актер малого театра доронин
Доронин Виталий Дмитриевич
ДОРОНИН ВИТАЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1909–1976), русский актер. Народный артист РСФСР (1964). Родился 31 октября (13 ноября) 1909 в Саратове. Отец – Доронин Дмитрий Павлович (1886-1949), рабочий, после 1917 г. — директор индустриального техникума. Мать – Доронина Анна Потаповна, из крестьян, до 1917 г. – счетовод, после – домохозяйка.
Работал слесарем вагоноремонтных мастерских, занимался в кружках художественной самодеятельности. 1928-1930 учился в Институте сценических искусств в Ленинграде (Театральном техникуме, мастерская И.Певцова).
1930 г. – Ленинградский ТРАМ (начало профессиональной деятельности)
1931-33 гг. – театр им. К.Маркса, г.Саратов
1933-35 гг. – театр Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии, г.Хабаровск (действительная служба в рядах РККА)
1935-38 гг. – Мюзик-холл и по совместительству в Ленинградской гос. эстраде
1939 гг. – Театр Комедии, г.Москва
1940-41 гг. –съемки к/ф «Боксеры», г.Одесса
1941-45 гг. – Московский драматический театр, который дислоцировался при школе летчиков им. В.П.Чкалова в г.Борисоглебске (передвижной фронтовой)
1945 г. – переведен приказом в театр Сатиры, г.Москва
В Харьковском театре миниатюр дирижировал джаз-оркестром, исполнял жанровые песни. Большой успех и признание получил Доронин в роли Курочкина («Свадьба с приданым» Н.Дьяконова, 1951). 17 марта 1951 г. за эту роль В.Доронину была присуждена Сталинская премия III степени (Госпремия).
С 5 октября 1951 — актер Малого театра, вскоре подтвердивший славу блестящего комедийного актера, мастера «московской» школы реалистической игры. В его искусстве комедийная легкость, мягкий юмор, простодушная открытость органично сочетались с подлинно драматическим темпераментом. Народный характер дарования Доронина, «загадочность русской души» неожиданно проявились в трагической роли Никиты («Власть тьмы» Л.Н.Толстого, 1956).
Доронин был активно занят в репертуаре театра. Среди множества сыгранных им ролей особым, «доронинским» обаянием отмечены Борейко (Порт-Артур И.Попова, А.Степанова, 1953), Швандя (Любовь Яровая К.А.Тренева, 1961), Репетилов (Горе от ума А.С.Грибоедова, 1963), Тихон (Гроза А.Н.Островского, 1962), Дюков (Инженер Е.Каплинской, 1971), Павел Русу (Птицы нашей молодости И.Друце, 1973) и др.
1 июля 1954 г. Доронину было присвоено звание заслуженный артист РСФСР, а в 1964 г. – народный артист РСФСР.
С 1941 снимался в кино. Киногерои Доронина – люди действия, активного склада души, жизнелюбы. Среди них футболист (Центр нападения, 1946), чемпион-боксер Дорохов (Боксеры, 1947), шахтер (Донецкие шахтеры, 1951), генерал (Нормандия – Неман, 1960) и другие.
Награжден орденами «Знак Почета» (1967), Орден Трудового Красного знамени (1974) и медалями «За оборону Заполярья», «За доблестный труд в годы ВОВ», «В память 800-летия Москвы».
Умер Доронин в Москве 20 июня 1976 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА
16.12.1951 (в) – Верба, «Калиновая Роща» А.Корнейчука
22.12.1951 (в) – Афремов, «Живой труп» Л.Н.Толстого
06.11.1952 (П) – Сергунько, «Северные зори» Н.Никитина
22.03.1953 (П) – Брешко, «Когда ломаются копья» Н.Погодина
10.09.1953 (П) – Борейко, «Порт-Артур» И.Попова и А.Степанова
12.01.1954 (П) – Селихов, «Опасный спутник» А.Салынского
22.02.1955 (П) – Самосад, «Крылья» А.Корнейчука
04.12.1956 (П) – Никитиа, «Власть тьмы» Л.Н.Толстого
17.05.1958 (в) – Мужик с самоваром, «Вечный источник» Д.Зорин (зарубежные гастроли)
02.11.1958 (П) – Барабаш, «Почему улыбались звезды» А.Корнейчука
17.05.1959 (П) – Игнат, «Карточный домик» О.Стукалова (экстренный ввод)
07.11.1960 (П) – Швандя, «Любовь Яровая» К.Тренева
26.10.1961 (П) – Фома Иванович, «Весенний гром» Д.Зорина
19.01.1062 (П) – Тихон, «Гроза» А.Н.Островского
29.11.1962 (П) – Гончаров, «Палата» С.Алешина
24.01.1963 (П) – Репетилов, «Горе от ума» А.Грибоедова
17.06.1963 (П) – Грек, «Нас где-то ждут» А.Арбузова
01.01.1965 (П) – Максим Голубкин – «И вновь встреча с юностью» А.Арбузова
14.11.1965 (П) – Лука Купьелло, «Рождество в доме сеньора Купьелло» Э.де Филиппо
22.10.1967 (П) – Фернандо, «Джон Рид» Е.Симонова
07.04.1969 (в) – Манов, «Золотое руно» А.Гулешки
18.10.1970 (в) – Ракитский, «Человек и глобус» В.Лаврентьева
21.03.1071 (П) – Дюков, «Инженер» Е.Каплинской
23.06.1972 (в) – Ковалев, «Самый последний день» Б.Васильева
23.12.1972 (П) – Павел Русу, «Птицы нашей молодости» И.Друцэ
04.11.1974 (П) – Зевин, «Летние прогулки» А.Салынского
17.04.1976 (П) – Порфирий Владимирович, «Господа Головлевы» по М.Е.Салтыкову-Щедрину
(П) — премьера, (в) — ввод
3. «Центр нападения» — 1947 (Мюзикл)
7. «Огни на реке» — 1953 (Приключения)
8. «Дорога» — 1955 (Приключения)
11. «Люди и звери» — 1962. Пётр Иванович Павлов
13. «Палата» — 1964 (Киноповесть)
Актер малого театра доронин
ВЕЧЕР ПАМЯТИ ВИТАЛИЯ ДОРОНИНА, КОНСТАНЦИИ РОЕК, АЛЁНЫ ДОРОНИНОЙ И АЛЕКСАНДРА ОВЧИННИКОВА
ЦДА им. А.А.Яблочкиной, 7 ноября 2013 года. Ведущий – Борис Поюровский.
ДОМ АКТЁРА ПРИГЛАШАЕТ
СТО ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВИТАЛИЯ ДОРОНИНА
«Он может играть всё – от частушек до Толстого», — говорили режиссёры. Судьба наградила мальчика из саратовской рабочей семьи многогранным талантом. Доронин – один из первых поющих актёров отечественного кино, причём свои песни доверяли артисту лучшие авторы эпохи.
Видеорепортаж телеканала «Культура».
СТО ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВИТАЛИЯ ДОРОНИНА
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения актёра советского театра и кино Виталия Доронина. «Он может играть всё – от частушек до Толстого», — говорили режиссёры. Судьба наградила мальчика из саратовской рабочей семьи многогранным талантом. Доронин – один из первых поющих актёров отечественного кино, причём свои песни доверяли артисту лучшие авторы эпохи. Шутки его простодушных и обаятельных героев из культовых кинокомедий 40-50-х – «Боксёры», «Беспокойное хозяйство», «Свадьба с приданым», — повторяла вся страна. А работы, созданные Виталием Дорониным в Малом Театре, где актёр прослужил четверть века, открывали драматическую глубину его темперамента. Рассказывают «Новости культуры».
На старой пленке – гастроли Малого театра в Болгарии и Румынии. Виталий Доронин с семьей – женой Констанцией Роек, актрисой Малого театра, и дочкой Леной. 59-й год. К этому времени Доронин уже сыграл Никиту во «Власти тьмы» и Борейко в «Порт-Артуре». Актер Виталий Коняев вспоминает, как впервые увидел его в этой роли, когда сам был еще студентом.
Виталий Коняев, народный артист России: «Какой он удивительный на сцене. Он импровизировал, не было ощущения актера, было – живого человека, и с ним было очень трудно очень многим актерам, потому что это качество, которое было у Виталия Дмитриевича, могло быть только у маленьких детей: искренность, наив и тонкая реакция на все происходящее».
Родился Виталий Доронин в Саратове, в конце 20-х годов приехал в Питер и поступил в театральный техникум. Его педагогом был Илларион Певцов. На втором курсе он посоветовал студенту не тратить время зря и идти работать. Виталий Доронин так и не получил актерского образования. Работать пошел в Ленинградский ТРАМ. Во время войны – играл в фронтовом театре в Заполярье. А потом приехал в Москву – в театр Сатиры. Там Борис Ровенских пригласил его на роль в спектакле «Свадьба с приданым». Позже появился и фильм.
В 51-м году Виталий Доронин – актер Малого театра. Он проработал там 25 лет. Теперь здесь играет его дочь – Елена. Актеры Малого, все как один, говорят, что она очень похожа на отца. «Нас, когда я была маленькая, называли сиамскими близнецам», — вспоминает она.
Актерская судьба Виталия Доронина в Малом – не без трудностей. Были времена, когда он вообще не выходил на сцену.
Елена Доронина, актриса, дочь В. Доронина: «Можно сыграть очень много ролей, но не создать творений. Вот у папы может быть ролей было не так много, но образы, созданные им… Такие, как Никита, как Борейко в «Порт-Артуре», как Тихон в «Грозе». И, конечно, последняя его роль, это лебединая песня его — спектакль «Господа Головлевы», Иудушка Головлев».
В театре, к юбилею Виталия Доронина, сделали выставку: фотографии разных лет, роли в театре и кино. Ярослав Барышев был хоть и моложе, но успел стать его другом.
Ярослав Барышев, народный артист России: «Я первый раз увидел Доронина, когда мне было 1, или 16 лет. Это я в кинотеатре был, смотрел «Свадьбу с приданым».
Ярослав Барышев говорит, что таких, как Доронин – мало. И актер талантливый, и человек хороший. Он вспоминает, как проходила репетиция спектакля «Господа Головлевы».
Ярослав Барышев, народный артист России: «Иудушка побледнел, вспотел и пошел пятнами». И вот это была первая репетиция. И вот мы прочитали это, и она выбегает, говорит, что там приехал Петенька. И Доронин, вы поверите? Вот он побледнел на сцене, в одну секунду вспотел и пошел пятнами».
В этой роли он вышел на сцену всего четыре раза.
Елена Доронина, актриса, дочь В. Доронина: «Врачи сказали, что его сердце фактически было все надорвано абсолютно, то есть он выкладывался в этой роли абсолютно до самого конца. Это был актерский подвиг, конечно».
На пленке Виталий Доронин с семьей отдыхает в Щелыково – место, где они бывали почти каждый год. Собираясь в отпуск, они перебирали все страны и города, и все равно отправлялись на Волгу. Туда, где в имении Александра Островского с 19-го года отдыхали актеры Малого.
АНОНС! Виталий Доронин. «Хвастать, милая, не стану»
13 ноября 2009 года отмечается 100-летие со дня рождения актера Малого театра, народного артиста РСФСР Виталия Дмитриевича Доронина. 15 ноября в 16:00 смотрите на телеканале «Культура» телевизионную программу «Любимец публики», в которой о нем вспоминают: актеры Татьяна Панкова, Вера Васильева, Галина Кожакина, Елена Доронина (дочь актера), Виктор Борцов, театральный критик Борис Поюровский.
После программы, в 16:35, будет показан художественный фильм «Свадьба с приданым», снятый в 1953 году на киностудии «Мосфильм». Одну из ролей в картине сыграл Виталий Дмитриевич Доронин.
ПАМЯТИ ВИТАЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА ДОРОНИНА
ПАМЯТИ ВИТАЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА ДОРОНИНА
Виталий Коняев – специально для сайта Малого театра….
Некоторые случаи из жизни, связанные с Виталием Дорониным, вспоминаются особенно ярко. Мне дорог Виталий Дмитриевич ещё и потому, что он был ровесником моего отца, Анатолия Михайловича. Помню их встречу в доме моих родителей в Таллинне: они разговаривали, смеялись, шутили, как будто всю жизнь знали друг друга. Малый театр приезжал в Таллинн со спектаклем «Рождество в доме сеньора Купьелло», замечательно поставленным Л.А.Варпаховским. На наших глазах Виталий Дмитриевич из потрясающего русского человека превращался в детски простодушного сеньора Купьелло, охваченного волнениями по поводу непростой жизни в его итальянском доме. Великолепен был В.В.Кенигсон в роли Паскуалино, он в то время регулярно часто озвучивал фильмы, в которых играли прославленные итальянские комики Тото, Альберто Сорди, сам Эдуардо де Филиппо, и досконально изучил итальянский характер. В роли сына сенора Купьелло выступал Михаил Кононов, только что принятый в труппу, но что-то у него не сложилось в театре и он вскоре ушёл от нас… Как выяснилось на всю жизнь. Спектакль получился очень эмоциональным, очень итальянскими потому парадоксальным: например, зритель не знал, как ему реагировать, когда мать, откинув одеяло с умирающего дона Купьелло, видела у него на груди туфли, спрятанные им от родственников. Художником спектакля был человек, которого Леонид Викторович знал ещё по магаданским лагерям, Л.Вегенер. И этот спектакль, эта трагикомедия стала данью памяти их страшному прошлому, которое они вместе пережили.
Конечно, поистине лебединой песней стала для Виталия Дмитриевича роль Иудушки Головлёва в постановке Е.Я.Весника «Господа Головлёвы». Каким-то непонятным образом зритель испытывал большую симпатию к этому обаятельному человеку, бьющемуся на сцене за одному ему известную правду, отстаивающему одному ему известную позицию. Эффект был поразительный! Жаль, что спектакль с участием Виталия Доронина прошёл всего 4 раза.
Весть о смерти Виталия Дмитриевича в 1976 году пришла, когда Малый театр был на гастролях. Помню, как в тот день Михаил Иванович Царёв собрал всю труппу и объявил об этом.
Невольно вспоминаются гастроли Малого театра в Париже в 1962 году, мы показывали спектакли «Власть тьмы» и «Коллеги». И несколько раз от площади Республики, где была наша гостиница, мы шли пешком по парижским улицам до Театра Наций, где проходили гастроли, и Виталий Дмитриевич говорил: «Будешь вспоминать наши прогулки по этому Парижу!» Да, такое забыть невозможно!
Виталий Коняев
13 ноября 2009 года
Специально для сайта Малого театра
ВИТАЛИЙ ДОРОНИН
13 ноября исполняется 100 лет со дня рождения замечательного русского артиста, актера Малого театра Виталия Дмитриевича Доронина. Его памяти мы посвящаем публикацию отрывка из книги Евгения Весника «Дарю, что помню…».
Есть имена, одно упоминание которых печалит и радует, будоражит, не дает покоя. Виталий Доронин — такое имя. Воспоминание о нем, человеке и артисте, — это моя радость и боль, моя гордость и мой гнев. Радость — оттого, что он был мне другом и в счастливые дни, и в годы наших общих актерских и человеческих бед. Боль — оттого, что утрата друга невозместима. Гордость — от сознания, что последнюю свою замечательную роль, Иудушки Головлева, Доронин сыграл в поставленном мной спектакле. А гнев — от обиды за большого, редкого дара артиста, многие годы лишенного ролей, достойных его таланта.
Я приступал к реализации своей мечты — сделать инсценировку романа моего любимого писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Долго мучился над проблемой — кого пригласить на роль Иудушки Головлева? Наконец после долгих уговоров остановил свой выбор на Виталии Доронине. Для всех (и для него самого) это было неожиданно: одного из самых симпатичных артистов, с ярким положительным обаянием и вдруг — на роль Иудушки Головлева, образа отрицательного, имя которого стало нарицательным.
Мне хотелось, чтобы Иудушка был не сразу противен зрителю, чтобы поначалу даже вызывал симпатию, потому я и пригласил на роль Доронина. И не ошибся. Спектакль имел большой успех, а Доронин вызывал просто шквал оваций.
Я как-то спросил у билетерши: «Почему таким большим успехом пользуется Доронин?» Билетерши всегда говорят правду, очень точно называя и промахи и удачи.
И она мне ответила:
— Если такие люди, каким выглядит Доронин, оказываются негодяями, так как же надо быть осторожным в жизни, как внимательно надо относиться к людям, которые тебя окружают.
Доронин сыграл всего четыре спектакля и умер.
Но эти четыре спектакля возродили Доронина. И те, кому удалось побывать на них, снова увидели развернувогайся в полную силу его талант, но уже в новом качестве. Виталий Доронин, вместивший в своей актерской индивидуальности многие светлые черты национального русского характера — доброту, обаяние, удаль, озорство, нетерпимость ко лжи, ярко отразившиеся в его внешнем облике и поведении, — вдруг предстал в страшном образе Порфирия Головлева. Парадоксальное сочетание внешне обаятельной, вполне располагающей к себе фигуры артиста с отвратительным внутренним миром его героя произвело ошеломляющее впечатление. И это была не внешняя парадоксальность. Актер сумел органично сплавить противоречащие, казалось бы, друг другу черты в едином характере. В этом и была сила и новизна художественного открытия Доронина.
Лишь ему да мне было известно, ценой каких актерских и человеческих усилий далось ему это открытие. Полтора года работы над спектаклем было временем беспрестанных радостных и мучительных поисков доронинского Иудушки. И не на одних лишь репетициях в театре. Мы жили этой работой постоянно. Любая наша встреча, случайная или запланированная, становилась своеобразной репетицией. На улице, на отдыхе, в ожидании записи на радио и телевидении, во время шумных актерских застолий и совместных поездок в Щелыково мы обговаривали, пробовали, находили и отвергали, доискивались до сути образа, выстраивали его линию, открывали новые краски в актерском резерве Доронина. За столом забывали о еде, на рыбалке — о рыбе. Он будил меня по ночам телефонными звонками, и работа продолжалась. Это было как ожидание встречи с истиной, как откровение, как утверждение себя в искусстве!
Однажды на рыбалке мы молча сидели рядом, поглядывая на неподвижные поплавки. Каждый думал о своем. И вдруг Доронин вскочил. Его глаза, лицо, фигура выражали страдание, отчаяние, боль.
— Где?! — закричал он, протягивая ко мне руки. — Где все? Это было так неожиданно, что я не сразу понял, в чем дело.
— Ты что, с ума сошел? — отпрянул я от Доронина и тут же понял: «Где все?» — финальная реплика Порфирия Головлева, вдруг прозревшего, увидевшего всю свою жизнь разом и кающегося в своем иудстве.
— Окуни где, я спрашиваю?! — тут же с лукавой и одновременно смущенной улыбкой свел Доронин свой внезапный порыв к шутке.
Это было настоящее творческое озарение, пришедшее вдруг, в момент, когда артист вроде бы и не думал о роли. Подсознание «выдало» ему давно знакомый, но еще не найденный на репетициях результат. В спектакле этот кусок стал одним из самых сильных.
Наверное, Доронин предчувствовал, что Иудушка Головлев — его последняя работа. Помню, на последней генеральной репетиции он сказал:
— По-моему, это моя последняя роль.
Потому всю свою нерастраченную творческую энергию вкладывал в нее без остатка. Нужно было видеть, как этот немолодой уже артист горел, жил ролью. Его энергия, темперамент, его одержимость, азарт определяли характер нашей работы. Несмотря на то, что я его хорошо знал и мы были дружны многие годы, лишь работа над «Господами Головлевыми» дала мне возможность узнать Доронина во всей полноте его человеческих и актерских достоинств, еще больше сдружила с ним всех участников спектакля. Поэтому, наверное, в одном из отзывов на спектакль было отмечено полное творческое единомыслие актера и режиссера.
О смерти Доронина я узнал в Куйбышеве. Послал в Москву телеграмму, которую просил прочесть у гроба Виталия.
«Когда уходит из жизни человек, это всегда трагедия. Когда уходит близкий твоему сердцу человек, это еще трагичнее. Когда уходит высокоодаренный, истинно талантливый человек, это горе. Это беда. Это несправедливо. Невозможно смириться с тем, что среди нас, актеров, нет больше Виталия Доронина. Однако это так.
Виталий, спасибо тебе за те минуты, часы, дни, годы твоей жизни, которые имели отношение и ко мне, как к твоему товарищу. Я всегда был влюблен в твой талант, в твое обаяние. Спасибо тебе за совместную работу над спектаклем «Господа Головлевы». Я смело могу тебе сказать, дорогой мой, что твоя последняя работа, Порфирий Головлев, — высочайшего класса творческая победа. Я надеюсь, что в последние минуты твоей жизни воспоминания о работе над этим образом доставляли тебе секунды морального удовлетворения. Прощай, дорогой мой друг. Прощай, большой артист. До последних минут моей жизни ты будешь жить в моей душе. Твой Евгений Весник. Июнь. 1976 г. Куйбышев».
Как же мне было приятно услышать потом из уст его жены следующие слова: «Спасибо тебе, Женя, что ты занял его в этом спектакле. Он был несправедливо обойден театром. И в последней его работе он был счастлив. Это счастье переполнило его душу. Он, по-моему, умер от счастья».
Виталий Доронин, Петр Алейников, Иван Переверзев, Борис Андреев, Василий Меркурьев, Михаил Яншин — всех этих актеров Бог наделил каким-то особым даром обаяния. Они были очень разные, но сила и качество обаяния каждого были очень схожи — все они были из чаши Добра! Все они были в святом смысле слова — богоугодными человеками! Магнитами! К ним тянуло всех и вся. Я не могу себе представить нормального человека, который испытывал бы чувство неприязни к этим людям. Я не могу себе представить этих артистов в качестве ложных общественников, болтунов, разглагольствующих на любые темы, начиная с судеб мира и кончая перспективой захоронения чьих-либо останков, причем варьируя те или иные темы в зависимости от политических и общественных обстоятельств, от того, кто за штурвалом страны!
Я не могу себе представить ни одного из названных беспрерывно проводящими время на заседаниях, в президиумах, занимающими одновременно 5—10 разных постов, должностей, почетных и реальных. Что значит быть в одно и то же время худруком, артистом, преподавателем, общественным деятелем, сопредседателем какого-нибудь заведения, депутатом чего-либо и т.д.? Сосредоточиться при таком количестве функций на чем-либо одном невозможно, а следовательно, невозможно быть полезным ни в чем.
Доронина как-то избрали председателем месткома театра, и, надо сказать, при нем делалось столько добрых дел, как ни при ком другом! Он не занимался своей персоной, он сосредоточивался на делах для других и потому был полезен и любим. Доронин в должности председателя месткома оставался Дорониным во всех проявлениях. Многих тянуло на заседания месткома с его участием, так как он никак не соответствовал принятому облику советского месткомовца с особой лексикой: «партия и правительство», «школа коммунизма», «советское лучшее», «самая демократичная», «наш долг», «ближе к народу», «ближе к партии» и т.д. и т. п.
От председателя Доронина можно было услышать: «Братцы! Надо дать. Надо подарить. Надо помочь. Надо пойти и добиться. Надо похлопотать. Надо навестить в больнице. Я пойду. Я постараюсь. Не надо трепаться, надо делать».
Доронин был художнически честен, бескомпромиссен и как-то по-особому чистоплотен. Весь облик Виталия Дмитриевича был богоданным отрицанием банальности, он был природой защищен от нее. И это было счастье его — человека и художника. Он открыто любил и так же открыто, не скрываясь, презирал то, что считал несовместимым с жизнью артиста, театра, искусства. Он был откровенен в выражении своих симпатий и антипатий, и поэтому, очевидно, снискал славу «трудного» человека. Был из тех, кто «не умеет жить», «пробивать» роли, добиваться чего-нибудь для себя.
Последнее, впрочем, можно в какой-то мере поставить ему в вину. И не только ему — многим художникам, чья ложная скромность невольно способствует тому, что бесталанные, но весьма активные в борьбе личности пробиваются в «лидеры» и свои убогие мыслишки, примитивные создания возводят в эталон художественного мышления. Ведь каждое отступление подлинного художника — это победа посредственности. Каждая значительная работа художника — это не его лишь, а и национальное достояние. И художник обязан его пополнять, обязан быть активным в создании своих творений.
Увы! Доронин многого не сыграл. И это не его потери, но наши общие. Самая большая из них — царь Федор. Уверен, что, сыграй Доронин Федора, это было бы крупнейшее событие в истории русского театра. Говорю это совсем не в упрек тем, кто играл эту роль. Доронин был рожден для этой роли. Весь облик его, склад ума, манера поведения, выразившие гармонию национального характера, в сочетании с образом трагедии А.К.Толстого не могли не стать значительным художественным явлением.
Да, имя Виталия Дмитриевича Доронина рождает много радостных и тревожных мыслей. Одна из самых тревожных — вынужденные, изнуряющие простои больших талантливых артистов. Артисты могут годами «работать» в театре и ничего не производить. А когда вдруг случается роль. робеют. Мне целый год пришлось уговаривать Доронина сыграть Иудушку Головлева. И отказывался он не только потому, что не видел себя в этой роли, но и потому еще, что отвык от дерзаний.
Виталий Дмитриевич думал о людях, люди о нем думали меньше. Он, повторяю, сыграл ролей меньше, чем мог, чем хотел. И страдал из-за этого, страдал незаметно. Но страдал как добрый человек, никого не виня в невнимании к нему. Он был истинным талантом, а потому явлением, раздражавшим многих. Завистливая серятина, как саранча, — не слабое сообщество. Оно способно сдерживать потенциальные возможности таланта, не понимая того, что чем больше энергии «саранча» тратит на ограничение таланта, тем большую любовь и уважение к нему порождает.
Любовь людей Доронин и заслужил и выстрадал!
Каждый раз, вспоминая Виталия Доронина, говоря о нем или пытаясь написать о нем, я невольно вспоминаю полюбившиеся мне слова французского этнографа Клода Строса: «Мир дороже жизни, жизнь дороже человека, уважение к другим дороже любви к себе».
Виталий Доронин: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Биография
Жизнь будущей знаменитости началась в городе Саратов, в конце осени 1909 года. Тяга к искусству появилась у Виталия еще в отрочестве, тогда он старался ходить на различные творческие кружки. Родители актера никогда не были связаны с миром кино, отец мальчика был простым рабочим на заводе, а мать посвятила свою жизнь бухгалтерскому делу.
В возрасте 19 лет юноша принял решение о переезде в Санкт-Петербург, который тогда назывался Ленинград. Доронин «горел» актерской деятельностью, в столь раннем возрасте он уже точно знал свое жизненное предназначение.
На новом месте парень поступил в актерское училище, окончил его в 1930 году. В дальнейшем активно развивался в новом направлении, стал обладателем нескольких государственных наград. Талантливого актера не стало 20 июня 1976 года.
Творческая деятельность
По окончании обучения Доронин начал свое путешествие по России, он сменил десятки театров, в которых исполнял самые разные роли. В 1941 году талантливый артист устроился в передвижной театр драматического направления. В 1945 переехал в столицу России ради получения очередной должности в одно из самых престижных театральных заведений страны.
Впрочем, на новом месте Виталий надолго не задержался, далее поменял место жительства и стал выступать в харьковском театре. Там мужчина впервые выступил в качестве музыкального исполнителя, актеру доверили ключевую роль в именитом джазовом оркестре. На счету артиста участие в таких театральных постановках, как: «Гроза», «Горе от ума» и десятки других.
Карьера в кино
Перед началом Великой Отечественной Войны мужчина дебютировал на больших экранах, он сыграл одну из главных ролей в кинокартине «Боксеры». Далее его актерская карьера пошла в гору: его начали приглашать в самые разные кинопроекты.
Первая роль Виталия, которая заполучила много зрительского внимания – водитель, командующий колонной машин в киноленте «Дорога». В дальнейшем, вплоть до 1975 года, он продолжал исполнять второстепенные и главные роли в кино, выступал в театре. В промежуток времени между 1950 и 1975 годами Доронин стал обладателем премии, названной в честь Иосифа Сталина, тогда же его признали народным артистом РСФСР.
Личная жизнь
Знаменитый артист театра и кино был женат дважды. Сначала его женой стала Наталья Цветкова – актриса театра, которая родила мужчине дочь. Елена Доронина, в связи с родительским влиянием, решила посвятить свою жизнь артистическому направлению развития. Далее Виталий вступил в брак с Констанцией Роек, которая также занималась театральным искусством. Впоследствии супруги развелись.