поэтому почти все время проводил на загородной даче, где мог спокойно читать, мечтать и слушать любимую классику.
Причина смерти
Проблемы с сердцем у Александра Демьяненко начались давно, и усугубились напряженной работой на съемках сериала «Клубничка». Лента снималась в Москве, и артисту приходилось ездить на съемки, жить в гостиничном номере.
Каждый выходной он должен был выходить на сцену «Приюта комедиантов», потому что его задействовали в спектакле. Дисциплина у актера была на первом плане, поэтому он ни разу в жизни не опоздал на съемки или представление.
Фото: Могила Александра Демьяненко
Во время съемок одной из серий у Александра случилось отслоение сетчатки. Доктора прооперировали глаз, применив серьезный наркоз, из которого артист еле вышел. Через некоторое время его опять госпитализировали, подозревая, что у актера язва желудка. При обследовании выяснилось, что у него совсем другой диагноз – инфаркт, причем повторный. Первый Александр перенес на ногах и даже не знал об этом.
Доктора начали готовить артиста к операции по шунтированию, но было уже поздно. Александра Демьяненко не стало 22 августа 1999 года. Он скончался от отека легкого.
Ходили разговоры о том, что артист злоупотреблял спиртным, и именно это привело к такому исходу. Но это было правдой только в некоторой степени. В трезвенниках актер не значился, но и запойным не был.
Местом упокоения великого артиста стало Серафимовское кладбище Санкт-Петербурга, и рядом с ним спустя несколько лет нашла покой его вторая жена Людмила.
Избранная фильмография
Ссылки
«Кавказская пленница» — как сложились судьбы главных героев советской комедии
Мы уверены, что каждый из вас, хотя бы один раз смотрел популярный советский фильм Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», который был снят в далёком 1966 году. Это был второй фильм с Шуриком в качестве главного персонажа и последний фильм (из тех, что снял Леонид Гайдай) с участием тройки Трус — Балбес — Бывалый (Вицин — Никулин — Моргунов). Эта лёгкая комедия сразу же покорила сердца советских зрителей, и они с удовольствием пересматривали эту добрую картину. Сегодня мы хотим рассказать вам, как сложилась судьба главных героев «Кавказской пленницы».
Наталья Варлей, 70 лет
Съемки у Леонида Гайдая стали звездным часом для 19-летней выпускницы Госучилища циркового и эстрадного искусства Натальи Варлей. Однако «спортсменка,комсомолка и просто красавица» решила круто повернуть карьеру и уже следующей своей ролью выбрала ведьму-панночку в первом советском ужастике«Вий». После у актрисы случались и комедии («12 стульев»), и драмы («Золото»), но вот настолько ярких ролей, как у Гайдая и в «Вие», у Варлей больше не было.
У Варлей двое сыновей. Старшего Василия актриса родила от второго мужа, актера Владимира Тихонова, сына Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. В 1985 году родился второй сын артистки — Александр, который работает режиссером и руководит собственной киностудией. Его отцом, по слухам, стал женатый узбекский актер Ульмас Алиходжаев, с которым Варлей снималась в 1984 году в фильме«Огненные дороги». Актриса не говорит на эту тему, а сыну дала свою фамилию.
Александр Демьяненко
Выпускник ГИТИСа начинал как драматический актер, но в середине 60-х Демьяненко был утвержден на роль рассеянного студента Владика Арькова в серии комедий Леонида Гайдая(кстати, на роль пробовались Виталий Соломин и Евгений Петросян). В итоге героя было решено переименовать в честь главного актера, а самого актера — перекрасить. Леонид Гайдай видел Шурика блондином, тогда как у Демьяненко были очень темные волосы. От постоянного осветления у актера была раздражена кожа головы, поэтому в следующем фильме франшизы — «Иван Васильевич меняет профессию» — Демьяненко пощадили.
Актер был женат на школьной подруге Марине Скляровой, от которой ушел к сотруднице«Ленфильма» Людмиле Неволиной. Демьяненко воспитывал дочь Людмилы от первого брака, но общих детей у пары не было.
Актер умер в 62 года от ишемической болезни сердца. В 2005 году не стало его вдовы Людмилы Демьяненко.
Фрунзик Мкртчян
Актер родился в семье табельщика и посудомойщицы, бежавших от геноцида армян. Играть Фрунзик начал в 15 лет в самодеятельном кружке, а на втором курсе театрально-художественного института молодого актера стали приглашать в кино.
В «Кавказской пленнице» Мкртчян снялся со своей второй женой — Донарой Пилосян,которая сыграла жену водителя товарища Саахова. Донара родила от актера дочь Нину и сына Вазгена, судьба которых, как и самой актрисы, сложилась трагически. У Донары Мкртчян после рождения второго ребенка начала развиваться шизофрения. Фрунзик отправил жену на лечение во Францию, но улучшений не было. Последние 25 лет жизни Донара провела в психиатрической клинике Севана в Армении, а ее диагноз передался сыну. 31-летний Вазген Мкртчян умер в 2003 году. Нина Мкртчян, старшая дочь актера,погибла в автокатастрофе в 39 лет. Фрунзик Мкртчян скончался в 63 года от инфаркта.
Владимир Этуш, 95 лет
Этуш — участник Великой Отечественной войны. Актер ушел на фронт в 19 лет и воевал в горах Кабарды и Осетии, участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. После войны Этуш окончил Щукинское училище и спустя 8 лет начал сниматься в кино.
Работа в «Кавказской пленнице» стала всего лишь пятой ролью актера в кино. На тот момент актер был женат в третий раз, воспитывал 10-летнюю дочь Раису. В середине 90-х Раиса Этуш вышла замуж за американского бизнесмена-нефтяника и уехала в Штаты, где родила сына.
Георгий Вицин
18 апреля 1917 — 22 октября 2001
«Трус» из знаменитой троицы до последних дней играл в Театре киноактера, но денег хватало на самое скромное существование. Вицин отказывался от помощи со стороны,а из пенсии и скудных гонораров выкраивал деньги на корм дворовым собакам и содержание голубятни. Из квартиры актер выходил редко, с прессой не общался.
На прощание с артистом приехали его вдова Тамара Мичурина и дочь Наталья, несколько родственников и соседи. Собрать средства на памятник и ограду могилы не удавалось несколько лет.
Евгений Моргунов
27 апреля 1927 — 25 июня 1999
Премьера «Кавказской пленницы» была омрачена ссорой Леонида Гайдая и Евгения Моргунова. Бывалый устроил скандал на закрытом техническом просмотре «Пленницы». Он явился на показ пьяным, в компании выпивших девушек и с последнего ряда сыпал шутками и оскорблениями в адрес Гайдая. Актера вывели, а режиссер перемонтировал ленту, вырезав все сцены с Моргуновым, насколько это было возможно. После этого Гайдай не работал с Моргуновым и не общался с ним до конца жизни.
Однако для самого Моргунова 1966 год был все-таки счастливым. Молодая жена родила от актера первенца — Антона, а в 1972 году в семье родился второй сын Николай. К сожалению, младший сын Моргунова погиб в 26 лет, уснув за рулем.
Юрий Никулин
18 декабря 1921 — 21 августа 1997
Никулин ушел на фронт в 18 лет и участвовал в советско-финской кампании, воевал под Ленинградом, был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Над юным нескладным Никулиным смеялись однополчане,но тот вместе с ними смеялся над собой, а еще мог обставить любого в дуэли на знание анекдотов.
Демобилизовавшись, Юрий поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре — во ВГИК Никулина не приняли «за отсутствием актерских способностей».
В 28 лет Юрий Никулин познакомился со своей будущей женой — циркачкой и актрисой Татьяной Покровской, с которой прожил до конца жизни и воспитал сына Максима (сейчас — директор Цирка на Цветном бульваре)
Нина Гребешкова, 87 лет
Гребешкова — жена Леонида Гайдая. Супруги прожили вместе больше 40 лет, до смерти режиссера в 1993 году. Единственная дочь пары — Оксана Гайдай — работает экономистом. Внучка Гайдая Ольга также выбрала карьеру в банке.
В «Пленнице» Гребешкова сыграла эпизодическую роль медсестры «скорой», а ее звездный час настал в «Бриллиантовой руке».
Актриса снимается до сих пор: ее можно увидеть в драмах «Легенда № 17» и новой версии«Экипажа».