актер на одной стороне луны
Обратная сторона Луны
Российский мистический сериал 2012 года «Обратная сторона Луны» обязан своим рождением британскому проекту «Жизнь на Марсе» компании BBC.
В британском детективе Сэм Тайлер, инспектор полиции штата Манчестер, попадает в автокатастрофу и приходит в себя в 1973 году. Невероятное путешествие сквозь время оборачивается чередой запутанных событий и приключений.
В российской адаптации капитан полиции Михаил Соловьев попадает в прошлое, очнувшись после аварии в России 1979 года. Он старается принять новую реальность, в которой работает простым советским милиционером.
Вместе с Соловьевым в прошлом оказывается и серийный убийца с говорящим прозвищем Маньяк, досаждающий полиции и в современном мире. Перед капитаном встает сразу несколько задач – справиться с буднями советского человека, помочь милиции распутать несколько сложных дел, а также поймать своего самого главного врага и понять, как вернуться домой.
Мистика сериала в количестве загадок, которые скрывает каждая серия. Зрителю необходимо быть предельно внимательным, чтобы вместе с героем разобраться в происходящем.
Сериал состоит из двух сезонов, связанных общей цепью событий. Первый сезон основан на истории Соловьева и Маньяка, на любовной линии главного героя и советской девушки Екатерины, которую он встретил в своем необычном путешествии во времени.
Во втором сезоне Михаил Соловьев, наконец, вернется в 2011 год, но это будет альтернативный мир, в котором Советский Союз не распался, а окреп, а также освоил Марс. Здесь герой вновь столкнется с поиском своего предназначения, выбором между женщинами и борьбой с заклятым врагом.
Главная мысль второго сезона сериала «Обратная сторона Луны» – каждый поступок из прошлого влияет на дальнейшие события в жизни, за все придется нести ответственность.
Премьера первого сезона состоялась 5 ноября 2012 года на Первом канале. Второй сезон вышел в 2016 году.
Капитана Соловьева сыграл известный российский актер Павел Деревянко («Участок», «Кука», «Брестская крепость», Оттепель и др.). Как рассказал в интервью режиссер Александр Котт, задачей съемочной группы было найти настоящего героя, для которого путешествие во времени – простое развлечение.
Но вскоре команда пришла к пониманию, что замысел сериала гораздо глубже, он кроется в борьбе простого человека с трудностями судьбы. На роль обычного российского полицейского лучше всего подходил Деревянко, который вызывает симпатию у зрителя, воспринимается как парень с соседней улицы.
Роль главного отрицательного героя досталась молодому актеру Ивану Шибанову. Зритель мог видеть его в сериале «Практика» и картине «Семейный альбом». Роль была интересна актеру, он отметил, что история Соловьева и Маньяка схожа с историей Шерлока Холмса и профессора Мориарти – один неотрывно следует за другим, не представляя себя в одиночестве.
Светлана Смирнова-Марцинкевич появилась в сериале в главной женской роли Екатерины – советской возлюбленной Соловьева. Актриса известна работами в проектах «Беги!», «Небесный суд».
Жену главного героя во втором сезоне сыграла Евгения Крегжде из фильма «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским.
Проект привлек внимание многих именитых актеров, некоторые из них согласились на небольшие эпизоды, появившись в кадре на несколько минут. Среди них Андрей Леонов, Максим Виторган, Анна Большова, Евгений Стычкин, Ирина Рахманова. Музыкант Андрей Макаревич появился в одной из серий в роли самого себя.
После популярности первого сезона в 2012 году, режиссеры объявили о съемках продолжения. В 2016 году 2 сезон «Обратной стороны Луны» вышел на телеэкраны. На Первом канале зрители смогли увидеть лишь 8 серий из 16 заявленных, после чего показ прекратили. Продюсер Александр Цекало назвал причиной произошедшего снижением рейтингом и потерей интереса публики.
Ассоциация продюсеров кино и телевидения в 2013 году отметила сериал в трех номинациях: «Лучший телевизионный мини-сериал», «Лучшая режиссерская работа», «Лучший актер телевизионного фильма/сериала» (Павел Деревянко).
Закулисье сериала «Обратная сторона луны»
По словам Цекало, подготовка сценария велась более пяти лет. Проблема была в том, что сценарий оригинального сериала BBC никак не подходил под советские реалии. Его автору Александру Щербакову пришлось хорошо поработать, чтобы в итоге понять: истории «Жизни на Марсе» и «Обратной стороны Луны» стали совершенно разными.
Интересно, что съемки Москвы 1970-х проводились не где-нибудь, а в Белоруссии, в Минске. Вероятно, режиссер Александр Котт решил, что современная застроенная Москва никак не сможет передать истинную советскую атмосферу.
Павел Деревянко сыграл в киноленте сразу две роли – Соловьева-старшего и младшего. Многие кинокритики приписывают ошеломительный успех сериала именно блестящей работе актера. В 2013 году Павел был номинирован на премию «Золотой орел» за лучшую мужскую роль на телевидении.
Четыре года назад, беседуя с Иваном Ургантом на Первом канале, Деревянко признался, что тоже потратил немало времени на подготовку в съемкам. «Рылся в старых фотографиях, часами смотрел советские фильмы», – рассказал актер. Все это было просто необходимо, чтобы как следует «вжиться» в роль советского милиционера, ведь в 1979 году самому Павлу было всего лишь четыре года.
Павел Деревянко. Фото: кадр из сериала «Обратная сторона луны»
О съемках второго сезона Александр Котт сообщил еще осенью 2014-го. В июле этого года состоялась долгожданная премьера приключений Соловьева, но. на финском телеканалеYle. Российскому зрителю пришлось подождать. До декабря.
Премьера на Первом канале прошла в минувший понедельник, но уже создала много шума. В основном продолжение получило множество положительных отзывов. Кто знает, может это натолкнет Цекало и Котта на создание очередного сезона?
Фильмы и Сериалы 12+
«Обратная сторона Луны»: чего ждать от новых серий
Смотрите сериал «Обратная сторона Луны 2» по будням, с 5 декабря после программы «Время»
Павел Деревянко вновь в своей любимой роли
Главный герой — Михаил Соловьев — центр истории, вокруг него вращается сюжет и все остальные персонажи. Именно Павлу Деревянко, сыгравшему милицейского, против своей воли путешествующего во времени, сериал обязан психологическим напряжением и обаянием. Деревянко запомнился зрителям после фильма «Ехали два шофера», а закрепил успех сериалами «Участок», «Девять жизней Нестора Махно», фильмами «Брестская крепость» и «Кука». Уже после «Обратной стороны Луны» были роли в сериалах «Великая», «Черные кошки» и «Оттепель». Сегодня Павел — один из самых востребованных российских актеров.
Александр Котт, режиссер: «Мы сначала искали, грубо говоря, героя. Потом поняли, что это должен быть парень с улицы рядом с нами, из нашего двора и так далее, который, в общем, ничем не примечательный, но оказывается в той ситуации. И мне показалось, что Паша Деревянко именно такой. Он не героический в театральном понимании внешности, при этом очень родной, близкий и простой. И вот такой простой человек оказался на другой планете. Вот, почему выбор пал на Павла».
Новая реальность
В новых сериях исполняется заветная мечта Миши Соловьева — он наконец возвращается в 2011 год, откуда так неожиданно попал в советское прошлое. Но это совсем не то место, из которого главный герой переместился в 1979 год в начале первого сезона. Милиционер очутился в СССР, в котором не было перестройки, — великой державе, победивший бедность и болезни, расширившей свою территорию и поставившей железный занавес, чтобы предотвратить поток беженцев с загнивающего Запада. В этой параллельной реальности Япония отказалась от всех притязаний на Курильские острова, Великобританией правит королева Диана, люди летают на Марс, а в России все еще социализм.
Александр Цекало, продюсер: «Для второго сезона у нас было несколько идей. Например, мы придумали, что герой Деревянко остается в 1979 году, а в наше время возвращается его отец. Но потом решили делать другую историю: с попаданием в наше время, но в параллельную реальность, где не было перестройки, а остался Советский Союз. Это тоже СССР, только страна с двадцатью пятью социалистическими республиками, мы в финале чемпионата мира по футболу, найдено лекарство от рака, и весь мир стремится приехать в этот Советский Союз, однако никого не пускают за железный занавес. Через портал в искаженный мир попадает не только наш герой, но и маньяк, который не был уничтожен в прошлом».
Павел Деревянко: «Если раньше мой герой путешествовал по прошлому, то теперь все будет наоборот. Как мы помним, в первом сезоне Михаил Соловьев рвался в 2011 год, где осталась вся его жизнь. Во втором сезоне он туда же и попадает. Но это уже совсем другое время. Все изменилось. В новой реальности Миша и остальные герои несут ответственность за поступки прошлого. И заставляют зрителя задуматься о том, что мы в ответе за все, что когда-либо произносим или совершаем».
Технические достижения, к которым привык житель современного мегаполиса, дошли до Советского Союза 2011 года в своеобразном виде. Вместо мобильных телефонов — деревянные карманные, на костюмах марсонавтов появляются кнопки от старых лифтов, а товарооборот в магазинах регулируется с помощью электронной очереди.
Сергей Калужанов, сценарист: «Эта новая реальность создана благодаря Соловьеву. Мы пытались придумывать социальные и технологические аспекты, чтобы это был параллельный мир, а не пародия на наш. В этом социалистическом обществе нет личных машин, потому что их можно взять напрокат, нет денежных отношений, потому что за свой труд можно пойти и получить то, что хочешь в магазине. А в небоскребах «Москва-Сити» находится студенческое общежитие. Но этот, на первый взгляд вполне благостный, мир основан на жестких манипуляциях».
Александр Котт: «Мое главное условие продолжения работы над сериалом было в том, чтобы Соловьев проснулся там, где взрывается мозг. Мы нашли это пространство и это время, и это реально бомба».
Победа над главным злодеем
Сыграл Рыжего, как и в первом сезоне, Иван Шибанов, исполнитель главных ролей в сериалах «Практика» и «Семейный альбом».
Иван Шибанов: «Мой персонаж немыслим без главного героя. Они как Инь и Ян. В зависимости от жесткости поступков одного меняется поведение другого».
Удастся ли Соловьеву поймать и обезвредить преступника, который давно не дает ему покоя и держит в страхе всю Москву, — одна из главных интриг нового сезона.
Любовный треугольник
В альтернативной реальности у Соловьева появляется жена Надя и маленькая дочь. Теперь ему приходится опасаться не только за свою жизнь. Ситуацию усугубляет и возвращение в его жизнь Кати, в которую Миша влюбился во время путешествия в Советский Союз. Школьная учительница, удивительно похожая на «его» Катю, оказывается дочерью той самой девушки из 1979 года.
Александр Котт: «Михаил с трудом осознает, что оказался в альтернативной реальности: оказывается, что у него есть жена Надя, у них дочь Шурка. Еще большим потрясением для него становится знакомство с Катей, которую он полюбил в 1979 году, и ее матерью Екатериной».
Соловьев оказывается заложником не только странной ситуации, в которой его бывшая возлюбленная оказывается матерью нынешней, но и выяснять отношения со своей супругой Надей, которая понимает предложение развестись совсем не так, как предполагает герой.
Катю, как и в первом сезоне, сыграла Светлана Смирнова-Марцинкевич («Беги!», «Небесный суд»). Интересно, что Екатерину из прошлого сыграла настоящая мама Светланы, Ирина Марцинкевич. В роли Нади, супруги Михаила Соловьева, — Евгения Крегжде («Географ глобус пропил», «Эти глаза напротив»).
Неожиданные персонажи и нелепые преступления
Кроме основных сюжетных линий, в каждой серии зрителей ждет законченная история преступления. Герою Деревянко предстоит распутать несколько невообразимых правонарушений и нелепых случаев: разоблачение контрабандистов, ввозящих в Союз вредные продукты вроде пиццы и жвачки, преследование хакеров, манипулировавших электронной очередью в магазинах, и покушение на первого советского марсонавта.
Александр Котт: «В этой новой реальности милиции почти нет, потому что никто не совершает преступлений. Но есть группа офицера Дымова, к которой прикреплен Соловьев, и они расследуют редкие правонарушения».
В роли майора Олега Дымова появляется Анатолий Горячев, дядя Толик из «Сладкой жизни».
Вообще, «Обратная сторона Луны» может похвастаться актерами первой величины в эпизодических ролях. Сотрудника ЗАГСа, ведущего семинары для разводящихся, играет Андрей Леонов («Папины дочки», «Есенин», «Зеленая карета»), нового возлюбленного жены главного героя — Максим Виторган («День выборов», «О чем говорят мужчины», «Лондонград. Знай наших»).
Небольшие роли есть также у Анны Большовой («Юнона и Авось», «Мама-детектив», «Ермоловы»), Андрея Мерзликина («Брестская крепость», «Тальянка», «Единичка»), Ирины Рахмановой («Батальонъ», «Питер FM», «Участок»), Евгения Стычкина («Фарца», «Питер — Москва», «Измены»).
Музыкант Андрей Макаревич и диктор Анна Шатилова играют в сериале самих себя.
Режиссер: Александр Котт
Сценарий: Ирина Пивоварова, Сергей Калужанов и другие
В ролях: Павел Деревянко (Михаил Соловьев), Светлана Смирнова-Марцинкевич (Катя), Иван Шибанов (Маньяк), Анатолий Горячев (Дымов), Андрей Шибаршин (Леха), Михаил Грубов (Костя), Алена Константинова (Маша Сказкина), Сергей Карякин (Саврасов), Маргарита Исайкова (Шурка), Арсений Перель (Ледяхов), Олег Алмазов (Котов), Сергей Галахов (Андрей), Ирина Марцинкевич (Екатерина), Петр Кудряшов (Геннадий), Ирина Нарбекова (мать Михаила), Дмитрий Бероев (Трофимов), Евгения Крегжде (Надя), Максим Виторган (Павел)
Оператор: Леван Капанадзе
Композитор: Павел Есенин
Производство: ООО «Киностудия «Слово», ООО Продюсерская компания «Среда», Россия, 2015
Павел Деревянко: Выпивал, чтобы достовернее сыграть в «Обратной стороне луны»
Никогда не знаешь, чего ждать от Павла Деревянко. Стриптизер, красный комиссар, Нестор Махно – это всё он, только в разных фильмах. И лишь в одном проекте актер (так считает сам) показал все, на что способен. Это сериал «Обратная сторона Луны», который вечерами идет на «Первом канале»
Никогда не знаешь, чего ждать от Павла Деревянко. Стриптизер, красный комиссар, Нестор Махно – это всё он, только в разных фильмах. И лишь в одном проекте актер (так считает сам) показал все, на что способен. Это сериал «Обратная сторона Луны», который вечерами идет на «Первом канале».
Выпивал, чтобы сыграть сумасшедшего
– Прочитав сценарий, вы не очень надеялись получить роль полицейского, проснувшегося в теле своего отца 30 лет назад. Почему? Сейчас-то кажется: она написана специально для вас.
– Я уже думал, что после «Гитлер капут!» и «Наполеонов» ничего оригинального и серьезного мне не предложат. Хотя у меня был «Махно», но все равно сомневался. Поэтому, когда утвердили на роль Михаила Соловьева, не мог поверить, что выпала такая удача. Правда, потом настала пора жестокой пахоты. Говорю не для красного словца. Это была адская работа. Все, кто имел отношение к съемкам «Обратной стороны Луны», выложились по полной.
– Верю. У вашего героя на протяжении всего фильма такое страдальческое лицо.
– Я долго искал, как передать состояние человека, который сходит с ума. Вот как? Решил: надо показать его внутреннее состояние через глаза. Соловьев не кричит, не бегает, а потихоньку сходит с ума. Потому что тем, что творится внутри, он ни с кем в силу обстоятельств поделиться не может. У меня были свои ключики к роли. Приходилось даже выпивать накануне. Не до головной боли, конечно, но чтобы глаза были красные, так как у Соловьева часто болезненное состояние. Мне кажется, когда артисты играют с белыми белками глаз – видно несоответствие их физического состояния тому, какое должно быть по сценарию. Роль Соловьева просто огромнейшая, весит несколько тонн. Это моя самая осознанная роль, могу сказать точно.
– Длинные крупные планы напряженного, покрытого потом лица – тоже ваша придумка? Этот прием сейчас не слишком востребован в кино, строящемся скорее по клиповому принципу.
– Эти планы придумал режиссер Александр Котт. По мне так быстрее все могло бы происходить. Но как должно быть, режиссер решает. В меньшей степени – актер и оператор.
– Вам Соловьев никого из классических персонажей не напомнил?
– Гамлета. Наверное, звучит странно. Ничего похожего с сюжетом Шекспира в «Обратной стороне Луны» не происходит. Хотя у Гамлета была история с призраком, ему все время отец являлся, а я живу в теле отца. Соловьев – это Гамлет по степени переживания, схождения с ума. Я так его почувствовал.
– А о чем он хочет нам рассказать? Не только же о путешествии во времени и переселении в чужое тело.
– Соловьев исправляет ошибки собственного отца. Мой герой думал, что папа идеален: отец же всегда самый лучший, и вдруг понял, что он там был не прав, там схалтурил. И что-то происходит. Это сериал о взаимоотношениях с самим собой, со своим эго.
Я бы хотел увидеть живого Высоцкого
– Вы как раз взрослели в то время, о котором большая часть «Луны». Было интересно снова окунуться в детство?
– Мне было 3 года в 1979 году. Я мало что помню. Детство у меня было абсолютно счастливое. Зимой много снега, летом – речка, игры. Но взрослая жизнь – она же совсем другая, гораздо тяжелей. Мне не с чем сравнить, только с ощущением правдоподобности. Не той, которой нам удалось добиться в изображении времени. Это скорее была забота художников, декораторов. Я говорю о доверии к актеру. Помните, как играли артисты старшего поколения, обожаемые мною, настоящие звезды? Ты верил абсолютно всему, что они делали, говорили. Мне хотелось прийти именно к такому.
– Ваш герой встречается со многими историческими личностями, некоторые наверняка были вашими кумирами. Представляли себя на месте человека, который вполне мог говорить напутственные (если брать встречу с Горбачевым в туалете) слова о том, что надо все доводить до конца? А Высоцкому – подсказать фразу: «Вор должен сидеть в тюрьме»?
– Конечно, я фантазировал. Наверное, в сцене встречи с Высоцким, который, вы правы, по-настоящему является моим кумиром, мне больше всего хотелось оказаться на месте Соловьева. Потому что он видел Высоцкого живого. Живого Высоцкого, понимаете? Что бы я сделал, сказал, если бы увидел его. Кстати, мой Соловьев и с Ходорковским встречается, и с Лужковым. Там очень много смешных моментов.
– Одна из таких сцен – как мальчик Филипп просит у вас пластинку. Вы протягиваете запись Пугачевой, а он не хочет брать, говорит, не любит ее. «Пройдет время – еще как полюбишь», – отвечаете вы. Для чего в «Обратной стороне» юмор? Ведь это драма.
– Нужно делать паузу, чтобы зритель успел вздохнуть. Ты же не можешь сидеть в напряжении все время. В жизни есть и смешное, и грустное – всё рядом.
Готов для больших задач
– Как считаете, Соловьев, не похожий на обычных телевизионных ментов, близок к героям сериала «Следствие ведут знатоки», мелодия из которого установлена на его мобильном?
– Я не старался делать его на кого-то похожим и вообще играл не мента, а человека с его страхами, слабостями, сомнениями. Мне интересна личность в большом масштабе. «Обратная сторона Луны» – это тот материал, где можно было разойтись и что-то показать. Я не смотрел английский сериал (оригинальная версия BBC – «Жизнь на Марсе». – Ред.) и не могу сравнить себя с их героем. Но видел кусочек американской адаптации, и мне очень не понравился их герой. Он был такой здоровый, такой красавец. Не знаю, что с ним может случиться, как ему можно сопереживать. Мне кажется, делать героя таким было неправильно.
– Соловьев в 1979 году чувствует себя чужим. Но ведь чужим можно чувствовать себя и в своем времени. Вам в 2012-м комфортно?
– Мне очень уютно здесь, я люблю это время. Если у тебя есть по-настоящему крепкое и яркое желание, все может получиться. Абсолютно в этом уверен. Родись я раньше – у меня не было бы таких возможностей в плане проявления себя, самовыражения.
– Как роль в «Обратной стороне» повлияла на вас? Оценка себя как актера повысилась?
– Так получилось, что последние 3 года являются для меня этапными. Имею в виду и «Обратную сторону Луны», и Театр им. Моссовета, где играю в «Дяде Ване» и в новом спектакле «Три сестры» (оба в постановке Андрея Кончаловского. – Ред.) Каждая новая работа придает мне радости. Мне очень нравится происходящее со мной сейчас. Я понимаю, что готов к решению больших задач.
– Вам так кажется?
– Мне не кажется. Я думаю, что это на самом деле так.
Рецензия на второй сезон сериала «Обратная сторона луны»
Из второго сезона сериала не получилось ничего – ни детектива, ни увлекательного путешествия во времени, ни душевной истории. Скверно сыграно, плохо продумано, лишено смысла и морали – лучше бы и не возвращались
Трейлер
Финальное столкновение Соловьева с Рыжим в 1979 году завершилось их перемещением в 2011-й, но совсем не тот, каким его помнят герои. Своим вмешательством в прошлое они изменили историю, и весьма радикально: в новой реальности СССР продолжает процветать, больше того, страна стала мировым лидером, справившимся с болезнями, искоренила социальную несправедливость, бороздит космические просторы. Казалось бы, вот он, идеальный мир, жизнь в котором придется по вкусу любому, но это не относится к двум непримиримым противникам. Рыжий в новом времени снова берется убивать, а вот Соловьеву в альтернативном 2011-м придется не только бороться с преступностью, но и распутывать запутанный клубок личной жизни – он теперь не только женат, но и имеет маленькую дочь.
Кадр из сериала «Обратная сторона луны 2»
Когда на длительный перерыв уходят большие зарубежные телевизионные хиты вроде «Шерлока» или «Лютера», зрители могут выказывать свое негодование, но где-то в глубине они понимают: авторы не подведут, приготовят что-то действительно стоящее и не уступающее предыдущим сериям. В России к подобным демаршам отношение иное – пропавший на долгие четыре года сериал «Обратная сторона луны» своим возвращением скорее вызывает скепсис: а чего это они так долго? Старались? Или, наоборот, решили второй раз один и тот же пакетик чая заварить? Увы, возвращение капитана Соловьева разочаровывает, хотя в какой-то мере отдать должное изобретательности авторов все же стоит.
Итак, после погружения в советское прошлое авторы отправляют героев и зрителей в советское будущее, и в этом заключается самая большая проблема очередной шестнадцатисерийной порции телезрелища. Все дело в том, что если четыре года назад авторы заглянули в хоть и вымышленное, но близкое к реальному прошлое, то теперь весь окружающий героев мир – чистая выдумка, причем выдумка фарсовая, китчевая, трешевая. Даже в самом сладком сне вы не можете себе представить такие последствия сохранения СССР: страна стала безусловным мировым лидером, вобравшим в себя еще несколько республик (Финляндия в сериале называется 23-й республикой, на карте в кадре можно разглядеть закрашенные в красный Аляску и Монголию), народ процветает, излеченный от болезней, реализующий себя в труде и искусстве, общество близко к коммунистическому, но не без вождизма. Достаточно долго зрителю будет не очень понятно, всерьез ли создатели шоу восхищаются придуманным ими миром или это такой жесткий стеб, но к финальным сериям все станет понятно.
Кадр из сериала «Обратная сторона луны 2»
В выдумке сценаристам не откажешь, некоторые детали придутся по вкусу поклонникам альтернативно-исторического жанра. Тут и карманные телефоны вместо мобильных, и государственный запрет на чипсы, шоколад и сигареты, и некоторые забавные отсылки к нашей реальной истории (вроде Лужкова-пчеловода). Однако это лишь редкие яркие крупицы в аляповато выстроенном мире – куда больше в глаза бросается неуклюжая графика, придурковатые цветастые декорации и вечно улыбающиеся, как душевнобольные, персонажи.
Кадр из сериала «Обратная сторона луны 2»
Актеры – это вообще отдельная песня «Обратной стороны луны 2». Авторам удалось сохранить костяк первого сезона, но вот заставить их играть оказалось задачей неподъемной. Если Павел Деревянко еще как-то старается поддержать реноме актера, у него есть даже пара сцен, где он изображает другого человека в своем теле, упражнение как минимум непростое, то остальные «пляшут» кто во что горазд. Уровень артистов второго плана, а тем паче «эпизодников» упал так низко, что добротный проект превратился в телемыло уровня поделок из дневной сетки канала НТВ – минимум эмоций на лицах, бездарно отбарабаненный текст, отсутствие синхронности действий. Полное ощущение того, что сериал намеренно снимался без дублей, как получилось с первого раза – так и оставили.
Кадр из сериала «Обратная сторона луны 2»
Можно было бы попробовать затронуть нравственные проблемы сериала, поговорить о том выборе, который вынужден сделать Соловьев, настаивая на возвращении в свою реальность, но увы, создатели сериала отмежевались от главной проблемы альтернативных реальностей. Исчез ли тот мир, в котором СССР процветает после того, как Рыжий и Капитан его покинули? У Александра Котта и его команды сценаристов нет ответа. А значит, и переживать не из-за чего: дочь-сирота, убитые любимые и учителя – все это тлен и визуальный мусор, по мнению создателей «Луны 2». Мы спорить не станем.
Все вместе эти шероховатости дают мощный кумулятивный эффект – из достаточно уверенного, увлекательного детектива первого сезона вырос распадающийся на трухлявые куски фарс сезона второго. Глупые расследования, полная профанация следственных и оперативных действий, не оправдываемая никакими альтернативными реальностями, бездушность – «Обратная сторона Луны 2» – это действительно обратная сторона первого сезона. Безликая, скверно снятая и придуманная на коленке.