актер малого театра марцевич
Эдуард Марцевич
Биография
Эдуард Марцевич относился к театральной сцене как к любимой женщине, а каждое появление перед зрителем воспринимал как свидание. Конечно, творческая биография не всегда писалась гладко, случались конфликты, как он говорил, не на жизнь, а на смерть: актерская профессия никогда не считалась легкой. Но артист усмирял гордость и честолюбие и ни разу не жаловался на судьбу, даже наоборот, удивлялся благосклонности ангелов-хранителей.
Детство и юность
Творческая судьба Марцевича была предопределена с самого рождения. Он появился на свет за 2 дня до Нового 1937-го на гастролях родителей в Грузии. Брак Евгения Михайловича и Нины Алексеевны, актера и суфлера Бакинского театра, продержался 3 года. Но последовавший развод никак не отразился на общении мужчины с сыном. С раннего возраста мальчик пропадал на его работе, присутствуя то за кулисами, то в зрительном зале.
После войны Эдик вместе с матерью, отчимом и сестрой перебрался в Вильнюс, где и прошли его отроческие и юношеские годы. По счастливому стечению обстоятельств именно в Литву по окончании боевых действий и немецкого плена приехал отец, ставший настоящей звездой местного театра.
Артист признавался в интервью, что, пребывая в средней школе № 8, не отличался завидным прилежанием. Однажды дело дошло до того, что грозило исключение из учебного заведения за проказу на уроке английского языка. Подросток вместе с одноклассниками выкрутил лампочку, засунул туда промокашку и, воспользовавшись образовавшейся темнотой, швырнул чернильницу в доску.
В целом педагоги шли навстречу ученику, занимавшемуся, кажется, во всех имевшихся кружках в Доме связи (хоровом, драматическом, чтецком, танцевальном). Преподаватели понимали, что их подопечный создан явно не для усердного чтения учебников. А юное дарование неоднократно радовало их спектаклями, в которых участвовал и которые ставил.
Обзаведясь аттестатом зрелости, выпускник двинулся в Москву. Но столица вовсе не ждала его с распростертыми объятиями.
«Я приехал абсолютно убежденным в том, что обязательно буду актером, но чуть было не потерпел фиаско. На первой же консультации мне сказали: “Вы симпатичный молодой человек, у вас очень умные глаза. Вы будете хорошим математиком. Идите, и никогда не поступайте на актёрский факультет”», — рассказывал Эдуард Евгеньевич.
Но абитуриент не послушался дерзкого совета и продолжил штурм театральных вузов. И не зря: парень смог добраться до третьего тура и в школе-студии МХАТ, и школе Малого театра, но в итоге выбрал знаменитую «Щепку». Здесь студент оказался под крылом сначала Константина Зубова, а затем Григория Дмитриева и Виктора Коршунова.
Последний, поставивший «Оптимистическую трагедию», доверил в ней главную мужскую роль Марцевичу и не прогадал: о постановке заговорила вся Москва. Уже к концу обучения молодой человек знал, что его, скорее всего, определят в Малый театр. Но все изменил показ «Гамлета» перед Николаем Охлопковым — режиссер без лишних размышлений взял его в свою «Маяковку».
Личная жизнь
Первая любовь случилась у Эдуарда еще в Вильнюсе. А уже в Москве, услышав от Николая Охлопкова «либо играешь, либо с девушками гуляешь», он долго не позволял себе испытывать возвышенных чувств.
Мужчину обожали многие красивые женщины (в том числе и Светлана Немоляева), однако личную жизнь ему удалось устроить только на третий раз. И знакомство с той, что подарила ему двоих сыновей, произошла именно в театре: девушка трудилась в канцелярии Малого.
Эдуард встретил 18-летнюю Лилию Салямову и потерял голову от любви. Красивые ухаживания вскоре привели к браку и рождению Кирилла и Филиппа, последовавших по стопам отца.
«Меня поражала беспрестанная забота отца о матери. И я часто слышал, как он восхищался ее красотой. Когда мы с братом были маленькими, мама работала в банке недалеко от дома и в 1990-х зарабатывала куда больше папы. Ну а потом, когда мы выросли, она бросила работу, чтобы находиться при папе», — рассказывал младший сын артиста.
Эдуард Евгеньевич терпеть не мог ругаться и часто первым шел на примирение, а детей воспитывал без наказаний. Когда они подросли, он не лез с советами об отношениях с противоположным полом. Что касается внучек, то в Саше и Маше счастливый дедушка души не чаял, стараясь баловать по поводу и без.
Театр и фильмы
«Гамлет», «Царь Эдип», «Иркутская история» и другие — Эдуард блистал в «Маяковке», внимая знаниям у наставника Николая Охлопкова. Когда режиссера не стало, он вынужден был перейти в Малый театр, которому служил верой и правдой до конца жизни.
Однако отношения с «альма-матер» сложились не сразу. Сначала ролей практически не давали, а сыграть главного персонажа в «Царе Федоре Иоанновиче» повезло только через десятилетие после премьеры и перенесенной клинической смерти. Зато впоследствии ему удалось создать целый ряд сложных образов (Репетилов в «Горе от ума», Алеша в «Униженных и оскорбленных», Петр Трофимов в «Вишневом саду»).
Эдуард Марцевич и Клаудиа Кардинале
С убедительного перевоплощения в Аркадия Кирсанова в «Отцах и детях» началась успешная кинокарьера Марцевича. Посыпались приглашения от знаменитых режиссеров: Борис Барнет утвердил артиста в своей «Аннушке», а Сергей Бондарчук превратил в Бориса Друбецкого в экранизации «Войны и мира».
В 1969-м в Италии (а на следующий год и в СССР) состоялась премьера «Красной палатки», где коллегами москвича по съемочной площадке оказались Клаудия Кардинале, Шон Коннери и Питер Финч. К слову, кинокартина, где звучат песни Юрия Визбора, претендовала на премию «Золотой глобус».
Впрочем, и на дальнейшее партнерство деятелю искусства жаловаться не приходилось. Фильмография пополнилась «Идеальным мужем», где он выступал в тандеме с Людмилой Гурченко и Юрием Яковлевым, а в «ТАСС уполномочен заявить…» сыграл с Вячеславом Тихоновым и Юрием Соломиным.
Смерть
За всю свою жизнь Марцевич перенес две клинические смерти — в 1977-м и 2012-м. Поэтому, когда в сентябре 2013-го он почувствовал себя плохо и потребовалась операция, домашние были уверены, что все сложится благополучно и на этот раз. Но уже к началу октября ситуация ухудшилась: пациента перевели из Боткинской больницы в медучреждение № 67, а затем госпитализировали в реанимацию «Склифа».
12 октября, в 40-ю годовщину свадьбы с Лилией Османовной, Эдуарда Евгеньевича не стало. Причиной смерти послужило тяжелое заболевание — цирроз печени. Через несколько дней после ухода знаменитости на российском телевидении показали документальный фильм о нем. Мэтр как будто чувствовал, что этот проект — его последнее интервью, поэтому решился на эксклюзивные откровения и не пожалел теплых слов в адрес семьи и коллег.
Артиста похоронили на Троекуровском кладбище Москвы, могила находится в конце Актерской аллеи, у часовни.
Марцевич Эдуард Евгеньевич
Родился 29 декабря 1936 г. в Тбилиси. Отец — Марцевич Евгений Михайлович (1911-1974).
Мать — Крылова (урожд.Саранкина) Нина Алексеевна (1914-1980).
Родители Эдуарда познакомились друг с другом в Народном театре, где Евгений Михайлович Марцевич, профессиональный артист, работающий в Бакинском драматическом театре, вел студию, а Нина Алексеевна была суфлером. Их сын, Эдуард, родился и провел первые три месяца своей жизни в Тбилиси, куда Бакинский театр выехал на гастроли. Затем семья вернулась в Баку. Воспитываясь в актёрской семье, мальчик часто бывал в театре, где он жадно впитывал всё происходящее на сцене, чрезвычайно эмоционально воспринимая увиденное. Евгений Михайлович совмещал работу в театре с преподаванием в драматическом кружке в Вильнюсском клубе связи. Юный Эдуард записался в этот клуб, во все кружки, какие было возможно: танцевальный, певческий, художественного чтения. Только в драматический кружок отец его не брал, боялся, вдруг у сына не окажется таланта. Но настойчивость младшего Марцевича победила опасения отца. Услышав как-то раз, как Эдуард читает стихи, Евгений Михайлович поверил в способности сына, взял его к себе в кружок, стал поручать большие, ответственные роли.
В Москву на вступительные экзамены в театральный ВУЗ юный Марцевич отправился смело, без колебаний, ведь у него за плечами был большой опыт актёрской работы в спектаклях строгого профессионального отца! Но вдруг столкнулся с неожиданностью. На экзамене в ГИТИСе ему сказали: «Вы очень симпатичный молодой человек. У вас умные глаза. Но вам не стоит заниматься театральным искусством». К счастью, параллельно с экзаменами в ГИТИС, шли туры в других театральных школах. Его сразу пригласили на третий тур в школу-студию МХАТ. А в «Щепке» сказали: «Пришли к нам, нечего бегать по другим школам». Так он стал студентом театрального училища имени М.С.Щепкина при Малом театре на курсе знаменитого актёра, режиссёра и педагога Константина Александровича Зубова.
Курс был талантливый, яркий, запоминающийся. Вместе с Э.Марцевичем учились будущая актриса Малого театра, ныне Народная артистка России Нелли Корниенко, Народный артист России Станислав Любшин. Актёрское мастерство преподавали замечательный педагог и режиссёр В.И.Цыганков, Г.Н.Дмитриев, возглавивший курс после смерти К.А.Зубова, и совсем тогда ещё молодой тогда В.И.Коршунов. Дипломной работой Марцевича была роль Алексея в спектакле «Оптимистическая трагедия», поставленном В.Коршуновым. Роль была сыграна с успехом. О Марцевиче заговорили. Стало известно, что его хотят принять в Малый театр.
После выпускных экзаменов Марцевич получил официальное приглашение в Малый театр, в школе которого он учился 4 года. Но в тот момент у него была другая мечта — в театре Маяковского Эдуард увидел «Гамлета», поставленного Н.П.Охлопковым, пробовался на роль Гамлета и был приглашён играть её — Гамлет оказался для Марцевича выше всего. К тому же — сыграть Гамлета в 22? Сокурсникам это казалось непостижимым, а сам Эдуард был буквально одержим идеей! Даже перспектива работы в великом театре не могла отвлечь его от мечты сыграть эту роль.
Именно в роли Гамлета состоялся профессиональный дебют Эдуарда Марцевича на сцене театра имени Маяковского, в труппу которого он вступил в 1959 г. «Это сама юность мира, перед которой отступает все грязное, низкое, вчерашнее», — писал драматург А.Штейн о Гамлете-Марцевиче. Яркий дебют принес молодому исполнителю широкую известность, успех у зрителей и интерес профессиональной критики. Не все совпадали во мнении, судя об интерпретации сложнейшей шекспировской роли молодым исполнителем. Но талант Эдуарда Марцевича, его редкое сценическое обаяние и врожденный артистизм были неоспоримыми.
Поддержанный и направляемый Охлопковым, Марцевич вскоре занял заметное положение в труппе театра. Играл большие, центральные роли в спектаклях «Нас где-то ждут» А.Арбузова, «Как поживаешь, парень?», «Проводы белых ночей» В.Пановой и других. А также ввелся в уже идущий спектакль «Царь Эдип» Софокла, сыграл заглавную роль — одну из сложнейших в мировом классическом репертуаре.
Параллельно с работой в театре молодой артист много выступал на концертных площадках, радио и телевидении с чтецкими программами, которые отличали глубокое постижение авторского замысла и стиля, тонкий вкус, мастерство исполнения. К тому же еще со студенческих времен он снимался в кино. Дебютировав на экране в роли Аркадия Кирсанова в фильме «Отцы и дети» (1958 г.), Марцевич привлёк к себе внимание серьёзных кинорежиссёров. Б.Барнет пригласил его в свою картину «Аннушка», С.Бондарчук доверил роль Друбецкого в «Войне и мире», М.Калатозов поручил сыграть Мальмгрена в его, ставшем впоследствии знаменитом, имевшем большой международный успех, фильме «Красная палатка», в котором партнерами Марцевича выступали К.Кардинале, П.Финч, Ш.Коннери, Ю.Соломин, Н.Михалков, Д.Банионис.
После смерти Н. П. Охлопкова, которого Марцевич считает своим Учителем, Марцевич уходит из театра им. Маяковского и с 1969 г. становится артистом Малого театра, которому, прерываясь на незначительное время, он служит уже 30 лет. Его возвращение в «альма-матер» — шаг естественный, логичный и закономерный.
В 1987 г. Эдуарду Марцевичу присвоили звание «Народный артист России». В разное время в его репертуар входили роли князя К. и Лыняева, а также чеховского Войницкого в «Дяде Ване» и двух исторических персонажей в трагедиях А.К.Толстого: царя Федора Иоанновича в одноименном спектакле и Василия Шуйского в «Царе Борисе». В последние годы Эдуард Марцевич был занят в спектаклях «Таинственный ящик» П.А.Каратыгина (Сен-Феликс), «Три сестры» А.П.Чехова (Чебутыкин) и «Ревизор» Н.В.Гоголя (Хлопов). Последняя роль Э.Марцевича — Шапюзо в комедии Э.Золя «Наследники Рабурдена».
Ещё в начале своего артистического пути он пробовал свои силы в режиссуре. Он инсценировал, поставил и вместе с З.Андреевой играл в концертном варианте спектакль «Белые ночи» по Ф.Достоевскому. Затем последовали другие постановки. И, наконец, пришло решение заняться режиссурой профессионально. Ради этого он на год оторвался от театра и уехал в литовский город Паневежис к известному режиссёру Ю.Мильтинису обучаться профессии режиссёра-постановщика. По окончании режиссёрского курса Марцевич подтвердил свою квалификацию, поставив в Паневежисском театре «Старый дом» А.Казанцева, а затем в разные годы «Обыкновенную историю» по И.А.Гончарову и «Иванова» А.П.Чехова. В своем родном Малом театре он тоже выпустил три спектакля. Поставил пьесу А.Стриндберга «Отец», в которой сам исполнил главную роль Ротмистра. Затем комедию А.Н.Островского «Не было гроша, да вдруг алтын», для которой избрал на главную роль одного из самых любимых и почитаемых актёров современного театра Евгения Валериановича Самойлова (после смерти которого эту роль Эдуард Марцевич стал исполнять сам). В конце 1998 г. осуществил постановку собственной инсценировки романа Л.Н.Толстого «Воскресение».
Э.Е.Марцевич — член Российской ассоциации международного и научного сотрудничества со странами Балтии (Дом Дружбы, 1995 г.), член Союза кинематографистов (1975 г.), член Союза театральных деятелей России (1962 г.). Награжден орденом Дружбы (1997 г.), медалями «Ветеран труда» и «В память 850-летия Москвы».
Скончался 12 октября 2013 года. Похоронен на Троекуровском кладбище (Москва).
21.12.1969 г. Черданцев «Человек и глобус» В. Лаврентьева (премьера)
22.04.1970 г. посол «Признание» С. Дангулова (премьера)
27.04.1970 г. Мешем «Стакан воды» Э. Скриба (ввод)
21.06.1970 г. Жорж Рено «Путешественник без багажа» Ж. Ануйя (ввод)
05.09.1970 г. Советник «Призание» С. Дангулова (ввод)
30.11.1970 г. Нуланс «Признание» С. Дангулова (ввод)
05.12.1970 г. Малиновский Елисей «Инженер» Е. Каплинской (премьера)
25.05.1971 г. Дон Жуан «Каменный хозяин» Л. Украинки (премьера)
16.03.1972 г. Сергей «Самый последний день» Б. Васильева (премьера)
29.06.1972 г. Аркадий Кирсанов «Отцы и дети» И.С. Тургенева (ввод)
12.06.1973 г. Кисельников «Пучина» А.Н. Островского (ввод)
07.12.1973 г. Альберт Грегор «Средство Макропулоса» К. Чапека (премьера)
25.01.1976 г. Репетилов «Горе от ума» А.С. Грибоедова (ввод)
26.01.1976 г. Князь Бельский «Касатка» А.Н. Толстого (ввод)
08.05.1976 г. Алеша «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского (премьера)
03.05.1978 г. профессор-психиатр «Возвращение на круги своя» И. Друцэ (премьера)
11.10.1979 г. Саратов «Золотые костры» И. Штока (ввод)
04.01.1981 г. Розенберг «Русские люди» К. Симонова (ввод)
23.02.1981 г. секретарь обкома Целиноградской области «Целина» по книге Л.И. Брежнева (премьера)
14.03.1981 г. Устрашимов «Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского (ввод)
25.04.1983 г. Иван фон Крижовец «Агония» М. Крлежи (ввод)
14.05.1983 г. Фиеско «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера (ввод)
14.06.1983 г. царь Федор «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (ввод)
29.12.1984 г. Дугин «Рядовые» А. Дударева (премьера)
28.05.1985 г. Ухтищев «Фома Гордеев» М. Горького (ввод)
03.05.1987 г. Веточкин «Холопы» П.П. Гнедича (премьера)
25.09.1988 г. Крымов «Игра» Ю. Бондарева (ввод)
24.03.1989 г. граф Зыров «Хищники» А.Ф. Писемского (премьера)
07.05.1989 г. Ротмистр «Отец» А. Стриндберга (премьера)
15.02.1992 г. Князь К. «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского (премьера)
25.12.1993 г. Василий Иванович Шуйский «Царь Борис» А.К. Толстого (премьера)
30.06.1994 г. Лыняев «Волки и овцы» А.Н. Островского (премьера)
28.09.1996 г. Крутицкий «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского (ввод)
03.06.1997 г. Войницкий «Дядя Ваня» А.П. Чехова (ввод)
16.01.2004 г. Чебутыкин «Три сестры» А.П. Чехова (премьера)
08.04.2004 г. Сен-Феликс «Таинственный ящик» П.А. Каратыгина (ввод)
06.10.2006 г. Лука Лукич Хлопов, «Ревизор» Н.В. Гоголя, режиссёр Ю. Соломин
2011 г. Шапюзо «Наследники Рабурдена» Э.Золя
1. «Авантюристка» (реж. Д.Дьяченко, 2005 г.) – Фёдор Степанович
2. «Блюстители порока» (реж. В.Ноздрюхин-Заболтный, 2001 г.) — Гарднер
3. «Боец» (реж. Е.Серов, 2004 г.) – Империал
4. «Всё к лучшему» (реж. Д.Магонов и др., 2010 г.) – Алексей Петровский
5. «Главные роли» (реж. В.Плоткин, 2002 г.) — профессор
6. «Государственная граница. Фильм 3. Восточный рубеж» (реж. Б.Степанов, 1983 г.) – Барков
7. «Запороги» (реж. В.Онищенко, 2005 г., Украина) – царь Алексей Михайлович
8. «Иван Подушкин. Джентльмен сыска-2» (реж. А.Мармонтов, 2007 г.) – Водовозов
9. «Каменская-3» (реж. Ю.Мороз, 2003 г.) – сержант ГАИ
10. «Кровавая Мэри» (реж. Н.Агаджанова, 2007 г.) —
11. «Курортный роман» (реж. С.Никоненко и др., 2001 г.)
12. «Люди и тени-2. Оптический обман» (2003 г.) – прокурор Зыбин
13. «Маросейка,12. Ген смерти» (реж. И.Апасян, 2000 г.)
14. «Паутина-3.» (реж. А.Хрулёв, 2009 г.) – Евгений Ипполитович Завальский
15. «Пепел Феникса» (реж. Вл.Попков, 2004 г.) – Николай Николаевич Артоболевский
16. «Спас под берёзами» (реж. Л.Эйдлин, 2003 г.)
17. «Сыщики районного масштаба» (реж. К.Белевич, 2005 г.)
18. «Тайная стража» (реж. Ю.Музыка, К.Смирнов, 2005 г.) —
19. «ТАСС уполномочен заявить…» (реж. Вл. Фокин, 1984 г.) – журналист Дмитрий Степанов
1. «Аз воздам» (реж. Б.Степанов, М.Касымова, Б.Шадурский, Белоруссия-Польша, 1993 г.) – епископ Бжогтовский
2. «Анна Каренина» (реж. С.Соловьёв, 2009 г.) – князь Щербацкий
3. «Аннушка» (реж. Б.Барнет, 1959 г.) – Вовка
4. «А поутру они проснулись» (реж. С.Никоненко, 2003 г.) – профессор
5. «Вагон» (реж. С.Асланюрек, Россия-Турция, 1993 г.) – Аркадий Иванович
6. «Война и мир» (реж. С.Бондарчук, 1965-67 гг.) — Борис Друбецкой
7. «Война под крышами» (1967 г.)
8. «Вознаграждение – 1000 франков» (реж. В.Бровкин, 1983 г.) – майор Жедуар
9. «Вопреки здравому смыслу» (реж. С.Курбанов, Россия-Украина, 2008 г.) – Вячеслав Петрович, отец Марины
10. «Гончарный круг» (реж. В.Дербенёв, 1974 г.) — Денис
11. «Грех» (реж. Р.Василевский, 1992 г.) – швед
12. «Дом на дюнах» (реж. Д.Салынский, 1984 г.) – Хэддлстон
13. «Дорога через руины» (реж. В.Онищенко, 1989 г.)
14. «Женщина в белом» (реж. В.Дербенёв, 1981 г.) — сэр Персиваль Глайд
15. «Жизнь одна» (реж. В.Москаленко, 2003 г.) – академик Иван Ильич Беленкин
16. «Запомните, меня зовут Рогозин!» (реж. С.Борчуков, 2003 г.) — Грачёв
17. «Зелёный фургон» (реж. А.Павловский, 1983 г.) — профессор
19. «Иванов» (реж.В.Дубровицкий, 2009 г.) – Шабельский
20. «Идеальный муж» (реж. В.Георгиев, 1980 г.) — лорд Горинг
21. «Ипподром» (реж. Р.Василевский, 1979 г.) – полковник милиции Турин
22. «Ищу мою судьбу» (реж. А.Манасарова, 1974 г.) – отец Александр
23. «Казино» (реж. С.Самсонов, 1992 г.) – Мэйс, гл. роль
24. «Канкан в английском парке» (реж. В.Пидпалый, 1984 г.) – Лодзен
25. «Карл Маркс. Молодые годы» (реж. Л.Кулиджанов, СССР-ГДР, 1979 г.) – Генрих Гейне
26. «Клоун Мусля» — Царёв
27. «Кодовое название «Южный гром» (реж. Н.Гибу, 1980 г.) – полковник Кампински
28. «Короткая игра» (1990 г.)
29. «Кража» (реж. А.Гордон, 1970 г.) – реставратор Алексей Гуров
30. «Красная палатка» (реж. М.Калатозов, 1969 г.) – Мальмгрен
31. «Красный остров» (реж. А.Фенько, 1991 г.) – Геннадий Панфилович
32. «Крепыш» (реж. Н.Клдиашвили, А.Згуриди, 1981 г.)
33. «Короткая игра» (реж. А.Салбиев, 1990 г.) – Игорь Алексеевич Теплов
34. «Лавры» (реж. В.Горпенко, 1973 г.) – Леонид Шляхтич
35. «Маска и душа» (реж. С.Колосов, 2002 г.)
36. «Маэстро вор» (реж. В.Шамшурин, 1994 г.) – Пётр Сергеевич Хлынов
37. «Между воскресеньем и субботой» (реж. А.Салбиев, 1991 г.)
38. «Мсье Робина» (реж. А.Бурко, Украина, 1994 г.) – администратор
39. «Обелиск» (реж. Р.Викторов, 1977 г.) – Павел Миклашевич
40. «Объект «Джей» (реж. В.Онищенко, Украина, 1995 г.)
41. «Отзвуки прошлого» (реж. Г.Мелик-Авакян, 1971 г.) — Гейнс
42. «Отцы и дети» (реж. А.Бергункер, Н.Рашевская, 1959 г.) – Аркадий Кирсанов
43. «Охота за тенью» (реж. К.Шафаренко, 2005 г.) – дед
44. «Пантера. Испытательный срок» (реж. О.Фомин, 2000 г.)
45. «Паруса моего детства» (реж. Л.Мартынюк, 1982 г.) – Зарецкий
46. «Подлинный художник, истинный артист, настоящий убийца» (реж. Г.Гурвич, В.Безега, 1994 г.)
47. «Продлись, продлись, очарованье. » (реж. Я.Лапшин, 1984 г.) – писатель
48. «Пчёлка» (реж. А.Сорокин, 1993 г.) – Седой
49. «Рабэ Вумэн» (реж. С.Гурзо-мл., 1991 г.) – скульптор
50. «Россия молодая» (1981 г.) — Лефорт
51. «С вечера до полудня» (реж. К.Худяков, 1982 г.) – Лёва
52. «Сделано в СССР» (реж. В.Шамшурин, С.Тараховский, 1990 г.) – учитель музыки
53. «Семейные обстоятельства» (реж. Л.Мартынюк, 1977 г.) – Никодим
54. «Сумасшедшая любовь» (реж. А.Квирикашвили, 1992 г.) – художник, пациент психлечебницы
55. «Старые долги» (реж. И.Гурин, 1980 г.) – Гороховский
56. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (реж. А.Орлов, 1985 г.) — Невил
57. «Страсти по России» (д/ф, реж. А.Михалков, 2003 г.)
58. «Такая длинная зима» (1975 год) — Огородников
59. «Театральный роман» (реж. О.Бабицкий, Ю.Гольдин, 2003 г.) – Герасим Николаевич
60. «Ты должен жить» (реж. В.Чумак, 1980 г.)
61. «У опасной черты» (реж. В.Георгиев, 1983 г.)
62. «Хлеб, золото, наган» (реж. С.Гаспаров, 1980 г.) – Мезенцев
63. «Цена безумия» (реж. Е.Райская, 2007 г.) – психиатр
64. «Чёрный замок Ольшанский» (реж. М.Пташук, 1984 г.) — Морис
65. «Четыре времени года» (реж. Х.Ахмар, 1976 г.) — Овчаренко
66. «Эта тревожная зима» (реж. И.Николаев, 1975 г.) – Вячеслав Иванович Огородников
67. «Этот фантастический мир. Выпуск 3» (реж. Т.Павлюченко, 1980 г.)
68. «Этот фантастический мир. Выпуск 11» (реж. Т.Павлюченко, 1985 г.) – полковник Грег Дарвин
Родился 29 декабря 1936 г. в Тбилиси. Отец — Марцевич Евгений Михайлович (1911-1974).
Мать — Крылова (урожд.Саранкина) Нина Алексеевна (1914-1980).
Родители Эдуарда познакомились друг с другом в Народном театре, где Евгений Михайлович Марцевич, профессиональный артист, работающий в Бакинском драматическом театре, вел студию, а Нина Алексеевна была суфлером. Их сын, Эдуард, родился и провел первые три месяца своей жизни в Тбилиси, куда Бакинский театр выехал на гастроли. Затем семья вернулась в Баку. Воспитываясь в актёрской семье, мальчик часто бывал в театре, где он жадно впитывал всё происходящее на сцене, чрезвычайно эмоционально воспринимая увиденное. Евгений Михайлович совмещал работу в театре с преподаванием в драматическом кружке в Вильнюсском клубе связи. Юный Эдуард записался в этот клуб, во все кружки, какие было возможно: танцевальный, певческий, художественного чтения. Только в драматический кружок отец его не брал, боялся, вдруг у сына не окажется таланта. Но настойчивость младшего Марцевича победила опасения отца. Услышав как-то раз, как Эдуард читает стихи, Евгений Михайлович поверил в способности сына, взял его к себе в кружок, стал поручать большие, ответственные роли.
В Москву на вступительные экзамены в театральный ВУЗ юный Марцевич отправился смело, без колебаний, ведь у него за плечами был большой опыт актёрской работы в спектаклях строгого профессионального отца! Но вдруг столкнулся с неожиданностью. На экзамене в ГИТИСе ему сказали: «Вы очень симпатичный молодой человек. У вас умные глаза. Но вам не стоит заниматься театральным искусством». К счастью, параллельно с экзаменами в ГИТИС, шли туры в других театральных школах. Его сразу пригласили на третий тур в школу-студию МХАТ. А в «Щепке» сказали: «Пришли к нам, нечего бегать по другим школам». Так он стал студентом театрального училища имени М.С.Щепкина при Малом театре на курсе знаменитого актёра, режиссёра и педагога Константина Александровича Зубова.
Курс был талантливый, яркий, запоминающийся. Вместе с Э.Марцевичем учились будущая актриса Малого театра, ныне Народная артистка России Нелли Корниенко, Народный артист России Станислав Любшин. Актёрское мастерство преподавали замечательный педагог и режиссёр В.И.Цыганков, Г.Н.Дмитриев, возглавивший курс после смерти К.А.Зубова, и совсем тогда ещё молодой тогда В.И.Коршунов. Дипломной работой Марцевича была роль Алексея в спектакле «Оптимистическая трагедия», поставленном В.Коршуновым. Роль была сыграна с успехом. О Марцевиче заговорили. Стало известно, что его хотят принять в Малый театр.
После выпускных экзаменов Марцевич получил официальное приглашение в Малый театр, в школе которого он учился 4 года. Но в тот момент у него была другая мечта — в театре Маяковского Эдуард увидел «Гамлета», поставленного Н.П.Охлопковым, пробовался на роль Гамлета и был приглашён играть её — Гамлет оказался для Марцевича выше всего. К тому же — сыграть Гамлета в 22? Сокурсникам это казалось непостижимым, а сам Эдуард был буквально одержим идеей! Даже перспектива работы в великом театре не могла отвлечь его от мечты сыграть эту роль.
Именно в роли Гамлета состоялся профессиональный дебют Эдуарда Марцевича на сцене театра имени Маяковского, в труппу которого он вступил в 1959 г. «Это сама юность мира, перед которой отступает все грязное, низкое, вчерашнее», — писал драматург А.Штейн о Гамлете-Марцевиче. Яркий дебют принес молодому исполнителю широкую известность, успех у зрителей и интерес профессиональной критики. Не все совпадали во мнении, судя об интерпретации сложнейшей шекспировской роли молодым исполнителем. Но талант Эдуарда Марцевича, его редкое сценическое обаяние и врожденный артистизм были неоспоримыми.
Поддержанный и направляемый Охлопковым, Марцевич вскоре занял заметное положение в труппе театра. Играл большие, центральные роли в спектаклях «Нас где-то ждут» А.Арбузова, «Как поживаешь, парень?», «Проводы белых ночей» В.Пановой и других. А также ввелся в уже идущий спектакль «Царь Эдип» Софокла, сыграл заглавную роль — одну из сложнейших в мировом классическом репертуаре.
Параллельно с работой в театре молодой артист много выступал на концертных площадках, радио и телевидении с чтецкими программами, которые отличали глубокое постижение авторского замысла и стиля, тонкий вкус, мастерство исполнения. К тому же еще со студенческих времен он снимался в кино. Дебютировав на экране в роли Аркадия Кирсанова в фильме «Отцы и дети» (1958 г.), Марцевич привлёк к себе внимание серьёзных кинорежиссёров. Б.Барнет пригласил его в свою картину «Аннушка», С.Бондарчук доверил роль Друбецкого в «Войне и мире», М.Калатозов поручил сыграть Мальмгрена в его, ставшем впоследствии знаменитом, имевшем большой международный успех, фильме «Красная палатка», в котором партнерами Марцевича выступали К.Кардинале, П.Финч, Ш.Коннери, Ю.Соломин, Н.Михалков, Д.Банионис.
После смерти Н. П. Охлопкова, которого Марцевич считает своим Учителем, Марцевич уходит из театра им. Маяковского и с 1969 г. становится артистом Малого театра, которому, прерываясь на незначительное время, он служит уже 30 лет. Его возвращение в «альма-матер» — шаг естественный, логичный и закономерный.
В 1987 г. Эдуарду Марцевичу присвоили звание «Народный артист России». В разное время в его репертуар входили роли князя К. и Лыняева, а также чеховского Войницкого в «Дяде Ване» и двух исторических персонажей в трагедиях А.К.Толстого: царя Федора Иоанновича в одноименном спектакле и Василия Шуйского в «Царе Борисе». В последние годы Эдуард Марцевич был занят в спектаклях «Таинственный ящик» П.А.Каратыгина (Сен-Феликс), «Три сестры» А.П.Чехова (Чебутыкин) и «Ревизор» Н.В.Гоголя (Хлопов). Последняя роль Э.Марцевича — Шапюзо в комедии Э.Золя «Наследники Рабурдена».
Ещё в начале своего артистического пути он пробовал свои силы в режиссуре. Он инсценировал, поставил и вместе с З.Андреевой играл в концертном варианте спектакль «Белые ночи» по Ф.Достоевскому. Затем последовали другие постановки. И, наконец, пришло решение заняться режиссурой профессионально. Ради этого он на год оторвался от театра и уехал в литовский город Паневежис к известному режиссёру Ю.Мильтинису обучаться профессии режиссёра-постановщика. По окончании режиссёрского курса Марцевич подтвердил свою квалификацию, поставив в Паневежисском театре «Старый дом» А.Казанцева, а затем в разные годы «Обыкновенную историю» по И.А.Гончарову и «Иванова» А.П.Чехова. В своем родном Малом театре он тоже выпустил три спектакля. Поставил пьесу А.Стриндберга «Отец», в которой сам исполнил главную роль Ротмистра. Затем комедию А.Н.Островского «Не было гроша, да вдруг алтын», для которой избрал на главную роль одного из самых любимых и почитаемых актёров современного театра Евгения Валериановича Самойлова (после смерти которого эту роль Эдуард Марцевич стал исполнять сам). В конце 1998 г. осуществил постановку собственной инсценировки романа Л.Н.Толстого «Воскресение».
Э.Е.Марцевич — член Российской ассоциации международного и научного сотрудничества со странами Балтии (Дом Дружбы, 1995 г.), член Союза кинематографистов (1975 г.), член Союза театральных деятелей России (1962 г.). Награжден орденом Дружбы (1997 г.), медалями «Ветеран труда» и «В память 850-летия Москвы».
Скончался 12 октября 2013 года. Похоронен на Троекуровском кладбище (Москва).
21.12.1969 г. Черданцев «Человек и глобус» В. Лаврентьева (премьера)
22.04.1970 г. посол «Признание» С. Дангулова (премьера)
27.04.1970 г. Мешем «Стакан воды» Э. Скриба (ввод)
21.06.1970 г. Жорж Рено «Путешественник без багажа» Ж. Ануйя (ввод)
05.09.1970 г. Советник «Призание» С. Дангулова (ввод)
30.11.1970 г. Нуланс «Признание» С. Дангулова (ввод)
05.12.1970 г. Малиновский Елисей «Инженер» Е. Каплинской (премьера)
25.05.1971 г. Дон Жуан «Каменный хозяин» Л. Украинки (премьера)
16.03.1972 г. Сергей «Самый последний день» Б. Васильева (премьера)
29.06.1972 г. Аркадий Кирсанов «Отцы и дети» И.С. Тургенева (ввод)
12.06.1973 г. Кисельников «Пучина» А.Н. Островского (ввод)
07.12.1973 г. Альберт Грегор «Средство Макропулоса» К. Чапека (премьера)
25.01.1976 г. Репетилов «Горе от ума» А.С. Грибоедова (ввод)
26.01.1976 г. Князь Бельский «Касатка» А.Н. Толстого (ввод)
08.05.1976 г. Алеша «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского (премьера)
03.05.1978 г. профессор-психиатр «Возвращение на круги своя» И. Друцэ (премьера)
11.10.1979 г. Саратов «Золотые костры» И. Штока (ввод)
04.01.1981 г. Розенберг «Русские люди» К. Симонова (ввод)
23.02.1981 г. секретарь обкома Целиноградской области «Целина» по книге Л.И. Брежнева (премьера)
14.03.1981 г. Устрашимов «Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского (ввод)
25.04.1983 г. Иван фон Крижовец «Агония» М. Крлежи (ввод)
14.05.1983 г. Фиеско «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера (ввод)
14.06.1983 г. царь Федор «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (ввод)
29.12.1984 г. Дугин «Рядовые» А. Дударева (премьера)
28.05.1985 г. Ухтищев «Фома Гордеев» М. Горького (ввод)
03.05.1987 г. Веточкин «Холопы» П.П. Гнедича (премьера)
25.09.1988 г. Крымов «Игра» Ю. Бондарева (ввод)
24.03.1989 г. граф Зыров «Хищники» А.Ф. Писемского (премьера)
07.05.1989 г. Ротмистр «Отец» А. Стриндберга (премьера)
15.02.1992 г. Князь К. «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского (премьера)
25.12.1993 г. Василий Иванович Шуйский «Царь Борис» А.К. Толстого (премьера)
30.06.1994 г. Лыняев «Волки и овцы» А.Н. Островского (премьера)
28.09.1996 г. Крутицкий «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского (ввод)
03.06.1997 г. Войницкий «Дядя Ваня» А.П. Чехова (ввод)
16.01.2004 г. Чебутыкин «Три сестры» А.П. Чехова (премьера)
08.04.2004 г. Сен-Феликс «Таинственный ящик» П.А. Каратыгина (ввод)
06.10.2006 г. Лука Лукич Хлопов, «Ревизор» Н.В. Гоголя, режиссёр Ю. Соломин
2011 г. Шапюзо «Наследники Рабурдена» Э.Золя
1. «Авантюристка» (реж. Д.Дьяченко, 2005 г.) – Фёдор Степанович
2. «Блюстители порока» (реж. В.Ноздрюхин-Заболтный, 2001 г.) — Гарднер
3. «Боец» (реж. Е.Серов, 2004 г.) – Империал
4. «Всё к лучшему» (реж. Д.Магонов и др., 2010 г.) – Алексей Петровский
5. «Главные роли» (реж. В.Плоткин, 2002 г.) — профессор
6. «Государственная граница. Фильм 3. Восточный рубеж» (реж. Б.Степанов, 1983 г.) – Барков
7. «Запороги» (реж. В.Онищенко, 2005 г., Украина) – царь Алексей Михайлович
8. «Иван Подушкин. Джентльмен сыска-2» (реж. А.Мармонтов, 2007 г.) – Водовозов
9. «Каменская-3» (реж. Ю.Мороз, 2003 г.) – сержант ГАИ
10. «Кровавая Мэри» (реж. Н.Агаджанова, 2007 г.) —
11. «Курортный роман» (реж. С.Никоненко и др., 2001 г.)
12. «Люди и тени-2. Оптический обман» (2003 г.) – прокурор Зыбин
13. «Маросейка,12. Ген смерти» (реж. И.Апасян, 2000 г.)
14. «Паутина-3.» (реж. А.Хрулёв, 2009 г.) – Евгений Ипполитович Завальский
15. «Пепел Феникса» (реж. Вл.Попков, 2004 г.) – Николай Николаевич Артоболевский
16. «Спас под берёзами» (реж. Л.Эйдлин, 2003 г.)
17. «Сыщики районного масштаба» (реж. К.Белевич, 2005 г.)
18. «Тайная стража» (реж. Ю.Музыка, К.Смирнов, 2005 г.) —
19. «ТАСС уполномочен заявить…» (реж. Вл. Фокин, 1984 г.) – журналист Дмитрий Степанов
1. «Аз воздам» (реж. Б.Степанов, М.Касымова, Б.Шадурский, Белоруссия-Польша, 1993 г.) – епископ Бжогтовский
2. «Анна Каренина» (реж. С.Соловьёв, 2009 г.) – князь Щербацкий
3. «Аннушка» (реж. Б.Барнет, 1959 г.) – Вовка
4. «А поутру они проснулись» (реж. С.Никоненко, 2003 г.) – профессор
5. «Вагон» (реж. С.Асланюрек, Россия-Турция, 1993 г.) – Аркадий Иванович
6. «Война и мир» (реж. С.Бондарчук, 1965-67 гг.) — Борис Друбецкой
7. «Война под крышами» (1967 г.)
8. «Вознаграждение – 1000 франков» (реж. В.Бровкин, 1983 г.) – майор Жедуар
9. «Вопреки здравому смыслу» (реж. С.Курбанов, Россия-Украина, 2008 г.) – Вячеслав Петрович, отец Марины
10. «Гончарный круг» (реж. В.Дербенёв, 1974 г.) — Денис
11. «Грех» (реж. Р.Василевский, 1992 г.) – швед
12. «Дом на дюнах» (реж. Д.Салынский, 1984 г.) – Хэддлстон
13. «Дорога через руины» (реж. В.Онищенко, 1989 г.)
14. «Женщина в белом» (реж. В.Дербенёв, 1981 г.) — сэр Персиваль Глайд
15. «Жизнь одна» (реж. В.Москаленко, 2003 г.) – академик Иван Ильич Беленкин
16. «Запомните, меня зовут Рогозин!» (реж. С.Борчуков, 2003 г.) — Грачёв
17. «Зелёный фургон» (реж. А.Павловский, 1983 г.) — профессор
19. «Иванов» (реж.В.Дубровицкий, 2009 г.) – Шабельский
20. «Идеальный муж» (реж. В.Георгиев, 1980 г.) — лорд Горинг
21. «Ипподром» (реж. Р.Василевский, 1979 г.) – полковник милиции Турин
22. «Ищу мою судьбу» (реж. А.Манасарова, 1974 г.) – отец Александр
23. «Казино» (реж. С.Самсонов, 1992 г.) – Мэйс, гл. роль
24. «Канкан в английском парке» (реж. В.Пидпалый, 1984 г.) – Лодзен
25. «Карл Маркс. Молодые годы» (реж. Л.Кулиджанов, СССР-ГДР, 1979 г.) – Генрих Гейне
26. «Клоун Мусля» — Царёв
27. «Кодовое название «Южный гром» (реж. Н.Гибу, 1980 г.) – полковник Кампински
28. «Короткая игра» (1990 г.)
29. «Кража» (реж. А.Гордон, 1970 г.) – реставратор Алексей Гуров
30. «Красная палатка» (реж. М.Калатозов, 1969 г.) – Мальмгрен
31. «Красный остров» (реж. А.Фенько, 1991 г.) – Геннадий Панфилович
32. «Крепыш» (реж. Н.Клдиашвили, А.Згуриди, 1981 г.)
33. «Короткая игра» (реж. А.Салбиев, 1990 г.) – Игорь Алексеевич Теплов
34. «Лавры» (реж. В.Горпенко, 1973 г.) – Леонид Шляхтич
35. «Маска и душа» (реж. С.Колосов, 2002 г.)
36. «Маэстро вор» (реж. В.Шамшурин, 1994 г.) – Пётр Сергеевич Хлынов
37. «Между воскресеньем и субботой» (реж. А.Салбиев, 1991 г.)
38. «Мсье Робина» (реж. А.Бурко, Украина, 1994 г.) – администратор
39. «Обелиск» (реж. Р.Викторов, 1977 г.) – Павел Миклашевич
40. «Объект «Джей» (реж. В.Онищенко, Украина, 1995 г.)
41. «Отзвуки прошлого» (реж. Г.Мелик-Авакян, 1971 г.) — Гейнс
42. «Отцы и дети» (реж. А.Бергункер, Н.Рашевская, 1959 г.) – Аркадий Кирсанов
43. «Охота за тенью» (реж. К.Шафаренко, 2005 г.) – дед
44. «Пантера. Испытательный срок» (реж. О.Фомин, 2000 г.)
45. «Паруса моего детства» (реж. Л.Мартынюк, 1982 г.) – Зарецкий
46. «Подлинный художник, истинный артист, настоящий убийца» (реж. Г.Гурвич, В.Безега, 1994 г.)
47. «Продлись, продлись, очарованье. » (реж. Я.Лапшин, 1984 г.) – писатель
48. «Пчёлка» (реж. А.Сорокин, 1993 г.) – Седой
49. «Рабэ Вумэн» (реж. С.Гурзо-мл., 1991 г.) – скульптор
50. «Россия молодая» (1981 г.) — Лефорт
51. «С вечера до полудня» (реж. К.Худяков, 1982 г.) – Лёва
52. «Сделано в СССР» (реж. В.Шамшурин, С.Тараховский, 1990 г.) – учитель музыки
53. «Семейные обстоятельства» (реж. Л.Мартынюк, 1977 г.) – Никодим
54. «Сумасшедшая любовь» (реж. А.Квирикашвили, 1992 г.) – художник, пациент психлечебницы
55. «Старые долги» (реж. И.Гурин, 1980 г.) – Гороховский
56. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (реж. А.Орлов, 1985 г.) — Невил
57. «Страсти по России» (д/ф, реж. А.Михалков, 2003 г.)
58. «Такая длинная зима» (1975 год) — Огородников
59. «Театральный роман» (реж. О.Бабицкий, Ю.Гольдин, 2003 г.) – Герасим Николаевич
60. «Ты должен жить» (реж. В.Чумак, 1980 г.)
61. «У опасной черты» (реж. В.Георгиев, 1983 г.)
62. «Хлеб, золото, наган» (реж. С.Гаспаров, 1980 г.) – Мезенцев
63. «Цена безумия» (реж. Е.Райская, 2007 г.) – психиатр
64. «Чёрный замок Ольшанский» (реж. М.Пташук, 1984 г.) — Морис
65. «Четыре времени года» (реж. Х.Ахмар, 1976 г.) — Овчаренко
66. «Эта тревожная зима» (реж. И.Николаев, 1975 г.) – Вячеслав Иванович Огородников
67. «Этот фантастический мир. Выпуск 3» (реж. Т.Павлюченко, 1980 г.)
68. «Этот фантастический мир. Выпуск 11» (реж. Т.Павлюченко, 1985 г.) – полковник Грег Дарвин
ЭДУАРД МАРЦЕВИЧ В СПЕКТАКЛЕ «ДЯДЮШКИН СОН»
Роль князя К. в инсценировке повести Ф.М.Достоевского «Дядюшкин сон» стала одной из творческих удач Эдуарда Марцевича. Спектакль был сыгран на сцене филиала Малого театра в феврале 1992 года. Сегодня мы хотим познакомить читателей сайта с уникальным документом, который запечатлел один из важных моментов рождения спектакля – его обсуждение на художественном совете.
Стенограмма заседания художественного совета Малого театра от 14 февраля 1992 г.
Присутствовали: В.И.Коршунов, Ю.М.Соломин, В.И.Езепов, Е.И.Куманьков, Р.С.Филиппов, Н.А.Верещенко, Б.А.Морозов, Е.В.Самойлов, Б.Н.Любимов, Г.А.Кирюшина.
Заседание открыл Ю.М.Соломин, пригласив присутствующих высказаться.
Роман Филиппов: Я сегодня выступаю с особой радостью, приятно говорить, когда что-то произошло. Я хочу поздравить театр с появлением состоявшегося режиссёра, режиссёра со своим почерком, со своим лицом. Взят для работы трудный материал, для его решения нужна особая сценография, особый психологизм. Уже можно сказать, вышли с честью из этих трудностей.
Театр можно поздравить с актёром экстра-класса, Эдуарду Марцевичу хочется сказать большое спасибо. Удивительно, как можно было сыграть старика, инвалида. На сцене – труп, труп физиологически. Душа за¬давлена старческим маскарадом, но она жива и выше всех человеческих слабостей.
У Нелли Корниенко хорошая работа, не совсем «размята», надо ещё её обживать, но уже ясно видно – достойная, прекрасная работа. Очень хорош Саша Коршунов при остром сатирическом рисунке. У Достоевского острота сочетается с эксцентриадой, и это необходимо при всей серьёзности поставленных проблем.
Хороша и молодая актриса Светлана Кафтина, есть у неё умение держаться на сцене, не хватает немного голоса, здесь нужен педагог – претензии к голосу и дикции. Обрадовала меня Мила Пашкова – всё к месту, очень интересно. Виктор Борцов – всегда украшение спектакля, хорошо, деликатно и образно.
Единственное предложение – долго, немного длинновато. Разговор Корниенко с дочерью, несколько раз повторяются одни и те же аргументы. Я бы сократил его, здесь, по сути – топтание на месте. Либо ужать по ритму, либо сократить весь спектакль минут на 20, это пошло бы ему на пользу. А вообще, пьеса идёт «внакат», публика с удовольствием следит за развитием событий, спектакль растёт от сцены к сцене.
Очень интересна работа художника, [она] соответствует духу спектакля. Постановка достойна большой сцены.
Вячеслав Езепов: Я поддерживаю Романа Сергеевича Филиппова в оценке спектакля. Достоевскому везло на этой сцене. Вся команда спектакля окунулась в этот сложнейший материал. Очень рад за Пашкову, после перерыва это удачная работа. Сегодня первый прогон, мы все знаем, что это такое. Абсолютно все здесь работают на автора. Хороши все. Радует Эдик, роль самая выигрышная, работа просто замечательная. Очень удачные декорации, Гоберник. Всё очень интересно. Но у меня возникало какое-то ощущение странное… Идёт действие, я весь там, и вдруг провал, пауза. Спектакль замирает. То ли жанр не до конца выдержан, то ли Достоевский сопротивляется. Марцевичу удаётся переход от фарса к трагичности. У меня всё-таки возникало отчётливое ощущение остановок в спектакле. И, тем не менее, это серьёзная, достойная работа.
Галина Кирюшина: Поздравляю всех участников и режиссёрскую группу с решением спектакля, оно трудное и неожиданное. Актёры увлечены, это видно. Всё очень скоро обретёт плоть и кровь, как нам всем бы хотелось. Материал очень серьёзный, им предстоит ещё до конца овладеть. Мне хочется ещё раз поздравить режиссёра Сашу Четвёркина, спектакль очень театральный. Актёрам интересно там работать. Мне понравились все, особенно Нелли Корниенко. Я желаю этому спектаклю большого успеха и удачи. Эдуарду Евгеньевичу Марцевичу единственное пожелание – его не слышно во многих сценах, он иногда излишне увлекается собственным самочувствием, а актёры во многих местах «жмут», и он пропадает. Это и понятно: Эдик увлечён новым сложным рисунком роли. Здесь важна мера, иногда кажется, что он работа¬ет один на сцене. Очень рада за всех исполнителей, всё выглядит очень достойно.
Николай Верещенко: У нас в последнее время очень удачно складывается афиша, исчезают случайные вещи. Театр не пугается сложности материала. Я присоединяюсь к мнению Езепова: в спектакле возникают паузы, но я отношусь к этому спокойно – ведь это только начало. Спектакль встанет на ноги, несомненно. У Глазунова очень театральная работа, актёру в таких декорациях удобно. Гоберник – очередная интересная работа – это приятно, что у театра появился свой композитор. В спектакле сложился актёрский ансамбль, правильно, что на эпизодические роли назначены хорошие артисты. Виктор Борцов – камертон, показатель уровня спектакля, всегда находит что-то неповторимое, его молчание здесь – блестяще сделанная работа. Три дамы – это серьёзно, поэтому прекрасно, что такие сильные актёры берутся за подобную работу, не считают её для себя зазорной. Это украшает спектакль.
Работы Марцевича и Коршунова – особое явление. Как артист, от души хочу их поздравить. Финал меня эмоционально по-настоящему тронул, с точки зрения того, что делает Эдуард Евгеньевич.
Коршунов – первое впечатление: мастер рождается на наших глазах!
Евгений Куманьков: Не могу отделаться от одного художественного потрясения. Недавно, слушая радио России, я замер. Зазвучало что-то красивое. Я был просто потрясён – Аркадий Иванович Смирнов читал Некрасова. Это было удивительно красиво, это звучит во мне до сих пор. Всё вокруг неузнаваемо изменилось за последнее время, русского языка просто нет. Его нужно спасать, на нём никто не говорит, наши общественные деятели, политические лидеры отличаются полуграмотной, как правило, речью. Спасать русский язык – наша прямая обязанность. Обязанность Малого театра – любить слово, и актёры на сцене должны это помнить.
Николай Анненков: Я не могу без уважения относиться к этой работе, видно – они были увлечены, серьёзно подошли к материалу. Взята очень острая форма, и через неё необходимо доставать психологию. Эту форму человечески оправдывают Корниенко, Дёмина, Борцов, Саша Коршунов к концу, во второй половине спектакля.
Мне хочется пожелать: спектакль должен расти, он обязательно будет развиваться. Есть в нём некоторые места, ничего не дающие для публики. Всё будет активно, если есть взаимодействие. Забыть про зал, необходимо уделять больше внимания партнёру. Должно быть между героями побольше человеческих взаимоотношений. Ну и, конечно, речь. У балетного артиста инструмент – ноги, у певца и драматического актёра – голос. Слово решает в нашем деле всё.
Насколько можно Достоевского [облекать] в такую резкую, сатирическую форму. Не знаю. Пожалуй, Корниенко и Дёмина оправдывают, а Дёмина здесь вообще в новом для неё качестве. Марцевич – очень талантливый человек, но ему трудно, он молодой. Хорошее место, сильное в спектакле – финал. Его очень жалко.
Думаю, что будет приниматься спектакль очень хорошо.
Борис Любимов: Мои поздравления всей команде, режиссёру, дебютантке, художнику. Для многих, после длительного перерыва – тоже дебют. Достоевского играют крайне редко. У Нелли Ивановны не было такой роли, у Дёминой очень удачная работа.
Спектакль, который должен жить большую сценическую жизнь. На сцене присутствует автор. Действительно, у Достоевского смех и слёзы переплетаются. Происходит поиск жанра. Режиссёрская работа ещё не закончена. Две смерти происходят на фоне этой комедии. В зале и театре есть потребность в комедии, на эту тему надо подумать. Три с половиной часа – очевидно много. Есть места, где можно поджимать ритм. Наименее готов третий акт. Местами пропадает внимание именно здесь, а ведь он завершающий.
Борис Морозов: Поздравляю всю постановочную группу, прошедшую героическую дистанцию. Такая серьёзная, ответственная работа! Поздравляю Сашу Глазунова – очень элегантно. Музыкальное оформление полностью соответствует и попадает в актёрское существование. Малый театр богат творческими индивидуальностями и талантливыми людьми. Для меня Нелли Ивановна в этой работе – открытие. Насколько актриса мощно вбирает в себя энергию автора и стиля спектакля!
Хорошая работа у Эдуарда Марцевича. Вообще все актёры на правильном пути к Достоевскому. Преступно сейчас было бы прекратить работу над спектаклем, Достоевский этого не прощает. Его надо обкатывать почаще – та степень готовности, которая существует сейчас, может исчезнуть. Спектаклю необходимо постоянное питание и работа режиссёра… 3-й акт требует особого внимания. В практике западного театра: спектакль выходит, идёт каждый день, и есть пятичасовая ежедневная репетиция. Иначе творческая группа находится в сложной ситуации. Реакция зала необходима для дальнейшего роста спектакля, она даёт подпитку.
Мне хочется обратить внимание всех: Достоевский – это разговор на уровне страстей человеческих. Здесь могут быть и тихие куски, но всегда жизнь человеческого духа как рентгеном прощупывается страстью.
Во 2-м акте Нелли Ивановна – Кашпировский, она гипнотизирует князя. Порой, когда она начинает объяснять, я слышу литературу, исчезает эмоция. Нельзя забывать, что на сцене разворачивается история убийства! По мере его приближения, я бы хотел видеть, когда каждый вступает на путь убийцы.
3-й акт – акт убийства. Достоевский пишет, что князь умер через три дня. Кровавый отблеск убийства ложится на всю эту историю.
Кафтина. Мне непонятно, почему она всё-таки согласилась выйти за князя, это необходимо вытащить.
Я очень рад за Александра Андреевича, он сегодня продемонстрировал свою способность работать с актёрами. Дай Бог спектаклю жить и жить!
Виктор Коршунов: Я согласен с выступавшими – это серьёзная, добросовестная работа. Наша постановочная часть также соучастник этой работы. Претензии к слову обоснованы, должны в Малом театре отвечать за это, надо сохранять верность традиции. Я согласен относительно энергии, это очень важный ключ к моменту развития всего действия, его темпоритма.
Спектакль родился. Не надо себя переоценивать, но я хотел бы сказать добрые слова в адрес всех участников постановки. Сегодня состоялся первый прогон на зрителя – очень важный момент корректировки, актёры дышали совсем по-другому.
Все мы знаем, какая сейчас трудная вокруг жизнь, поэтому особенно радует внешняя красота спектакля, видимая отдача в работе всех актёров, несмотря на все житейские заботы. Наш долг – довести до конца работу над этим спектаклем. Здесь получился необычный Достоевский. Очень грустный спектакль, но не въедливый, не щемящий, а добрый.
Юрий Соломин: Подводя итог всему сказанному, я присоединяюсь к поздравлениям, но поздравляю по-рабочему. В последнее время все обстоятельства нашей жизни толкают к постоянной работе. Нас окружают и подпирают. Рынок сжимает своё кольцо. В такой ситуации каждый выпущенный спектакль – праздник.
Я не могу не согласиться с замечанием относительно продолжительности спектакля. Купировать или нет? Ответ однозначен. В сокращении не должны видеть личных обид, сокращая, мы хотим, чтобы лучше было театру и зрителю. Я смотрю спектакль третий раз. Некоторые замечания не выполнены. Одна Дёмина – она прислушалась и сделала вывод. У меня были существенные претензии к двум сценам, они опять возникают. На зрителе эти сцены сами собой не сделаются. Надо точно их решить, никакой зритель не поможет, если это не сделать. У Корниенко должна быть постоянно внутренняя пружина, эта роль – всё время на старте, до последнего. Она билась до конца. После такой роли надо давать машину «скорой помощи». Это надо срочно, завтра на спектакле это должно быть. Репетируйте ночью. У нас со словом не так плохо, то, что порой не слышно – не страшно, это придёт.
Конечно, дело в точности партнёрства. Если в оркестре будут западать ноты, то претензии предъявляются к дирижёру. У нас можно не кричать, а слышно. Вопрос в том, точно или не точно?
До кондиции надо доводить спектакль в ближайший день. Надо решить все вопросы.
Я в заключение хотел поздравить режиссёра, художника, художника по костюмам, композитора, он очень помогает, – это сложнейший материал. При всех сложностях, это первая большая работа на профессиональной сцене – работа очень достойная, требующая к себе большого внимания. Здесь есть решение, всё синхронизировано. Большой состав актёров, менялись, по ходу впрыгивали, выпрыгивали. Несмотря на все сложности, состав пришёл на станцию, куда шёл, и в полном порядке.
Замечания, высказанные здесь, были справедливые, доброжелательные, не обидные ни для кого.
Ещё раз поздравляю всю творческую группу спектакля с хорошей работой!
Александр Четвёркин: Я хочу поблагодарить всех выступавших, особенно за те замечания, что были ими высказаны. Спектакль не завершён. Ни одно замечание для меня не обидно, они от доброго отношения всего коллектива. Спасибо большое. Я абсолютно согласен и работа над спектаклем будет продолжена несомненно.
Юрий Соломин: Я всех благодарю. Заседание художественного совета окончено.