актер кайдановский годы жизни
Александр Кайдановский
Биография
Александр Кайдановский — советский и российский актер, кинорежиссер и сценарист. Помимо работы над кинокартинами Александр Леонидович преподавал режиссерское мастерство.
Детство и юность
Актер и режиссер Александр Кайдановский родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону. Его детство пришлось на тяжелые послевоенные годы. Тяга к искусству передалась мальчику с генами — мама работала режиссером детских спектаклей. И хотя папа служил инженером, дед Саши по отцу, Лев-Иезекииль Кайдановский, был артистом в Народном театре Екатеринослава.
В 1960 году родители развелись. Александр несколько месяцев прожил с матерью, а затем решил жить с отцом и его новой супругой. Но у них появились собственные дети, мать также вышла замуж — ребенок оказался никому не нужен. Будущему актеру пришлось жить у бабушки, а потом и вовсе в интернате. После восьмилетки он уехал в Днепропетровск учиться на электросварщика, но уже через год понял, что это не его профессия.
Александр забрал документы из техникума и поступил в Ростовское училище искусств. И снова помешал его взрывной характер: он рассорился с режиссером и заканчивал курс уже у другого преподавателя — Михаила Бушнова, который стал его наставником. Позднее Бушнов вспоминал, что неуправляемый характер Кайдановского его не пугал, более того, они ни разу не поссорились.
В 1965 году Александр окончил училище и переехал в Москву. В столице он поступил в МХАТ, проучился пару месяцев и перевелся в Щукинское училище. Там Кайдановский познакомился и подружился с Леонидом Филатовым. Тот вспоминал, как виртуозно матерился ростовчанин, как легко он говорил на бандитском жаргоне и как ночами напролет увлеченно беседовал о литературе, демонстрируя такие знания, которыми не каждый специалист может похвастаться.
Театр
Театральный дебют Кайдановского состоялся, когда он учился на 2-м курсе Щукинского училища. Студент сыграл Гамлета — по-своему, нестандартно. Некоторым критикам такой подход к классике не понравился, но интеллектуальную игру и талант студента они признали безоговорочно.
Евгения Симонова, Николай Гринько, Александр Кайдановский и другие ПРОПАВШАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ Я к Вам пишу случайно.
Начались тяжелые времена безденежья, жизни в полуподвальном помещении. В Александра не верили ни актеры, ни режиссеры, взрывной характер нередко становился причиной конфликтов и однажды едва не привел молодого человека в тюрьму. Михаил Ульянов даже посоветовал ему вернуться в Ростов и там устроить свою жизнь. Кайдановский же поступил по-своему — ушел служить в армию. Это решение стало поворотным в его судьбе.
Фильмы
Александр служил в кавалерийском полку при «Мосфильме». Тогда-то его и пригласили в драму «Свой среди чужих, чужой среди своих». В картине он сыграл поручика Лемке и проснулся знаменитым. Образ Лемке получился настолько удачным, что многим режиссерам захотелось повторить его в своих картинах. В 70-х Кайдановский снялся в фильмах «Жизнь Бетховена», «Золотая речка» и других. Сам актер от штампа «белого офицера» был не в восторге, ему хотелось играть сложные психологические роли.
Знаковой стала картина «Сталкер» Андрея Тарковского — актер сыграл в ней главного персонажа. Его герой получился настолько многогранным и неоднозначным, что зрители, затаив дыхание, следили за ним у телеэкранов. По словам артиста, он ленту не любил. После этой роли Кайдановский решил сам снимать фильмы.
Его первой работой стала картина «Простая смерть», удостоенная приза на кинофестивале в Испании. Затем Александр снял ленты «Гость» и «Жена керосинщика», сыграл в «Дыхании дьявола» и «Десяти негритятах».
Сталкер нашей Зоны, Александр Кайдановский. Сегодня, 23 июля, ему могло бы исполниться 74 года.
В 1992 году режиссер получил звание «Заслуженный деятель искусств РФ».
Последней актерской работой Кайдановского стала выпущенная в 1995 году картина «Свадебный марш». Она вышла как часть киноальманаха под названием «Прибытие поезда». В этом же году появилась и последняя работа Александра как режиссера. Это оказался не фильм и даже не короткий метр, а музыкальный клип на песню «Гарсон № 2» Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум».
В 90-х актер перестал снимать и сниматься — говорил, что наступила эра дурного кино. Артист зарабатывал на жизнь написанием сценариев и лекциями на драматических курсах. В последние годы жизни Александр Леонидович начал работать над фильмом «Восхождение к Эрхарду», но так и не закончил его.
Личная жизнь
Кайдановский был женат 4 раза, а вот детей за все 4 брака родилось трое, по одному ребенку от разных жен в первых 3 браках. С первой супругой Ириной актер познакомился в Ростове, там же они расписались, вместе переехали в Москву. Их брак длился 9 лет — это было сложное время, и в итоге пара рассталась. В этом браке у Александра родилась дочь.
Первую семью разрушил роман Кайдановского с Валентиной Малявиной — на тот момент она была замужем за режиссером Павлом Арсеновым. Супруга артиста, узнав об измене, уехала с дочерью в Ростов.
Роман Валентины и Александра длился 6 лет, но свадьбой так и не закончился. Эти отношения были отравлены скандалами, ревностью и болезненной страстью, Кайдановский не раз поднимал на любовницу руку, а Малявина даже резала себе вены. Впрочем, измены, рукоприкладство и тяжелый характер актера стали причиной разрушения и последующих браков.
Второй супругой режиссера стала актриса Евгения Симонова, знакомство с которой состоялось на съемках фильма «Пропавшая экспедиция». Брак продлился 5 лет. У Кайдановского и Симоновой есть дочь Зоя. Она пошла по родительским стопам и стала актрисой.
Александр Кайдановский и Валентина Малявина http://www.kaidanovsky.ru/archives/858 «Мы губим себя. Ты веришь в Бога, а.
Третья супруга Александра — балерина Большого театра Наталия Судакова. У пары родился сын Андрей, он, как и мать, стал артистом балета. Молодой человек учился в Московском хореографическом училище, а потом продолжил заниматься хореографией за границей.
Сын Кайдановского совершенствовался в балетных школах в австрийском Санкт-Пельтене и в Вене, а также в немецком Штутгарте. В Австрии Андрей остался и после учебы – молодого артиста приняли на работу в балет Штатсоперы в Вене.
Актер развелся с третьей женой незадолго до смерти, а за 3 недели до трагического дня расписался с Инной Пиварс. Гостей на свадьбе практически не было — друзья артиста не приняли эту свадьбу всерьез. Четвертая супруга была младше Кайдановского на 26 лет, она только начинала актерскую карьеру. До свадьбы они встречались на протяжении 2 лет.
Долгое время актер жил в коммунальной квартире. В середине 1995 года Кайдановский наконец получил долгожданный ордер на собственное жилье и приглашение в жюри Каннского фестиваля. К сожалению, здоровье мэтра уже было подорвано.
Болезнь и смерть
Александр перенес 2 инфаркта подряд. Утром 3 декабря 1995 года у актера случился 3-й инфаркт, который и стал причиной смерти Кайдановского. По словам его супруги Инны, 49-летний режиссер очень боялся этого рубежа — его отец и мать умерли от сердечного приступа именно в этом возрасте.
Могила артиста находится на 10-м участке Кунцевского кладбища в городе Москве, на захоронении установлен каменный православный крест без фото.
Через 3 года после этого трагического события в память о творчестве Кайдановского режиссер Евгений Цымбал презентовал биографическую картину «Сны Сталкера».
В 2000 году вышла первая книга, в которой была описана биография актера «Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели» авторства Раззакова. А через 2 года издательство «Искусство» выпустило еще одну биографическую книгу об артисте «Александр Кайдановский. В воспоминаниях и фотографиях».
Режиссеру посвящены документальные фильмы «Трагедия Сталкера» (2005), «Жажда крови» (2019) и «По лезвию бритвы» (2021), где раскрываются тайны личной жизни и карьеры Кайдановского на основании архивов и воспоминаний бывших жен и любовниц, детей, друзей и коллег.
Александр Леонидович Кайдановский
Фото Все
Видео Все
Александр Кайдановский. По лезвию бритвы
О чем молчат женщины Александра Кайдановского?
Домашние животные Александра Кайдановского
Александр Кайдановский — биография
Александр Кайдановский – известный российский актер, режиссер, сценарист. В 1992 году получил звание заслуженного деятеля искусств РФ. Самую большую популярность приобрел после выхода на экраны картины «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором сыграл ротмистра Лемке.
Он поражал свой гениальностью и непредсказуемостью, все, кто когда-либо пересекались с ним по жизни, считали, что он не от мира сего. Очень умный и начитанный, казалось, он знает буквально все, и это не могло не притягивать к нему окружающих. Вместе с этими положительными качествами, Александр Кайдановский обладал и отрицательными чертами, у него был настолько сложный характер, что доказывая свою правоту, он мог и по физиономии заехать, и даже в драку ввязаться. Он и сам страдал от своей вспыльчивости, но ничего не мог с собой поделать.
Детство
Леонид и Вера поженились в 1945-м, а расторгли брак спустя пятнадцать лет, в 1960-м. После развода родителей Саша остался жить с отцом в коммунальной квартире. Через два года отец женился снова на Ирине Пухальской, и в этом браке родились две сестры Александра – Ольга и Татьяна.
Александр Кайдановский в детстве
Мама тоже устроила свою личную жизнь, снова вышла замуж, в 1965 году родила сына Михаила Есипова. Он умер в 2000 году, а до этого трудился ревизором.
Александр с ранних лет отличался сложным характером, рос очень свободолюбивым ребенком. Сам принимал сложные решения, не признавал авторитетов. Поэтому, когда после окончания школы он решил учиться на сварщика, никто не собирался его отговаривать. В 1961 году он уехал в Днепропетровск, поступил в сварочный техникум им.Патона, но буквально после первого курса понял, что это эта профессия его совершенно не интересует, и оставил учебу.
Кайдановский забирает документы, и отправляется в Ростов. Буквально с первой попытки он становится студентом Ростовского училища искусств. И уже в этом учебном заведении он проявил свой непростой характер, поссорился с режиссером, и перешел в мастерскую к другому преподавателю – Михаилу Бушнову. Именно Бушнов сумел рассмотреть в нем настоящий талант, помог ему раскрыться, стал для него не просто педагогом, но и настоящим другом. Спустя много лет он говорил, что абсолютно не боялся взрывного характера Кайдановского, между ними ни разу не возникло не то, что ссоры, но и наименьшего недоразумения.
Александр Кайдановский в юности
Диплом об окончании училища Александр получил в 1965-м, и решил продолжить обучение в Москве. Поступить во МХАТ для него оказалось легкой задачей, но вот задержаться там не получилось. Буквально через несколько месяцев, молодой человек добился перевода в театральное училище им.Щукина. В те годы там учился Леонид Филатов, с которым у Александра сразу завязались дружеские отношения. Филатова поражало умение Кайдановского виртуозно материться, переходить на бандитский жаргон, и тут же говорить о высоком искусстве и литературе, причем настолько профессионально и компетентно, что он мог дать фору любому специалисту в этой области.
Театр
Творческая биография актера стартовала еще в студенческие годы. Он тогда был студентом-второкурсником, когда ему предложили сыграть Гамлета. Александр представил классический образ в своей нестандартной интерпретации, которую осудили некоторые критики. Однако запомнили молодое дарование благодаря интеллектуальной игре и таланту.
Александр Кайдановский в роли Гамлета
После окончания театрального училища Кайдановский пополнил труппу Театра им.Е.Вахтангова. Он появился в этом коллективе не случайно, должен был сыграть в постановке «Идиот» князя Мышкина. Однако роль отдали другому артисту, а Кайдановскому предложили перевоплотиться во второстепенного героя. Во всех последующих постановках Александр неизменно оставался на вторых ролях. Так продолжалось на протяжении трех лет, пока в 1972-м у артиста лопнуло терпение, и он ушел из театра. При этом он сказал, что из-за вахтанговской корпорации в нем умерла любовь к театру.
Вместе с уходом из театра пришло безденежье, жить артисту приходилось в полуподвальных помещениях. Кайдановский не находил поддержки ни у коллег-актеров, ни у режиссеров, в него просто не верили. Однажды Михаил Ульянов дал молодому коллеге совет возвращаться обратно в родной Ростов, и пытаться там сделать карьеру. Александр никогда не прислушивался к чужому мнению, и на этот раз тоже решил проблему по-своему, ушел в армию. Именно это решение кардинальным образом изменило его судьбу.
Фильмы
Его призвали в кавалерийский полк при киностудии «Мосфильм». Именно тогда Кайдановскому предложили роль в картине «Свой среди чужих, чужой среди своих», режиссера Никиты Михалкова. Артист перевоплотился в поручика Лемке, и мгновенно стал популярным. Это было невероятно, но именно благодаря погонам белогвардейского офицера талант актера и его нестандартная внешность приобрели достойную огранку. После выхода картины на экраны, другие режиссеры решили использовать этот образ снова и снова. Это случалось настолько часто, что актера теперь воспринимали не иначе, как потомка дворянского рода. До какой-то степени он был аристократом, любил литературу, знал классическую и современную музыку.
Александр Кайдановский в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»
В 70-е годы фильмография Александра пополнилась лентами «Золотая речка», «Жизнь Бетховена» и другими.
Важной в творческой биографии актера стала лента режиссера Андрея Тарковского «Сталкер». В этом фильме он сыграл главного героя, неоднозначного и многогранного, что зрители не могли оторвать глаз от телевизоров, следя за ним. После этого фильма Александр Кайдановский решил попробовать свои силы в режиссуре.
Александр Кайдановский в фильме «Сталкер»
Режиссерский дебют Кайдановского – фильм «Простая смерть», получивший приз испанского кинофестиваля. После этого он стал режиссером картин «Жена керосинщика» и «Гость», снялся в лентах «Десять негритят» и «Дыхание дьявола».
В 1992-м артист удостоился звания Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Последняя актерская работа Александра Кайдановского – фильм «Свадебный марш», который появился на экранах в 1995-м году. Лента стала частью киноальманаха, получившего название «Прибытие поезда». В том же году он снял и свою последнюю режиссерскую работу. Это была не полнометражная лента и даже не короткометражка. Александр стал режиссером музыкального клипа на композицию Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» — «Гарсон№2».
Александр Кайдановский в фильме «Прибытие поезда»
В 90-е годы Кайдановский больше не снимал кино и отказывался от предложений сниматься у других режиссеров. Он считал, что не хочет принимать участие в создании дурного кино, эра которого наступила именно в те годы. Чтобы заработать себе на жизнь, артист писал сценарии, читал лекции на курсах по сценическому искусству. Буквально перед самой смертью Кайдановский приступил к съемкам картины «Восхождение к Эрхарду», но она так и осталась неоконченной.
Личная жизнь
Александр достаточно долго искал себя в искусстве, точно так же обстояли у него дела и с личной жизнью. Он никак не мог найти ту единственную, может быть, поэтому женился четыре раза. Первые три жены родили артисту по одному ребенку. Свою первую жену — Ирину Бычкову, Кайдановский встретил в Ростове. Влюбленные поженились, потом перебрались в столицу. Времена были сложными, Александр находился в вечном поиске себя, и спустя девять лет брак распался. Ирина родила Кайдановскому дочку.
Свадьба Александра Кайдановского и Ирины Бычковой
Второй раз артист женился на Евгении Симоновой, с которой прожил в браке пять лет. В этом браке у Александра родилась дочь Зоя, которая продолжила дело родителей и сделала актерскую карьеру.
Александр Кайдановский с Евгенией Симоновой
Третьей избранницей Кайдановского стала Наталья Судакова, родившая артисту сына Андрея. Молодой человек унаследовал артистизм отца, но прославился не в кино, а в балете. Андрей окончил Московское хореографическое училище, потом уехал за границу продолжать обучение хореографией.
Александр Кайдановский с ребенком и Натальей Судаковой
Андрей Кайдановский прошел обучение в балетной школе Санкт-Пельтена (Австрия), потом отправился в аналогичное учебное заведение Вены и немецкого Штутгарта. После окончания учебы молодой человек не вернулся в Россию, остался в Австрии, поступил на службу в венский балет Штатсопера.
Развод с третьей супругой Александр оформил практически перед самой смертью. Меньше, чем за месяц до своей кончины он взял в жены Инну Пиварс. Кайдановский был старше своей четвертой жены на двадцать шесть лет, девушка только начинала карьеру актрисы. Перед тем, как пожениться, у них был роман длиной в два года.
Александр Кайдановский с Инной Пиварс
Достаточно долго у Кайдановского не было отдельного жилья, он ютился в коммуналке. Только к середине 1995-го он стал обладателем собственных квадратных метров, и его позвали в члены жюри на Каннский кинофестиваль. Однако радость от таких перемен в его биографии омрачало состояние здоровья, оставлявшее желать лучшего.
Смерть
Один за одним у артиста случились два инфаркта, от которых он едва отошел. А вот третий, случившийся рано утром 3 декабря 1995 года, оказался смертельным. Александру Кайдановскому было всего 49 лет.
Местом вечного упокоения артиста стал десятый участок столичного Кунцевского кладбища. Спустя три года после такой преждевременной смерти актера режиссер Цымбал снял автобиографический документальный фильм под названием «Сны Сталкера», о жизни и творчестве Кайдановского.
Могила Александра Кайдановского
В 2000-м писатель Раззаков выпустил первую книгу с описанием жизненного пути выдающихся людей, в том числе и Кайдановского, под названием «Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели». Спустя два года в издательстве «Искусство» вышла еще она биографическая книга о непревзойденном актере – «Александр Кайдановский. В воспоминаниях и фотографиях».
Коллеги артиста утверждали, что Кайданоский обладал какой-то тайной, он был неповторим и как актер, и как режиссер. Тайну великого артиста разгадать так и не удалось, секрет своей неповторимости и природного шарма Александр Кайдановский тоже унес с собой, жаль, что жизнь этого талантливого человека оборвалась так рано.
Избранная фильмография
Ссылки
Короткая и яркая жизнь Александра Кайдановского: Почему Сталкера называли самым загадочным и несносным актером
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Александр Кайдановский появился на свет в 1946 г. в Ростове-на-Дону. Когда он был еще ребенком, его мать уехала учиться в Москву, а когда вернулась, ушла из семьи к другому человеку. Саша остался жить с отцом, который вскоре женился. Развод родителей и утрата матери стали для него очень болезненными воспоминаниями детства, которые потом, по словам его близких, преследовали его всю жизнь. Это стало одной из причин того, что уже в юности он отличался сложным, своевольным и тяжелым характером. После 8 класса он вдруг решил уехать в Днепропетровск учиться на электросварщика, но уже через год понял, что ошибся с выбором, и бросил учебу.
Впрочем, даже после того, как он нашел свою настоящее призвание и выбрал актерскую профессию, с учебой дела обстояли не намного лучше. Сначала он поступил в Ростовское училище искусств, но рассорился с режиссером и перевелся к другому преподавателю. После окончания учебы Кайдановский переехал в Москву, поступил во МХАТ, но через два месяца решил оттуда уйти: « Не могу! Портреты Станиславского и Немировича-Данченко с таким укором смотрят, что вздохнуть нельзя. ». Он перешел в Щукинское училище, но и там вскоре начал жаловаться на то, что умирает от тоски. Ночи напролет Кайдановский пил вино и читал стихи вместе со своими однокурсниками, часто ввязывался в драки и заслужил репутацию дебошира. За пьянство и прогулы его не раз удаляли со съемочной площадки.
Поначалу его профессиональная жизнь не складывалась: стоящих ролей ни в театре, ни в кино не предлагали, и актер Михаил Ульянов даже советовал ему вернуться в Ростов и устроиться в местный театр. Но и тут Кайдановский поступил по-своему – в 27 лет ушел в армию. Но именно благодаря тому, что местом его службы стал кавалерийский полк при «Мосфильме», он получил свою первую звездную роль – поручика Лемке в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». А в 1979 г. Кайдановский сыграл главную роль в легендарном фильме Андрея Тарковского «Сталкер», которая стала его визитной карточкой и вершиной творческого пути.
Кайдановский часто конфликтовал с коллегами-актерами и режиссерами, редко шел на уступки, мог отказаться от съемок, если что-то его не устраивало. « Он понимал, что нарывается на неприятности, тем не менее ему было проще и приятнее нарваться на любые неприятности, нежели делать то, чего от него хотят », – говорил о нем режиссер Сергей Соловьев. Таким же он был и в личной жизни. Кайдановскому было проще разорвать отношения, чем пойти на уступки и попытаться что-то в себе изменить. Актер не верил в долгую и счастливую семейную жизнь и всегда уходил первым. Возможно, причиной этого был страх быть покинутым, преследовавший его с самого детства.
Его друг Леонид Филатов о нем говорил: « Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный – он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист. ».
После Сталкера ему казалось, что ролей подобного уровня больше не было, а «играть бухгалтеров», по его словам, после съемок у Тарковского он не мог и не хотел. Постепенно к нему пришло полное разочарование в актерской профессии: « Вот это ощущение твоей полной зависимости, твоей полной несвободы, твоего отчаянного положения, в котором пребывает каждый артист, но тщательно это скрывает, меня всегда приводило в ужас. Я страдал от этого ». И Кайдановский попробовал свои силы в новой профессии – он стал режиссером. Он учился на курсе у Андрея Тарковского, в после того, как тот эмигрировал за рубеж, перешел к Сергею Соловьеву.
Режиссерские работы Кайдановского не заслужили массового признания и успеха у зрителей и доходов не принесли. Актерская профессия его больше не интересовала, все предложения режиссеров он отвергал. Последней режиссерской работой Кайдановского стал музыкальный клип на песню «Гарсон №2» Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум». После этого он не снимался и сам не снимал, объясняя это тем, что наступила эра «дурного кино». В последние годы Кайдановский писал сценарии и читал лекции на сценарных курсах.
Какими только эпитетами его ни награждали: странный, нелюдимый, мистический, неприкаянный, несносный, необъяснимый – но при этом всегда добавляли «гений». Когда в декабре 1995 г. после третьего инфаркта 49-летний Александр Кайдановский ушел из жизни, говорили, что с ним умерла целая эпоха советского кино – интеллектуального, элитарного, искусства «не для всех». Первая жена актера Ирина Бычкова говорила: « Саша считал, что в тридцать с чем-то – наивысший пик творчества, а к сорока годам все заканчивается. Поэтому не мыслил себя старым, не за жизнь, а за пик творчества цеплялся. И на свой пик он забрался ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: