актер ковбойских фильмов старый
Клинту Иствуду — 90! Пять лучших ролей и фильмов актера
Главный ковбой Голливуда одинаково преуспел как на актерском, так и на режиссерском поприще.
Фото: Global Look Press
Клинт Иствуд, которому 31 мая исполнилось 90 лет, встречает юбилей в статусе патриарха американского кинематографа. Он прошел долгий творческий путь от сериального актера и «Человека без имени» в знаменитой «Долларовой трилогии» Серджио Леоне до живого классика, лауреата четырех премий «Оскар» в главных номинациях. Наравне со зрителем его почитают критики, в том числе и авторы «Кайе дю синема», колыбели французской «новой волны»: со страниц издания сошли в мир кино Годар, Трюффо, Шаброль и другие. Главный редактор журнала Серж Тубиана ничуть не кривит душой, ставя Иствуда в один ряд с Копполой и Скорсезе: на родине кинематографа давно поняли цену его режиссерского таланта.
Американский же зритель — равно как и Фабрика грез — долгое время воспринимали Иствуда, в первую очередь, в актерской ипостаси: недаром в свое время ему поступали предложения примерить на себя роль Джеймса Бонда или Супермена. Несмотря на то, что сыгранные им персонажи стали неотъемлемой частью массовой культуры, Клинт Иствуд давно избавился от амплуа главного ковбоя Голливуда, став автором таких выдающихся картин, как «Непрощенный», «Малышка на миллион» и «Гран Торино».
«Хороший, плохой, злой»
Так называемая «Долларовая трилогия», венцом которой является вышеупомянутая картина, стала счастливым билетом Клинта Иствуда, прозябавшего на задворках голливудской киноиндустрии.
Кадр из фильма «Хороший, плохой, злой». Фото: Global Look Press
Предложение сыграть в итальянском вестерне «За пригоршню долларов» молодой актер воспринял без энтузиазма, но согласился: в конце концов, это была возможность поработать за рубежом — фильм снимался в Испании. Второй по счету фильм Серджио Леоне, являясь, по сути, вольным переложением «Телохранителя» Куросавы, стал хитом проката не только в Италии, но и по всему миру. Успех картины был закреплен вышедшим в 1965 году продолжением, получившим название «На несколько долларов больше».
Вскоре Серджио Леоне замахнулся на тему Гражданской войны в США, несмотря на то, что автор «Гражданина Кейна» Орсон Уэллс советовал ему отказаться от замысла, напророчив фильму неминуемый провал в прокате. Его опасения были напрасны: выйдя на экраны, «Хороший, плохой, злой» многократно окупился в прокате и окончательно сделал мировой звездой Клинта Иствуда, сыгравшего во всех трех фильмах. Его персонаж, немногословный и ироничный стрелок, условно называемый Человеком без имени, прочно вошел в массовую культуру, вдохновив Стивена Кинга на написание «Темной башни», а группу Gorillaz — на создание хита с говорящим названием Clint Eastwood.
«Обманутый»
Уроки режиссуры Клинт Иствуд получил не только у итальянца Леоне. Мастер остросюжетных лент Дон Сигел стал главным соратником звезды «Долларовой трилогии» после его триумфального возвращения в Голливуд.
Кадр из фильма «Обанутый». Фото: Global Look Press.
Под эгидой их творческого дуэта вышли культовые «Грязный Гарри» и «Побег из Алькатраса», тепло встреченные зрителем, чего нельзя сказать об их лучшей работе — драме «Обманутый». Действие картины разворачивается в годы гражданской войны в США. Раненый капрал армии северян в исполнении Иствуда находит приют в женском пансионе, находящемся на территории противника. Благодаря усилиям своих спасительниц он начинает не только выздоравливать, но и чувствовать себя хозяином положения: в борьбу за его внимание вступают обитательницы дома, что приведет к крайне мрачной развязке.
Персонаж Иствуда, обаятельный внешне, но отталкивающий своим поведением, стал одним из самых необычных в фильмографии актера. Увы, фильм Дона Сигела провалился в прокате, но заслужил признание впоследствии в качестве шедевра южной готики в кинематографе наряду с «Сердцем ангела» и сериалом «Настоящий детектив».
«Грязный Гарри»
В отличие от «Обманутого», этот фильм 1971 года был встречен зрителями с восторгом, но вызвал гнев либеральных критиков. Против «Грязного Гарри» выступила обозреватель The New Yorker Полин Кейл, назвав фильм Дона Сигела варварским и даже фашистским.
Кадр из фильма «Грязный Гарри». Фото: Global Look Press.
Герой Иствуда, инспектор Гарри Калахан, предстает перед современным зрителем в качестве реликта той неполиткорректной эпохи: он не скупится на крепкие слова в адрес представителей других рас и практикует жесткие, но эффективные меры в отношении правонарушителей, зачастую переходя границу дозволенного. Это не помешало фильму стать культовым и повлиять на жанр полицейского боевика, во многом определив его облик на десятилетия вперед.
«Непрощенный»
Этот фильм, ставший главным режиссерским триумфом Иствуда, посвящен памяти двух его учителей — Серджио Леоне и Дону Сигелу. Их уроки были освоены блестяще: «Непрощенный» взял четыре премии «Оскар», в том числе и за лучший фильм и режиссуру.
Кадр из фильма «Непрощенный». Фото: Global Look Press.
По сюжету картины, нужда заставляет бывшего бандита, давно бросившего преступное ремесло, взять заказ на убийство ковбоев, изуродовавших проститутку. С этой бесхитростной завязки начинается фильм, ставший, возможно, последним великим вестерном в истории. Дикий Запад в «Непрощенном» напрочь лишен романтики — Иствуд, вслед за Серджио Леоне и Сэмом Пекинпой, доводит процесс дегероизации его мифологического образа до конца, выворачивая жанр вестерна наизнанку.
«Гран Торино»
Кинокритик Chicago Sun Times назвал эту картину фильмом «о запоздалом пробуждении лучших инстинктов человека». Тем, кто по-прежнему ассоциирует самого Клинта Иствуда с его персонажем из «Грязного Гарри», следует посмотреть «Гран Торино» — и открыть для себя Иствуда-гуманиста.
Кадр из фильма «Гран Торино». Фото: Global Look Press.
Озлобленный на весь мир ветеран корейской войны в исполнении режиссера вступает в схватку с собственными расистскими стереотипами, становясь другом и наставником молодого парня-азиата — и выходит из нее победителем, пусть и заплатив огромную цену. «Гран Торино» — исчерпывающая отповедь тем, кто обвинял Клинта Иствуда в расизме и национализме на протяжении всей его карьеры. Кроме того, фильм стал актерским триумфом 78-летнего на тот момент Иствуда. Критик Манола Даргис из The New York Times особенно отметила «монументальность» его лица, под стать «окаменевшему дереву».
Самые привлекательные ковбои из американских фильмов
Арми Хаммер
Главный герой фильма «Одинокий рейнджер». На экране его зовут Джон Рид и вместе с индейцем Тонто (Джонни Депп) они борются с преступностью.
Джейк Джилленхол
Может, Джек Твист из фильма «Горбатая гора» и хотел забыть о своем запретном любовнике (Хит Леджер), он не собирался бросать жизнь в ковбойских сапогах.
Дэниел Крэйг
Брэд Питт
Джеймс Дин
В фильме «Гигант» помощник на ранчо Джетт Ринк влюбляется в жену своего босса (Элизабет Тейлор). Да и как она могла не обратить внимание на Дина? Он же чертовски хорош! Третьим углом в этом любовном треугольнике является герой Рока Хадсона. Да, нелегкий выбор!
Вигго Мортенсен
Герой фильма «Идальго» Фрэнк Хопкинс является представителем Дикого Запада, который должен отправиться на Ближний Восток на своем верном мустанге, чтобы защитить титул Лучшей лошади и наездника.
Колин Фаррелл
Еще одно воплощение Джесси Джеймса, но уже в фильме «Американские преступники». Только на этот раз плохой парень стал героем. Да, он грабит поезда, и его смертельно ранят, но выглядит он при этом просто потрясающе.
Леонардно ДиКаприо
Задолго до того, как Лео снялся в фильме «Джанго освобожденный», он сыграл «Малыша» Фи Ирода в фильме «Быстрый и мертвый», который хочет выиграть турнир по стрельбе, чтобы заработать уважение отца.
Мэтт Дэймон
В фильме «Неукротимые сердца» Джон Грэди Коул отправляется в Мексику, чтобы найти работу на ранчо, а вместо этого влюбляется в дочь аристократа (Пенелопа Крус). Она тоже его любит – почему нет? Ведь он хорош даже в широкополой шляпе.
Тимоти Олифант
Сюжет фильма «Правосудие» кружится вокруг Рейлана Гивенса – заместителя маршала, который вводит в свой современный родной город в Кентукки новый вид правосудия. Но кто не любит мужчин в униформе?
Клинт Иствуд
В фильме «Хороший, плохой, злой» герой Клинта – Блондинчик – считается хорошим. Ну, одно известно точно: смелый охотник за головами определенно не подходит к части названия фильма «плохой».
Хью Джекман
В фильме «Австралия» австралиец Джекман играет Дровера – пастуха, который должен помочь леди Саре Эшли (Николь Кидман) перевести ее скот через буш. Стоит ли говорить, что эти двое развлекаются по полной по пути?
Уилл Смит
Пусть сам Большой Уилли объяснится: «Дикий, дикий Запад, Джим Уэст, десперадо, жесткий наездник, солдат буффало, как я вам и говорил: любая дама в опасности, снимает свое платьице, когда видит Джима Уэста».
Джон Траволта
В фильме «Городской ковбой» Баффорд Уан Дэвис по прозвищу Бад переезжает из небольшого городка в Техасе в большой город, где он встречает девушку в баре и сводит ее с ума после первого танца. (В конце концов, Траволта – звезда фильма «Бриолин», так что никто не устоит).
Кристиан Бейл
Задача проста: Дэн Эванс – ветеран Гражданской войны и плохой пастух – помогает в аресте преступника Бена Уэйда (не менее сексуальный Рассел Кроу) и должен доставить его в тюрьму. Но не все так просто. Название фильма: «Поезд на Юму».
Хит Леджер
Не удивительно, что Джек Твист (Джейк Джилленхол) влюбился в Энниса Дель Маара. В нем есть что-то очень сильное и молчаливое, и он отлично смотрится в шляпе. Если бы только их история любви закончилась по-другому.
12 лучших свежих вестернов по версии Disgusting Men
Начало января — идеальное время, чтобы угореть по вестернам. В этом жанре есть практически все, что нужно «зимнему» зрителю: жаркая атмосфера, будоражащий стиль, отчаянные герои и приключения, а еще тоска по временам, которых никогда не было (мы же все понимаем, что Дикий Запад из кино — это симулякр). В общем, мы всей редакцией решили собрать наши самые любимые вестерны, однако сконцентрировались не на классике, а на тех картинах, которые вышли за последние 5 лет. Получился неплохой топ из дюжины весьма недурных вещей. Для большего ража мы разместили все по нарастающей: от просто хорошего к абсолютно лучшему.
Разумеется, все это наш субъективный опыт. Если у вас есть что добавить, пишите свои варианты в комментариях.
«Соловей», 2018
Самобытный и необычный вестерн, как минимум благодаря месту действия. Не так уж много фильмов о «Диком Западе» снимают в Австралии, а уж тем более в Тасмании. «Соловей» рассказывает историю молодой ирландской женщины, которая попадает в трудовое рабство, оказывается изнасилована, теряет мужа и ребенка — и все по вине одного английского офицера. Она жаждет мести и отправляется в долгий путь вместе с аборигеном, которому тоже есть что сказать британской администрации, после устроенного на Тасмании геноцида (реальный, кстати, факт). В общем, от этого вестерна лучше не ждать веселых ковбойских пострелушек: он мрачен и гнетет бесчеловечной атмосферой. Но он весьма неплох. Особенно здорово на атмосферу работают звучащие здесь ирландские песни.
«Девица», 2018
Возрождение вестерна, случившееся в конце 2010-х, идет такими темпами, что у нас уже появилось немало комедийных вестернов. Достаточно вспомнить ту же «Балладу Бастера Скраггса». Фильм «Девица» с Паттинсоном и Мией Васиковской вышел в том же году и проигрывает картине Коэнов по крутости, но тоже весьма неплох. Кино с любовью обыгрывает многие штампы жанра, но при этом иногда жестоко деконструирует их: «девица в беде» оказывается не так уж беззащитна и вовсе не в беде, а герой-любовник — не такой уж герой и не такой уж любовник. Да и вообще, здесь многое построено на обмане ожиданий и потрясающе-идиотском поведении героев (так задумано). Простое, ненапряжное и забавное зрелище.
«Любой ценой», 2016
Формально фильм «Любой ценой» — ни черта не вестерн, а просто боевичок, плотно набитый экшном. Его действие происходит в условные «наши дни», а главные герои грабят банки, разъезжая не на лошадях, а на автомобилях. Но при этом картине удается зажечь то самое пламя любви к Дикому Западу: прерии, перестрелки, история о «благородных разбойниках», Джефф Бриджесс в шляпе, в конце концов. Все на месте и все отлично работает. Это, впрочем, вызывает небольшой диссонанс: нас бросает то в грязную современность, то в безвременье прерий; старорежимные мужики в шляпах выступают против современных парней с замашками гангстеров из мегаполиса. Но если вы не из пуристов, до конца стоящих за чистоту жанра, вам скорее всего понравится.
«Дэдвуд», 2019
У фильма «Дэдвуд» необычная судьба. Все началось в 2004 году как одноименный сериал, который почти сразу стал культовым. Он продлился 3 сезона, и в какой-то момент, как показалось многим, оборвался на полуслове. В 2019, спустя невозможно долгих 13 лет, этот гештальт закрыли. Вышедший фильм не просто вышел для того, чтобы эксплуатировать ностальгию: он закрыл некоторые сюжетные арки, продолжил историю главных героев и рассказал о том, каким стал город Дэдвуд (в сериале он еще только претерпевал муки рождения). В целом, фанаты остались довольны, хотя для многих кино стало не полноценным событием, а лишь а своего рода эпилогом, комментарием к сериалу. Однако он неплохо смотрится даже если вы не видели «первоисточник». В принципе, если вы не спойлерофоб, можно даже начать с полнометражки, сформировать свое мнение, а уже затем взяться за сериал.
«В долине насилия», 2016
«В долине насилия» — не самый восхитительный и уж точно не самый изощренный вестерн. Но он использует сразу четыре козыря: во-первых, в главной роли здесь Итан Хоук, которому здорово удается играть солдата (а ныне ганфайтера) с посттравматическим расстройством. Во-вторых, роль его антагониста играет Джон Траволта, для которого этот фильм стал первым вестерном в карьере. В-третьих, здесь неожиданно здорово играет Таисса Фармига, которую вы можете знать по «Американской истории ужасов» (советуем смотреть с оригинальной озвучкой, у нее очень приятный голос). И самый нечестный прием — спутник и друг главного героя — собака! И она ожидаемо крадет все симпатии зрителей: лукавая, игривая и умная, эта псина в одиночку добавила бы два балла любому фильму. А так — довольно обыденная, но стильная история про маленький городишко, усталого путника и кровавую месть.
«Братья Систерс», 2018
В 2016 мы писали о замечательной книге Патрика де Витта «Братья Систерс». В 2018 по ней вышел не менее замечательный фильм с Хоакином Фениксом, Джоном Си Райли и Джейком Джилленхолом. Сюжет здесь довольно прост: два брата по фамилии Систерс по заданию загадочного нанимателя отправляются на поиски некоего старателя, который открыл реагент, способный совершить революцию в золотодобыче. Они — очень противоречивые парни. Ко внешнему миру они жестоки, даже беспощадны — наемные убийцы и сволочи, каких поискать. Но между собой — крепкая семья и стоят друг за друга горой. Вот это-то противоречие (внешняя агрессия, но внутренняя братская добропорядочность) и является фундаментом, на котором зиждется вся прелесть фильма. Герои обаятельны, природа восхитительна, жестокость первобытна — это хорошее авторское кино, даже если вы не любите вестерны.
«Недруги», 2017
«Костяной Томагавк», 2015
«Костяной томагавк» — первый фильм режиссера «Драки в блоке 99» и полицейской драмы «Закатать в асфальт». Это честный вестерн про пожилого шерифа, его дряхлого помощника, ковбоя со сломанной ногой и щегла, которые отправились спасать похищенных людей из логова индейцев-троглодитов. Буквально: языка у них нет, названия племени — тоже, максимально дикие ребята. В определённый момент упоминаются их женщины — слепые калеки без рук и ног — и в конце фильма их показывают. В такие секунды, конечно, волей-неволей начинаешь ерзать на диване. Если «Драка», в основном, состояла из сцен формата «ух, бл», то в «Томагавке» такого поменьше — это фильм не про шок-контент, хотя пара эпизодов, на которых хочется провалиться сквозь землю, тут тоже есть. Отличный подбор актеров, замечательный темп: 2 часа с небольшим пролетают мгновенно, и этот фильм сразу хочется показать или хотя бы посоветовать всем на свете. Сделайте это!
«Выживший», 2015
«Выживший» — классическая история о покорении фронтира, один из лучших фильмов о превозмогании. До выхода у многих (признаться, это коснулось и нас) к нему было предвзятое отношение. Казалось, что это скорее какой-то поэтический перфоманс, костюмированная драма в локациях Дикого Запада, снятая исключительно ради номинации на «Оскар». К счастью, мы сильно ошибались.
Фильм парадоксален: он рассказывает об ужасных злоключениях мужчины перед лицом беспощадной природы; сплошная череда бедствий, но в то же время это невероятно уютное и умиротворяющее кино. Да, сюжет в «Выжившем» иногда «троит» как двигатель на жигулях, и некоторые детали немного напрягают, но это все мелочи. Пейзажи в «Выжившем» сделаны так, как-будто ими занимался Майн Рид, историю героев словно сочинил Джек Лондон, а гипнотически холодного и зловещего антуража добавил Амброз Бирс. Жесткий, живописный, жизнеутверждающий фильм.
«Баллада Бастера Скраггса», 2018
Фильм «Баллада Бастера Скраггса», снятый братьями Коэн, — это настоящий праздник для глаз. Невероятно уютное кино с потрясающими видами и цветами. Но, как и положено на Диком Западе, прелесть природы оттеняется гнусностью человеческой натуры. Особенно круто то, что эта картина — не цельная история, а альманах из шести отдельных глав с разным настроением, героями и моралью. Какие-то из них жутковаты, какие-то ужасно забавны, но все пронизаны привычным коэновским черным юмором. Все же сейчас ужасно не хватает хороших стильных киноальманахов. А «Баллада Бастера Скраггса» — это очень выдержанная вещь с отличными актерами и духом приключений. Короче говоря, прекрасное новогоднее кино.
«Омерзительная восьмерка», 2015
В свое время Тарантино вовремя прочувствовал эпоху возрождения вестернов и сделал это чуть раньше других «крупных режиссеров». Он оседлал волну до того, как она достигла пика и благодаря этому остался непревзойденным. Да и вообще, его «Омерзительная восьмерка» в России вышла в идеальное время: Старый Новый год, снежная зима. Было как нельзя просто ощутить себя одиноким путником, застрявшим в заваленной снегом хижине с кучей каких-то подозрительных типов. Этот фильм, возможно, не лучшая картина Тарантино и не лучший вестерн в истории, но это именно что тарантиновский вестерн — это прекрасно работающий гибрид.
Если вы по случайности не в курсе, что это за фильм, стоит сказать, что «Омерзительная восьмерка» — очень камерное кино, почти как пьеса, действие которой происходит на одном месте (ну да, примерно как в «Бешеных псах»). Весь фильм компания из очень разношерстных попутчиков пытается разобраться друг с другом и выяснить, кто чего стоит: сначала словесно, потом с применением фирменного тарантиновского насилия. Крутые диалоги, кровь и грубоватые, но фактурные персонажи — прекрасный аттракцион на тему Дикого Запада.
Вне конкурса: «Мандалорец»
Да, мы просто искали возможность в очередной раз написать что-нибудь хорошее про этот сериал. Помимо того что это лучшее, что происходило и продолжает происходить со «Звездными войнами» в последние годы, «Мандалорец» — еще и блестящий образец космического вестерна. Вместо Дикого Запада здесь вся далекая-далекая галактика с песчаными планетами, напоминающими понятно что, вместо бьющих без промаха ковбоев — такой же меткий и непобедимый Мандо. В одном из эпизодов первого сезона он даже объезжает бларрга (что-то типа ходячей пираньи), словно мустанга! Во втором сезоне фокус на жанре сохраняется — самый первый эпизод выглядит словно кроссовер с вестерн-вселенной Deadwood, для которой даже пригласили ее звезду Тимоти Олифанта. Словом, перед нами все еще вестерн во все поля. А ниже можно прочесть, что вестерны — и «Мандалорец» — почерпнули у японского кинематографа:
Вестерн (жанр)
Наибольший расцвет вестерна пришёлся на середину XX века. С того же периода наметился заметный спад.
Примыкает к вестерну аргентинская литература гаучо и рассказы об европейских поселенцах в Австралии.
Вестерн, кроме литературного, изобразительного и ТВ-искусства — стиль верховой езды и вид конного спорта, широко распространённый во всем мире, особенно в США. [1] Вестерн-спорт состоит из множества дисциплин, а соревнования собирают огромное количество участников и зрителей. [2]
Содержание
Определение
Время действия — период приблизительно с 1860 года до окончания т. н. «Индейских войн», датирующегося Бойней на ручье Вундед-Ни в 1890 году. Некоторые вестерны используют тему Войны между Севером и Югом. Границы пространственно-временного периода также расширяются, чтобы включить Битву при Аламо (1836) и Мексиканскую революцию (конец 1920-х).
Вдобавок, вестерн был приспособлен к историческим и вымышленным обстоятельствам других стран, включая Аргентину, Австралию, Бразилию, Россию и даже вымышленные космические колонии (например, телесериал «Светлячок»).
Важная характеристика вестерна — столкновение примитивного и устаревшего уклада с новаторским способом жизни. Часто этот конфликт показан через символическое столкновение характеров. В вестернах раннего исторического периода это обычно борьба индейцев с белыми переселенцами и американской кавалерией. В вестернах, время действия которых относится к более позднему периоду, это борьба хозяев ранчо, поселенцев и стрелков с наступающей индустриальной революцией, давлением со стороны крупного бизнеса и централизацией политической власти на местах.
Образ
Верный конь и сам по себе может быть важным персонажем в сюжете.
Классические темы
Произведения в стиле вестерн часто изображают завоевание диких пространств и подчинение природы во имя цивилизации, или конфискацию территорий, по праву принадлежащих исконным обитателям приграничных территорий. Вестерны чаще описывают общество, организованное на основе кодекса чести, чем на основе законодательства, члены которого не имеют иного социального окружения, кроме своих ближайших коллег, родственников, или, возможно, вообще находятся в одиночестве.
Литературный предшественник
В некоторых случаях эти персонажи могут восприниматься как литературные потомки средневековых странствующих рыцарей, которые и стояли у истоков развития приключенческого жанра. Как ковбой или стрелок на Диком Западе, странствующий рыцарь в европейской литературе раннего периода путешествовал со своим конём от города к городу, сражаясь со злодеями разнообразных мастей и опираясь не на развитые социальные механизмы, а на свой собственный кодекс чести. И, как странствующие рыцари, герои вестернов часто рискуют собой ради «девы в беде».
Технология
Пейзаж и окружение
В вестернах часто демонстрируется суровость дикой местности. Действие часто происходит в ландшафтах-пустынях. Типичный антураж — изолированные форты, ранчо и фермы, или маленькие приграничные городки, где есть салун, небольшой магазин, общественные конюшни и тюрьма.
Кроме дикой местности второе излюбленное место — салун. Он открыто указывает на то, что это — «Дикий Запад». Это место, где есть музыка (обычно очень расстроенное пианино), девочки (обычно проститутки), игра в (покер или в блэкджек), выпивка (пиво и виски), драки и стрельба.
В некоторых вестернах, куда добралась цивилизация, есть церковь и школа. В других, где ещё действуют приграничные правила, человеческая жизнь все ещё не имеет никакой ценности.
Пример сочетания характеров
Демонстрация этого контраста была очень эффектной в фильме Джона Форда «The Man Who Shot Liberty Valance» (1962). Женатая пара, которую играет Джимми Стюарт и Вера Майлз, возвращаются в город Шайнборн спустя много времени после того, как граница была закрыта. И обнаруживают, как говорит персонаж Веры Майлз, что «дикость стала садом» и теперь в городе есть школы, церкви и здание суда. Затем флешбэком показаны воспоминания Джеймса Стюарта о тех диких и опасных днях Шайнборна, когда он сталкивался там с персонажами Джона Уэйна, Ли Марвина, Эдмонда О’Брайана, Ли ван Клифа и проч.
Набор актёров в этом фильме — прекрасный пример «хорошего, плохого, злого» и красивого, которые являются ключевыми персонажами в большинстве фильмов. Для каждого хорошего парня, будь это Джеймс Стюарт, Гари Купер или Чарльз Бронсон, обязательно должен быть свой злодей, вроде Ли ван Клифа, Джан Мария Волонте или Брайана Долеви, своя прекрасная героиня — как Вера Майлз, Морин О’Хара или Ронда Флеминг, и незабываемые хара́ктерные персонажи, как Мартин, Джек Элем или Милдред Нэтвик.
Вестерн в литературе
Американская приключенческая литература XIX и начала XX веков основывалась на подручном материале — завоевании Запада. В этом жанре работали многие писатели.
Вестерн в кинематографе
Киновестерны — одно из направлений кинематографа и приключенческого кино в частности. Это визитная карточка американского кино, ковбойские фильмы в Голливуде снимаются с 1898 года.
Стиль вестерна, в котором описаний и диалогов мало, а пейзажи — красивые, прекрасно подходит для кинематографа. Ранние вестерны преимущественно снимались в павильонах, как и другие голливудские фильмы. Но когда выезды на натуру стали более распространены, продюсеры вестернов стали снимать кино в различных уголках Нью-Мексико, Калифорнии, Аризоны, Юты, Невады, Канзаса, Техаса, Колорадо или Вайоминга, часто превращая ландшафт не просто в живой фон, а в действующее лицо киноленты. Также в съемках задействовались кино-ранчо (movie ranch) — специально построенные городки.
Киновестерн имеет много жанров. Например, эпический вестерн, «the shoot ’em up», вестерн с поющими ковбоями, и даже комедийные и фантастические вестерны. Позже вестерны были заново осмыслены в т. н. «ревизионистских вестернах» (анти-вестернах, в число которых входят спагетти-вестерны).
Характерные черты вестерна
Место действия — обычно Дикий Запад.
Сюжет подчас может быть связан с историей переселения белых вглубь континента, к тихоокеанскому побережью. (Например, «Как был завоеван Запад» (1962) Дж. Форда, Г. Хэтауэя и Дж. Маршалла).
Ковбои и стрелки́ играют важную роль в таких фильмах. Часто они борятся с индейцами. В ранних фильмах аборигены часто изображаются как бесчестные злодеи. Позже многие «ревизионистские» вестерны дают индейцам более приятную трактовку. Другая распространённая тема вестерна — квест, а также группа бандитов, терроризирующих маленькое поселение (как в «Великолепной семёрке»).
Важный момент вестерна — скорость, темп действия, т. н. «быстрый выстрел» — иногда от бедра. Дуэль, перенесённая в американские условия.
Кроме того, имеет значение моральная оценка происходящего: добро сражается со злом, и, как правило, добро всегда побеждает. Иногда это придает киноленте некоторую лубочность. Но всё же, хэппи энд — обязательный элемент.
Классический вестерн
Вести отчет можно с 1903 года — «Большое ограбление поезда». Это был немой фильм режиссера Э. С. Портера с Брончо Билли Андерсоном (Broncho Billy Anderson) в главной роли. Популярность фильма дала возможность Андерсону стать первым ковбоем-кинозвездой и снятся в нескольких сотнях короткометражках-вестернах. Жанр был так востребован, что вскоре Андерсону составил конкуренцию Уильям С. Харт.
Ревизионистские вестерны
Термин «ревизионистский» используется для описания произведений, в которых меняются традиционные элементы жанра.
С середины 1960-х многие американские продюсеры начали ставить под сомнение и менять многие из традиционных компонентов вестернов. Главным изменением было то, что индейцев стали чаще показывать положительными героями, а не «дикарями» из ранних фильмов. Публика устала от простого противостояния герой-злодей, и правомерности использования насилия для проверки характера или доказательства каких-нибудь прав. В некоторых вестернах даже начали давать женщинам более значимые роли.
Отличительные черты смены ориентиров в ревизионистских вестернах (англ.):
В число голливудских фильмов этого направления входят: «Little Big Man» (1970), «McCabe and Mrs. Miller» (1971), «The Outlaw Josey Wales» (1976) и «Непрощённый» (1992).
Итальянские спагетти-вестерны оказались наиболее успешным примером развития вестерна этого периода.
Спагетти-вестерн
В 1960—1970-х годах возрождение вестерна в кинематографе совпало с возникновением «спагетти-вестернов» (или «итальянских вестернов»). Большинство из них — низкобюджетные предприятия, снятые на натуре (например, в какой-нибудь испанской пустыне), которая выбиралась и из-за низких расходов команде, и за сходство с ландшафтами западных штатов. Спагетти-вестерны характеризуются наличием более активного действия и насилия, чем голливудские вестерны.
Но лучшие образцы этого жанра, прежде всего, работы Серджио Леоне, имеют и пародийные реминисценции. Например, открывающая сцена из «Однажды на Диком Западе» является перевёртышем открывающей сцены из «Ровно в полдень». Эта интонация превращает их в фильмы, звучащие в другом тоне, нежели голливудские вестерны. Чарльз Бронсон, Ли ван Клиф и Клинт Иствуд прославились, снимаясь именно в спагетти-вестернах, в которых оставались и роли для таких знаменитых актеров, как Джейсон Робардс, Джеймс Кобурн, Клаус Кински и Генри Фонда.
«Истерн»
Снятые в Голливуде вестерны были популярны и за железным занавесом. В коммунистических странах развился даже целый поджанр, называемый «красный вестерн» или же «истерн» (eastern, от «east» — восток). В этих фильмах американские индейцы обычно изображались с симпатией, как угнетенные люди, борющиеся за свои права — по контрасту с американскими вестернами того же периода, где индейцы показывались злодеями. Часто в роли представителей индейской нации снимались югославы или турки (по причине отсутствия настоящих индейцев в Европе). Так актёр сербского происхождения Гойко Митич прославился исполнением благородных, добросердечных и обаятельных индейских вождей. Так что даже во время посещения США племя сиу сделало его почетным вождем племени. Американский актер Дин Рид, эмигрировавший в Восточную Германию, также снялся в нескольких фильмах.
Одним из самых популярных «истернов», выпущенных в СССР, считается «Человек с бульвара Капуцинов», в котором с политическим подтектсом повествуется о «перевоспитании» типичных ковбоев с помощью великого искусства кинематографа.
Contemporary-вестерны
«Contemporary Westerns», как следует из названия — фильмы, действие которых происходит в современной Америке, но тем не менее, используются темы и мотивы Дикого запада (мятежный антигерой, открытые ландшафты, дуэли, проч.). По большей части, их географическое место действия — те же самые западные штаты, и при этом воскрешается старый менталитет. В число таких фильмов входит «Принесите мне голову Альфредо Гарсиа» Сэма Пэкинпа (1974), «Одинокая звезда» Джона Сэйлеса (1996), «Однажды в Мексике» Роберта Родригеса (2003), «Три могилы» Томми Ли Джонса и «Don’t Come Knocking» Вима Вендерса (2005).
Вестерн и теория жанров
В 1960-е годы критики и учёные стали относится к кинематографу, как полноправному и настоящему жанру искусства. С ростом этого интереса, теория кинематографии стала развиваться в желании понять значения. Благодаря этому стремлению, а также параллельно со сходным явлением в изучении литературы, возник комплекс научных исследований, получивший название «теория жанров». Первоначально это был семантический и структуралистский подход к тому, чтобы понять, как в кинолентах передается значение. В течение продолжительного времени осмеиваемые за свое примитивное морализаторство, вестерны вдруг стали рассматриваться вместо этого как ряд условностей и кодов, которые работали со зрителем методом узнаваемой с первого взгляда, стремительной коммуникации. К примеру — белая шляпа всегда принадлежала хорошему парню, а черная — плохому, два человека лицом друг к другу на пустынной улице непременно заставляли ожидать перестрелку, все скотоводы были отшельниками, а горожане семейными и склонными к общине. Все киновестерны могут быть прочитаны как серия кодов и вариации этих кодов.
С 1970-х годов это свойство вестернов стало обнажаться благодаря кинолентам, в которых эти коды использовались прежде всего для подрыва сложившегося впечатления (в «Little Big Man» и «Maverick» это сделано комедийно). «Танцы с волками» Кевина Костнера воскресил эти коды и условности, но с одновременным «разворотом полярностей» (индейцы — хорошие, кавалерия — плохая). А «Непрощённый» Клинта Иствуда использует весь набор оригинальных условностей, за исключением финала: вместо того чтобы умереть храбро и стоически, герои унижаются и вопят).
Одним из итогов применения теории жанров стал вывод, что «вестерну» не обязательно происходить на Американском Западе или даже в XIX веке — ведь все коды могут быть обнаружены в других типах фильмов. К примеру, синопсис, типичный для вестерна: восточный представитель закона приезжает на запад, где он обменивается остроумными репликами и пулями с бандой убийц, получает поддержку от местного представителя власти, исполненного благих намерений, но неэффективного, однако в критический момент проявляющего себя и спасающего жизнь главному герою. Описание это подходит и к ряду вестернов, и к некоторым прочим фильмам, например, к «Крепкому орешку». «Хад» Пола Ньюмана и «Семь самураев» Акиры Куросавы — два других часто упоминаемых примера фильмов, действие которые происходит не на американском западе, но которые, тем не менее, имеют много типичных тем и характеристик. С другой стороны, справедливо, что не все фильмы, действие которых развивается на старом американском западе — вестерны.
Культурные влияния
Внешние влияния
Многие вестерны, снятые после 1960 года, находятся под глубоким влиянием японских самурайских фильмов Акиры Куросавы. К примеру, «Великолепная семерка» (1960) Дж. Стерджеса — ремейк фильма «Семь самураев». А «За пригоршню долларов» (1964) С. Леоне и «Герой-одиночка» (1996) с Брюсом Уиллисом — оба ремейки куросавовского «Телохранителя», в свою очередь, инспирированного «Кровавой жатвой» — американским детективным романом Дэшила Хэммета. В свою очередь стоит отметить, что и Куросава находился под глубоким воздействием американских вестернов, особенно лент Джона Форда. [4] А в фильме «Красное солнце» (1970) эти два мира встречаются. Хороший ковбой — Чарльз Бронсон. Он помогает случайно оказавшемуся на Диком Западе самураю, роль которого исполнил Т. Мифунэ, актер А. Куросавы. (Злодея же играет Ален Делон).
Влияние на другие жанры
Несмотря на холодную войну, вестерны добрались и до кинематографа Восточной Европы, которая даже восприняла их как собственный жанр, называемый «красный вестерн» (англ. Red Western ) или «истерн» (англ. Ostern ). Как правило, он находил выражение в двух формах: это могли быть либо «правильные» вестерны, просто снятые в коммунистических странах, либо же приключенческие фильмы, использующие в качестве сюжета Гражданскую войну, например, борьбу с басмачами, в этом случае тюркоязычное население выполняло роль мексиканцев в классических вестернах.
Элементы вестерна могут быть найдены при желании и в некоторых кинолентах, явно принадлежащих к другому жанра. К примеру, «Герои Келли» — военный фильм, но действие и персонажи развиваются по образцу вестерна. Английский фильм «Зулусы», снятый на тему Англо-зулусской войны, также иногда сравнивается с вестернами, несмотря на то, что действие происходит в Южной Африке.
Вестерны были первыми «боевиками» в американском кинематографе. С увеличением количества жанров, излюбленный типаж главного героя никуда не исчез, перекочевав в смежные жанры. Это сильный, независимый герой-одиночка. В «Крепком орешке» персонажа Брюса Уиллиса его противник прямо, насмехаясь, сравнивает с Джоном Уэйном. (Дело в том, что этот противник — иностранец, он не понимает, в чем соль вестернов).
Персонаж Хамфри Богарта в таких фильмах, как «Касабланка», «To Have and Have Not» и «Сокровища Сьерра-Мадре» — это одинокий борец, руководствующийся только своим личным кодексом чести, что является, вне зависимости от самого жанра фильма, типичным героем вестернов, перекочевавшим оттуда в фильм-нуар. В свою очередь, вестерн, оказавший такое влияние на фильм-нуар, позже воспринял и от него некоторые черты, как это видно, например, в фильме «Sugar Creek», сочетающем приметы обоих жанров.
Пародии на вестерн также распространены. Известные примеры: «Support Your Local Sheriff!» с Джеймсом Гарнером, «Cat Ballou», «Сверкающие седла» Мэла Брукса и «Rustlers’ Rhapsody» с Томом Беренджером.
Ответвление вестерна — «пост-апокалиптические» вестерны, где действие происходит в будущем, а общество, пытающееся восстановиться после случившейся катастрофы, показывается достаточно похожим на освоение диких территорий XIX века. В число примеров входит «Почтальон» с Кевином Костнером и «Безумный Макс», а также компьютерная игра «космических фильмов и сериалов были восприняты в значительной степени от условностей жанра вестерн. «Внеземелье» с Шоном Коннери заимствует фабулу «High Noon» и перемещает её в межзвёздное пространство. Джин Родденберри, создатель «Стар Трека», однажды сказал о своем восприятии этого телесериала, как «повозок переселенцев к звёздам» («Wagon Train to the stars»). Из более свежих примеров — телесериал «Светлячок» недвусмысленно использует тему вестерна для изображения дальних «приграничных» миров. А такие аниме, как «Cowboy Bebop», «Trigun» и «Outlaw Star» являются равной смесью элементов фантастики и вестерна. Таким образом, научно-фантастический вестерн является одновременно поджанром и вестерна, и фантастики.
Во многих романах Хайнлайна заселение других планет описывается согласно модели заселения американского запада. К примеру, в книге «Тоннель в небе», поселенцы обживают планету под названием Новый Ханаан, используя телепортационный портал, через который проходят груженые фургоны, а также проезжает их предводитель — верхом на коне и в соответствующей одежде. Хайнлайн поясняет: колонистам придется выживать в отрыве от цивилизации несколько лет, и лошади тут пригодятся больше, чем механизмы. В его же книге «Луна — суровая хозяйка» население Луны изображается как далекий от метрополии социум, выработавший собственные правила: в частности, все лунари — необыкновенно вежливы с друг другом и проявляют удивительную почтительность ко всем женщинам без исключения (ср. столь прославленное в литературе джентльменство техасцев). Связано это с тем, что все лунари — опасные люди, и если на Земле грубым словом могут пренебречь, на Луне за него тебя убьют. Почтительное отношение к женщинам тоже имеет аналогию с Диким Западом — женщин в несколько раз меньше мужчин, переселенцев. Они — хозяйки положения.
В серии книг «Тёмная башня» Стивена Кинга соединяются темы вестерна, классического фэнтези, научной фантастики и хоррора. Одно из главных действущих лиц — Роланд Дискейн, персонаж-стрелок, чей внешний облик и черты характера по большей части инспирированы персонажем Клинта Иствуда из фильмов Серджио Леоне.
Вдобавок, супергерой жанра фэнтези описывается как развившийся из героя-ковбоя, единственного обладающего всемогуществом в обычных городских условиях.
Для описания симбиоза фантастики и вестерна используется слово «en:Weird West».