актер одного театра это
Жанр моноспектакль, как высший пилотаж
Говоря о моноспектакле, как о театральной культуре, мы не можем не заметить, как он набирает силу и почти в каждом театре режиссеры все чаще и чаще обращаются к этому жанру самовыражения.
Интересно, а сложно играть одному, имея в виду все ту же ответственность? Ведь человек в моноспектакле говорит о наболевшем, сокровенном, включая свои эмоции и личные переживания. Безусловно сложно, но интересно и, как правило, это осознанный шаг.
В моноспектакле поднимаются темы любви, жизни, смерти, веры в Бога, потери веры, предательства. То есть, те вопросы, которые всегда волновали, в той или иной степени, каждого человека. И актер, оставаясь один на один со зрительным залом, каждый раз пытается понять сам, и найти ответ вместе со зрителями.
Но и зритель должен быть мыслящим! Человек может задумываться о каких-то серьезных вещах уже в раннем возрасте. А это значит, что спектакль и о зрителях тоже. И тогда актер создает на спектакле свой мир, свое времяисчисление, глядя в зал именно в этот час, в этот миг, выражая свое видение. И если исполнитель сможет взволновать поднятой темой, значит и сидящие в зале также начинают жить в унисон с героем пьесы и непременно найдут для себя ответы.
Интересно, что моноспектакли, безусловно несущие собой положительный аспект, имеют и побочный эффект. То есть, актер на сцене «вытягивает» один весь спектакль, полагаясь только на себя, собственный опыт и мастерство. Но позднее, работая в партнерстве с другими актерами, часто продолжает играть так, словно считает пьесу своим собственным спектаклем. И здесь важно не переступать тонкую грань, видеть разницу в подаче игровой техники.
Мир Театра
Что такое театр одного актера
Театром одного актера, или моноспектаклем, называют театральную постановку, в которой участвует всего один исполнитель.
В таких представлениях обычно минимум сценических эффектов, декораций и музыкального наполнения. Однако это не значит, что представление создает единственный человек — в производстве могут участвовать режиссеры, драматурги, сценографы и композиторы. Иногда актер совмещает все эти роли и ставит свое выступление сам.
Режиссер моноспектакля может инсценировать так называемую монодраму по сюжету единственного произведения или создать спектакль-концерт из нескольких стихотворений, песен, коротких рассказов одного или разных авторов.
В качестве литературной основы в таком сольном представлении используются традиционные пьесы, автобиографии, поэтические сочинения. Некоторые из них изначально пишутся под конкретного актера.
Первые выступления, похожие на моноспектакли, появились еще несколько тысяч лет назад, когда артисты ходили по городам и рассказывали мифы и легенды из народного эпоса.
Затем в этом же жанре выступали греки, английские менестрели и французские трубадуры.
Новое развитие театр одного актера получил в начале XVIII века, когда в узких кругах стали проводить вечера искусств, которые не были рассчитаны на широкую публику.
Вновь к этому жанру обратились в 60-х годах XX века. В СССР в нем выступали Михаил Козаков, Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Валерий Золотухин.
Сейчас моноспектакли ставят для опытных мастеров во многих российских театрах: Сатириконе, МХТ им. А.П. Чехова, Центре им. Мейерхольда.
Поздравления
Поздравляем с Днем рождения Ивана Николаевича Гергеледжи – мастера по свету Гагаузского Национального театра им. Диониса Танасоглу.
Театр одного актера
Театр одного актера
Популярное в 1920-е гг. неофициальное название театра «Современник», основанного в 1927 г., в котором был единственный актер — Владимир Николаевич Яхонтов (1899—1945).
Употребляется: в прямом смысле: о театре, где режиссер и исполнитель ролей — одно лицо, а также об актере, который один разыгрывает всю пьесу, выступая в роли всех ее персонажей, или о чтеце-декламаторе.
Употребляется: иносказательно об учреждении, организации и т. д., в которых все подчинено воле их руководителя (ирон.).
Смотреть что такое «Театр одного актера» в других словарях:
Театр — У этого термина существуют и другие значения, см. Театр (значения). Иллюстрация Константина Сомова для книги Блока «Театр» Театр (греч … Википедия
Театр «Ювента» — Место нахождения на сцене театра АлеКо Санкт Петербург, пр. Юрия Гагарина, 42 Координаты … Википедия
ТЕАТР — (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену площадку, где происходит действие, и зрительный зал. Сцена … Энциклопедия Кольера
Театр — I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Театр* — I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ТЕАТР — • Theatrum, Θέατρον. I. Греческий Т. Древнегреческий T. предназначался не только для драматических представлений: трагедий, сатирических драм и комедий, но служил первоначально местом действия всех торжеств, относившихся… … Реальный словарь классических древностей
Кукольный театр Китая — Театр кукол – очень древний вид театрального искусства. Он был известен многим народам мира, и в далеком прошлом выполнял важную роль в жизни архаичных обществ. Его традиционные формы уже ушли из быта большинства народов, но на Востоке, в… … Википедия
Камерный Драматический театр (Вологда) — Камерный Драматический театр г.Вологда Место нахождения Вологда Ленина 5 Основан 1 сентября 1999 Художественный руководитель Яков Рубин Сайт www.cultinfo.ru … Википедия
Мамоновский театр — Прежние названия «Мамонтовский театр миниатюр» (1911) «Театр одноактных пьес» (1913) Место нахождения Москва Координаты 55.766361, 37.598917 … Википедия
Уличный театр — это театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве на улице, площади, в парке и т. п. как правило, без оборудования сцены. Нечеткое разделение на артистов и зрителей, зрители часто вовлекаются в действие. Зрители участвуют не… … Википедия
Герой театра: как Николай Дупак отпраздновал вековой юбилей
5 октября в Московском Доме кино прошел грандиозный торжественный вечер: исполнилось 100 лет Николаю Дупаку, знаменитому директору Театра на Таганке, а также актеру, режиссеру, организатору культурных проектов. И, конечно же, фронтовику. Оказать почести этому незаурядному человеку пришли государственные деятели и представители столичных театров; телеграммы со словами признательности и уважения были получены от президента России Владимира Путина, министра обороны Сергея Шойгу, мэра столицы Сергея Собянина и еще сотен поклонников Николая Дупака. «Известия» побывали на мероприятии и тоже поздравили легенду театральной Москвы.
«Мы с вами еще почудим!»
Посетить юбилей мог любой желающий, и совершенно бесплатно. Нужно было только заранее записаться на сайте Союза кинематографистов. Однако гости на празднике были не случайные, а те, кто любит и чтит Николая Лукьяновича. Среди них оказалось много людей в очень солидном возрасте, практически ровесников именинника. Но все-таки планку в 100 лет смог преодолеть только Дупак.
Правда, с его героической биографией это кажется вполне естественным. Таких людей, как Николай Дупак, трудности и сражения только закаляют, а всяческих боев на протяжении всей жизни у юбиляра было немало. Он уничтожал фашистов, возвращался на фронт раненым и контуженным, а в мирное время воевал с чиновничеством и бюрократами.
На сцене Дома кино стоит директорское кресло с наброшенным на спинку пиджаком. Рядом на столе — табличка с надписью «Вышел в зал». На полу — вазы с цветами, которым несть числа. Среди собравшихся в зале гостей — губернатор Приморского края Олег Кожемяко, российский политик генерал Владимир Шаманов, руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский, народные артисты России Сергей Никоненко, Евгений Стеблов, Лариса Лужина, Евгений Герасимов, худрук Школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз, директор театра «Ленком Марка Захарова» Марк Варшавер и многие другие.
Юбиляр появился под гром аплодисментов. Он был в инвалидном кресле: после перенесенной болезни Николаю Лукьяновичу тяжело передвигаться. Поздравления он принимал из зрительного зала.
Первыми на сцену поднялись актеры «Таганки» вместе с ее нынешним директором Ириной Апексимовой. Она припомнила Николаю Лукьяновичу его коронную фразу: «Ну, мы с вами еще почудим!» — выразив тем самым надежду на то, что легендарный директор еще не раз появится в стенах любимого театра.
Андрий уходит на войну
До того как Николай Дупак стал директорствовать в Театре на Таганке, он был актером. Совсем юным начал сниматься у Александра Довженко.
— 22 июня 1941 года я встретил в Киеве в шикарной гостинице «Континенталь», — рассказывал в интервью «Известиям» Николай Дупак. — К тому времени я уже полтора месяца был на съемках фильма Александра Петровича Довженко «Тарас Бульба». Меня, выпускника Ростовского театрального училища, которым руководил Юрий Завадский — будущий главный режиссер Театра Моссовета, утвердили на роль Андрия. Тараса играл Амвросий Бучма, а Остапа — Борис Андреев.
И сам Дупак попал на фронт практически со съемочной площадки.
Про геройские подвиги Николая Дупака говорил на вечере Александр Кибовский. Он преподнес в дар юбиляру его наградной лист — один из многочисленных. Но именно этот лист Кибовскому передали коллеги из Музея Победы. «Когда я прочел этот документ, то удивился, какой скромности этот человек», — сказал московский министр и стал зачитывать: «Имеет одну контузию в горло 2 августа 1942 года, ранение в левую ногу 10 января 1943 года, ранение в правую руку и правую ногу 10 февраля 1943 года. » А далее о том, как 3-й кавалерийский эскадрон под командованием товарища Дупака совершал подвиги и освободил украинский город Мерефа.
В том же 1943 году после последних ранений Николай Лукьянович приехал в Москву и поступил в Оперно-драматическую студию Константина Сергеевича Станиславского (она потом стала Театром имени Станиславского), а затем 20 лет играл на этой сцене. Ему довелось поработать с Петром Глебовым, Евгением Урбанским, Евгением Леоновым. Там же вместе с ним выходил на сцену и Никита Михалков.
— Я могу похвастаться, что первым моим партнером в жизни на сцене театра был Николай Лукьянович, — поделился воспоминаниями Никита Михалков. — Я вспоминаю вас как доброго, отзывчивого, правильного человека, что для артиста редкость. Я с огромной радостью и восторгом хочу поздравить вас с юбилеем!
После войны жизнь также свела Николая Дупака с режиссером-фронтовиком Григорием Чухраем. Дупак снялся в трех его картинах, в том числе в фильме «Сорок первый». И вообще он довольно активно был задействован в кино.
Дело жизни
Директором театра у метро «Таганская», где он провел свои самые яркие годы, Николай Дупак стал в 1963 году. А в 1964-м выпускники Щукинского училища показали в театре свой спектакль «Добрый человек из Сезуана», поставленный режиссером и педагогом Юрием Петровичем Любимовым. Спектакль сразу стал легендой, идет он здесь и до сих пор. Любимов был приглашен на должность художественного руководителя. Дупак горячо отстаивал его кандидатуру и к тому же принял в труппу всех его студентов.
Именно при участии Дупака подведомственный ему театр — тогда он назывался Московским театром драмы и комедии — изменил свое название на то, которое теперь всем привычно. И у Театра на Таганке появилась эмблема — красный квадрат с черными буквами по периметру.
Очень скоро в театр пришел тогда еще никому не известный актер Владимир Высоцкий. Сначала он не произвел большого впечатления на Любимова. А потом играл все главные роли, включая Гамлета, и стал кумиром для каждого человека в большой стране.
— Я был мальчиком-студентом, но помню, как вы позвали в театр Любимова с компанией артистов, — сказал, обращаясь к Николаю Дупаку, Иосиф Райхельгауз. — А Высоцкий? Сейчас все говорят: «Высоцкий!» А он бродил по Москве без работы, изгнанный из Театра Пушкина, из Театра миниатюр. Вы его заметили, держали за руку и привели в Театр на Таганке. На вас чиновники кулаками стучали. Не давали в театре больше одного штатного режиссера держать. Но у вас в Театре на Таганке их было 12! И я был среди этих штатных режиссеров. Спасибо, любимый! Вы нас удержали и спасли. Вы — гений!
«Таганке» Николай Дупак отдал почти 27 лет своей жизни. Под его руководством было спроектировано и построено новое здание театра, ставшее в 1980-х одним из прогрессивных символов Москвы. А сам театр при непосредственном участии Николая Лукьяновича превратился в самую модную и передовую культурную точку столицы. На спектакли было сложно купить билеты, люди ночевали у театра, переписывали номерки, обозначавшие место в нескончаемой очереди. Вечерами здесь дежурила конная милиция, сдерживая порывы поклонников. А еще «Таганка» смогла более 30 раз выехать на гастроли за границу, в том числе в 13 капиталистических стран, что было в те советские времена большой редкостью.
Этим вечером еще многие друзья и коллеги Николая Дупака вспоминали со сцены о том, какой ценой достигался успех кумиров и кто стоял у них за спиной. Народный артист России Александр Филиппенко предложил ввести в оборот звание «Герой театра» и первым делом присвоить его Николаю Лукьяновичу. «Спасибо вам за вашу смелость на всех этапах вашей жизни! Вы наш истинный герой!» — сказал Филиппенко.
Какое значение фразы Театр одного актера
Театр, пожалуй, одно из особых мест, где человек соприкасается с культурой. Театр был и остается любимым местом всех культурных людей, которые ценят красоту искусства и талант актеров. Однако с ХХ века в России вошла в широкое употребление такая фраза как «театр одного актера». Спустя короткое время это словосочетание стало неким афоризмом, крылатым выражением, которым все пользуются, но в основном никто не знает ее значения и основной сути. Итак, что такое «театр одного актера»?
Простой ответ на интересный вопрос
Каждый знает, что все крылатые фразы сложились исторически. Так и в этом случае. В 20-х годах ушедшего века был создан театр «Современник», который в народе называли «Театр одного актера». Вся фишка была в том, что в там играл всего один актер: знаменитый Владимир Николаевич Яхонтов. Великий человек, основатель жанра «моноспектакль».
Значение фразы
В разных смыслах сейчас употребляется выражение «театр одного актера». Значение фразы немного изменилось сейчас, и употребляют ее как в прямом, так и в переносном смысле.
Немного истории
Театр одного актера как самостоятельный и профессиональный вид появился в России в ХХ веке. Естественно, что за десять столетий своего существования этот театр активно развивался и изменился в жанре и даже в иерархии внутри жанровой системы. На сегодняшний день в театре одного актера можно выделить такие направления как:
Авторский театр, в свою очередь, может с легкостью найти себя в этих трех жанрах.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что режиссерские искания вокруг актера в конечном итоге привели к возникновению такого жанра как театр одного актера.
Актер в разных жанрах театра
Театр 1 актера. Страшно представить, как трудно приходится человеку, играющему в нем. Как утверждал философ П.Рикёра, в драматическом тексте высказывания должны быть зримыми. То есть, если художественное рассказывание и чтение можно только услышать, то драматический театр одного актера нужно смотреть. Ведь только благодаря физическому присутствию персонажа и диалогу актера со зрителями можно достичь корректности и полноты художественного впечатления. Как уверял Э. Ионеско: »В драме говорят не слова, а образы». А этого добиться поможет только совокупность психотехнических и психофизических средств. Тут можно выделить гибкость актера, умение свободно пользоваться языком жестов и мимики.
Другой подход и требования к актеру, исполняющему художественное чтение или рассказывание. К основным требованиям относится голос и диапазон актера, так как он должен вжиться в роль и ‘показать’ разные эмоции только чтением.
Моноспектакль: разве это не скучно?
Многим не понять, как можно получать удовольствие, сидя в театре два часа и смотря на одного и того же актера. Некоторые думают, что моноспектакли скучны. Однако позвольте возразить. Представьте себе: одна сцена. Одна постановка. И только один человек.
Как актеру добиться убедительного выступления?
Ведь стоя на огромной сцене одному, без этих качеств невозможно дойди до поставленной цели. А без воображения тут уже никак не обойтись, ведь импровизировать придется очень часто.
Напоследок
Думается, каждый человек должен хотя бы раз в своей жизни посетить моноспектакль. И возможно, после первого раза он станет любимым видом театрального искусства для того, кто его посетит. Станет местом, куда каждый будет охотно возвращаться вновь и вновь. Ведь это нечто особое, уникальное и неповторимое. Это и доказывается тем, что на основе данного театрального жанра пошло в народ крылатое выражение.