актер павел морозенко биография
Павел Морозенко
Павел Морозенко родился 5 июля 1939 года в городе Снежное Сталинской области (ныне Донецкая).
Учился в местной школе № 9. В 1956 году окончил Снежнянскую среднюю школу № 12.
В 1960 году окончил актерский факультет Киевского театрального института имени И.К. Карпенко-Карого.
Далее был зачислен в штат Киевской киностудии имени А.П. Довженко и принят в труппу Киевского академического украинского драматического театра имени И.Я. Франко.
Четыре года в Ростове-на-Дону прошли очень успешно и плодотворно для творческой карьеры Морозенко, работы в театре были замечены и высоко оценёны критиками (за главную роль в спектакле «Тихий Дон» был удостоен звания лауреата Госпремии РСФСР).
Работы Павла Морозенко в театре имени В. Маяковского:
Павел Морозенко в кино
Павел Морозенко в фильме «Роман и Франческа»
Павел Морозенко в фильме «Женя, Женечка и катюша»
Павел Морозенко в фильме «Нечаянная любовь»
Павел Морозенко в фильме «Берём всё на себя»
Павел Морозенко в фильме «Война на западном направлении»
Много работыл на озвучивании и дубляже советских и иностранных фильмов.
Был членом членом КПСС.
Являлся членом Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей Украинской ССР.
Личная жизнь Павла Морозенко:
В браке в 1963 году родился сын Андрей Павлович Морозенко.
Павел Морозенко и жена Анна Лесная
Фильмография Павла Морозенко:
Озвучивание Павла Морозенко:
последнее обновление информации: 04.07.2020
Павел Морозенко: Короткое счастье и яркие роли советского красавца-артиста
Замечательный, красивый актер и мастер дубляжа Павел Морозенко прожил насыщенную, яркую, но, к сожалению, очень короткую жизнь.
Актер Павел Морозенко с мужественной внешностью, обаятельной улыбкой и красивым голосом покорил не одно женское сердце. Но его сердце было отдано навсегда только одной. Между тем, жизнь талантливого артиста закончилась трагически.
Путь в искусство
Родина Павла Семёновича – городок Снежное в Донецкой области. Здесь и появился на свет будущий артист 5 июля 1939 года.
Детство Морозенко пришлось на военные годы. Однако доподлинно неизвестно, как переживала это время его семья.
Едва окончив восьмилетку, юноша отправился в Киев «учиться на артиста». Его выбор пал на одно из лучших образовательных учреждений, обучающих актерскому мастерству – институт им. Карпенко-Карого.
Успешное окончание альма-матер дало возможность Павлу получить место в труппе театра им. Ивана Франко в Киеве. А также на студии им. Довженко.
Впоследствии, именно работе во множестве прославленных театрах актер уделит наибольшее внимание.
Роли в кино
Дебютировал красивый молодой артист в паре с очаровательной Людмилой Гурченко в романтическом фильме «Роман и Франческа». Актеры проникновенно передали историю трагической любви русского моряка и итальянской певицы.
Разлученные войной и обманом возлюбленные, так и не смогли воссоединиться.
Этот фильм и сейчас находит отклик в сердцах у зрителей.
Стоит отметить работу, принесшую Морозенко известность и популярность — роль Леши Зырянова, антагониста героя Олега Даля – Жени Колышкина, так же влюбленного в Женечку Земляникину.
Одно из лучших детищ режиссера Мотыля — картина «Женя, Женечка и «катюша»» явила собой прекрасный актерский состав: Олег Даль, Михаил Кокшенов, Георгий Штиль, Галина Фигловская…
И, конечно же, Павел Морозенко, ставший эталоном настоящего мужчины и обольстительного сердцееда для миллионов советских женщин.
После этой работы режиссеры стали предлагать Павлу Семёновичу роли героев «со стержнем». Поэтому в творческой биографии артиста немало образов военных, начальников, партийных деятелей, самоотверженных людей.
Так, роли полярника Фёдора Бойко в фильме «Над нами Южный крест» или лётчика в «Законе Антарктиды» поистине отражают умение Морозенко передать настоящий мужской характер.
«Война на западном направлении», «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Десятый шаг», «Почему улыбались звёзды» — вот неполный список наиболее удачных работ Павла Семёновича в кино.
Беззаветное служение сцене
Но, несмотря на успешное положение дел в кино, Павел Морозенко прежде всего считал себя работником театра.
На подмостках таких театров как драматический в Николаеве, драмы и комедии в Киеве, а также драматический в Ростове-на-Дону Павел Морозенко воплотил свои лучшие образы. За ведущую роль Григория Мелехова в спектакле «Тихий Дон» актер получил Госпремию.
Именно за театральные заслуги Павел Семёнович получил высокое звание Заслуженного артиста Украины.
Последним местом работы для артиста стал Московский театр им. Маяковского.
Дубляж
Помимо актерской деятельности, актер стал известен как мастер озвучания. На его счету не один десяток озвученных русских и зарубежных картин.
Так, например в киноэпопее «Рождённая революцией» Павел Семёнович озвучил сразу 4 роли. В фильме от «Буга до Вислы» голосом Морозенко говорит актер Михай Волонтир, а в «Случае из газетной практики» — Пётр Вельяминов.
Личная жизнь
Всю жизнь экранный любимец женщин был верен одной единственной – своей супруге Анне. Жена, так же как муж, относилась к актерской профессии.
В этом счастливом союзе родился сын Андрюша.
По иронии судьбы лучший исполнитель роли главного героя в спектакль «Тихий Дон» погиб именно на этой реке.
В июле 1991 года при невыясненных обстоятельствах актер утонул в главном ростовском водоёме. Ему было 54 года.
Упокоился артист в родном городе.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Актёр Павел Морозенко
Родился Паша на Украине 5 июля 1939 года. После школы поступил и успешно окончил в 1960 году Киевский институт театрального искусства. Родившись на украинской земле, судьба тем не менее решила по-другому: ушёл из жизни он 14 июля 1991 года на российской земле. Ушёл как и Владимир Высоцкий в возрасте сорока двух лет. Как сказано в биографии актёра: утонул в реке Дон. Увы! Он не всегда бывает «тихим», как видим. Обстоятельства гибели установить не удалось.
Как видим, с Россией его связывало многое. Это касается и кино. Когда я в 1967 году впервые смотрел снятый на «Ленфильме» режиссёром Владимиром Мотылём фильм «Женя, Женечка и «катюша», то честно сказать, мои симпатии были не на стороне героя Олега Даля, а на стороне старшего сержанта Алексея Зырянова, которого прекрасно сыграл Павел Морозенко. Они оба были влюблены в Женечку.
Участвовал актёр и в российском многосерийном фильме-спектакле «Следствие ведут знатоки» (генерал-лейтенант милиции), российском фильме 1989 года «Женщины, которым повезло» (учитель), в белорусском фильме «Нечаянная любовь». Но в основном свои роли, понятно, он играл на киностудии имени Довженко: Роман («Роман и Франческо»), лётчик («Закон Антарктиды»), комиссар («Десятый шаг»), вице-адмирал («Берём всё на себя»), генерал-майор («Война на западном направлении», и другие.
Играл в замечательных фильмах. Поэтому меня здорово удивило на одном из киносайтов Интернета мнение: «Конечно, не все картины с участием Павла Морозенко являются шедеврами. Доводилось ему сниматься и в проходных лентах. К таким можно отнести драму Юрия Слупского «Последний гейм», драму Иосифа Шульмана «Нечаянная любовь» (этот фильм с очень слабым сюжетом не могли спасти ни именитые актёры, ни прекрасные планы природы)». О «Гейме» говорить не буду, его я не смотрел.
Тут одно из двух, либо автор этих строк был зол на писателя, или же на режиссёра?! Потому, что я много раз после 1970 года (год выхода фильма на экран) смотрел «Нечаянную любовь». Сюжет весьма интересный и поучительный. Герой Павла Морозенко предотвратил «непоправимое». В противном случае «сломанной» бы оказалась судьба доверчивой главной героини Алёнки, чуть не вышедшей замуж по неосторожности за женатого мужчину, с кучей любовниц. Во-вторых, я не поленился, и зашёл на другие сайты, где можно посмотреть «Нечаянную любовь». И что же? Посещаемость более трёх тысяч, более пяти тысяч и так далее. Значит, фильм нравится зрителям и спустя почти полвека, они его с удовольствием смотрят. Думаю, будут смотреть и впредь.
Фото из Интернета (кадр из фильма «Нечаянная любовь»)
Актёр ПАВЕЛ МОРОЗЕНКО | сообщество памяти
Группа посвящена жизни и творчеству советского актёра театра и кино Павла Морозенко.
МОРОЗЕНКО ПАВЕЛ СЕМЁНОВИЧ
(укр.яз. МОРОЗЕНКО ПАВЛО СЕМЕНОВИЧ)
(5 июля 1939 – 13 августа 1991)
Показать полностью.
Заслуженный артист Укр.ССР (1973)
Лауреат Госпремии РСФСР им. К.Станиславского (1976).
Родился 5 июля 1939 г. в Советской Украине, в небольшом городке Снежное Сталинской области (ныне Донецкая область), в многодетной семье шахтёра Семёна Морозенко и домохозяйки Пелагеи Белоусовой. В 1956 г. окончил Снежнянскую среднюю школу №12 и поступил на актёрский факультет КГИТИ им. И.Карпенко-Карого (курс народного артиста СССР Гната Юры). По окончании института, в 1960 г. стал актёром Киевской киностудии им. А.Довженко, а также был принят в труппу КНАДТа им. И.Франко, где проработал более 10 лет, за это время создав множество разнохарактерных образов.
В 1962 г. Павел женился на актрисе Анне Лесной, в 63 г. у пары родился сын Андрей.
С 1973 по 1975 г. супруги Морозенко были актёрами РДТа им. В.Чкалова в городе Николаеве.
В 75 г. перешли в РГОДТ им. М.Горького. Несколько театральных сезонов в городе Ростове-на-Дону прошли очень успешно для творческой карьеры Павла Морозенко. Одной из самых ярких работ в театре стала роль Григория Мелехова в спектакле «Тихий Дон» (первая в мире постановка среди драмтеатров), за созданный образ он удостоился звания лауреата Госпремии РСФСР.
По приглашению режиссёра Эдуарда Митницкого, в 1978 г. Павел и Анна присоединились к труппе ТДиК в городе Киеве, нового учреждения культуры на тот момент. Стоя у истоков создания, как уже зрелый актёр с именем, Павел Морозенко внёс большой творческий и общественный вклад в формирование молодого коллектива. В театре проработал до 1982 г.
В 82 г. продолжил свою карьеру в главной советской столице, поступив на работу в МАТ им. В.Маяковского, сцене которого посвятил последние годы своей жизни.
В кино начал сниматься ещё студентом, первой его заметной работой стала главная мужская роль в картине «Роман и Франческа», где создал образ моряка из Советского Союза, полюбившего рыбачку, в будущем певицу из Италии (великолепный дуэт с актрисой Людмилой Гурченко). Безусловным успехом для Павла стал культовый фильм «Женя, Женечка и „Катюша“», где он исполнил характерную роль второго плана, приближённую к главной – старшего сержанта Алексея Зырянова. Позднее подкрепило популярность участие в легендарном телесериале «Следствие ведут ЗнаТоКи». Учитывая фактурные данные актёра (мужественная внешность, героический тембр голоса) и драматический стержневой потенциал, его часто приглашали на роли военачальников, полярников, рабочих строителей – людей с несгибаемой силой воли. Среди работ: Николай Шворкин – «Закон Антарктиды», Василий Марченко – «Знакомьтесь, Балуев!», Фёдор Бойко – «Над нами Южный крест», Осип Дзюба – «Десятый шаг», Савелий Добротворский – «Нежность к ревущему зверю», Константин Ракутин – «Война на западном направлении».
Мастер дубляжа и закадрового озвучивания — плодотворно трудился, озвучив большое количество советских и зарубежных картин. Наиболее известные фильмы на озвучке-тонировке и дубляже: «Сердце Бонивура», «Инспектор уголовного розыска», «Белая птица с чёрной отметиной», «Рождённая революцией», «„Мерседес“ уходит от погони», «Овод», «Любимый Раджа», «Братья по крови», «Пустыня Тартари».
Мастер художественного слова — активно выступал как чтец от Укрконцерта на различных мероприятиях.
На протяжении многих лет являлся главным Дедом Морозом Советской Украины. В Октябрьском дворце Киева проводил Новогоднюю ёлку, также поздравлял с праздником высокопоставленных чиновников, руководителей города. После смерти актёра, в течении долгого времени, не могли найти ему достойную замену.
13 августа 1991 г. Морозенко Павла Семёновича не стало — он трагически погиб (утонул в реке Дон) в возрасте 52 лет на территории Ростовской области. Похоронен на своей родине в Снежном, на кладбище Шахты №22.
https://vk.com/album-93866419_249427603
фото из архива семьи Морозенко.
Благодарим сына Павла Семёновича — Андрея Павловича Морозенко за предоставленные фотоматериалы.
С Уважением, администрация сообщества.»> Заслуженный артист Укр.ССР
Павел Семёнович Морозенко
1980-е годы
https://vk.com/album-93866419_249427603
фото из архива семьи Морозенко.
https://vk.com/album-93866419_249427603
фото из архива семьи Морозенко.
Благодарим племянницу Павла Семёновича — Нину Васильевну Шевченко за предоставленные фотоматериалы.
С Уважением, администрация сообщества.»> Актёр Павел Морозенко
1960-е гг.
https://vk.com/album-93866419_249427603
фото из архива семьи Морозенко.
Актёр ПАВЕЛ МОРОЗЕНКО | сообщество памяти запись закреплена
https://vk.com/album-93866419_249427603
фото из архива семьи Морозенко.
Актёр ПАВЕЛ МОРОЗЕНКО | сообщество памяти запись закреплена
Актёр ПАВЕЛ МОРОЗЕНКО | сообщество памяти запись закреплена
Актёр ПАВЕЛ МОРОЗЕНКО | сообщество памяти запись закреплена
Актёр ПАВЕЛ МОРОЗЕНКО | сообщество памяти запись закреплена
Название фильма: «РОМАН И ФРАНЧЕСКА» (укр.яз. «РОМАН І ФРАНЧЕСКА»)
Формат киноизображения: цветной
Жанр фильма: героико-патриотическая военная драма, социально-романтическая мелодрама
Страна: СССР | Укр.ССР |
Производство: Киевская национальная киностудия художественных фильмов имени Александра Довженко (укр.яз. Київська національна кіностудія художніх фільмів імені Олександра Довженка)
Показать полностью.
Язык фильма: русский, украинский
Год: 1960-й
Премьера фильма: 16-е марта 1961-го года
Автор сценария: Александр Ильченко
Режиссёр-постановщик: Владимир Денисенко
Оператор-постановщик: Франциск Семянников
Композитор: Александр Билаш
Художник-постановщик: Алексей Бобровников
Директор фильма: Андрей Демченко
В фильме снимались: Павел Морозенко, Людмила Гурченко, Анатолий Скибенко, Михаил Заднепровский, Софья Карамаш, Николай Рушковский, Татьяна Бестаева, Сергей Петров, Лев Олевский, Пётр Вескляров, Николай Журавлёв, Ольга Машек, Алексей Смирнов, Наталия Наум, Ксения Долидзе, Сергей Гуменюк, Адольф Ильин, Пётр Довгаль, Ольга Ножкина, Мария Капнист-Серко, Сергей Дворецкий, Сергей Шварцзойд, Анатолий Иванов и другие актёры
Краткое содержание фильма:
Италия, курортный город Средиземноморского побережья, 1940-е годы.
В итальянский порт причаливает советское торговое судно «Тарас Шевченко». Поздним вечером, проплывая мимо на лодке, местная рыбачка Франческа Карродини слышит песню, доносящуюся с борта иностранного корабля. Это пел советский моряк Роман Принада, душевно вспоминая о родных краях. Девушка не понимает ни слова, но красивая мелодия сразу запоминается ей.
На следующий день Роман с друзьями сходит на берег. Юноша был очарован, услышав на базаре завораживающий женский голос — это пела Франческа. Приятным сюрпризом для Романа стала его национальная песня, мотив которой напевала прелестная незнакомка. Он подхватывает знакомую мелодию и тоже начинает петь, а вскоре вместе с ними пела и вся базарная площадь. Увидев перед собой настоящий талант, советские моряки решают помочь бедной девушке и договариваются с Умберто Феррари, местным учителем пения, который соглашается давать ей бесплатные уроки.
С первого взгляда понравились Роман и Франческа друг другу, долго гуляя в тот день по старинным улицам и площадям.
Молодые люди договорились встретиться и на следующий день.
В расстроенных чувствах приходит Франческа на свидание к Роману, накануне узнав о гибели своего отца на войне. А вскоре весь городок облетело новое тревожное известие — местному населению тоже предстояло сражение против немецко-фашистских оккупантов.
Трудно было расставаться влюблённым, но они верили, что обязательно встретятся вновь.
Советским морякам нужно было срочно возвращаться домой. Позднее, в результате бомбардированных обстрелов с воздуха, немцы потопили их корабль. Роман вместе с боцманом чудом спасаются, изначально попадают в плен, но спустя некоторое время им удаётся бежать. Они находят приют у мирных жителей и присоединяются к антифашистскому движению Сопротивления.
Тем временем, певческие данные Франчески были использованы в корыстных целях. Хозяин торговой лавки Карлино Чезарини похотливо желает завладеть красивой девушкой. Вместе со своей сестрой Лючиной он приклоняется перед новой властью. Для развлечения германских офицеров они заставляют Франческу петь в клубе фашистской молодёжи, зарабатывая на этом немалые деньги.
Начинается кровопролитная схватка с врагом. В ходе боёв Карлино ранил Романа, героически сражавшегося в рядах итальянских патриотов. Безжалостно и цинично Карлино обманывает Франческу. На глазах у девушки нацисты якобы расстреливают её возлюбленного, на самом же деле убивая Ивана Семёновича — боцмана корабля и преданного друга, старшего наставника Романа. Незадолго до расстрела отважный боцман самоотверженно прикрыл своих товарищей от вражеских пуль, после чего и был пленён.
С тех пор о судьбе самого Романа не было известно и Франческа считала любимого моряка погибшим.
Но вот отгремели сражения, настали мирные дни. Снова корабль из Советского Союза приплывает к берегам солнечной Италии и заходит в знакомый порт. За время короткой стоянки Роман во что бы то ни стало пытается найти любимую, свою хрупкую и нежную Франческу. Друзья помогают отыскать её. Наконец он вновь слышит этот прекрасный голос. Теперь Франческа выступает в большом зале. Карлино, ставший её импресарио, продолжает наживаться на таланте беззащитной девушки.
Роман находит возможность передать записку для Франчески, что он жив и здоров. Но, увидеться им так и не удаётся, так как времени уже не оставалось — корабль уходил домой. У мола Романа провожала красавица Франческа. Встретятся ли они снова.
Музыкальное сопровождение к фильму написано композитором Александром Билашом. Стихи для песен поэта Дмитрия Павлычко, вокальные партии главных героев исполнили артисты Александр Таранец и Людмила Гурченко, инструментальная композиция в исполнении Государственного симфонического оркестра Украинской ССР под руководством Натана Рахлина.
Актёр ПАВЕЛ МОРОЗЕНКО | сообщество памяти запись закреплена
Актёр ПАВЕЛ МОРОЗЕНКО | сообщество памяти запись закреплена
Актёр ПАВЕЛ МОРОЗЕНКО | сообщество памяти запись закреплена
Название фильма: «БЕРЁМ ВСЁ НА СЕБЯ» (укр.яз. «БЕРЕМО ВСЕ НА СЕБЕ»)
Формат киноизображения: цветной
Жанр фильма: историко-приключенческая, героико-патриотическая военная драма
Страна: СССР | Укр.ССР |
Производство: Киевская национальная киностудия художественных фильмов имени Александра Довженко, творческое объединение «Время» (укр.яз. Київська національна кіностудія художніх фільмів імені Олександра Довженка, творче об’єднання «Час»)
Показать полностью.
Язык фильма: русский
Год: 1980-й
Премьера фильма: 14-е февраля 1981-го года
Автор литературного произведения: Борис Воробьёв
Автор сценария: Евгений Шерстобитов
Режиссёр-постановщик: Евгений Шерстобитов
Оператор-постановщик: Михаил Чёрный
Композитор: Михаил Бойко
Художник-постановщик: Пётр Слабинский
Директор фильма: Илья Фидман
В фильме снимались: Владимир Никитин, Георгий Дворников, Александр Кирилин, Алексей Ооржак, Александр Чернявский, Игорь Черницкий, Виктор Степаненко, Валерий Панарин, Александр Пархоменко, Павел Морозенко, Станислав Коренев, Нина Ильина, Елена Волошина, Анатолий Кучеренко, Виктор Павловский, Михаил Игнатов, Валерий Свищёв и другие актёры
Краткое содержание фильма:
Великая Отечественная война, 1945-й год. Идут последние месяцы сражений.
Советская диверсионно-разведывательная спецгруппа получает от командования Военно-Морского флота секретный приказ особой важности — проникнуть в стан врага с целью уничтожения немецких гидросамолётов на озере, орудийных установок на притопленном танкере. Тем самым, они должны обеспечить свободную высадку десанта Красной армии.
Для бесстрашных бойцов нет невозможных задач, но на выполнение приказа им даны лишь сутки. Что ждёт советских моряков в «фашистском логове» — неизвестно, так как разведданные отсутствуют. Теперь они могут рассчитывать лишь на свои силы — необходимо взять всё на себя.
Музыкальное сопровождение к фильму написано композитором Михаилом Бойко. Заглавную инструментальную композицию (в основу которой фрагментарно легло патриотическое произведение композитора Александра Александрова «Священная война», 1941-й год) исполнил симфонический оркестр Гостелерадио Украинской ССР под руководством Вадима Гнедаша.
Актёр ПАВЕЛ МОРОЗЕНКО | сообщество памяти запись закреплена
артист Владимир Никитин
вице-адмирал ВМФ РККА
Актёр ПАВЕЛ МОРОЗЕНКО | сообщество памяти запись закреплена
АРХИВ.
КИЕВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ И КОМЕДИИ УКРКОНЦЕРТА 1979,1982.
КАКИМ БУДЕТ ТЕАТР?
часть 2.
Показать полностью.
Эдуард Маркович Митницкий является главным режиссёром нового Киевского театра – театра драмы и комедии Укрконцерта. Наш корреспондент обратился к Э.Митницкому с несколькими вопросами.
«УКРАИНСКИЙ ТЕАТР». Пожалуйста, коротко о репертуарной перспективе театра.
Э.МИТНИЦКИЙ. Сейчас мы работаем над пьесой молодого и своеобразного украинского драматурга Виктора Говяды «Старые песни для давно влюблённых». Это очень интересное, слегка необычное по форме, но глубоко поэтичное, проблемное, с необычной постановкой вопроса и драматургическим решением произведение. Повествуется в нём о настоящем патриотизме, таким природным для человека, как сама его принадлежность к природе, патриотизм непоказной и скромный, о людях, каких мы привыкли называть обычными героями.
Нас интересуют не только пьесы молодых драматургов, но и новые произведения авторов уже широко известных, славящихся своим умением писать о жизненно важных вопросах. Мы остановились на пьесе Александра Гельмана «Мы, нижеподписавшиеся». Здесь неординарная фигура главного положительного героя. Это не идеал, хотя есть в нём много хорошего – он и целеустремлённый, и достаточно последовательный, и принципиальный в главном, чем-то очень симпатичный и привлекательный, но имеет в характере немало и негативных черт. Одним словом, живой человек со всеми достоинствами и недостатками, ему присущими. Главная линия пьесы – борьба человека за свои убеждения, уверенность автора, что именно эта черта – потребность отстоять свою собственную позицию любой ценой – наиболее характеризует человека. Это вообще тема А.Гельмана, но именно в этой пьесе она разрабатывается очень любопытно.
Коллектив работает также над комедией грузинского драматурга и прозаика Отиа Иоселиани «Шесть старых дев и один мужчина». Комедией её можно назвать потому, что она построена на комедийном сюжете. Но как часто бывает в современной грузинской драматургии и кинематографе в большинстве, а у Иоселиани особенно, – где улыбка, там и печаль. В этой пьесе, если и высмеиваются человеческие недостатки, то не для развлечения, а с позиции размышления автора о том, что является главным в человеке, каким путём должно идти становление его характера. Пьеса утверждает, что, в конце концов, человек выделяется идеей, которую он исповедует, и которая движет его поступками.
«УТ». Будете ли работать с классикой?
Э.МИТНИЦКИЙ. Естественно. Классические произведения иногда звучат весьма современно, бывают очень кстати. Мы, безусловно, обратимся к таким пьесам. Да и для актёров классика – незаменимая школа. Особенно я, например, давно мечтаю воплотить «Вассу Железнову» М.Горького (в первой редакции пьесы), «Три сестры» А.Чехова, «Ричарда Третьего» У.Шекспира.
«УТ». Из ваших слов мы поняли, что вас привлекает, над чем вы будете работать. Остаются два вопроса – кто и как? Кто воплотит в жизнь эти планы – конкретно. И какой театр вы будете строить, чему отдадите предпочтение – актёрской или режиссёрской фантазии?
Э.МИТНИЦКИЙ. Коротко я бы ответил так: актёрские в видении режиссёрской фантазии. Относительно наших режиссёров – это молодёжь с небольшим стажем и опытом. Воспитанники ГИТИСа, Киевского института театрального искусства имени И.Карпенко-Карого. Кое-кто, по тем или другим причинам, трудится на преподавательской должности, но теперь с удовольствием и интересом взялся за работу режиссёра-постановщика. Рано что-то прогнозировать, говорить о перспективах, но в любом случае можно сказать, что все мы с чувством большой ответственности, с энтузиазмом относимся к созданию нового театра.
Хочу назвать моих молодых коллег – Николай Козаков, Борис Литвин, Михаил Лич, Виктор Лисюк, Вадим Михалевич, Виталий Семенцов, Вадим Калашников. С работами некоторых из них зритель может познакомиться уже сейчас, с работами остальных – в ближайшем будущем.
Нельзя здесь не вспомнить, что сценографы нашего театра также люди молодые и ещё не очень известные. Наиболее известный, наверное, художник из Горького Ф.Шерман. Работают над спектаклями также И.Несмеянов, В.Рыданых, И.Лернер, В.Козьменко-Делинде.
Что может объединить режиссуру и художников нового театра? Думаю, «видение» доминирующей фигуры в театре. Я говорю об актёре. Актёр это тот, на ком должны сойтись все, кто создаёт постановку, актёр это тот, кто аккумулирует все наши мысли и волнения.
Из кого же складывается наша труппа? Это и выпускники театрального института, и Киевского эстрадно-циркового училища, это и актёры, что приехали в Киев из разных театров страны. На мой взгляд, собирается труппа перспективная. Ведущей чертой наших актёров является их горячая заинтересованность в студийном характере работы, какой обозначает сегодня наши будни.
После долгого отсутствия в Киев вернулся и работает в нашем театре известный в городе драматический актёр и актёр кино Павел Морозенко. Очень вдумчивый, чрезвычайно глубокий и разноплановый артист. Если, скажем, в пьесе Р.Феденёва он теперь играет у нас директора завода, человека сурового и властного, то раньше, в разных театрах мне с ним довелось работать над такими непохожими ролями, как, скажем, Антипа в «Зыковых» М.Горького или Кравцов в «Голубых оленях» А.Коломиеца. Роли контрастные.
Сегодня со страниц журнала и со сцены нашего театра мне хочется рекомендовать театральной общественности республики и зрителям Людмилу Лымарь, знакомую киевлянам по гастролям Ростовского театра, где она играла, например, Аксинью в «Тихом Доне», за что и была удостоена Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского. Актриса чрезвычайно задорного темперамента и, мне кажется, достаточно широкого диапазона, – ей, к примеру, подвластны и такие роли, как Аксинья с её открытым, могучим, ярким темпераментом и, внезапно, такая «вещь в себе», как Павла в пьесе Горького «Зыковы». А вот у нас она дебютировала в роли судьи Зубрич («Тревога» Петрашкевича), человека современного, твёрдого и достаточно сдержанного, который решительно вступает в конфликт с влиятельными людьми и способен отстоять свою точку зрения до конца.
Из Могилёва приехали к нам Борис Романов и Галина Опанасенко. Он актёр тонкий, мыслящий, что прежде всего проявляется во всех его поисках. Романов очень широко занят в нашем репертуаре. Играет всё – от социальных героев до старых дедов. Г.Опанасенко актриса эмоциональная, восприимчивая, интересно работает в спектакле «Наивысшая точка – любовь». Надеемся, что они понравятся киевлянам.
Николай Венгерский приехал из Калининграда. Интеллигентность и поэтичность – вот что определяет характер его дарования. Владислав Кудиевский с Крымского театра имени М.Горького – актёр острохарактерный, которому подвластны роли, решённые в гротеске, под силу любая сценическая парадоксальность, экстравагантность.
Хочется сказать доброе слово и о Борисе Литвине. Много лет он работал преподавателем режиссуры в институте культуры имени А.Корнейчука, теперь дебютирует у нас и как режиссёр, и как интересный актёр – своеобразной индивидуальности, яркой типажности, причём, типажность эта не ограничена внешними данными, он в любой роли (а мне много доводилось с ним работать раньше), всегда очень значимый внутренне.
Валерий Потапенко пришёл к нам из ТЮЗа. Этот актёр взрывного темперамента, очень подвижный, склонный к перевоплощению, активно работает над совершенствованием своего профессионализма. В последнем я вижу гарантию того, что встреча с ним в любой роли станет интересной для зрителя.
В Киеве хорошо знают актёра Укрконцерта Анатолия Васильева и бывшую актрису театра имени Л.Украинки Тамару Кибальникову. Они также работают у нас. Из Черкасс приехала молодая героиня Татьяна Пивоварова, из театра Моссовета – лауреат Государственной премии РСФСР Аристарх Ливанов, актёр достаточно известный. Из Крымского театра имени Горького – Станислав Пазенко и Маргарита Бондарева, из Одесского театра имени А.Иванова – Владимир Ильенко, из Мукачево – Наталья Надирадзе. Интересно показали себя в ряде характерных работ Галина Корнеева, Вера Шуревская, Татьяна Камбурова.
Есть у нас и молодые актёры, выпускники театральных вузов и средних специальных учебных заведений. Это Владимир Зражевский, Михаил Битный-Шляхта, Лилия Мачулко, Николай Баранов, Александр Крыжановский и другие парни и девушки – молодое поколение, для них наш театр – первый в жизни.
Обо всех, конечно, не скажешь. Мне нравится наша труппа – она складывается из интересных индивидуальностей, работоспособна, влюблена в дело и свою профессию, в тот будущий театр, создание которого является сегодня нашей жизнью и нашей мечтой.
«УТ». Спасибо, Эдуард Маркович, за беседу. Желаем новому театру счастливого пути в искусстве.
Журнал «Украинский театр»,
май-июнь 1979-го года.
КИЕВ.
5-го мая, в честь 164-годовщины со дня рождения основателя научного коммунизма Карла Маркса, в помещении театра имени Леси Украинки Киевский театр драмы и комедии показал спектакль «Привет всем. Маркс» Г.Кальтофена и Х.Пфайфера. В зале присутствовал генеральный консул ГДР З.Хельдне. Почётный гость встретился после спектакля с его участниками и выразил искреннюю благодарность за талантливое прочтение любопытной стороны вековой дружбы Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Женни Маркс.
Накануне празднования 1500-летия Киева, в бывшем помещении кинотеатра «Космос» на левом берегу Днепра, открылась «сцена в фойе» Киевского театра драмы и комедии. Состоялась премьера «Правды памяти» А.Абдуллина по мотивам книги Л.И.Брежнева «Возрождение». Постановка главного режиссёра театра Э.Митницкого. Роль секретаря обкома партии исполняет С.Пазенко. В спектакле занята вся труппа театра.
Журнал «Украинский театр»,
июль-август 1982-го года.
Литературный перевод с украинского на русский язык – Валентина Дербишева.
журнал «Украинский театр / Український театр», ноябрь-декабрь 1980-го года
журнал «Украинский театр / Український театр», март-апрель 1982-го года