актер который играл печорина
Календарь «Сплетника»: 11 экранизаций произведений Михаила Лермонтова
Календарь
Афиша фильма Владимира Барского «Княжна Мэри»
. и его же картины «Бэла»
Кадр из фильма «Максим Максимыч»
В 1941-м Сергей Герасимов решил превратить драму «Маскарад» в художественный фильм. Герасимов, в своем духе, очень осторожно подошел к литературному первоисточнику. Таким образом, его фильм настолько, насколько возможно, передает атмосферу, которая заложена в пьесе Михаила Юрьевича. Главные роли в картине сыграли Николай Мордвинов и Тамара Макарова.
Кадр из фильма «Маскарад»
В 1955-м отрывок из «Героя нашего времени» о любви и соперничестве двух друзей вновь вызвал к себе интерес. Исидор Анненский экранизировал главу романа «Княжна Мери». Фильм в СССР имел огромный успех, его посмотрели более 22 миллионов зрителей. До сих пор эта картина считается классикой советского кинематографа середины прошлого века.
Кадр из фильма «Княжна Мери» (1955 год)
В 1965-м фильм по мотивам «Героя нашего времени» снял Станислав Ростоцкий, а спустя еще 10 лет фильм-спектакль на основе этого же произведения создал Анатолий Эфрос. Эфроса, как и многих его предшественников, интересовала глава «Княжна Мери». Свое произведение Анатолий Васильевич назвал «Страницы журнала Печорина» (повествование в «Княжне Мери», напомним, ведется от первого лица, в форме дневника). Роли Печорина и Грушницкого Эфрос доверил Олегу Далю и Андрею Миронову. Образы, созданные этими актерами, по-прежнему остаются одними из лучших экранных воплощений этих героев.
Кадр из фильма Станислава Ростоцкого «Герой нашего времени»
«Страницы журнала Печорина» Анатолия Эфроса
Последним законченным фильмом Сергея Параджанова стала лента по мотивам поэмы Лермонтова «Ашик-Кериб». Вместе с Параджановым постановкой одноименной картины занимался Давид Абашидзе. Свое произведение режиссеры посвятили памяти Андрея Тарковского. Картина участвовала в нескольких крупных мировых фестивалей, в том числе, в Венеции. На родине же фильм удостоился четырех премий «Ника».
Кадр из фильма «Ашик-Кериб»
В последние годы российские кинематографисты дважды возвращались к центральному произведению творчества Лермонтова. В 2006 году Александр Котт снял сериал «Герой нашего времени». Главные роли в нем исполнили Игорь Петренко и Юрий Колокольников. Лермонтовский сюжет Котт экранизировал аккуратно и подробно. И хоть некоторые главы переставил местами, повествование от этого не пострадало.
В 2011-м же за основу своей новой работы «Героя нашего времени» взял Роман Хрущ. Режиссер создал хронику последних часов жизни Печорина. В фильме, названном в честь главного героя, он обрывочно вспоминает свою жизнь, некоторые события, которые зрителям знакомы еще со школьной скамьи.
Кадр из сериала Александра Котта «Герой нашего времени»
Кадр из фильма «Печорин»
Говоря о фильмах, на которые повлияло творчество Лермонтова, хотелось бы упомянуть картину «Самая одинокая планета». Это третья по счету работа уроженки СССР (она появилась на свет в Ленинграде) Джулии Локтев. В картине рассказано о путешествии молодой пары (Гаэль Гарсия Берналь и Хани Фюрстенберг) по прекрасной и загадочной Грузии. Прямой связи с конкретным произведением Михаила Юрьевича у «Самой одинокой планеты», на первый взгляд, нет (разве что, молодые путешественники читают «Героя нашего времени»). Однако фильм вдохновлен множеством грузинских мотивов, которыми проникнуты его работы. Оттого сам фильм получился очень ярким, но, в то же время, гармоничным и поэтичным.
Кадр из фильма «Самая одинокая планета»
Наверняка кино еще не раз вернется к Лермонтову, несмотря на сложность «переноса» его творчества на экран. Хочется верить, что найдется команда, которая справится с этой задачей достойно. Пока же поздравляем всех с 200-летием со дня рождения великого поэта и с радостью перечитываем его любимые произведения!
Кино по классике: «Страницы журнала Печорина» Анатолия Эфроса
Лучшая экранизация «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова
Первый фильм по мотивам произведения Лермонтова вышел более века назад — это была картина «Демон» итальянского режиссера Джованни Витротти, снятая по одноименной поэме Михаила Юрьевича. А первая отечественная экранизация датируется 1926 годом: Владимир Барский создал ленту по мотивам романа «Герой нашего времени», называлась она «Княжна Мери».
Экранизировали произведения Лермонтова в разные годы такие режиссеры, как Сергей Герасимов и Сергей Параджанов. Из недавних работ (2011 год) стоит отметить многосерийный художественный фильм Александра Котта с Игорем Петренко в роли Печорина и Юрием Колокольниковым в роли Грушницкого. Но какую же работу можно назвать лучшей?
Пожалуй, телевизионный спектакль «Страницы журнала Печорина» режиссера Анатолия Эфроса, классика советского театра и кино. Главные роли в нем исполнили (внимание!): Олег Даль (Печорин), Андрей Миронов (Грушницкий), Леонид Броневой (доктор Вернер). Эфрос экранизировал лишь одну главу из романа «Герой нашего времени» («Княжна Мери»). Но как мастерски это сделано! Картина вышла в 1975 году, но и в наши дни просто невозможно оторваться от экрана. Даль и Миронов не играют, а буквально проживают жизни своих героев. Пожалуй, никому не удалось настолько хорошо постичь характер Печорина, как Олегу Далю (для сравнения посмотрите работы других актеров).
Фильм «Страницы журнала Печорина» был созвучен своей эпохе, эпохе застоя. 40-е годы XIX века — это апофеоз «николаевской России». И Лермонтов передал ее атмосферу в своем знаменитом романе. А Печорин оказался героем не только того, но и нашего времени. Вечным героем, поскольку застой в России имеет свойство повторяться.
Олега Даля не стало в 1981 году, он умер через шесть лет после выхода картины Эфроса. И роль Печорина — одна из лучших его работ.
Герой нашего времени (фильм)
Только на территории России:
«Герой нашего времени» — экранизация одноимённого романа Михаила Юрьевича Лермонтова. Дилогия состоит из двух фильмов — «Бэ́ла» и «Максим Максимыч. Тамань».
Содержание
О фильме
«Герой нашего времени» — психологический роман, и портрет Печорина — первый в русской литературе психологический портрет. Картина, созданная Станиславом Ростоцким, получилась лирическая и страстная, снятая с детальной исторической и литературной реалистичностью, с большим уважением к классике. А сам Григорий Печорин, созданный Ивашовым, получился очень органичным и убедительным, психологически верным, с истинной лермонтовской внутренней глубиной и трагизмом.
Сюжет
Первый фильм дилогии. Начало XIX века. Печорин — русский офицер, служащий на Кавказе. Он влюбляется в дочь местного князя Бэлу и подговаривает её брата Азамата похитить сестру. Взамен Печорин помог Азамату украсть коня у лихого джигита Казбича. Поместив Бэлу у себя в крепости, Печорин долгими ухаживаниями добивается её любви. Но со временем Бэла наскучит ему…
«Максим Максимыч. Тамань»
Вторая часть кинодилогии рассказывает об обстоятельствах пребывания Печорина на Тамани и о его службе в крепости на Кавказе в обществе старого доброго служаки Максима Максимовича.
В ролях
Съёмочная группа
Соло на виолончели исполняет Мстислав Ростропович
Технические данные
Награды
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Герой нашего времени (фильм)» в других словарях:
Печорин. Герой нашего времени (фильм) — Печорин. Герой нашего времени Печорин. Герой нашего времени Жанр Драма Исторический Режиссёр Александр Котт Продюсер … Википедия
Герой нашего времени (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Герой нашего времени (значения). Герой нашего времени Герой нашего времени … Википедия
Герой нашего времени — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Печорин. Герой нашего времени — Печорин. Герой нашего времени Жанр драма Исторический Режиссёр Александр Котт Продюсер … Википедия
НЕИЗВЕСТНЫЙ ХЕЙФИЦ. ГЕРОЙ НЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ — 2002, 52 мин., видео, цв., «Ленфильм» при поддержке Службы кинематографии Министерства культуры РФ, Комитета по культуре Администрации Санкт Петербурга. жанр: документальный реж. Дмитрий Светозаров, сц. Дмитрий Светозаров, опер. Александр… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
Герой (значения) — В Викисловаре есть статья «герой» … Википедия
Печорин (фильм) — Герой нашего времени (фильм) фильм 1966 года. Режиссёр Станислав Ростоцкий. Герой нашего времени (телесериал) 8 серийный минисериал 2006 года. Режиссёр Александр Котт … Википедия
Бойцовский клуб (фильм) — Бойцовский клуб Fight Club Жанр … Википедия
Духless (фильм) — Необходимо освещение с различных точек зрения. Статью нельзя назвать рекламной, но в ней слабо представлена критика. Пожалуйста, добавьте информацию из публикаций и других источников, позволяю … Википедия
Брестская крепость (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Брестская крепость (значения). Брестская крепость … Википедия
Ирина Печерникова: сломанная судьба хрупкой красавицы
«Польша тогда представлялась каким-то маяком и светочем. Казалось, Ире достался счастливый лотерейный билет, когда она вышла замуж за поляка и уехала с ним. Так она выпала из московской круговерти на четыре года. Жизнь показала, что четыре года для актрисы на взлете — это трагически много», — рассказывают друзья актрисы Ирины Печерниковой, которой не стало меньше года назад.
В Ире чувствовалась мощная женская магия
Валерий Плотников, фотограф:
«Ира жила на Ленинском проспекте со своими совершенно прекрасными родителями. Ее папа был ученым, и ему дали квартиру от института, который располагался где-то недалеко. У Ирки имелась своя комната — в то время роскошь. В их доме поражало огромное количество книг — в моем-то детстве их почти не было…
Мы были молоды и восторженны, и постоянно читали стихи. Из поэзии, которая тогда вдруг стала нам доступна, я выбрал Ахматову, а Ирка — Цветаеву. Она даже повесила на стену фотографию Цветаевой. У нас была прекрасная компания: Нина Попова, Коля Бурляев, Ира и я. Как-то раз зимой мы все вместе поехали на Финский залив. Жили в домике на самом берегу. Ветер просто сносил с ног, была ужасная метель. Но там имелся проигрыватель, и мы крутили Фрэнка Синатру. Золотое, счастливое время! Мы нежно дружили, и я часто засиживался у Ирки дома, а потом посреди ночи добирался на такси с Ленинского проспекта до своего общежития, которое находилось на платформе Яуза. Стоило это всего три рубля.
В Ире чувствовалась мощная женская магия — особый голос, выразительнейшие глаза, красота. Даже не понимаю, как я смог удержаться и не влюбиться в нее. Наверное, мне повезло, ведь я был мальчишка, студент, я просто пропал бы, затерялся среди ее поклонников…
Ирка тогда была на взлете — уже снялась в фильмах «Доживем до понедельника» с Тихоновым, «Первая любовь» со Смоктуновским и «Каменный гость» с Атлантовым. Она и в театре у Гончарова была звездой. Помню, как в спектакле «Два товарища» по Войновичу в сцене в отделении милиции она уморительно смешно произносила: «Выплюнь свисток, он заразный». Потрясающая, яркая, свободная и, я бы сказал, солнечная артистка.
Как-то меня пригласили поснимать на выставке польской моды на ВДНХ. И я пригласил Ирку. Она интересовалась модой, вязала платья. В тот вечер выступала группа «Бизоны», которой руководил Збигнев Бизонь. Збышек был очень эффектный, громогласный, яркий и удивительно располагающий к себе. Он, конечно, выделялся на нашем скромном и достаточно ровном фоне. Ира не могла не влюбиться. Довольно быстро он сделал ей предложение. Свадьбу играли в ресторане «Прага», собрались многочисленные друзья и родственники. Но мы вчетвером: Ирка, Збышек, я и Коля Бурляев — со свадьбы сбежали. Отправились в Театр имени Маяковского и там, в кабинете Андрея Александровича Гончарова, пили коньяк…
Смешно, но на Иркиной свадьбе я не фотографировал. У меня украли камеру. Я пришел к Печерниковой, ее еще не было, я стал ждать. Кофр с камерой достаточно тяжелый, и я повесил его на ручку парадной, а сам прогуливался туда-сюда вдоль фасада дома. Шел замечательный летний дождь, как в песне Шпаликова. А в какой-то момент я повернулся и увидел, что камеры нет. Катастрофа! Упустить такой исторический момент…
После свадьбы Ира уехала с мужем. Польша нам тогда представлялась каким-то маяком и светочем. Например, наш авангардный кинематограф ориентировался на польский. Роман Полански и Ежи Сколимовский — это же были такие величины! А поэзия, а литература польская, а польский театр — это было что-то. Казалось, Ирке достался счастливый лотерейный билет. Так она выпала из московской круговерти на четыре года. Жизнь показала, что четыре года для актрисы на взлете — это трагически много. Какое-то время Иру искали, ей поступали предложения. Но ее не было в стране. Кстати, отпуская Иру, Гончаров сказал, что возьмет назад, когда она вернется. Он чувствовал, что за границей она своей не станет. И Ира вернулась. Сказала Збышеку, что съездит домой на месяц, а осталась навсегда. Гончаров действительно взял ее обратно в театр, но вот только ни прежних ролей, ни прежнего положения она так и не вернула. В «Маяковке» уже царствовала Наташа Гундарева — так же, как до своего отъезда царствовала Ирка.
С тех пор жизнь Печерниковой больше не летела галопом, а тащилась кое-как, спотыкаясь. Пошли болезни, слабости, напасти, новые браки. Ну и алкоголь…
Ира по-прежнему вязала платья. И для себя, и на продажу. Это помогало ей выживать. Ее изделия пользовались спросом. Еще бы, платья от самой Печерниковой! Но разве можно было предположить, что ей когда-нибудь придется этим заниматься…»
Печерникову называли советской Одри Хепберн
Николай Бурляев, актер, режиссер:
«Наша дружба с Ирой началась в 1967 году, когда я после Щукинского училища пришел в театр «Ленком». Сразу душевно соединились. Даже когда она жила в Польше, я ездил к ней в гости в Варшаву. Мы весело проводили время, ходили на концерты ее мужа Збышека. Не будучи поклонником рока, я ощущал — они играют приличную музыку. Как-то я прочитал Збышеку стихи, которые написал за дружеским застольем в Доме кино: «Фарисеи вкруг нас хоровод ведут», нечто о нашей дружбе, о бренном бытии. Збышек сказал, что он напишет на мой текст песню. Не знаю, написал или нет, наше общение прервалось.
Не знаю, была ли Ирина счастлива по-женски. Я видел рядом с ней людей очень на нее не похожих. Искал ответ, почему она раз за разом делала такой выбор. Так и не нашел…
Саша Соловьев был самой большой любовью
Юрий Чернов, артист (снялся с Ириной Печерниковой в фильме «Доживем до понедельника»):
«Ирочка умерла 1 сентября, когда на многих каналах шел фильм «Доживем до понедельника». В свое время все ребята, которые снимались с нами, были влюблены в нее. Она же не намного старше нас. Я родился в 49-м году, а она в 45-м.
Долгие годы потом мы с Ирой общались. Не знаю почему, но она часто вспоминала Олега Даля. Мне казалось, она просто не может о нем не говорить. О том, какой он удивительный, необыкновенный артист. У них были совместные фильмы — «Вариант «Омега», «Страницы журнала Печорина», где Ира играла княжну Мери, потом еще одна работа. Далеко не сразу они подружились, но перед смертью Олега сблизились так, что он решил всегда работать только вместе с Ирой. Они планировали поставить «Маскарад» Лермонтова, но не случилось. У них была какая-то невидимая связь — но не любовная, а человеческая и творческая. Все говорили об Олеге как о человеке сложном, противоречивом, невероятно тяжелом, а Иришка им только восхищалась. Ей казалось, что и после смерти Олега эта их связь не прервалась…
Когда я снимался в картине «Андрей и злой чародей», параллельно на «Беларусьфильме» запустили картину «Ожидание полковника Шалыгина», где играл второй муж Иры — Боря Галкин. И вот она приехала к Боре на съемки в городок Смолевичи под Минском. И я работал там же недалеко. Однажды сел на велосипед и прямо в своем костюме Водяного поехал к ним. Выезжаю из леса, а у них на площадке немцы стреляют… Потом я пригласил Иру к нам на площадку. С ней и с Мишей Кононовым, игравшим Лешего, купили бутылку какого-то легкого алкоголя и втроем — мы в костюмах сказочных героев, а Ира в белоснежном платьице — выпивали и закусывали одной конфеткой…
Казалось, Ира создана для любви, но у нее что-то всегда не складывалось. Мне кажется, она переживала, что у нее нет детей. Один муж, второй, третий — но никому она так и не родила. Годы шли, ничего нельзя было исправить, и ее это мучило. Думаю, отсюда пошел и алкоголь, а вовсе не от распущенности. В ней жила боль, которую Ира пыталась заглушить. С профессией тоже становилось все хуже, Иру не снимали. И она, как улитка, забралась в свой домик. Этот домик находился в 200 километрах от Москвы, в крошечной деревне. Я туда так и не доехал. Ее сосед по даче потом рассказывал, что он помогал ей, они вместе коротали вечера, он даже песню написал и посвятил Ире. Песня предсказуемо называлась «Доживем до понедельника».
Как «поженили» Печерникову с Тихоновым
Анна Тихонова, актриса, дочь Вячеслава Тихонова:
«Когда снимался фильм «Доживем до понедельника», я еще не родилась. Мы начали общаться с Ириной, когда и она, и мой папа уже были в возрасте. Ира один раз приезжала к нам на фестиваль «17 мгновений» в Павловский Посад, но много раз бывала на папиных юбилеях. Она очень хорошо относилась к нашей семье. И периодически мне звонила, когда по ТВ показывали какой-то папин фильм, и говорила добрые слова. Я слышала от нее про то, как они работали с папой. Мне запомнилась история их знакомства. Папа и режиссер фильма Ростоцкий очень любили ловить рыбу. Этим они занимались и на Валдае, готовясь к съемкам. Тут приехала Ира. Ростоцкий ей сказал: в таком-то номере живет Тихонов, пойди познакомься. Она зашла и увидела, что актер, в которого она была влюблена еще подростком, ползает по полу, потому что там расползлись черви для рыбалки. Тут и Тихонов повернулся к ней и так, будто они уже давно знакомы сказал: «Ирочка, проходите, посмотрите, какая прелесть».
После выхода «Доживем до понедельника» зрители их «поженили» — решили, что между Ирой и моим папой что-то есть. Но, конечно, ничего не было, потому что как раз в это время папа с мамой познакомился. Кстати, это мама посоветовала ему согласиться на роль учителя — она ведь и сама учительница. А то, что возник миф о романе папы с Ириной Печерниковой, лишь свидетельствует о том, что они действительно хорошо сыграли в паре. »
Со Смеховым возникла особая химия
Юлия Колесник, режиссер последнего фильма Ирины Печерниковой «Земля Эльзы»:
«Мой фильм — о любви двух пожилых людей. Там есть отголоски истории Ромео и Джульетты. Признаюсь, Ромео и Джульетту такого возраста найти было сложно. Точнее, с Вениамином Смеховым я определилась довольно быстро, а вот с героиней было сложнее. Был даже этап, когда мы с продюсерами фильма рассматривали на главную роль европейских актрис, потому что были перспективы копродукции с европейцами. И в этой ситуации главная женская роль, скорее всего, «ушла» бы к одной из них. Они, конечно, все очень красивые, но сложно представить их в алтайской деревне, как-то это слишком. А потом мама напомнила мне: «Ты помнишь Ирину Печерникову? Я ее видела в какой-то программе, она выглядит замечательно, и вообще, любовь — это ее тема». Я нашла телефон Ирины Викторовны, мы созвонились, передали ей сценарий. А потом она уехала на лето в деревню за 200 километров от Москвы. И когда мы собрались познакомиться с Печерниковой лично, оказалось не так уж и просто туда добраться, дороги не было. Поехали мы не с пустыми руками: купили торт, цветы… А когда добрались наконец, нагруженные, до ее дома, оказалось, что там и без нас все в цветах. У Ирины Викторовны на участке красовались гортензии, пионы, лилии и еще миллион цветов. Она сама для себя создала удивительное место. Помню живую изгородь и вход в виде арочки, как в английских поместьях. Ирина Викторовна встретила нас в самом живописном наряде: в потрясающих сережках, в шикарной белой разлетающейся блузе, в трениках и резиновых сапогах.
Идея сниматься ее и обрадовала, и напугала. Все-таки прошло 13 лет после последних съемок. При этом Ирина Викторовна рассказала потрясающую вещь. Она знала много каких-то языческих способов привлекать удачу. И, когда мы подружились, могла позвонить и сказать: «Юля, внимание, сегодня хорошая луна, тебе нужно обязательно подумать о чем-то хорошем, чтобы это осуществилось». Так вот, буквально за день до того, как мы ей позвонили с предложением прочитать сценарий, было солнцестояние, или солнцеворот, середина лета. И Ирина Викторовна загадала, чтобы ей предложили такой материал, который бы затронул струны ее души.
Потом, когда мы снимали на Алтае, вокруг Печерниковой образовался целый девичий кружок — костюмеры, гримеры, администраторы и так далее. Под руководством Ирины Викторовны они ходили общаться с Солнцем, с Луной и загадывать желания.
Ей было за семьдесят, но она оставалась легкой и открытой, как ребенок. Кстати, она не любила, когда ее Ириной Викторовной называли. Чувствовала себя слишком молодой для этого. Помню, как она входила в кадр, распрямляла спину, у нее загорались глаза… А в сцене, когда Эльза делает зарядку, Печерникова поразила всех, продемонстрировав просто балетные махи: стоя на месте, ногой доставала до вытянутой руки. Она была в изумительной форме. Единственное, она с трудом ходила на каблуках. Но так нужно было для роли, и Ира терпела, хотя это же Горный Алтай, там вместо асфальта камни, скалы, земля, и все ужасно неровное.
У них со Смеховым получился идеальный дуэт, возникла особая химия. Хотя целоваться Вениамин Борисович, мне кажется, стеснялся. И мне приходилось настаивать: «Пожалуйста, целуйтесь по-настоящему! Что вы как маленькие?!»
Уверена, когда Печерникова была молодой, на мужчин производила ошеломляющий эффект. Даже в пожилом возрасте она оставалась интересной и красивой женщиной. Недаром наш режиссер озвучания в нее влюбился, хотя ему лет 45. После того как Печерникова приехала на студию переозвучить пару сцен, он каждый день меня спрашивал: «Юля, нам ничего больше не нужно записать с Ириной Викторовной? Может быть, вот это еще?» И наш оператор тоже был очарован, да господи, вся мужская часть съемочной группы! Причем, поразительная вещь, Печерникова же ничего для этого не делала. Просто была естественной…
После съемок мы с Ириной Викторовной продолжили общаться. Хотя не так часто, как стоило бы. У нее был чудесный дом — такой настоящий, артистический. Много книг. И еще какие-то поделки, штучки хендмейд, картиночки — многое из этого она сделала сама. Мне нравилось к ней приходить. В последний раз мы виделись незадолго до локдауна. Собирались у нас, небольшой компанией, засиделись допоздна, разговаривали обо всем на свете. Потом всех закрыли, а вскоре Ирины Викторовны не стало.
Очень часто ее представляют как фигуру трагическую. Но мне кажется, что Ирина Печерникова прожила, скорее, счастливую жизнь. Потому что иначе бы она не сохранила в себе ту невероятную душевную чистоту, ту открытость и доверие к людям, которые в ней были до самого конца».