актер киса воробьянинов 12 стульев
Как режиссёр Гайдай спас жизнь актёру Сергею Филиппову
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В поисках Кисы Воробьянинова
Разрешение на съёмку фильма, который сам режиссёр называл своим любимым, Гайдай не мог получить на протяжении нескольких лет. Но Леонид Иович всё же смог убедить чиновников от кино и запустить картину в производство.
Но Гайдай Никулина в образе Воробьянинова не видел и по-прежнему метался, пытаясь найти идеального актёра. А Юрию Владимировичу вместо роли Ипполита Матвеевича предложил сыграть дворника, и Никулин согласился, ничуть не обидевшись. И сделал из своего эпизода настоящий шедевр.
Леонид Гайдай всё чаще задумывался об утверждении на роль Сергея Филиппова и, в конце концов решился позвонить актёру, сообщив ему: «Мы вас берём!» Существует и другая версия развития событий. Якобы на роль Кисы Воробьянинова Леонид Гайдай утвердил Ростислава Плятта, а тот уже отказался сниматься в пользу Сергея Филиппова.
На самом же деле Леонид Гайдай отметил, что Плятт очень гармоничен в тех эпизодах, где ему приходилось играть с Михаилом Пуговкиным. Но даже во время проб было видно: эта роль не для Плятта, в самостоятельных сценах ему явно не хватает яркости. Режиссёр предложил Ростиславу Яновичу читать текст автора за кадром.
Спасительная роль
С момента проб в фильме «12 стульев» и до звонка Гайдая прошло довольно много времени. Утверждение на роль произошло как раз в то время, когда у Сергея Филиппова обнаружили онкологическое заболевание головного мозга. Врачи считали, что жить ему осталось всего несколько месяцев.
Актёр находился в полном отчаянии, начал злоупотреблять спиртным и всё больше погружался в депрессию. Роль Кисы Воробьянинова стала для него настоящим спасением. Во время съёмок он не думал о своём недуге и переживал лишь о том, чтобы его не поменяли на другого актёра.
В день начала съёмок ассистент режиссёра должен был разбить тарелку о штатив камеры. Это была очень давняя традиция и кинематографисты свято верили в то, что это приносит удачу. Но в тот злополучный день тарелка не разбилась, а Гайдай потом ходил мрачнее точи, находясь в полной уверенности: работа не пойдёт. Для Филиппова это стало ещё одним поводом переживать, он искренне считал, будто режиссёр им недоволен и вскоре решится на замену.
В процессе съёмок оказалось, что Сергей Филиппов в кадре совершенно затмевает самого Остапа Бендера. Но Леонид Гайдай понял, что ошибся, утверждая на роль Бендера Александра Белявского. И после очередных проб пригласил вместо него Владимира Высоцкого, но тот не явился в первый же день съёмок, а разочарованный Гайдай стал искать другого кандидата. Вскоре на площадке появился Арчил Гомиашвили, и дело, наконец-то, пошло.
Сергей Филиппов в то время уже страдал от сильных головных болей, но от работы не отказывался. Играл буквально на пределе своих возможностей, был внимателен ко всем указаниям режиссёра. Леонид Гайдай, в свою очередь, с пониманием относился к состоянию актёра, не раздражался, когда он забывал слова или слишком плохо себя чувствовал.
Удивительно, но к моменту окончания съёмок Сергей Филиппов чувствовал себя значительно лучше. А врачи, до этого дававшие ему всего несколько месяцев жизни, после очередных обследований предложили актёру операцию. После хирургического вмешательства Сергей Николаевич восстановился очень быстро и самостоятельно озвучил своего героя. Роль Кисы Воробьянинова на самом деле спасла актёру жизнь.
И положила начало сотрудничеству Леонида Гайдая и Сергея Филиппова. Впоследствии актёр снялся во многих картинах режиссёра: «За спичками», «Иван Васильевич меняет профессию», «Опасно для жизни», и других. Последней работой актёра в кино стал фильм Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация», где Филиппов сыграл роль возмущённого пенсионера.
К сожалению, финал жизни актёра был очень печален: он скончался в полном одиночестве в своей квартире от онкологического заболевания и пролежал там две недели, пока его не обнаружили. Похоронили Сергея Николаевича на деньги, собранные актёрами.
Казалось бы, что может быть общего у известного советского режиссёра и бывшего президента США? Тем не менее, их интересы пересеклись в далёком теперь уже 1991 году. При этом Дональд Трамп пошёл навстречу Леониду Гайдаю, а вот наш режиссёр отказал в небольшой просьбе американцу. Правда, в то время ещё и представить себе никто не мог, что спустя четверть века Дональд Трамп займёт пост президента США.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кто сыграл Кису Воробьянинова лучше – Филлипов или Папанов.
Любители «12 стульев» не всегда однозначны в оценке того, какой из экранизированных Остапов лучше. Миронов или Гомиашвили? А может Юрский?
Но вот Воробьянинов Сергея Филиппова кажется большинству самым удачным попаданием в образ.
Вот как описывают Ипполита Матвеевича Ильф и Петров:
Высокий рост, 185 сантиметров.
По нынешним временам молод, всего 52 года. Но здоровье его подводило и сам он ощущал себя стариком.
За модой не следит. Брюки носит устаревшего фасона.
Носит ухоженные усы.
Ипполит Матвеевич Папанова.
Папанов великий актёр и он был хорошо знаком с текстами Ильфа и Петрова.
В конце 60х в Московском театре сатиры он играл в спектакле по книге «Золотой теленок» и исполнял там роль Корейко.
Были у него и театральные работы, где он исполнял Воробьянинова.
Еще он снимался в фильме Михаила Швейцера, но его роль Лоханкина вырезали.
Хорошо ли сыграл Папанов? Безусловно.
Похож ли его Киса на книжного? Не все зрители разделяют такую позицию. Ипполит Матвеевич из фильма Гайдая кажется азартным, вовлеченным в происходящее человеком. Это близко к книжному образу.
Ворбьянинов из фильма Марка Захарова – уставший человек. Его персонажу сочувствуешь, но ему не хватает книжного задора.
Что интересно, рост Папанова – 184 сантиметра. Точь в точь как книжный.
У актера тоже высокий рост. И по мнению зрителей он идеально вписался в роль Кисы Воробьянинова.
Зрители отмечают, что роль писалась словно бы под него.
Усы и типаж актера заставляют сказать – да это же он!
Именно про него мы и читали в книге.
Актер сумел показать аристократичность своего персонажа. По образу было видно было, что человек он не из простых.
Филлипов так же сыграет в фильме «Комедия давно минувших дней», где снова примерит на себя роль Воробьянинова.
Для меня вопрос, кто лучше так и остается риторическим.
Киса Воробьянинов
Ипполи́т Матве́евич Воробья́нинов (1875, Старгородский уезд — после 1928), по прозвищу Ки́са — персонаж романа «Двенадцать стульев» (1928) Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Содержание
Образ
После революции 1917 года, лишённый положения предводителя старгородских дворян, И. М. Воробьянинов перебрался в уездный город N. В этом маленьком провинциальном городке работал в ЗАГСе, где управлял столом регистрации смертей и браков. Жил вместе с тёщей, Клавдией Ивановной Петуховой.
Перед смертью тёща призналась Ипполиту Матвеевичу в том, что спрятала свои дореволюционные фамильные драгоценности в одном из двенадцати стульев гарнитура работы мастера Гамбса. Поиски сокровища и составляют сюжет романа «12 стульев».
На второй день после встречи с Остапом Бендером, Воробьянинов получил от него профсоюзную книжку «члена союза совторгслужащих». Отныне формально он действует в романе, по аттестации Остапа, как «Конрад Карлович Михельсон, сорока восьми лет, холост, член союза с тысяча девятьсот двадцать первого года, в высшей степени нравственная личность, мой хороший знакомый, кажется друг детей…». Иногда компаньон именует его «либер фатер Конрад Карлович», «гражданин Михельсон».
После переезда концессионеров в Москву между ними произошел разговор:
— Послушайте, — сказал вдруг великий комбинатор, — как вас звали в детстве?
— А зачем вам?
— Да так! Не знаю; как вас называть. Воробьяниновым звать вас надоело, а Ипполитом Матвеевичем слишком кисло. Как же вас звали? Ипа?
— Киса, — ответил Ипполит Матвеевич, усмехаясь.
— Конгениально!
Детское прозвище Ипполита, Киса, очень понравилось Остапу Бендеру. Компаньон частенько звал его так, хотя не скупился и на другие прозвища, вроде «фельдмаршал», «предводитель команчей» и тому подобные.
О судьбе Ипполита Матвеевича после событий романа «12 стульев» (1928) нет никаких данных. Он лишь один раз мельком упоминается Остапом Бендером в романе «Золотой телёнок».
Был такой взбалмошный старик, из хорошей семьи, бывший предводитель дворянства, он же регистратор загса, Киса Воробьянинов. Мы с ним на паях искали счастья на сумму в сто пятьдесят тысяч рублей.
Внешность и привычки
В начале романа «12 стульев» Ипполит Матвеевич описывается как высокий (185 см) седой старик (хотя ему только 52 года), носящий ухоженные усы. В очках Воробьянинов очень похож на Милюкова, а потому вместо очков вынужден носить пенсне.
Отправляясь на поиски сокровищ, Ипполит Матвеевич красит волосы в «радикальный чёрный цвет», но после умывания на следующий же день его волосы становятся зелёными и ему приходится побриться наголо и сбрить усы.
Из привычек Ипполита Матвеевича известно его обыкновение произносить по утрам «бонжур» (то есть фр. bonjour ) если он «проснулся в добром расположении», или «гут морген» (нем. guten Morgen ) если «печень пошаливает, 52 года — не шутка и погода нынче сырая».
Прошлая жизнь
В рассказе «Прошлое регистратора загса», напечатанном через год (1929) после публикации первоначальной версии романа Двенадцать стульев, приведены подробности из прошлой жизни Ипполита Матвеевича Воробьянинова. Этот рассказ представляет собой отдельное повествование, с совершенно другим образом Ипполита Матвеевича. Здесь герой представлен как гуляка-авантюрист. Если считать информацию из этого рассказа состоятельной, то «Ипполит Матвеевич Воробьянинов родился в 1875 году в Старгородском уезде в поместье своего отца Матвея Александровича, страстного любителя голубей.» То есть на момент главного действия романа ему было 52 года.
Ярким событием из прошлого Ипполита Матвеевича явился скандальный роман с женой окружного прокурора Еленой Станиславовной Боур, закончившийся отъездом обоих в Париж.
В 1911 году Воробьянинов женился на дочери соседа — состоятельного помещика Петухова. Произошло это после того, как отъявленный холостяк, наехав как-то в имение, увидел, что дела его пошатнулись и что без выгодной женитьбы поправить их невозможно…
— Ну, как твой скелетик? — нежно спрашивала Елена Станиславовна, у которой Ипполит Матвеевич после женитьбы стал бывать чаще прежнего…
В 1912 году, будучи предводителем дворянства, слыл заядлым филателистом и увлёкся коллекционированием земских марок, пытаясь перегнать английского коллекционера из Глазго, мистера Энфильда.
Узаконив в земстве выпуск марки Старгородской земской почты в количестве двух экземпляров, он собственноручно разбил клише, а на нижайшую просьбу знаменитого английского коллекционера продать ему одну марку за любые деньги написал весьма невежливый ответ латинскими буквами: «Накося выкуси!». [2] [3]
Продолжение этой истории так описал фантаст Сергей Синякин: «Даже в самый разгар войны А.Гитлер не оставлял попыток завладеть знаменитой Старгородской коллекцией марок. Захватив в плен сына советского руководителя — Якова Джугашвили, Гитлер через разведку предложил обменять его на две марки из коллекции И. М. Воробьянинова. Сталин долго раздумывал, расхаживая по кабинету и дымя трубкой. Остановившись перед ожидающим ответа Г. Жуковым, он вытащил трубку изо рта и глухо сказал: „Я лейтенантов на фельдмаршалов не меняю“». [4]
На масленицу 1913 года в Старгороде произошло событие, возмутившее передовые слои местного общества… В момент наивысшей радости раздались громкие голоса… В залу вошел известный мот и бонвиван, уездный предводитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов, ведя под руки двух совершенно голых дам. Позади шел околоточный надзиратель в шинели и белых перчатках, держа под мышкой разноцветные бебехи, составлявшие, по-видимому, наряды разоблачившихся спутниц Ипполита Матвеевича.
Был 1913 год. Двадцатый век расцветал…
Ипполит Матвеевич, сидя на балконе, видел в своем воображении мелкую рябь остендского взморья, графитные кровли Парижа, темный лак и сияние медных кнопок международных вагонов, но не воображал себе Ипполит Матвеевич (а если бы и воображал, то всё равно не понял бы) хлебных очередей, замерзшей постели, масляного каганца, сыпно-тифозного бреда и лозунга «Сделал свое дело — и уходи» в канцелярии загса уездного города N.
Не знал Ипполит Матвеевич… и того, что через четырнадцать лет ещё крепким мужчиной он вернётся назад в Старгород и снова войдёт в те самые ворота, над которыми он сейчас сидит, войдёт чужим человеком, чтобы искать клад своей тёщи, сдуру запрятанный ею в гамбсовский стул, на котором ему так удобно сейчас сидеть…
Изгнанный из собственного дома в 1918 году, лишенный привычного образа жизни, Ипполит Матвеевич принял участь советского служащего со смиренным достоинством. Когда же перед ним в 1927 году вдруг замаячил шанс вернуть прежнюю роскошную жизнь, он очертя голову бросился на поиски своих сокровищ, будучи совершенно неприспособленным к этому.
Ипполит Матвеевич мигом преобразился. Грудь его выгнулась, как Дворцовый мост в Ленинграде, глаза метнули огонь, и из ноздрей, как показалось Остапу, повалил густой дым. Усы медленно стали приподниматься…
— Никогда, — принялся вдруг чревовещать Ипполит Матвеевич, — никогда Воробьянинов не протягивал руки. — Так протянете ноги, старый дуралей! — закричал Остап.
Он страдает (по словам Остапа) «организационным бессилием и бледной немочью», подвергается унижениям, опускается до попрошайничества, воровства, и, наконец, становится убийцей.
Киса Воробьянинов
История персонажа
Один из главных героев романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Киса — детское прозвище героя и кличка, которую использует, обращаясь к нему, второй герой романа — Остап Бендер. Настоящее имя Кисы — Ипполит Матвеевич Воробьянинов. Герой происходит из дворянской среды и до революции был уездным предводителем дворянства.
Илья Ильфа и Евгений Петров
Бендер не без сарказма называет Кису гигантом мысли, отцом русской демократии и особой, приближенной к императору. Лишенный былых привилегий, герой живет вместе с тещей и работает в ЗАГСе некоего провинциального городка. О дореволюционной жизни героя речь идет в рассказе «Прошлое регистратора ЗАГСа», который должен был войти в роман «Двенадцать стульев» как одна из глав, но в итоге вышел отдельно через год после публикации романа.
История и образ
Воробьянинов родился в Старгородском уезде в 1875 году. Его отец Матвей Александрович, хозяин поместья, был страстным любителем голубей. Сам герой предстает в рассказе о дореволюционных годах авантюристом и гулякой. Герой — «отъявленный холостяк» и женится на помещице Мари Петуховой, только чтобы поправить пошатнувшиеся дела в собственном поместье. После женитьбы продолжает крутить роман с женой окружного прокурора, с которой вдвоем катается в Париж. Законная супруга героя умирает в 1914 году.
Ипполит Матвеевич Воробьянинов
Герой возмущал приличное общество, появляясь в общественных местах в компании обнаженных дамочек и вел жизнь мота и бонвивана, пока в 1918 году не был изгнан из собственного поместья. После революции Воробьянинову приходится вести жизнь простого советского служащего.
На момент действия романа Кисе 52 года. Воробьянинов описан в романе как седой старик высокого роста с ухоженными усами, внешне крайне похожий на Милюкова — министра иностранных дел при Временном правительстве. Из-за этого Киса вынужден отказаться от очков и носить вместо тех пенсне, чтобы сходство не было таким уж очевидным.
Министр Павел Милюков
Пытаясь изменить внешность перед тем, как отправляться разыскивать стулья, герой красит волосы в черный цвет. После первого же мытья краска сходит, и черный цвет превращается в зеленый, а герою приходится сбрить усы и обрить голову наголо.
Авантюрные похождения героя начинаются в тот момент, когда умирающая теща рассказывает Кисе о старых фамильных драгоценностях, спрятанных в одном из стульев гарнитура, сработанного мастером Габсом. Гарнитур состоит из двенадцати стульев, и герой принимается разыскивать те, чтобы завладеть сокровищем.
Киса Воробьянинов и Остап Бендер
Начав поиски самостоятельно, герой попадает в Старгород, где в «проект» оказывается вовлечен еще один участник — мошенник Остап Бендер. Жизнь героя осложняется присутствием конкурента — отца Федора, священника, который исповедовал умирающую тещу Воробьянинова, тоже узнал о стульях и развернул собственную кампанию по поиску драгоценностей.
Герои оказываются в Москве, в музее мебели, где с аукциона продаются десять из двенадцати стульев, входивших в тещин гарнитур. Купить их, однако, герои не могут, потому что Воробьянинов накануне потратил предназначенные для этой цели деньги. Входившие в гарнитур стулья расходятся в разные руки, и героям приходится открыть охоту на новых владельцев драгоценной мебели. А деньги бывший герой-любовник Киса просадил в ресторане «Прага», куда явился с дамой.
Затем Воробьянинов вместе с компаньоном оказывается на пароходе, идущем рейсом по Волге, в городе Васюки удирает от разъяренных шахматистов, а в Пятигорске вынужденно клянчит милостыню. После этих мытарств герой возвращается в столицу, где теряются следы последнего стула. Бендер выясняет, что стул «осел» в клубе железнодорожников.
В ночь перед финальным рейдом Воробьянинов убивает партнера ударом опасной бритвы по горлу, чтобы завладеть сокровищами в одиночку. Однако на другой день выясняется, что сокровища уже нашли за несколько месяцев до этого и «превратили» в спортивно-развлекательный центр для трудящихся.
Киса Воробьянинов с последним стулом
Образ Воробьянинова во многом списан с дяди Евгения Петрова, одного из авторов произведения. Дядя этот жил в Полтаве, носил бакенбарды и золотое пенсне, был гурманом и любителем роскошной жизни.
Экранизации
Роман «Двенадцать стульев» пережил около двадцати экранизаций. В России широко известна экранизация 1976 года под названием «12 стульев», снятая Марком Захаровым, где роль Кисы сыграл актер Анатолий Папанов, а роль Остапа Бендера — Андрей Миронов. Несколькими годами ранее еще один фильм по роману снял режиссер Леонид Гайдай. В этой двухсерийной комедии роль Кисы играл Сергей Филиппов.
Анатолий Папанов в роли Кисы Воробьянинова
В 1980 году Сергей Филиппов играет роль Кисы Воробьянинова снова, на этот раз в фильме режиссера Юрия Кушнерева «Комедия давно минувших дней». Фильм представляет собой по сути кроссовер — там пересекаются персонажи и сюжеты разных советских фильмов. К авантюре Кисы и Бендера подключаются Трус и Бывалый — знаменитые мелкие правонарушители из комедий Леонида Гайдая. Сборная команда авантюристов отправляется на поиски сокровищ вчетвером.
Сергей Филиппов в роли Кисы Воробьянинова
За пределами кириллического сектора роман тоже неоднократно экранизировали. В Германии, Италии, Великобритании, США и Швеции в первой половине ХХ века выходили свои вариации на тему «Двенадцати стульев», более или менее близкие к оригиналу. Волна популярности романа Ильфа и Петрова докатилась даже до Бразилии, где в 1957 году тоже сняли экранизацию под названием «Treze cadeiras» («13 стульев»).
Оскарито в роли Бонифацио Боавентуры (Кисы Воробьянинова) в бразильской экранизации
Еще одна занятная экранизация снята в США в 1970 году режиссером Мелом Бруксом. Съемки шли в Финляндии и Югославии, а сам фильм отличается типичным для американской комедии «хэппи-эндом». Остап и Киса вдвоем отправляются ночью в клуб железнодорожников за последним стулом. Узнав о том, что драгоценности «уплыли», Киса устраивает погром. Позже разочарованные компаньоны-авантюристы мирно обсуждают дальнейшие планы, и никакого смертоубийства не происходит.
Рон Муди в роли Кисы Воробьянинова в американской экранизации
Сюжетная линия, связанная с поиском разошедшихся на аукционе стульев, в фильме усечена. Герои не разъезжают по стране, разыскивая стулья поодиночке, а находят сразу семь стульев из гарнитура в перевозном театре «Колумб», куда те были проданы. Чтобы добраться до них, герои нанимаются в театр, выдав Кису за актера. Часть стульев расходится из театра в чужие руки, и героям приходится искать их.
Один стул Киса отбирает у финского канатоходца. Для этого пассивный и неизобретательный в оригинале герой сам взбирается на канат и демонстрирует чудеса эквилибристики. Еще четыре стула герои вскрывают на предмет наличия драгоценностей прямо в музее мебели, где проходил аукцион. И только последний стул, как и положено, находится в московском клубе железнодорожников.
Герои фильма «Не в стульях счастье»
Последняя экранизация вышла в Италии в 2013 году и представляет собой вольную интерпретацию сюжета, где в сохранности остаются только стулья и спрятанное в них сокровище («Не в стульях счастье», или «La sedia della felicità»).
Интересные факты
В Харькове в 2016 году появился памятник Кисе Воробьянинову авторства скульптора Катиба Мамедова. Воровато озирающийся бронзовый герой со стулом в руках выходит из кирпичной стены, наполовину еще скрытый в кладке.
Реплики героев Ильфа и Петрова стали известными цитатами. Киса особенно известен жалобной мантрой, которую повторяет, когда просит милостыню:
«Месье, же не манж па сис жур. Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной Думы».