актер крепкого орешка как зовут
Крепкий орешек
Рейтинг:
Кинопоиск 8,06 IMDb 8,3
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Крепкий орешек»:
Актеры фильма «Крепкий орешек»:
Содержание фильма «Крепкий орешек»:
Американский боевик фильм «Крепкий орешек» ( англ. Die Hard ) 1988 года снят по книге Родерика Торпа «Ничто не вечно». Главный герой фильма американский полицейский Джон МакКлейн оказывается в одной высотке с террористами захватившими заложников… Фильм «Крепкий орешек» имеет четыре продолжения с другой сюжетной линией – «Крепкий орешек 2», «Крепкий орешек 3: Возмездие», «Крепкий орешек 4.0» и «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть».
Сюжет фильма «Крепкий орешек» (1988)
Главный герой фильма «Крепкий орешек» офицер нью-йоркской полиции Джон МакКлейн ( актер Брюс Уиллис ) в канун Рождества приезжает в Лос-Анджелес. чтобы поминиться со своей женой Холли ( актриса Бонни Беделиа ).
Местом для примерения Хеллен выбирает небоскрёб Накатоми Плаза, где должна пройти рождественская вечеринка. Джон приезжает в небоскреб и отправляется в раздевалку, чтобы переодеться в праздничный костюм.
Внезапно вечеринку прерывает незапланированное действие – вооружённая группа людей под руководством террориста из Западной Германии Ганса Грубера ( актер Алан Рикман ) захватывает здание и все участники вереринки становятся заложниками террористов. Единственному кому удается избежать рук террористов оказывается задержавшийся в раздевалке МакКлейн.
Глава террористов Грубер пытаетися узнать у исполнительного директора корпорации Накатоми код от компьютера, для проникновения в хранилище здания в котором хранится 640 миллионов долларов.
Исполнительный директор отказывается дать код и Ганс убивает его.
МакКлейн тайно наблюдает за террористами.
Чтобы привлеч внимание полиции МакКлейн включает пожарную сигнализацию. Террористыспешно ее отключают и отправляют на поиски МакКлейна одного из своих.
Для проверки этой информации к небоскребу отправляется сержант полиции Эла Пауэл (актер Реджинальд Велджонсон).
Террористам практически удается обмануть прибывшего с проверкой сержанта в ложности сообщения о пожарное тревоге.
Но когда сержант собирался уже уходить, на него неожиданно падает труп, который МакКлейн сбрасывает на сержанта с 22 этажа.
Сержанту ничего не остается, как вызвать подкрепление. Здание окружают полицейские.
МакКлейн убивает пришедших на помощь Гансу террористов, но до Ганса ему так и не удается добраться, МакКлейн бежит с крыши и бросает детонаторы к взрывчатке.
Тем временем, взлом сейфа с хрянящимися в нем миллионами идет к финишной прямой и террористам остается взломать последний замок.
Пока идет подготовка к операции, Ганс узнает, что одна из заложниц Холли – жена МакКлейна.
Террористы гонят людей на крышу. Ганс решает использовать Холли как прикрытие. Но МакКлейн ломает все планы. Он спасает с крыши заложников, и объявляет охоту за Гансом.
Джон догоняет террористов в подвале, но обнаруживает, что в автомате у него нет патронов, а в пистолете их всего 2.
Во время драки Грубер выпадает с 32 этажа в окно и цепляется ремешком наручных часов и зависает над бездной.
В последний миг, когда Грубер уже готов выстрелить в МакКлейна, Джон расстегивает браслет часов и Ганс Грубер весело летит вниз с 32 этажа.
Тем временем Аргайл неудачно пытается убежать из здания на лимузине.
Прибывший репортер Торнберг пытается взять у Джона интервью, но рассержанная Холли бьёт репортера в лицо, после чего Аргайл увозит Джона и Холли.
Смотрите онлайн фильм «Крепкий орешек»
Актеры фильма «Крепкий орешек»: 30 лет спустя
В 1988 году режиссер Джон Мактирнан выпустил фильм “Крепкий орешек”, рассказывающий о том, как полицейский Джон МакКлейн пытается спасти от террористов здание с заложниками, в числе которых его бывшая жена.
Фильм пользовался большим успехом у аудитории и получил продолжения в виде фильмов “Крепкий орешек 2”, “Крепкий орешек 3: Возмездие”, “Крепкий орешек 4.0” и “Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть”.
С момента выхода прошло больше 30 лет. Редакция 24СМИ рассказывает, как изменились актеры, сыгравшие главных героев, и публикует их фото тогда и сейчас.
Брюс Уиллис (1955)
Американский актер Брюс Уиллис исполнил в фильме главную роль — полицейского Джона МакКлейна. Эта роль принесла Уиллису всемирное признание как актера и на сегодняшний день является самой яркой в его фильмографии. После “Крепкого орешка” его пригласили сыграть в фильмах “Смерть ей к лицу”, “Криминальное чтиво”, «12 обезьян”, “Пятый элемент”, “Армагеддон”, «Шестое чувство”.
Сегодня актер продолжает сниматься в кино, являясь одним из самых успешных актеров Голливуда, занимается продюсированием и даже выпустил пару музыкальных альбомов.
Алан Рикман (1946 — 2016)
Британский актер Алан Рикман сыграл в фильме “Крепкий орешек” главного злодея — главаря банды террористов Ганса Грубера. На тот момент он снимался в кино и телеспектаклях уже больше десяти лет. Хотя фильмография Рикмана довольно обширная, актера знают в основном как исполнителя роли профессора Северуса Снейпа во всех частях фильма о Гарри Поттере.
Алан Рикман, лауреат премий “Золотой глобус”, “Эмми” и BAFTA, скончался в январе 2016 года от рака поджелудочной железы. Актер не дожил пять недель до своего 70-летнего юбилея.
Бонни Беделиа (1948)
Актриса Бонни Беделиа, которая, к слову, является родной тетей звезды “Один дома” Маколея Калкина, сыграла в фильме бывшую жену Джона МакКлейна — Холли Дженнеро-МакКлейн. Снялась также во второй части боевика. После этого ее карьера продолжилась, она и сегодня снимается в кино, но делает большие перерывы. Последняя ее телевизионная работа — сериал “Родители”, в котором она была занята с 2011 по 2015 годы.
Александр Годунов (1949 — 1995)
Советский и американский актер Александр Годунов сыграл бандита по имени Карл. Фильм “Крепкий орешек” — один из немногих в фильмографии Годунова. Основной вид деятельности артиста — балет. После этого он снимался в фильмах “Камень викингов”, “Музей восковых фигур”, “Норт” и других. Умер артист в 1995 году из-за осложнений гепатита, вызванных вследствие хронического алкоголизма.
Джеймс Шигета (1929 — 2014)
Американский киноактер, лауреат премии “Золотой глобус” Джеймс Шигета стал широко известен по роли в мюзикле Flower Drum Song, однако роль в “Крепком орешке” принесла ему всемирную популярность. Он сыграл Джозеффа Ясинобу Такаги, директора филиала компании «Накатоми».
В 2007 году артист перенес инсульт, но оправился довольно быстро. Из-за проблем со здоровьем в 2009 году он вынужден был закончить карьеру. Последние годы редко выходил на улицу, скончался от инсульта в 2014 году.
Реджинальд Велджонсон (1952)
Реджинальд Велджонсон, сыгравший в “Крепком орешке” сержанта Эла Пауэла, снимался в кино и ранее, однако именно эта роль принесла ему широкую популярность. После съемок Велджонсон снимался в сиквеле фильма, его также пригласили на одну из ключевых ролей в ситкоме “Дела семейные”. Велджонсон продолжает участвовать в телепроектах и съемках различных фильмов и сегодня.
Фильм “Крепкий орешек” — официальный трейлер (видео):
Кинокартина «Крепкий орешек», актеры которой известны по всему миру, относится к криминальному жанру кино и была выпущена в прокат в далеком 1988 году. Режиссером проекта выступил Джон МакТиран, а главную роль исполнили такие гуру зарубежного кинематографа, как Брюс Уиллис, Алан Рикман и Бонни Беделиа. Фильм был полностью снят на территории США, получил множество премий и до сих пор входит в десятку лучших боевиков, несмотря на то, что миру были показаны и другие части истории. Актеры фильма «Крепкий орешек» после выхода картины в прокат стали более узнаваемыми, горячо любимыми зрителями.
Сюжет фильма
«Добряк» Джон – Брюс Уиллис
Впоследствии мужчина снимался и в других частях фильма. Его также можно узнать по работам в картинах «12 обезьян», «Пятый элемент» и «Город грехов».
С самого детства, будучи мальчишкой, Брюс сильно заикался и не мог избавиться от этого недуга. Лишь в сознательном возрасте он смог перебороть себя и обратить внимание режиссеров на свою персону.
Кроме работы в кино, увлекается музыкой и состоит в группе под названием The Accelerators, играющей блюз.
Лишь одной ступенью в карьере стал фильм «Крепкий орешек». Актеры картины ранее работали в малом количестве проектов.
От природы Уиллис левша, а его рост составляет 183 сантиметра.
«Злодей» Ганс – Алан Рикман
Алан Рикман тоже снялся в «Крепком орешке», исполнив роль Ганса Грубера.
Рикман родился 21 февраля 1946 года в Лондоне, в семье обыкновенной домохозяйки. Отец рано ушел из жизни, поэтому мальчишка чувствовал себя самостоятельным и нередко грубил матери. Кроме будущего актера в семье было еще трое детей.
Первой работой стало участие в театральной постановке «Опасные связи». Спектакль был показан на Бродвее и гастролировал по всей Англии.
Позже была дана работа и в фильме «Крепкий орешек». Актеры выбором создателей были удивлены, но не стали спорить.
Алан получил широкую популярность и мировую узнаваемость благодаря роли профессора Снейпа (Снегга) в частях фильмов о Гарри Поттере.
На протяжении жизни актер пробовал себя в роли режиссера и сценариста, а его работы удостоены наградами.
Умер 14 января 2016 года от продолжительной болезни.
Любимое кино. Крепкий орешек
Чем занимаются нормальные люди на Рождество и Новый год? Устраивают вечеринки, ходят в гости, объедаются оливье и холодцом… Брюс Уиллис, однако, отмечает конец года совсем иначе
Чем занимаются нормальные люди на Рождество и Новый год? Устраивают вечеринки, ходят в гости, объедаются оливье и холодцом… В крайнем случае – спьяну уезжают в другой город и находят там любовь всей жизни. Брюс Уиллис, однако, отмечает конец года совсем иначе. Вот уже 27 лет он на Рождество носится босиком по небоскребу и спасает свою жену от немецких террористов. Но на то он и не нормальный человек, а звезда одного из лучших триллеров всех времен – вышедшего в 1988 году фильма Джона МакТирнана «Крепкий орешек».
Чтобы рассказать историю «Крепкого орешка», придется начать издалека – с конца 1960-х. В то время Голливуд проигрывал телевидению войну за зрителей, и потому он вынужден был создавать фильмы, аналогов которым не могло быть на ТВ. То есть либо грандиозные эпические постановки, либо картины для взрослых, не вписывающиеся в рамки телевизионных цензурных ограничений. Долгое время создание «взрослого» кино сдерживал самоцензурный Кодекс Хейса, принятый голливудскими студиями в начале 1930-х, чтобы избежать введения государственной цензуры (многие влиятельные консерваторы в то время были озабочены экранным «разгулом страстей»). Но в 1968 году, в разгар «сексуальной революции», Кодекс Хейса был заменен хорошо известной нам сейчас системой рейтингов, и на экран хлынули прежде непредставимые фильмы, нарушавшие многолетние голливудские табу.
Одной из первых таких картин была жесткая криминальная драма Гордона Дугласа «Детектив», в которой знаменитый певец и актер Фрэнк Синатра изобразил пожилого полицейского детектива, расследующего убийство гомосексуалиста и противостоящего полицейской коррупции. Этому фильму, который в полном соответствии с духом эпохи рекламировался как «Взрослый взгляд на полицейского сыщика», не суждено было стать таким же долгоиграющим хитом, как его современники «Буллит», «Французский связной» и «Грязный Гарри». Однако в 1968-м это был один из самых кассовых фильмов года. Поэтому выпустившая «Детектива» студия Fox заказала Родерику Торпу, автору положенного в основу картины одноименного романа, сценарий о новых приключениях детектива Джо Лиланда.
Оглядываясь в поисках вдохновения, Торп – нью-йоркский сочинитель и преподаватель словесности, который в юности работал в детективной конторе своего отца, – наткнулся на роман Томаса Скортии и Фрэнка Робинсона «Стеклянный ад», в котором речь шла о грандиозном и кошмарном пожаре в небоскребе, построенном с нарушением правил пожарной безопасности. Торпа так впечатлила эта книга, что он решил, что в сиквеле «Детектива» действие будет развиваться в корпоративном небоскребе и что Лиланд будет противостоять террористам, захватившим здание нефтяного концерна, где работает его дочь Стефани. Отметим, что в 1974 году «Стеклянный ад» был превращен в популярнейший фильм-катастрофу «Ад в поднебесье», который считается одним из родоначальников своего жанра.
Кадр из фильма «Крепкий орешек»
Когда Синатра подтвердил, что не хочет сниматься в потенциальной экранизации «Ничто не вечно» (по условиям контракта его обязаны были об этом спросить), проектом в начале 1980-х заинтересовался подходящий по возрасту Клинт Иствуд. Хотя он настолько увлекся «Ничто», что оформил на нее права, из этого так ничего и не вышло, и права на экранизацию вернулись на студию Fox.
Кадр из фильма «Крепкий орешек»
Поскольку Сильвер в 1985-м спродюсировал «Коммандо», он попытался сосватать «Ничто» Арнольду Шварценеггеру. До недавнего времени считалось, что сценарист «Коммандо» и «Крепкого орешка» Стивен де Суза по заказу Сильвера превратил «Ничто» в сиквел «Коммандо», чтобы привлечь внимание Шварценеггера. Теперь мы знаем, что экранизация «Ничто» и предполагаемое продолжение «Коммандо» были двумя независимыми проектами, хотя и со схожими сюжетными деталями. Как бы то ни было, Шварценеггер отказался от них обоих в пользу «Бегущего человека», также написанного де Сузой (по мотивам романа Стивена Кинга), но спродюсированного другой продюсерской командой и на другой студии.
Сценарий де Сузы был довольно-таки жестким и холодным, и его главный герой, переименованный в Джона МакКлейна, представал монотонной «машиной смерти». Поэтому даже актеры, которым уже доводилось играть такие роли, считали «Орешек» второсортным и профессионально неинтересным проектом, который после выхода в прокат увлечет лишь страстных поклонников экранного «мочилова». Так что неудивительно, что звезды первой величины и даже телезвезды вроде Дона Джонсона («Полиция Майами») и Ричарда Дина Андерсона («Секретный агент МакГайвер») не хотели играть в «Орешке», хотя Fox готова была заплатить за съемки кругленькую сумму.
Наконец, пять миллионов долларов соблазнили Брюса Уиллиса. Его кандидатура рассматривалась даже не во вторую, а в третью очередь, поскольку он считался комиком, а не экшен-звездой, и публика знала его лишь по популярному сериалу «Детективное агентство “Лунный свет”» (1985-1989) и по романтической комедии 1987 года «Свидание вслепую». Фильм Блейка Эдвардса был «умучен» критиками, но он неплохо прошел в прокате, собрав два своих бюджета. В свою очередь, «Агентство» в 1987 году принесло Уиллису «Эмми» и «Золотой глобус». Так что у продюсеров «Орешка» были основания для того, чтобы поставить на 32-летнего актера, который для «большого Голливуда» все еще был «темной лошадкой». Однако главной причиной его найма было то, что Fox не нашла никого более известного и более убедительного как «мачо».
Кадр из фильма «Крепкий орешек»
С режиссером тоже сложилось не сразу, и даже постановщик «Хищника» Джон МакТирнан, который в итоге снял картину, не с первого раза согласился ей заняться. Как и потенциальные звезды «Орешка», он считал проект недостаточно человечным. Однако, в отличие от них, он мог изменить его в лучшую сторону. И он взялся за «Орешек» на том условии, что снимет его так, как считает нужным.
Далее МакТирнан решил подчеркнуть уязвимость главного героя – сделать его не поднаторевшим в истреблении преступников «суперкопом», а обычным, пусть и компетентным полицейским детективом. Брюс Уиллис для этого подходил как нельзя лучше. В «Детективном агентстве» его персонаж вечно балансировал на грани «лузерства» и «винерства», и в этом было его обаяние – обаяние парня, который оказывается лучшим детективом, чем кажется на первый, второй и даже третий взгляд. Нечто подобное МакТирнан хотел показать в «Орешке». Вопреки всем жанровым штампам зрители должны были думать, что «этот парень может проиграть». И если в том же «Хищнике» публика с первых же кадров осознает, что Шварценеггер играет одного из крутейших спецназовцев мира, то в «Крепком орешке» зрители лишь к концу фильма понимают, насколько МакКлейн храбр, умен и предприимчив. Ведь он вплоть до эпилога сохраняет толику своей комичной нелепости.
Если Лиланд в книге Торпа спасал дочь и внуков, то МакКлейну предстояло спасти от террористов жену, и это принципиально меняло мужскую сюжетную линию главного героя. У Торпа Лиланд просто подтверждал свой статус патриарха, тогда как МакКлейн возвращал себе самоуважение, потерянное в тот момент, когда жена получила хорошую работу, сделала успешную карьеру и начала зарабатывать куда больше него. Для МакТирнана это был еще один важный аспект очеловечевания главного героя и приближения его к зрителям. Не все могут представить себя в окружении террористов, но любой мужчина знает, как неприятно разочаровывать женщин и как хочется после этого реабилитироваться.
Кадр из фильма «Крепкий орешек»
Для контраста противопоставить такому герою нужно было злодея, который бы показался его полной противоположностью. Поэтому Грубер в фильме старше, чем Грубер в книге, и он выглядит куда представительнее. Это абсолютно уверенный в себе мужчина, одетый с иголочки и с аристократическими манерами – в отличие от МакКлейна, которого западные зрители сразу опознают как выходца из рабочего класса. Трудно представить, что у Грубера могли бы быть проблемы с женщинами – если бы, конечно, он мог полюбить кого-то, кроме самого себя. Как и положено злодею, он коварен и безжалостен, но его умением планировать можно только восхищаться.
Для исполнения этой роли МакТирнан нанял британского театрального актера Алана Рикмана (будущего профессора Северуса Снегга из цикла о Гарри Поттере), который впечатлил его в сценической постановке по мотивам «Опасных связей» Шодерло де Лакло. Трудно поверить, что до «Орешка» Рикман не играл в кино и лишь несколько раз засветился на телевидении. Как британцы ухитрились годами прятать от Голливуда столь харизматичного актера?!
Кадр из фильма «Крепкий орешек»
Еще одну потенциальную политическую мину МакТирнан попытался разрядить, когда в соответствии с веяниями времени была изменена цель террористов. Если у Торпа злодеи атаковали американскую нефтяную компанию, то де Суза сделал мишенью злодеев японский международный концерн Nakatomi. В то время модно было рассуждать о том, что японские бизнесмены скупают и мирно захватывают Америку, и МакТирнан сохранил эту сценарную деталь. Однако он вставил в фильм монолог Грубера, из которого выясняется, что президент американского филиала Nakatomi Джозеф Такаги «понаехал» в США еще маленьким ребенком и что во время Второй мировой войны он был помещен в концлагерь для американских японцев, которых всех скопом подозревали в работе на Страну восходящего солнца. Так что Такаги – не «японский завоеватель», а обычный иммигрант, который поднялся из низов и сделал карьеру трудолюбивого менеджера, а не наследника миллионов.
Тем не менее Такаги в одной из своих реплик поминает Перл-Харбор, а словесный пароль его компьютерной системы – Akagi (это название авианосца из соединения, которое развязало войну США и Японии). По показательному совпадению актер Джеймс Сигета, получивший роль Такаги, десятилетием ранее сыграл в военном фильме «Мидуэй» вице-адмирала Нагумо, командовавшего атакой на Перл-Харбор. Akagi был флагманом этого флотоводца. В отличие от своего персонажа в «Орешке», Сигета был американцем в третьем поколении, и он выучил японский язык уже взрослым человеком, когда долгое время выступал с концертами в Японии (Сигета начинал как певец).
Роль жены главного героя, Холли Дженнаро-МакКлейн, получила Бонни Беделиа, в девичестве Калкин (звезда «Одного дома» Маколей Калкин – сын ее брата). Она не была самой очевидной кандидаткой для этой работы, но Уиллису нравились ее фильмы – в частности, гоночный байопик 1983 года «Сердце как колесо», который принес Беделиа номинацию на «Золотой глобус», – и актер убедил продюсеров, что Беделиа должна сыграть его жену.
В книге Торпа главный герой общается по рации с молодым полицейским, который становится посредником между ним и властями. Поскольку в фильме главного героя сделали моложе, то его собеседник, наоборот, стал опытным копом, сержантом полиции Лос-Анджелеса Элом Пауэллом. Эту роль получил чернокожий актер Реджинальд ВелДжонсон, который через годы после выхода «Орешка» стал главным героем ситкома «Дела семейные». Там он, кстати, тоже изображал полицейского. В жизни ВелДжонсон всего на три года старше Уиллиса, но из-за своей внешности его герой кажется минимум лет на десять старше экранного коллеги.
Кадр из фильма «Крепкий орешек»
Чтобы подчеркнуть героизм МакКлейна, надо было принизить полицию Лос-Анджелеса, не способную ничего всерьез противопоставить террористам. Поэтому заместитель шефа городской полиции Дуэйн Робинсон был изображен как тупой бюрократ, наотрез отказывающийся прислушиваться к тому, что Пауэлл и МакКлейн пытаются до него донести. Эту роль получил Пол Глисон, ранее изобразивший заместителя директора в «Клубе “Завтрак”».
Также МакКлейна игнорируют агенты ФБР Джонсон и Джонсон (никакого родства!), которых сыграли Гранд Буш (Джонсон-негр) и Роберт Дави (белый Джонсон). Последний через год после «Орешка» получил роль главного злодея в «бондовской» картине с Тимоти Далтоном «Лицензия на убийство».
Еще герою мешают спасать положение наглый журналист Торнбург и еще более мерзкий и самоуверенный сотрудник Nakatomi Эллис. Последний в книге был любовником главной героини, но эту деталь из сценария исключили. Этих персонажей сыграли американец Уильям Атертон (второстепенный злодей «Охотников за привидениями») и канадец Харт Бохнер. Обычно изображающий скучных и «правильных» второстепенных персонажей Бохнер, по воспоминаниям очевидцев, светился от радости, когда играл пакостного, но яркого Эллиса.
Почему в фильме было так много значимых второстепенных персонажей? Потому что Уиллис снимался в «Орешке» параллельно со съемками в «Детективном агентстве». В сериале он играл днем, а в фильме – ночью. Поэтому ему было физически трудно работать так много, как обычно работает ведущая звезда триллера или боевика, и МакТирнан вынужден был расширять роли второстепенных персонажей, чтобы разгрузить Уиллиса. По мнению постановщика, фильм от этого только выиграл. Мол, чем больше в картине запоминающихся героев с собственными сюжетными линиями (пусть и крошечными), тем она сильнее.
Кадр из фильма «Крепкий орешек»
Наконец, стоит отметить, что одного из пособников Грубера сыграл американский китаец Ал Леонг – каскадер и мастер боевых искусств, который из-за своей колоритной «злобной» внешности почти всегда играл восточных злодеев и почти никогда не доживал до конца фильма. Единственным частичным исключением из этого правила стала комедия «Невероятные приключения Билла и Теда», где Леонг сыграл Чингисхана и дожил до финала.
Для съемок «Орешка» нужен был небоскреб, и он у студии как раз был. Ко времени активной работы над картиной строители закончили сооружение 150-метрового небоскреба Fox Plaza, в котором должна была разместиться штаб-квартира киностудии Fox. Здание уже начали заселять, но оно еще не было полностью отделано изнутри, и МакТирнан мог использовать все не занятые помещения и декорировать их по своему вкусу. Впрочем, его свобода была весьма относительной. Зданием управляла бюрократическая структура, которой не было дела до кинематографических нужд, и потому каждый громкий чих надо было согласовывать. В сложных случаях – вроде съемок боевых сцен у входа в здание, с разрушением перил – согласование могло занять недели и даже месяцы. Но все же «свой» небоскреб был лучше, чем «чужой», и в Fox Plaza можно было снять такое, что в другом месте не позволили бы никогда. Например, Уиллис в одной из ранних сцен проехался на крыше настоящего лифта, что обычно недопустимо. Хотите лифт? Стройте бутафорскую конструкцию в студийном павильоне.
Впрочем, на студии Fox съемок тоже было немало. Тридцатый этаж небоскреба, где по сюжету содержатся заложники, был грандиозной студийной декорацией, внутрь которой была встроена копия дома с водопадом Fallingwater. Это одна из самых известных работ знаменитого американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта (в реальности этот дом находится неподалеку от Питтсбурга). По «легенде» фильма Fallingwater находится в офисе Nakatomi, потому что японцы купили его и перенесли к себе в Лос-Анджелес – подобно тому, как крупные бизнесмены покупают классические картины для украшения своих офисов. Впрочем, более всего создатели декорации тридцатого этажа гордились не рукотворным водопадом, а весьма продвинутой иллюзией того, что из окон декорации виден Лос-Анджелес с высоты 30 этажей. В основе этой иллюзии были специальным образом подсвеченные фотографии города, но технология позволяла так «играть» с изображением, чтобы казалось, что ночной город не только светится, но и живет и «дышит».
Чтобы выстроить действие вокруг небоскреба, надо было сделать его одним из полноправных персонажей картины. За это вместе с режиссером, дизайнерами и декораторами отвечал голландский оператор-постановщик Ян де Бонт, частый сотрудник Пола Верховена и будущий режиссер «Скорости». По признанию де Бонта, работа над «Орешком» многое ему дала для ранних сцен «Скорости», где действие происходит в здании. В свою очередь, МакТирнан был рад возможности поработать с менее артистически скованным оператором, чем американские операторы того времени, трудившиеся над студийными блокбастерами. Режиссер был влюблен в работу де Бонта еще с тех пор, как тот снимал на родине, в Нидерландах.
Кадр из фильма «Крепкий орешек»
Не все идеи МакТирнана были так удачны, как его сценарные находки и приглашение высококлассных сотрудников вроде де Бонта. По какой-то причине режиссер был уверен, чем фильму нужны особо громкие холостые патроны. В результате Уиллис повредил себе слух, когда выстрелил из-под стола, в акустически замкнутом маленьком пространстве. С тех пор актер хорошо слышит лишь правым ухом (будь Уиллис правшой, больным ухом было бы левое). Алан Рикман на съемках физически не пострадал, но от каждого выстрела он рефлекторно дергался, что, конечно, совершенно не подходило для якобы опытного стрелка. Поэтому в фильме есть лишь одна сцена, где актер хорошо виден на всем протяжении выстрела и сразу после него. Это момент убийства Такаги. В остальных случаях камера своевременно отворачивается от Рикмана, чтобы не ронять злодейский авторитет Грубера.
Если в сцене с выстрелами актер дергался рефлекторно, то в сцене гибели Грубера Рикман был по-настоящему напуган. Ему нужно было упасть спиной вперед на страховочную воздушную подушку с высоты шести метров (в фильме кажется, что актер падает с небоскреба, потому что мастера спецэффектов вклеили отснятого Рикмана в кадры, снятые из окна здания). Актер был морально готов к этому падению, но его сбросили не на счет «три», как договаривались, а на счет «два», чтобы в его глазах был неподдельный испуг. На всякий случай эту сцену сняли несколько раз, но для окончательного монтажа подошел лишь первый, самый «испуганный» дубль.
Сценарий требовал от Брюса Уиллиса бегать по небоскребу и декорациям босиком, но это, конечно же, было слишком опасно. Поэтому актер носил особую «голую обувь», которая создавала впечатление, что Уиллис босиком, но при этом надежно защищала ступни от повреждения. Так что кровь на его ногах была бутафорской – а в некоторых кадрах бутафорскими были и сами ноги, если их было проще подменить, чем убедительно загримировать.
Самой технически сложной и опасной в фильме была кульминационная сцена с вертолетом, летающим над небоскребом. В то время все в Голливуде еще хорошо помнили трагедию 1982 года, когда на съемках «Сумеречной зоны» Джона Лэндиса из-за аварии вертолета погибли актер Вик Морроу и двое маленьких детей. Поэтому вертолетная сцена «Орешка» готовилась месяцами и планировалась до мельчайших подробностей, хотя снималась она всего два часа. Ее запечатлевали девять съемочных групп, чтобы поймать все необходимые моменты и ракурсы – возможности повторить эту съемку у МакТирнана не было. Разумеется, в тот момент фильма, когда заминированная крыша небоскреба взрывается, и вертолет в нее врезается, на экране не реальное здание и реальная воздушная машина, а спецэффектные миниатюры. Разнести небоскреб Fox вдребезги МакТирнану бы никто не позволил!
Кадр из фильма «Крепкий орешек»
Запомнившаяся зрителям фразочка Джона МакКлейна Yippee-ki-yay [вырезано цензурой]! была импровизацией Уиллиса, вдохновленной его героем детства, ковбоем Роем Роджерсом из вестерн-сериала 1950-х «Шоу Роя Роджерса». Слова Yippee-ki-yay, которые примерно можно перевести как «Ура!», были одной из любимых присказок Роджерса, и Уиллис решил, что раз этот герой упоминается в фильме и называется любимым персонажем МакКлейна, то его можно и процитировать.
Одним из художественных ключей, которые МакТирнан подобрал к «Орешку», была «Ода к радости» из Девятой симфонии Бетховена. Режиссер использовал ее в фильме, потому что она понравилась ему в «Заводном апельсине» Стэнли Кубрика. Однако МакТирнан задействовал ее не иронически, а по прямому назначению – чтобы подчеркнуть, что фильм напряженный и драматичный, но не слишком серьезный, и что зрители должны получить от него удовольствие, а не депрессию, в которую порой вгоняют особенно мрачные и жестокие ленты.
Хотя действие фильма развивалось под Рождество, «Крепкий орешек» вышел в прокат 15 июля 1988 года – то есть как «летний блокбастер». Возможно, это была ошибка Fox, и в подходящий сезон лента собрала бы больше, но и так получилось вполне достойно. Фильм, обошедшийся в 28 миллионов долларов, заработал в мировом прокате 141 миллион долларов и вошел в десятку главных хитов года. Отзывы критиков и зрителей были равно позитивными, и в дальнейшем фильм был номинирован на четыре «Оскара» (лучший монтаж, лучшие визуальные эффекты, лучший звук, лучший монтаж звука).
Хотя прокатных рекордов лента не поставила, она впечатлила многих в Голливуде и по всей земле, и в дальнейшем она оказалась чрезвычайно влиятельным полотном. Мало того что она создала целый жанр «триллеров в замкнутом пространстве» (также известных как «Крепкий орешек в…» и «Крепкий орешек на…») и превратила Брюса Уиллиса в звезду – она привела к постепенному закату эпохи монотонных супермогучих экшен-героев, слишком скучных в сравнении с персонажами вроде Джона МакКлейна. То есть «крутыми», но уязвимыми, остроумными и похожими на людей, а не роботов (при всем уважении к «Терминатору»).
За первым «Крепким орешком» последовали еще два, а потом, с большим перерывом, четвертая и пятая серии. Критики до сих пор спорят, удалось ли хотя бы одному из сиквелов дотянуться до уровня первой картины, но все сходятся на том, что лишь «Орешек» 1988 года достоин считаться классикой. Ведь это не просто отличное – это рубежное голливудское кино. А еще это восхитительный новогодний подарок для зрителей любой страны. Потому что молодой Брюс Уиллис куда лучше Санта-Клауса!