актер который играл крестного отца
Интересные факты про первую часть Крестного отца
Фильм снят по мотивам романа Марио Пьюзо «Крёстный отец» (The Godfather, 1969).
В январе 2008 года компания McFarlane выпустила 16-ти сантиметровую фигурку Дона Корлеоне.
По некоторым сведениям, на роль Вито Корлеоне также претендовал Фрэнк Синатра.
Марио Пьюзо (на фото ниже) был полностью разорен, когда подписывал контракт с «Random House» на издание «Крестного отца».
Студия Paramount приобрела права на экранизацию романа еще до того, как он был опубликован. В распоряжении студии был лишь 20-страничный план романа. Книга Пьюзо затем стала бестселлером, разойдясь тиражом 10 миллионов экземпляров. Сам писатель как-то признался, что все свои знания о мафии он почерпнул из других книг.
Место режиссёра фильма было сначала предложено Серджио Леоне, но тот отказался. Впоследствии Леоне сожалел о своём решении и в 1983 году решил снять столь же масштабный фильм «Однажды в Америке» (на фото ниже).
Кинокомпания Paramount Pictures до начала съёмок хотела отобрать проект у Копполы и передать его режиссёру Элии Казану (режиссеру «Трамвая желание» (на фото ниже), но Брандо сказал, что тоже уйдёт, если уволят Копполу.
На разные роли в фильме рассматривались: Уоррен Битти, Ален Делон, Берт Рейнолдс, Роберт Редфорд, Дастин Хоффман, Джек Николсон, Роберт Де Ниро, Лоуренс Оливье и другие. Но Коппола отверг все эти кандидатуры.
Во время съёмок Брандо носил специальную капу, чтобы его челюсть выглядела как челюсть бульдога.
Ленни Монтана, который играл Луку Брази, был профессиональным борцом, прежде чем стать актером. Он настолько нервничал, что постоянно сбивался во время диалога с Брандо во время сцены в кабинете крестного отца. Поскольку у Копполы не было времени переснимать эту сцену, он добавил новую, где Лука Брази репетирует свой разговор с Вито Корлеоне и поясняет свое заикание волнением.
Слово «коппола» (итал. coppola) обозначает традиционную сицилийскую шляпу, такие шляпы можно увидеть в некоторых «итальянских» сценах фильма.
Корлеоне (итал. Corleone) — это название горной сицилийской деревушки, многие годы служившей убежищем для мафиози.
Композитор Нино Рота был номинирован на «Оскар» за лучшую музыку к фильму, но номинацию отменили, когда выяснилось, что он не писал новой музыки для фильма целиком, а переработал отрывки из старой (из фильма «Фортунелла», 1958).
Музыка из «Фортунелла»
Музыка из «Крестного отца»
Прототипом Вито Корлеоне являлся знаменитый гангстер Джозеф «Джо» Бонанно (на фото ниже).
В 2006 году по фильму вышла компьютерная игра с одноименным названием.
Манеру говорить хриплым голосом создатели фильма взяли дону Корлеоне от знаменитого гангстера Фрэнка Костелло. В детстве Фрэнку случайно повредили голосовые связки во время операции по удалению аденоидов.
Аль Мартино, который сыграл в фильме Джонни Фонтейна, вне фильма также был эстрадным певцом и сам исполнил песню к фильму «Speak Softly Love». В некоторых источниках говорят, что фигура Фонтейна была во многом основана на собственных приключениях Мартино. Однако большинство зрителей посчитало, что за ней стоит Фрэнк Синатра.
Песня в исполнении Аль Мартино «Speak Softly Love» к «Крестному отцу».
Съёмки фильма проходили в течение четырёх месяцев в середине 1971 года.
По словам Аль Пачино, слезы Марлона Брандо в сцене в госпитале были настоящими.
Джеймс Каан и Аль Пачино лишь на 10 лет младше актрисы Морганы Кинг (на фото ниже), которая сыграла их мать, а Джон Казале — на 5 лет.
Фильм занимает первое место в списке среди 10 лучших гангстерских фильмов по версии Американского института кино (AFI).
Френсис Форд Коппола загорелся идеей снять фильм после прочтения книги. По его словам, если бы он пришёл с этой идеей в студию Paramount на 4 месяца позже, то ему бы не доверили съемки этого фильма. Кинокомпания изначально отнеслась к проекту как к небольшой гангстерской драме и не ожидала большого успеха. После того, как начались съемки, продюсеры были недовольны тем, что фильм превращается в драму со множеством диалогов. Они хотели гангстерский фильм со множеством стрельбы, поэтому постоянно угрожали уволить Копполу. Спустя полгода книга Марио Пьюзо обрела большую популярность, а фильм стал ожидаемым проектом. Кинокомпания не решилась менять режиссёра посреди съемок.
При утверждении кинопроекта студия Paramount выдвинула требование не привлекать к съемкам Брандо. К тому времени он был известен своими выходками на съемочной площадке, а также проблемами с алкоголем. На роль крестного отца пробовалось несколько актёров, но лучшую игру показал именно Брандо. Студия вынуждена была согласиться с этим фактом.
По словам Марио Пьюзо, персонаж Джонни Фонтейна не был основан на факте из биографии Фрэнка Синатры, по слухам получившего роль в фильме Фреда Циннемана «Отныне и вовеки» (1953) вследствие давления на продюсера картины со стороны мафии. Но впоследствии это стало стереотипом, неоднократно опровергаемым биографами Фрэнка Синатры.
Коппола отчаянно отстаивал знаменитый логотип.
Студия изначально хотела изменить знаменитый и знаковый сегодня логотип с «веревочками марионеток» (который впервые был создан графическим дизайнером С. Нилом Фуджита для романа). Коппола настаивал на сохранении логотипа, потому что писал сценарий совместно с автором романа Марио Пьюзо.
Paramount желал сэкономить. Режиссер настаивал на сохранении временных рамок и места развития сюжета. Чтобы снизить затраты на реквизит, Paramount попросил Копполу модернизировать сценарий таким образом, чтобы сюжет развивался в 1972 году, а также снять кино в Канзас-Сити, а не в более дорогом Нью-Йорке. Коппола убедил продюсеров в том, что фильм нужно снимать в Нью-Йорке по событиям, происходящим после Второй мировой войны.
Режиссерская установка была не выходить из образа. Коппола проводил импровизационные репетиции, во время которых приглашал актеров на семейный ужин. При этом они должны были находиться в образе своего персонажа.
Всего в фильме показано 18 трупов, включая лошадь. Голова лошади в постели была настоящей. Это был не муляж — отрезанную голову принесли с местной бойни. Сцена с отрубленной головой животного в кровати главы киностудии Джека Уолтса стала не только классикой кинематографа (сцена повторялась, копировалась и пародировалась несчетное количество раз), но и перекочевала в реальную жизнь. После выхода фильма итальянские гангстеры начали подкладывать головы лошадей, козлов и ослов неуступчивым людям, как знак предупреждения.
В картине используется особый язык преступного мира Америки, который после выхода фильма стал понятен для большинства людей. Также фильм породил новые приметы и знаки; например, апельсин в фильме является признаком смерти: каждый раз, когда в кадре появляются эти фрукты, кто-то погибает.
В книге у Майкла и Кей Корлеоне было 2 сына, а в фильме — сын и дочь.
Большинство актеров, исполнивших роль в «Крестном отце», были до этого неизвестны. Особенно показателен в этом плане пример Аль Пачино; изначально студия не хотела брать актера на роль ввиду его неизвестности. Продюсеры всеми силами пытались заставить Френсиса Форда Копполу уволить Пачино со съемок фильма. Просматривая отснятый материал, они постоянно задавали режиссеру один и тот же вопрос: «Когда же он, наконец, начнет ИГРАТЬ?» Только увидев сцену, в которой Майкл Корлеоне убивает комиссара полиции, они поняли гениальную режиссерскую прозорливость Копполы.
Аль Пачино предпочитал съемки по старинке. Он по-настоящему ударил себя, чтобы выглядеть естественно при дальнейших съемках (ранее его персонажа по сюжету ударили кулаком в лицо).
Роберт Де Ниро пробовался на роль Сонни, но Коппола счел, что его личность была слишком жестокой для этой роли. Де Ниро позже появился в качестве молодого Вито Корлеоне в «Крестном отце 2» и выиграл приз за лучшую мужскую роль второго плана.
Чтобы добавить ощущения реальности в свадебных сценах (а также потому, что у него было всего два дня для съемки), Коппола полностью импровизировал во время этих сцен.
Сцена, в которой Санни избивает Карло, снималась в течение 4 дней и потребовала 700 статистов.
Фрэнсис Форд Коппола в фильме чередует сцены семейных церемоний со сценами бандитских разборок, что делает сагу более динамичной, напряженной. Одна из самых жестоких сцен фильма, где показывается расправа над главами пяти семей, чередуется со сценой крещения сына Карло и Конни.
Резиденция Корлеоне была настоящей и находилась на Стейтен-Айленд.
Резиденция была выставлена на продажу в 2014 году чуть менее чем за 3 млн долларов.
В 1972 году, когда «Крестный отец» вышел на экраны, он побил все возможные рекорды популярности. При бюджете в 6 миллионов долларов в прокате сага собрала около 270 миллионов; первый фильм саги получил 3 «Оскара» и 5 «Золотых глобусов», второй фильм получил шесть «Оскаров» и шесть «Золотых глобусов». Третий фильм саги, несмотря на 7 номинаций, ни одной награды не получил. Но, на мой взгляд, все три части «Крестного отца» замечательные.
Фильм «Крестный отец»: актеры тогда и сейчас
Режиссура Копполы, а также неподражаемая игра актерского состава, выдающееся произведение Марио Пьюзо сделали успех картины бесспорным, как у рядового зрителя, так и у элиты мирового кинематографа. Личная драма главного героя картины, солдата Второй мировой войны Майкла Корлеоне, придает фильму особый драматизм. Характер героя под давлением обстоятельств кардинально трансформируется на протяжении фильма — из положительного и безобидного молодого парня до хладнокровного гангстера, главы мафии.
Фильм «Крестный отец»: свадьба дочери Вито Карлеоне | daypic.ru
Сюжет фильма «Крестный отец» повествует о семье эмигранта из Италии. Время, описанное в фильме, — 1945-1955 годы. Картина начинается с эпизода на свадьбе единственной дочери мафиозо Вито Карлеоне. Дон сидит в кабинете вместе со своим консильери Томом Хэгеном и принимает посетителей. Люди приходят к Вито с разными просьбами, ведь свадьба для сицилийца — день, когда он не может отказать в любой просьбе.
Фильм «Крестный отец» изобилует яркими, незабываемыми, полными драматизма моментами. Увидев, например, эпизод с отрубленной головой скакуна в постели или внезапного взрыва машины с юной красавицей, трудно остаться равнодушным. Внес свой неоценимый вклад в картину и итальянский композитор Нино Рота, сумевший передать картине неподражаемый дух сицилийской атмосферы.
С момента начала выхода картины прошло почти 50 лет. Какими стали актеры фильма «Крестный отец», и как сложилась их судьба после «Крестного отца» — в материале редакции 24СМИ.
Аль Пачино — Майкл Корлеоне (1940)
Майкл Корлеоне — главный персонаж фильма «Крестный отец». Трансформация героя от честного, с незапятнанной репутацией военного до главы мафиозного клана стала ключевой линией в сюжете картины.
Главная роль в фильме «Крестный отец» досталась актеру итальянского происхождения Аль Пачино. Роль мафиози Майкла Корлеоне сделала актера знаменитым. Также актер известен по роли еще одного бандита — Тони Монтана в картине «Лицо со шрамом» режиссера Брайана Де Пальма. Эту роль Аль Пачино назвал главной в своей карьере. За работой в «Крестном отце» последовал успех в фильме «Серпико». «Оскара» артист получил за роль в фильме «Запах женщины» (1992 год).
Актер играл практически у всех знаменитых режиссеров Голливуда. Самые известные картины: «Ричард III», «Адвокат дьявола», «Донни Браско», «Тринадцать друзей Оушена» и др. Во время съемок «Крестного отца» актер начал встречаться с Дайан Китон, партнершей по фильму. За всю свою жизнь Аль Пачино так ни разу и не женился.
Марлон Брандо — дон Вито Корлеоне (1924-2004)
Вито Корлеоне — глава мафиозного клана. Эмигрировал из Сицилии в Америку в юношеском возрасте, спасаясь от вендетты. Начинал с мелкой криминальной деятельности, со временем превратившись в главу самой влиятельной банды Америки.
Главная роль досталась Марлону Брандо. Он — один из самых именитых актеров Голливуда. За роль в «Крестном отце» получил премию «Оскар». Актер отказался присутствовать на его вручении в знак протеста против дискриминации в Америке коренного населения. За ролью дона Корлеоне последовали известные работы в картинах «Излучины Миссури» (1976), «Супермен» (1978), «Апокалипсис сегодня» (1979).
В 1980 году артист объявил о своем уходе из кино и появлялся на экране лишь изредка в эпизодах. Все время он проводил на Таити. Актер страдал ожирением и умер от легочной недостаточности. Имя Брандо занимает четвертое место в списке величайших актеров ХХ века.
Джеймс Каан — Сантино (1940)
Сантино (Сонни) — старший сын дона Корлеоне. Считался наследником главы клана. За горячность и скорость на расправу поплатился жизнью. Когда молодой гангстер мчался отомстить мужу сестры за побои, попал в засаду и был расстрелян.
Джеймс Каан, сыграв Сонни, стал всемирно известен. После работы с Копполой в предложениях ролей не было отбоя. В 1974 году вышла картина «Игрок», за которую артист был номинирован на «Золотой глобус». Зрителям понравились картины с участием Каана «Медовый месяц в Лас-Вегасе», «Мизери», «Дик Трэйси», «Стиратель». Сам актер лучшими своими работами считает фильмы «Вор» и «Люди дождя».
Роберт Дюваль — Том Хэген (1931)
Том Хэген — приемный сын дона Вито, адвокат. В семье Корлеоне являлся незаменимой фигурой. Ему было доверено посредничество во всех спорных вопросах семьи с представителями других кланов, политиками, бизнесменами. В картине Том всегда присутствует неизменной тенью дона Вито, а позже — Майкла.
Роль консильери сыграл Роберт Дюваль. За нее он был номинирован на «Оскар» как актер второго плана. Публика высоко оценила артиста как мастера перевоплощения. Роль подполковника Килгора в фильме «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, сыгранная Дювалем, занимает 59 место в сотне величайших ролей. Также он снялся в известных фильмах «Американский буффало», «Великий Сантини», «Цвета», «Похороните меня заживо», «Судья» и др.
В 2004 году артист женился на Лусиане Педраса, аргентинской артистке, которая моложе актера на 41 год.
Талия Шайр — Конни (1946)
Конни — единственная дочь Корлеоне. Картина начинается с эпизода свадьбы Конни и Карло Рицци. Карло не имел достаточного веса в семье дона Вито. Свою злость за неудачи он вымещал на жене. Побои беременной Конни спровоцировали старшего брата на конфликт с Карло. Конни, зная о криминальной жизни семьи, обвинила Майкла в убийстве мужа.
Роль Конни Коппола доверил своей родной сестре. Талия Шайр стала известна благодаря «Крестному отцу». В 1977 году сыграла еще в одной знаменитой картине — «Рокки» режиссера Джона Эвилдсена с несравненным Сильвестром Сталлоне в главной роли. Также снялась в картинах «Убей меня, если сможешь», «Богач, бедняк», «В поисках Палладина», «Тени от неба» и др.
Дайан Китон — Кей Адамс (1946)
Кей Адамс познакомилась с Майклом Корлеоне, когда он только демобилизовался из армии. Она ждала Майкла, когда тот сбежал на Сицилию от полиции. Стала женой и матерью его детей. Не смогла простить мужу его криминальную жизнь.
Дайан Китон, начав сниматься в фильме «Крестный отец», была известна по мюзиклу «Волосы». В 1977 году сыграла в комедии «Энни Холл» Вуди Аллена. Картина принесла актрисе «Оскар». Также на «Оскар» была номинирована за роли в фильмах «Красные», «Комната Марвина», «Любовь по правилам и без». Работает в качестве продюсера и режиссера фильмов («Твин Пикс», «Слон»). С 2006 года актриса — лицо «L’Oreal». Победила в борьбе с раком кожи.
Джон Казале — Фредерико Корлеоне (1935-1978)
«Фредо» — средний сын дона Вито. Считал себя самым бесполезным в семье отца. Драматична сцена в фильме, когда Фредерико, не сумев спасти отца от пуль гангстеров, стоит потерянный посреди улицы и рыдает.
В роли среднего сына дона выступил американский актер итальянского происхождения Джон Казале. Роль в «Крестном отце» сделала Джона всемирно популярным, как и остальных артистов картины. Позже он смог сняться еще картинах «Разговор», «Собачий полдень», «Охотник на оленей», а также в продолжении нашумевшей картины «Крестный отец 2». В последнем фильме артист играл, уже будучи смертельно больным. Казале сыграл всего в пяти фильмах, и все они были номинированы на «Оскара» в категории «Лучший фильм». В 2009 году свет увидела документальная картина о жизни Джона Казале «Я знал, что это был ты» режиссера Ричарда Шепарда.
Джон Казале умер в 42 года от рака легкого.
Фильм «Крестный отец» — официальный трейлер (видео):
Крестный отец
История создания фильма
Всё началось в далёком 1968 году. Малоизвестный писатель Марио Пьюзо был заядлым игроком и имел большие долги перед букмекерскими конторами. Последней надеждой для него остаться живым и невредимым, было согласие всемогущих боссов компании Paramount взглянуть на пачку мятых листов с машинописным текстом.
Это и был сценарий знаменитого фильма об организованной преступности «Крестный отец». Сюжет книги, а впоследствии и фильма, был построен на неразрывной связи итальянских мафиози внутри семьи и криминального бизнеса.
Существенно усложнило создание фильма «Крестный отец» наличие конфликта с всемогущей американской мафией. Влиятельные крёстные отцы были категорически против такого повышенного внимания к своим персонам. Но, несмотря на все преграды и трудности, съёмка фильма началась.
Подбор актёров
Режиссер Каполла с самого начала поиска и утверждения актёров на главные роли в фильме стал конфликтовать с продюсерами Paramount. Особенно боссы воспротивились Аль Пачино, никак не желая видеть его в главной роли. Актер казался им слишком невзрачным и низкорослым для создания образа крутого мафиози. Тайком Каполла проводил кастинги актёров у себя на съёмочной площадке. О популярном в 50-х годах актёре Марлоне Брандо к моменту начала съёмок «Крёстного отца» стали забывать. Каполла вывел карьеру актера на новый виток, предложив роль в картине.
Вообще стоит сказать, что споры о том кто из актёров сыграет членов клана Карлеоне, оказались такими же жёсткими, как и гангстерские бои в самом фильме.
Основную музыкальную тему к фильму написал гениальный композитор Нино Рота. Его работа получила признание публики и критиков. Он удостоен многих наград киноиндустрии за создание саундтрека к легендарному фильму « Крёстный отец». Работа над картиной проходила в Нью-Йорке, некоторые сцены снимали в Голливуде, Лас-Вегасе и на Сицилии. Сегодня в итальянском городе Корлеоне даже проводят экскурсии по местам съёмок «Крёстного отца».
Интересные факты для наблюдательных:
Не смотря на эти забавные несоответствия гангстерская драма «Крёстный отец» и в наши дни остаётся популярной во всём мире. Сегодня не найти тех, кто не видел этот гениальный фильм. В нём замечательно всё: и режиссёрская работа, и удачно подобранный актёрский состав, и музыкальное оформление.
Предложение, от которого не отказываются: пересмотрите «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы
Ключевое для режиссера Фрэнсиса Форда Копполы (которому исполнилось 80 лет) и для американского кинематографа вообще произведение — «Крестный отец». Нина Цыркун увидела трилогию Фрэнсиса Форда Копполы в 1992 году, тогда же, когда ее впервые увидела Россия, и заметила, что ее сограждане подобны героям самой этой истории, оказавшихся без своей страны, отрезанных от собственного прошлого, вынужденных начинать с нуля в недобром окружении, без всякой поддержки, жалкими и беспомощными.
Три части «Крестного отца» — не простая последовательность событий, а как три китайские шкатулки, вложенные одна в другую. Первая — история возвышения Вито Корлеоне, которого мы застаем в зрелые годы одерживающим победу в войне с конкурирующими кланами нью-йоркской мафии. Вторая поднимает завесу над его прошлым, рассказывает о беглеце, который, спасая свою жизнь, мальчишкой прибывает в Америку с Сицилии и в погоне за своей «американской мечтой» бессильно наблюдает, как, несмотря на успех, подлинной судьбой становится изгнанничество, от которого не уйти. Третья — история души, проданной дьяволу, возжаждавшей искупления, получившей его и ужаснувшейся этой страшной благодати.
«Крестный отец I» открывается сценой-эпиграфом. Итальянец, пришедший в поисках справедливости в дом Вито Корлеоне, начинает словами: «Я верил в Америку», — и рассказывает о дочери, прекрасной и чистой девушке, зверски избитой и изуродованной парнями-американцами.
Все, кто приезжает, верили и верят в Америку. Во второй части в эпизоде, цитатно повторяющем Чарли Чаплина («Иммигрант») и Элиа Казана («Америка, Америка»), мы видим пароход, входящий в нью-йоркскую гавань, пароход, для каждого переселенца выступающий его собственным «Майским цветком» — кораблем отцов-основателей, — и толпы сгрудившихся у борта людей, благоговейно взирающих на статую Свободы, кажущуюся им Богоматерью-защитницей. А потом на заднике захудалого театрика, где играют пьесы для не знающих английского итальянцев, статуя Свободы намалевана в сияющем ореоле — так, как изображают Мадонну на дешевых олеографиях. Вера в Америку столь сильна, что эти люди готовы сменить символ: отныне они будут поклоняться идолу демократии, предоставляющей каждому свой шанс.
Оторвавшись от родной почвы, иммигранты из итальянской провинции в головокружительно короткий срок переживают шок разрушения привычных патриархальных связей и приобщения к демократическому американскому образу жизни. В этот момент никто из них еще не готов почувствовать себя абсолютно свободной и самоценной личностью, они невольно тяготеют к «своим», своей общине, сбиваются в стаю, вызывая подозрительность и недоверие.
Они хотят стать настоящими американцами, но им не дают забыть, кто они и откуда явились. Унижения начинаются с первых шагов на новой земле: медицинский контроль, антропометрия, карантин — полутюремная каморка, из которой открывается вид на недоступный город. Вито теряет даже свое имя — ему в карточку по ошибке записывают название городка — Корлеоне.
Потом, когда у них заводятся деньги, с ними ведут дела, но не стесняются признаться, что ненавидят. «Мне противно смотреть, как вы приезжаете в нашу чистую страну, я презираю вас и ваше семейство», — бросает сенатор штата Невада, вымогая у сына Вито, Майкла, взятку за лицензию на открытие игорного дома. «Вы макаронники, а мой отец немец и мать ирландка», — брезгливо заявляет директор киностудии Тому Хейгену, консильери семьи Корлеоне, отказывая в роли для талантливого Джонни Фонтейна (его прототип ни много ни мало — Фрэнк Синатра).
Правда, им приходится принимать правила игры, которые предлагает противник — тем более что игра ведется на его территории. Откровенная неприязнь сменяется лицемерно прикрываемой враждой, крестьянская прямолинейность — хитроумными происками, а стрельба веером от живота — вертолетной атакой. Свадьба Конни в первой части, конфирмация Энтони во второй, прием по случаю вручения Майклу ордена святого Себастьяна в третьей, эти ударные эпизоды — метафоры трех этапов истории семьи Корлеоне — эпохи бесхитростной полудеревенской наивности и открытого соперничества; «цивилизованного» лоска и вынужденного компромисса; внешней респектабельности и фальшивой «круговой поруки».
По прошествии лет кровавые дни междоусобиц пяти кланов видятся им золотым веком, когда царили законы благородной войны — конечно, это им только кажется, золотой век всегда в прошлом — но старая гвардия уходит со сцены достойно. Фрэнки Пентанджели, приятель Вито, принявший участие в заговоре против него, вскрывает себе вены в тюремной ванне — как поэт Лукиан, любимец Нерона, уличенный в заговоре против императора.
И Марио Пьюзо, и Фрэнсис Форд Коппола в первом, да и во втором фильме трилогии не жалели элегических красок, рисуя первое поколение италоамериканцев.
(Кстати, по-своему переживая собственную маргинальность, Коппола стремится окружать себя «семьей» и уединяться, избегая кипящего голливудского котла. На рубеже 60–70-х годов он собрал вокруг себя молодых режиссеров, бросивших вызов «старому Голливуду», которых называли «мувибрэте» — не то «кинобратья», не то «киноотродье» и еще «южно-калифорнийской мафией», потому что они группировались вокруг кинофакультета лос-анджелесского университета. В этом русле шел и отбор актеров для «Крестного отца» — Марлона Брандо, Роберта Де Ниро, Аль Пачино, Талии Шир и, наконец, Софии Копполы, дочери, участие которой в фильме придает ему особый личностный смысл.)
Логика поведения объединившихся ради выживания изгоев все больше и больше теряет зависимость от благих намерений. Каменеющее лицо Майкла Корлеоне, против воли вовлеченного в цепь кровавых преступлений и занявшего место отца после его смерти, ясно свидетельствует, что свернуть с этой дороги ему не удастся. И он становится не действующим лицом, а орудием организации. Он — функция системы и по определению не может испытывать колебаний или сомнений. Уход жены, Кей, — не предательство, а симптом, указывающий на то, что Майклу не удалось выполнить данное ей обещание легализовать свое дело в течение пяти лет и что инерция зла неодолима.
Между тем денежный оборот «семьи» Корлеоне в начале 60-х годов превышает оборот компании «Юнайтед стил». Мафия, говорил Коппола в 1975 году в интервью журналу «Плейбой», нашла в Америке благодатную почву. Все, с чем ассоциируется мафия в сознании обывателя, — всепроникающий контроль, строгое разделение сфер влияния, промысел негодным товаром, уничтожение конкурентов, — все это было известно в Америке задолго до появления в ней сицилийцев. На этих принципах происходило становление всех индустриальных компаний, так складывались все значительные личные состояния. Карьера Майкла Корлеоне, заключал режиссер, — абсолютно точная метафора пути, пройденного самой Америкой к процветанию.
Структурная близость позволила мафии легко интегрироваться в американский бизнес, сицилийские конкистадоры довольно быстро вписались в американскую среду. Слушания по делу Корлеоне в конгрессе завершаются благополучно, если не сказать триумфально. Как-никак Средиземноморье — колыбель западной цивилизации. «Мы всем обязаны этим людям — от Христофора Колумба до Энрико Ферми», — витийствует сенатор, по уши завязший в делах с кланом Корлеоне, завершая заседание. Нет, мафия — не метафора Америки, замечает критик французского журнала «Позитиф» после выхода на экраны второй части «Крестного отца», это сама Америка и есть.
А в третьей части Майкл выглядит уже вполне уважаемым бизнесменом. Фоторепортеры, которых в шею гнали с семейных торжеств в доме Вито, опасаясь нежелательной огласки и идентификации личностей, теперь сами расставляют гостей перед камерами для репортажей светской хроники. Правда, в момент торжества Майкла в хоре восторженных голосов слышится холодно-ироничная реплика его бывшей жены: «Теперь, когда ты стал респектабельным, ты опаснее, чем когда-либо». Эти слова звучат как трезвая издевка, включавшаяся в ритуал апофеоза — акта прославления или обожествления императора.
Итак, старшее поколение, первопроходцы, пионеры первоначального накопления, проделали самую грязную работу; теперь уже деньги отмыты почти дочиста. На пути легитимизации Майклу осталось сделать последний шаг — войти в совет директоров престижной транснациональной компании «Иммобильяре Интернационале». Увы, в вожделенный рай его не пускают старые грехи: как когда-то от отца, доны партнерских кланов требуют от Майкла вернуться к наркобизнесу, чтобы, не дай Бог, «нишу» не заполнили китайцы, колумбийцы — словом, любые новые поселенцы. Ему приходится вступить в схватку с противником, расстрелом с вертолета срывающим примирительную акцию, предпринятую Майклом. Но решимость Майкла наконец вырваться и обрести свободу несокрушима. Он должен сделать это хотя бы ради детей.
Эпиграфом к третьей части служат звучащие за кадром слова Майкла, накладывающиеся на пустынный ландшафт заброшенного поместья, где был убит его брат Фредо:
«Единственное богатство — дети. Они превыше власти или денег».
Помнится, для Вито высшей ценностью была семья. Увы, Майклу пришлось убедиться в том, что семейные узы не всегда святы: предательство брата и как возмездие — братоубийство (которое не отнесешь на счет аффекта либо южного темперамента, оно было отложено на определенный срок — пока жива мать — и исполнено в трезвую минуту) — это говорит само за себя.
Семейные связи Корлеоне, столь трогательно крепкие при Вито и «маме Корлеоне», начинают рваться, когда главой клана становится Майкл — жена его покидает, брата убивают по его приказу. А дальше следует агония. Патриархальные Корлеоне превращаются в порочных Борджиа. (Глава этого легендарного семейства эпохи Возрождения папа Александр VI славился замечательными деловыми качествами и крайней распущенностью, а сын Чезаре, убивший родного брата и сожительствовавший с сестрой, совершил столько убийств, что счет им был потерян, но при этом оставался для Макиавелли образцом идеального государя.) Непорочная Мэри становится любовницей двоюродного брата, незаконнорожденного племянника Майкла; тетушка Конни, распутная с юности, деградирует в хладнокровную убийцу, натуральную Лукрецию Борджиа, к деяниям которой даже родной брат относится с содроганием. «Тебя боятся» (а значит, попытаются убрать), — предупреждает она Майкла, на что он отвечает: «Бояться-то им следует тебя». Что правда, то правда. В ложе оперного театра она жадно и неотрывно наблюдает в бинокль за стариком доном Альтобелло (ее, между прочим, крестным), которому только что в фойе вручила коробку отравленных пирожных, и с удовлетворением переводит дух, когда бедняга наконец добирается до смертоносного кусочка.
«Что эти Борджиа? Их времена миновали», — звучит с экрана. Но вряд ли миновали: «борджианская этика», как заметила на страницах леворадикального журнала Cineaste Карен Джен, не исключение, а правило, свидетельством чему — примеры из жизни американцев неитальянского происхождения.
Жизненный клубок завязан туго: отмывание денег с помощью конгломерата «Иммобильяре» требует контактов с Ватиканом; ратифицировать сделку должен сам Папа Римский. Ведение дел со святыми отцами весьма кстати: Майклу пора задуматься о душе. Он, правда, предпочитает обходиться денежными вливаниями в Римскую церковь (хотя денежки оседают в карманах частных лиц) и благотворительными взносами, за что и удостаивается ордена. Дела с церковью ведутся на партнерских началах: и синдикат, возглавляемый Майклом Корлеоне, и учреждение, которое находится под патронатом архиепископа Гилдея, не что иное, как два института с однотипной структурой. У ведомства Майкла даже имеется преимущество: «Возможность прощать долги, — философствует святой отец, — посущественнее права отпускать грехи». И Майклу ясно, что церковь, находящаяся во власти людей, — одно, а Бог — это совсем другое. Так или иначе, он не помышляет об индульгенции — слишком много грехов, да и кому каяться? — этим лгунам и взяточникам? Но старинный сицилийский друг и покровитель, дон Томмазино, сводит его с кардиналом Ламберто (будущим папой), который на удивление просто отпускает Майклу грехи, в том числе тот, исповедаться в котором тяжелее всего, — каинов грех братоубийства.
Невольно ужасаешься: неужто это так просто? И теперь можно прямо в рай? Но вскоре становится понятным, что отпущение грехов дано, но оно лишь открывает дверь искуплению. А искупление должно быть соразмерно греху.
«Лицо Мэри— это лицо самой Сицилии»,