актер лиелайс андрис биография
Андрис Лиелайс: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
С одной стороны, хорошо, что актеры тоже неравнодушны к политике. А с другой – видеть только плохое в тех отношениях, которые были между советскими республиками, тоже неверно. Вот так неявно, однако прочно переплетаются общество и искусство.
Биография
Родился будущий актер и общественный деятель Андрис Юрович Лиелайс в Риге в 1957 году. Его семья жила прямо около реки Даугава, и дети из окрестных домов купались в этой речке и играли на берегу.Детство Андриса было интересным, радостным. А когда он стал подростком, в его жизни произошло событие, которое определило всю его дальнейшую судьбу: он снялся в картине «Республика Вороньей улицы» (1960). Сюжет фильма рассказывает о революции 1905 года и борьбе революционеров с властью. Андрис сыграл роль Луриха – мальчика, который полностью на стороне революционеров. У подростков своя борьба, и они создали две противоборствующие группы: одна поддерживает борцов за справедливость, вторая – богачей. Ребята с Вороньей улицы показаны как смелые и находчивые помощники старших товарищей, а Лурих – самый смелый и находчивый из них. Лиелайсу хорошо удалась эта роль, и он решил, что его призвание – стать актером.
Поэтому после получения среднего образования Андрис поехал в Москву – поступать во ВГИК, и прошел с первого раза. Ему здесь очень повезло с руководителем курса: им был Евгений Матвеев, знаменитый артист, сыгравший много ролей в культовых фильмах. Поэтому учеба была очень интересной и насыщенной разнообразными событиями.
Карьера в кино
В 1982 году к Андрису пришла главная роль – он создал образ Валерия Поспехина в картине «С тех пор, как мы вместе», которую снял режиссер Владимир Григорьев. Фильм показал проблемы раннего брака: ситуации, с которыми сталкиваются молодые люди, поженившиеся в студенческие годы. Герой Лиелайса и его жена Надя никак не могут найти общие решения, хотя между ними большая любовь. Молодым актерам удалось хорошо показать несоответствие между ожиданием от семенной жизни и ее реалиями, что было очень полезно для тех, кто собирался вступить в брак.
Свою карьеру в кино Лиелайс начал незадолго до перестройки, которая кардинально изменила жизнь советских людей. После распада СССР актер начал сотрудничать с западными телеканалами – он делал сюжеты о Советском Союзе. Их смотрели в основном за границей, поэтому в странах бывшего СССР, да и в Латвии особой известности у Андриса не было.
Все изменилось в 1992 году, когда он снялся в картине «Воспитание жестокости у женщин и собак» в партнерстве со знаменитой Еленой Яковлевой. После этого у него начался период активных съемок в сериалах и полнометражных картинах.
Лучшими сериалами в его портфолио считают: «Игра», «Анна-детектив», «Гибель Империи», «Демоны».
Личная жизнь
Андрис Лиелайс был женат два раза. У него три сына: один от первого брака и два от второго, с телеведущей Ириной Палей.
Андрис Лиелайс
Андрис Юрович Лиелайс (Andris Lielais). Родился 20 февраля 1957 года в Риге. Советский и латышский актер театра и кино.
Андрис Лиелайс родился 20 февраля 1957 года в Риге.
Как рассказывал Андрис Лиелайс, их дом располагался на берегу реки Даугава, в детстве он любил бегать по побережью и купаться в прохладных водах реки.
Андрис Лиелайс в фильме «Республика Вороньей улицы»
Первый опыт работы в кино предопределил выбор дальнейшей профессии.
После окончания школы он отправился в Москву и поступил во ВГИК, который окончил в 1980 году, мастерскую Евгения Матвеева.
Андрис Лиелайс в фильме «С тех пор, как мы вместе»
С началом перестройки работал с западными телекомпаниями, делал сюжеты из жизни Советского Союза.
Андрис Лиелайс в фильме «Воспитание жестокости у женщин и собак»
В 2000-е стал активно сниматься в телесериалах. Заметными стали роли в картинах «Воровка» (Витас), «Свободная женщина» (Элиот), «Кожа саламандры» (Ник), «Гибель Империи» (Джемиссон), «Игра» (Олег Ланчак), «Морские дьяволы. Смерч. Судьбы» (Марк Халецкий), «Красные горы» (Освальд), «До смерти красива» (Юстас Савка), «С чего начинается Родина» (Джонатан Чедвик), «Паук» (Майкл Коттэм), «Анна-детективъ» (Тропинин), «Звоните ДиКаприо!» (Ричард).
Андрис Лиелайс в сериале «Гибель империи»
Андрис Лиелайс в сериале «Паук»
Андрис Лиелайс в сериале «Анна-детективъ»
Общественно-политическая позиция Андриса Лиелайса
С 2014 года Андрис Лиелайс стал завсегдатаем политических ток-шоу на российских телеканалах. Он частый гость в программах Владимира Соловьева, Романа Бабаяна, Ольги Скабеевой и Евгения Попова. Выступает как эксперт в политических дискуссиях. По большей части высказывается о конфликте между Западом и Прибалтийскими республиками и Российской Федерацией.
Рост Андриса Лиелайса: 182 сантиметра.
Личная жизнь Андриса Лиелайса:
От первого брака у него есть сын.
На тот момент они оба были женаты. Однако это их не остановило и они, оставив предыдущих партнеров, создали новую семью.
Спустя 22 года совместной жизни они развелись. Два года были в разводе, а в 2009-м поженились повторно.
Андрис Лиелайс и Ирина Палей
Фильмография Андриса Лиелайса:
Андрис Лиелайс: «холодный прибалт» на ток-шоу и артист, выражающий себя через поэзию
Он сыграл свою первую кинороль в тринадцать лет, работал грузчиком, учился в консерватории, стоял на одной сцене с великой Вией Артмане, с ходу поступил во ВГИК, сумев удивить самого Евгения Матвеева, снялся более чем в шести десятках фильмов, его знают в лицо миллионы телезрителей. Он легко «включает» то студёный балтийский ледок, а то и бешеный темперамент этакого знойного мачо. И недругов-хулителей у него хватает – особенно после 2014 года, когда он стал завсегдатаем политических ток-шоу, где запомнился активным участием в дискуссиях, порой чреватых плавным перерастанием в драку. Итак, наш собеседник – актёр и продюсер Андрис Лиелайс.
– Андрис, начало вашей биографии никак не предвещало актёрского будущего?
– Я вырос в лютеранской семье, мой дед, священник, был расстрелян в 1941 году. Мама и четыре её сестры бежали из деревни, когда у них реквизировали дом Советы, а вскоре этот дом разбомбили немцы. Дед и бабушка знали, кажется, все европейские языки, и бабушка, дожившая до 98 лет, даже переводила Новый Завет и записывала истории людей, поверивших в Бога. По иронии судьбы она работала комендантом Высшей партшколы в Риге, а за её спиной на стене висел крест. Бабушка водила меня в собор, где был орган, я мог часами слушать его волшебные звуки, а потом маму вызвали в школу и сделали внушение за то, что ребёнок ходит в церковь.
– Вы ведь росли без отца?
– Когда я учился во ВГИКе, оказалось, что в нашей группе все, кроме ленинградца Шевелькова, росли без отцов, да и нашего мэтра, Евгения Матвеева, тоже вырастила только мама. Словом, не курс, а сплошная безотцовщина. Жили мы с мамой небогато, в типичной советской коммуналке, и я начал работать, едва закончив восемь классов. Трудился грузчиком в рижском ЦУМе, на книжном складе, в ресторане. После работы бежал в вечернюю школу.
– Как вы получили первую роль в кино?
– В 1970 году приехавшая поднимать Рижскую киностудию режиссёр Ада Неретниеце готовилась снимать фильм о революции 1905 года «Республика Вороньей улицы» и искала мальчика на роль рижского Гавроша. По совету тётки я пошёл на киностудию, и Неретниеце сразу сказала, что в роли Луриха буду сниматься я. Неретниеце очень тепло ко мне относилась, и я тогда впервые почувствовал, что кино – это моё.
– И поехали поступать во ВГИК?
– Нет, сначала была народная киностудия в Риге, театральный факультет Рижской консерватории и работа в Рижском художественном театре, где играла сама Вия Артмане. Но мне было на театральном факультете неуютно. У нас учились дети народных артистов, жившие в больших квартирах в центре города, они были элитой. А когда по факультету пошёл слух, что я стукач, – мол, с чего бы это ему играть главные роли? – не выдержал и ушёл. Из открытых в прошлом году архивных документов я узнал, что трое моих однокурсников сотрудничали с КГБ, и это были самые активные мои обвинители. В марте 1980 года мне позвонил друг, учившийся во ВГИКе на режиссёрском факультете, и сказал: «Приезжай в Москву, сядешь на 14-й троллейбус, доедешь до общежития ВГИКа, поживёшь у меня и будешь сдавать экзамены». И я поехал в Москву. Сначала, правда, хотел поступать в МГИМО, но я не был комсомольцем. Я был критически настроен – не по отношению к Союзу и тем более не по отношению к русскому народу, а к системе, порождавшей ложь и ханжество, построенной на насилии и двойной морали.
– Если честно, неужели советские времена вы вспоминаете как время оккупации?
– Я всю жизнь испытывал чувство унижения от того, что случилось с моей страной в 1939-1941 годах. Мы не смогли дать отпор Советам, потом – немцам. Нам не хватило характера и воли биться за свою землю до конца. Нас обманули, и мы проиграли всем. Мне было обидно, когда в пионерском лагере мои русские друзья кричали мне: «Латыш, латыш, куда летишь?!» Мне было обидно, когда один мой русский друг рассказал, что до войны был плакат, где латыш раздвоенным языком лижет зад немецкому и советскому солдату. А мне нечего было ответить. Но, повторюсь, я никогда не переносил свои обиды на русский народ, также пострадавший от тоталитарной системы. И русская культура близка мне так же, как латышская, и русский язык я считаю родным, как и латышский.
– Вы же поступили во ВГИК с первого захода?
– Первый экзамен был 1 апреля 1980 года. Захожу в аудиторию, а там сидит. Брежнев! Это был Евгений Матвеев, но сходство было поразительное. Не знаю, от волнения ли, от наглости ли, но я сразу брякнул: «Евгений Семёнович, вам привет от Вии Фрицевны!» Матвеев улыбнулся и стал вспоминать, как играл с Артмане в фильме «Родная кровь» и как поначалу сомневался, что вот эта лощёная немка-латышка способна сыграть простую бабу-паромщицу, стирающую бельё в речке. Матвеев вспомнил, как читал Артмане своего любимого Яна Райниса, роль которого он играл в Малом театре, а она читала ему стихи Райниса по-латышски. На вступительном экзамене я читал все того же Райниса, на латышском и русском, и Матвеев сказал, чтобы я приезжал в начале осени на третий тур.
– Латышский акцент не мешал?
– А у меня его и тогда не было. Вы будете смеяться, но сейчас я с трудом могу спародировать латышский акцент – для этого мне надо долго разговаривать с «натуральным» латышом. А вот эстонский акцент пародирую легко.
– Были в вашей актёрской карьере какие-то мистические случаи?
– Первый съёмочный день фильма Инессы Селезнёвой «Воспитание жестокости у женщин и собак» выпал на 19 августа 1991 года – утром мы ехали на съёмку, а навстречу шли танки. Я тогда работал стрингером на CBS, снимал репортажи о советской жизни, и получилось, что днём снимался в последнем советском фильме, а вечером рассказывал западным телезрителям о последних днях Союза.
– Вы как-то сказали, что в России имеет место «балтофобия».
– Думаю, она показная, её пытается разжечь пропаганда, но россияне – никак не «балтофобы». И в Латвии простые люди вовсе не считают русских заклятыми врагами. Все эти «фобии» культивируются искусственно, нас просто хотят «отодвинуть» друг от друга.
– Сейчас у вас есть новый проект?
– Да, есть две новые картины в производстве. А вообще я вдруг открыл, что могу выразить себя через поэзию. Был такой латвийский поэт-футурист Александрс Чакс, друживший с Маяковским и написавший поэму о латышских стрелках «Прикоснувшиеся к вечности». В СССР она не публиковалась – там рассказывается, как латышские стрелки покинули Советскую Россию, сняли красный флаг и повесили латвийский красно-белый, а чекиста, пытавшегося помешать этому, сбросили с поезда. «Эта земля – ваша, эти камни – ваши, и биться за них вы должны до последнего вздоха», – говорится в поэме.
– А русская поэзия в вашем репертуаре есть?
– Конечно! Ко Дню Победы готовлю программу по стихам Наума Коржавина. У него есть пронзительное стихотворение «Братское кладбище Риги». На этом кладбище рядом лежат воевавшие в 1916 году за царскую Россию, в 1941 году – против Советов, и те, кто служил в Красной армии. Кусочки этой программы я показывал и в Риге, и в Москве – и везде люди очень хорошо это воспринимали.
– На ток-шоу вы мало напоминаете «холодного прибалта». Это актёрская игра?
– Нет, не игра, и, к сожалению, мне далеко не всегда удаётся сдерживать эмоции, когда я вижу несправедливость и ложь. Так было и в студии Соловьёва в мае прошлого года, когда меня буквально спровоцировал экс-депутат Европарламента от Латвии Мамыкин. Не надо было поддаваться на провокацию, но я вспылил.
– Вы прожили уже 63 года – что посоветовали бы себе, двадцатилетнему?
– Какой свой недостаток вы считаете главным?
– Слабохарактерность. Как принято сегодня выражаться – у меня «низкая культура отказа». Этим часто пользуются, я это понимаю, но всё равно неловко отказывать. Даже в ущерб себе.
– Какая черта в человеке импонирует вам больше всего?
– Умение сопереживать, остро чувствовать несправедливость.
– Ваше самое большое потрясение в жизни?
Есть актеры, которых узнаешь по ролям из фильмов, а Андрис Лиелайс больше известен сейчас по участию в разных политических ток-шоу. Он был гостем у Евгения Попова и Ольги Скабеевой, Романа Бабаяна и Владимира Соловьева. Не все актеры могут найти себя в каких-то других ипостасях. А вот Андрису это удалось.
Кстати, еще публикации об интересных людях можно посмотреть ниже:
Андрис Лиелайс: прибалт, говорящий по-русски без акцента
Он уже успел за последние годы примелькаться на отечественном телеэкране, став настоящей звездой разговорного жанра в программах Владимира Соловьева, Романа Бабаяна, Ольги Скабеевой и Евгения Попова. По профессии – актер, но больше известен как эксперт в политических дискуссиях. Пропиарился благодаря охлаждению отношений между прибалтийскими республиками и Российской Федерацией.
Между тем факт остается фактом: когда разгорелся конфликт на Украине, на нашем телевидении стали появляться журналисты и политологи из Незалэжной. Стоило повыситься уровню русофобии в Польше – в эфир начали приглашать поляков. Не остались в стороне и другие товарищи из наших бывших союзных республик, претендующих на звание «жертв российской агрессии». Так в нашем телеящике надолго прописался Андрис Лиелайс: прибалтиец, хорошо говорящий по-русски и что примечательно, без характерного для представителей этих народностей акцента.
Телезрителю подспудно внушается мысль, что данный обаятельный господин выражает точку зрения обыкновенного латвийского гражданина, серьезно увлекающегося современными политическими делами.
Биография
Андрис родился 20 февраля 1957 года в столице советской Латвии – городе-красавце Риге. Как вспоминает сам актер, домик его семьи располагался на берегу реки Даугава, и парнишкой он любил бегать по побережью и купаться в ее прохладных водах. Еще тринадцатилетним подростком Андрис снялся в роли мальчишки-революционера Луриха в фильме «Республика Вороньей улицы». Возможно, это и предопределило судьбу симпатичного рижского парнишки.
Окончив десятилетку, юноша отправился в Москву поступать во ВГИК. И поступил, оказавшись в итоге в мастерской Евгения Матвеева. Диплом получил в 1980 году. Следующей работой в кино стал фильм «С тех пор, как мы вместе» (1982). Андрис вновь сыграл одну из главных ролей, правда, фильм откровением не стал. Тем не менее, актера заметили, он продолжил работать в разножанровом кино: детективе, музыкальной комедии, военной драме. Параллельно молодой человек согласился работать с заграничными телекомпаниями, поставляя им всевозможные сюжеты из жизни Советского Союза. Таким образом, он стал продюсером в то время, когда этого слова у нас толком и не знали.
Андрис Лиелайс в юности
И все же настоящая известность к актеру Лиелайсу пришла уже после распада СССР. В 1992 году прибалтийский исполнитель был приглашен на роль кинолога Бориса в фильме «Воспитание жестокости у женщин и собак». Из Андриса и Елены Яковлевой сложился неплохой дуэт, а фильм завоевал признание у публики. В дальнейшем актер стал использоваться отечественными кинематографистами вполне предсказуемо, что имело место еще в советском киноискусстве, когда прибалтийские артисты в основном играли иностранных граждан и фашистских оккупантов. Не избежал такой участи и Андрис Лиелайс. В современных российских кинофильмах и сериалах его талант принялись эксплуатировать через роли американских шпионов, польских панов и немецких бизнесменов. Он засветился в таких работах, как:
Андрис был дважды женат. От первого брака у него есть сын, а от второго, с телеведущей Ириной Палей – еще двое парней. С Ирой они вместе уже более четверти века.
Возможно, телевизионные связи супруги и помогли Лиелайсу реализоваться на поприще политического ТВ. Он занял свою нишу, и, несмотря на сложившиеся стереотипы о меланхоличности и заторможенности латышей, этот мужчина в меру горяч, эмоционален и активен. Что ж, лицедей из него получился действительно неплохой, разноплановый и интересный. Иногда, правда, такое ляпнет! Впрочем, судите сами.
Андрис Лиелайс в фильме «Гибель империи»
Андрис высказывается…
Актер Андрис Лиелайс: Таких откормленных боровов я видел только в кино
Актер Андрис Лиелайс решил посетить родную Латвию. Но его ждал «сюрприз»: он нарушил ПДД, но общение с полицией не показалось ему приемлемым. Об этом актер эмоционально рассказал латвийским СМИ.
«Если говорить про Латвию, то такого административного хамства я редко видел. Например, я ехал по дороге, там, оказывается, был населенный пункт – это под Елгавой (город в Латвии- прим. «АН»), я ехал 90 км в час и оказалось, что там был населенный пункт… Я превысил скорость на 40 км. Меня остановили и дали штраф 160 евро. Я год не был в Латвии, у меня заблокировали карту. Оказывается, что мой штраф стал не 160 евро, а уже 310 евро. Я был в ГАИ и таких откормленных боровов я видел только в фильмах. Это такая узаконенная мафия, когда вся эта дорожная полиция работает совместно с адвокатами. Я считаю, что это выдавливание людей из Латвии. Санкции за штрафы увеличиваются уже через несколько месяцев! Люди залезают в микрокредиты, чтобы отдать долги».
Не все латвийцы восприняли «боль» актера с сочувствием…
Антон: «В своем глазу бревна не увидит. Сам-то как ведет себя на российском ТВ? Хамит соотечественникам, защищает Латвию… Сам же тут не живет и ничего не знает, но хамит. За что боролся… Получи!»
Алла: «Вот пусть наслаждается законами в свободной Латвии!»
Кристап: «А почему он удивляется? Видимо, считает, что его должны все знать в Латвии, потому что он выступает против Кремля на разных шоу! А эти толстые боровы, видать, не узнали или были русскими… Вот и отомстили! Так он думает, видимо!»
Песков отреагировал на просьбу президента Сербии о помощи из-за подорожания газа в Европе
Андрис Лиелайс: Латышские актеры сегодня не так востребованы в России
В ЗСК презентовали документальный фильм о Кущевской атаке
Актер Виктор Логинов: «Я всё тот же мальчишка из Кемерова, но только более узнаваемый»
42-летняя супруга Шаляпина написала ему перед смертью, что он ее заразил коронавирусом
Вторая дочь Ивана Охлобыстина вышла замуж за начинающего актёра
«Файлы Пандоры»: как президенты и министры разных стран использовали офшоры
ГИБДД Краснодара проводит профилактическое мероприятие «Ремень безопасности»
Математик Александр Лосев: С цифровыми технологиями мы движемся в Средневековье
Министр МВД Латвии поддерживает материалы порнографического характера?
Кубанским школьникам расскажут о ПДД неформальным способом
В Латвии небывалое нашествие медведей
Актер Валерий Гаркалин госпитализирован с COVID-19
Автоэксперт Моржаретто прокомментировал сообщение о штрафах за шторки на машинах: «Начали требовать выполнения регламентов и ПДД»
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.