актер робин гуд ссср
Почему советского Робин Гуда прозвали Бэмби, и чем Борис Хмельницкий был обязан ясновидящему Мессингу
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
О том, что Бориса ждет блестящее артистическое будущее, не могли подумать даже его родители – мальчик с детства страдал сильным заиканием. Однажды, когда он был у деда, тот привез в дом петуха, и ночью он прыгнул на спину ребенку, сильно его напугав. Сколько родители ни пробовали позже вылечить сына от заикания, ничего не помогало. Улучшения были только временными. С такими проблемами нельзя было и мечтать о поступлении в театральный вуз, но Борису Хмельницкому это удалось… благодаря Вольфу Мессингу!
Вольф Мессинг был другом их семьи, родителям Бориса он говорил: « Счастье, что вы у меня есть. Больше ни с кем не могу поддерживать отношений. Потому что «слышу», что люди думают ». Что именно он сделал и применял ли гипноз – остается загадкой. Борис помнил только о том, что Мессинг, глядя ему в глаза, сказал всего одну фразу: « Никогда ничего не бойся и помни о том, что рядом с тобой всегда я ». Сразу после напутствия Мессинга Хмельницкий отправился сдавать экзамены в Щукинское училище. К его удивлению, он был принят, несмотря на то, что пришел позже, чем надо, и не сдавал экзамен по технике речи. Позже актер часто говорил о том, что стал студентом театрального вуза благодаря Вольфу Мессингу, ведь именно он заставил Бориса поверить в себя. От заикания он так и не смог избавиться полностью, в моменты сильного волнения оно возвращалось.
Свою первую роль в кино Борис Хмельницкий сыграл в 25 лет, у самого Сергея Бондарчука в «Войне и мире». Правда, роль адъютанта отца Пьера Безухова была такой крохотной, что имя актера даже не упоминалось в титрах. Следующая роль, сыгранная через год в фильме «Кто вернется – долюбит», уже была главной. Еще через 2 года он исполнил главную роль в фильме «Вечер на Ивана Купала».
Вот только если зрители его там и запомнили, вряд ли впоследствии узнали в нем того самого Робин Гуда, ведь в своих первых киноработах актер еще был без бороды, которая кардинально изменила его имидж. Бороду пришлось отпустить для съемок в фильме-опере «Князь Игорь», где Хмельницкий перевоплотился в главного героя. Как раз после этих съемок актер пришел в Театр на Таганке. Режиссер Юрий Любимов тут же ему заявил: « Значит так. Сбреешь бороду – уволю! » Шутки шутками, но именно в таком образе актер запомнился и полюбился миллионам зрителей.
Внешний облик актера органично совпал с образом его самого известного киногероя Робин Гуда. Трудно представить, кто бы еще так же органично выглядел в роли благородного разбойника. В фильме было множество трюковых сцен, поэтому на съемках работала группа каскадеров под руководством Николая Ващилина. Но Хмельницкий отказался от помощи дублеров, и все свои трюки выполнил самостоятельно. Свое решение он объяснил режиссеру так: « Понимаешь, Робин Гуд побеждал не только за счет ширины своих плеч. Он побеждал за счет внутренней силы. И зрители будут чувствовать мою внутреннюю силу, пока я все делаю сам ». Под руководством Николая Ващилина ему действительно удалось блестяще выполнить трюки без дублера, при этом некоторые из них он придумал сам – например, тот, где его герой делает кувырок с натянутым луком в руках, а после этого сразу же пускает стрелу. Актер рассказывал, что его работу оценили даже англичане, признав его лучшим Робин Гудом в кино.
Борис Хмельницкий мог бы стать не только всесоюзно известным актером, но и попробовать свои силы в Голливуде. В начале 1980-х гг. на кинофестивале в Югославии актер познакомился с режиссером Кирком Дугласом, который предложил ему сняться в голливудском фильме «Скалолаз». Гонорар был предложен баснословный – 1 млн долларов. Хмельницкий был готов отдать его руководству и сниматься только за суточные, но из Союза в США его так и не выпустили.
Сердца миллионов зрительниц трепетали, когда на экранах появлялся этот романтический герой-рыцарь – сильный, мужественный, благородный борец за справедливость. Многие отождествляли актера с его самым известным кинообразом, и для этого были все основания. Он и за кадром был истинным рыцарем, всегда готовым прийти на помощь каждому, но отличался от своего героя тем, что в нем совершенно не было воинственности. Более того, Борис Хмельницкий тщательно избегал всех театральных склок и скандалов, никогда ни о ком не отзывался плохо, его коллеги говорили о нем как об очень доверчивом и ранимом человеке, и за эту наивность, миролюбие и доброту ему дали прозвище Бэмби.
Образ трогательного олененка слабо вяжется с фигурой Робин Гуда, но в актере действительно сочетались эти несочетаемые качества. Когда в Театре на Таганке, на сцене которого Хмельницкий выступал на протяжении 18 лет, назрел раскол труппы, он успел уйти раньше, чем это случилось, и смог сохранить хорошие отношения с обеими группами. Хотя поводы для обид у него были. В 1982 г. в Театре на Таганке вышла постановка «Мастер и Маргарита», где Хмельницкий играл Воланда. Отыграли несколько спектаклей – и вдруг актера решили снять с роли, заменив его другим артистом. И тот на вопрос о том, почему произошла замена, пренебрежительно ответил: « Так ведь он же – Бэмби! Какой из него Воланд? Такие роли надо выгрызать зубами! » Хмельницкий никогда ничего не «выгрызал зубами» и, никого не обвиняя и не устраивая разбирательств, после этого ушел из театра.
В кино он продолжал сниматься до последних дней, хотя стал гораздо избирательнее – не хотел сниматься в проходных сериалах. Его последней киноработой стала роль казачьего атамана в фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба». Озвучить своего героя актер не успел – когда состоялась премьера фильма, Бориса Хмельницкого уже не было в живых. О том, что он боролся с онкологическим заболеванием, многие даже не догадывались. Актер не хотел, чтобы его жалели, самостоятельно боролся с недугом, и даже когда у него стали отказывать ноги, до последних дней оставался активен и занимался организацией в Доме кино юбилейного вечера памяти Владимира Высоцкого.
Его коллега, актриса Алла Демидова, после его ухода сказала: « Это был уникальный человек, удивительно добрый и открытый. Он бесконечно любил людей, и его любили все. Он всегда находился в центре всех актерских компаний, с его уходом от нас ушла душа ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Стрелы Робин Гуда
76 мин. (1975)
91 мин. (1997)
«Стрелы Робин Гуда» — советский фильм 1975 года режиссёра Сергея Тарасова на основе английских средневековых баллад о Робине Гуде.
В 1982 году с некоторыми актёрами из того же состава был снят фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», который можно рассматривать как продолжение.
Содержание
Сюжет
Вольные стрелки Шервудского леса под предводительством Робина Гуда помогают молодому рыцарю Алану э’Дейлу заплатить долг и обвенчаться с невестой, леди Анной.
В ролях
Съёмочная группа
История создания
Специально для фильма Владимиром Высоцким были написаны шесть баллад:
Также в первоначальную редакцию фильма не вошёл текст «В забавах ратных целый век…».
В рекомендации сценарной редколлегии Госкино СССР директору Рижской киностудии Генриху Лепешко от 9 декабря 1975 года, в частности, говорилось, что характер исполнения баллад актёром В. Высоцким глубоко чужероден теме фильма и характерам его героев, «обилие вышеуказанных „зонгов“, бедных по музыкальному материалу, претенциозных по смыслу и однообразных по манере их подачи, создает ощущение ритмической затянутости фильма, недопустимой в произведении романтическо-приключенческого жанра». [1]
По рекомендации Госкино для фильма было создано новое музыкальное сопровождение. Поэт Лев Прозоровский написал две баллады («Над землёй много белых птиц…» и «Когда к твоей мошне дырявой…») на музыку Раймонда Паулса.
В 1982 году четыре баллады были использованы в фильме того же режиссёра «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», где роль Робина Гуда также исполнил Борис Хмельницкий. «Баллада о двух лебедях» и «Баллада о ненависти» не были включены из-за несоответствия сюжету.
В 1997 году к 60-летию Владимира Высоцкого на центральном телевидении был показан режиссёрский вариант фильма с песнями Владимира Высоцкого. [2] В 2002 году вышло DVD-издание дистрибьютора Amalgama, содержащее режиссёрскую версию.
Озвучание
Робина Гуда в фильме озвучил актёр Александр Белявский. По одной из версий, причиной тому послужил демонстративный отказ от участия в озвучании Бориса Хмельницкого после того, как песни Высоцкого не вошли в фильм. По словам режиссёра картины, Белявский был приглашён в том числе из-за заикания Хмельницкого. [3]
Ошибки
Прокат
В 1976 году фильм занял 11 место в советском прокате (28,9 млн зрителей).
10 лет назад ушел из жизни актер Борис Хмельницкий
Борис Хмельницкий в кадре из фильма «Стрелы Робин Гуда» (1975)
Стрелы Робин Гуда (1975)
Известный фильм режиссера Сергея Тарасова был снят по мотивам английских средневековых баллад о Робин Гуде. Главную роль предводителя лесных разбойников сыграл Борис Хмельницкий. «Я счастлив, что у меня были такие роли. У меня было много ролей, разных, и в театре, и в кино. Но сыграть роль, на которой воспитывается поколение – это большой подарок судьбы. Ко мне до сих пор подходят люди и говорят, что выросли на этом фильме», — говорил в одном из интервью Хмельницкий.
К работе над картиной была привлечена группа каскадеров Массарского и Ващилина, — каскадеры поставили все сцены схваток, битв и погонь, научив актеров пользоваться луками, копьями, мечами и топорами. Но Хмельницкий от помощи дублера отказался. «Понимаешь, Робин Гуд побеждал не только за счет ширины своих плеч. Он побеждал за счет внутренней силы. И зрители будут чувствовать мою внутреннюю силу, пока я все делаю сам» — пояснил актер режиссеру.
Судьба картины оказалась непростой. Из-за баллад Высоцкого — а их было 6 — фильм не был принят комиссией «Госкино». Ленту перемонтировали, а музыку заменили. «Раймонд Паулс быстро написал им музыку. Там иначе было нельзя, иначе изображение было бы пустое, ведь все снималось под баллады, — рассказывал режиссер Тарасов. — «Баллада о любви» – что там играть было? Там слова такие, что все вздрагивали. Как любовь играть под это? Зачем?».
По одной из версий, из-за вырезанных песен Высоцкого Хмельницкий отказался озвучивать своего героя. В итоге Робина Гуда озвучивал Александр Белявский.
Лента вышла на экраны в 1976 году, и только в 1997-м зрители увидели первоначальную, «режиссерскую» версию.
Баллада о доблестном рыцаре Айвенго (1982)
Еще один фильм о благородных рыцарях, на этот раз снятый по мотивам романа Вальтера Скотта «Айвенго». Из первой картины «рыцарского цикла» режиссера Сергея Тарасова во вторую перешел и основной актерский состав — и Хмельницкий снова сыграл Робин Гуда. В фильм также вошли и четыре баллады Высоцкого, вырезанные цензурой из картины «Стрелы Робин Гуда» — «О вольных стрелках», «О любви», «О борьбе», «О двух погибших лебедях» и «О времени».
При таких условиях у режиссера и оператора только одна задача — снять сцену не так, чтобы она выглядела масштабно и зрелищно, а так, чтобы хоть как-нибудь скрыть нашу нищету», — вспоминал позднее режиссер.
Картина стала лидером проката 1983 года — ее посмотрели более 28 млн зрителей.
В поисках капитана Гранта (1985)
В приключенческом телесериале Станислава Говорухина, снятого по мотивам одного из самых популярных романов Жюля Верна, Хмельницкий сыграл роль того самого капитана, которого ищут.
«Дункан» заменяла трехмачтовая финская шхуна «Кодор», которой управлял капитан Олег Сенюк. Корабль специально переоборудовали для съемок, добавив бутафорскую дымовую трубу, штурвал, скамейки и пушку. Позднее шхуна появилась в «Острове сокровищ», а после развала СССР ее отправили в Баку и превратили в плавучий ресторан. Дальнейшая судьба «Дункана-Кодора» неизвестна.
В фильме использована знаменитая увертюра Исаака Дунаевского из первой советской экранизации романа 1936 года. Вместе с Хмельницким в картине снимались Николай Еременко-младший, Тамара Акулова, Галина Струтинская, Владимир Гостюхин, Александр Абдулов, Марина Влади и другие актеры.
Черная стрела (1985)
Очередная рыцарская история от режиссера Сергея Тарасова. В основе сюжета — одноименная повесть Роберта Льюиса Стивенсона. И снова средневековая Англия, XV век и Борис Хмельницкий в роли лорда Грея. Съемки многих сцен по традиции (как в «Стрелах. » и «Айвенго») проходили в Хотинской крепости на Украине.
«Я ни разу не «засветился» в плохом кино, — говорил Борис Хмельницкий. — Нет ни одного фильма с моим участием, где был бы сценарий плохой или сама идея».
В первый год проката фильм посмотрели более 29 млн зрителей.
Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии (1988)
Фильм по историческому роману Вальтера Скотта «Квентин Дорвард» режиссер Сергей Тарасов снимал на «Мосфильме» при участии румынской киностудии «Букурешть». Борис Хмельницкий здесь появился в роли цыгана Хайраддина.
«Меня мало здесь снимали. Но думаю, что таких предложений сняться на Западе, как у меня, мало у кого было. В Югославии на фестивале я познакомился с Кирком Дугласом, он наполовину русский, мама из Смоленской губернии. И он пригласил меня сняться в Голливуде. В фильме «Скалолаз». Он устроил по этому поводу фуршет, собрал нашу делегацию, сделал официальное заявление, — рассказывал в одном из интервью Борис Хмельницкий. — Я спросил тогда: «Кирк, хау мач мани?»
Он назвал сумму (а это был 82-й или 84-й год) — полмиллиона долларов.
Стрелы Робин Гуда (фильм)
76 мин. (1975)
91 мин. (1997)
«Стрелы Робин Гуда» — советский фильм 1975 года режиссёра Сергея Тарасова на основе английских средневековых баллад о Робине Гуде.
Содержание
Сюжет
Вольные стрелки Шервудского леса под предводительством Робина Гуда помогают молодому рыцарю Алану Э-Дейлу заплатить налоги и обвенчаться с невестой леди Анной.
В ролях
Съёмочная группа
История создания
Специально для фильма Владимиром Высоцким были написаны шесть баллад:
Также в первоначальную редакцию фильма не вошёл текст «В забавах ратных целый век…».
В рекомендации сценарной редколлегии Госкино СССР директору Рижской киностудии Генриху Лепешко от 9 декабря 1975 года, в частности, говорилось, что характер исполнения баллад актером В. Высоцким глубоко чужероден теме фильма и характерам его героев, «обилие вышеуказанных «зонгов», бедных по музыкальному материалу, претенциозных по смыслу и однообразных по манере их подачи, создает ощущение ритмической затянутости фильма, недопустимой в произведении романтическо-приключенческого жанра». [1]
По рекомендации Госкино для фильма было создано новое музыкальное сопровождение. Поэт Лев Прозоровский написал две баллады («Над землёй много белых птиц…» и «Когда к твоей мошне дырявой…») на музыку Раймонда Паулса.
В 1983 году четыре баллады были использованы в фильме того же режиссёра «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», где роль Робина Гуда также исполнил Борис Хмельницкий. «Баллада о двух лебедях» и «Баллада о ненависти» не были включены из-за несоответствия сюжету.
В 1997 году к 50-летию Владимира Высоцкого на центральном телевидении был показан режиссёрский вариант фильма с песнями Владимира Высоцкого. [2] В 2002 году вышло DVD-издание дистрибьютора Amalgama, содержащее режиссёрскую версию.
Озвучание
Робина Гуда в фильме озвучил актёр Александр Белявский. По одной из версий, причиной тому послужил демонстративный отказ от участия в озвучании Бориса Хмельницкого, после того, как песни Высоцкого не вошли в фильм. По словам режиссёра картины, Белявский был приглашен в том числе из-за заикания Хмельницкого. [3]
Прокат
В 1976 году фильм занял 11 место в советском прокате (28,9 млн. зрителей).
Баллады Высоцкого из фильма – убрать! Почему авторов ленты «Стрелы Робин Гуда» заставили так поступить
«О том, как создавалась «Баллада о любви», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Для фильма «Стрелы Робин Гуда» Владимир Высоцкий написал одну из лучших песен, но чиновники советского кино заставили создать новое музыкальное сопровождение.
Входной билет
Режиссер Сергей Тарасов оканчивал ВГИК дважды. Учился на экономическом, а затем на сценарном факультете.
В 1966-м по сценарию Тарасова Станислав Говорухин снимал кино «Вертикаль», в котором Владимир Высоцкий исполнил главную роль. В картине прозвучали четыре его произведения, в том числе «Прощание с горами» («В суету городов и в потоки машин…»). На съемках Тарасов с Высоцким сдружились. Сергей Сергеевич понял, насколько мощно песни и голос барда могут поднять планку ленты.
Владимир Высоцкий
В тот период 33-летний Тарасов чувствовал, что созрел для режиссуры. Снять фильм с Высоцким, где прозвучали бы его произведения, стало его мечтой. Но не всё было так просто. На советских киностудиях выпускник ВГИКа мог работать только по профильному образованию. После сценарного факультета пиши сценарии, иди в редакторский отдел. Окончил экономический факультет? В плановый. В этом была своя логика, так как в случае провала картины спросят, кто доверил огромный бюджет неопытному новичку. В то же время, если правдами и неправдами человеку без режиссерского образования удавалось снять успешную ленту на одной из республиканских киностудий, она становилась входным билетом в профессию.
Защитник бедных
В 1969 г. Сергей Тарасов снял первую картину — короткометражку «Белые дюны» на Рижской киностудии. В съемочный период в Риге гастролировала труппа Московского театра на Таганке. Сергей Сергеевич пришел в гостиничный номер Владимира Высоцкого и Бориса Хмельницкого, рассказал о своей идее сделать кино на основе английских средневековых баллад о Робин Гуде. В нескольких словах описал сюжет. Как вспоминал Хмельницкий, он скромно предложил себя на роль Робин Гуда. Высоцкий накануне побывал на закрытом показе еще не вышедшего в прокат «Короля Лира», где его впечатлил Олег Даль в роли шута. В будущей картине Тарасова он выбрал роль шута Клема, ставшего рыцарем. Сергей Сергеевич попросил его подумать над балладами для ленты на общечеловеческие темы — о любви, ненависти, времени.
Руководство Рижской киностудии сценарий фильма «Стрелы Робин Гуда» устроил. Там считали: Робин Гуд, отнимавший у богатых в пользу бедных, персонаж вполне пролетарский. Но существовал тематический план, в который картина о средневековой Англии не входила. Тарасову предложили выполнить еще одно условие посвящения в советские режиссеры — снять патриотическую ленту. Пришлось согласиться. Кино «Петерс» о Якове Петерсе, сподвижнике основателя ВЧК Дзержинского, вышло в 1972-м, и режиссер начал готовиться к съемкам «Стрел Робин Гуда».
Из Парижа с любовью
К началу 1970-х Владимир Высоцкий снялся во многих картинах, включая белорусскую «Я родом из детства» (1965), где прозвучали его песни «В холода, в холода…» и «Братские могилы». Однако с началом брежневского застоя режиссерам всё чаще запрещали приглашать его на роли. За него приходилось бороться с помощью ультиматумов. Советская Прибалтика негласно считалась витриной СССР, иногда там разрешалось то, о чем в других республиках творческая интеллигенция не могла и мечтать. Поэтому Тарасов не допускал, что ему запретят снимать Высоцкого на Рижской киностудии. Но это произошло. Директор Генрих Лепешко разводил руками, показывая бумагу из Госкино СССР. Спорить бесполезно. Владимир Семёнович не стал выносить сор из избы, всем сказал, что отказался от роли из-за того, что съемки совпали с поездкой в Париж. И действительно улетел к супруге Марине Влади, где дописал песни для фильма: «Балладу о времени», «Балладу о вольных стрелках», «Балладу о ненависти», «Балладу о коротком счастье», «Балладу о борьбе» и самую яркую — «Балладу о любви» («Я поля влюбленным постелю…»). Для съемок бард прислал черновой вариант баллад, чтобы они звучали из динамиков во время соответствующих сцен и вдохновляли актеров. Снимали в Польше и Латвии с мая по сентябрь 1975-го. В октябре Высоцкий приехал в Ригу, там баллады записали в чистовом варианте.
В знак протеста Борис Хмельницкий, сыгравший Робин Гуда, отказался от окончательного озвучивания своей роли для чистовой версии. Поэтому в картине он говорит голосом актера Александра Белявского. Тарасов не дал смыть единственную копию фильма с песнями Высоцкого, тайно вынес из студии. Впоследствии она пригодилась.
Фильм ради песен
Владимира Высоцкого не стало 25 июля 1980-го.
Официальное отношение к творчеству поэта резко изменилось. Зная предысторию, на «Мосфильме» Тарасову предложили выбрать тему картины, чтобы использовать баллады Владимира Семёновича в кино. Режиссер не собирался делать продолжение истории о Робин Гуде. Да и сценарий отсутствовал. Но поскольку Высоцкий при написании произведений был вдохновлен этой темой, Тарасов решил снимать по мотивам романа Вальтера Скотта «Айвенго». Беспрецедентный случай, когда не песни писали для фильма, а фильм снимали ради песен. Борис Хмельницкий и всё его окружение почти без изменений перекочевали в новую ленту «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Правда, Юрий Каморный, сыгравший в 1975-м шута вместо Высоцкого, в 1981 г. был убит при загадочных обстоятельствах. В новой картине его персонаж достался Александру Филипенко.
Съемки батальных сцен прошли в Каменец-Подольском в Хотинской крепости и Черновцах. В эти летние дни 1982-го Брестский областной драматический театр в течение месяца гастролировал в Черновцах. Почти все брестские актеры и их дети снялись в эпизодах фильма.
Высоцкого и его произведения при жизни официальные критики разносили в пух и прах. Но после выхода на экраны «Баллады о доблестном рыцаре Айвенго» журнал «Искусство кино» писал: «Патетика экранного действия трогает нас в гораздо меньшей степени, чем суровая образность песен Высоцкого. Авторы ленты поставили самих себя в довольно неловкое положение, ибо в сравнении с песнями действие на экране решительно проигрывает». Словом, чтобы поэта официально признали таковым, ему нужно было умереть. В январе 1988-го к 50-летию Владимира Семёновича на центральном телевидении показали первоначальный вариант «Стрел Робин Гуда» с ранее вырезанными произведениями, который уберег режиссер.