актер кутузов в фильме вий
Николай Николаевич Кутузов
Николай Кутузов родился 22 мая (5 июня) 1897 года в Кыштыме Пермской губернии.
С 1939 года состоял в штате учебной студии ВГИКа.
Николай Кутузов в фильме «Крест и маузер»
Режиссёр научно-популярного фильма «За спортивные игры» (1930), сорежиссёр фильма «Тайна Кара-Тау» (1932).
Далее работал только в кино, преимущественно на «Мосфильме». Играл небольшие, эпизодические роли, порой выступал в самых эксцентрических образах: португалец («Пятнадцатилетний капитан»), пациент-художник («Попрыгунья»), индеец («Мексиканец»), белогвардейский генерал («Тихий Дон»), Хуан-Сантос («Наследники»), чёрный человек («Моцарт и Сальери»), суфлёр («Душечка»). Показал себя мастером эпизода.
Николай Кутузов в фильме «Андрей Рублёв»
Николай Кутузов в фильме «Вий»
Николай Кутузов в фильме «Вечный зов»
Николай Кутузов в фильме «Легенда о Тиле»
Ушёл из жизни 8 мая 1981 года.
Фильмография Николая Кутузова:
Дурная слава фильма «Вий»: Откуда появились слухи о проклятых ролях и злом роке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первые попытки экранизации повести Гоголя были предприняты еще в начале ХХ в. в немом кино. Однако обе эти картины не дошли до наших дней, поэтому традиционно первой известной версией считают фильм 1967 г., который называют первым советским фильмом ужасов. Идея экранизации принадлежала директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву, который поручил работу над фильмом двум учащимся Высших режиссерских курсов Союза кинематографистов СССР Константину Ершову и Георгию Кропачеву. «Вий» стал для них дипломной работой. Впоследствии к съемкам привлекли также известного создателя советских киносказок Александра Птушко, так как отснятый молодыми режиссерами материал показался руководству «Мосфильма» «слишком реалистическим».
Изначально на роль Панночки утвердили актрису Александру Завьялову, но ее сняли с роли в разгар съемочного процесса. Когда было снято больше половины сцен, неожиданно по распоряжению руководства «Мосфильма» актрису отстранили от съемок, и Пырьев потребовал найти ей замену. В архивах киностудии было записано, что Завьялова была занята на съемках другого фильма на «Ленфильме», поэтому потребовалось ее заменить. Режиссер этой картины был мужем Завьяловой, и он запретил ей сниматься, пока не закончит работу. Он позвонил на «Мосфильм» и попросил снять ее с роли. По другой версии, актриса сама отказалась от съемок из-за внезапной болезни, которая отступила сразу после того, как она ушла из проекта. Как бы то ни было, роль Панночки в итоге досталась Наталье Варлей.
Натурные съемки проходили в украинской деревне в Ивано-Франковской области. Позже, в 2006 г. дотла сгорела старинная деревянная церковь, в которой проходили съемки. Многие местные жители были уверены в том, что это было следствием того, что когда-то здесь снимали сцену с ведьмой в гробу.
Сложности возникли и с поиском актрисы на роль старой ведьмы. Все приглашенные на пробы актрисы отказались сниматься в этом фильме. В результате этот образ воплотил на экранах мужчина, театральный актер Николай Кутузов. Во время съемок он начал злоупотреблять алкоголем, хотя до этого таких проблем у него не было. Сам актер объяснял это своим страхом перед нечистой силой и этой «дьявольской ролью».
Позже Наталья Варлей не раз говорила о том, что пожалела о съемках в этом фильме, что именно тогда на нее стали обрушиваться неприятности. Сначала она слегла с тяжелой болезнью, потом начались проблемы и в личной, и в профессиональной жизни: распался брак с актером Николаем Бурляевым, в 1969 г. она вышла замуж за сына Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой Владимира Тихонова, но и этот брак продержался недолго, а в 1990 г. 40-летний актер скончался. В кино ей больше не доставалось таких ярких ролей, как в «Кавказской пленнице» и «Вие». Актриса также рассказывала, что в одном из морских круизов, куда она была приглашена, несколько раз отменяли запланированный показ фильма «Вий» из-за того, что перед началом сеанса в море начинался шторм.
За эту роль Наталья Варлей покаялась и получила прощение в церкви. Поначалу она говорила: « Это был страшный грех. Я теперь с ужасом думаю, как могла решиться лечь в гроб… ». Однако в поздних интервью актриса уже отрицала мистическую связь фильма с неприятностями в своей судьбе: « Я потом много раз читала и слышала, что Панночка сыграла роковую роль в моей жизни. На самом деле это всё вымыслы журналистов и зрителей! Конечно, изображать нечистую силу, тем более в храме, грех. Но, во-первых, храмом был павильон «Мосфильма», во-вторых, грех случился по неведению, я в нем исповедовалась и, надеюсь, Бог мне его простил. Вскоре после «Вия» я окрестилась. С тех пор стараюсь жить по заповедям. Конечно, в моей судьбе было много светлого и хорошего и не менее болезненного и печального. Но я не думаю, что фильм может разрушить жизнь ».
Фильм еще долго сопровождала дурная слава. Говорили, что люди, причастные к его созданию, умирали один за другим. В 1971 г. в возрасте 48 лет скончался актер Алексей Глазырин, сыгравший сотника. Вскоре после премьеры стал сильно болеть режиссер Александр Птушко, а в 1973 г. он ушел из жизни. В том же году умер актер Степан Шкурат, исполнивший роль Явтуха, которая стала его последней работой. Через два года не стало оператора картины, затем – режиссера Константина Ершова. Конечно, это можно было списать на совпадение – ведь многие из них были уже в преклонном возрасте. Однако это стало новым поводом для слухов о злом роке «Вия».
В 2005 г. Олег Степченко приступил к работе над новой экранизацией повести Гоголя, которая вышла на экраны только в 2014 г. Ее создатели тоже говорили о том, что почувствовали на себе мистическое влияние этой истории. Сценарист и режиссер фильма Олег Степченко признавался, что его еще долго мучили ночные кошмары с персонажами этой повести. Фильм во многом повторил судьбу своего предшественника: многие актеры так же категорично отказывались сниматься. Роль Явтуха стала последней для актера Валерия Золотухина, который после завершения съемок ушел из жизни. А для актрисы, сыгравшей главную роль, – Ольги Зайцевой – съемки так же, как и для Варлей, едва не обернулись трагедией: под ней проломились доски мостика над рекой, и актриса чуть не утонула.
Впрочем, сама актриса не верит в слухи о злом роке «Вия»: « Я думаю, слава Богу, Наталья Варлей жива и здорова… Если бы с ней действительно произошло что-то неприятное, то можно было бы говорить о каких-то суевериях, но так как все в порядке, повышенный интерес к этой теме кажется мне слишком раздутым. Но были люди, которые присылали мне после выхода фильма на почту предложения сходить в церковь, помолиться за меня… Однако некую мистику, присущую произведениям Гоголя, отрицать глупо ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Первый советский ужастик «Вий»: судьба актеров, дурная слава и мистические факты
«Вий» стал первым советским ужастиком. Это был во многом новаторский фильм, который пришелся по вкусу неискушенному зрителю. Однако мистика с экранов кинотеатров внезапно перешла и в реальную жизнь всех, кто был связан с картиной. В течение нескольких лет после премьеры скончалось несколько актеров и участников съемочной группы, а тех, кто остался в живых, преследовали несчастья.
Откуда взялись слухи о проклятии «Вия», как фильм повлиял на жизнь актеров и какие мистические совпадения он за собой нес – читайте в нашем материале.
Александра Завьялова
Кадр из фильма «Вий», киностудия «Мосфильм», Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967
Не многие знают, что изначально на роль Панночки была утверждена не Наталья Варлей, а Александра Завьялова. Кроме того, с ней уже была отснята большая часть фильма, когда актриса внезапно отказалась от роли. Ходили слухи, что Завьялова серьезно заболела и из-за этого была вынуждена бросить съемки. Однако есть и другая версия, официальная: Александра Завьялова была занята работой в фильме «Четыре страницы одной молодой жизни» Резо Эсадзе. Кстати, на тот момент у режиссера и актрисы был роман. Эсадзе лично позвонил на «Мосфильм» и потребовал снять Завьялову с роли.
Наталья Варлей
После ухода Завьяловой режиссеры бросились срочно искать другую актрису на главную женскую роль. Появиться на пробах согласились Жанна Болотова и Наталья Варлей, однако по странному стечению обстоятельств Болотова вдруг заболела. Было решено утвердить Варлей – юная актриса не боялась ни гробов, ни мистики. Кроме того, Наталья Варлей обладала хорошей физической подготовкой, что также сыграло большую роль.
Для съемок «Вия» было изготовлено три гроба: первый, статичный, в котором Варлей и провела больше всего времени. Помимо самих съемок, актриса (на тот момент она была студенткой Щукинского) лежала в нем и в перерывах, пока меняли свет, и готовилась к зачетам.
Кадр из фильма «Вий», киностудия «Мосфильм», Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967
Второй гроб был закрытым и маленьким, именно его двигали сотрудники с помощью обыкновенных веревок. А в третьем гробу Панночка летала по церкви. Варлей приходилось стоять во весь рост – в основание гроба был вмонтирован штырь, к которому и пристегивали актрису. Такие полеты проходили на высоте 15 метров! В один из съемочных дней чуть не произошел несчастные случай – у актрисы закружилась голова, а страховка так некстати подвела, и Варлей выпала из гроба. Избежать трагедии удалось чудом – девушку поймал Леонид Куравлев.
Несмотря на то, что жизнь актрисы сложилась не так трагично, как у ее предшественницы, на сегодняшний день Наталья Варлей живет одна с кошками (их число достигало 14). Обрести любовь артистка так и не смогла, хотя и была трижды замужем. Первым супругом стал известный режиссер Николай Бурляев, от брака с ним юную Наташу отговаривали все друзья, и вскоре супруги развелись. Второй раз Варлей вышла замуж за своего однокурсника Владимира Тихонова, однако он вскоре стал злоупотреблять алкоголем, и пара рассталась спустя несколько месяцев брака. Третий, и последний раз Наталья вышла замуж за бизнесмена Владимира, но и этот брак продержался недолго.
Александр Птушко
Мастера сказочного жанра в кино и главного режиссера «Вия» Александра Птушко проклятие фильма также не обошло стороной. Сценарий для первого советского ужастика он писал в перерывах между съемками своих сказок. Правда, снимать его сам он не собирался и доверил это дело старшекурсникам режиссерского факультета Константину Ершову и Георгию Кропачеву. Однако студенты не справились, и за дело пришлось браться самому. Птушко создал фантастическую «нечисть»: пригласил артистов цирка, спортсменов и карликов. Им красили в синюшный и серый оттенок, приделывали дополнительные носы, подбородки и уши, замазывали лица.
После «Вия» режиссер снял «Руслана и Людмилу», мечтал экранизировать «Тараса Бульбу» и «Слово о полку Игореве». По последнему он даже написал сценарий, но из-за болезни задуманному не суждено было сбыться. В последние годы жизни режиссер страдал тяжелой болезнью почек. Но он всегда появлялся на съемочной площадке вовремя и работал до последних дней свой жизни.
Александр Птушко скончался 6 марта 1973 года в Москве в возрасте 72 лет.
Мистические факты
За фильмом прочно закрепилась дурная слава, росли слухи о порче, проклятии и злом роке. Все это неспроста, ведь неудачи преследовали не только трех главных участников фильма.
Николай Кутузов
Николай Кутузов родился в Пермской губернии в 1897 году. Свою актерскую карьеру он начинал в провинциальных театрах, все ближе перебираясь к самым известным сценам, а позже начал сниматься и в кино.
Первый фильм с Николаем Кутузовым назывался Крест и маузер (1925) — то была приключенческая картина Владимира Гардина, главные роли в которой также исполнили Евгений Червяков, Владимир Кригер и Вера Киселева.
Знаменитым актер становится благодаря исторической драме Георгия Тасина Орден на арест (1926), повествующей о кровавом эпизоде времен Гражданской войны. В последующие несколько лет Кутузов снялся в ряде примечательных лент, среди которых доминировал жанр драмы — Узел (1927), Его карьера (1928), Пленники моря (1929), Конница скачет (1929) и другие.
В 1930 году Николай Николаевич представит зрителю и собственный режиссерский проект — научно-популярную ленту За спортивные игры, а спустя несколько лет станет сорежиссером драматической картины Александра Дубровского Тайна Кара-Тау (1932).
Общесоюзное признание придет к артисту после роли Николая Кутузова в легендарном биографическом фильме Андрей Рублев (1966). Эта киноистория рассказывала о временах Руси начала XV, когда государство, погрязнув в междоусобных войнах, пропадало от голода и постоянных набегов татар. В тот самый момент появляется на Руси величайший художник Рублев, творческому и жизненному пути которого и посвящалась данная драма. Стоит отметить, что лента была награждена почетным призом Каннского фестиваля.
Несмотря на огромный успех фильма, зрителю актер больше всего запомнится совсем другой, весьма необычной ролью — ведь именно он сыграет ведьму в почтенной экранизации гоголевского Вия (1967). Не было в советском кинематографе Бабы-Яги ярче и красочнее, нежели Кутузов, — будут впоследствии шутить современники.
Последний фильм с Николаем Кутузовым выйдет в 1976 году благодаря режиссерам Александру Алову и Владимиру Наумову. То будет двух эпизодное приключенческое повествование Легенда о Тиле, где актер исполнит одного из второстепенных персонажей. Он скончался в 1981 году, в возрасте 81 года — уважаемый и почитаемый всем Союзом.
У Николая Кутузова карие глаза, русый от природы цвет волос, светлая кожа и тонкие губы. Форма лица овальная, лоб высокий, волосы вьющиеся, седые. Николай Кутузов не менял цвет волос, отдавая предпочтение натуральному. У актера крупный широкий нос и прямоугольный подбородок. Николай Кутузов иногда носил очки. Рост актера — 183 см, татуировок нет.