актер похожий на иисуса
Актер похожий на иисуса
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Они сыграли Иисуса
Широко известна сомнительная поговорка о том, что не бывает маленьких ролей, а бывают маленькие актеры.
Есть однако одна роль настолько значимая, что она не может не вызвать трепета и сомнения даже у самой супер-дупер-мега-кинозвезды. Это роль Иисуса. Поэтому, например, Ричард Бертон и Роберт де Ниро в свое время от нее отказались. Но некоторые актеры все-таки осмелились. А некоторые только благодаря ей и вошли в историю кино.
Фильмов об Иисусе снимается немного. Поэтому почти каждый из сыгравших его актеров на долгое время становился «тем самым Иисусом» целого поколения. Поклонник написал Генри Уорнеру: «Каждый раз, когда я думаю о Господе, я вижу перед собой ваше лицо».
Вот это лицо. А рядом Уорнер сам по себе.
Похожая история случилась с Максом фон Сюдовым, когда он играл Иисуса в «Величайшей истории, когда либо рассказанной» (1965). Он жаловался, что во время съемок, которые продолжались целый год, начал чувствовать, что люди как будто и в жизни начали ожидать от него какого-то особого поведения. Даже друзья общались с ним немного отстраненно. Он признался, что ему понадобилось целых 8 месяцев, чтобы окончательно «вернуться в себя».
Пьер Паоло Пазолини, готовясь к съемкам «Евангелия от Матфея» (1964) встретил своего Иисуса на улице. Им оказался испанский студент Энрике Ирадзоки. Пазолини вообще предпочитал непрофессиональных актеров, а уж в «Евангелии» даже собственную маму снял в роли Богоматери. Режиссерские указания он ей тоже давал специфические: «Плачь, как если бы ты хоронила меня».
А вот Пазолини наставляет Ирадзоки. Словно бы говорит ему: » Энрике, ты все делаешь как-то вот так, а надо как-то вот эдак, capito?»
«Давай, может, покрывало иным манером накинем?»
Пусть мой ироничный тон никого не вводит в заблуждение. Фильм получился великолепный. Правда, Энрике Ирадзоки больше никогда ничего не играл.
Следующим, так сказать, «безоговорочным» Иисусом стал, причем на длительное время, английский актер Роберт Пауэлл, сыгравший у Дзефирелли в «Иисусе из Назарета». Созданный им образ часто встречается даже в наши дни на открытках и ковриках. Он был настолько хорош, что Ватикан даже предлагал ему деньги за то, чтобы он больше никогда не снимался в кино. Пауэлл отверг предложение.
А вот, кстати, и гример за работой:)
Сьемки «Иисуса из Назарета» стали событием. На них то и дело приезжали знаменитости и почетные гости.
Например Грейс Келли.
Но публика легко простила этот конфуз, как только увидела фильм. А Роберт Пауэлл успешно продолжил свою карьеру и потом кого только не играл. Правда, еще в прошлом году он рассказывал, что случилось ему оказаться на Пасху в Греции, так даже спустя столько лет узнали и не давали прохода.
Франко Дзефирелли показывает Пауэллу, как правильно держать свиток Торы.
Тед Нили опоздал на кастинг фильма «Иисус Христос Суперзвезда». А роль получить ему очень хотелось. Поэтому он приехал на машине в отель к режиссеру Норману Джиусону при полном параде: в костюме и гриме Иисуса. Джуисон был впечатлен и Нила на роль утвердили. А на съемках он еще и с будущей женой познакомился. Она была одной из рабынь царя Ирода:)
На премьере его мама была так поражена сценой бичевания, что даже вышла из зала. Потом, объясняя свое поведение, она сказала что-то вроде: «Понимаете, я моего мальчика никогда не била».
Вспомним здесь Пазолини и те инструкции, которые он давал своей маме на съемках «Евангелия от Матфея»:)
Над взглядом Дефо тоже изрядно трудились гримеры: капали ему капли какие-то, расширяющие зрачок, и до того докапались, что он на 3 дня ослеп. Потом к счастью зрение восстановилось. Сейчас Дефо говорит, что только удивительная внутренняя наглость заставила его в 1988-м полагать, что он справится с ролью Иисуса. Тем не менее, он справился и притом блестяще.
Скорсезе объясняет актерам, что работать надо быстро, потому что у фильма маленький бюджет.
» У тебя здесь простейшая реплика: «Лазарь, иди вон». А ты что сказал?»
И все равно курить не дам!
У Уиллема Дефо всегда была слава актера специфического и избирательного, поэтому роль в «Последнем искушении» легла в его послужной список на удивление гармонично. А вот когда Мел Гибсон предложил роль Иисуса в своем фильме «Страсти Христовы» Джиму Кавизелу, он напрямую спросил у актера: «Ты ведь понимаешь, что после этого ты в этом городе больше работать не сможешь?»
Гибсон полагал, что фильм вызовет скандал, но перещеголять Скорсезе ему все-таки не удалось.
Джим Кавизел играет Иисуса в довольно сложном гриме. У него накладной нос и темные контактные линзы. В жизни у него голубые глаза. Вот ведь как меняются вкусы!:)
Гибсон объясняет Кавизелу, в чем зерно его роли.
Говорят, что после скандалов, связанных с работами Скорсезе и Гибсона, в Голливуде существует негласное табу на разработку фильмов о жизни Спасителя. Кому-то такое решение понравится, кому-то, как мне, не очень. Но в любом случае в ближайшие годы нам врядли предстоить увидеть что-то новое в этом жанре. Так что будем пересматривать старое и много думать.
Трудно быть богом: Кто из актеров сыграл в кино Иисуса Христа
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Впервые Мессию на экранах зрители увидели в 1897 г. в американском фильме «Инсценировка страданий Христа в Горжице», где главную роль исполнил Джордан Виллошко. В 1927 г. вышел первый полнометражный фильм о Христе «Царь Царей», где главную роль сыграл звезда немого кино Генри Уорнер. Перед съемками ему пришлось подписать контракт, в котором главным условием работы был отказ от публичных действий, «бросающих тень» на его персонажа, причем к «неподобающему поведению» отнесли даже игру в теннис. Перед каждым съемочным днем актера гримировали, а потом везли на площадку в машине с непрозрачными стеклами. Степень ответственности была так высока, что Уорнер даже начал тайком выпивать в одиночестве. Ситуацию усугубляли и экзальтированные поклонники, один из которых написал актеру: « Каждый раз, когда я думаю о Господе, я вижу перед собой Ваше лицо ». Несмотря на коммерческий успех фильма, многие критики разнесли его в пух и прах, считая, что « Христос в исполнении Уорнера излишне подобен иконе, а фильм иногда превращается просто в иллюстрацию ».
С похожими трудностями столкнулся и Макс фон Сюдов, который сыграл Христа в фильме «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» в 1965 г. Съемки продолжались почти год, и актер жаловался на то, что за это время люди словно начали ожидать от него в жизни какого-то другого поведения, даже друзья стали вести себя отстраненно. И ему понадобилось 8 месяцев, чтобы после этой невероятно сложной и ответственной роли «вернуться в себя».
Для испанского студента Энрике Ирасоки роль Христа в фильме «Евангелие от Матфея» стала дебютной в кино. Несмотря на то, что он не был профессиональным актером, фильм классика итальянского кино Пьера Паоло Пазолини признали одной из самых впечатляющих работ о Христе. После этого Энрике сыграл еще две роли и ушел из кино. Он занимался экономикой и филологией и стал известным шахматистом.
Одной из канонических версий библейской истории с канонической интерпретацией образа Христа называют фильм легендарного режиссера Франко Дзефирелли «Иисус из Назарета» 1977 г. Главная роль досталась актеру Роберту Пауэллу, который так удачно справился со своей задачей, что, говорят, Ватикан даже предлагал ему деньги за то, чтобы он больше нигде не снимался. Актер отверг это предложение и построил успешную кинокарьеру. А об этой работе позже говорил: « Роль Иисуса – одна из тех, про которую ты думаешь: «Хоть бы предложили!» Но если уже предложили, это тот творческий вызов для актера, который нельзя не принять ».
В экранизации знаменитой рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» в 1973 г. главную роль сыграл рок-музыкант, композитор и певец Тед Нили. Изначально он проходил пробы на роль Иуды, но в результате получил роль Христа. Интересно то, что он опоздал на кастинг и решил приехать в костюме и гриме Мессии прямо в отель к режиссеру. И так его впечатлил, что был утвержден! За эту роль Тед Нили был номинирован на «Золотой глобус». Изначально идея представить библейский сюжет в жанре рок-оперы казалась кощунством, но эта постановка была настолько популярной, что до сих пор идет на сценах театров мира.
Одним из самых скандальных стал фильм «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе. Режиссер предложил оригинальную интерпретацию библейского сюжета – размышление о том, какой могла бы стать земная жизнь Христа, если бы он остался в живых и обзавелся семьей и детьми. Церковь не раз пыталась запретить этот фильм к показу, на режиссера и актера, сыгравшего главную роль, – Уиллема Дефо – обрушился гнев верующих. Столь вольную трактовку Нового Завета критики называли откровенной ересью, хотя в начале фильма и было предупреждение о том, что он не претендует на статус экранизации Евангелия. Позже Уиллем Дефо говорил, что только удивительная наглость позволила ему тогда полагать, что он справится с ролью Христа – до этого он играл в кино негодяев. Однако он действительно справился, хотя за эту работу он едва не поплатился здоровьем: для того, чтобы его взгляд был более выразительным, гримеры применяли капли, расширяющие зрачки, и однажды актер из-за этого ослеп на 3 дня. К счастью, позже зрение восстановилось.
То, что его фильм может вызвать скандал, предполагал и Мел Гибсон, когда приступил к съемкам «Страстей Христовых». Поэтому сразу же спросил актера Джеймса Кэвизела, приглашенного на главную роль: « Ты ведь понимаешь, что после этого ты в этом городе больше работать не сможешь? ». Во время съемок актер получил массу травм: из-за толстого слоя грима его тело покрывалось волдырями, и он не мог спать, в сцене бичевания его ударили хлыстом так, что на плече навсегда остался шрам, он вывихнул плечо и получил кровоподтеки под глазами. Но эта роль стала самой известной в его кинокарьере и принесла ему невероятную популярность. А фильм действительно подвергся критике из-за того, что многие сцены в нем были показаны слишком реалистично и жестко, и вошел в число самых скандальных и дискуссионных в истории кино.
Одной из самых спорных и скандальных стала роль Иешуа и для Сергея Безрукова в фильме «Мастер и Маргарита». Многие ставили ему в укор то, что он согласился на эту работу после роли бандита Саши Белого в сериале «Бригада». Хотя сам он не уставал повторять, что играл не Христа, а персонажа романа Михаила Булгакова по имени Иешуа. В одном из интервью он сказал: « Сыграть Иисуса Христа невозможно. Более того – это не под силу ни одному актеру на земле, ибо все мы простые смертные люди, а он был Богочеловеком… Единственное – мы можем попытаться сыграть наше представление о нем ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Божественно! 10 актеров, сыгравших Иисуса Христа
В прокат выходит библейская драма «Мария Магдалина», в которой Руни Мара играет главную сподвижницу Иисуса Христа, которого, в свою очередь, изображает очень бородатый Хоакин Феникс. Оставим историкам и теологам рассуждать о том, как там оно было на самом деле и было ли вообще. У нас на повестке дня другая тема: кто до Феникса успел побывать богом в кино.
С десяток актеров у нас набралось.
Родриго Санторо/Бен-Гур
Киноманам, знающим, где и при каких обстоятельствах появился тот или иной актер, несомненно особое удовольствие доставило появление в сериале «Мир Дикого Запада» Родриго Санторо, который направо и налево сыпал цитатами из Библии. Ведь за год до того он и сыграл Христа в экранизации «Бен-Гура» от Тимура Бекмамбетова.
В версии с Чарлтоном Хестоном эту партию отдали Клоду Хитеру, при этом, видимо, из высоких чувств, никогда не показывали его лица.
Клиф Кертис/Восставший
У режиссера Кевина Рейнольдса Иешуа получился с очевидной маорийской внешностью, поскольку играл его собственно уроженец Новой Зеландии. Ну с другой стороны, апостол Руфус утверждал, что Иисус вообще был негром. То есть афроизраильтянином.
Юэн МакГрегор/Дни искушения
В тот же год рубище и стильную бороду примерил Оби Ван Кеноби. Ну или Рентон, если хотите, тем более что с «На игле» это кино роднит тема глюков и расколотого невыносимыми условиями сознания.
МакГрегор заодно и Сатану сыграл. Экономия.
Адам Гривз-Нил/Молодой мессия
Вообще где-то в новостях мелькала информация, что приквел о молодых годах Христа будет рассказывать, как тот косил нечисть пачками в духе братьев Винчестер. Однако в данном случае, все пристойно, образцово и немного скучно. И да, Иисусу тут семь лет, все впереди.
Диого Моргада/Сын Божий
Вот вы тут ругаете наших киношников за то, что выпускают в прокат выжимки из сериалов. А вот в США с такой выжимки начался бум религиозного кино: продюсеры сериала «Библия» показали в кинотеатрах смонтированные серии о жизни Христа. «Ной», «Исход: Цари и боги», тот же «Бен-Гур» появились на запущенной этим полуфильмом волне.
Андрей Барило/Иуда
Экранизация повести Андрея Платонова «Иуда Искариот» прошла совершенно мимо зрителя, и совершенно напрасно. Классикой надо интересоваться, даже если у нее такая, не совсем стандартная форма подачи.
Джейк Джонсон/Убойное рождество Гарольда и Кумара
Ну раз уж вспомнили фильм «Догма», где постеснялись показать Ииуса, то не пройдем же мимо этой комедии, где он был показан в полный рост.
Джеймс Кэвизел/Страсти Христовы
Дословно поставленный библейский эпик, детально показывающий каждый кусочек плоти, вырванный из божественного тела. Убежденный католик Мэл Гибсон буквально передает боль с экрана, а Джеймс Кэвизел идеально страдает. А еще он изобретает стол на ножках и табурет.
Увидимся в сиквеле, который Гибсон анонсировал в прошлом году.
Сергей Безруков/Мастер и Маргарита
«Сыграл трех поэтов и одного бога». Не знаем, есть ли такая строчка в резюме Сергея Безрукова, но почему бы ее не придумать нам. Несмотря на то, что булгаковский Иешуа сильно отличался от канонического Христа, Владимир Бортко и Сергей Безруков привели образ все к тому же знакомому евангельскому знаменателю.
Уиллем Дефо/Последнее искушение Христа
Вообще, мы очень любим этого актера, но признайтесь, что внешность у него такая, с которой идеально вписываешься на роль маньяков и комиксных злодеев. Или вампиров. И видимо, только Мартин Скорсезе разглядел в нем что-то праведное. А может, наоборот, как раз хотел сделать Иисуса немного брутальнее.
Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.
(Окно закроется автоматически через 15 секунд)
Email: | |
Категория: | |
Страница: | |
Цитата: | |
Опишите суть проблемы как можно более подробно: |
Агентство «Новости сегодня» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Еньшин А. М.; Гваришвили Э. Л.
СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ИА №ФС77-66125 от 20.06.2016. Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, пом. 316. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов: news@weburg.net.
При использовании материалов обязательна ссылка на портал Weburg как источник информации. При публикации материалов на других интернет-ресурсах обязательна активная ссылка на Weburg.net.
Официальный сайт информационного агентства: http://news2d.ru.
Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg.net Новости, Афиша, Журнал и Фото.
Учредитель и издатель СМИ — Общество с ограниченной ответственностью «МираЛоджик Сервис Медиа».
Главный редактор: Гваришвили Э. Л.
Редакция: Морозова А.В.
«Оскароносный» Джаред Лето сравнил себя с Иисусом Христом. ФОТО
Лидер рок-группы 30 Seconds to Mars, который ради роли больного СПИДОм трансвестита по имени Район в обласканном критиками фильме сильно похудел и избавился от всех волос на теле, включая брови, в своем микроблоге на Instagram выложил коллаж, одна часть которого представляла собой изображение Иисуса Христа, другая — его фотография с прошедшей в конце февраля церемонии «Оскар», с которой актер ушел как обладатель приза в категории «Лучшая мужская роль второго плана».
«Хааа! Мода может меняться, но стиль никогда не выходит из моды, — гласила подпись под снимком, сопровожденным отметками или хэштэгами «классический образ», «продвинутая мода», «спасибо, Иисус Христос», а также заявлением «Не сравниваю себя с Христом». Поклонники артиста, среди которых множество русскоязычных, отреагировали по разному: «Скромненько так!» — написала одна девушка, другая добавила: «Мать честная! Не стесняется совсем, рядом с Ним себя поставил!».
ВИДЕО Джаред Лето получает «Оскар»
ВИДЕО Джаред Лето на шоу «Вечерний Ургант»
Джаред Лето и его многочисленные прически
Джаред Лето на Майдане Независимости
Марина Голубева, фото All Over Press, Bulls Press, Instagram
«Страсти Христовы»: истории со съемок
Евангелия и мертвые языки
Мэл Гибсон рос в семье католиков-традиционалистов и всегда живо интересовался христианством, так что обращение в творчестве к религиозной тематике было лишь вопросом времени. Впервые Гибсон заговорил о картине о страстях Христовых в конце 80-х годов, то есть, еще до своего режиссерского дебюта. Однако разработка сценария потребовала многих лет.
Гибсон решил перенести на экран последние двенадцать часов жизни Иисуса. За основу он взял все четыре канонических Евангелия, а также отдельные фрагменты из Ветхого и Нового Заветов, в том числе, например, из ряда псалмов или из откровения Иоанна Богослова. Также за вдохновением авторы обращались к многочисленным теологическим комментариям и художественным переосмыслениям страстных событий, например, к книге немецкого писателя XIX века Клеменса Брентано «Страдания Господа нашего Иисуса Христа». В целом же повествование выстраивалось в максимальном соответствии с тем, как события описаны в христианских текстах.
Отдельной и достаточной уникальной задачей, связанной с драматургией фильма, стал язык общения героев. Гибсон не хотел использовать английский по ряду соображений. Прежде всего, он стремился к максимальному погружению в действие, а потому считал, что современная речь будет выбивать зрителя из истории. И наоборот — языки, адекватные времени истории, способствовали бы убедительности. А понимать суть разговоров, по мысли Гибсона, аудитория будет в любом случае. Во-первых, потому что история Христа всем хорошо знакома. А во-вторых, потому что Гибсон планировал опираться на выразительный визуальный ряд.
Любопытно, что режиссер монтажа Джон Райт говорит, что из-за непонятных для зрителя языков относился к картине на монтаже как к немому кино. Впрочем, в итоге Гибсон чуть отказался от радикализма своей идеи, добавив в фильм субтитры.
Сценарий картины сначала был написан Гибсоном вместе с Бенедиктом Фицджералдом на английском языке. Затем реплики были переведены на вульгарную латынь и специально реконструированный арамейский язык. Во времена Христа также был распространен общий греческий, однако Гибсон решил ограничиться использованием только двух языков, чтобы зритель мог отличать римскую речь и семитскую.
Переводом занимался иезуит и исследователь древних языков Уильям Фулько. Он признает, что речь в фильме может не на 100 процентов совпадать с речью того времени, однако считает, что удалось добиться максимально возможного соответствия. В сценарной записи для актеров и режиссера текст построчно разбивался на английский, необходимый древний язык и его транскрипцию. Так актерам было проще заучивать реплики и произносить их с полным пониманием.
Внимание к языку сказалось на темпе съемок. Если Фулько был недоволен произношением, то Гибсон делал дубли до тех пор, пока актер не добивался нужного произношения.
Молния для главного актера
То, что фильм снимался на древних языках, развязывало Гибсону руки в плане кастинга. Действительно, фильм впечатляет многонациональностью актерского состава.
Главная роль Христа досталась Джеймсу Кэвизелу. По мнению Гибсона, он был единственным американским актером, подходящим для роли. В том числе потому, что Иисуса режиссер видел мужественным и достаточно крепким. Кэвизел с его ростом 1.88 и спортивным телосложением подходил. Тем более это было оправдано, что на экране предстояло показать серьезные физические испытания — человек с менее героической внешностью тут был бы не убедителен. Кроме внешних данных, Гибсон отмечает, что Кэвизел впечатлил его умением погружаться в образ и жить в роли в предлагаемых обстоятельствах. Терпеливость и сговорчивость актера, надо полагать, режиссер тоже оценил.
Румынку Майю Моргенштерн, сыгравшую Деву Марию, Гибсон выбрал, увидев случайно ее крупный план в одной из картин 90-х годов. Режиссер сразу понял, что только эта актриса подойдет на роль в фильме — по мнению Гибсона, в ней была способность показать принятие мук, переживание страданий с достоинством и сдержанной эмоциональностью.
Гибсон хотел обойтись без звездных имен в картине, поскольку опасался, что присутствие популярного актера будет отвлекать от сути фильма. Однако каждый раз при обсуждении кандидатки на роль Марии Магдалены авторы упирались в кандидатуру Моники Беллуччи — она очевидно подходила лучше всех. Так что Гибсон согласился позвать ее в картину и, по его признанию, в итоге об этом не пожалел.
Во второстепенных персонажах Гибсону была важна фактурность, не идеальная, но зато выразительная внешность, а также способность к работе с языками. В ролях второго плана и эпизодах преимущественно были задействованы актеры из Италии (Франческо Де Вито — Петр; Розалинда Челентано — Сатана; Лука Де Доминичис — Ирод), но также были исполнители из других стран, например, из Болгарии (Христо Шопов — Пилат), Швейцарии (Джаррет Дж. Мерц — Симон Киринеянин), Франции, Туниса, Марокко. На площадке Гибсон работал с актерами через переводчика, но, как отмечает Беллуччи, чаще он предпочитал не рассказывать, а показывать. В этом плане, конечно, большим подспорьем для Гибсона было то, что он сам актер.
Конечно же, о страстях Джеймса Кэвизела на картине необходимо поговорить отдельно. Так, из-за интенсивности съемок и серьезного грима Кэвизел почти не спал. Кроме того, ему нужно было носить терновый венец, давивший на голову, и грим синяков, из-за которого один глаз почти не видел. В результате актера все съемки преследовала мигрень.
Ради реализма Кэвизелу приходилось таскать не бутафорский крест, а вполне настоящий, весом 70 килограммов. В одной из сцен падения актеры-римляне должны были поймать крест, но не успели, так что конструкция едва не раздавила актеру голову.
Отдельной сложностью была поза распятого. Даже при хорошей физической подготовке Кэвизел вспоминает, что мог продержаться на кресте не более 8-10 минут. Артист едва не получил обморожение, так как натурные съемки проходили осенью-зимой, и в то время, как вся группа была в пуховиках, Кэвизел оставался практически голым. А еще в актера во время съемок сцены распятия ударила молния. И он остался жив и невредим. Это знак.
Грим и спецэффекты
«Страсти Христовы» — один из самых жестоких и кровавых фильмов в истории мирового кино. Конечно, Гибсон не хотел уходить в экстремальную эстетику, но определенная степень натурализма режиссеру была необходима. Он хотел показать страсти Христовы не отстраненно или абстрактно, а максимально буквально, реалистично жестоко.
Художник пластического грима Кристен Тинслей отмечает, что Кэвизел ни в одном кадре фильма не появляется просто самим собой — на нем обязательно есть хотя бы парик и какие-то элементы грима. Всего Тинслей разработал девять различных комбинаций грима для изменения героя по ходу действия: от Тайной вечери до снятия с креста.
Для Кэвизела необходимо было сделать комбинации пластического грима лица, всей поверхности тела, зубные протезы, парики, бороды. При этом важной задачей было разработать такой пластический грим, который бы позволял актеру сохранять подвижность. Большое количество элементов требовало долгой работы. Чтобы это время сократить, использовался метод 3D-трансферов (грубо говоря, трехмерные объемные переводилки), которые наносились на тело и имитировали раны, шрамы, ссадины и прочие увечья. Чтобы наносить этот грим, для Кэвизела даже было разработано специальное кресло. 3D-трансферы позволили урезать время грима с восьми часов до двух.
Реализма в сценах бичевания Христа позволили добиться визуальные эффекты. В действительности в руках актеров, игравших воинов, были только рукоятки, с которыми они изображали нанесение ударов, а кнуты и плети, как бы контактирующие с телом, добавлялись на постпродакшне средствами компьютерной графики.
Следы ранений же делались средствами пластического грима, который потом до нужной поры, опять же с помощью графики, убирался. Когда Кэвизел снимался со стороны лица, актеры-воины могли использовать реальные кнуты. Только били они по перегородке, стоявшей за спиной главного героя. Правда, дважды по Кэвизелу попали по-настоящему, промахнувшись мимо перегородки. Одного раза хватило, чтобы свалить актера с ног, а второго — чтобы он вывихнул кисть.
Спецэффекты понадобились и для создания других истязаний. Гвозди в руки Христа при распятии забивались наложением нескольких слоев изображения: кадры с площадки без гвоздя и кадры из павильона на фоне хромакея, где гвоздь забивался в искусственную руку. Для некоторых кадров, например, переворачивание креста с прибитым к нему Иисусом или удара Христа копьем, была изготовлена похожая на Кэвизела аниматронная модель, которая могла двигаться, дышать и поворачивать голову с помощью сервомоторов.
Италия, ставшая Иерусалимом
Съемки фильма проходили с ноября 2002 года по январь 2003 года в Италии, причем в местах, «намоленных» для создания картин на библейские сюжеты. Группа работала в городе-призраке Крако и в городе Матера. И там, и там прежде снималось несколько известных картин на религиозную тематику, в том числе в Матере создавалось «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини.
Места эти привлекают кинематографистов своей фактурностью, древностью и сходством с Иерусалимом и его окрестностями. Также часть съемок проходила на римской студии Чинечитта. Например, здесь в павильоне снималась открывающая сцена в Гефсиманском саду, который был воссоздан искусственными средствами. Здесь же Гибсону внезапно помог Мартин Скорсезе. Он оставил после съемок «Банд Нью-Йорка» гигантскую декорацию. Художник-постановщик Франческо Фриджери смог перестроить ее, сделав ряд других декораций, например, резиденцию Понтия Пилата (авторам это позволило серьезно сберечь бюджет и время). Гибсон отмечает большую заслугу Фриджери: он сумел сделать пространство, которое гармонировало с локациями Матеры.
Живопись, кран для капли и «взгляд бога»
Визуальными референсами для картины оператор Калеб Дешанель называет едва ли не всю многовековую традицию изображение страстей Христовых: от ранней иконописи и фресок до живописных полотен Возрождения, барокко, романтизма, академизма XIX века и даже сюрреализма. Но особенно Дешанель и Гибсон выделяют влияние Караваджо. Оно сказалось с одной стороны в плане светотеневого решения, а с другой — в плане брутальности и натурализма.
Некоторые живописные работы буквально определяли отдельные кадры. Например, «Пьета» Вильяма Бугро. Несмотря на популярность этого сюжета в живописи, Гибсон отмечает, что кадр, где Дева Мария оплакивает Христа, создавался под прямым воздействием работы Бугро, с желанием «ухватить сущность этого полотна». Один из кадров с резким ракурсом в сцене распятия был подсказан работой Сальвадора Дали «Христос святого Иоанна Креста». Некоторые известные полотна служили своего рода эмоциональными референсами, например, «Плот „Медузы“» Теодора Жерико.
Гибсон хотел добиться в фильме ощущения максимально реалистичного, натурального света. С учетом эпохи авторы могли имитировать солнечный или лунный свет, а также свет от огня и свечей. Вспоминая ночные сцены, где использовался холодный рассеянный свет и дым, Дешанель говорит, что до «Страстей Христовых» ему не приходилось использовать такого большого количества приборов, чтобы создать настолько темное изображение.
Если говорить о приемах, то Гибсон много играет в картине с частотой кадров. Встречающаяся на протяжении всего фильма техника — слоу-моушн (замедленная съемка). Режиссер признается, что часто использовал скорость съемки в 28, 30 и больше кадров в секунду. И во многих сценах прием действительно смотрится уместно — в картине много эпизодов с повышенным драматизмом, и слоу-моушн помогает этот драматизм подчеркнуть. По мнению Гибсона же, повышенная кадровая частота придает изображению особую символичность и уподобляет кадр ожившей живописи.
Еще один характерный для режиссерского почерка Гибсона прием, который многократно появляется в фильме, — съемка с верхней точки, что еще называют «взглядом бога». Прием имеет очевидный религиозный подтекст и появляется в самые драматичные моменты повествования, особенно связанные со смертью. Камера на кране взмывает ввысь, как бы показывая действия глазами некой метафизической силы. Для съемки спецэффектного кадра с падением капли с неба использовался 47-метровый кран. Само собой подобные кадры еще и очень эффектны и зрелищны.