актер на сцене театра
Актер театра: самая творческая профессия в мире
У театра давняя и очень богатая история, тесно связанная с религиозным культом. Таковым он был в самом своем начале – в Древней Греции, тот же смысл сохранил в Средневековье и отчасти в эпоху Возрождения. Театр был и элитарным искусством, и ярмарочным шоу для массовой публики.
В наши дни практически ничего не поменялось, хоть театр и был несколько потеснен кинематографом. И, конечно, самой привлекательной профессией в театре остается актерская.
Актеры театра и кино: в чем различия?
К творческим профессиям в мире всегда было двоякое отношение. С одной стороны – любое творчество требует очевидного таланта, с другой – им требуется учиться. Причем особенным образом.
Актерское мастерство не исключение, хотя весьма часто в него приходят люди безо всякого специального образования. У многих звезд театра и кино нет профильной специальности, но при этом их талант и харизма неоспоримы и покоряют сердца миллионов зрителей.
Между актерами театра и кино часто не видят разницы, но на самом деле различий много и довольно существенных.
Жесты и мимика. В театральном выступлении они всегда более выразительны, в то время как в кино камера всегда преувеличивает любые эмоции. К слову, поэтому актеры театра часто переигрывают, попав в кинематограф;
Демонстрация эмоций. На киноэкране отыграть любую эмоцию всегда сложнее, чем в театре;
От актера театра требуется куда большая пластичность и выразительность. Любой его жест символичен, что-либо значит и должен однозначно считываться зрителем. На заре кинематографа, к слову, практиковался примерно такой же подход, но в наши дни на экране актер должен выглядеть как можно более естественно;
Развитие персонажа в театре и кино сильно отличаются. Театральная постановка, как правило, развивается во времени линейно и персонажи меняются вслед за сюжетом. В кино порядок съемки сцен может быть любым, и актер должен уметь отыграть любое состояние;
Импровизация. В театре каждое выступление фактически индивидуально, у актеров гораздо больше пространства для импровизации, даже если речь не идет о классическом произведении.
Кроме того, с профессией актера театра все несколько проще – ей всё-таки принято учиться в вузах и театральных студиях, а потом годами оттачивать игрой на подмостках в сотнях различных ролей.
Источник фото: Kyle Head/unsplash
Особенности профессии актер театра
Ещё одна особенность профессии актер театра можно считать и последующую профессиональную реализацию. По факту творческие профессии не являются востребованными на рынке труда. И фактически окончание театрального училища вообще не гарантия трудоустройства и работы по специальности. Более того, многие выпускники творческих вузов не могут в дальнейшем самореализоваться, поэтому начинают осваивать иные формы деятельности.
Кроме того, актерская среда – это место жесточайшей конкуренции, к которой бывает готов далеко не каждый человек. Необходимо иметь железную волю и огромное упорство, чтобы переносить многочисленные отказы, проходить многочасовые прослушивания, репетировать проекты, которые так и не увидят зрители.
Обязанности актера театра
В целом, обязанность у актера одна – выучить свою роль и отыграть ее на сцене так, чтобы зритель проверил в реальность происходящего. Но на самом деле это «нехитрое» действие требует большой работы, которая зрителю совсем не заметна. Так, актеру необходимо:
ходить на прослушивания и пробоваться на различные роли;
посещать репетиции, разучивая не только монологи, но и танцы или какие-либо необходимые навыки;
встречаться с гримерами и костюмерами для подгонки созданного образа персонажа по типу лица и фигуры актера;
участвовать в рекламной кампании будущего представления, общаться с прессой до и после премьеры.
Источник фото: freepik
Требования к профессии актер
Составить какой-то универсальный перечень требований к актерскому ремеслу невозможно. Режиссеры, художественные руководители определяют политику театра самостоятельно, видение на таланты у них разные. Однако кое-каким перечнем навыков актеры театра всё-таки должны обладать:
умение играть на музыкальных инструментах;
знание иностранных языков;
громкая, поставленная речь.
Где выучиться на актера театра?
Путей получения актерской профессии очень много. Как уже упоминалось, у некоторых талантливых актеров и вовсе нет никакого актерского образования. Непосредственно же актерскому ремеслу учат:
вузы с отделениями культуры.
Особенность же любой творческой специальности в том, что баллы ЕГЭ при поступлении вторичны. Главное значение придается творческому конкурсу. Абитуриенту необходимо подготовить:
творческое выступление (можно сказать, продемонстрировать свои сильные стороны – пение, хореография).
Что нужно, чтобы стать актером театра
Актерский талант – безусловная вещь, требующаяся любому хорошему лицедею. Но любой преподаватель театрального вуза скажет, что это лишь треть успеха. Актеру нужны также прилежание, безграничное трудолюбие и целеустремленность, а также эмпатия. Без этого набора качеств невозможно освоить ни одну роль, невозможно почувствовать персонажа и достоверно показать его характер. Как ни крути, любая профессия требует полной самоотдачи – и на примере актера театра это видно особенно хорошо.
Сколько зарабатывают актеры в театре?
Уровень зарплаты актера в театре по сути главная проблема профессии. Не имея широкой популярности, работая в провинции, можно иметь весьма скромный заработок – подчас по уровню прожиточного минимума в регионе.
Средняя зарплата провинциальных актеров не более 15 000 рублей в месяц. По мере роста популярности, медийной раскрученности, разумеется, растет и заработок. Кроме того, многие актеры театра осваивают и смежные профессии – телеведущего, шоумена, актера озвучания, диктора и т.д.
Плюсы и минусы профессии актер театра
Положительными сторонами профессии можно считать следующее:
бескрайние возможности для реализации творческого потенциала;
известность и узнаваемость;
реализация внутренних амбиций и желаний;
возможность примерять на себя разнообразные роли и образы;
интересная и разнообразная деятельность;
гастроли, позволяющие путешествовать по стране и миру.
К минусам стоит отнести:
сложности с дальнейшим трудоустройством – невостребованность;
низкий уровень заработной платы;
сложная в эмоциональном плане работа, которая периодически не предполагает какой-либо результативности, отдачи;
жесткая конкуренция в актерской среде, представляющее собой сильное психологическое давление;
ненормированный рабочий день, плотный график работы.
Где сегодня можно увидеть постановки с участием самых известных советских актёров
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Театр имени Маяковского: Игорь Костолевский и Светлана Немоляева
В театре имени Маяковского на протяжении многих лет служат Игорь Костолевский и Светлана Немоляева. Творческой активности этих актёров можно только позавидовать.
Игорь Костолевский служит в театре на протяжении 46 лет и сегодня его можно увидеть в семи спектаклях, которые идут на сцене. Светлана Немоляева пришла в театр имени Маяковского в 1959 году, здесь встретила своего мужа, с которым прожила всю жизнь. Сегодня актриса по-прежнему выходит на сцену родного театра, она задействована в шести спектаклях.
Театр имени Вахтангова: Василий Лановой, Элеонора Шашкова и Юлия Борисова
Спектакль «Пристань» был задуман, как бенефис актёров, которые много лет отдали театру имени Вахтангова. Он позволяет снова и снова выходить на сцену тем, кого зрители любят, на встречи с кем спешат из года в год. И сегодня в этом бенефисе можно увидеть Юлию Борисову, Василия Ланового, Элеонору Шашкову.
Василий Лановой в этом году отмечает 60-летие работы в театре, и сегодня, помимо «Пристани», его фамилия значится в программках к постановкам «Посвящение Еве» и «Последние луны».
Юлия Борисова вот уже 72 года является актрисой театра и радует почитателей своего таланта участием в «Евгении Онегине».
Элеонора Шашкова служит в театре уже 56 лет и не собирается прерывать свою профессиональную деятельность.
«Современник»: Валентин Гафт, Марина Неёлова, Лия Ахеджакова, Людмила Крылова
Имена этих актёров на слуху уже много лет. Людмила Крылова пришла в «Современник в 1960 году, Лия Ахеджакова в 1977, Валентин Гафт – в 1969, Марина Неёлова – в 1974 году. Сегодня они снова и снова выходят на сцену родного театра, чтобы порадовать своего зрителей талантливой игрой и блистательным воплощением ролей.
МХТ имени Чехова: Станислав Любшин, Ирина Мирошниченко, Наталья Тенякова, Алла Покровская, Авангард Леонтьев
38 лет служит в театре Станислав Любшин и сегодня играет в четырёх постановках МХТ имени Чехова.
Ирина Мирошниченко пришла в театр сразу после окончания Школы-студии МХАТ и ни разу не меняла место работы. Сегодня актриса по-прежнему хранит верность родному театру, участвует в трёх его постановках, а ещё ведёт блог и иногда радует своим появлением в кино.
Наталья Тенякова пришла в МХТ в 1988 году, играя до этого в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола, БДТ, Театре имени Моссовета. Сегодня она задействована в трех спектаклях МХТ имени Чехова.
Алла Покровская много лет отдала театру «Современник», а в 2004 году была принята в труппу МХТ имени Чехова, где сегодня выходит на сцену в трёх спектаклях.
Авангард Леонтьев, так же, как и Алла Покровская, много лет посвятил «Современнику», а в 2004 году перешёл в МХТ имени Чехова. Сегодня актёр успешно играет свои роли в четырёх постановках.
МХАТ им. Горького: Аристарх Ливанов и Татьяна Доронина
Татьяна Доронина возглавила МХАТ имени Горького в 1987 году после того, как театр раскололся на две части. Она и сегодня руководит театром, считает его смыслом всей жизни и радует своих поклонников участием в шестнадцати спектаклях. В одном из них – «Старая актриса на роль жены Достоевского» вместе с ней на сцене работает и Аристарх Ливанов, который пришёл в МХАТ имени Горького тоже в 1987 году.
Театр имени Ермоловой: Владимир Андреев, Александра Назарова
С 1952 года Владимир Андреев служит в театре имени Ермоловой. Он был и артистом, и главным режиссёром, и художественным руководителем. Сегодня актёру 88 лет, а он занят в шести спектаклях родного театра, неизменно потрясая величиной своего таланта. В трёх спектаклях задействована Александра Назарова, которая работает в театре с 1965 года.
«Ленком»: Александр Збруев, Инна Чурикова, Александра Захарова, Александр Лазарев
45 лет служит в театре Инна Чурикова. За эти годы она сыграла множество потрясающих ролей, но и сегодня актриса не утратила своего творческого пыла и каждое её появление на сцене «Ленкома» (она занята в двух постановках) зрители встречают шквалом оваций.
С 1961 года является участником труппы «Ленкома» Александр Збруев. На его счету много ярких работ, как в театре, так и в кино. Но и сегодня актёр сохраняет творческую активность, играя в четырех спектаклях родного «Ленкома».
Александра Захарова пришла в «Ленком в 1983 году. Сегодня она успешно работает в семи спектаклях, радуя своим творчеством зрителей и неизменно вызывая уважение коллег.
Александр Лазарев-младший неоднократно признавался, что «Ленком» был его мечтой, поэтому о других театрах он не хотел даже думать. В 1990 году его мечта осуществилась. Здесь он брал уроки актёрского мастерства и сыграл множество ярких ролей. Впрочем, он и сегодня активно работает, репетирует и снимается в кино.
Малый театр: Юрий Соломин и Ирина Муравьёва
Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин стал участником труппы Малого театра ещё в 1957 году. Здесь он сыграл много удивительных ролей и попробовал себя в качестве режиссёра. Сегодня он является художественным руководителем театра и играет в «Горе от ума» Фамусова.
Ирина Муравьёва работала в ЦДТ и театре имени Моссовета, а в 1993 году была принята в труппу Малого театра. На этой сцене она воплотила множество характерных образов, играла главные роли в классическом репертуаре и привносила в каждый образ свою яркую индивидуальность. Сегодня актриса выходит на сцену Малого театра в трёх спектаклях.
Театр Сатиры: Александр Ширвиндт, Вера Васильева
Александр Ширвиндт играл в «Ленкоме» и в Театре на Малой Бронной, а с 1970 года служит в Театре Сатиры, в 2000 году стал его художественным руководителем. Но и сегодня Александр Ширвиндт не отказывает себе в удовольствии выйти на театральную сцену, играя в фантасмагории «Где мы. »
Вера Васильева служит в Театре Сатиры уже 71 год. Её приглашали в спектакли других театров, и актриса охотно принимала предложения, однако всегда оставалась в труппе Театра Сатиры. В настоящее время в репертуаре спектакля есть три спектакля, в которых играет любимая актриса.
БДТ им. Товстоногова: Олег Басилашвили, Светлана Крючкова, Алиса Фрейндлих, Нина Усатова, Георгий Штиль
Олег Басилашвили выходит на сцену БДТ уже 60 лет. Прославленный актёр сыграл множество ролей как в кино, так и в театре. В текущем репертуаре БДТ известный актёр задействован в двух спектаклях, однако в настоящее время готовится ещё одна постановка, в которой Олег Басилашвили тоже будет играть.
Светлана Крючкова радует своих поклонников игрой на сцене БДТ с 1976 года. Сегодня она работает в двух спектаклях, однако на счету актрисы десятки удачных ролей в театре и в кино.
Алиса Фрейндлих служила в театре имени Комиссаржевской и в театре имени Ленсовета, а в 1983 году перешла в БДТ, где служит и сегодня, играя в пяти спектаклях.
В 1989 году пришла в труппу БДТ Нина Усатова, которая сегодня задействована в двух спектаклях текущего репертуара.
Георгий Штиль поступил на службу в БДТ в 1961 году. Он успевал сниматься в кино и играть в театре. Сегодня актёр участвует в пяти постановках родного театра.
100 лет – это целая эпоха. Прожить целый век дано далеко не каждому. Считается, что люди творческих профессий, проживая роль за ролью жизни своих героев, очень быстро проживают и собственную жизнь. В нашем обзоре – ныне живущие актёры театра и кино из разных стран, которые успели отпраздновать свой столетний юбилей, но продолжают каждый день радоваться жизни, находя всё новые поводы, чтобы задержаться подольше в этом мире.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Основные театральные термины
О таких популярных театральных терминах, как актёр, аплодисменты или сцена все прекрасно знают, многие слова уже давно прижились даже в быту.
Но остаются ещё некоторые камни преткновения для зрителя, из-за которых анонсы или критические отзывы могут быть не так понятны, как хотелось бы. Чтобы больше не сталкиваться с этим, мы собрали самые основные термины, которые призваны помочь наслаждаться театром без гугла.
Капелла в Петергофе
ТОП-5 интересных фактов о кино
Отдыхайте, как петербуржцы. Мюзиклы
Танец как философия: модерн и contemporary
Балет Эйфмана: граница психологизма и модерна
Робер Лепаж: режиссёр и перфомер
Подберем мероприятие для вас
группа «Руки вверх»
- 09 июля 20:00 ГАЗПРОМ АРЕНА Билеты от 2300 ₽ Е
Пигмалион
- 10 октября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 1000 ₽ Е
Ирина Круг
- 29 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1800 ₽ Е
Муж моей жены
- 18 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 500 ₽ Е
Золотой Граммофон
- 28 ноября 18:00 Ледовый дворец Билеты от 3300 ₽ Е
Спектакль, Комедия, Премьера
Сеанс гипноза
- 17 октября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 800 ₽ Е
Мирей Матье
- 05 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2800 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 16 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2000 ₽ Е
ЛЕС
- 29 октября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 200 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 15 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2500 ₽ Е
Остров заблудших душ
- 14 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 1200 ₽ Е
Пижама для шестерых
- 12 ноября 19:00 ДК Ленсовета Билеты от 800 ₽ Е
Удачные песни
- 13 октября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2300 ₽ Е
Сергей Трофимов
- 06 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1200 ₽ Е
С кем поведешься
- 31 октября 19:00 Мюзик-Холл Билеты от 1100 ₽ Е
Спасатель
- 22 октября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 1500 ₽ Е
Свободная любовь
- 05 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Артур Пирожков «Перетанцуй меня»
- 08 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1600 ₽ Е
Папа
- 16 октября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 2500 ₽ Е
Юрий Шатунов
- 27 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1200 ₽ Е
Вражда
- 05 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 800 ₽ Е
Взрослые игры
- 28 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Олег Митяев
- 15 октября 19:00 ДК Ленсовета Билеты от 1200 ₽ Е
Детям, Цирк, для семейного просмотра
Клоун
- 10 октября 13:00 Цирк на Фонтанке Билеты от 1000 ₽ Е
Основные театральные термины
О таких популярных театральных терминах, как актёр, аплодисменты или сцена все прекрасно знают, многие слова уже давно прижились даже в быту.
Но остаются ещё некоторые камни преткновения для зрителя, из-за которых анонсы или критические отзывы могут быть не так понятны, как хотелось бы. Чтобы больше не сталкиваться с этим, мы собрали самые основные термины, которые призваны помочь наслаждаться театром без гугла.
Как работает театр и что обычно остается скрыто от глаз зрителя
Татьяна Данильченко,
актриса Молодежного театра Алтая:
Сцена
Сколько человек занято в работе: 11 работников технических служб заняты в обслуживании спектакля.
Помощник режиссера
Сколько человек занято в работе: в цехе работают три человека.
Параметры: осветительный цех находится рядом со звуковым. Сцену освещают 250 ламп. На каждом спектакле задействовано примерно 80 из них.
Сколько человек занято в работе: обязанности распределены между тремя работниками.
Декорации и реквизит
Параметры: за декорации и реквизит отвечают разные цехи.
Костюмы
Что происходит до спектакля: вся одежда и обувь хранится в трех больших костюмерных. Работники этого цеха заранее находят необходимую для постановки одежду и выдают ее актерам.
Сколько человек занято в работе: в цехе работают три человека.
Кроме постановочной группы над созданием каждого спектакля работают
Вместимость зала ( количество мест)
Из истории театра
1964 Переезд ТЮЗа в здание краевого Дворца пионеров.
1999 Театру передано здание бывшего ДК Барнаульского меланжевого комбината.
2000 Алтайский государственный театр для детей и молодежи переименован в Молодежный театр Алтая.
Цифра
В труппе театра 34 артиста. Всего в Молодежном театре Алтая работают 186 человек.
Актерская игра в кино и театре — 5 принципиальных отличий
Считается, что для того, чтобы не терять профессиональную форму, любой хороший киноактер просто обязан играть и в театре. Однако порой сойти с экрана на сцену оказывается проще, чем наоборот. У актера кино и актера театра отличаются и пластика, и подход к подготовке своего персонажа. Отметим 5 принципиальных различий в игре на сцене и на камеру.
Развитие персонажа
В театральной постановке актер развивает своего персонажа непрерывно, на протяжении 2-3 часов. В кино такой преемственности нет, так как, за редким исключением, сцены фильма снимаются не по хронологии сценария, а в совершенно хаотичном порядке. Финальная сцена вполне может сниматься первой, поэтому и актер должен быть готов сыграть любой этап своего персонажа в любой момент. Отсюда следует и еще один момент — в кино актер меньше импровизирует самостоятельно и больше прислушивается к режиссеру, потому что только последний держит в голове всю историю фильма.
Камера захватывает и преувеличивает во много раз даже самый крошечный жест. Поэтому актер должен быть аккуратнее в физическом выражении эмоций, чем в театре, где, чем шире жест, тем зачастую лучше.
Физические особенности
Сцена более дружелюбна к физическим недостаткам, лишнему весу и несовершенной коже. В кино, даже с учетом грима, грамотно выставленного освещения и мягкого фокуса, малейший недостаток на лице и теле становится назойливым.
Выражение эмоций
В кино намного сложнее демонстрировать эмоции, чем в театре. На сцене актер может размахивать руками, прыгать и кричать, а в кино, для выражения тех же эмоций, необходимо погружение в состояние, умение применить макрожест, отработанный взгляд, движение бровей и т.д.
Правдоподобность
Играя на камеру, актер зачастую не имеет собеседника. В театре эмоции и посыл актера всегда направлен в сторону живого зрителя, это более древний и даже магический способ взаимодействия с миром. На сцене происходит перформанс. В кино важнее всего правдоподобность. С экрана актер может убедить зрителя только в том случае, если проживает своего персонажа, буквально погружается в его жизнь, задачи, проблемы и чувства. И чем лучше он это сделает, тем правдивее будет его персонаж.
Разумеется, это далеко не все различия в актерской игре на сцене и на камеру. В ряде статей, посвященных актерской игре, мы рассмотрим правила, особенности и законы, которыми отличается актерская игра в кино.