актер кардинал ришелье дартаньян и три мушкетера
Самый лучший кардинал Ришелье: Почему актер Александр Трофимов так мало снимался в кино
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Находка для Театра на Таганке
В его семье никто не имел отношения к искусству, но сам он занимался творчеством с юности – писал стихи и музыку, самостоятельно научился играть на гитаре, но на выбор будущей профессии эти увлечения поначалу никак не повлияли. После школы он решил освоить техническую специальность, а параллельно устроился работать техником сцены в офицерский клуб при военной академии. Собирая декорации и наблюдая за происходящим на сцене, однажды он решил попробовать свои силы в художественной самодеятельности, и руководитель студии после репетиции сказал ему, что видит в нем актерский талант, который обязательно нужно развивать. Этого оказалось достаточно для того, чтобы уйти из училища и отнести документы в «Щуку».
Ни он сам, ни его знакомые не верили в то, что с такими данными можно стать актером – Трофимов заикался от рождения, был очень застенчивым и ранимым, да и внешне был совсем не похож на киногероев эпохи начала 1970-х гг. Слишком утонченный и какой-то «нездешний», худой и долговязый парень все же чем-то привлек внимание приемной комиссии – и был принят с первой же попытки. При всей его внешней субтильности в нем чувствовалась какая-то невероятная внутренняя энергия и сила, а главное то, что так необходимо актерам, – оголенный нерв.
Еще будучи студентом Щукинского училища, всего в 19 лет Александр стал руководителем юношеской студии при народном театре шелкового комбината в Наро-Фоминске. Тогда же он пришел к Юрию Любимову и заявил о том, что с первого же увиденного спектакля с Владимиром Высоцким в главной роли он заболел Театром на Таганке и хотел бы выступать на этой сцене. Удивительно, но Любимов не только принял его в труппу, но и доверил сначала роль Рахметова в спектакле «Что делать?», а несколькими годами позже – Иешуа в «Мастере и Маргарите». Эту сложную роль, о которой мечтают многие актеры и идут к ней годами, Трофимов сыграл всего в 25 лет! На первой же репетиции Любимов сказал растерявшемуся молодому человеку: « А ничего не надо играть, Саша! Это они пусть играют. А вы говорите все как есть – и ничего больше ». Роль Иешуа стала для актера самой значимой и дорогой. Он говорил о ней: « Я даже не могу назвать это ролью, это стало образом жизни ». Этому театру актер посвятил всю свою жизнь и выходит на его сцену вот уже более 50 лет.
Лучший советский кардинал
В возрасте 25 лет актер впервые появился и на экранах – в телеспектакле «Доходное место», но зрители вряд ли запомнили его дебютную роль. А еще через 2 года о нем заговорила вся страна, ведь в конце 1979 г. вышел легендарный фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», где Трофимов блестяще перевоплотился в кардинала Ришелье. Большинство зрителей и представить не могло, что эту роль сыграл актер-дебютант, которому на момент съемок было всего 26 лет, ведь на экранах его персонаж выглядел намного старше, опытнее и мудрее.
Режиссер и сам изначально планировал взять на эту роль возрастного актера (главным кандидатом был Михаил Козаков), а Трофимов должен был сыграть англичанина Джона Фелтона – того, который стал жертвой коварства Миледи. Однажды на пробах актер решил подыграть другу, Борису Клюеву, игравшему Рошфора, и прочел текст реплик кардинала. И вот тут режиссер понял, что продолжать поиски другого актера на эту роль больше не имеет смысла. Правда, озвучил героя Михаил Козаков – по мнению Хилькевича, его манера речи больше соответствовала этому образу. А вот песню исполнил сам Александр Трофимов в дуэте с Алисой Фрейндлих.
О том, почему он не дал актеру озвучить свою роль, режиссер позже рассказывал: « У Трофимова голос был тяжелый, манера говорить тягучая. А тут был нужен светский человек, раздражительный и самодостаточный. Трофимов в жизни немного заикается. В озвучивании, как и при пении, такие люди, как правило, заикаться перестают. Но в Трофимове не было этой светской наглости. А вот Миша Козаков все это блестяще проделал своим голосом. Мне было важно, чтобы эта мрачная высокая фигура разговаривала именно так ».
«Свой» режиссер
Удивительно, но роль кардинала Ришелье, которая принесла ему всесоюзную славу, не была для актера самой любимой. «Своим» режиссером он называл Михаила Швейцера, у которого снялся в нескольких фильмах: «Маленькие трагедии», «Мертвые души» и «Крейцерова соната». Этот режиссер обратил внимание на невероятное сходство актера с писателем Николаем Гоголем и доверил ему эту роль.
Трофимов говорил: « Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с замечательнейшим режиссером Михаилом Швейцером. И работа в трех его картинах у меня в памяти останется на всю жизнь. Лучше этого и дороже у меня в кино ничего не было и вряд ли будет… Такого доверия ко мне со стороны режиссёра я больше не видел никогда и нигде. Это было абсолютное доверие, и если вдруг Михаил Абрамович видел, что что-то пошло не так, то с его стороны была предельно тактичная и осторожная коррекция и больше ничего. Обычно его на девяносто процентов устраивало то, что я показывал и делал ».
Куда исчез Ришелье
К выбору киноролей Александр Трофимов всегда относился очень критически и избирательно. Он не гнался за славой и не переживал по поводу того, что появлялся на экранах очень редко. Дело в том, что на первом месте для него всегда оставался театр, на сцену которого 69-летний актер продолжает выходить до сих пор. К тому же его перевоплощения на экранах были такими неожиданными, что часто зрители попросту не узнавали любимого актера в новом образе. Так было, например, с ролью капитана Крюка в фильме «Питер Пэн».
Несмотря на выбранную профессию, Александр Трофимов всегда был человеком непубличным, не посещал светских мероприятий и крайне редко соглашался на интервью. Из-за этого его называли одним из самых закрытых актеров. Его коллегам редко удавалось увидеть его настоящего. Вениамин Смехов, с которым они выступали в Театре на Таганке и снимались в «Трех мушкетерах», вспоминал о совместной работе и общении с ним: « Во время съемок, в Одессе, мы гуляли с ним от гостиницы «Аркадия» к морю и много друг другу рассказали о предыдущей жизни. Саша – человек закрытый и болезненно гордый, так мне казалось до этих съемок. Он открылся тонко чувствующим и поэтическим человеком, с множеством комплексов и сомнений ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Александр Трофимов
Биография
Заглавная роль в фильмографии актера Александра Трофимова – холодный, расчетливый, но не лишенный обаяния кардинал Ришелье из комедии Юнгвальда-Хилькевича «Три мушкетера». Куда меньше зрители знают и любят неистового Вальсингама из «Маленьких трагедий», ироничного Гоголя из «Мертвых душ», ранимого священнослужителя Лоренцо из «Ромео и Джульетты».
Александр Трофимов в роли кардинала Ришелье
Образов, воплощенных Трофимовым на экране, немного, но каждый из них стал классикой советского кино. А вот вклад актера в театральное искусство несоизмеримо больше – почти 45 лет Александр Алексеевич отдал служению театру на Таганке.
Детство и юность
Александр Трофимов родился 18 марта 1952 года в Москве в семье, далекой от искусства. Конечно, о профессии актера мальчик и не думал. И даже вступив в пору юности, не мог определиться с будущей профессией.
Актер Александр Трофимов
В итоге выбрал техническое направление, 17-летним юношей поступил рабочим сцены в клуб Краснознаменной военной академии бронетанковых войск имени маршала Малиновского. Но что-то не удовлетворяло юного Трофимова в выборе, хотелось чего-то иного, нового.
Однажды судьба завела парня в самодеятельную театральную студию. Талант молодого человека заметил худрук, дав совет поступать в театральный. Трофимов раздумывать не стал и в этот же год был зачислен на первый курс Щукинского училища.
Театр
В 1974 году, став дипломированным актером, Трофимов пришел в театр на Таганке. Этот выбор актер сделал осознанно, когда на одном из таганковских спектаклей увидел невысокого человека в черном, надрывно, хриплым голосом исполняющего песню.
Спектакль этот назывался «Добрый человек из Сезуана», а исполнителем был Владимир Высоцкий.
Александр Трофимов в спектакле «Что делать?»
Еще одной причиной прийти на Таганку стало для Трофимова желание работать в труппе великого Юрия Петровича Любимова. Их творческий тандем оказался на удивление слаженным и плодотворным. На первой же репетиции спектакля «Что делать?» по Чернышевскому, где Александр играл молодого бунтаря Рахметова, Любимов сказал ему:
«Саша, пусть все они играют, а вам – не надо! Говорите, как есть – и ничего больше».
Любимов, несмотря на властный нрав, часто соглашался с тем, как Трофимов видит роль, как интерпретирует образ. И актер ценил его за доверие, уважал за безграничный талант, всегда считал учителем в профессии.
Александр Трофимов в спектакле «Фауст»
Трофимов зарекомендовал себя как актер внутренней игры, персонажи, изображенные им, – люди сильные, волевые, острохарактерные. Раскольников, Фауст, Гоголь – это только часть галереи образов, воплощенных им на театральной сцене.
В 1977 году Любимов ставит спектакль «Мастер и Маргарита». И в этой работе Любимов вновь дает Трофимову свободу в понимании и трактовке роли. Возможно, поэтому она, по признанию самого актера, остается для него самой главной и дорогой.
Фильмы
Конец 70-х в творческой биографии Трофимова отмечен знакомством с миром кино. В 1977 году сыграна роль в телеспектакле «Доходное место». А в 1978-м вся страна увидела молодого актера в роли кардинала Ришелье в музыкальной комедии Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Три мушкетера».
Александр Трофимов в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
Предыстория успеха такова: первоначально Трофимова пробовали на эпизодическую роль англичанина Джона Фелтона – того, что по указанию Миледи отправляется на убийство герцога Бэкингема. Чтоб подыграть другу – актеру Борису Клюеву, сыгравшему Рошфора, Трофимов прочел монолог кардинала.
Впечатленный Юнгвальд-Хилькевич не стал приглашать на роль Ришелье возрастного актера, и ее блестяще сыграл 26-летний актер театра на Таганке. Правда, озвучить кардинала пригласили Михаила Козакова, чья манера говорить, по задумке режиссера, соответствовала этому персонажу.
Александр Трофимов в фильме «Мёртвые души»
Как и в театре, в кино Александру Трофимову тоже удалось встретить своего режиссера. Им стал Михаил Швейцер, впоследствии снявший актера в фильмах «Маленькие трагедии» (1979), «Мертвые души» (1984), «Крейцерова соната» (1987).
Говоря о работе Трофимова в кино, нельзя не отметить плодотворный тандем актера с режиссером Анатолием Эфросом. В этом творческом дуэте родилась одна из ярких ролей Трофимова-актера – аббат Лоренцо в телеспектакле «Ромео и Джульетта» (1983).
Александр Трофимов в фильме «Питер Пэн»
Аристократичная внешность актера, скульптурный профиль, выдающийся рост (под 2 метра) давали карт-бланш в отношении ролей фактурных, ярких, выразительных, оттененных благородством, оттого так часто его приглашали в исторические картины.
А в 1987 году Трофимов неожиданно для поклонников сыграл роль капитана Крюка в детском фильме «Питер Пен» режиссера Леонида Нечаева. Этот образ, абсолютно отличный от предыдущих киноработ Трофимова, тоже стал ярким образцом фильмографии артиста, куда вошли свыше 30 кинолент.
Личная жизнь
Личную жизнь актер всегда оставлял закрытой темой в ходе интервью. О том, кто является женой актера, нет точной информации, в Сети нет ни одного семейного фото.
Алексей Трофимов, сын Александра Трофимова
Известно, что у Александра Алексеевича есть сын Алексей 1988 года рождения. Он тоже выпускник знаменитой Вахтанговской актерской школы, окончил Театральный институт им. Б. Щукина и с 2012 года служит в театре им. Моссовета. Поклонники с удовольствием отмечают, что сын похож на отца в молодости и столь же талантлив.
Александр Трофимов сейчас
В 1992 году Александр Алексеевич стал Заслуженным артистом России, а в 2013 году актеру присуждено звание Народного артиста. Любимый поколениями актер Александр Трофимов продолжает радовать поклонников ролями в театре и кино.
Александр Трофимов в 2018 году в спектакле «Владимир Высоцкий»
Сегодня на сцену родного театра на Таганке актер выходит в спектаклях «Фауст» и «Владимир Высоцкий». В 2017 году Александр Трофимов сыграл роль Старика в одноименном спектакле Псковского театра драмы. Режиссером постановки выступила Анна Потапова.
В числе свежих работ Александра Алексеевича в кино – роль Барона в фильме «На дне» (2014) режиссера Владимира Котта по мотивам одноименной пьесы М. Горького.
Кардинал Ришелье 40 лет спустя. Что стало с актером Александром Трофимовым
Есть много фильмов про мушкетеров, но, кажется, ни один не снят с такой душой, как наша знаменитая трехсерийная лента 1978 года «Д’Артаньян и Три мушкетера» с блистательными актерами и песнями на все времена.
Мрачного, но в чем-то обаятельного злодея Ришелье сыграл актер Театра на Таганке Александр Трофимов. Мало кто знает, что на тот момент ему было всего 26 лет. Он был самым молодым из всех исполнителей ключевых ролей.
У Дюма в его мушкетерской саге опытному политическому интригану Ришелье уже за 40. Это совпадает с возрастом реального исторического персонажа кардинала де Ришелье – крупного религиозного и государственного деятеля Франции XVII века.
На эту роль сначала был подписан Михаил Козаков, которому на момент съемок было 43.
Трофимов же должен был сыграть того самого английского фанатика, который попадает под чары Миледи и кричит: «Имя, сестра, имя!»
Однако волей случая, просто оказавшись «под рукой», Трофимов вошел в образ Ришелье, чтобы помочь на пробах другому актеру – и был немедленно утвержден на роль могущественного кардинала.
Правда, озвучил его реплики все-таки Козаков, потому что у самого Александра слишком тягучий голос, без резкости.
Собственным голосом Трофимов поет в фильме только песню с Алисой Фрейндлих, которая сыграла королеву Анну.
Несмотря на молодость, Александру Трофимову роль Ришелье была вовсе не «велика». К моменту киносъемок он уже больше года играл Иешуа в спектакле Юрия Любимова «Мастер и Маргарита».
Александр Трофимов сегодня
18 марта народный артист Александр Алексеевич Трофимов отметит 68-летие.
Специфическая внешность при высоченном росте и худобе еще в молодости делала артиста в разы старше, чем на самом деле. По сравнению со многими коллегами, ему довольно рано пришлось смириться с ролями «стариков».
На фото ниже «Ришелье» и «Атос»: Вениамин Смехов старше Александра Трофимова на 12 лет.
Кстати, именно такую роль – Старика – Трофимов сыграл в одноименном спектакле по пьесе Горького в 2017 году.
Но еще за 10 лет до этого, в 2007-м, изобразил валаамского старца в многосерийном фильме «Завещание Ленина».
Уже 46 лет, то есть две трети своей жизни, Александр Алексеевич служит в родном Театре на Таганке, где среди множества его ярких ролей – Раскольников, Фауст.
Считается, будто он мало играл в кино. Но на счету актера больше 30 фильмов, во многих он сыграл основные роли.
Кстати, со времен «мушкетеров» и позже «Мертвых душ», где Трофимов перевоплотился в Гоголя, зрителям запомнился его образ с бородой и усами. Без них многие его даже не узнают.
Актеры фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» тогда и сейчас (11 фото)
Вышедший на экраны 39 лет назад фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» сразу стал одной из любимых отечественных кинолент и остается ей до сих пор. Во многом это заслуга великолепной игры ярких и талантливых актеров, которые потом снялись в большом количестве других фильмов. Далее предлагаем взглянуть на то, как за минувшие годы изменились актеры, сыгравшие роли в этой кинокартине.
Кардинал Ришелье — Александр Трофимов (65 лет)
Д’Артаньян — Михаил Боярский (67 лет)
Атос — Вениамин Смехов (77 лет)
Портос — Валентин Смирнитский (73 года)
Констанция Бонасье — Ирина Алфёрова (66 лет)
Миледи — Маргарита Терехова (74 года)
Король Людовик XIII — Олег Табаков (81 год)
Королева Анна Австрийская — Алиса Фрейндлих (82 года)
Рошфор — Борис Клюев (73 года)
Кэтти — Елена Цыплакова (58 лет)
Арамис — Игорь Старыгин (умер в 2009 году в возрасте 63 лет)
Александр Трофимов
о роли кардинала Ришелье
— Вы знаете, я до сих пор этому удивляюсь. Видимо, так бывает. Всё очень непредсказуемо и в жизни, и в искусстве. Я тогда был очень молод, мне было двадцать шесть лет, и это было моё самое первое общение с кинематографом. На тот момент я уже играл в Театре на Таганке. И незадолго до того, как я получил приглашение на фильм «Д`Артаньян и три мушкетёра», Юрий Любимов поставил спектакль «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова, где мне выпала честь выходить на сцену в роли Иешуа, литературном прообразе Иисуса Христа. Этот спектакль возымел большой резонанс, о нём узнали не только в Москве и интерес к нему тогда был феноменальный. И, возможно, отчасти благодаря этому обстоятельству, меня пригласили на картину о мушкетёрах.
— А насколько вы уютно чувствовали себя в образе кардинала Ришелье?
— Борис Клюев рассказывал, что ему пришлось поработать над внешним образом своего персонажа, графа Рошфора. Вы тоже участвовали в разработке внешнего облика вашего героя?
— Когда вы готовились к роли, то, может быть, читали какие-то исторические материалы о Ришелье?
— Поскольку эта роль мне досталась совершенно внезапно и стихийно, то я уже в процессе съёмок старался доставать какую-то документальную литературу, потому что имел очень поверхностное представление о кардинале. По мере возможности я, конечно, пытался что-то прочитать о нём в исторической хронике, найти какую-то информацию. Не буду лукавить и не скажу, что я по уши зарылся в библиотеках и узнал о нём абсолютно всё, но старался ознакомиться с теми материалами, которые мне удавалось достать. Я помню, что неожиданно для себя увидел в одном из музеев бюст Ришелье. Не могу сказать, что у меня было идеальное сходство с этим государственным деятелем семнадцатого столетия, но меня потрясло его лицо. Это было лицо умнейшего человека. Кардинал действительно был выдающейся личностью и правил Францией почти два десятилетия при действующем монархе, что само по себе говорит о многом.
— Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич был требователен к вам на съёмочной площадке?
— Я совершенно не преувеличивая могу сказать, что после кинопроб режиссёр мной очень заинтересовался, и когда в процессе съёмок я предлагал ему вариант, как бы я сказал текст в той или иной сцене, его это обычно устраивало с первого раза. Я не помню случая, чтобы он категорически отвергал какие-то мои предложения. Хилькевич давал возможность актёрам максимально проявить себя.
— В фильме «Д`Артаньян и три мушкетёра» вы пели в дуэте с Алисой Фрейндлих. Расскажите об этом.
— Композитор Максим Дунаевский мне объяснил, как нужно исполнять этот номер, мы с ним порепетировали. Видя, что перед ним молодой и неопытный исполнитель, он был очень тактичен и проявил большое терпение. Я помню, что записывали нас с Алисой Бруновной по отдельности, это было на студии звукозаписи в Москве. А потом уже мы встретились на съёмочной площадке, когда вместе с балетмейстером репетировали танец королевы и кардинала, отрабатывали все движения. Сняли эту сцену буквально за пару дублей, и режиссёра это устроило.