актер радж капур годы жизни семья дети
Радж Капур
Биография
Ранбир Радж Капур – легендарный индийский актер и режиссер 20 века. Роль, которую сыграл в киноискусстве Капур, лучше помогут раскрыть народные титулы артиста. Кинокритики и поклонники именовали Раджа «индийским Чарли Чаплином» и «королем индийского кино».
Детство и юность
Родился Радж Капур 14 декабря 1924 года в Пешаваре, бывшем в те годы Британской колонией (сегодня это провинция Пакистана). По национальности артист – индиец. Актерская судьба была предназначена Раджу по факту рождения – отцом будущей звезды оказался продюсер и режиссер Притхвираджа Капур, которому принадлежал собственный театр «Prithvi Theatre». Дед Деван Башешвартат Капур тоже был актером.
Радж Капур в молодости
Уже в четырнадцать лет юноша обладал завидным опытом профессионального актера, выделяясь среди других экспрессией, темпераментом и талантом импровизатора.
Фильмы
Однако мечты Раджа оказались связаны вовсе не с миром Мельпомены, талантливого юношу манила удивительная магия кино. Впервые Радж снялся в 11 лет в картине «Революция».
Работу в профессии Капур начал с должности ассистента режиссера на киностудии «Bombay Talkies», отказавшись поступать в высшее учебное заведение. Здесь на собственном опыте молодой человек освоил главные кинематографические специальности, одновременно постигая технические возможности киноискусства Запада, далеко обогнавшего колониальную Индию.
Звезда индийского кинематографа Радж Капур
Впоследствии это становится фирменным почерком артиста. Как правило, Радж играет главных героев в собственных картинах. Уже в первой пробе режиссерского пера на смену театральным приемам приходит множество характерных кинематографических находок: черно-белая киносъёмка с акцентом на контраст света и тени, автобиографические детали, философия природы истинной красоты человека, поиск подлинной миссии художника.
С этой судьбоносной картины началась эпоха творческого союза с очаровательной актрисой Наргис, которая стала бессменной партнершей актера в шестнадцати фильмах.
Радж Капур и Наргис
В 1948 году Капур совершил еще один эпохальный шаг в карьере – основал кинокомпанию «R.K. Films». В 26-летнем возрасте артист стал самым молодым индийским режиссером на тот момент времени.
Сначала Капуру и команде приходилось работать на чистом энтузиазме из-за нехватки средств. Но вскоре, во многом благодаря таланту создателя, «R.K. Films» стала одним из самых доходных кинопроизводств в Индии. Удивительный дар режиссерского предвидения позволял ему находить для проектов темы, которые волновали и находили искренний отклик в душе зрителей.
Ранние кинофильмы Капура поэтичны и романтичны, проекты идут от сердца, в то же время затрагивают острые социальные вопросы – проблемы бедности и кастового расслоения в Индии.
Радж Капур в фильме «Бродяга»
По-настоящему грандиозный успех принесла артисту картина «Бродяга», вышедшая на экраны в 1951 году. На протяжении нескольких десятилетий фильм входил в топовые рейтинги проката мира.
В этой культовой киноленте Радж Капур впервые предстал перед зрителями в образе неунывающего бродяги, который получил развитие в комедии «Господин 420». Песни из этих картин признаны классикой романтических композиций индийской фабрики грез.
В 1964 году зрители увидели первый цветной фильм «Сангам», ставший последней работой актера в качестве главного исполнителя.
Актер Радж Капур
В дальнейшем Капур сосредоточился на режиссерской и продюсерской работах, редко появляясь на киноэкране. В общей сложности фильмография великого актера насчитывает более 80 картин.
Капур возлагал на этот проект большие надежды. Для создателя была важна общая работа Индии и Союза. Мужчина регулярно ездил в СССР. Но в итоге в Советском Союзе картина успеха не имела, а в Индии кинофильм провалился в прокате. Публика ждала песен, танцев и романтики.
Только после кончины режиссера критики высоко оценили эту киноленту.
Личная жизнь
Радж Капур с женой Кришной
В семействе есть давняя традиция – женщины династии не могут становиться актрисами. Этот устой нарушили внучки Раджа – Карина и Каришма Капур. Мать девушек развелась с супругом и таким образом дала возможность дочерям воплотить в жизнь мечты об актерской профессии.
Радж Капур с женой Кришной и Наргис на премьере «Господина-420». Слева экранная жена, справа настоящая
Отношения Раджа с преданной партнершей Наргис начались на съемках фильма «Сезон дождей», но, несмотря на длительный творческий союз, чувства пары не получили продолжения. На тот момент Радж Капур уже был женат и не хотел разрывать отношения.
Наргис надеялась на взаимность десять лет, но потом продолжила карьеру с другим режиссером. Этот кинематографический союз распался в 1957 году.
По другой версии, Наргис утверждала, что отношения женщины с режиссером только творческие. Но слухи о романе дошли до супруги постановщика. Тогда Кришна потребовала от мужа прекратить контакты с партнершей. Радж и Наргис подчинились. Девушка стала сниматься у других режиссеров, потом вышла замуж и вовсе оставила кино.
Радж Капур с женой Кришной и Наргис
Радж Капур оказался одним из первых продюсеров, сумевших предвидеть огромный мировой потенциал индийских фильмов. На родине мужчина удостоился всевозможных титулов и наград, которые не прекращают вручать режиссеру и сегодня. Среди них – «Лучший шоумен тысячелетия» (2002 год).
Наряду с такими поп-иконами, как Мэрилин Монро, в 50-е годы прошлого столетия в СССР и других странах мира Радж Капур обрел неимоверную славу. Известен показательный случай, когда московские поклонники несли машину мужчины на руках весь путь от кинотеатра «Ударник» до гостиницы. Разгадка такой популярности проста: герои Раджа – обычные люди, а не супермены. Постановщик учил зрителей не сдаваться и верить в лучшее будущее.
Радж Капур в Москве
Еще одна история из биографии великого артиста случилась в Бомбее. Тогда Капуру требовалось снять массовую сцену на главной улице. В действительности это означало, что властям придется перекрыть ее на час. И они согласились, потому что просил сам Радж Капур. Но с одним условием: режиссер не должен был появиться на публике, иначе поклонники снесли бы все на пути к кумиру.
С Раджем лично имел знакомство советский летчик-космонавт Юрий Гагарин. Мужчины встретились в ноябре 1961 года, когда Гагарин приезжал в Индию. По этому случаю знаменитости сделали фото на память. При личном знакомстве Юрий Алексеевич назвал индийца «товарищ Бродяга». Тогда Юрий был визитной карточкой СССР, а Радж – «визиткой» Индии.
Смерть
Как истинный артист, Радж Капур умер, не прекращая творить. Во время церемонии в Нью-Дели, на которой как лучшего национального кинематографиста актера чествовал президент Индии, Капур внезапно потерял сознание. Актера немедленно госпитализировали, спустя месяц он скончался в 63-летнем возрасте. Причиной смерти послужили осложнения, вызванные астмой.
Уход Раджа восприняли на родине как национальную трагедию. В этот день в стране объявили траур.Со смертью Капура завершилась целая эра индийского киноискусства.
Говорят, что перед смертью великий артист пересмотрел хронику посещений Москвы. Тогда в каждом кинотеатре крутили фильмы из Индии.
Продюсер компании «Радж Капур Филмз» уверяет, что в студии до сих пор любят Россию и российских зрителей. В 2014 году в столице России состоялся вечер памяти Раджа Капура. На мероприятии советник по делам культуры и информации посольства Индии в России Рахул Шривастава заявил, что в следующей жизни «индийский Чарли Чаплин», скорее всего, родится русским.
Радж Капур
Фото Все
Видео Все
Радж Капур. Интервью индийского актера и режиссёра 19.08.1968
Радж Капур и любовь всей его жизни
Радж Капур о любви к СССР
Радж Капур — биография
Радж Капур – самая яркая звезда индийского кинематографа, актер, режиссер и продюсер. Последователя Чарли Чаплина часто называют королем индийского кино. Он стал достойным продолжателем известной театральной династии Капуров, с его именем связана целая эпоха в индийском кинематографе. Капур очень чутко улавливал дух времени, именно по этой причине ему удалось достичь таких успехов на выбранном поприще.
Полное имя знаменитости – Ранбиррадж Капур. Он родился в Пешаваре 14 декабря 1924 года. В те времена Индия была британской колонией. Сейчас Пешавар является провинцией Пакистана. Национальность знаменитого артиста – индиец.
Склонность к лицедейству, врожденный актерский талант мальчик унаследовал от своих родственников по отцовской линии. Его отец, Притхвираджа Капур, был продюсером и режиссером, владельцем театра «Prithvi Theatre». Дед будущей звезды индийского кино Деван Башешвартат Капур тоже верно служил Мельпомене.
Радж Капур в молодости
Отцовский театр был в полном распоряжении маленьких сорванцов – Раджа и его братьев. Нет, дети нисколько не мешали актерам, по мере своих сил они оказывали им неоценимую помощь. Так Радж уже в шесть лет сам выступал на подмостках, помогал художникам, уборщикам, осветителям. Капур-старший нисколько не возражал против такой активности своих сыновей, мальчишки буквально дышали воздухом кулис, исподволь изучая азы актерского мастерства.
Карьера в кинематографе
Но отец немного просчитался в подготовке преемника. Его любимец вовсе не горел желанием стать театральным актером. Раджа тянул к себе кинематограф. В 1935 году, когда мальчику было только 11 лет, он сыграл свою первую роль в фильме «Революция». С тех пор он буквально бредил кинематографом, страстно желал поскорее стать взрослым, чтобы самому принимать участие в создании фильмов.
У юноши была возможность получить высшее образование, но вместо этого он стал работать на киностудии «Bombay Talkies» в должности помощника режиссера. И опять, как и в случае с отцовским театром, молодой человек освоил все главные кинематографические специальности с низов. Одновременно он до тонкостей изучил все технические возможности западного киноискусства, которое в то время находилось на недосягаемой высоте по сравнению с киноиндустрией колониальной родины актера.
Радж Капур в фильме «Огонь»
Капуру было только 23 года, когда Индия наконец-то обрела независимость. Наступило время настоящей эйфории, время больших возможностей. Талантливый актер воспользовался счастливым шансом. К тому времени он успел сняться в нескольких картинах, и весь накопленный гонорар потратил на свой режиссерский дебют. Это был фильм «Огонь», где он не только был режиссером, но и исполнил главную роль. Картина оказалась удачной, Капура стали называть восходящей звездой индийского кинематографа.
Размышляя о собственном успехе, режиссер пришел к выводу, что он находится на правильном пути. С тех пор Капур часто использовал в своей работе уже известный алгоритм действий. Он создавал фильмы, где сам играл главных героев. Его картины были интересны, поскольку Радж был настоящим новатором в кинематографе. Театральные приемы в его фильмах сменились новыми, кинематографическими идеями, которые он воплощал в жизнь.
Так появились: черно-белая съемка с акцентом на контрастность тени и света, использование автобиографических деталей, философское отношение к истинной красоте человека, поиск настоящей задачи художника. Картина «Огонь» не только принесла успех, она стала началом эпохи творческого партнерства с прекрасной актрисой Наргис. Эта женщина снималась вместе с Капуром в шестнадцати фильмах.
Еще через год молодой режиссер совершил следующий судьбоносный рывок в своей карьере. Он стал основателем кинокомпании «R.K. Films». В то время он был самым молодым режиссером в стране. Ему и его команде было очень нелегко, эти люди работали на голом энтузиазме, поскольку денежных средств было катастрофически мало.
Но период безденежья прошел очень быстро. Талантливый режиссер сумел сделать свою кинокомпанию одной из самых доходных в стране. У него было удивительное чутье, для своих новых проектов он подбирал такие сюжеты, которые были интересны людям, находили живой отклик в их душах.
Если вспомнить первые работы Капура, то все они отличаются необыкновенной поэзией и романтикой. Эти проекты затрагивают душу зрителя, но не оставляют в покое и разум. Режиссер не уклонялся от показа острых социальных проблем – темы бедности, кастового расслоения в родной стране.
Радж Капур в фильме «Бродяга»
Апофеозом творчества Раджа Капура критики и поклонники считают его фильм «Бродяга» (1951). Картина в течение многих десятилетий не покидала верхние строчки рейтинга в мировом прокате. Впервые Радж в этом культовом фильме предстал перед зрителями в образе бродяги. Но этот человек – настоящий символ несгибаемости и оптимизма, не пасующий перед ударами судьбы. Именно по этой причине образ обаятельного бродяги полюбился зрителям всех стран и континентов.
Капур не остановился на достигнутых успехах, он решил развить образ популярного героя в комедийном фильме «Господин 420». В обеих картинах звучали замечательные песни, которые сразу же стали называть классикой романтических композиций Болливуда. В цветном фильме «Сангам» (1964) зрители в последний раз полюбовались на знаменитого актера, выступившего в роли главного героя. Капур после этого не стал почивать на лаврах, он полностью отдавал себя режиссерской, продюсерской деятельности. К тому времени его появление на экране стало редким событием. Однако и при этом фильмография Капура считается обширной, она состоит из 8 десятков работ.
Радж Капур в фильме «Господин 420»
На фильм «Мое имя клоун» (1970) режиссер возлагал большие надежды. В этой картине, состоящей из трех серий, играла Ксения Рябинкина, балерина из советского Союза. На экране девушка перевоплощалась в цирковую актрису Марину, которая познакомилась на гастролях в Индии с клоуном. Индийского клоуна сыграл Капур. Между клоуном и циркачкой возникли романтические чувства. Но после окончания гастролей актриса возвратилась на родину. Следующую встречу влюбленным пришлось ждать очень долго.
Кроме индийских, в фильме снималось несколько советских актеров, картина была очень важна для Капура. Он часто ездил в СССР, отдавал много времени этой работе. Однако ни в Советском Союзе, ни в Индии фильм не стал популярным. На родине режиссера этот проект оказался убыточным, а публика впервые за долгое время отнеслась к работе Капура прохладно. Зрители, ожидавшие песен, танцев и романтики, были глубоко разочарованы. Фильм вовсе не был плохим, скорее всего, он немного опережал время, зрители не поняли его. После кончины звездного режиссера кинокритики посмотрели на эту картину с другого ракурса и высоко оценили ее.
Радж Капур в фильме «Мое имя клоун»
Радж Капур – настоящее явление в индийском кинематографе. Он очень тонко уловил веяние времени, сумел предвидеть огромный потенциал индийского кино. Родина щедро отплатила режиссеру и актеру за его работу, он был награжден всеми возможными титулами. Уже в нынешнем столетии, в 2002 году, Капура назвали Лучшим шоуменом тысячелетия.
Не только в Индии, но и в других странах с актера буквально сдували пылинки, старались облегчить ему жизнь, всеми возможными средствами выразить признательность.
Однажды советские поклонники актера пронесли его машину на руках от кинотеатра «Ударник» до гостиницы, где остановился Капур.
Все это происходило в Москве, но такой же любовью этот актер пользовался в каждом уголке огромного Советского Союза. Его оптимистичные с простыми героями фильмы по-настоящему украшали жизнь обычных людей.
Радж Капур (Raj Kapoor)
Радж Капур родился 14 декабря 1924 года в городе Пешаваре.
Благодаря отцу рано окунулся в мир кино. Свою первую роль в кино исполнил в 11 лет в 1935 году в фильме «Революция».
С детства он играл на школьной театральной сцене, участвовал в конкурсах и получал призы за декламацию, любил ставить домашние спектакли для родственников и друзей. Но мечтой Раджа было именно кино.
Не получив аттестат зрелости (не сдал латынь на выпускном экзамене), он с ранних лет начал работать ассистентом режиссёра на студии Bombay Talkies («Бомбей токиз») и на практике освоил основные кинематографические специальности, параллельно изучая достижения западного кино.
С 1944 года Радж работал в театре своего отца Prithvi Theatre ассистентом режиссера, а также актером, проявив способности к импровизации, эмоциональность, темперамент и музыкальность в спектаклях «Стена» и «Патан».
С 1946 года Капур начал активно сниматься в кино, он снялся в таких фильмах как: «Вальмики» и «Голубой лотос».
Переломный для Индии 1947 год стал переломным и в судьбе Раджа Капура: сбылась его мечта о кинорежиссуре. Сыграв в 1947 году четыре главных роли, он вложил заработанные средства в создание своего первого фильма «Испепеляющая страсть». В этом фильме о начинающем театральном режиссёре проявилось много характерных, как с технической, так и содержательной точки зрения, элементов будущих картин Капура: контрастная черно-белая съёмка с игрой света и тени, автобиографические штрихи, философия подлинной и фальшивой красоты, тема истинного предназначения художника. С этого фильма началось и сотрудничество Раджа Капура с актрисой Наргис.
Радж Капур в молодости
Несмотря на скромный успех первого фильма, Радж Капур основал в 1948 году собственную студию R.K. Films («Р. К. Филмз») и приступил к созданию крупномасштабной картины «Сезон дождей», с которой началась его режиссёрская слава. В те времена Радж Капур был самым молодым режиссёром в Индии и, возможно, во всем мире. Успеху ленты способствовало сотрудничество молодого режиссёра-энтузиаста с целой группой талантливых, творческих людей, заложившее начало формированию «команды Капура».
Особенности индийского мировосприятия и культурная традиция требовали особого внимания к музыкальному ряду картины. Сотрудничество с лучшими композиторами и собственная музыкальная одаренность Капура отныне и навсегда сделали исключительно качественную музыку фирменной стороной фильмов.
Один из кадров из фильма «Сезон дождей» с Раджем и Наргис даже лег в основу символической эмблемы (логотипа) «Р. К. Филмз», изображающей Художника и его Музу. В одной руке Художник держит скрипку, другой обнимает красиво изогнувшуюся девушку. В несколько видоизмененном виде этот логотип сохранялся в течение десятилетий во всех фильмах студии, в том числе в тех, которые были созданы сыновьями Раджа Капура после смерти отца. Прекрасная музыка, напряжённый сюжет, исключительный, экспрессионистский визуальный ряд и харизматичные молодые герои принесли фильму оглушительный успех.
Радж Капур и Наргис в фильме «Сезон дождей»
1950-е годы раздвинули границы капуровской славы и окружили его любовью зрителей. Как актёр, в это десятилетие он неизменно входил в тройку лучших, которая состояла из Дилипа Кумара и Дева Ананда.
Несмотря на режиссёрское призвание и успех, он по-прежнему много снимался, в том числе для того, чтобы иметь средства для создания собственных фильмов. Это обстоятельство не должно умалять того факта, что он был выдающимся актёром, способным быть искренним, естественным, подвижным и пластичным перед камерой, обладающим широким диапазоном выразительных средств, от гротеска и клоунады до умения передавать тончайшие эмоциональные нюансы одними глазами или улыбкой.
Радж блестяще изобразил человека из городских социальных низов, который проходит через невзгоды и испытания, но сохраняет «золотое сердце» и не теряет оптимизм ни при каких обстоятельствах. Этот навеянный Чарли Чаплином образ стал самой известной актёрской маской Раджа Капура.
Радж Капур в фильме «Бродяга»
Радж Капур в фильме «Господин 420»
Ленты Капура, сочетавшие, казалось бы, несочетаемое: лирику, романтику, фольклор, мифологию, пафос, юмор, реализм и социальную критику, завоевали популярность не только в Индии и соседних странах Южной Азии, но и в Иране, Турции, арабских странах, КНР, странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.
Для жителей этих стран Радж Капур стал образом и символом, «знаменосцем» и «послом» пост-колониальной, нерувианской Индии. Однако наиболее оглушительный, феноменальный успех Капур имел у советского зрителя, надолго став самым популярным зарубежным актёром и едва ли не самым популярным индийцем в СССР.
Дуэт Раджа Капура и Наргис
В течение 1947-1956 годов молодой Радж Капур сыграл вместе с Наргис в 16-ти фильмах, они сделали их лучшей романтической парой индийского кино, равной которой по искре и искренности экранного присутствия с тех пор так и не появилось. Пару отличала такая сыгранность, взаимопонимание и обоюдный магнетизм, что зрители не могли понять, где кончается экранная жизнь и начинается настоящая.
любовь была философией и этосом Капура и придавала его социальным фильмам индивидуальную, человечную окраску. Героиня этих фильмов была, как правило, не традиционной «женщиной при мужчине», а яркой, сильной, самостоятельной и цельной личностью, способной сыграть в судьбе героя поворотную роль, прийти на помощь в самую трудную минуту.
Символическим является в этом смысле появление Наргис в конце выдающегося фильма «Бодрствуйте!», где именно она оказывается тем единственным человеком, который дает воды измученному жаждой герою этой притчи. Яркое представление о романтической паре Раджа и Наргис дают популярные песни из их фильмов, в которых великолепно передаются разные эмоциональные оттенки любовных отношений: Mujhe Kisi Se Pyaar Ho Gaya, Meri Aankhon Me Bas Gaya, Dam Bhar Jo Udhar Munh Pere, Jane Na Nazar, Yeh Raat Bheegi Bheegi, Aaja Sanam Madhur Chandani.
Однако самой популярной песнью была Pyar Hua Iqrar Hua или «песня под зонтом» из фильма «Господин 420», в которой счастливые влюбленные поют о тех временах, когда их уже не будет, но останутся их «потомки».
В 1957 году творческий союз Раджа Капура и Наргис распался: она начала сниматься в масштабном фильме Мехбуба Кхана «Мать Индия», который стал вершиной её карьеры, а вслед за этим вышла замуж и практически оставила кино.
После расставания с Наргис Капур взял вынужденную творческую паузу и в течение нескольких лет не занимался режиссурой. В это время он много снимался: на разных студиях, с разными партнёршами, у разных режиссёров, в фильмах различных жанров, имевших разный успех у публики и критиков.
Таким образом, с актрисой трагического плана Миной Кумари он снялся в трагедии «Шарда» (1957), а затем в социальной драме «Четыре сердца, четыре дороги» (1959), с Малой Синха играл в мелодрамах «Воспитание» (1958) и «Игры судьбы» (1959), с Мадхубалой, выступил в ярком масала-фильме «Два хозяина» (1959).
В этих картинах его актёрский потенциал и харизма использовались не в полной мере, хотя ни одну из ролей нельзя назвать провальной. К этому периоду относятся два фильма, входящих в «золотую десятку» капуровских актёрских работ: «И снова будет утро» (1958) и «Простофиля» (1959).
Сюжет ленты «И снова будет утро» рассказал о обыкновенном молодом человеке из городских низов, образованном, но бедныом и не имеющего особых надежд на будущее, который почти случайно становится убийцей. Фильм исследует психологию героя, которого преследует не только полиция, но и собственная совесть. Роли такой психологической глубины Раджу Капуру не приходилось играть прежде, и он справился с нею исключительно хорошо.
В картине «Простофиля» Капур сыграл реинкарнацию своего почти фольклорного «бродяги», простака с пустыми карманами и золотым сердцем, который влюбляется в богатую девушку, не подозревая о том, что она богата. Фильм придавала трогательную линию взаимоотношений Раджа с его названой матерью в исполнении Лалиты Павар. Мелодрама имел большой кассовый успех и была отмечена наградами. Успешный дуэт с Нутан был продолжен в ряде других картин.
В 1960 году киностудия «Р. К. Филмз», наконец, выпустила новый фильм: ленту «Страна, в которой течёт Ганг», поднимающую сложную патриотическую тему. Радж Капур выступил на этой картине продюсером и исполнителем главной роли, а режиссёром фильма в титрах назван оператор Радху Кармакар.
Радж Капур в фильме «Страна, в которой течёт Ганг»
Следующим фильмом Капура, стал «Сангам». Это был первый цветной фильм сорокалетнего режиссёра, и неслучайно его цветовое решение было продумано до мелочей. Но не только это сыграло роль в том, что фильм не сходил с экранов кинотеатров целый год и побил все кассовые рекорды. На этом фильме Капур впервые отошёл от социальных проблем и сосредоточился на делах семейных; драма троих друзей, связанных и измученных любовью, страстью, ревностью, дружбой и взаимной преданностью, оказалась, по большому счету, очень правдивой и «жизненной».
Радж Капур в фильме «Сангам»
Пока шла работа над фильмом, Радж Капур продолжал сниматься в кино. Такова специфика Болливуда: гениальный режиссёр с мировым именем был вынужден зарабатывать деньги на собственный фильм как актёр, занятый на съемочных площадках других режиссёров.
И это ему удалось: фильм, поставленный бенгальским режиссёром Басу Бхаттачария по рассказу Mare Gaye Gulfam индийского писателя (хинди) Пханишварнатха Рену, называют «поэмой на целлулоиде». Картина справедливо заслужил национальные награды и был представлен на международных фестивалях, а игра Капура в нём признана одной из самых сияющих вершин его актёрской биографии.
Фильм стал законодателем молодёжной моды, а также моды на подростковую тематику в болливудском кино. «Бобби» безусловно понравился зрителям, однако критики увидели в нём чисто развлекательный «болливудский» фильм без особой социальной подоплёки и философской нагрузки.
Радж Капур выдержал критику весьма достойно и начал готовиться к осуществлению другого давнего замысла, философской картине «Истина, любовь и красота». Эта картина отражает новые размышления автора по поводу старой темы противостояния внутренней и внешней красоты.
Новаторская по форме, глубокая по содержанию, яркая и запоминающаяся «психоделическая» картина не выдержала испытания привередливой зрительской аудиторией своего времени, так как, очевидно, намного это время опережала. Зрителю не понравились слишком откровенные эротические мотивы и образы, заслонившие собой как интересные мысли и образы, так и мощный, предполагающий катарсис, финал. Этот провалившийся в прокате экстраординарный фильм, как и другие фильмы Капура, теперь признан классикой индийского кино.
Как и раньше, Капур после провала не сдаётся и начинает думать над следующими картинами. Таким образом в 1982 и 1985 годах как и все прочие фильмы Капура, они касались сложных тем и имели непростое художественное решение.
Последней картиной Раджа Капура стала «Хенна». Фильм рассказывает о пакистанской девушке-мусульманке, полюбившей спасенного ею индуса «с того берега». Как и многие ранние фильмы Капура, он снимался по сценарию Ходжи Ахмада Аббаса. Считается, что этой картиной Капур хотел не только сказать веское слово в защиту культурно-исторического единства Индийского субконтинента, объединяющего нынешние Пакистан, Индию и Бангладеш, но и вспомнить свою малую родину, Пешавар, ныне находящуюся на территории Пакистана.
Актёрское мастерство Раджа Капура
Особое место в его искусстве занимал образ бродяги, нищего юноши с большими амбициями и чистой душой. Именно с этим образом ассоциируется Радж Капур в сознании миллионов. На родине, в Индии, Радж был и остается культовой фигурой, имеет невероятное число наград, признан «шоуменом тысячелетия» и почитается как один из пионеров и классиков индийского кино эпохи его золотого века.
В пятидесятые годы в СССР, как и в некоторых странах Восточной Европы, в Китае и на Ближнем Востоке, Радж Капур, как и его соратница Наргис, пользовался необыкновенной популярностью. Всенародная любовь к Капуру обрела в СССР характер «капуромании»: широко распространялись самодельные фотографии Капура и самиздатовские пластинки на рентгеновских снимках с песнями из «Бродяги» и «Господина 420».
Его персональная известность способствовала чрезвычайному росту популярности индийского кино в СССР. На его фильмах были аншлаги, поклонники осаждали кинотеатры, на «Бродягу», а затем на «Господина 420», тогда невозможно было достать билеты даже при повторных прокатах. После одного из специальных показов «Бродяги» в кинотеатре «Ударник» в Москве поклонники Капура пронесли его автомобиль на руках от кинотеатра до гостиницы.
Рост Раджа Капура: 170 сантиметров.
Личная жизнь Раджа Капура:
Отношения Раджа с преданной партнершей Наргис начались во время съемок фильма «Сезон дождей», но, несмотря на длительный творческий союз, чувства пары не получили продолжения. Наргис надеялась на взаимность десять лет, но потом продолжила карьеру с другим режиссером. Этот кинематографический союз распался в 1957 году.
Фильмография Раджа Капура:
Режиссёрские работы Раджа Капура:
Сценарии Раджа Капура:
Продюсерские работы Раджа Капура:
Награды Раджа Капура: