актер князь волконский в звезде пленительного счастья
Как снимали фильм о подвиге жен декабристов «Звезда пленительного счастья»
В основу сюжета легли судьбы князя Сергея Трубецкого, его жены Екатерины (урожденной Катрин Лаваль), князя Сергея Волконского и его супруги Марии (урожденной Раевской), а также поручика Ивана Анненкова и его возлюбленной Прасковьи (урожденной Полины Гебль). Как рассказал режиссер, история о декабристах и их отважных женах перекликается с судьбой его семьи. В Сибирь к мужу-арестанту когда-то отправилась мать Владимира Мотыля Берта Антоновна.
ПО ТЕМЕ
Kинорежиссер Владимир Мотыль умер в Москве
Идея фильма появилась у режиссера давно, но Госкино снимать не давало. Однако накануне 150-летия восстания декабристов решили все-таки историю оживить. Изначально в основу сценария легка автобиографичная книга Полины Гебль «Комета – судьба моя», но на Мосфильме этот вариант отвергли, так как главной героиней была француженка.
Тогда Владимир Мотыль вышел из ситуации, решив соединить в одном повествовании истории трех жен декабристов. Однако даже в новой интерпретации картину завернули, предложив снимать не в Москве, а на Ленфильме. Затем урезали и финансирование: вместо трех миллионов рублей выделили всего полтора – копейки, если учитывать масштаб работы. По словам режиссера, с лентой в итоге помогли ленинградцы.
«Жители города свою тему приняли близко к сердцу и, несмотря на запреты чиновников пускать нас в музеи, давать нам подлинный реквизит, нас пускали везде», – отметила Владимир Мотыль.
Для сибиряков память о декабристах также оказалась священной. Актеры, задействованные в массовке, отказывались от денег, а острог, в котором находились заключенные, построили в натуральную величину благодаря помощи местных властей.
По просьбе режиссера библиотеки выдавали участникам съемок книги из закрытых фондов. Да и в целом Владимир Мотыль не терпел исторических неточностей. Например, однажды он полностью переснял сцену, потому что заметил, что у главного героя на кителе неправильно расположены ордена.
Это сейчас картина «Звезда пленительного счастья» известна своими звездным актерским составом, но в то время режиссеру пришлось бороться за артистов. Он буквально уговаривал руководство Госкино на Ирину Купченко (Екатерина Трубецкая) и Наталью Бондарчук (Мария Волконская). Самым сложным оказалось утвердить молодого Игоря Костолевского, хотя после выхода картины его актерскую пару с Эвой Шикульской назовут самой удачной.
Чего вы не узнаете о декабристе Волконском из учебников и кино
В жизни Сергея Григорьевича Волконского все самые важные события произошли в декабре: он родился 19 декабря 1788 года, умер 10 декабря 1865 года, а восстание на Сенатской площади, которое произошло 26 (14-го по старому стилю) декабря 1825 года, круто перевернуло его судьбу. В книгах и фильмах его «рисуют» как отважного и галантного смельчака, однако это весьма условный портрет благородного князя. Волконский был еще тот проказник, он знатно почудил на своем веку, не раз шокируя высшее общество и родных.
Потомок Рюрика
Сергей Волконский был представителем одной из самых знатных российских семей. По отцовской и материнской линии его предки – Рюриковичи. Батюшка, Григорий Семенович служил с самим Суворовым, был генералом от кавалерии. Мать, урожденная Репнина, всегда получала высокие должности при императрицах, и даже когда ее сына арестовали и допрашивали после восстания декабристов, принимала участие в коронации Николая I.
Сергея Григорьевича еще младенцем записали в военную службу. 17-летним он был зачислен в элитарный Кавалергардский полк. Его карьера быстро шла в гору во время войн с Наполеоном. Когда между Александром I и французским императором наступило временное перемирие, Волконский был среди тех, кто присутствовал при подписании договора в Тильзите. Отечественную войну он встретил в звании флигель-адъютанта Его Величества и обладателем золотой шпаги «За храбрость».
Открытка с изображением кавалергарда. wikimedia
И хотя Сергей Волконский не принимал участия в знаменитом Бородинском сражении, на его счету немало славных дел в составе «летучего» партизанского отряда под командованием Винценгероде. Он храбро сражался, был награжден множеством орденов. В составе русской армии принимал участие в Заграничных походах и в 1813 году был пожалован званием генерал-майора. У него было по крайней мере полторы тысячи душ крепостных и огромные земельные владения в самых благодатных, южных, губерниях России.
Быть не таким, как все
Два века исследователи задают вопрос: зачем родовитому, богатому и тогда еще даже неженатому Волконскому понадобилось лезть в пекло заговора? Ведь князь называл Александра I самым главным либералом в стране. Спрашивается, чего ему не хватало?
Многие любят указывать на странности, которые водились за членами семьи Волконских. Например, отец Григорий Семенович не смог сравняться с Суворовым в доблести, но зато старательно копировал все его причуды: вместе с Александром Васильевичем кричал «петухом»; мог нацепить на голое тело халат, а на него – все свои ордена; будучи губернатором, проезжая по улицам Оренбурга и заслышав колокольный звон, мог бухнутся прямо в грязь и бить земные поклоны.
Его дочь страдала клептоманией. Она ходила в гости с мешком, куда складывала угощенье. Самое интересное, что все это считалось «милыми чудачествами», которые богатые и родовитые люди позволяли себе просто от скуки.
Станислав Садальский и Наталья Гундарева в фильме «О бедном гусаре замолвите слово. »
На полную катушку отрывался и молодой Сергей Волконский. Он честно признавался в своих мемуарах, какой образ жизни вели кавалергарды. Пьянство, регулярные поездки к дамам определенного поведения – это было еще ничего. Волконский мог проскакать на коне по улице голым. Однажды он вместе с друзьями обучил собаку бросаться на прохожих по команде «Бонапарт!».
До Александра I, конечно, дошли слухи о проказах Волконского, император был очень недоволен. После 1813 года карьера князя застопорилась. И вполне возможно, он искал какой-то способ вырваться из этой скуки и снова стать не таким, как все. Он даже пробовал быть масоном, но, несмотря на то, что «вольные каменщики» привечали богатого и родовитого князя, это дело его не увлекло.
В 1819 году он встречает своего старого товарища, тоже генерал-майора, Орлова, который уже состоял в тайном обществе. Орлов пригласил Волконского на собрание, и у князя словно «открылись глаза». Потом он по службе был направлен в Тульчин (Винницкая обл. – прим. ред.) и там сблизился с Павлом Пестелем. Пестель – человек умный, резкий, авторитарный – стал его кумиром.
При этом Волконский не собирался, в случае успеха восстания, занимать какие-то должности, он понимал, что лишится значительной части своих богатств. Но, тем не менее, исправно служил тайному обществу и даже выполнял некоторые щекотливые поручения. Например, подделав печать, он вскрывал переписку не только официальных должностных лиц, но и своих товарищей – будущих декабристов.
Дурная примета
В августе 1824 года уже не юный Сергей Волконский неожиданно сватается к Марии Раевской, которая была ровно вдвое моложе. Казалось бы, нет ничего странного, что знатный генерал просит руки дочери другого блестящего генерала, героя войны 1812 года Николая Раевского. Тем более Мария Николаевна была красива, прекрасно пела, играла на фортепиано, а французским и английским языками владела лучше, чем родным. Плохо было только то, что жених и невеста практически не знали друг друга до свадьбы. Старший генерал прекрасно был осведомлен о скандальной репутации своего будущего зятя, а Мария вообще не хотела выходить за неизвестного ей «старика», но слово Раевского в семье было решающим. Видимо, он рассчитывал, что богатство Волконских спасет его собственную семью от разорения, на грани которого находились тогда Раевские.
Однажды, уже после помолвки, Сергей и Мария танцевали на балу. Девушка случайно задела рукавом горящие свечи, и платье на ней вспыхнуло. К счастью, Мария не пострадала, но потом она долго плакала и повторяла: «Дурная примета!».
Они обвенчались 11 января 1825 года. Вместе молодожены были очень мало. После «медового периода» князь отбыл к месту службы, оставив жену беременной. Мария жаловалась на тяжелый характер мужа и даже называла его «несносным». Затем они увиделись уже в ноябре, а потом Волконский снова уехал в Тульчин. Через своих влиятельных друзей он узнал о смертельной болезни Александра I, восстание было не за горами.
Василий Ливанов (Николай I) и Олег Стриженов (Волконский) в фильме «Звезда пленительного счастья»
И хотя Волконский работал не на Северное, а на Южное тайное общество, именно выход декабристов на Сенатскую площадь решил его судьбу. Через три дня после событий в Петербурге восстал Черниговский полк. Пошли аресты и допросы. 2 января Мария Волконская родила первенца, а через несколько дней был арестован ее муж. Поскольку роды у молодой княгини были очень тяжелыми, ей, конечно, ничего не сообщали.
Петр Соколов. Портрет княгини М.Н. Волконской с сыном Николаем
Во глубину сибирских руд
Много позже она узнала, что ее муж находится в крепости, а также о том, что некоторые жены арестованных решили ехать за своими мужьями в Сибирь и обратились с прошением к императору. С этого момента в чувствах Марии к мужу произошел резкий поворот. Как отмечают некоторые исследователи, молодая княгиня словно решила «взять реванш» за первые неудачные месяцы своего брака. Теперь она уже было необходима мужу. В этом ее поддерживала и семья князя, в то время как генерал Раевский был в ужасе от того, что его дочь отправится в Сибирь.
Между тем сам отъезд Марии Николаевны был обставлен совсем иначе, нежели, например, поездка в Сибирь княгини Екатерины Трубецкой. Трубецкая, обожавшая мужа, можно сказать, быстро собралась без лишнего шума. Мария долго ездила по родным, по разным салонам, где ее все называли героиней. Она посетила и известный салон своей знаменитой родственницы Зинаиды Волконской. Сам Пушкин выразил ей восхищение. Он хотел передать ей стихи «Во глубине сибирских руд…», но, как рассказывала Мария Николаевна, не успел, и бессмертное послание отвезла декабристам Александра Муравьева.
Конечно, поездка юной изнеженной женщины на сибирские рудники уже была подвигом. Но вряд ли Мария отдавала себе полный отчет, на что она идет. Ее не остановило даже то, что Николай I запретил декабристкам брать с собой детей. Первенец Волконских оставшись без матери, с бабушкой по отцу, умер в возрасте двух лет.
Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья». В роли Марии Волконской – Наталья Бондарчук
Как позже признавалась Мария Волконская в своих воспоминаниях, она не рассчитывала, что проживет в Сибири долгие годы. Но, находясь уже в пути она узнала о новом распоряжении императора: те жены, которые отправились за ссыльными, не имеют права на возвращение. Николай I вообще поклялся, что все сосланные декабристы никогда не выйдут на свободу при его жизни.
Приехав в Сибирь, добравшись наконец до казематов, она увидела супруга, закованного в кандалы. И сначала Мария поцеловала цепи, а потом уже мужа.
Конец сказки
Для Сергея Волконского, помимо огромной моральной поддержки, приезд княгини имел и очень важное практическое значение: благодаря ее присутствию он смог вылечиться от туберкулеза. Кроме того, и она, и Трубецкая помогали чем могли другим заключенным, писали за них письма (ссыльным было запрещена личная переписка), добывали еду и одежду.
Но в дальнейшем, несмотря на то, что условия для декабристов постепенно смягчались, у Волконских наступил полный разлад. Сергей Григорьевич, по свидетельству очевидцев, «опростился», «окрестьянился», постоянно общался с мужиками и увлекся сельским хозяйством. Мария Николаевна, наоборот, когда появилась возможность, завела собственный «салон», куда муж мог прийти чуть ли не в тулупе, перемазанный навозом. В результате она распорядилась его не пускать.
Главную роль при ней играл другой ссыльный декабрист, некий Поджио. И многие утверждали, что дети Волконских, Михаил и Елена, рожденные в Сибири, на самом деле вовсе не княжеской крови.
Звезда пленительного счастья
Из Википедии — свободной энциклопедии
сценария
Олег Осетинский
ролях
Алексей Баталов
Наталья Бондарчук
Олег Стриженов
Эва Шикульская
Игорь Костолевский
Лев Иванов
Раиса Куркина
Татьяна Панкова
Второе творческое объединение
французский
«Звезда пленительного счастья» — художественный фильм Владимира Мотыля о судьбе декабристов и их жён, снятый в 1975 году (к 150-летию восстания декабристов). В основу сюжетной линии положены судьбы декабристов: князя Сергея Трубецкого, его жены Екатерины Трубецкой (урождённой Катрин Лаваль), князя Сергея Волконского и его жены Марии Волконской (урождённой Раевской), а также поручика Ивана Анненкова и его жены Прасковьи Анненковой (урождённой Полины Гёбль).
В большей своей части фильм посвящён подвигу жён декабристов, последовавших в ссылку за своими мужьями. В качестве названия взята строка из стихотворения Александра Пушкина «К Чаадаеву».
Премьера фильма состоялась 10 ноября 1975 года.
Звезда пленительного счастья
Только на территории России:
«Звезда пленительного счастья» — художественный фильм Владимира Мотыля о судьбе декабристов и их жён, снятый в 1975 году. В основу сюжетной линии положены судьбы декабристов: князя Трубецкого Сергея Петровича, его жены Трубецкой Екатерины Ивановны (урождённой Катрин Лаваль), князя Волконского Сергея Григорьевича и его жены Волконской Марии Николаевны (урождённой Раевской), а также поручика Ивана Анненкова и его жены Прасковьи Анненковой (урождённой Полины Гёбль).
В качестве названия фильма взята строка из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву».
Содержание
Сюжет
В большей своей части фильм посвящен подвигу жён декабристов, последовавших в ссылку за своими мужьями.
Сюжет во многом следует за книгой Арнольда Гессена «Во глубине сибирских руд», иногда перекликаясь с поэмой Н. А. Некрасова «Русские женщины». В центре повествования — судьба декабриста Анненкова, роль которого блестяще исполнил Игорь Костолевский (это его первая практически главная роль). Наравне с Анненковым в центре сюжета находятся Екатерина Трубецкая (Ирина Купченко) и Мария Волконская (Наталья Бондарчук), и их борьба за право ехать к своим мужьям в Сибирь.
Сцены восстания декабристов, следствия по их делу, казни пятерых декабристов занимают значительную часть фильма. О некоторых историях из жизни главных героев и героинь, фильм рассказывает лирическими воспоминаниями, которые весьма впечатляющи. Отвлечений от основной сюжетной линии нет, и это позволило режиссёру создать целостную картину и восстания, и следствия, и путешествия декабристок.
Тайны нашего кино
Картина Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» была снята более 40 лет назад. Но её и сейчас называют самым жертвенным советским фильмом о судьбе жён декабристов. И сразу вспоминается трогательная история французской модистки Полины Гёбль и кавалергарда Ивана Анненкова в исполнении Эвы Шикульски и Игоря Костолевского.
– Благодаря участию в этом фильме я познакомилась с Россией, – говорит в программе Эва Шикульска. – Съёмки шли долго, и мне удалось вдоль и поперёк объездить Санкт-Петербург, который тогда назывался Ленинградом, а потом ещё и Сибирь. Я была молодой весёлой девчонкой. И вдруг попала в другую страну, где должна была играть роль на французском языке, которого я совсем не знала.
23-летняя Эва попала в фильм Мотыля далеко не сразу. Режиссёр никак не мог подобрать актрису на роль утончённой модистки.
– На роль Полины режиссёру нужна была девушка с европейским типом лица и акцентом. На примете были две француженки – Анни Дюпре и Доминик Санда. Однако обе актрисы были заняты и не могли прилететь на пробы в Москву. А режиссёра не выпускали в Париж. Тогда ему пришлось провести поиски в социалистических странах Восточной Европы. Так французскую красавицу заменили на польскую, – рассказывает шеф-редактор программы Юлия Микитенко.
Дерзкая, импульсивная, бескомпромиссная и очень обаятельная – такой Владимир Мотыль видел возлюбленную декабриста Ивана Анненкова. Шикульска отлично воплощала в кадре его режиссёрский замысел, и он был очень доволен. К тому же актриса легко соглашалась на все безумные сцены, что предлагал Мотыль. Как снимали сцену в лодке на пути в Петропавловскую крепость? Из-за чего с актрисой чуть было не случилась трагедия? Где и как сейчас живёт Шикульска? И правда ли, что в неё был влюблён Костолевский?
Игорь Костолевский в «Звезде пленительного счастья» сыграл свою первую большую роль в кино. И, надо сказать, роль романтичного кавалергарда у молодого актёра получилась не сразу.
– Там был выписан некий Анненков, здоровый малый, который носил ботфорты, кавалергардский костюм, ездил на лошади, говорил по-французски. Короче, делал всё то, чего я делать не умел, – признался авторам «Тайн нашего кино» Костолевский.
Актёр испугался, что не справится, и хотел отказаться от роли. Из-за своей неопытности он не внушал доверия и руководству киностудии. Но Мотыль отстоял Костолевского и дал ему шанс попробовать. Во время съёмок Игорь многому научился и прошел немало испытаний. Так, он до сих пор хорошо помнит, как его забыли в одной из камер Петропавловской крепости. Всё было по-настоящему: надели кандалы и приковали к стене. Потом установили осветительные приборы и… забыли об актёре на долгих четыре часа. Но он не роптал, решил, что так и задумано. И вот, наконец, началась съёмка, но Костолевский настолько замёрз, что не мог прочесть свой текст. От бессилия слезы сами брызнули у него из глаз. Всё, подумал артист, завалил съёмку. А после оказалось, что этот эпизод – один из лучших в фильме…
Кто посоветовал Мотылю взять на роль Николая Первого Василия Ливанова? И как императорский костюм помог Ливанову и Мотылю в переговорах с руководством Эрмитажа? Каким образом съёмки в «Звезде пленительного счастья» повлияли на судьбу Натальи Бондарчук? Какое ЧП произошло с Алексеем Баталовым во время работы над эпизодом гражданской казни князя Трубецкого? Об этом и многом другом – в программе «Тайны нашего кино» с Иваном Усачёвым.