актер потемкин в екатерине
«Екатерина. Самозванцы». Чем возмутил зрителей исторический сериал?
Зато едва ли не всеми остальными актёрами комментаторы из интернета остались в той или иной мере недовольны: «Просто ужасающий подбор «актеров»», «Гвардейцы, государственные мужи это плохо выбритые, стриженные под бокс, субтильные молодые люди, хотя если владеть грамотой, то можно узнать, что и Орловы, и Потемкин был могучими физически, крупного телосложения людьми», «Алексей Орлов без шрама, Суворов и Павел вообще на себя не похожи».
«Павел Табаков похож на своего венценосного тёзку», «Нравится Табаков в роли Павла. Такой пылкий юношеский максимализм и чисто немецкое упрямство», — пишут одни.
«Павлик, конечно, «великий» актер, неспроста его после смерти папеньки сразу из театралки выперли. Чувак тупо заучил текст и тарабанит его монотонным голосом, хоть бы какую-нибудь эмоцию хоть в одной сцене выдал», — считают другие.
Однако главной претензией к проекту стало обилие постельных сцен в первых сериях нового сезона. «Зачем смаковать с обнаженной грудью и нависшим над ней героем фильма?», «Когда Екатерина успела стать Великой, если из кровати не вылазила?» — вопрошают интернет-комментаторы.
«Сценаристам слава! Прям постель им покоя всем не даёт. Цензуру прочь, нам нужен интим, мать вашу итить», «Переключаю канал, а там покойную Вильгельмину граф Чернышов, пардон, раком имеет прямо на арфе», «Сериал отталкивает сценами насилия, причем в самом начале. Можно снять таким образом, чтобы не было слишком показательно. И лишние сцены любви. так эту историю подростки уже не посмотрят», — возмущаются не привыкшие к такой откровенности зрители, вероятно, не смотревшие «Тюдоров» (The Tudors), «Версаль» (Versailles) или «Борджиа» (The Borgias).
Сериал «Екатерина. Самозванцы» можно посмотреть на телеканале «Россия 1» в 21:00.
«Екатерина. Взлет». Анатомия сериала и чуть-чуть о историческом кино
Привет! Я снова со своей любимой темой. Хочется мне обсудить историческое кино) Ну, конечно же, этот пост появился не без повода. Через 2,5 года канал Россия-1 запустил продолжение эпичного сериала о Екатерине II, первую часть которого мы обсуждали с вами здесь. Чтобы сразу пояснить ситуацию, напишу: я смотрю абсолютно все, что снимают о XVIII веке, даже то, что не нравится, мне это нужно для работы.
На этот раз к названию «Екатерина» создатели присовокупили слово «Взлет». «Екатерина. Взлет» (видно, «киноэпопея» продолжится главами «Екатерина. Полет» и «Екатерина. Посадка»). Кстати, режиссером фильма в этот раз выступил Дмитрий Иосифов. Это тот, который играл Буратино в детском мюзикле.
Премьера сопровождалась грандиозной рекламой, которая была запущена задолго до выхода второй части. Грядущую премьеру обсуждали на киносайтах, в утренних и вечерних телевизионных программах, безудержно хваля первую часть, и обещая бомбическое содержание (по словам самой Марины Александровой) и все самые интересные вехи истории России екатерининского периода во второй части.
Могу сказать одно: бомбический сюжет удался на все сто и даже больше.
В первой серии мы переносимся в 1768 год. Екатерина правит уже 6 лет. Значит, ей 39. И зритель ждет, что вместо милой худенькой девочки, какой она была в первом сезоне, ему предстанет ну… хотя бы какой-то другой образ. Постарше, что ли… Грим? Или другой типаж актрисы? – нееее, не слышали. Перед нами все та же молодая тщедушная Марина Александрова, внешность которой не изменилась ни на йоту.
Но вот что реально поменялось в главной героине – это ее характер. В первой части она боялась поднять глаза – видно, Императрица Елизавета подавляла ее своим величием)) А в новой части она уже сама Императрица. В исполнении актрисы метаморфоза поразительна. Царица дерзкая – как пуля резкая. Теперь она хищно щурит глаза, все время орет и хамит окружающим. А когда не орет, то говорит с таким надрывом, что если представить такой тон в реальной жизни – становится страшно)) А порой героиня впадает в черную меланхолию, она всегда грустная и замороченная, улыбка на лице ее – большая редкость. Вот уж воистину – если улыбнется такая Императрица – то рублем одарит.
Алексей и Григорий Орловы (почему-то все главные действующие лица ходят исключительно в форме, причем разноцветной, хотя братья служили в одном полку):
Первые кадры с Императрицей мы видим в… ванной. Она стоит абсолютно голая в ванне, в которой плавают розовые лепестки, вся в печали. А женщина, омывающая царственное тело говорит ей: «Ну же, Ваше Величество, ведь вы хотите встретить его бодрой и горячей?» (на этом месте я зарыдала в первый раз =)) Императрица скучает… Она вся горит от тоски и разлуки с Орловым, и говорит об этом без исключения каждому придворному… Она ждет возлюбленного, планирует обвенчаться с ним сразу после его возвращения, и объявить наследником престола их незаконнорожденного сына Алексея. Для чего ребенку готовят уже покои во дворце. Об этих планах тоже знает все окружение царицы. Раненый поручик Потемкин прибывает в столицу и вручает Императрице письмо от Орлова. По сценарию тут они встречаются впервые, и сердобольная Екатерина выделяет ему комнату рядом со своей, чтобы поручика уже вылечили, наконец, от ранения… В этой комнате он лежит достаточно долго, находясь на грани жизни и смерти. А после выздоровления он даже не возвращается на войну, куда в реальности он в 1768 только отправился, а живет при дворе, занимает должность «смотрителя шитья» (wtf. ), влюбленный безответной любовью в Екатерину.
«Поручик» Григорий Потемкин:
Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин:
А тем временем назревает война с Турцией. Ну, как назревает… В перерывах между печалью Императрица созывает какой-то Совет. (Мне сложно понять что это за Совет – туда входит и Н.И. Панин, который занимался внешней политикой и С.И. Шешковский, который руководил Тайной канцелярией =)))), и еще человека два, личности которых идентифицировать не удалось). Императрица призывает к войне, ее дружно отговаривают, но ей неймется… Она снова грозно повышает голос… Таких Советов показывают несколько, и вот, на одном из них… Внезапно. Екатерина объявляет что к войне турок подстрекает Польша, поэтому она вызвала из Польши короля, и он уже в пути и со дня на день будет в Петербурге.
Польский король. По вызову Екатерины. Будет в Петербурге. (Король, как мы помним, бывший посол Польши в России Станислав Понятовский, с которым у Екатерины был роман). И что вы думаете? Король действительно прибывает. Причем, на въезде во дворец его со спутником едва не выкидывают из кареты дюжие гвардейцы.
Встреча короля и царицы эпична. Он сразу же подходит к ней и начинает вспоминать прошлое, целует ее щеку, шею, она начинает прерывисто дышать. Король напоминает Екатерине об умершей дочери, потом они как-то резко переходят к политике, и…. Екатерина хватает короля рукой за горло и шипит ему в лицо, что знает о его гнусных происках… Король бледнеет, потом начинает синеть, но неожиданно обстановку разряжает доносящаяся из соседних покоев залихватская громкая музыка. Двери в кабинет распахиваются и царственные особы лицезрят сиятельного графа Орлова с корзиной цветов в окружении цыганского табора, который танцует, поет (ни дать, ни взять – Сергей Сергеевич Паратов из «Жестокого романса», да простят меня за это сравнение актеры из этого замечательного фильма).
Российская Императрица и польский Король беседуют о политике:
Хочется сказать, что тема сексуальной потенции графа Григория Григорьевича Орлова, без преувеличения, является одной из центральных в сериале. По замыслу создателей фильма Орлов стал неспособным выполнять свои мужские функции. Екатерина обсуждает эту тему со своими статс-дамами и фрейлинами (хотя, разобрать кто есть кто я не могу). У самих братьев Орловых эта тема ключевая. Каждое утро младший брат спрашивает старшего, мол, как оно? Григорий хмурится, громко сопит, на что Алехан отвечает утешительно: «Не грусти, брат, вот я знаю знахаря, который тебе поможет. Стоять будет так, что будь здоров!» (я не шучу) Сцены в постели периодически показывают, из чего зритель может сделать вывод, что знахарские снадобья не помогают 🙁 Но вскоре все исправится, все будет классно, потому что из спальни снова будут доноситься крики, а офигевшая прислуга в соседней комнате будет переглядываться и рассуждать, что все, слава Всевышнему, наладилось.
Великий князь Павел Петрович целится в лоб матери :
Юный цесаревич Павел
А еще при дворе живет другой сын Екатерины, который от Орлова, и которого Императрица официально в присутствии всего двора объявила наследником престола. Кстати, в фильме он носит фамилию Орлов, а не Бобринский. Алексей и Павел дружат и одинаково сильно ненавидят мать. Она тоже не пылает к ним любовью. Но зато обеспокоена продолжением рода. Для чего с помощью своей распутной фрейлины развращает Павла (на всякий случай: в 1768 году ему 14 лет). А Алексея осматривает медикус, со знанием дела обсуждая размер и вид детородного органа мальчика (в 1768 году ребенку было 6 лет).
Орлов, Екатерина и С.И. Шешковский, который ни на шаг не отходит от царицы в течение всего фильма:
Из вышеназванных персон в фильма фигурируют граф Н.И. Панин, граф К.Г. Разумовский, И.И. Бецкой, С.И. Шешковский, И. Кулибин. Есть какой-то Митрополит, которого несколько серий подряд Орлов и Екатерина упрашивают дать разрешение на брак, причем в такой хамской форме, что Митрополиту даже не по себе. А еще семья Холмогорских узников, заточенных еще Елизаветой, которых Екатерина с Павлом навещают погожим летним денечком.
Екатерина и изобретатель И.Кулибин:
Иван Петрович Кулибин:
И, снова крутой поворот сюжета! При дворе появляется помещица Д.Н. Салтыкова. Та самая, московская помещица, которая зверски замучила десятки своих крепостных. Что она делает при дворе в Петербурге, спросите вы? А я вам отвечу: она приехала сообщить Екатерине о смерти ее первого любовника С. Салтыкова, которого должны похоронить в ее имении Троицкое. И не важно, что они не имели друг к другу никакого отношения, а в 1768 году Сергей Салтыков был жив, здоров, по крайней мере, настолько, что выполнял дипломатическую миссию за границей. Фамилия-то одна у них, так что, какие могут быть вопросы. Секунду погрустив от печального известия, императрица предложила Салтычихе взяться за культивирование американского картофеля, и даже подарила инструкцию по выращиванию дивного овоща (справедливости ради, при Екатерине в 1765 году действительно был Указ о разведении картофеля). Позже, возвращаясь из Холмогор, Екатерина лично навещает имение Салтыковой, смотрит чудный урожай картошки, а в это время, прогуливаясь по парку, свита узнает о зверствах помещицы. И ее тут же арестовывают на глазах Императрицы без ее приказа (при этом Императрица стоит, хлопая глазами, и вообще не понимает что происходит).
Помещица Д.Н. Салтыкова – «Салтычиха»
Портрет Д.Н. Салтыковой, «Салтычихи»:
В перерывах между сценами любви и страстями показывают какие-то реальные исторические события: Императрице прививают оспу (в следующем кадре оспина уже заживает); младший Орлов разводит рысаков; в какой-то момент Екатерина выбирает дизайн Георгиевской ленты (а в следующей сцене она уже в ней), где-то идет война с Османской Империей, и одна фраза о свободе крепостных крестьян прозвучала из уст Екатерины. Но реальные события показаны фрагментарно, они кажется совсем не связаны между собой, если бы лично я о них не знала, то ни за что не поняла бы, о чем речь. Причем, абсолютно все вышеописанное происходит летом 1768 года. Как это возможно? – спросите вы. Но тут мне ответить нечего 🙁
А вот это пейзаж из фильма. Как будто играешь в компьютерную игрушку.
Думаю, дорогие Сплетницы, вы сполна погрузились в XVIII век. Сериал еще не закончился, и кто знает, что там уготовили зрителям сценаристы в последних 4-х сериях? Это вопрос вопросов)
Реакция зрителей и отзывы
Фильм снят при поддержке Министерства культуры и транслируется на федеральном канале. Он позиционировался и позиционируется сейчас как исторический, биографический. В рекламе и многочисленных передачах упор делается на «историю великой Императрицы». В нескольких статьях я находила мнения профессионалов (допускаю, что они комментировали положительно еще до выхода серий):
«Нам всегда интересно знать свое прошлое, прошлое своей семьи, ее происхождение, ее корни», — отмечает Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея.
«И Екатерина, и Елизавета воспринимаются в определенном окружении. Это окружение создавалось ими самими, эта была их любовь, их привязанность, их вкус», — объясняет Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село».
На сайтах, естественно, мнения зрителей разделились. БОльшая часть аудитории воспринимает сериал «на ура!», и это абсолютно их личное дело, дело вкуса. Если бы не одно «но». Подавляющее большинство поклонников сериала (среди которых очень много молодых людей) принимают все за настоящую историю. А если кто-то пытается критиковать – то часто поклонники приводят аргумент, что это художественное кино, и что история наука субъективная, все равно никто не знает правды, а потому можно показывать как угодно. И что гораздо приятнее смотреть на красивую Марину Александрову или Сергея Марина с современной стрижкой и современным сленгом (он играет Орлова), чем на тех, кто изображен на подлинных портретах. Париков по-прежнему нет, по словам одного из создателей, «чтобы зритель мог различить героев».
Безусловно, есть и те, кто возмущен таким безобразным и безосновательным искажением исторических фактов. Критики тоже очень много.
Каким должно быть историческое кино?
Сейчас очень часто я вижу обсуждения фильмов об истории. Чего стоит нашумевший «Викинг», о котором тут много писали! А ведь еще грядет «Матильда», много сериалов на историческую тему, да много чего сейчас снимают…
Когда я смотрю любые исторические фильмы, тем более, по любимой эпохе, то сама чувствую себя занудой. Вот все-то мне не так)) Я человек эмоциональный, начинаю закипать от искажения фактов, но потом сама себя останавливаю. Понимаю, что художественное кино – это не документальный материал. Что там допускается художественная вольность. Что многие люди вообще не вдаются в мелочи и подробности, и многие даже не знают их. Недавно прочла такое мнение: «Голливуд снимает целые саги об истории и вольно интерпретирует факты, и по всему миру это смотрят, а у нас все только критикуют».
Есть разные исторические фильмы, и фильмы по мотивам истории. Историко-биографические, историко-приключенческие, батальные, экранизации исторических романов. И вот сейчас, на волне просмотров фильмов, я задумалась – как вообще можно регламентировать историческое кино? Ведь есть право художника видеть так, как он хочет, когда речь идет не о документалистике. А с другой стороны – если фильм позиционируется как история РЕАЛЬНЫХ людей, да еще и тех, о которых очень много известно, которые как-то повлияли на развитие государства, науки, культуры, военного дела – правомерно ли намеренно искажать достоверно известные факты о них? Ведь исторический фильм, помимо развлекательной функции, выполняет еще и функцию образовательную, и зрители заранее настраиваются на то, что будут смотреть о настоящих исторических персонах, многие знают историю. Поэтому потом и обсуждения такие жаркие, когда не соблюдаются даже элементарнейшие факты, и показывают то, чего не может быть по определению. А для тех, кто не знает события, все происходящее на экране – безусловная правда… И искаженный образ эпохи так и сохраняется в их сознании.
Для меня ответ очевиден: можно художественно обрабатывать сколько угодно, придумывать диалоги (которых мы реально не можем знать), вводить в историческое кино вымышленных персонажей, как в «Гардемаринах», но канву событий, хронологию, дух эпохи, быт, моду, манеры – все это сохранять НУЖНО! И уж, конечно, имена, фамилии, титулы, события, касающиеся реальных лиц сохранять обязательно. Трудно? А тогда не нужно называть фильм историческим, и тем более, биографическим. Пусть будут просто приключения. Или фильм по мотивам.
«Любезный питомец». Каким был самый преданный любовник Екатерины II
24 сентября 1739 года в Смоленской губернии родился самый знаменитый фаворит «шальной императрицы» Екатерины II — Григорий Потёмкин. Как развивались отношения, продлившиеся меньше двух лет, и почему они оставили огромный след в истории.
Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org
«Случай» — так при дворе называли фаворитов Екатерины II. Четвертым таким «случаем» стал 22-летний офицер лейб-гвардии конного полка Григорий Потёмкин.
Сын небогатого смоленского помещика, хорошо знакомый с братьями Орловыми — первыми помощниками Екатерины II в завоевании престола — решил в свои 22 года (в 1762 году) сделать «ставку» на новую императрицу. Он был активным участником дворцового переворота, в результате которого Петр III остался лишь на страницах истории, а трон заняла его супруга Екатерина.
Правительница нашла офицера «грубоватым, острым на язык и смешно подражающим голосам животных». После переворота императрица продвинула его по службе, приказав назначить подпоручиком («через одно звание от вахмистра»). Военного пригласили на пару ассамблей, что сильно разозлило тогда фаворита Екатерины Григория Орлова.
Потёмкин собирается в монастырь
Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org
По легенде, братья Орловы обратили внимание на то, что подпоручик «поглядывает» на императрицу и, будучи нетрезвыми, устроили с ним драку. Именно в ней Потёмкин якобы лишился глаза. Позже, правда, он рассказывал, что заболел, обратился к знахарю, который лечил его какими-то мазями, из-за которых всё и произошло.
После этого офицер на несколько месяцев удалился в глухую деревню и даже думал уйти в монастырь. Здесь в дело вмешалась императрица. По легенде, на одном из приёмов она (зная, что на самом деле происходит) спросила, где Григорий Потёмкин и почему он не присутствует. А после велела своему тогда фавориту Григорию Орлову лично сообщить, что своим отсутствием он огорчает государыню.
Поэтому к 1765 году Потёмкин вернулся в Петербург и получил должность заместителя обер-прокурора синода, а вскоре и прокурора. В апреле 1765 года он был назначен казначеем лейб-гвардии Конного полка. Так Потёмкин продвигался по карьерной лестнице при дворе вплоть до начала русско-турецкой войны в 1768 году. Тогда он попросился на фронт. О подвигах Потёмкина позже фельдмаршал Пётр Румянцев регулярно докладывал в своих письмах императрице.
Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org
К 1772 году отношения Екатерины с Григорием Орловым испортились окончательно. Последней каплей стал провал русско-турецких мирных переговоров в 1772 году. Как только Орлов уехал на них, граф Никита Панин вместе с сыном Екатерины Павлом рассказали о любовнице Орлова, княжне Голицыной.
Фавориту об этом, конечно же, донесли. Как указывают историки, он хотел вернуться в Россию как можно скорее, чтобы опять завоевать расположение императрицы. Якобы поэтому требования туркам он излагал в ультимативной форме. Те в ответ отказались от переговоров.
В результате война с Турцией затянулась ещё на два года. А Григорию Орлову Екатерина предложила удалиться в специально построенный для него Гатчинский дворец «или куда он сам пожелает».
Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости
Екатерина вступила в переписку с Потёмкиным ещё с 1770 года, но в посланиях речь в основном шла о военных действиях и государственной политике.
А вскоре после «отставки», которую дала Орлову, императрица написала большое письмо новому кандидату в фавориты, где явно дала понять своё отношение к нему и потребовала вернуться в Петербург, «так как переживает». Приказы правителей принято исполнять, поэтому Потёмкин в конце 1773 года оставляет военную службу и отправляется в столицу.
Однако по приезде в Петербург он узнал, что у императрицы новое увлечение — 22-летний офицер Александр Васильчиков. Потёмкин не пытался установить своё влияние на государственном уровне, не требовал бесчисленного количества подарков, поэтому был очень удобен императрице.
Тем временем Григорий Потёмкин был назначен подполковником Преображенского полка (полковником была сама правительница). Вскоре он стал вице-президентом Военной коллегии.
В начале 1774 года Григорий «взбунтовался» и попросил аудиенции у императрицы. Просьба была вскоре удовлетворена. Историки уверены, что именно тогда государыня пообещала в ближайшее время объявить Потёмкина официальным фаворитом.
Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org
В марте 1774 года Александру Васильчикову дали отставку. А вместе с ней пенсию в 20 тысяч рублей (для сравнения, ежемесячный оклад врача тогда был 20 рублей). До этого в качестве подарков он получил 100 тысяч рублей, драгоценностей на 50 тысяч, 7 тысяч душ крестьян. В общем, фаворит оказался обеспечен как минимум до пенсии.
А Потёмкин получил звание генерал-адъютанта. В начале апреля 1774 года он переехал в апартаменты в Зимнем дворце, которые после отъезда Васильчикова отремонтировали. Они располагались прямо под покоями императрицы.
— Ходит в шубе поверх халата, ночном колпаке и тапках на босу ногу. Мусор бросает прямо на пол да при встрече с министрами ногти грызёт, — так шёпотом говорили о поведении Потёмкина при дворе. В глаза, безусловно, улыбались.
Над привычкой возлюбленного грызть ногти пошутила и сама Екатерина. Она подарила ему фарфоровый изысканный сервиз с гравировкой: «Самому великому обкусывателю ногтей».
По слухам, Потёмкин добился того, чего Орлов ждал 10 лет, но так и не дождался, — свадьбы с императрицей. Бракосочетание состоялось в июле 1774 года в неприметной церкви Сампсония Странноприимца на Выборгской стороне и выглядело более чем скромно — в качестве свидетельницы со стороны Екатерины была любимая фрейлина Мария Перекусихина, а жениха сопровождали его племянник граф Александр Самойлов и камергер Евграф Чертков.
По закону брак не давал права Потёмкину и детям, родившимся в этом браке, претендовать на престол.
Фаворит правительницы получил шпагу, усыпанную алмазами, украшенный бриллиантами портрет Екатерины для ношения на груди. Потёмкину также поручили руководить празднествами по случаю окончания войны, которые проходили в начале 1775 года в Москве.
Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Сергей Пятаков
Историки указывают, что, став фаворитом, Потёмкин начал вести себя как избалованный ребёнок. Он буквально требовал от Екатерины наград, а от придворных — почестей, которые оказывают разве что только правителям. Если императрица не исполняла первое требование — он мог за глаза сказать какую-нибудь гадость. На что Екатерина просто призывала его так не делать.
— Нас же просим впредь не унизить, а пороки и ошибки покрыть епанечкою, а не выводить наружу перед людьми, — писала она возлюбленному.
Он мог просто демонстративно перестать разговаривать с императрицей. Так случилось, когда против его участия в заседаниях Совета при Высочайшем дворе высказались участники этого совета и Екатерина согласилась. После недельной «молчанки» императрица пошла на поводу у Потёмкина.
— Никто не любит тебя так, как я, — писала Екатерина фавориту.
Императрица замечала за возлюбленным и откровенное воровство, но всё ему прощала.
— Деньги, четыре тысячи, привезли для трёх полков, и я приказала тебе сказать, чтоб взяли на каждый, сколько надобно, а ты в ответ прислал, что не знаешь и не помнишь, — писала Екатерина.
Потёмкин буквально заваливал её дорогими подарками — драгоценности, меха, даже сервизы. Хотя сложно назвать это презентами, так как позже платила за них, по сути, сама императрица.
Так, из 55 млн рублей, выделенных на армию, документально подтверждены расходы лишь 41 млн. 14 млн — баснословная сумма для XVII века — так и осталась «пропавшей». Кроме того, по официальным сведениям, от императрицы фаворит получил 9 миллионов рублей и 37 тысяч крепостных.
Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org
В Москве 13 июля 1775 года родилась девочка, Елизавета Тёмкина. Как правило, «обрезанные фамилии» давали российским «бастардам». Известен, например сын соратника Петра I, Ивана Трубецкого, носивший фамилию Бецкой по той же причине, что и Елизавета не Потёмкина, а Тёмкина. Так же появились Пнины (Репнины) и Лицыны (Голицыны).
Девочку отвезли к сестре Григория, Марии Самойловой, назначив опекуном племянника фаворита — Александра Самойлова. Про императрицу в это время говорили, что у неё сначала были проблемы с желудком, а после она и вовсе отравилась фруктами настолько, что не могла даже посещать приёмы.
Историки уверяют, что Елизавета Тёмкина с детства знала, чья она дочь. После смерти отца ей пожаловали крупные поместья в Херсонской области. В 1794 году 19-летнюю дочь императрицы выдали замуж за 28-летнего секунд-майора Ивана Христофоровича Калагеорги. Отметим, что претендовать на престол Елизавета не могла по законам Российской империи.
— Нет, Гришенька, статься не может, чтоб я переменилась к тебе. Будь справедлив — ну разве можно после тебя смотреть на кого-то, — оправдывалась Екатерина после очередного скандала.
Императрица в своих записках писала, что ревновал её фаворит по любому поводу, а в основном без них. Как ни странно, объектом ревности был в том числе Алексей Орлов — брат её бывшего фаворита.
Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org
В конце 1775 года Потёмкин на балу в Петербурге лично представляет Екатерине Петра Завадовского, который должен был стать её кабинет-секретарём. В какой-то момент императрица проходит через весь зал, вручает Завадовскому перстень, что считалось знаком высшей похвалы императрицы. После бала проходит три месяца, и Екатерина пишет Потёмкину:
— Прошу быть уверен, батинька, что искренняя моя дружба и чистосердечная привязанность всегда во мне будет. Будь здоров и весел, умножишь тем самым моё удовольствие. Прощай, любезный питомец, желаю тебе доброй ночи. Сама ложусь спать.
После этого письма Потёмкин окончательно остался для Екатерины только добрым другом.
«Потёмкинские деревни», присоединение Крыма, дважды покупка Аничкового дворца будут позже, когда Екатерина и Григорий останутся исключительно в дружеских отношениях. Как пишут историки, именно Потёмкин искал замену Завадовскому и другим фаворитам правительницы, стараясь сделать так, чтобы никто из них не успел занять видного места при дворе.
Потёмкин был единственным, кто сохранил своё значение в государственных делах уже после расставания с императрицей.
Это вам не «котики» с «зайками». Как обращалась Екатерина II в письмах к Потёмкину