актер меньшиков в каких фильмах снимался
Актер меньшиков в каких фильмах снимался
Олег Евгеньевич Меньшиков родился в семье военного инженера и врача-невропатолога. Практически сразу после рождения его семья переехала в Москву. В столице и прошли детство и юность актера.
В шесть лет Олег пошел в начальную школу. Он с детства увлекался музыкой. Родители, заметив эту склонность, отдали его в музыкальную школу по классу скрипки. Олег даже играл в ансамбле юных скрипачей Москвы.
Страстью Олега Меньшикова в школе стала музыкальная комедия. Он два раза в неделю ездил на спектакли Театра оперетты. «Графа Люксембургского» и «Марицу» он посмотрел несколько раз. В выпускных классах начал ставить спектакли. Он придумал и срежиссировал пьесу, куда включил отрывки из своих любимых оперетт.
В девятом классе с родителями Олег был приглашен на свадьбу дочери художницы по костюмам в Малом театре. Там он стал человеком-оркестром, успевал играть на фортепиано, аккомпанировал танцорам и певцам. Среди гостей оказался преподаватель Высшего Театрального училища имени Щепкина Владимир Монахов. Он отметил талант подростка. Олега пригласил на прослушивание. Меньшиков представил «Желания славы» Александра Пушкина.
В 1977 году после окончания общеобразовательной и музыкальной школ Меньшиков поступил в знаменитую Щепку на курс Владимира Монахова. Внимание к нему было приковано уже с первого курса. С однокурсниками он постоянно создавал различные юмористические номера. При этом проявлял актерские данные и режиссерское мастерство. А студенческие капустники с Меньшиковым в училище помнят до сих пор. Тонкий юмор и наблюдательность помогали воплощать на сцене забавные события из жизни вуза.
Театр
В 1981 году, после окончания театрального училища, его приняли в труппу Малого театра. Через год работы, не принесшей ярких ролей, Олег Меньшиков был призван в армию. «Служил» он в Центральном театре Советской Армии с 1982 по 1985 год. В отличие от Малого театра, здесь Меньшиков оказался очень плотно занят в репертуаре. Он играл в спектаклях «Часы без стрелок» по повести Рахманина, «Рядовые» по пьесе Дударева, «Лес» по пьесе Островского и др. Одной из самых ярких ролей была роль Ганечки в спектакле по роману Федора Достоевского «Идиот».
В 1985 году Меньшиков перешел в Московский драматический театр им. М.Ермоловой по приглашению Валерия Фокина, только что назначенного главным режиссером. Наиболее заметными работами стали роли в спектаклях, поставленных Фокиным «Спортивные сцены 81 года» по пьесе Эдуарда Радзинского, «Второй год свободы» по пьесе Александра Буравского, «Говори! «, инсценировка Буравского по очеркам Овечкина «Районные будни».
В 1989 году Петр Фоменко пригласил Олега Меньшикова в Театр имени Моссовета на главную роль в спектакле «Калигула» по одноименной пьесе Альбера Камю, за которую актер получил премию и диплом Фестиваля «Московские сезоны».
В 1993 году он принял участие в антрепризе «БОГИС». Это была роль великого русского танцовщика Вацлава Нижинского в спектакле «N» Нижинский», поставленного по дневникам Нижинского. Спектакль был награжден премией «Хрустальная роза».
В 1994 году Меньшиков снова играл Есенина в спектакле «Когда она танцевала», но уже в постановке парижского Театра комедии на Елисейских полях.
Режиссура
В 1998 году Олег Меньшиков возглавил антрепризу «Театральное товарищество 814», где в качестве постановщика и актера создал спектакль по пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума» (1995), в котором исполнил роль Чацкого. В своих последующих постановках «Кухня» Курочкина (2000), «Игроки» Гоголя (2001), а также в спектакле «Демон» по Лермонтову в постановке Кирилла Серебренникова (2003) он также играет главные роли. В 2008 году в «Театральном товариществе 814» он поставил моноспектакль по произведению Алессандро Барикко «1900».
С апреля 2012 года Олег Меньшиков является художественным руководителем и директором Московского драматического театра имени Ермоловой. В текущем репертуаре театра он играет в собственных режиссерских постановках «Игроки» Гоголя, «1900» Алессандро Барикко, «Оркестр мечты. Медь», «Из пустоты…» (восемь поэтов) «.
Первую свою роль в кино – разведчика Шурки в фильме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь» Олег Меньшиков сыграл в 1980 году, будучи студентом четвертого курса училища. Затем последовали роли второго плана в фильмах «Родня» Никиты Михалкова и «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна. Учась на последнем курсе Театрального училища, Меньшиков снялся в фильме Михаила Козакова «Покровские ворота» в главной роли. Фильм вышел на экраны в 1982 году и сразу принес актеру популярность. Его Костик – до сих пор один их самых любимых персонажей отечественного кинематографа.
Потом последовал ряд разноплановых ролей, в том числе в фильмах: «Капитан Фракасс», «Полоса препятствий», «Михайло Ломоносов», «Володя большой, Володя маленький», «Мой любимый клоун», «По главной улице с оркестром», «Моонзунд», «Дюба-дюба», «Брызги шампанского», «Жизнь по лимиту», «Лестница», «Яма», и др.
В 1994 году Олег Меньшиков снялся в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», роль в котором стала одной из самый ярких в творческой биографии актера и принесла ему несколько премий: Государственную премию России, приз Кинопрессы – «Лучшему актеру года», профессиональную премию за лучшую мужскую роль «Зеленое яблоко – Золотой листок».
Следующая роль в фильме режиссера Сергея Бодрова старшего «Кавказский пленник», снятая в 1996 году была также отмечена многими наградами, среди которых: «Золотой Овен», Гран при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль, приз за лучшую мужскую роль III Международного фестиваля «Балтийская жемчужина» в Риге, профессиональная кинематографическая премия «Ника» за лучшую мужскую роль, Государственная премия РФ.
В 1998 году актер вновь снялся у Никиты Михалкова в фильме «Сибирский цирюльник», за работу в котором удостоился третьей Государственной премии России, а также премии «Золотой витязь» за лучшую мужскую роль.
В том же году он получил приглашение на одну из главных ролей в ленте французского режиссера Варнье «Восток – Запад». Фильм был номинирован на «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм».
В 2003 году Олег Меньшиков снялся в английском сериале «Главный подозреваемый», затем были «Золотой теленок», «Статский советник», «Доктор Живаго» и «Утомленные солнцем 2».
Общественная деятельность
С 1998 года Меньшиков возглавляет Фонд поддержки русской культуры. Он входит в постоянный состав независимого жюри премии в области литературы и искусства «Триумф».
Является председателем Общественного совета при Министерстве спорта Российской Федерации.
В 2002 году Олег Меньшиков учредил премию для российских театральных критиков «Лучший критик сезона» им. Александра Кугеля.
Реклама
В 2001 году швейцарская часовая фирма «Лонжин» выбрала Олега Меньшикова в качестве «символа элегантности». Актер заключил с фирмой контракт на несколько миллионов долларов. Олег Евгеньевич обязан носить часы только этой марки, а также участвовать во всех публичных акциях и фотосессиях компании. Кстати, швейцарские часы рекламировали, в свое время, такие голливудские звезды, как Хэмфри Богарт и Одри Хепберн.
Личная жизнь
Личная жизнь Олега Меньшикова всегда была тайной. Он считается человеком закрытым. О личном слова лишнего не скажет, так что сообщение о свадьбе в 2005 году артиста с молодой студенткой ГИТИСа Анастасией Черновой стало в свое время сенсацией. В интервью изданию «7 Дней» Меньшиков не стал оправдывать свою скрытность, но подчеркнул, что встреча с Анастасией стала одной из самых значимых в его жизни.
«Меня встреча с Настей дисциплинировала во многом, очень многому научила и продолжает учить. Это и ответственность, и укрощение себя. Ты перестаешь думать о себе. Раньше у меня были какие-то любовные истории, романы, но ответственности я не брал ни за кого, только за себя. Знаете, я вообще самым важным считаю встречи с людьми. Они в моей жизни многое меняли. Так вот, номером один по значимости я бы назвал встречу с Настей».
Как утверждает Настя, предложение Олег сделал ей по телефону в день ее рождения, спустя два с половиной года после первой встречи. Супруги счастливо живут и стараются сохранять в неприкосновенности свою частную жизнь.
Звания и награды
Трижды лауреат Государственной премии РФ — за фильм «Утомленные солнцем» (1996), за фильм «Кавказский пленник» (1998) и за фильм «Сибирский цирюльник» (2000).
В 2003 году Олегу Меньшикову присвоено звание Народного артиста России (минуя Заслуженного).
На фестивале в Локарно в 2004 году Олег Меньшиков стал первым обладателем приза «За вклад в актерское искусство».
В 2004 году Олег Меньшиков получил одну из главных французских наград в области искусства правительственный орден «Академические пальмы». Он также награжден французским Орденом искусств и литературы
Среди кинематографических наград Меньшикова — серебряная медаль имени А.П. Довженко (1988), гран-при фестиваля «Кинотавр» (1996), премия «Ника» (1996), Приз «Золотой Овен» (1996).
Он является лауреатом двух премий «Чайка» (за роль Чацкого в «Горе от ума»; за лучший актерский ансамбль – спектакль «Игроки»).
Меньшиков является лауреатом Российской независимой премии «Триумф» за выдающийся вклад в отечественную культуру (1996), премии «Кумир» (2000)
В 2010 году за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства награжден орденом Почета.
7 лучших ролей Олега Меньшикова в кино
Невзирая на годы, количество поклонниц одного из самых обаятельных и ярких актеров в истории российского кинематографа Олега Меньшикова продолжает расти. После каждого нового проекта с участием артиста в полку его почитателей непременно прибывает. Кажется, что мужчине подвластны просто любые роли – от комедии до драмы, от детектива до исторической мелодрамы… А в последнее время в послужном списке 57-летнего актера появилась даже фантастика! Редакция Eva.ru решила собрать для вас наиболее яркие образы Олега Евгеньевича, фильмы, на которые не жалко потратить свободный вечер.
Читайте на Еве
Похожие материалы
Кадр из фильма «Покровские ворота»
«Покровские ворота», 1982 год
Советский двухсерийный художественный фильм, снятый режиссером Михаилом Козаковым в 1982 году. Литературной основой для сценария фильма послужила одноимённая пьеса Леонида Зорина. В юмористической комедии, рассказывающей зрителям о жизни в среднестатистической московской коммунальной квартире, Олег Меньшиков исполнил одну из главных ролей, сыграв беззаботного студента Костика. Фильм «Покровские ворота» буквально сразу заслужил себе всенародную любовь, а фразы персонажей были с восторгом разобраны на цитаты.
Кадр из фильма «Утомленные солнцем»
«Утомленные солнцем», 1994 год
В киноленте Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» Олег Евгеньевич предстал перед зрителями в довольно неоднозначном образе. Артист с блеском сыграл роль Мити, который по сюжету является сотрудником НКВД, хотя в начале киноистории публика узнает его как веселого молодого мужчину, вернувшегося в отчий дом.
События стремительно развиваются на фоне тяжелейшего и самого неоднозначного периода в истории страны – во времена сталинской эпохи, когда все в Союзе мечтают о счастливом будущем и верят, что оно непременно наступит.
Кадр из фильма «Кавказский пленник»
«Кавказский пленник», 1996 год
Художественный фильм режиссёра Сергея Бодрова (старшего), снятый по мотивам одноимённого рассказа Льва Толстого. В 1997 году был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Это, пожалуй, один из самых сложных фильмов, в которых довелось сняться Олегу Меньшикову. Сюжет картины разворачиваются на Кавказе во время военных действий. После очередной стычки с боевиками в плену врагов оказываются двое русский ребят, которые долго время живут на дне глубокой ямы и ждут, как решится их судьба.
Кадр из фильма «Сибирский цирюльник»
«Сибирский цирюльник», 1998 год
Очередное совместное творение Никиты Михалкова и Олега Меньшикова. Сюжет картины развивался вокруг загадочной истории, связанной с проектом американского изобретателя Маккрэкена, который прибывает в Россию в надежде получить заказ на производство паровой самоходной лесопилки. В 2000 году был удостоен Государственной премии Российской Федерации.
Кадр из фильма «Статский советник»
«Статский советник», 2005 год
Экранизация одноименного романа Бориса Акунина. В какой-то степени можно признать сюжет романа и впоследствии киноленты событиями, реально имевшими место в истории Российской Империи. Предреволюционное время, когда высокопоставленные полицейские и жандармские чины всеми силами пытались использовать террористов в личных целях. А главной задачей статского советника, конечно, было спасти страну и государя.
Кадр из фильма «Золотой теленок»
«Золотой теленок», 2006 год
Кадр из фильма «Легенда №17»
«Легенда №17», 2013 год
Второстепенная роль Олега Меньшикова в фильме, посвященном величию российского хоккея, по праву считается одной из лучших его работ. Воплотить на экране не вымышленного персонажа, а реального человека в разы сложнее, особенно если речь идет о самом Анатолии Тарасове. Этот человек не просто воплотил свою мечту в жизнь, но и вывел отечественный хоккей на мировой пьедестал славы.
Олег Меньшиков
Биография
Олег Меньшиков — советско-российский актер театра, кино и телевидения, выступавший как в комедийных, так и в драматических ролях. Мужчина скрытен, не любит говорить о личной жизни, но при этом всегда производит на окружающих впечатление «человека-праздника», яркого, сильного и решительного.
Детство и юность
Олег Евгеньевич Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в Серпухове, Московская область, немного позже родителям дали квартиру в московской хрущевке. Учился будущий артист на четверки, увлекался музыкой и оперным театром.
В молодости Меньшиков поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. На прослушивании он прочитал стихотворение и напомнил педагогу Владимиру Монахову Жерара Филипа своей тонкой красотой и способностью полностью преображаться во время игры.
На выпускном курсе Меньшиков играл в дипломном спектакле «Нашествие». Причем яркому студенту предлагали главную роль, которая писалась специально для Олега, но он попросил второстепенную — чванливого, туповатого офицера Вернера — и в этом образе восхитил зрителей.
Фильмы
В 1980 году вышла картина Сурена Шахбазяна об украинских партизанах «Жду и надеюсь» по повести Виктора Смирнова, где Меньшиков сыграл Шурку Доминиани по прозвищу Домок. С актерами как второй режиссер работал Роман Балаян, и Олег ему сначала не понравился. Но потом они в гримерке выпили, поговорили, и постановщик понял, что тот все время оставался актером, в отличие от многих, которые в кадре преображались, а в реальной жизни сникали. Этим юный артист даже напомнил ему испанского танцовщика Хосе Антонио.
В тот же период фильмография Меньшикова пополнилась ролью Кирилла, сына бывшего мужа Марии Васильевны в ленте «Родня» по сценарию Виктора Мережко. На это место пробовался и Дмитрий Харатьян, учившийся в Щепкинском училище курсом младше. Нонна Мордюкова принесла режиссеру Никите Михалкову фотографию Олега Меньшикова и сказала, что хочет работать с ним.
Олег Меньшиков в фильме «Гоголь. Начало»
Самого постановщика актер поразил тем, что на предложение сниматься ответил: мол, надо еще посмотреть, сценарий почитать, может, и не стоит. На съемочной площадке, где он был занят три дня, артиста обрили налысо, и потом пришлось возвращаться на «Жду и надеюсь» и там надевать парик.
Первую известность Меньшикову принесла комедия «Покровские ворота», где он предстал в образе нахального студента Константина Ромина. Взять Олега Евгеньевича режиссеру Михаилу Козакову порекомендовала жена, но на пробы актер пришел в белой рубашке, туфлях на каблуках и никого не впечатлил. Лишь на совместной репетиции с другими исполнителями все убедились, что молодой человек подходит идеально.
Настоящую славу артисту принесла роль в картине «Сибирский цирюльник». Сейчас он также известен работами в сериалах «Статский советник» и «Псих». Олег Евгеньевич отличается тем, что даже в комедийный образ способен внести толику драматизма.
Театр
Актерскую биографию Олег Евгеньевич начинал в Центральном театре Советской Армии, где проходил воинскую службу, а потом решил остаться. В 1991 году Меньшиков воплотил образ Сергея Есенина в британской постановке, Айседору Дункан сыграла Ванесса Редгрейв.
В 1995 году актер поставил спектакль «Горе от ума» и сам играл Чацкого, в остальных ролях были заняты Игорь Охлупин, Ольга Кузина, Полина Агуреева, Алексей Завьялов и другие. Постановка с успехом прошла в Москве, Риге, Челябинске, Киеве, Тель-Авиве и Санкт-Петербурге, собирала аншлаги, но была закрыта на пике популярности.
В 2012 году Меньшиков возглавил труппу Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой, где в конце каждого года отмечал особенно отличившихся артистов. В 2015-м награды удостоились Егор Харламов и Сергей Землянский за режиссуру пластического спектакля «Ревизор», а также драматург Леонид Зорин, написавший сценарии фильмов «Покровские ворота» и «Варшавская мелодия». Также Олег Евгеньевич по итогам зрительского голосования вручал денежные призы в 100 тыс. руб., в том году их получили Дарья Мельникова, Александр Петров и Кристина Асмус.
В ноябре 2020 года артист пропустил месяц работы из-за болезни, все билеты на его постановки вернули зрителям. Те с пониманием отнеслись к отсутствию худрука, ведь тот в его возрасте имел право на заботу о здоровье.
Скандал с актерами и увольнение с должности директора
10 июля 2021 года в фан-аккаунте актера в «Инстаграме» появилась информация, что Олег Долин провел в Театре имени Ермоловой первую репетицию пьесы Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь, или Что угодно», где Меньшиков был занят в одной из главных ролей.
В конце июля появилась информация о массовых увольнениях в театре. В пресс-службе учреждения дали комментарий, что сокращения проходят с соблюдением ТК РФ. А решение провести кадровые изменения было вызвано исключительно необходимостью оптимизировать рабочие процессы и ресурсы на фоне пандемии коронавирусной инфекции.
Однако уволенные артисты придерживались другого мнения. Дочь Анатолия Папанова, к примеру, рассказала, что спектакли, в которых она участвовала, постепенно вывели из репертуара. А затем попросили ее подписать заявление, поскольку та оказалась «незадействованной» в работе театра.
Актеры, оставшиеся за бортом истории, решили обратиться к главе государства для проверки законности такой оптимизации. В послании также присутствовали утверждения, что художественный руководитель не соответствует своей должности. Свою подпись в обращении поставили 16 человек.
Кроме того, большое возмущение вызвали гонорары Олега Евгеньевича. В связи с информацией о выплатах премиальных худруку в размере 24,3 млн руб. профком театра выдвинул требование проверить законность таких начислений на фоне случившейся оптимизации.
После разразившегося скандала стало известно, что Меньшиков покинул пост директора театра, однако остался худруком. Директорское кресло перешло к Сергею Кузоятову. Причем отставка произошла еще накануне массовых сокращений.
Личная жизнь
Долгое время о романах Меньшикова с женщинами не было ничего известно, поэтому возникли слухи о его нетрадиционной сексуальной ориентации, к которой артиста будто бы приобщил преподаватель «Щепки» Николай Верещенко. Олегу Евгеньевичу приписывали связь с актером Никитой Татаренковым, говорили, что Меньшиков позвал его в сериал «Золотой теленок», в котором играл Остапа Бендера. Мужчины приезжали на площадку вместе и отдыхали в трейлере, куда остальным вход был воспрещен. В декабре 2019 года актер снова дал пищу слухам, появляясь на публике в обнимку с Филиппом Киркоровым.
Олег Меньшиков в роли Остапа Бендера и Никита Татаренков в роли Шуры Балаганова (кадр из сериала «Золотой телёнок»)
На самом деле Меньшиков еще в школе имел огромный успех у девушек и часто не знал, куда скрыться от преследующих его поклонниц. При всем обаянии Олег держался довольно холодно: однажды к нему подсадили новенькую, и будущий артист провел на парте мелом черту, которую соседка не должна была пересекать.
Первой любовью актера стала однокурсница Виктория Сорокина, роман продлился два года, потом девушка вышла замуж в Великобритании. Другой пассией была Римма Коростелева, однажды в шутку сказавшая, что собирается уехать с их общим другом в Киев. Меньшиков обиделся и порвал отношения. Также спутницей Олега Евгеньевича какое-то время была актриса Государственного академического театра имени Моссовета Маргарита Шубина, они собирались пожениться, но в последний момент расстались.
Воздушная гимнастка Людмила Колесникова, по ее словам, сама бросила Меньшикова. Он приглашал даму на спектакли и сам ходил в цирк на ее представления, однажды снял теплоход, чтобы отпраздновать день рождения подруги. После первой близости актер предложил создать семью, но Колесникова посчитала, что двум таким сильным людям не стоит быть вместе.
В 2005 году Меньшиков наконец-то остепенился, женившись на студентке театрального института Анастасии Черновой. Встретились они в День святого Валентина двумя годами ранее во время юмористического концерта. Женщина сидела в зрительном зале с букетом роз, артист разместился рядом и принялся с нахальным видом обрывать и есть лепестки. Теперь возлюбленная на каждую годовщину дарит ему букет и в шутку заявляет, что на ужин будут розы. Сам Олег Евгеньевич назвал ее единственной дамой, которой позвонил первым.
Актер меньшиков в каких фильмах снимался
МЕНЬШИКОВ
Олег Евгеньевич
Родился 08.11.1960, Серпухов, Московская область
С ранних лет у мальчика проявилась необыкновенная любовь к музыке. Родители вовремя это заметили. Была куплена скрипка, начались занятия в музыкальной школе. В шесть лет Олег пошел в обычную школу. Мальчик быстро привык к новому распорядку дня, урокам и домашним заданиям. Учился он не плохо. Хотя отличником он никогда не был, но природное острое самолюбие не позволяло ему быть хуже других в занятиях, и «троек» для себя он не допускал.
Особой страстью Олега стала оперетта. Он ездил на спектакли Театра оперетты два раза в неделю, невзирая на расстояния. Так «Граф Люксембургский» и «Марица» были им просмотрены по несколько раз. Любовь к оперетте привела к тому, что в старших классах Олег занялся постановкой спектаклей. Первый был осуществлен к Новому году. Туда были включены отрывки из самых любимых его оперетт. Все это перемежалось собственными литературными опусами Меньшикова (кстати, недурно пишущего). Опусы он положил на известные мелодии, в том числе в музыкальном варианте исполнялись переложения басен. Уже тогда юный Меньшиков проявил себя неплохим режиссером. Он сумел обнаружить актерские способности у многих ребят, кто об этом раньше и не подозревал.
Олег подал документы в Высшее Театральное училище имени Щепкина, один из старейших театральных институтов страны. Удачно сдав экзамены, он был принят на курс Николая Николаевича Афонина, ректора училища.
С первого же курса Меньшиков обратил на себя внимание. Неистощимый на выдумки, он со своими однокурсниками создавал различные интересные номера, как, например, «Очи черные». Уже тогда, наряду с актерским дарованием, проявлялось и его незаурядное режиссерское мастерство. Под его непосредственным руководством был поставлен «Французский вечер», где Олег Меньшиков великолепно исполнял песни Ива Монтана. А знаменитые студенческие капустники. В училище их помнят до сих пор. Педагоги признаются, что впоследствии некоторые пытались повторить их, но подобного больше не было. Юмор, склонность к пародии помогали ему замечать забавные штрихи в жизни училища, в поведении людей, и затем все это переносить на сцену.
На последнем курсе Олег Меньшиков просто бесподобно сыграл в спектакле «Нашествие», поставленном Николаем Николаевичем Афониным в стенах училища. Причем Афонин собирался дать талантливому студенту главную роль, но Меньшиков попросил сыграть немецкого офицера Вернера, в общем то эпизодическую фигуру. Николай Николаевич вспоминает: «В результате Олег создает шедевр. Я и тогда не боялся этого слова, отмечая его работу, и теперь смело повторяю. Все училище сбегалось посмотреть Меньшикова в роли Вернера, так было интересно наблюдать за ним. Он играл чванливого, туповатого, самоуверенного офицера с тайной иронией, и очень точно по рисунку».
Первые роли в кино
В 1981 году Меньшиков окончил училище и поступил в Малый театр. Но там он долго не задержался и уже на следующий год перешел в театр Советской Армии.
Тем временем Меньшиков снялся в эпизодической роли юноши-призывника Кирилла в фильме Никиты Михалкова «Родня» (1981), а затем в небольшой роли в драме Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». В «Полетах…» Меньшиков предстал как бы оппонентом главному герою Олега Янковского. Маленькую, почти эпизодическую роль, к тому же являвшуюся «прямой», без каких либо нюансов, Меньшиков укрупнил, сделал заметной и очень органичной в течение картины.
И в этот момент Козакову помогла его жена. Совершенно случайно она увидела по телевизору дебютный фильм Меньшикова. Молодой актер ей понравился, и она, записав его имя, Олег Меньшиков, посоветовала мужу. Козаков тут же дал своим ассистентам задание найти этого самого Меньшикова. В то время Олег еще учился на последнем курсе Щукинского училища и заканчивал съемки в «Родне».
Как только Меньшиков появился на съемочной площадке, всем сразу стало ясно – вот он – настоящий Костик! Рассказывает автор сценария Леонид Зорин: «Минуты хватило, чтобы понять: именно тот, о ком мечталось! Он был еще только вчерашним студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста, но, вместе с тем, в нем легко угадывался острый независимый ум».
Но тут возникли непредвиденные сложности. Оказалось, что Меньшиков уже был утвержден на роль в картине Юлия Райзмана «Частная жизнь». И тогда Зорин, которому ох как не хотелось терять актера, написал Райзману письмо. Он писал, что никак не видит фильм без Меньшикова. И Райзман пошел навстречу.
Съемки прошли весело и непринужденно. Атмосфера на площадке была легкая, светлая, наверное, поэтому таким же легким получился фильм. Меньшиков в главной роли просто блистал. И зрители охотно отдавались во власть его кипучего жизнелюбия, уверенной победительности. Вместе с режиссером актер нашел идеальный ритм, в котором постоянно живет герой картины. Он все время движется, выплескивая невероятную энергию, и людям мечталось жить в таком же неуемном темпе, когда можно действовать, смеяться и не очень размышлять.
На экран «Покровские ворота» вышли в 1982 году и сразу сделали Олега Меньшикова любимым и популярным.
Оценив техничность и обаяние молодого актера, режиссеры стали охотно приглашать его сниматься. В фильмах 1980-х годов Меньшиков исполнял разножанровые роли, становясь то романтическим героем «плаща и шпаги» (барон де Сигоньяк, «Капитан Фракасс», 1984), то рассеянным светским волокитой (Володя, «Володя большой и Володя маленький», 1985), то морским офицером (Артеньев, «Моонзунд», 1987).
В 1985 году Меньшиков покинул театр Советской Армии. Некоторое время он работал в Московском театре имени Ермоловой и в театре имени Моссовета. Очень интересной работой стала роль Калигулы в одноименном спектакле режиссера П. Н. Фоменко, поставленном в театре Моссовета. Его персонаж не просто жестокий тиран, но интеллектуально изощренный, рефлексирующий мечтатель, стал театральной легендой. Прославился и спектакль «Нижинский» (в постановке О. Е. Меньшикова и А. Е. Феклистова), где актер сыграл главную роль.
С начала 1990-х годов Меньшиков стал работать в различных театральных антрепризах. И здесь у него было немало удач. Так за роль Есенина в спектакле «Когда она танцевала» (Лондон, 1992) Меньшиков получил премию Лоуренса Оливье Британской академии искусств.
Целый букет наград Меньшиков собрал после выхода военной драмы Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» (1996), где актер виртуозно сыграл плененного прапорщика Ларина. Меньшиков создал образ обаятельного и в то же время порой отталкивающего контрактника, бывалого воина, волевого, мужественного, до тонкостей освоившего профессию. В его работе и трагическое понимание своей загубленной жизни, и драма оскорбленного детства, прошедшего в детском доме, и нежность и доброта к неумехе-увальню Ивану Жилину (Сергей Бодров-младший), в первом же походе не сделавшему ни выстрела и оказавшемуся в плену.
Романы Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок» всегда привлекали режиссеров. И вот очередная экранизация «Золотого теленка» предпринимается Ульяной Шилкиной. На роль Великого комбинатора приглашается Олег Меньшиков.
Еще одной интересной работой обещает стать роль Юрия Живаго в картине Александра Прошкина «Доктор Живаго» по одноименному роману Бориса Пастернака.