актер о бедном гусаре замолвите слово
За кадром фильма «О бедном гусаре замолвите слово»: Какие сцены не пропустила цензура, и почему картина попала «на полку»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
С самого начала работы над этим фильмом режиссер Эльдар Рязанов постоянно сталкивался с различного рода препятствиями. На тот момент он уже был признанным мэтром, снявшим «Карнавальную ночь», «Гусарскую балладу», «Иронию судьбы», «Служебный роман» и «Гараж». Казалось бы, уж кто-кто, а Рязанов точно мог не волноваться по поводу утверждения сценариев для своих фильмов. Но не тут-то было! Позже режиссер рассказывал: « До этого я никогда не работал с драматургом Гришей Гориным. Я восхищался им, у нас были дружеские отношения, но не более… Когда я рассказал ему идею фильма, он загорелся и написал сценарий. Но это на словах все выглядит так легко и просто. «О бедном гусаре…» я смело могу назвать самым моим трудным фильмом, самым многострадальным ».
Сценарий был завершен осенью 1978 г., когда Рязанов заканчивал работу над фильмом «Гараж» и планировал приступить к съемкам нового фильма. Однако в Комитете по кинематографии СССР сценарий не приняли и отказали режиссеру с довольно туманным объяснением: « По тематическим причинам нам этот сценарий не нужен. У нас уже много картин на историческом материале ». Тогда Рязанов отнес сценарий на телевидение, и спустя месяц ему дали «добро». Но сложности на этом только начались.
В книге «Неподведенные итоги» режиссер рассказывал: « Меня дергали еженедельно. Поправки и замечания сыпались регулярно, а во время подготовительного периода картину дважды закрывали. Все это происходило оттого, что взбешенные аппаратчики из Госкино систематически «сигнализировали» в разные высокие инстанции. Вероятно, моя персона и картина (я не страдаю манией величия) были не главной причиной, а скорее лишь поводом для Госкино пощекотать нервы конкурирующему учреждению. Регулярные доносы дергали руководство Гостелерадио, которое в свою очередь дергало нас ».
Первые сложности возникли в декабре 1979 г., когда началась война в Афганистане. Казалось бы, к сюжету фильма это не имело никакого отношения, но в свете этих событий любое упоминание силового ведомства было строжайше запрещено, а главным героем «О бедном гусаре…» был жандармский офицер. Председатель Гостелерадио Сергей Лапин заявил Рязанову: « Обстановка сейчас не для комедий, международная обстановка осложнилась. В Афганистане идет война. Зачем нам в военное время фильм о том, как жандармы проверяют армию? » Мерзляева пришлось сделать штатским и присвоить ему чин действительного тайного советника и должность «чиновника по особым поручениям». Георгий Бурков изначально должен был исполнить роль тайного осведомителя жандармского «Третьего отделения» (политического сыска), но в результате он превратился в камердинера Мерзляева, который «расстарался» лишь потому, что ему была обещана «вольная».
Когда весной 1980 г. все было готово для того, чтобы наконец приступить к съемкам, фильм опять решили закрыть. На этот раз причин не объясняли. Все решил случай. Когда Лапин попал в больницу, там вместе с ним оказался директор «Мосфильма», которому, очевидно, удалось его переубедить. Но и во время съемок приходилось вносить изменения «на ходу». « Обсуждений, пока писался сценарий и снималась картина, было немало. На каждом из них мы несли потери, теряли реплики, сцены, ситуации, вещь выхолащивалась, становилась более аморфной, беззубой, упрощенной. Ни на одном из обсуждений мы ничего не приобрели, мы только проигрывали. Война велась с неизменным нашим поражением. У нас оставалось только одно право, к которому, в конце концов, и свелась вся эта длинная битва с телевидением, – право довести картину до конца. Мы отдавали многое, лишь бы уцелела картина. Теперь нас, конечно, легко осуждать. Картина ухудшалась на глазах, но все равно для руководителей телевидения она оставалась персоной «нон грата », – говорил Рязанов.
Когда фильм уже был готов, его разгромили на худсовете. Комиссии не понравился трагический финал со смертью героя Леонова, актера Бубенцова, и за два дня до премьеры фильма сцены с его похоронами вырезали. Во время репетиции сцены «расстрела» Бубенцов должен был читать «Прощай, немытая Россия», но стихотворение по требованию цензоров пришлось заменить на «Сижу за решеткой в темнице сырой».
Время для первого показа «О бедном гусаре…» на телевидении было выбрано очень неудачное – 1 января, и для многих зрителей он остался незамеченным. Поэтому после премьеры фильм отправили «на полку». В следующий раз фильм появился на телеэкранах только спустя 5 лет, в 1986 г. И наконец получил долгожданное и заслуженное признание. Название получилось пророческим: гусар действительно был «бедным», и о нем не раз приходилось «замолвить слово».
В главных ролях зрители могли бы увидеть других актеров. На роль Настеньки пробовались десятки актрис, в том числе Татьяна Догилева, но Рязанова покорила Ирина Мазуркевич: « На пробах актрисы спотыкались в сцене, где Настенька просит за отца, а подлец граф делает непристойные намеки. Она начинает расстегивать пуговки на платье. Все артистки совершали сие действо так, что я понимал: она проделывала это много раз в своей жизни. А Ирина сыграла, будто все впервые, дрожа от стыда, – при том, что она уже актриса со стажем, жена и мать. Это меня и подкупило ».
На роль корнета Плетнева пробовался Александр Абдулов, но режиссер отдал предпочтение Стасу Садальскому, что объяснял следующим образом: « Внешним и внутренним обликом он «попал» в эту роль. Получился простодушный, честный и наивный Плетнев, в то же время аполитичный и глуповатый, что для гусара неплохо ». На роль актера Бубенцова претендовали Леонид Броневой и Александр Калягин, но более убедительным оказался Евгений Леонов. В остальных актерах Рязанов не сомневался, ведь роли были написаны специально для Олега Басилашвили, Георгия Буркова, Валентины Талызиной, Зиновия Гердта и Валентина Гафта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Содержание фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Трагикомедия от режиссера Эльдара Рязанова.
Для кинофильма «О бедном гусаре. » композитор Андрей Петров написал песни на стихи поэтов пушкинского времени, Петра Вяземского и Дениса Давыдова, а также дореволюционного поэта-шансонье Михаила Савоярова (1876-1941) и других. В записи музыки и песен, выпущенных позднее на грампластинке, принимали участие Оркестр Госкино СССР и Государственный духовой оркестр РСФСР.
Работа над фильмом стала тяжёлым испытанием для режиссёра и всей съёмочной группы. Сценарий фильма был написан летом и осенью 1978 года. В Комитете по кинематографии СССР сценарий не приняли, и Эльдар Рязанов отнёс его на Центральное телевидение СССР. Осенью 1978 года шли съёмки фильма «Гараж», а режиссёр ждал решения по фильму «О бедном гусаре замолвите слово». После долгих бюрократических проволочек сценарий был принят в производство на ТО «Экран».
Осенью 1979 года картина была запущена в производство на кинематографической базе студии «Мосфильм», а в декабре советские войска вступили в Афганистан. Это обстоятельство самым неожиданным образом сказалось на сюжете будущего фильма. Изначально, по замыслу создателей, Мерзляев был жандармским офицером, но, по настоянию телевизионного руководства, всякое упоминание об этом российском силовом ведомстве было исключено из сценария фильма. В результате Мерзляев стал невнятным чиновником по особым поручениям.
Были и другие правки: «Заведение мадам Жозефины» превратилось в «Салон мод мадам Жозефины», и гусары заходят в гости к белошвейкам и модисткам. Зрителям приходилось самим догадываться, что за эвфемизмом скрывался публичный дом. В результате этих, на первый взгляд, небольших изменений пришлось полностью переписывать весь сценарий, но смысловые нестыковки всё равно остались
В 1981 году зрители увидели финал, в котором не было короткой сцены с похоронами Бубенцова около церкви и некоторых других реплик героев. После этого картина не демонстрировалась на телевизионном экране около пяти лет, и следующий показ состоялся только 4 января 1986 года.
На роль Плетнёва пробовались Александр Абдулов и Валерий Шальных. Узнав от последнего о пробах, актёр Станислав Садальский, деливший с Шальных одну гримёрку в «Современнике», попросил почитать сценарий будущего фильма. По рекомендации Владимира Мотыля, у которого Садальский уже снимался ранее, Рязанов его утвердил на роль Плетнёва.
кадры из фильма «О бедном гусаре замолвите слово»
Режиссер: Эльдар Рязанов;
Сценаристы: Григорий Горин, Эльдар Рязанов;
Оператор: Владимир Нахабцев;
Композитор: Андрей Петров;
Художник: Александр Борисов;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1980;
Премьера: 1 января 1981 (ТВ);
Cерий: 2
«О бедном гусаре замолвите слово»: как снимали самый трудный фильм Рязанова
В этом году фильму «О бедном гусаре замолвите слово» Эльдара Рязанова исполняется 40 лет
В провинциальный российский городок приехали гусары, а вслед за ними – тайный агент Мерзляев. Чтобы выявить бунтарей среди военных, он ангажирует в осведомители артиста Бубенцова… В этом году фильму «О бедном гусаре замолвите слово» исполняется 40 лет.
«О бедном гусаре замолвите слово», трагикомедия, 1980 г., СССР, «Мосфильм»
Цензоры замучили
У Эльдара Рязанова уже был опыт работы с материалом о гусарах – он снял картину «Гусарская баллада». Но на сей раз режиссер решил взглянуть на гусарские ментики иначе.
– Если в «Гусарской балладе» патриотизм проявляется в защите Отечества от иноземного вторжения, то в этой картине патриотизм иного рода. Здесь рассказывается о защите честности, порядочности, благородства перед лицом внутренней опасности, о защите совести от подлецов, наделенных бесконтрольной властью, – рассказывал Эльдар Александрович.
До этой работы режиссер никогда не сотрудничал с драматургом Григорием Гориным, хотя они и находились в дружеских отношениях.
– Меня давно привлекал пушкинский период истории России, – рассказывал Рязанов. – Я немало читал о Пушкине, его окружении, быте дворянской среды, о нравах, событиях, людях. Мне импонировали стремление к свободе, образованность, вольномыслие, беззаветное служение Отчизне, а не царю, любовь к своему народу, чистота помыслов Грибоедова и Герцена, Одоевского и Полежаева, Белинского и молодого Достоевского… Когда я рассказал Горину идею фильма, он загорелся и предложил свой вариант сценария, и мы стали вместе что-то еще придумывать. Но это на словах все выглядит так легко и просто. «О бедном гусаре замолвите слово» я смело могу назвать самым моим трудным фильмом, самым многострадальным!
Киноначальство было против этой темы: в то время советские войска вошли в Афганистан и военную тематику в кино не хотели затрагивать. Рязанов и Горин обошли несколько кабинетов чиновников, чтобы хотя бы пробить саму идею. Но потребовалось много переделок сценария еще на этапе его утверждения. Мерзляеву (Олег Басилашвили) пришлось вместо мундира жандармского майора Третьего отделения надеть штатский сюртук и «принять» графский титул. Цензоры не хотели каких-либо намеков на КГБ. Артюхов (Георгий Бурков) вместо платного осведомителя стал обычным камердинером при графе. Пострадал и эпизод, в котором Афанасий Бубенцов (Евгений Леонов) репетирует сцену расстрела. По первому варианту сценария этот герой должен был прочитать стихи Лермонтова «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…» Но цензура выступила против, и авторам пришлось вложить в уста Бубенцова другой текст: «Сижу за решеткой в темнице сырой…»
– Были минуты, когда у нас с Гориным появилось желание вообще отказаться от этой затеи – так нас замучили цензоры! – вспоминал Рязанов. – Я сам удивляюсь, как удалось выстоять и все же приступить к работе. Провокации, интриги, гнусности, о которых рассказывалось в нашем сценарии, мы испытывали на себе, снимая картину. Удары сыпались со всех сторон, извне и изнутри. Любую элементарную вещь надо было преодолевать, как невозможную. В Ленинград, где шли съемки, приезжали с ревизиями и проверками московские эмиссары.
Евгений Леонов нашел тулуп на рынке
Актеров на главные роли подбирали параллельно с доводкой сценария. И лишь двоих – Станислава Садальского (корнет Плетнев) и Ирину Мазуркевич (актриса Настя Бубенцова) – режиссер нашел через кинопробы уже после того, как был готов окончательный вариант сценария.
– Я тогда только снялся у Владимира Мотыля в фильме «Лес», – рассказывает нам Станислав Садальский. – Он-то и предложил Эльдару Александровичу попробовать меня на роль Плетнева. Знаю, что пробовались многие артисты, среди них очень известные. Я же тогда был еще молод, и для меня участие в этой кинокартине стало настоящим подарком. Помню, на съемках мы как-то сразу не сошлись с Евгением Леоновым. Он ко мне отнесся настороженно, я был горяч и много хамил ему в ответ. Так, в глубокой ссоре, мы картину и закончили. Однако позже все-таки помирились.
Самому же Леонову фильм не понравился.
– Я очень люблю сниматься у Рязанова, но эта кинокартина мне не принесла полного удовлетворения, – признавался Евгений Павлович. – Я старался хорошо сыграть, чувствовал всю трагикомичную ситуацию, но оказалось (уж не знаю, кто виноват), что эта моя интонация не соединялась с другими сценами и я был в фильме сам по себе. В общем, получился не очень убедительным.
Однако во время съемок Леонов во всем помогал режиссеру. Именно Евгений Павлович нашел на обычном областном рынке мужицкий тулуп, в котором его герой бежит незамеченным из театра.
Как омолаживали Ленинград
– Конечно, мне очень лестно, что Рязанов пригласил меня на роль Настеньки, – признается «Собеседнику» актриса Ирина Мазуркевич. – Для пробы выбрали сцену, когда моя героиня в тюрьме расстегивает пуговки на своей кофточке перед Мерзляевым. Когда я сыграла сцену, Эльдар Александрович закричал: «Умница, молодец! Теперь я понял, что мне не нравилось в тех актрисах, кого пробовал на эту роль. Они расстегивали кофточку так, как будто для них это – привычное дело! А ты еще стесняешься!» Потом я спела какую-то песенку, что-то про любовь. И тогда режиссер решил, что в фильме я буду исполнять романс сама.
В самом начале съемочного периода Олег Басилашвили тяжело заболел и выбыл из строя на полтора месяца. Однако Рязанов решил артиста не менять: пока тот поправлялся, снимали сцены, где не требовалось его участия.
Возникли трудности во время городских съемок. Омолодить на целый век район Ленинграда оказалось задачей титанической. В кадр то и дело попадали машины, люди в современной одежде, мусорные баки, телевизионные антенны. Приходилось режиссеру отснятый материал просматривать прямо на съемочной площадке и, если в кадре находились несоответствия эпохе, тут же переснимать эти сцены.
Едва съемки были закончены, цензоры снова взялись «редактировать» фильм. Например, настоятельно рекомендовали не расстреливать в кадре Афанасия Бубенцова. Эпизод пересняли – в новой версии герою Леонова стало плохо с сердцем. Потом, перед телевизионным показом, из фильма без уведомления режиссера вырезали несколько реплик, а также самую последнюю сцену, где камера снимает сверху церковь и кладбище, на котором хоронят Афанасия.
– Эти купюры сделали всего один раз, именно перед телепоказом, – рассказывал режиссер. – Потом вырезанные куски вставили обратно в фильм и… положили его на полку. Снова показали «О бедном гусаре замолвите слово» только через пять лет.
«Дайте мне поручение, а уж особым я его как-нибудь и сам сделаю».
«Я старый больной человек! У меня семья, у меня астма!»
«Граф добрый, мухи не обидит. Сатрап – он и есть сатрап!»
«– Да как вы смеете?! Я девушка порядочная!
– Вот я и говорю: не кочевряжьтесь!»
Материал вышел в издании «Собеседник» №29-2020 под заголовком «Самый трудный фильм Эльдара Рязанова».
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Рубрики
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
История создания фильма «О бедном гусаре замолвите слово»
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ » О БЕДНОМ ГУСАРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО»
В провинциальный русский городок приехали гусары, а вслед за ними – чиновник тайной канцелярии граф Мерзляев. С целью выявить бунтарей среди военных, он привлекает артиста Афанасия Бубенцова…
Прощай, немытая Россия!
К тому времени у режиссера Эльдара Рязанова уже был опыт работы с материалом о гусарах – кинофильм «Гусарская баллада». Однако в новой работе режиссер решил взглянуть на тему с более серьезной стороны.
– До этого я никогда не работал с драматургом Гришей Гориным, – рассказывает Эльдар Александрович. – Я восхищался им, у нас были дружеские отношения, но не более… Когда я рассказал ему идею фильма, он загорелся и написал сценарий. Но это на словах все выглядит так легко и просто. «О бедном гусаре…» я смело могу назвать самым моим трудным фильмом, самым многострадальным…
Киноначальство потребовало переделок сценария еще на этапе его утверждения. Мерзляеву (Олег Басилашвили) пришлось вместо мундира жандармского майора «надеть» штатский сюртук и «принять» графский титул, Артюхов (Георгий Бурков) вместо платного осведомителя стал обычным камердинером при графе. Пострадал и эпизод, в котором Афанасий Бубенцов (Евгений Леонов) репетирует сцену расстрела.
По сценарию актер должен был прочитать стихи Лермонтова «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…». Но цензура выступила против, и авторам пришлось вложить в уста героя другой текст: «Сижу за решеткой в темнице сырой…»
– Были минуты, когда у нас с Гориным появилось желание вообще отказаться от этой работы – так нас замучили цензоры! – вспоминает Эльдар Рязанов. – Сейчас я и сам удивляюсь, как нам удалось выстоять и все же приступить к работе.
У нас много исторических картин!
…Пожалуй, в моей биографии нет более многострадальной картины, чем «О бедном гусаре замолвите слово»…
Сценарий был написан Григорием Гориным и мной летом и осенью 1978 года. Я отнес сценарий Анатолию Богомолову, главному редактору Кинокомитета. Прошла неделя. По моим расчетам, Богомолов давно уже прочитал наш сценарий, но прошло еще немало времени, прежде чем мне удалось соединиться с ним по телефону. Уже после я понял — он избегал встречи со мной, оттягивал ее…
Но я был настойчив в желании встретиться, и Богомолов наконец сдался. Когда я вошел к нему в кабинет, он, не отрывая глаз от какой-то рукописи, не глядя на меня, не поздоровавшись со мною, протянул мне сценарий и сказал:
— По тематическим причинам нам этот сценарий не нужен. У нас уже много картин на историческом материале.
Это был отказ, причем бесцеремонный, не обставленный хотя бы из приличия политесом и демагогией…
Я подошел в переулке к первому же телефону-автомату и набрал номер председателя Гостелерадио Сергея Георгиевича Лапина. Секретарша тут же соединила меня с министром. Я попросился на прием.
…Сергей Георгиевич был очень радушен и приветлив. Я изложил свою просьбу — прочитать сценарий. Лапин взял наш с Гориным опус, обещал прочитать и отложил в сторону. Разговор о деле занял три-четыре минуты…
Итак, я ушел и стал ждать решения… Прошло около месяца с момента нашей встречи, и я как раз собирался было позвонить министру телевидения, напомнить о себе, подтолкнуть решение своего вопроса…
И вдруг телефонный звонок! Звонил директор творческого объединения «Экран» Б. М. Хессин… Телевидение решило ставить фильм «О бедном гусаре замолвите слово»…
«Вы очернили Третье отделение»
28 декабря 1979 года Советская Армия начала военные действия на афганской территории… Руководящие отклики на режиссерский сценарий последовали немедленно… «Дело в том, — мы не верили своим ушам, — что в сценарии очернено Третье отделение. Этой тайной канцелярии времен Николая Первого в нашем сценарии придано слишком большое значение, и изображена она чересчур негативно…»
В разгар наших с Гориным поисков, как сделать поправки и по возможности не ухудшить произведение, произошла моя вторая встреча с Лапиным. Состоялся долгий, грустный разговор. «Международная обстановка осложнилась необычайно, в Афганистане идет война. А зачем нам в военное время фильм о том, как жандармы проверяют армию?»
Романс из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово».
Я сказал, что мы уже перерабатываем сценарий и надеемся найти приемлемое решение… Если в первоначальном варианте сценария действовал жандармский майор Мерзляев, то в новой версии он сменил военный мундир на штатский сюртук и превратился из профессионального блюстителя порядка просто в любителя этого дела, добровольца, стукача по вдохновению.
Почему плакал Садальский
Группа намеревалась выехать в длительную двухмесячную экспедицию в Ленинград. Подготовка велась лихорадочно… И вот в этих условиях я и отправился показывать кинопробы. Я не подозревал, что над картиной снова сгустились тучи — все держалось в тайне. Заместитель Лапина Стелла Ивановна Жданова, обычно приветливая, на этот раз держалась странно, не смотрела мне в глаза, говорила отрывисто и уклончиво, явно испытывая неловкость…
Когда демонстрация пленки кончилась, Жданова сказала мрачно:
— Ну что ж, поднимемся ко мне, поговорим…
— Видите ли, — помявшись, сказала Жданова, — принято решение о закрытии вашей картины.
— Это распоряжение председателя, — пояснил Хессин (то есть Лапина).
…Мы вернулись на «Мосфильм». В моей комнате ждал Садальский, загримированный и одетый в гусарский костюм. Я сказал ему:
— Все, Стасик, этого фильма не будет. Его закрыли. Так что встретимся на другой картине. Иди, разгримировывайся…
На глазах Садальского появились слезы. Он не мог прийти в себя и плакал…
А на третий день картину снова вернули в производство! (Гендиректор «Мосфильма» Сизов как-то сумел уговорить Лапина. — Ред.)
Лента не понравилась Андропову?
Ноябрь 1980 года… На «Мосфильме» была назначена предварительная сдача нашей картины. Ее принимали руководство телевидения во главе со Ждановой и дирекция «Мосфильма». После просмотра генеральный директор студии Сизов высказался против трагического финала. Актер Бубенцов, по его мнению, не должен умирать…
И вдруг случилось непредвиденное! Стелла Ивановна Жданова выступила в защиту печального финала, умно и резонно высказалась о жанре трагикомедии, о том, что иначе разрушится авторский замысел и фильм превратится в безделицу. Это было спасение!
…А потом был показ фильма по телевидению — в неуместное время, в неуместный день… (1 января 1981 года после программы «Время».) Мы надеялись на повторный показ. Но шли годы, я неоднократно предпринимал попытки в этом направлении, однако Гостелерадио стояло насмерть. И без объяснения причин… Во время моей последней встречи с Лапиным он намекнул мне, что фильм в свое время не понравился Андропову, который тогда возглавлял КГБ.
Было ли это правдой. Не знаю. Но если даже он и произнес нечто в этом роде, его уже не было. Руководил страной другой лидер — Черненко…
Чувство глубокого неудовлетворения
Актеров на главные роли подбирали параллельно с работой над сценарием. И лишь двоих – Станислава Садальского (корнет Плетнев) и Ирину Мазуркевич (Настенька Бубенцова) – режиссер нашел через кинопробы.
– Я тогда только снялся у режиссера Владимира Мотыля в фильме «Лес», – рассказывает Станислав Садальский. – Он-то и предложил попробовать меня на роль корнета. Знаю, что до меня пробовались многие артисты, среди них очень известные. Я же тогда был еще молод, и для меня участие в этой кинокартине стало настоящим подарком. Помню, на съемках мы как-то сразу не сошлись с Евгением Леоновым. Он ко мне отнесся настороженно, я был горяч и много хамил ему в ответ. Так, в глубокой ссоре, мы картину и закончили. Однако позже все-таки помирились…
Однако во время съемок Евгений Павлович во всем помогал режиссеру. Рассказывают, что именно Леонов нашел на обычном областном рынке мужицкий тулуп, в котором его герой бежит незамеченным из театра.
В советское время допустили к показу сокращённую версию фильма. Были вырезаны некоторые сцены, не соответствовавшие советской идеологии.
Например, после сцены в театре, когда стрела, выпущенная из арбалета мавром-Бубенцовым, настигает госпожу губернаторшу и Бубенцова уводят жандармы, в сокращённой версии сразу следует сцена, в которой Настенька Бубенцова пытается повидаться с папенькой, сидящим в тюрьме (и даже пытается дать взятку часовому)
В самом начале съемочного периода Олег Басилашвили тяжело заболел и выбыл из строя на полтора месяца. Однако Рязанов решил артиста не менять – пока Басилашвили поправлялся, снимали сцены без его участия
Возникли трудности и во время городских съемок. «Омолодить» на век целый район Ленинграда оказалось задачей титанической. В кадр то и дело попадали машины, люди в современных одеждах, мусорные баки… Приходилось режиссеру отснятый материал смотреть прямо на площадке и, если в кадре находились несоответствия эпохе, тут же переснимать эти сцены.
Едва съемки фильма были закончены, цензоры снова взялись его «редактировать». Например, запретили расстреливать в кадре Афанасия Бубенцова. Эпизод пересняли – в новой версии герою Леонова стало плохо с сердцем. Потом, перед телевизионным показом, из фильма без уведомления вырезали несколько реплик, а также самую последнюю сцену, когда камера снимает сверху церковь и кладбище, на котором хоронят артиста.
– Эти купюры сделали всего один раз, именно перед телепоказом, – рассказывает Эльдар Рязанов. – Потом вырезанные куски вставили обратно в фильм и… положили его на полку! Показали «О бедном гусаре замолвите слово» только через пять лет.
В советское время допустили к показу сокращённую версию фильма. Были вырезаны некоторые сцены, не соответствовавшие советской идеологии.
Например, после сцены в театре, когда стрела, выпущенная из арбалета мавром-Бубенцовым, настигает госпожу губернаторшу и Бубенцова уводят жандармы, в сокращённой версии сразу следует сцена, в которой Настенька Бубенцова пытается повидаться с папенькой, сидящим в тюрьме (и даже пытается дать взятку часовому)
Данная сцена упоминается в фильме позже, когда Жужу говорит Мерзляеву, что эта «мамзель» — действительно невеста Плетнёва, а её фраза «даже в салон за ним прорвалась» является правдивой, но для полной версии фильма.
Точное время действия картины определить сложно. Однако по некоторым деталям (портрет Николая I, цитирование Мерзляевым Лермонтова и т.п.) можно предположить, что это 1841—43 гг. (до 1844 г., когда вместо киверов в русской армии были введены кожаные каски).
У полковника Покровского весьма своеобразный набор орденов: звезда ордена Святой Анны 1-й степени и орден Святого Георгия 3-й степени. При этом ордена Святого Георгия 4-й степени у него нет. В теории такое могло быть, но подвиг, совершенный полковником, в таком случае попадает в разряд выдающихся. А учитывая возраст Покровского, он мог получить такой высокий орден либо за участие войне с Османской империей 1828—1829 гг., либо за службу в Кавказском Корпусе. Орденом Святой Анны 1-й степени награждались лица имеющие чин не ниже генерал-майора или действительного статского советника.
В николаевское время гусары носили ментик за спиной, а не на левом плече, как показано в фильме.