Сталинская премия I степени 1950 года за исполнение роли Кребса в фильме «Падение Берлина» (1949). Премия за роль Ярослава Пруса («Средство Макропулоса» Карла Чапека) на фестивале драматических и музыкальных произведений чехословацких авторов (1973). Лауреат III фестиваля драматического искусства ЧССР в СССР (1983) – роль Бедьяра в спектакле «Незрелая малина» И. Губача. Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1974).
«Аристократ со шрамом и шармом» достоверен, глубок, без улыбки остроумен, нравится во всём. Обаятелен даже, когда редкостный мерзавец, как в классном красном боевике «Огненные версты».
Запомнился с телеспектакля, где великолепно сыграл афериста из-под пера Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского» 1975).
Не менее хорош в положительном «амплуа» (однако этого-то добра у всякого актера хватает, сделать великим и магнетически импонирующим отрицательный образ – удел единиц).
Без Кенигсона комиссар Жюв из сериала про «Фантомаса» очень сильно проиграл бы в нашем прокате, да и весь сериал. Как и всё другое.
А ещё были работы в мультипликации: продавец и песня Шапокляк («Крокодил Гена» 1969), привидение («Кентервильское привидение» 1970), птица Говорун и робот с планеты Шелезяка («Тайна третьей планеты» 1981) и др.
Луи де Фюнес после просмотра своих фильмов с кенигсоновским дубляжем восхитился: «Не знал, что я такой хороший актёр».
Наслышан, что Владимир Владимирович, дескать, шведских кровей, причем знатных (едва ли не отпрыск незаконного сына «ихнего» короля!). Увольте, но скандинавского в нем мало, разве только ледяная изысканность. Куда больше от викинга в его даровитом зяте Алексее Эйбоженко.
Поклон и память на века обоим.
Из биографии («Кино-Театр»): Родился в Симферополе. По окончании в 1925 году Театральной студии при Симферопольском театре, играл на сцене Куйбышева, Днепропетровска, в Камерном театре Москвы. С 1949 — актёр Академического Малого театра в Москве.
Незадолго до смерти доктор, проверяя память больного артиста, спросил, как его зовут. Владимир Владимирович с трудом выговорил: «Как Маяковского. ». Он был похоронен на 58-м участке Ваганьковского кладбища рядом с могилой зятя — актёра Алексея Сергеевича Эйбоженко (1934-1980).
Известные роли в кино: Страхов («Аттестат зрелости» 1954), полковник Зотов («Дело «пёстрых»» 1958), «Кардинал» («Цепная реакция» 1962), Берзинь («Сотрудник ЧК» 1963), барон Танака (фильм-спектакль «Порт-Артур» 1964), Рубцов («2 билета на дневной сеанс» 1966), писатель Трауб («Майор «Вихрь»» 1967), Смит (ф/с «Северный свет» 1967), Габуш («Пассажир с «Экватора»» 1968), лидер анархистов Петров («Моя судьба» 1973), Краузе («17 мгновений весны» 1973), Щепкин («Следствие ведут знатоки. Дело № 17» 1982), Вильсон («Берег его жизни» 1984), Ляхов («Приходи свободным» 1984), мастер Лагунов («Салон красоты» 1985), Лавров («Голова Горгоны» 1986) и др.
На фото: в роли полковника-оборотня Виктора/Беклемишева из фильма «Огненные версты»
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
[
userinfo
|
livejournal userinfo
]
[
archive
|
journal archive
]
КЕНИГСОН Владимир Владимирович
[янв. 9, 2008|11:39 am]
Лауреат Сталинской премии (1950)
Народный артист СССР (1982)
Награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1974)
Премия за роль Ярослава Пруса («Средство Макропулоса» К.Чапека) на фестивале драматических и музыкальных произведений чехословацких авторов (1973)
Лауреат III фестиваля драматического искусства ЧССР в СССР – роль Бедьяра в спектакле «Незрелая малина» И.Губача (1983)
Родился 25 октября (7 ноября) 1907 года в Симферополе.
Отец Владимира Кенигсона был дворянином, мать простой неграмотной женщиной, кухаркой. После смерти мужа она работала уборщицей в ЧК, где председателем был Папанин, тот самый, который потом дрейфовал на льдине. Во дворе, где жил Кенигсон, все время расстреливали людей. Одежду, снятую с расстрелянных, выдавали нуждавшимся, в том числе и Кенигсонам.
Затем, окончив драматическую студию, Кенигсон работал в симферопольском театре им. М.Горького, в других провинциальных коллективах, причем работал очень успешно, стал настоящей звездой этих театров.
Окончил студию при Симферопольском драматическом театре в 1925 году и был принят в его труппу. Играл на периферии – в Куйбышеве, Днепропетровске и других городах. Среди заметных ролей Кенигсона этого периода – Протасов в «Живом трупе» Льва Толстого, Свердлов в «Большевике» Д.Дэля.
С 1949 года Кенигсон – артист Малого театра. С первых же шагов на прославленной российской сцене он занял лидирующее положение в труппе.
В историю Малого театра вошли такие роли Владимира Кенигсона, как Неизвестный («Маскарад» М.Лермонтова), Кречинский («Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина), Кучумов («Бешеные деньги» А.Островского), Иудушка («Господа Головлёвы» М.Салтыкова-Щедрина), Пётр («Власть тьмы» Л.Толстого), Стайн («Ярмарка тщеславия» У.Теккерея), Паскуалино («Рождество в доме синьора Купьелло» Э.Де Филиппо), Сиплый («Оптимистическая трагедия» В.Вишневского), Танака («Порт-Артур» И.Попова и А.Степанова), Чичерин («Признание» С.Дангулова), Кемской («Фальшивая монета» М.Горького), Дицман и Эдуард Аркадьевич («Берег» и » Выбор» Ю.Бондарева).
В Москве он сразу стал известным не только в театре, но и в кино, сыграв в картине «Падение Берлина» фашиста, генерала Крепса, помощника Гитлера. Иосиф Сталин, посмотрев картину, вынес резюме: «Вот так надо изображать врагов нашей родины!». Кенигсон получил за эту роль Сталинскую премию.
Позднее Кенигсон сыграл и самого Иосифа Виссарионовича в спектакле театра имени Ленинского комсомола «Восходящее солнце». Из исторических личностей артист побывал на сцене и экране и большевиком Яковом Свердловым, и дипломатом Чичериным.
Одно время его недолюбливала «хозяйка» театра, актриса Вера Пашенная. Как-то проходя по коридору, она, завидев Кенигсона, проворчала: «С каких это пор в Малый театр набирают евреев?!». Артист, услышав это, ответил: «Но, Вера Николаевна, я швед!» «Швед пархатый!» — не успокоилась Пашенная. Действительно, на шведа Кенигсон был совсем не похож, что не мешало ему утверждать о своих шведских корнях и ставить ударение в фамилии на первом слоге. Скорее, на шведа был похож светловолосый Алексей Эйбоженко — зять Кенигсона, тоже артист Малого театра. Зять и тесть то люто ссорились, то вместе пропадали, отмечая какое-нибудь событие. Так получилось, что тесть и зять снялись вместе в сериале «Семнадцать мгновений весны». Правда, в кадре не встречались. Эйбоженко сыграл представителя американской миссии, а Кенигсон некоего Краузе, ведущего пацифистские беседы с пастором Шлагом, которого играет Ростислав Плятт. Этот же дуэт Кенигсон — Плятт с блеском дублировал французских актеров — Луи де Фюнеса и Бурвиля, например, в комедии «Разиня».
Как режиссёр в 1956 году поставил на сцене Малого театра спектакль «Ночной переполох» М.-Ж.Соважона.
Лучшие черты творчества Кенигсона нашли воплощение и в целом ряде его кинематографических работ, принесших артисту известность и признание широкого зрителя: «Падение Берлина» (Сталинская премия, 1950), «Право первой подписи», «Сотрудник ЧК», «Чрезвычайное поручение», «Взрыв после полуночи, «Два билета на дневной сеанс» и др.
В фильме «Падение Берлина».
Список фильмов с участием Владимира Кенигсона внушителен, но, к сожалению, кинематограф использовал фактура, а не талант Кенигсона. Швед по происхождению, он играл иностранных шпионов и генералов вермахта. Коронные роли актеру подарил все-таки театр. Владимир Кенигсон блистал на сцене Малого театра в ролях классического репертуара. Одной из самых знаменитых его работ можно назвать роль Кречинского. 70-летний артист блестяще сыграл стареющего жуира и обольстителя.
В роли Кречинского.
Элина Быстрицкая: «У Кенигсона было прекрасное чувство формы, притом, что у него всегда было абсолютное совпадение с сущностью образа. Причем, такой выразительной формы он добивался какими-то деталями: пальчиками что-то делал, и это было точно про то самое, что надо».
Всенародную известность и любовь публики Кенигсону помог завоевать его голос. Для детей в советских мультфильмах он озвучил целый зоопарк зверей. Для взрослых на его «русском языке» заговорили знаменитейшие актеры: от Жана Габена до Луи де Фюнеса и Тото. Эти «закадровые» роли Кенигсона были шедеврами дубляжа, примерами полноценного сотворчества.
В 1974 году Кенигсон был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. В 1973 году ему была вручена премия за роль Ярослава Пруса («Средство Макропулоса» К.Чапека) на фестивале драматических и музыкальных произведений чехословацких авторов. Лауреат III фестиваля драматического искусства ЧССР в СССР (1983) – роль Бедьяра в спектакле «Незрелая малина» И.Губача.
— Рассказывают, что однажды великая актриса Малого театра Вера Пашенная, проходя мимо вашего деда, Владимира Владимировича Кенигсона, в сердцах посетовала на то, что Малый театр заполонили евреи. Владимир Владимирович вспыхнул: «Вера Николаевна, я не еврей, я швед. »
— Дед на самом деле был шведом! Хотя, глядя на меня, его внука, этого точно не скажешь. Правильно фамилия Кенигсон произносится с ударением на первый слог. Конечно, если делать упор на последний, слышится что-то одесское.
Предки деда — из Швеции. Мой прадед — дворянин, а вот прабабка — простая неграмотная женщина, кухарка, писать не научилась до конца жизни. Но это не помешало прадеду в нее влюбиться. И в 1907 году на свет появился Владимир Владимирович Кенигсон: отец записал сына на свою фамилию.
После смерти прадеда будущий актер Кенигсон с матерью жили в Симферополе. Мать работала уборщицей в ЧК, председателем которого был Папанин, тот самый, который потом дрейфовал на льдине.
Дед с мамой жили на чердаке, прямо над квартирой Папанина. Посреди чердака лежало большое бревно, и дедушка, не понимая, зачем оно нужно, взял пилу и бревно перепилил. А у Папанина внизу упала люстра — оказывается, это бревно ее держало.
Дед рассказывал, что людей расстреливали прямо во дворе их дома. Верхнюю одежду с убитых тут же снимали и относили на склад. Его потом кто-то туда по знакомству водил. Получилось так, что все детство дед проходил в одежде расстрелянных.
— Владимир Владимирович где-нибудь учился?
Никакого актерского образования у деда тоже не было, только талант. Он начал играть на сцене и быстро сделался звездой южных провинциальных театров. Интересно, что и моя бабушка тоже не училась на актрису. Она с 13 лет жила в театре, и благодаря собственной одаренности стала звездой сибирских театров. С дедом они встретились в Днепропетровске. У бабушки к тому времени был муж, но дедушка так влюбился, что украл ее у законного супруга. Дело было в 1938 году.
Когда началась война, дед и бабушка с днепропетровским театром оказались в Барнауле. Туда же эвакуировался и знаменитый режиссер Таиров со своим Камерным театром. Таиров увидел дедушку на сцене в роли Свердлова и позвал его к себе в Москву — Кенигсон произвел на него колоссальное впечатление.
В Москве у деда карьера сложилась и в театре, и в кино. Вскоре после приезда режиссер Михаил Чиаурели пригласил его сниматься в «Падении Берлина» с Борисом Андреевым в главной роли. Деду досталась роль фашиста — генерала Крепса, помощника Гитлера.
Сталин, увидев на просмотре в кадре деда, приказал остановить фильм: «Что это за артист?» Ему говорят: «Кенигсон. Из Камерного театра». — «Вот так надо изображать врагов нашей родины. » — похвалил вождь, и дед тут же получил Сталинскую премию. А в 1953 году они с бабушкой перебрались в дом, построенный Сталиным для артистов Малого театра, — к тому времени Кенигсон уже ушел из Камерного и служил в Малом.
В этом доме я и родился. В двухкомнатной квартире мы жили впятером: дедушка, бабушка, мама, папа и я.
Кстати, Владимир Владимирович очень хотел, чтобы его внука назвали Володей. Но мама назвала меня как папу, Алексеем. Дед негодовал. Когда меня пеленали, он заходил в комнату и нарочно пошире распахивал форточку.
— И как же под одной крышей уживались две творческие личности, ведь ваш отец, Алексей Сергеевич Эйбоженко, тоже был известным актером.
— Как-то уживались. Дед и отец одновременно и любили, и ревновали друг друга. Ревновали к профессии. Иногда ссорились, не разговаривали, а порой вместе где-то пропадали. Потом звонили, их спрашивали: «Где вы?» Дедушка отвечал: «Мы в космосе. »
— Владимир Владимирович брал вас в театр?
— Один раз мы с ним и бабушкой пошли на спектакль, хотя вообще как зритель дед в театр не ходил. Приехали в шесть вечера (Кенигсон всегда приезжал на собственные спектакли за полтора часа). Ходим по театру, дед удивляется: «Что-то народа нет. » Я говорю: «Так народ придет без двадцати семь. » Он пожал плечами: «Странно. » Прозвенел первый звонок, мы заняли места в зале. Я опять спрашиваю: «Зачем мы сели, ведь звонков должно быть три?» Дед невозмутимо отвечает: «Раз прозвенел первый, надо сесть. » Того, что происходит с другой стороны сцены, Кенигсон не знал совершенно, просто не представлял, как все устроено. Кстати, спектакль в тот раз был омерзительный. Но когда представление закончилось, дед шепнул мне на ухо: «Громче хлопай. Они все нас видят. »
А на свои спектакли дед звать меня боялся. Может, потому что я всегда был критически настроен к тому, что он делал, хороших слов не говорил. Высшей похвалой из моих уст было: «Нормально. »
Как-то я делал уроки, подходит дед и спрашивает что-то про свой спектакль: «Если я вот так сделаю, хорошо будет. » Я, не поднимая головы, отвечаю: «Плохо. Ты наигрываешь. » И он не стал ничего менять. Дед всегда проверял на мне свои задумки.
— А когда озвучивал мультфильмы «Кентервильское привидение», «Тайна третьей планеты», интересовался вашим мнением?
— Нет. Дед даже не знал названий тех мультиков, которые озвучивал (кстати, он и сценарии никогда не читал. Просил, чтобы подчеркнули его слова, и все), поэтому и мнения моего на этот счет не спрашивал.
Как-то мы пошли с отцом в кинотеатр «Баррикады» — я его достал просьбами сводить меня на «Тайну третьей планеты». Отец не догадывался, что мультик озвучивал дед. Сидим, смотрим, вдруг какой-то робот голосом Кенигсона говорит: «У нас эпидемия. » Отец аж подскочил: «Ну, вот, и здесь он! Знал бы, не ходил. »
За такую работу платили хорошие деньги. На эти гонорары дед купил и первую дачу. Самыми известными фильмами, которые озвучивал Кенигсон, были комедии с участием Луи де Фюнеса. Говорят, когда Фюнес увидел себя в русской версии, он воскликнул: «Никогда не знал, что я такой хороший артист!» Озвучание было коньком деда.
В те годы было очень мало людей, которые владели этим мастерством, не больше десятка. Это сейчас можно что-то поправить на компьютере, тогда же нужно было произнести текст синхронно с речью актера да еще при этом играть за кадром. Артисты, которые могли все это делать, ценились на вес золота. У каждого режиссера на киностудии был свой человек, который занимался дубляжом. Деда обычно приглашали на киностудию «Союзмультфильм».
А вот отец этого совершенно не умел, не мог озвучить даже себя самого. Не попадал.
— Владимир Владимирович на правах старшего мог что-то посоветовать Алексею Сергеевичу?
— Помню один забавный случай. Отец на даче в Валентиновке и репетировал роль Мавра, у него был срочный ввод в спектакль. Я сидел рядом и учил уроки. На даче мы с родителями занимали второй этаж, а дедушка с бабушкой — первый. И вот отец сидит на втором этаже, а внизу, как тигр в клетке, ходит дедушка и через меня посылает ему письма — «Советы по поводу роли Мавра». Сверхзадача, которую ставил дед, была предельно ясна: чтобы все уже скорее закончилось, и можно было сесть за стол и выпить, Я прибегал с запиской наверх, а мать тут же меня отсылала: «Отнеси обратно!» Однако дед был настойчив, снова писал, приговаривая: «Они должны меня выслушать. »
И вот ввод Мавра состоялся (Мавр у Эйбоженко был совершенно удивительный — белобрысый. Отец отказался от парика, лицо тонировал, а волосы оставались белыми, такими как есть). Мама стоит за кулисами, наблюдает за отцом, рядом — ящик водки для застолья. Мавра по сюжету душат, и последнее, что он произносит: «Дайте хоть стакан вина. » И вдруг отец на всю сцену: «Дайте хоть стакан водки. »
…Дед никогда ни на что не жаловался, в Сочи на ногах перенес инфаркт. Позже, когда сделали кардиограмму, врач изумлялся: «Владимир Владимирович! У вас же инфаркт был!» На что дед невозмутимо ответил, — «Да? Не заметил. »
Свою последнюю роль в кино он сыграл в телесериале «Следствие ведут знатоки». Это было единственное дело, которое знатоки не раскрыли — герой деда сдался сам.
В фильме «Следствие ведут знатоки».
На съемки мы его забирали уже из больницы. В фильме есть сцена, где его герой, подпольный цеховик, рассказывает знатокам о своих темных делишках. При этом просит о снисхождении, объясняя, что у него слабое сердце и он только что из больницы. Так вот, когда снимали эту сцену, дед в кадре достал из кармана свои настоящие справки из больницы. Знатоки читают, и у них глаза лезут на лоб, удивление было совершенно неподдельное.
Первую и вторую части фильма снимали с перерывом. И поначалу никто не обратил внимание на то, что в первой части у деда усы, а в конце их нет. Поэтому Мартынюку срочно добавили реплику. Обращаясь к деду, он сурово говорит: «Меняете внешность. »
На съемках было много казусов. Дед снимался вместе с собакой. Он сам придумал ей кличку и все время говорил: «Абигайль! Девочка моя. » — это была его любимая фраза. Когда я ее услышал, заметил деду: «Ведь невооруженным глазом видно, что это не девочка, а мальчик!» На что дед невозмутимо ответил: «Мне это неважно. »
Дед скончался в больнице. В последние дни доктор решил проверить его память и спросил, как зовут пациента. Дед не смог ответить. Сказал только: «Как Маяковского. »
Леонид Филатов подготовил о Владимире Кенигсоне передачу из цикла «Чтобы помнили»:
Влади́мир Влади́мирович Кенигсо́н (1907—1986) — советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1982). Лауреат Сталинской премии первой степени (1950).
Содержание
Биография
Окончил студию при Симферопольском драматическом театре в 1925 году и был принят в группу театра.
Затем играл на сцене театров в Куйбышеве, Днепропетровске и других городах. Его увидел на сцене А. Я. Таиров и пригласил в свою группу.
В 1940—1949 годах Кенигсон работал в Камерном театре под руководством А. Я. Таирова, где стал партнёром Алисы Коонен — в спектаклях «Мадам Бовари» (Родольф) и «Без вины виноватые» (Незнамов).
После закрытия Камерного театра в 1949 году он по совету Таирова поступил в Малый театр.
Тогда же Владимир Кенигсон снялся в кино — в фильме М. Э. Чиаурели, получив за роль фашистского генерала Кребса Сталинскую премию от самого Сталина, который был восхищён его игрой.
Поэтому с первых же шагов на одной из старейших сцен России Кенигсон занял лидирующее положение в труппе.
Кроме ролей в кино он много работал на озвучании мультфильмов и иностранных фильмов, его голосом говорят: Жан Габен, Луи де Фюнес и Тото.
Был председателем кооператива «Работников Малого театра» в знаменитом подмосковном поселке Валентиновка.
Похоронен на Ваганьковском кладбище, на 58-м участке, рядом с зятем А. Эйбоженко.
Признание и награды
Творчество
Постановки в театре
Роли в театре
Театр комедии
Камерный театр
Малый театр
Телевизионные постановки
Сеанс Гипнотизера (ТВ) (1985)… Чашкин Не заплачу! (1983)… Лоренцо Струмилло Берег его жизни (1984) … Вильсон
Художественные фильмы
Озвучивание мультфильмов
Дублирование фильмов
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Кенигсон, Владимир Владимирович» в других словарях:
КЕНИГСОН Владимир Владимирович — (1907 86) российский актер, народный артист СССР (1982). С 1942 в московском Камерном театре, с 1951 в Малом театре. Снимался в кино. Государственная премия СССР (1950) … Большой Энциклопедический словарь
КЕНИГСОН Владимир Владимирович — (07.11.1907, Симферополь 17.11.1986, Москва), актер. Лауреат Государственной премии СССР (1950, за участие в фильме «Падение Берлина»); Народный артист СССР (1982). Окончил Театральную студию при Симферопольском театре (1925). Работал в театрах… … Энциклопедия кино
Кенигсон Владимир Владимирович — (1907 1986), актёр, народный артист СССР (1982). С 1942 в московском Камерном театре, с 1951 в Малом театре. Острохарактерный актёр. Снимался в кино. Государственная премия СССР (1950). * * * КЕНИГСОН Владимир Владимирович КЕНИГСОН Владимир… … Энциклопедический словарь
Кенигсон Владимир Владимирович — Владимир Кенигсон Имя при рождении: Владимир Владимирович Кенигсон Дата рождения: 25 октября (7 ноября) 1907(19071107) … Википедия
КЕНИГСОН Владимир Владимирович — (7.11.190717.11.1986), советский актёр. Народный артист СССР (1982). С 1926, по окончании театральной студии в Симферополе, в Симферопольском театре, затем в московском Камерном театре, с 1951 в Малом театре. В кино с 1950 («Падение… … Кино: Энциклопедический словарь
Кенигсон, Владимир Владимирович — Род. 1907, ум. 1986. Актер театра и кино. На сцене с 1926 г. Работал в Симферопольском театре, затем в московском Камерном театре (с 1942) и Малом театре (с 1951). В кино дебютировал в 1950 г. Снялся в фильмах «Дорога» (1955),… … Большая биографическая энциклопедия
Владимир Владимирович Кенигсон — Владимир Кенигсон Имя при рождении: Владимир Владимирович Кенигсон Дата рождения: 25 октября (7 ноября) 1907(19071107) … Википедия
Кенигсон, Владимир — Владимир Кенигсон Имя при рождении: Владимир Владимирович Кенигсон Дата рождения: 25 октября (7 ноября) 1907(19071107) … Википедия
Кенигсон — Кенигсон, Владимир Владимирович Владимир Кенигсон Имя при рождении: Владимир Владимирович Кенигсон Дата рождения: 25 октября (7 ноября) 1907 … Википедия
КЕНИГСОН — Владимир Владимирович (1907 86), актёр, народный артист СССР (1982). С 1942 в московском Камерном театре, с 1951 в Малом театре. Острохарактерный актёр. Снимался в кино. Государственная премия СССР (1950). Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история