актер кок на корабле
Любимое кино. В осаде
Появившийся в 1992 году «Крепкий орешек на корабле» на время сделал большой звездой Стивена Сигала. Этот лучший в карьере актера фильм назывался «В осаде»
«Крепкий орешек» был столь успешен, что подарил Голливуду новый рецепт хитов: «Крепкий орешек в…». «Крепкий орешек в тюрьме», «Крепкий орешек на самолете», «Крепкий орешек в автобусе»… Некоторые из снятых по этому рецепту картин оказались столь популярны, что их выход тоже имел существенные последствия. Так, появившийся в 1992 году «Крепкий орешек на корабле» на время сделал большой звездой Стивена Сигала. Этот лучший в карьере актера фильм назывался «В осаде».
Стивен Сигал любит рассказывать о себе небылицы. Поэтому в его ранней жизни разобраться нелегко. Ведь, пока человек не становится знаменитостью и не начинает жить под медиа-микроскопом, мало кто следит за его жизнью и может упрекнуть во лжи, когда тот завирается.
Одно можно сказать со всей определенностью. Хотя Сигал провел детство в Калифорнии (его семья переехала на Западное побережье, когда Стивену было пять лет), он не собирался становиться голливудцем. Нет никаких свидетельств хотя бы о том, что он играл в школьном театре. Вместо этого он в определенный момент занялся боевыми искусствами, благо что из-за обилия в Калифорнии иммигрантов с Дальнего Востока учителей было найти несложно.
Сигал начинал как каратист, но постепенно переключился на айкидо, в то время не слишком известное в Америке. Вскоре после окончания школы он перебрался в Японию и начал заниматься с тамошними мастерами. Сигал не преувеличивает, когда говорит, что стал первым в Японии неяпонским руководителем школы айкидо, но ясно, что это случилось не потому, что он был великим мастером, а потому, что он женился на дочери владельца школы в Осаке. Япония – страна традиционная, и семейные связи там имеют особое значение. Кстати, когда Сигал вернулся в Америку, он оставил жену и детей в Японии и заключил второй брак еще до того, как развелся с японкой.
Кадр из фильма «В осаде»
В США Сигал открыл новую школу айкидо и начал тренировать людей, связанных с шоу-бизнесом. В результате его стали привлекать как консультанта и преподавателя для подготовки актеров к экшен-съемкам. Известно, что Сигал тренировал Шона Коннери для съемок в «Никогда не говори “никогда”» и случайно сломал ему запястье. Это правда, поскольку эту историю рассказывает в интервью не только Сигал, но и сам Коннери, у которого с тех пор ограничена подвижность руки. В частности, ему трудно залезать в карман брюк.
Дело было в 1980-х, когда в Голливуде и вообще в мировом кино было немало звезд боевиков, пришедших не с театральных подмостков, а из спортивных залов. Титулы и звания актеров-спортсменов – порой реальные, а иногда вымышленные – убеждали публику, что ей показывают настоящих мастеров и «крутых парней», которые в самом деле могут проделать хотя бы часть того, что они демонстрируют на экране. Но, конечно, шансы стать по-настоящему известными были только у тех, кто сочетал известность в спортивном мире с экранной харизмой. Поэтому голливудские продюсеры и агенты обращали особое внимание на колоритных мастеров.
Сигал был как раз таким – рослым, крепким, мужественно выглядящим американцем, который изучал боевые искусства в Японии и преподавал их в США. У него не было ни актерской подготовки, ни явного актерского таланта, но для героя боевиков это считалось необязательным. Наоборот, «деревянность» исполнителя подчеркивала, что на экране мастер, снизошедший для съемок в кино, а не актер, наспех освоивший пару несложных движений и в основном полагающийся на дублеров. Поэтому знаменитый в то время голливудский агент Майкл Овиц, знавший Сигала по занятиям айкидо, сосватал своего протеже студии Warner как готового главного героя. Никаких подготовительных ролей второго-третьего плана. Того, что Сигал умел, и того, как он выглядел, было достаточно, чтобы сделать его главным героем среднебюджетного полицейского боевика 1988 года «Над законом».
Кадр из фильма «В осаде»
Конечно, «Над законом» не был конкурентом вышедшему в том же году «Крепкому орешку», который при бюджете в 28 миллионов долларов собрал в прокате более 140 миллионов. Но сборы в 19 миллионов долларов при бюджете в 7,5 миллиона были достойным результатом для фильма с голливудским новичком, где самым известным человеком в кадре была Пэм Гриер, бывшая звезда «черных» боевиков 1970-х и будущая героиня «Джеки Браун» Квентина Тарантино. Кстати, к сценарию «Над законом» приложил руку Рональд Шусетт, соавтор «Чужого» и «Вспомнить все».
Воодушевленная успехом студия Warner оплатила еще три полицейских боевика с участием Сигала: «Смерти вопреки», «Помеченный смертью» и «Во имя справедливости». Все три ленты были финансово успешны, хотя ни одну из них не поддержали критики.
Можно только представить, как тогда раздулось самомнение Сигала. Он и прежде не был особенно скромным, и он еще до начала кинокарьеры начал рассказывать о себе байки вроде того, что ЦРУ поручало ему тайные задания, когда он жил в Японии. Когда же к вымышленным достижениям добавились реальные, его голова так раздулась, что перестала проходить в двери. Работать с ним было не особенно приятно, особенно женщинам-актрисам. Так, дебютировавшая в «Во имя справедливости» будущая звезда сериала «Скорая помощь» Джулианна Маргулис вспоминает свою первую роль без всякой ностальгии – именно из-за того, как хамски Сигал с ней общался. Но, конечно, для студии было важно только то, какие сборы делают фильмы актера. Так что неприятные закулисные истории спускались на тормозах.
Тем временем сценарист Джонатан Лоутон сочинял свой очередной проект. В начале карьеры Лоутон несколько лет работал в стол, перебиваясь случайными и разнообразными заработками. Его карьера пошла в гору, когда продюсер Гэри Голдштайн нанял его настроить свой персональный компьютер. Это была долгая работа (личные компьютеры тогда, в начале 1980-х, были в новинку), и Голдштайн и Лоутон успели познакомиться, обсудить голливудские нравы и стать ментором и учеником. Сперва Голдштайн посоветовал Лоутону написать сценарий, на основе которого был создан фильм «Красотка», а затем, годы спустя, он порекомендовал написать что-нибудь увлекательное о военно-морском флоте, поскольку сценарист был резервистом Береговой охраны.
Кадр из фильма «В осаде»
После успеха «Крепкого орешка» идея сочинить «Крепкий орешек на корабле» лежала на поверхности. Лоутону эта идея пришла в голову, когда он прочел, что ВМФ готовится перевести в резерв линкор «Миссури», который был введен в строй в 1944 году. Это было то самое судно, на борту которого был подписан Акт о капитуляции Японии. «Миссури» уже был в резерве после Корейской войны, но его модернизировали и вернули в строй в 1986 году, когда американцы решили усилить свой флот на случай войны с СССР. После распада Союза линкор вновь стал не нужен, хотя его и задействовали во время войны в Персидском заливе для обстрела иракских войск. В настоящее время «Миссури» используется как корабль-музей.
В сценарии Лоутона рассказывалось, как отряд наемников захватывает готовящийся к выводу в резерв «Миссури». Поскольку судно идет к своему последнему причалу, его команда не столь многочисленна, как обычно на кораблях такого размера («Миссури» 270 метров в длину и 33 метра в ширину). Тем не менее на борту есть мощные ракеты «Томагавк» с атомными боеголовками, и наемники планируют снять эти ракеты и продать их тем, кто больше заплатит. Злодеи быстро обезоруживают экипаж и сажают моряков под замок. Однако они не знают, что корабельный кок – бывший морской пехотинец, который трудится на камбузе, потому что однажды ударил командира после проваленной операции. Так что кок оказывается в положении Джона МакКлейна из «Крепкого орешка» и задает злодеям жару.
Что это за злодеи? Прогремевший во второй половине 1980-х скандал «Иран-контрас», во время которого ЦРУ и члены администрации президента Рейгана были уличены в участии в противозаконных и опасных для страны операциях, изрядно подорвал возникшее было в рейгановские времена уважение к спецслужбам. А так как советские враги в то время приказали долго жить вместе с Советским Союзом, то Лоутон сделал злодеями ленты бывших цэрэушников, которые в Управлении научились плохому, а затем бросили службу и стали использовать свои навыки против страны, которая их взрастила и подготовила. Сравните такое изображение людей из спецслужб с главным героем «Коммандо», и вы почувствуете разительный контраст. Причем в фильме Лоутона ЦРУ прямо ставят на вид, что управление готовит психопатов, а потом не может с ними справиться, когда они выходят из-под контроля.
Кадр из фильма «В осаде»
Также злодеем картины оказывался старпом «Миссури», действующий заодно с захватчиками. Лоутон слишком уважал американский флот, чтобы допустить, что судно может быть захвачено без предателя в команде, даже если линкор атакуют отлично подготовленные цэрэушники. Злодеи использовали день рождения капитана, чтобы проникнуть на борт под видом устроителей торжества.
Так как главный герой «Дредноута» был крутым, а не уязвимым или душевным парнем, сценарий был приобретен в расчете на Сигала. Актеру его несколько раз предлагали, и он несколько раз отказывался, пока наконец не сдался на уговоры продюсеров. Что двигало Сигалом? Сам он позднее утверждал, что не хотел сниматься в «Дредноуте», поскольку его не устаивало, что главная героиня фильма – модель «Плейбоя», которую злодеи для достоверности привозят с собой на вечеринку, – была изображена тупой и бесполезной. Мол, именно по его настоянию Джордан Тейт была сделана более умной и полезной для сюжета девушкой. Лоутон, однако, как-то заметил, что Сигал, наоборот, потребовал, чтобы Джордан Тейт была превращена в модель «Плейбоя», поскольку в исходном сценарии она была офицером Береговой охраны, сражающимся со злодеями вместе с главным героем. Актер якобы не хотел делиться героизмом с «какой-то девчонкой».
Учитывая привязанность Лоутона к Береговой охране и сложные отношения Сигала с женщинами, вторая версия кажется более достоверной. Также актера могло раздражать то, что в сценарии «Дредноута» множество персонажей и его потенциальный герой, главный старшина Кейси Райбек, отчасти теряется среди них, а не солирует в почти каждой сцене, как это обычно бывает в боевиках. Как бы то ни было, сценарий был переписан, а Сигал согласился сниматься.
Кадр из фильма «В осаде»
У студии Warner в то время был пунктик по поводу названий фильмов с Сигалом. На английском языке все четыре его вышедшие к тому времени ленты назывались тремя словами (Above the Law, Hard to Kill, Marked for Death, Out for Justice), и пятую картину было решено переименовать в Last to Surrender, что буквально переводится «Последний из готовых сдаться». Лоутон был в шоке от такого переименования, поскольку вся суть картины была в том, что Кейси Райбек сдаваться не собирается. Сигалу новое название тоже не понравилось. Кроме того, ему надоели трехсловные названия, и он хотел разнообразия. В итоге удалось договориться на Under Siege («В осаде»), хотя это было довольно странное заглавие для фильма о захваченном в океане корабле. Кто кого и как осаждает?
На должность режиссера «В осаде» был нанят Эндрю Дэвис, знакомый с Сигалом по «Над законом». Он пришел не с пустыми руками. Вместе с собой он привел Томми Ли Джонса, злодея из его неудачного политического триллера 1989 года «Доставить по назначению». Позднее Дэвис снял Джонса в триллере «Беглец», который принес актеру «Оскар» за лучшую роль второго плана. Отметим, что у Джонса к тому времени уже была в резюме главная положительная роль в боевике «Восход “Черной луны”» и главная мужская роль в драме-байопике «Дочь шахтера», но он все еще числился восходящей, а не взошедшей звездой. Так что приглашение его на роль злодея «В осаде» Билла Странникса было вполне закономерным. Хотя сейчас, после цикла «Люди в черном», странно видеть Джонса ниже по голливудскому статусу, чем Стивен Сигал.
Роль коммодора Крилла, старпома-предателя «Миссури», получил характерный актер Гэри Бьюзи, номинант «Оскара» за музыкальный байопик 1978 года «История Бадди Холли». До «В осаде» Бьюзи сыграл одного из злодеев в триллере «Смертельное оружие». Также он засветился в популярных картинах «Хищник 2» и «На гребне волны». Разрабатывая своего психически нестабильного персонажа, Бьюзи придумал сцены, в которых Крилл для развлечения команды одевается женщиной, а затем прямо в платье и с накладной грудью начинает захват корабля. Не отставая от коллеги, Томми Ли Джонс предложил, что его злодей оденется рокером и откроет стрельбу по ходу концерта в честь дня рождения капитана.
Упомянутую выше модель «Плейбоя» Джордан Тейт, которая помогает главному герою, когда ее привозят на «Миссури» захватчики, сыграла Эрика Элениак, только что ушедшая из сериала «Спасатели Малибу». Элениак в самом деле была девушкой «Плейбоя» – «Мисс июль 1989 года». Ее кинодебют, однако, состоялся задолго до того, как она начала сниматься для мужских журналов. В 1982 году маленькая Элениак сыграла небольшую роль в «Инопланетянине».
Кадр из фильма «В осаде»
Главного подручного Странникса по имени Даумер сыграл ирландец Колм Мини, положительный герой фантастических сериалов «Звездный путь: Новое поколение» и «Звездный путь: Глубокий космос 9». Капитана «Миссури» изобразил второстепенный актер и успешный ресторатор Патрик О’Нил. Директора ЦРУ сыграл канадский актер Ник Манкузо, злодей слэшера «Черное Рождество». Высокопоставленного морпеха, который поручается за Кейси Райбека на военном совещании, где решается судьба захваченного «Миссури», изобразил Дейл Дай – ветеран Вьетнама и знаменитый американский консультант военных фильмов. Его голливудская карьера началась с «Взвода» Оливера Стоуна. Также в картине в роли одного из злодеев засветился Рэймонд Крус, будущий злодей сериала «Во все тяжкие» и герой полицейских сериалов «Ищейка» и «Особо тяжкие преступления».
Как и надеялись продюсеры, американский ВМФ поддержал картину и позволил провести часть съемок на военно-морской базе «Аламида» в заливе Сан-Франциско. В основном, однако, голливудцы работали не в Калифорнии, а в штате Алабама. Там, в порту города Мобиль на побережье Мексиканского залива, стоят использовавшиеся для съемок военно-музейные суда – линкор «Алабама» и подводная лодка «Драм». «Алабама» сыграла «Миссури», а «Драм» – северокорейскую подводную лодку, которую Странникс захватил, чтобы вывезти на ней боеголовки с «Миссури».
Поскольку оба корабля нельзя было вывести в море, команда Дэвиса использовала визуальные эффекты и хитроумную операторскую работу, чтобы скрыть от зрителей побережье. В некоторых случаях причал и Мобиль попросту закрывали огромными черными щитами.
Интерьерные студийные съемки проходили в городе Фэрхоп неподалеку от Мобиля. Там для строительства декораций был арендован огромный авиационный ангар. Вообще, авиационные ангары постоянно используются кинематографистами, поскольку они предоставляют огромное закрытое пространство под крышей, где легко сооружать сложные и обширные конструкции.
Кадр из фильма «В осаде»
Если во время съемок «Над законом» Дэвису было легко работать с Сигалом, то к «В осаде» актер поймал такую звезду, что работа с ним стала превращаться в пытку. Поэтому режиссер, который не хотел подлаживаться под все капризы Сигала, сделал ставку на злодеев картины и ужал до минимума присутствие в кадре главной звезды. Позднее он говорил, что для него «В осаде» – картина Томми Ли Джонса и что он не видит ничего плохого в том, что Сигал участвует лишь в 40 минутах экранного времени. Хотя по голливудским меркам это, разумеется, нелепо. После «В осаде» Дэвис и Сигал больше никогда вместе не работали.
Судя по сборам «В осаде», Дэвис был прав. Сигала действительно было лучше принимать в малых дозах. Картина, которая обошлась в 25 миллионов долларов, вышла в прокат 9 октября 1992 года и собрала 157 миллионов. Это было почти в четыре раза больше, чем 40-миллионные сборы предшествующего полотна Сигала «Во имя справедливости». При этом критики в первую очередь хвалили Джонса и Бьюзи, а не исполнителя главной роли. Также они отмечали, что картина не принимает себя слишком всерьез, и это позволяет зрителям наслаждаться экшеном и юмором, не задумываясь о сюжетных нелепостях и ограниченности актерских способностей Сигала. Впрочем, как и в предыдущих лентах, внушительной харизмы звезды было достаточно, чтобы считать Сигала полноценным экшен-героем и не высмеивать его исполнительский талант.
Прокатный успех «В осаде» был отмечен голливудскими киноакадемиками, которые номинировали ленту на «Оскар» в блокбастерных «технических» категориях «лучший звук» и «лучший монтаж звука». По сей день это единственный фильм Сигала, претендовавший на высшую американскую кинонаграду.
Кадр из фильма «В осаде»
В 1995 году в прокат вышел сиквел «В осаде», который назывался «В осаде 2: Темная территория». Фильм стал одной из первых больших работ Кэтрин Хейгл, будущей звезды романтических комедий и сериала «Анатомия страсти». Лента не столь удачно прошла в прокате, как ее предшественница, и у критиков она пользовалась меньшим успехом, но сборы в 104 миллиона долларов при бюджете в 60 миллионов долларов тогда считались довольно удачными. Тем не менее именно с этой картины начался закат короткой карьеры Сигала как экшен-звезды первой величины, и уже в конце 1990-х актер переключился на съемки лент, не прокатывавшихся в кино и сразу выходивших на видео.
К счастью, творческие злоключения Сигала не повлияли на отношение публики к его самой успешной картине. «В осаде» все еще любим поклонниками боевиков, и он остается одним из самых удачных клонов «Крепкого орешка». Да, это не столь безукоризненное кино, как лента Джона МакТирнана, но его все еще стоит посмотреть или пересмотреть, если вам нравятся истории про крутых парней. Потому что, при всех его недостатках как актера и человека, крутость Сигал в конце 1980-х и начале 1990-х изображал отменно. За что его тогда и ценили.
Лоза обвинил Пересильд и Шипенко в дискредитации профессии космонавта
Артист считает, что ради пиара современные деятели культуры готовы выполнять работу профессионалов, не имея о ней ни малейшего представления.
Актриса Юлия Пересильд и режиссёр Клим Шипенко, которые сегодня отправились на МКС на пилотируемом корабле «Союз МС-19» для съёмок первого за всю историю кинематографа фильма в космосе, дискредитируют профессию космонавта. Об этом заявил российский певец Юрий Лоза в посте в соцсети «ВКонтакте». По мнению автора хита «Плот», ни Пересильд, ни Шипенко не имеют о космонавтике «ни малейшего представления».
«Ранее медийные персонажи неумело танцевали со звёздами паркета, выходили на сцены академических театров, плавали в бассейне с дельфинами, тусовались на манеже цирка и нарезали круги по льду (кстати, до сих пор нарезают) вместе с настоящими фигуристами. Я даже боюсь представлять, какие профессии будут дискредитированы в дальнейшем и куда пригласят раскрученных дилетантов», — написал Лоза.
Киноэкипаж в составе Пересильд и Шипенко перешёл на борт МКС
Артист считает, что ради пиара современные деятели культуры готовы «на камеру тушить пожары и вырезать аппендиксы». Однако такую работу лучше всего оставить настоящим профессионалам.
Ранее кинокритик Егор Москвитин назвал хорошей идею съёмки кино с Пересильд в космосе. В эфире шоу «Дайте сказать!» он заметил, что сюжетом картина напоминает ленту «Проксима» с Евой Грин в главной роли.
Уникальный киноэкипаж перешел с корабля «Союз МС-19» на МКС и вышел на прямую связь с ЦУП
Сначала — кадры с орбиты: космонавты открыли люки, на МКС только что зашла Юлия Пересильд, следом Клим Шипенко. Встречают их Петр Дубров, Олег Новицкий и астронавт Марк Ванде Хай. Все прошло в штатном режиме.
За происходящим на орбите внимательно следят в Центре управления полетами. Эмоции переполняют. Мы только что наблюдали переход с корабля «Союз МС-19» на борт МКС. Все пятеро наших космонавтов теперь на российском сегменте станции: Петр Дубров и Олег Новицкий встретили Антона Шкаплерова, Юлию Пересильд и Клима Шипенко.
И сейчас будет организована небольшая пресс-конференция, новый экипаж поделится впечатлениями от полета и, конечно, расскажет, что произошло на борту.
Начало было идеальное, все происходило секунда в секунду — идеальный старт, идеальный выход на орбиту, подход к МКС — а дальше начались некоторые неполадки.
Когда до МКС оставалось буквально 29 метров, «Союз МС-19» вдруг отошел обратно, попытался пристыковаться заново. Опять неудачно. И вот в этот момент пропала картинка и вообще связь с экипажем — МКС и «Союз» ушли в так называемую «серую зону». Почти 10 минут молчания, когда в ЦУП оставалось только ждать.
ЦУП: По докладу командира экипажа есть касание, есть механический захват.
И вот когда наладилась связь, выяснялись подробности эпизода, который впору включать в сценарий фильма «Вызов». Отказала система автоматического сближения, и командиру экипажа пришлось взять управление на себя.
Антон Шкаплеров начал стыковку в ручном режиме и отдавал команды Юлии Пересильд. Хоть официально она и не является бортинженером, но подобные ситуации отрабатывала на Земле. Клим Шипенко тоже не растерялся и заснял этот момент на камеру. Похоже, съемочный процесс уже пошел.
«Командир наш профессионал, это далеко не первый его полет, он это блестяще продемонстрировал. Находясь в тени и даже без связи. А с точки зрения съемок фильма — все уже началось, и Клим снимал то, как Антон Шкаплеров вручную стыкуется с МКС. То есть мы весь день на нервах, переживаем за наших ребят», — рассказал Константин Эрнст.
Позже глава Роскосмоса, находясь на Байконуре, сообщил, в чем были причины неполадки: сбой, по его словам, произошел не на корабле, а на стыковочном узле на МКС. И вот теперь он подлежит замене.
«Был сбой в двух полукомплектах автоматической стыковки системы «Курс» на станции. На станции, не на кораблей. Так называемый пассивный прием сигнала. ЦУП, главная оперативная группа управления, могла перезапустить эти два полукомплекта, но решили этого не делать, зная, с кем имеют дело в лице Антона Шкаплерова, что проще провести стыковку, не терять время, тем более знали, что вы все ждете хэппи-энда. Потому мы перешли на ручное управление и оно было реализовано», — рассказал Дмитрий Рогозин.
В итоге полет продлился 3 часа 27 минут — на 10 минут дольше, чем было запланировано. Весь экипаж МКС, включая иностранных космонавтов, подключаются к сеансу связи. Новые участники экспедиции — Пересильд, Шипенко и Шкаплеров — надели гарнитуры, чтобы выйти на связь.
«Союз МС-19» причалил к модулю «Рассвет» в 15:22 по московскому времени.
Перед переходом на МКС космонавты сняли и высушили скафандры с помощью системы вентиляции — есть и такой пункт в их программе, полет все-таки был тяжелый.
И после выравнивания давления открылись люки, где прибывших встретили Олег Новицкий и Петр Дубров.
После небольшой пресс-конференции и отдыха члены экипажа приступят к выполнению своей миссии, действительно, эпохальной, как тут сказали: большому космическому «Вызову».
Первый канал продолжает следить за всем, что происходит на орбите.
Стивен Сигал
Личная жизнь, карьера.
Имя и фамилия: | Стивен Сигал |
ФИО на английском: | Steven Seagal |
Год рождения: | 1952 |
День рождения: | 10 апреля |
Возраст: | 68 |
Место рождения: | Лансинг, Мичиган, США |
Род деятельности: | актер, зарубежный актёр |
Рост: | 193 см. |
Вес: | 105 кг. |
Зодиак: | Овен |
Восточный гороскоп: | Дракон |
Соцсети: | FacebookTwitterWikipedia |
Биография Стивена Сигала
Стивен Фредерик Сигал (англ. Steven Frederic Seagal) – американский киноактер, мастер боевых искусств и популяризатор айкидо, музыкант. Известен широкому зрителю благодаря фильмам «Над законом» («Нико»), «Смерти вопреки», «Помеченный смертью», «В осаде» и «В осаде-2: Территория тьмы», «В смертельной зоне», «Огонь из преисподней» и др. Имеет тройное гражданство: США, Сербии и России.
Мастер боевых искусств и актер Стивен Сигал
Детство и семья
Стивен Сигал родился 10 апреля 1952 года в городе Лансинг, столице американского штата Мичиган. Его мать, Патрисия Сигал (урожденная Даффи, 1930 – 2003) была предположительно ирландкой (точно это установить невозможно, поскольку ее младенцем подкинули в приемную семью), а отец, учитель математики Сэмюэл Стивен Сигал (1928 – 1991), был евреем.
Стивен Сигал в детстве
Дед и бабушка по отцовской линии, Натан Зигельман (1893 – 1973) и Дора Гольдштейн (1894 – 1989) родились в Российской Империи и эмигрировали в США в начале ХХ века. И хотя оба они считались евреями, дед вырос в Сибири и имел также монгольские или бурятские корни. В Америке Натан и Дора сократили свою фамилию Siegelman (Зигельман) до Seagal (Сигал).
Стивен был единственным сыном в семье. Кроме него родители растили трех дочерей, одна старше Стивена, две младше. Когда мальчику было 5 лет, семья переехала в Калифорнию, в город Фуллертон, где отец вновь устроился школьным учителем математики, а мать – администратором в поликлинике.
В юности Сигал интересовался блюзом и боевыми искусствами
Сигалы жили очень скромно, и Стивен рос обычным уличным мальчишкой. В 7 лет он стал заниматься каратэ, а в подростковом возрасте начал играть на гитаре. По словам актера, его «непритязательное детство проходило на фоне очарованности боевыми искусствами и блюзом». В Калифорнии Стивен окончил среднюю школу города Буэна-Парк, а затем, в 1970-1971 годах, посещал Фуллертонский колледж.
Занятия айкидо
Когда Стивену было 15 лет, он встретил своего первого учителя айкидо Кёси Исисаки, и его взгляд на единоборства сильно изменился. Он больше не воспринимал их просто как средство для победы в уличных драках, а проникся и их особым «духом, который достигает самых глубин души и порождает в ней искусство». Позднее актер назвал это своей «одержимостью или призванием» – айкидо стало занимать все его помыслы, оставив в них лишь немного места для блюза.
Молодой Стивен Сигал
Очень скоро юноша стал любимым учеником Исисаки и начал выступать на показательных выступлениях. Но этого ему было недостаточно, и в 19 лет молодой человек переехал в Японию, чтобы поучиться у мастеров на родине айкидо.
В Японии, под руководством учителя Коити Тохэя в 1974 году Стивен получил свой 1-й дан айкидо. Затем его учителем стал Сэйсэки Абэ, который в свое время обучался у самого Морихэя Уэсибы, основателя айкидо.
Стивен Сигал изучал айкидо в Японии
Быстро прогрессируя, уже в 1975 году Сигал стал первым иностранцем, открывшим в Японии собственное додзё – школу боевого искусства. Он назвал ее Тэнсин, что означает «Небесная душа». Получив 5-й дан, он стал главным инструктором в своем додзё, а вскоре после этого заработал и 6-й и 7-й даны и почетный титул мастера – сихан. Углубленно совершенствуя навыки айкидо, Стивен обучался и другим видам единоборств и получил черные пояса также по каратэ, дзюдо и кендо.
Оставаясь жителем Японии, Стивен Сигал несколько раз возвращался на какое-то время в США. В один из таких приездов он вместе со своим учеником Крейгом Данном открыл додзё в штате Нью-Мексико. В 1983 году Стивен окончательно вернулся на родину и открыл еще одно додзё, на этот раз в Западном Голливуде (район Лос-Анджелеса). Впрочем, сам он воспринимал это не как организацию новой школы айкидо, а скорее как переезд на другое место его любимого детища Тэнсин додзё. Вместе со Стивеном в Штаты переехал его любимый ученик Харуо Мацуоку.
В конце 80-х годов шериф прихода Джефферсон в штате Луизиана попросил Стивена Сигала обучить его заместителей боевым приемам, а затем принял его в штат как заместителя в запасе. Эта должность сохраняется за актером и по сей день как почетный титул. В свое время Сигал окончил полицейскую академию и с тех пор проводит в Луизиане несколько месяцев в году, теоретически готовый исполнять обязанности по охране порядка.
Карьера в кино
Первое знакомство Сигала с киноиндустрией состоялось в Японии в 1982 году, когда его пригласили в качестве консультанта по боевым искусствам на съемки фильма японско-американского фильма «Вызов». В 1984 году, когда школа айкидо Тэнсин приобрела определенную известность в США, Стивен несколько раз выступал на телевидении, показывая приемы самообороны.
Переломный момент наступил в 1986 году, когда одним из учеников Сигала стал хозяин ведущего голливудского агентства «Талантливые актеры» Майк Овиц. На волне увлечения боевым искусством Овиц организовал для Стивена демонстрацию зрелищных возможностей айкидо перед руководством кинокомпании «Уорнер бразерз», а также попросил молодого режиссера Эндрю Дэвиса написать сценарий боевика, в котором была бы возможность показать всю красоту боевого искусства. Кинокомпания дала разрешение на этот проект, но лишь при условии, что Стивен Сигал будет сам заниматься его продюсированием.
Молодой Стивен Сигал в фильме «Над законом» (1988)
И хотя далеко не все критики отнеслись к ней позитивно, отмечая «плачевный недостаток оригинальности» сюжета, они все же оценили представленное боевое искусство как «новый элемент, которого раньше не было в боевиках». Таким образом Стивен Сигал стал новой восходящей звездой Голливуда и, кроме того, с тех пор он сам продюсировал почти все фильмы, в которых снимался.
Звезда боевиков 90-х
Кадр из фильма «Смерти вопреки»
Несмотря на увлекательные схватки, актерского мастерства Сигалу пока еще не хватало, и его игру многие называли посредственной. Стивен много работал над собой, и этот недостаток уже менее заметен в следующей его работе – боевике «Помеченный смертью» (вариант перевода – «Его надо убрать») 1990 года. Именно этот фильм считается «золотым стандартом» в кинематографической карьере Сигала.
Четвертой работой актера стала картина «Во имя справедливости» (1991), и поскольку все четыре первых фильма Сигала отличает сходная стилистика, их часто называют неформально «Нико», «Нико-2», «Нико-3» и «Нико-4».
Ранние фильмы со Стивеном Сигалом не блистали сюжетным разнообразием
Фильм, который вышел в 1992 году – приключенческий триллер «В осаде» – отличался от предыдущих уже хотя бы тем, что его герой был не сотрудником органов правопорядка, а обычным поваром, точнее коком на боевом корабле. Правда, на поверку этот кок Кейси Райбек оказался все-таки не совсем обычным, поскольку сумел в одиночку разделаться с целой бандой террористов, главаря которой сыграл замечательный актер Томми Ли Джонс.
«В осаде»: Стивен Сигал и Томми Ли Джонс
Картина получила две номинации на «Оскар» (в технических категориях) и собрала в прокате более 150 миллионов долларов, а зрителям настолько понравился «повар-спецназовец», что в 1995 году была снята вторая часть «В осаде – 2: Территория тьмы». Чуть раньше вышел фильм «В смертельной зоне» (1994), который стал единственной картиной, где Стивен Сигал был не только исполнителем главной роли и продюсером, но и попробовал себя как режиссер.
Две легенды боевых искусств
К сожалению, фильм был признан неудачным и не окупил свой бюджет. К тому же, он получил несколько номинаций на анти-премию «Золотая малина», в том числе в категориях «худший актер» и «худший фильм», а в категории «худший режиссер» эта премия была «выиграна». Впоследствии один из биографов Сигала писал:
В «Патриоте» Стивен Сигал сыграл главную роль
Удача вновь вернулась к Стивену с фильмом «Сквозные ранения» (2001), который зрители назвали его «возвращением». И хотя с этой работой, имевшей кассовый успех, актер вновь подтвердил свое звание любимца публики, критики привычно ворчали: «Само собой разумеется, фильм „Сквозные ранения“ изобилует дырами в сценарии и плохими диалогами». Уже со следующим фильмом «Ни жив ни мертв» (2002) фортуна вновь отвернулась от актера, и в прокате эта картина не окупилась.
Начиная с этого времени практически все фильмы Сигала выходили сразу на видео, минуя кинотеатры. Самыми востребованными среди поклонников стали картины «Иностранец» (2003) и «Иностранец 2: Черный рассвет» (2005), «Охота на зверя» (2003), «Вне досягаемости» (2004), «Предельная глубина» (2005), «Городское правосудие» (2007), «Смертельный удар» (2008), «Карточный долг» (2008), «Последняя надежда человечества» (2009), «Руслан» (2009, сюжет картины связан с выходцами из России, и в съемках участвовали российские актеры), «Опасный человек» (2009), «Хранитель» (2009), «Рожденный побеждать» (2010), «Хороший человек» (2014), «Кодекс чести» (2016) и др.
Исключением и практически единственной ролью на большом экране в этот период стала роль второго плана в трэш-боевике Роберта Родригеса «Мачете» (2010) с участием таких звезд как Дэнни Трехо, Линдси Лохан, Джессика Альба и Роберт Де Ниро. Фильм оказался успешным как по мнению критиков, так и по количеству проданных билетов.
Кадр из фильма «Мачете»
С 2009 по 20014 год Стивен Сигал участвовал в крупном проекте на телевидении – реалити-шоу «Steven Seagal: Lawman» на канале A&E, в котором показывалась его работа заместителем шерифа в приходе Джефферсон в штате Луизиана, а затем в округе Марикопа в штате Аризона. В преамбуле к первой серии актер пояснил: «Я работаю в полиции прихода Джефферсон уже два десятилетия, на виду у всех… Я считаю, что важно показать всей нации ту позитивную работу, которую мы проводим здесь в Луизиане, после урагана Катрина».
Стивен Сигал не только играет полицейских
В 2012 – 2013 годах Стивен снимался в главной роли в собственном телесериале «True Justice» («Настоящее правосудие»), который шел на коммерческом телеканале «Reelz».
Музыкальная карьера
Увлечение Стивена блюзом, охватившее его в подростковом возрасте, продолжается в течение всей его жизни. Музыка актера звучит, в частности, в его фильмах «Огонь из преисподней» и «Часовой механизм».
В 2005 году он выпустил альбом «Songs from the Crystal Cave», в котором собрал свои композиции в стиле блюз, кантри и поп. Есть на диске и несколько дуэтов, в том числе с легендарным музыкантом Стиви Уандером. И хотя гитара Стивена Сигала не взорвала национальный хит-парад, музыкальные журналисты назвали его игру «по-своему приятной».
Второй альбом «Mojo Priest» вышел в 2006 году, но был воспринят хуже. Критики писали: «Гитара Сигала оставляет желать много лучшего. Она редко поднимается выше уровня группы, выступающей в баре, а по большей части даже хуже того».
Несмотря на весьма относительный успех альбомов, Стивен и его группа время от времени проводят концертные туры. В частности, крупный тур по Европе состоялся в 2014 году.
Бизнес-проекты
Актер владеет фермой в штате Колорадо и использует ее в основном в целях агротуризма. В 1997 году Стивен Сигал сотрудничал с компанией «Young Living Essential Oils» в продвижении терапевтических лечебных масел, некоторые растения для производства которых он выращивал на своей ферме.
Стивен Сигал в Минске
В 2016 – 2017 годах Сигал снялся в рекламном цикле «Гопники» для российского сотового оператора МегаФон.
Политические взгляды и отношение к России
Стивен Сигал неоднократно выступал в защиту окружающей среды и в защиту животных. В частности, в 2003 году он написал открытое письмо руководству Таиланда с призывом издать закон, запрещающий жестокое обращение со слонами и слонятами. В 1999 году он был удостоен награды PETA («Люди за этичное обращение с животными»).
Стивен Сигал знаком с Далай-ламой
В 2015 году Сигал был приглашен в Сербию для обучения сербского спецназа боевым искусствам, а затем, 11 января 2016 года, получил гражданство Сербии. 3 ноября того же года актер получил также гражданство Российской Федерации – по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, Стивен Сигал просил об этом многократно в течение длительного времени.
Стивен Сигал дружит с Владимиром Путиным
Высоко ценя свое российское происхождение, актер не раз посещал Россию и заявлял, что считает Владимира Путина «одним из величайших мировых лидеров из ныне живущих». Он также горячо поддержал присоединение Крыма к России и включил большой концерт в Севастополе в свой европейский тур 2014 года.
Актер был очень рад получить российское гражданство
В тот же приезд в Севастополь Сигал участвовал в шоу российских байкеров «Ночных волков» во главе с Хирургом, в ходе которого Украину изображали как страну, в которой у власти стоят фашисты. После этого актеру был запрещен въезд в Эстонию на фестиваль блюза по причине неприемлемости его политических демонстраций «для большинства людей, уважающих демократию и закон». Сигал был также внесен в базу данных украинского сайта «Миротворец».
Личная жизнь Стивена Сигала
В начале 1970-х Стивен Сигал познакомился с японкой Мияко Фудзитани, дочерью его инструктора по айкидо, и вскоре женился на ней. Мияко родила ему двоих детей, сына Кэнтаро и дочь Аяко. Впоследствии Кэнтаро стал актером и моделью, а Аяко – писательницей и актрисой.
Стивен Сигал с детьми от первой супруги
Перед возвращением в США Сигал расстался с супругой, и в 1984 году он женился на актрисе Адриенн Ла Русса. Но вскоре этот брак был признан недействительным, поскольку развод с первой супругой все еще не был оформлен.
Не имея желания бороться за этот брак, в 1985 году Стивен познакомился с актрисой и моделью Келли ЛеБрок (род. 1960), и ради отношений с ней завершил наконец процедуру развода с Мияко. Аннализа, дочь Стивена и Келли родилась весной 1987 года, а в сентябре этого же года пара вступила в брак. В июне 1990 года в семье родился сын Доминик, а в 1993 году – дочь Арисса.
Стивен Сигал и его третья жена Келли ЛеБрок
Несмотря на наличие троих общих детей, уже в 1994 году Келли ЛеБрок подала на развод с формулировкой «из-за неразрешимых противоречий». Скорее всего, причиной послужила влюбленность актера в 16-летнюю няню его детей Ариссу Вульф, которая затем родила ему дочь Саванну.
Слева: Арисса Вульф
Четвертой супругой Стивена Сигала стала монгольская танцовщица Батсухийн Эрдэнэтуя, которую в Америке для простоты называют Элль. Пара живет вместе с 2001 года, официально состоит в браке и воспитывает сына по имени Кунзанг, который родился в 2009 году. Гордый 58-летний отец прокомментировал рождение сына так: «У меня уже есть шестеро детей, и я люблю их больше всего на свете. Кунзанг – это новейшее издание, и он свет моей жизни. Он вырастет большим и сильным». В 2006 году актер стал дедом.
Сейчас Стивен Сигал женат на уроженке Монголии
В течение жизни Стивен Сигал многократно обвинялся в сексуальных домогательствах, и ему не раз присуждали штрафы и компенсационные выплаты. В основном его жертвами становились помощницы на съемочных площадках, сотрудницы киностудий, а также начинающие актрисы, которых он приглашал на своеобразный ночной «кастинг». В частности, одна из ассистенток со слезами заявила в суде, что Сигал ее «использовал, как сексуальную куклу». Трудно сказать, насколько велика была реальная вина актера: к примеру, его супруга Батсухийн Эрдэнэтуя тоже какое-то время проработала у него ассистенткой, но столкнувшись с мужской заинтересованностью Сигала, увидела в этом не «домогательства», а любовь.
Стивен Сигал сейчас
В 2018 году Стивен Сигал все еще сражается с обвинениями в сексуальных домогательствах – на этот раз их выдвинула актриса Регина Симонс, которая снималась в массовке в фильме «В смертельной опасности» (1994), а позже к иску присоединились еще несколько женщин.
В 2017 году Сигала вновь обвинили в домогательствах к женщинам
Актер также снимается в новом сериале «General Commander», в котором в качестве актрисы дебютирует его супруга Батсухийн Эрдэнэтуя. Стивен Сигал по-прежнему возглавляет школу айкидо Тэнсин додзё, дела в которой фактически ведут его ученики Харуо Мацуока и Александр Смирнов.
Продолжается работ над боевиком «Над законом-2». Дата выхода фильма пока не известна. Кроме того, Сигал планирует открыть школу айкидо в Подмосковье.