актер нахапетов биография личная жизнь
Родиону Нахапетову – 77: Как сложилась судьба режиссера после расставания с Верой Глаголевой и эмиграции в США
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Настоящее имя Нахапетова – Родина! История происхождения этого необычного имени, как и появления на свет его обладателя, заслуживают отдельного внимания. Будущий режиссер родился в 1944 г. в украинском городе Пятихатки. Его мать, Галина Прокопенко, во время войны была связной подпольной организации и не оставила свою деятельность даже тогда, когда ждала ребенка. Будучи беременной, она попала в плен и была отправлена в концлагерь, откуда ей удалось бежать. Она пробиралась к своим, прячась от бомбежек в подвалах полуразрушенных домов, и во время одной из них ее сын появился на свет. Мать назвала его в честь своей подпольной организации – Родина. Близкие называли его Радиком, а позже, при выдаче паспорта, имя преобразовалось в «Родин», а затем – в «Родион». Долгое время он был уверен в том, что его отец, армянин Рафаил Нахапетов, состоявший в той же подпольной организации, погиб на фронте, но позже мать призналась, что он после войны вернулся в Армению, где его ждали жена и дети. В первый и последний раз Родион встретился с ним в 11 лет.
Послевоенные годы для Родиона и его матери были очень тяжелыми – своего жилья у них не было, они кочевали по съемным комнатам. Когда ему было 9 лет, мать, которая уже давно болела туберкулезом, попала в больницу, а Родиона отправили в детский дом, где он провел полтора года. О своих впечатлениях от пребывания там Нахапетов позже рассказал в документальном фильме «Помнишь?» в 1970 г. Эпизод, в котором детдомовцы спящему мальчику вставляют бумажки между пальцев ног и поджигают их, не был вымышленным – именно так прошла первая ночь в детском доме у самого Родиона. Там ему пришлось научиться драться и давать отпор обидчикам. Когда после этого мать забрала его в 9-метровую комнатку в коммуналке, выделенную ей в Днепропетровске, мальчику это показалось настоящим счастьем.
Однажды на новогоднем спектакле Родиону поручили сыграть медведя. Именно тогда он впервые задумался об актерской профессии. После этого он начал заниматься в драмкружке, а после школы с первой попытки поступил на актерский факультет ВГИКа, а позже окончил и режиссерский. Еще во время учебы Нахапетов начал сниматься в кино – его первыми киноработами стали роли в легендарных фильмах Василия Шукшина «Живет такой парень» и Марлена Хуциева «Мне двадцать лет».
Во второй половине 1960-х гг. к Родиону Нахапетову пришла первая популярность после ролей в фильмах «Нежность» и «Влюбленные». Тогда его называли одним из лучших романтических героев и настоящим представителем своего времени – немногословным интеллигентом. Многим зрителям он запомнился и в образе разведчика в фильме «Пароль не нужен». Всесоюзная слава пришла к нему после роли оператора Потоцкого в фильме Никиты Михалкова «Раба любви».
В 1972 г. Нахапетов окончил режиссерский факультет и начал снимать кино. Его первой полнометражной работой стал фильм «С тобой и без тебя», который посмотрело 18 млн зрителей. За свой режиссерский дебют Нахапетов получил премию на кинофестивале в Бельгии. Во время подготовки к съемкам следующего фильма – «На край света» – 32-летний режиссер познакомился с 18-летней Верой Глаголевой. Она не была профессиональной актрисой и не собиралась ею становиться, а на «Мосфильм» пришла за компанию с подругой. Нахапетов попросил ее почитать текст вместо актрисы, отсутствовавшей на пробах, и его так поразила ее непосредственность, простота и естественность, что он решил отдать ей эту роль.
Поначалу ему просто понравился ее типаж, он сначала увлекся ею как актрисой, а потом – и как женщиной. Вскоре после завершения съемок она стала его женой. Их брак просуществовал 15 лет, у пары родилось двое дочерей. Вера Глаголева стала его музой, его Галатеей, он снимал ее во всех своих фильмах, «лепил» из нее актрису и очень ревностно относился к ее съемкам у других режиссеров. Но она быстро взрослела, менялась, искала собственный творческий путь, перестала смотреть на него снизу вверх, и постепенно они начали отдаляться друг от друга. Родион и сам не заметил, когда его чувства к ней начали остывать и перерождаться в дружеские, родственные.
Первый фильм, в котором Нахапетов не снимал Глаголеву, – «На исходе ночи» – их и разлучил, как позже признался режиссер. Это был первый советский фильм, приобретенный американцами для кинопроката, и режиссер отправился в США. В Лос-Анджелесе он познакомился с дочерью русских эмигрантов Натальей Шляпникофф, которая стала его менеджером. Тогда Нахапетов и не думал об эмиграции – он отправился в США ненадолго, только для того, чтобы обсудить прокатную судьбу своего фильма, а остался там навсегда.
О причинах переезда в США режиссер позже говорил: « Мне казалось, что лиричный кинематограф уходит куда-то в сторону, а я ведь лирик по своей натуре. Поэтому появился шанс поехать в Штаты. Я уже бывал здесь, но когда приехал с фильмом, который я сделал, это была уже совершенно другая позиция. Меня вдруг начали воспринимать как уважаемого режиссера. Вот на этом порыве, да еще и с приглашением студии, у меня состоялся тот перелет ». Поначалу он собирался обосноваться там самостоятельно, а потом прислать вызов Вере и дочерям, но тут деловые отношения с Натальей неожиданно для него самого переросли в романтические.
Когда Глаголева прилетела к нему в США, было уже поздно что-то менять. Нахапетов вспоминал: « Между мной и Верой с первой же минуты ее пребывания в Америке пролегла холодная тень, которую Вера старалась не замечать. Я был вежлив с нею, но держал дистанцию, не оставляя сомнений, что у меня есть другой человек. Напряжение росло. Вера с трудом прятала от дочерей слезы, а я изо всех сил старался занять себя работой. Лишь девочки, не догадываясь о беде, были по-настоящему счастливы. ».
Развод был для Веры Глаголевой очень болезненным, но она не сказала о бывшем муже ни одного плохого слова и не препятствовала его общению с дочерьми. Позже она нашла свое счастье с бизнесменом Кириллом Шубским, а с бывшим мужем поддерживала дружеские отношения. Когда в 2017 г. ее не стало, для Нахапетова это стало большим потрясением – он ничего не знал о ее болезни и никак не ожидал того, что она уйдет раньше него. Он говорил, что с ней ушла часть его жизни.
Его творческая судьба в США сложилась очень успешно. Правда, ему пришлось ждать 8 лет, пока с ним заключили контракт на съемки фильма «Телепат». Работая в Голливуде, он часто бывал и в России, сотрудничая с местными режиссерами и актерами. Результатом этой работы стал один из фильмов сериала «Убойная сила-2», снятый в Америке, и совместный проект России и США «Русские в городе ангелов». В 2004 г. за рубежом вышел его фильм «Пограничный блюз», в 2005 г. в России состоялась премьера комедии «Моя большая армянская свадьба», спустя еще 2 года вышел фильм «Заражение». В наши дни в планах у режиссера – съемки фильма о святителе Иоанне Шанхайском, а в США он ждет премьеры своего фильма «Вино из одуванчиков» по произведению Рэя Брэдбери.
С Натальей Шляпникофф они венчались в церкви. Благодаря ей он и сам пришел к вере и открыл для себя новые духовные горизонты. Вместе они открыли благотворительный фонд помощи детям с врожденным пороком сердца. Дочь жены от первого брака стала для него родной, а Наталья смогла наладить общение с его дочерьми. Несмотря на то, что в США Нахапетов живет уже более 30 лет, своей родной страной он до сих пор считает Россию.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
В погоне за профессиональными перспективами в конце 80-х Родион Нахапетов уехал в Америку. За границей постановщик смог не только реализовать творческие амбиции, но и найти вторую половину в лице гражданки США из семьи русских эмигрантов. Правда, для воссоединения с ней пришлось разбить сердце Веры Глаголевой…
21 января режиссеру Родиону Нахапетову исполняется 77. Более 30 лет назад он поселился в Лос-Анджелесе, но по-прежнему посещает Россию и переживает за судьбу отечественного кинематографа, ведь карьеру начал в СССР. На самом деле задерживаться в США Нахапетов не планировал, однако проблемы в работе подтолкнули его к тому, чтобы остаться.
Тяжелое детство и мечты о славе
Всю жизнь Нахапетова окружали сильные и яркие женщины. Список возглавляла его мама Галина Прокопенко, связанная в годы войны с подпольной организацией «Родина». Нося под сердцем ребенка, она выполняла серьезное задание — передавала действующей армии сведения от партизан — и угодила в концлагерь, откуда с трудом сбежала. На девятом месяце беременности Галина Антоновна попала под бомбежку в городе Пятихатки и не только уцелела, но и родила там сына.
Интересно, что первоначальный вариант имени мальчика — Родина, в честь той самой подпольной организации — со временем превратился в более привычное паспортистам Родион. Но важнее другое. Ребенок считал биологического отца погибшим, и лишь в 10 узнал горькую правду: Рафаил Нахапетов познакомился с Галиной Прокопенко в партизанском отряде на Криворожье и страстно влюбился, но когда война закончилась — вернулся в Армению, где его ждала другая семья.
Детство будущего режиссера было тяжелым: денег отчаянно не хватало. Перебравшись с сыном в Днепропетровск, Прокопенко трудилась то пионервожатой, то учительницей, чтобы снять хотя бы угол в комнате с кроватью. Вскоре изможденный войной и недоеданием организм матери дал сбой. Она заболела туберкулезом и надолго легла в клинику, из-за чего целых три года Родион провел в детдоме.
В 60-е на семью обрушились новые несчастья. Сердобольная Галина Антоновна работала в лагере для политзаключенных и передавала их почту близким на волю. Женщину возмущали условия содержания людей в тюрьме, она писала самому Хрущеву, чтобы тот разобрался в ситуации. За проявленную активность Прокопенко определили в психиатрическую клинику. Родиону удалось вызволить ее оттуда, но лечение уколами подорвало и без того хрупкое здоровье родительницы, и через несколько лет она умерла от рака. Спустя годы Нахапетов снял по мотивам этой истории фильм «Заражение».
Но вернемся к юности режиссера. Бедность и лишения закалили его, парень решил во что бы то ни стало вырваться из гнетущей обстановки и добиться успеха. В школе он увлекался рисованием и музыкой, но больше всего интересовался театром. Занятия в драмкружке и посещение творческой встречи со знаменитыми актерами Мариной Ладыниной и Борисом Андреевым утвердили Нахапетова в желании пойти в артисты.
С первой попытки абитуриенту удалось попасть на актерское отделение ВГИКа. Впоследствии к этому образованию добавился и режиссерский факультет. Уже в 19 артист дебютировал в картине «Живет такой парень», а громкую известность обрел после съемок в фильмах Эльера Ишмухамедова «Нежность» и «Влюбленные». Первую же награду Родион получил за роль разведчика Исаева в «Пароль не нужен».
В начале 70-х Нахапетов уже понимал, что режиссура интересует его больше, чем актерство. Первыми фильмами постановщика стали «Вино из одуванчиков» и «С тобой и без тебя», а вот следующая картина — «На край света…» — принесла ему не только славу, но и любовь.
Брак с Глаголевой и жажда новой жизни
Поначалу Нахапетову понравился лишь типаж Веры Глаголевой — интересная девушка казалась «благодатным материалом», из которого можно было слепить прекрасную актрису. Постепенно режиссер стал снимать артистку в фильмах, а в какой-то момент взглянул на нее иначе.
«Меня уже стал привлекать ее характер, поведение… Это не любовь с первого взгляда. Это было как вхождение в другое измерение. Вера всегда смотрела на меня снизу вверх. Она была мастером спорта по стрельбе, а я мастер в кино. Я не только снимал ее, я думал, что бы для нее придумать, какую роль. Гордился, что у меня получалось», — делился Нахапетов в программе «Судьба человека».
У них получился счастливый творческий и семейный союз, в котором на свет появились дочери Анна и Мария. Наследницы ездили с родителями на площадку и в детстве принимали участие в съемках, правда, в дальнейшем избрали несколько иные профессии, хоть и связанные с искусством: Аня стала балериной, а Маша — художницей.
В браке все было идеально до тех пор, пока Нахапетов не приступил к съемкам фильма «На исходе ночи»: там не нашлось роли для супруги, к тому же режиссеру показалось, что ей больше не интересно его творчество. Вероятно, кризис бы миновал, если б Родион Рафаилович не решил покинуть страну.
«Мне казалось, что лиричный кинематограф уходит куда-то в сторону, а я ведь лирик по натуре. Тут появился шанс поехать в Штаты. Я уже бывал здесь, но когда приехал с фильмом, который сделал, это была совершенно другая позиция. Меня вдруг начали воспринимать как уважаемого режиссера. Вот на этом порыве, да еще и с приглашением студии, у меня состоялся тот перелет», — признавался постановщик в документальном фильме «Русский в городе ангелов».
К решению остаться в США привели Нахапетова не только манящие творческие перспективы, но и роковая встреча с кинодеятелем из семьи русских эмигрантов. Сперва в продюсере Наталье Шляпникофф он видел грамотного делового человека, самодостаточного и уверенного в себе, но постепенно, как и в случае с Глаголевой, присмотрелся и разглядел в новой знакомой интересную и привлекательную женщину.
«Доброжелатели» нашептывали Вере Витальевне, что в Америке супруг живет с любовницей. Однако Глаголева каждую неделю получала от мужа письма, — одно лично ей, второе — дочерям — так что отвечала сплетникам, что в семье все в порядке. Жена и наследницы уже собирались перебраться к Нахапетову насовсем. Но для начала они приехали в гости, и по лицу избранника актриса сразу поняла: что-то не так. Лгать матери своих детей Родион Рафаилович не стал. «У меня есть женщина, которая меня любит и помогает», — произнес он роковую фразу, перечеркнувшую некогда крепкий брак.
Как же дочери отреагировали на развод? Конечно, первое время им пришлось нелегко: папа казался предателем, бросившим маму. Но мало-помалу девочки свыклись с мыслью о расставании родителей. Все благодаря мудрости бывших супругов: Вера Глаголева молча переживала личную драму и никогда не оскорбляла мужчину перед наследницами, ну а Нахапетов, когда принимал Аню и Машу в гостях, вел себя крайне тактично и не показывал чувств к новой пассии при них.
В итоге Нахапетов женился на ставшей его менеджером Наталье Шляпникофф, а Глаголева обрела счастье с бизнесменом Кириллом Шубским. Никакой вражды между бывшими супругами не осталось, что подтверждает и тот факт, как часто и легко Вера Витальевна отпускала дочерей в Америку к папе. Периодически режиссер звонил Вере Глаголевой, чтобы справиться о ее делах. Буквально за несколько недель до ее смерти они говорили по телефону, однако экс-жена так и не рассказала о своей борьбе с раком.
Нахапетов предчувствовал беду: недаром Глаголева упомянула в беседе, что очень сильно похудела, да и дочери слишком уж часто сообщали, что мама «приболела» и находится в больнице. О смерти первой жены в августе 2017-го режиссер узнал от Анны. «С ней ушла часть и моей жизни. Я не думал, что ученик уйдет раньше учителя… Мне кажется это несправедливым, тяжело для детей, для нас, для Кирилла», — сетовал постановщик.
Наталья Шляпникофф легко поладила с дочками режиссера, а он в свою очередь нашел общий язык с наследницей продюсера Катей. Вместе супруги занимаются благотворительностью и творчеством, и, безусловно, именно благодаря любви и поддержке Натальи Родион Рафаилович справился со всеми выпавшими на его долю испытаниями.
Родион Нахапетов
Родион Нахапетов родился 21 января 1944 года в Пятихатках Днепропетровской области.
Его родители познакомились в партизанском отряде на Криворожье.
Родион родился во время бомбежки в развалинах одного из домов, где укрывалась его мать, которая была связной подпольной организации «Родина». Сам Нахапетов об этом писал в своей книге: «Незадолго до того, как дать мне жизнь, мама получила особое задание: нужно было перейти линию фронта и передать от партизан важные сведения в действующую армию. На этом пути она пережила тяжёлые испытания: была приговорена к смерти, бежала из концлагеря, выполнила порученное, а возвращаясь назад, попала под страшную бомбёжку в городе Пятихатки. Во время этой бомбёжки я и родился. Маме пришлось прикрывать меня подушкой, оберегая от осколков и камней, которые сыпались отовсюду».
Отец после окончания Великой Отечественной войны вернулся в Армению, где у него уже была семья. И Родион до десяти лет считал своего отца погибшим на войне. Но потом мать рассказала ему правду.
Мать вышла замуж. Но отчим бросил их, когда мать Родиона тяжело заболела.
После войны Родион жил у бабушки в селе Скалеватка на Криворожье, откуда в 1949 году переехал с матерью в Днепропетровск. Первые годы в Днепропетровске семья снимала угол с кроватью и находилась в сильной материальной нужде. Мать Родиона сначала работала пионервожатой в пионерском лагере, а с сентября 1950 года учителем украинского языка и литературы в средней школе № 34 Днепропетровска.
Родион Нахапетов в юности
В 1951 году, у матери в возрасте 29 лет обнаружили туберкулёз, в связи с чем она была госпитализирована, а малолетний Родион Нахапетов, при содействии школы, был отправлен на воспитание в Детский дом в Новомосковске. В 1954 году мать, после выписки из больницы забрала Родиона из Детского дома.
Работая некоторое время воспитателем в лагере для политзаключённых, мать Родиона помогала заключённым, передавая их письма на волю. Весной 1962 года после того, как написала письмо Н. Хрущёву, чтобы он во всём разобрался, за проявленную активность в оказании помощи политзаключённым её определили на лечение в психиатрическую больницу на Игрени. Спустя некоторое время Родиону удалось вызволить её оттуда, но вскоре она умерла от рака, как он считал, спровоцированного уколами. Позже Нахапетов снял об этом случае фильм «Психушка» («Заражение»).
Друзья детства вспоминали, что Родион был малообщительным, но покладистым и не драчливым мальчиком. Гулять с друзьями не любил, предпочитая развлечениям игру в шахматы, книги и участие в драмкружке. Страдал аллергией, от которой, вопреки ожиданиям, излечился водой из ничем не примечательного источника в городском парке, поддавшись на уловку друзей, вытянувших его таким образом погулять.
Самым закадычным другом Нахапетова был актёр Женя Безрукавый, окончивший ту же школу № 34. Вслед за ним Родя и подался в Днепропетровское театральное училище, заслужив у дворовых ребят кличку «актюр». Прозвище не расстроило его, а лишь подтолкнуло к решительным действиям, и, не доучившись, в 1960-м он уехал в Москву.
Благодаря уделявшей большое внимание его воспитанию матери, Нахапетов ещё в школе увлёкся научно-фантастической литературой. Занимался в судомодельном кружке, серьёзно увлекался рисованием и музыкой, но по семейным причинам не смог развить эти навыки. Наиболее сильным было увлечение театром, чему способствовали занятия в драматическом кружке при Дворце культуры, где получил первые навыки актёрской игры. Желание Нахапетова стать актёром укрепилось после того, как он побывал на творческой встрече с известными актёрами отечественного кино того времени — Борисом Андреевым, Мариной Ладыниной, Сергеем Бондарчуком.
По окончании школы, в 16 лет он с первой попытки поступил на актёрский факультет ВГИКа, который окончил в 1965 году, мастерская Юлия Райзмана.
Актерские работы Родиона Нахапетова
Родион Нахапетов в фильме «Живёт такой парень»
Популярность пришла к нему после снятых на киностудии «Узбекфильм» фильмов «Нежность» (1966) и «Влюблённые» (1969) режиссёра Эльёра Ишмухамедова, с которым Нахапетов подружился ещё в институте. В трёх новеллах фильма «Нежность» Нахапетов (Тимур) трогательно играет неразделённую, внезапно и трагично оборвавшуюся любовь-предчувствие. В последовавшем вскоре фильме «Влюблённые» Родион играет пожарного-взрывника, которого авторы фильма наделили некоторыми биографическими данными самого Родиона Нахапетова и дали ему прежнее имя актёра — Родин. Именно после этих работ за актёром закрепилось амплуа немногословного интеллигентного молодого человека 1960-х годов, в определённом смысле героя своего времени.
За роль разведчика Максима Исаева в фильме «Пароль не нужен» режиссёров Бориса Григорьева и Юрия Швырёва Родиону Нахапетову была присуждена премия Всесоюзного кинофестиваля 1968 года.
В исполнении Родиона Нахапетова зрителям запомнилась роль темпераментного революционера — левого экстремиста Бенедикто из вымышленной латиноамериканской страны в остросюжетном фильме «Это сладкое слово — свобода!» (1972) режиссёра Витаутаса Жалакявичуса.
Особую зрительскую симпатию Родион Нахапетов получил исполнив роль кинооператора Виктора Потоцкого в историко-приключенческой драме Никиты Михалкова «Раба любви» (1976).
Родион Нахапетов в фильме «Раба любви»
Несомненной актёрской удачей является роль мужественного морского лётчика, старшего лейтенанта Александра Белоброва в героической киноповести — фильме «Торпедоносцы» (1983) режиссёра Семёна Арановича. За эту работу Нахапетов был удостоен Серебряной медали имени Довженко и Государственной премии СССР.
Удачной стала и работа в фильме «Прости нас, первая любовь», где он сыграл вместе с Верой Глаголевой.
Родион Нахапетов в фильме «Прости нас, первая любовь»
В 2004 году, спустя тридцать пять лет после выхода фильма «Влюблённые», Родион Нахапетов снова снялся у режиссёра Эльёра Ишмухамедова в фильме «Влюблённые-2», в котором сыграл прежнего своего героя — Родина, постаревшего на двадцать лет.
Родион Нахапетов в фильме «Влюбленные 2»
Режиссерские работы Родиона Нахапетова
В 1972 году Родион Нахапетов окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Игоря Таланкина. С 1978 года — актёр и режиссёр киностудии «Мосфильм».
Первыми режиссёрскими пробами Нахапетова стали две учебные короткометражки — «Помнишь?» и «Вино из одуванчиков» (1972). Первая, основанная на личных воспоминаниях картина, о жившем в детском доме мальчике, о становлении характера. Вторая — построенная на музыке экранизация одноимённой повести Рэя Бредбери.
Первой полнометражной режиссёрской работой Нахапетова стал фильм — «С тобой и без тебя» (1973), представленный им на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1975 году и позднее получивший премию ежегодного смотра фильмов «Фемина» в Бельгии (1976). Этот фильм — история любви героев Марины Неёловой и Юозаса Будрайтиса на фоне раскулачивания зажиточных хуторян.
Второй фильм Родиона Нахапетова — «На край света. » (1975) занял Большой приз Международного кинофорума «Человек — труд — творчество» в Любляне, (1976). Фильм подвергался многочисленным правкам и трудно выходил на экран, однако имел успех у зрителя. Главную роль в фильме исполнила Вера Глаголева, впоследствии ставшая женой режиссёра.
С первых фильмов главной темой режиссёрских работ Нахапетова стали любовь, борьба с бегом времени, отстаивание надежд или их утрата под давлением обстоятельств. Для исполнения ролей в экранизации пьесы Максима Горького «Враги» Родион Нахапетов собрал целое созвездие талантов: Иннокентия Смоктуновского, Николая Гриценко, Николая Трофимова, Елену Соловей, Марину Неёлову, Регимантаса Адомайтиса, Юозаса Будрайтиса, Веру Глаголеву.
В 1980 году Нахапетов по повести Бориса Васильева поставил телефильм «Не стреляйте в белых лебедей», получивший приз на Всесоюзном кинофестивале телефильмов в Ереване (1981). Картина повествует о сложных отношениях человека и общества, о любви к природе, гуманизме и справедливости. Как и предыдущие работы, фильм с трудом прошёл цензурные преграды, но на экране имел огромный зрительский успех.. В главных ролях снялись уже известные актёры Станислав Любшин и Нина Русланова. В результате несогласия с тем, что окончательный вариант сценария значительно отличался от повести, Борис Васильев, участвовавший в создании сценария, потребовал снять свою фамилию из титров.
Музыкальный фильм «О тебе» (1981), с Верой Глаголевой в главной роли, получил приз «Золотая нимфа» на МТФ в Монте-Карло, (1983). Это фильм о наделённой даром не говорить, а петь героине, вступившей в разлад с самой собой из-за компромисса с окружающим миром.
Последним, снятым Нахапетовым в СССР был фильм «На исходе ночи». Несмотря на отсутствие большого зрительского успеха в СССР, фильм был приобретён голливудским мейджором «XX век Фокс» для мирового кинопроката.
В дополнение к основной, режиссёрской работе Р. Нахапетов также пробовал себя и в качестве композитора, написав музыку к двум документальным фильмам.
Родион Нахапетов в США
В 1989 году, после того как его фильм На исходе ночи (1987) купила кинокомпания «20th Century Fox», Родион Нахапетов по приглашению своего знакомого выехал в США, где жил и работал до 2003 года, оставшись на постоянное жительство.
Первоначальные попытки реализовать себя в американском кино не увенчались успехом. Написанные им многочисленные сценарии и синопсисы оказались невостребованными.
Только в 1992 году, когда Родион Нахапетов с женой Натальей уже собирались возвращаться в Россию, ему удалось подписать первый голливудский контракт на съёмку остросюжетного художественного фильма «Телепат» («Stir») по сценарию Эрика Ли Бауэрса (Eric Lee Bowers), который вышел в прокат в 1997 году. В этом фильме режиссёр впервые работал в новом для себя, но популярном у американского зрителя киножанре — фантастическом триллере. Главные роли исполняли такие известные и популярные в США актёры как Майкл Дж. Поллард (Michael J. Pollard), Карен Блэк (Karen Black), Тони Тодд (Tony Todd), Рено Уилсон (Reno Wilson) и другие. В небольшой роли снялся и сам режиссёр.
Для съёмок этого фильма Нахапетов со второй женой Натальей Шляпникофф в 1995 году создали свою кинокомпанию «RGI Productions», на которой после «Телепата», в сотрудничестве с каналом «ОРТ», снял три «американские» серии популярного в СНГ телесериала «Убойная сила-2» под общим названием «Миссия выполнима». В съёмках этих серий Нахапетов принял участие как актёр, режиссёр и продюсер.
Успех этого сотрудничества привёл к реализации следующего совместного российско-американского проекта — созданию 12-серийного остросюжетного детективного телефильма «Русские в городе ангелов», который вышел на экран в 2002 году. Сценарий к фильму написал Родион Нахапетов. В этом фильме Нахапетова, кроме снимавшейся у него ранее Карен Блэк, снимались такие звёзды американского кино, как Эрик Робертс (Eric Roberts), Лэйн Дэвис (Lane Davies), Шон Янг (Sean Young), Гари Бьюзи (Gary Busey), Эрик Эстрада (Erik Estrada), а также известные и любимые зрителями российские киноактёры: Лев Дуров, Владимир Стеклов, Валерий Николаев, Лидия Федосеева-Шукшина, Екатерина Редникова и другие. Главную роль исполнил сам Нахапетов. В одной из ролей в этом фильме снялась его старшая дочь Анна.
В том же году вышла на экран снятая режиссёром в России на киностудии «Централ Партнершип» по сценарию Ганны Оганесян-Слуцки (Hanna Hovhannes Oganesyan-Slutski) многосерийная лирическая комедия «Моя большая армянская свадьба». Роли в фильме исполняли звёзды армянского и российского кино Армен Джигарханян, Марат Башаров, Мария Шукшина, Наталья Андрейченко и другие. Режиссёр сыграл в фильме небольшую роль отца главной героини.
После «Армянской свадьбы» Нахапетов написал сценарий и снял по нему на киностудии своей компании «RGI Productions» психологический триллер «Заражение» («Contamination»). Сценарий частично основан на реальных событиях, произошедших в начале 1960-х годов с матерью режиссёра. Наряду с постоянными актёрами режиссёра — звёздами американского кино Эриком Робертсом и Карен Блэк, в этом российско-американском фильме снимались и известные российские актёры — Андрей Смоляков, Игорь Арташонов, Александр Андриенко и другие. В фильме исполнила роль и младшая дочь режиссёра — Мария. Фильм вышел в прокат в 2007 году.
В 2008 году на кинофестивале «Золотой феникс» режиссёр за фильм «Заражение» получил Специальную премию Гильдии актёров кино России в номинации: за продвижение российской культуры в мировой кинематограф.
Кроме художественного кино, на студии «RGI Productions» Нахапетов снял три полнометражных документальных фильма.
С 2003 года Нахапетов постоянно живёт и работает в России, снимается в отечественных фильмах и телесериалах.
Родион Нахапетов. Наедине со всеми
Рост Родиона Нахапетова: 170 сантиметров.
Личная жизнь Родиона Нахапетова:
Летом 1975 года Нахапетов отправился в Одессу, где ему предстояли съемки в картине «Раба любви». Вместе с ним поехала и Глаголева. Нахапетов вспоминал: «Мы гуляли с Верой по Одессе. Бродили по тихим ночным улочкам, спускались по Потемкинской лестнице, выходили к морю. Иногда Вера готовила, благо в нашей гостинице была кухня. Сладкий и нежный вкус ее сырников я помню до сих пор». Там он и сделал ей предложение.
В браке прожили в 1976-1991 годах.
У пары родилось две дочери — Анна (14 октября 1978), актриса и балерина, артистка балета Большого театра и Мария (28 июня 1980), окончила художественный факультет ВГИКа.
Расстались, когда у Нахапетова начался роман с Натальей Шляпникофф.
Родион Нахапетов и Вера Глаголева
Нахапетов вспоминал: «Мы расставались с Наташей только с приходом ночи. Она уходила к себе в спальню, а я – в свою тихую комнатенку. Днем мы не думали друг о друге, не было времени, мы были слишком заняты. Но наступала ночь, и меня начинали преследовать воображаемые сцены, происходящие в соседней комнате, под непомерно высоким потолком. Я все еще не хотел признаться самому себе, что заинтересовался Наташей всерьез. Бессонницу объяснял духотой, впечатлениями дня. Но ухо настороженно улавливало терзающие душу шорохи, и я со злостью накрывал голову подушкой. Меня раздражала тихая скромность Алеши, мужа Натальи. За что она его любит? За какие такие достоинства. Каждодневное общение с Наташей постепенно «переплавило» деловые отношения в интимные. Все шло так, как мы того втайне хотели, но, когда это случилось, мы растерялись, словно средь ясного неба грянул гром. Всякий раз мы уговаривали себя, что надо немедленно прекратить подобного рода отношения, мы понимали, что это большой грех, но побороть свои чувства так и не смогли. Нас затянуло в омут».
К тому же, муж Натальи оказался совершенно безвольным человеком: когда она во всем призналась ему, он даже скандала не закатил, поскольку материально полностью зависел от нее. И когда Наталья предложила ему перейти спать в другую комнату, он безропотно согласился.
Летом 1991 года Вера Глаголева оформила с ним развод, а через несколько недель, в сентябре 1991-го, он женился на Наталье.
Родион Нахапетов и Наталья Шляпникофф
Фильмография Родиона Нахапетова:
Озвучивание Родиона Нахапетова:
Вокал Родиона Нахапетова:
Режиссерские работы Родиона Нахапетова:
Сценарии Родиона Нахапетова:
Продюсерские работы Родиона Нахапетова:
последнее обновление информации: 05.03.2021