актер рутгер хауэр фильмография
От «Плоти и крови» до «Города грехов»: вспоминаем лучшие фильмы Рутгера Хауэра
Нидерландский актер Рутгер Хауэр ворвался в поп-культуру в 1977 году, в «Солдате королевы» (Soldier of Orange, он же «Оранжевый солдат») другого знаменитого голландца, Пола Верхувена. Безжалостный, но мрачно-ироничный исторический эпик о немецкой оккупации Голландии ввел в кинематограф этот незабываемый, орлиный профиль и самый бездонный, небесно-синий взгляд, когда-либо появлявшийся на экранах.
Хотя это не первая хауэровско-верхувенская работа (они дебютировали фильмом «Турецкие наслаждения»), именно роль Эрика в Soldier of Orange вывела Хауэра на международный уровень. В фильме Хауэру досталась самая сложная и интересная роль простого голландского студента, становящегося пешкой в свирепой борьбе английской разведки с немецкой контрразведкой и проходящего через немыслимо-сложные испытания.
Но высшей точки сотрудничество Хауэра с Верхувеном достигло в фильме «Плоть + кровь» (Flesh + Blood, 1985) — еще более эпичном историческом фильме, на сей раз на тему Средневековья. Я рассказывал об этом шедевре в нашей подборке лучших фильмов про Темные века:
Затем пути режиссера и актера расходятся — в «Робокоп» (RoboCop, 1987) Верхувен берет не Хауэра, а Питера Уэллера. Если верить режиссерскому комментарию, всему виной был тяжелый костюм робота, в котором Хауэру было неудобно (по другим данным, между актером и режиссером просто испортились отношения). Вы представляете, насколько другим получился бы и сам «Робот-полицейский», и весь тянущийся за ним шлейф отсылок и аллюзий, если бы в главной роли там был не болезненно-человечный Уэллер, а ледяной и отстраненный Хауэр?
Но робота Хауэр все-таки сыграл — пусть не киборга, но андроида, Роя Бэтти в «Бегущем по лезвию» (Blade Runner, 1982) Ридли Скотта. Его монолог про штурмовые корабли, горящие на плече Ориона, дословно помнит каждый любитель кино (как минимум на двух языках), но в Blade Runner хватает и других потрясающих моментов с его участием — от взаимодействия с другими, более эмоциональными роботами, до встречи с собственным создателем, доктором Элдоном Тайреллом, в которой хладнокровный монстр наконец-то идет вразнос, превращаясь в чудовище Франкенштейна.
Подробнее о гениальном финальном монологе Хауэра я рассказывал в статье о культурном наследии фильма:
Самую известную сцену Blade Runner бессмысленно разбирать — ее надо пересматривать. Это самый удачный случай расширения вселенной за счет диалога, вскользь упомянутых мест, фактов, явлений, которые из-за небрежной формы подачи представляются такими же реальным, как и то, что мы на самом деле видим на экране. Подразумевается, что все должны быть в курсе, что такое c-beams и где находятся Tanhauser Gate… и Рутгер Хауэр тут настолько убедителен, что мы каким-то образом все это действительно понимаем.
Вероятно, всему виной «Робокоп», но после отстранения Хауэра от роли его след в мэйнстримном кино теряется — зато продолжается в кино культовом. Рутгер Хауэр вернулся в Средневековье в великолепном рыцарском фильме Ричарда Доннера «Леди-ястреб» (сценарий, кстати, написал один из сценаристов Blade Runner — Дэвид Уэбб Пиплз), сцены финальной дуэли в котором достаточно, чтобы признать Ladyhawke (1985) недооцененным и непонятым шедевром мирового кино.
«Попутчик» (The Hitcher, 1986) и «Слепая ярость» (Blind Fury, 1989) — крепкие жанровые работы Хауэра в восьмидесятых, где он, соответственно, сыграл одного из самых страшных, обаятельных и неостановимых маньяков в кино и американскую версию слепого самурая Затоичи (слепой с глазами Хауэра — отличное кастинговое решение).
Ну а в 90-м он снялся в одном из лучших — и одном из самых недооцененных, — фантастических фильмов всех времен, «Салюте джаггера» (он же «Кровь героев»), сыграв спортсмена-ветерана в выжженном мире постапокалиптического будущего.
Никто не помнит, почему джаггеры начали играть. Никто не знает, почему они используют собачий череп. Но фильм, который все тот же Дэвид Уэбб Пиплз не только написал, но и поставил, — абсолютная классика серьезного научно-фантастического кино и одна из лучших ролей Хауэра.
Это уже не молодой красавец-блондин со взглядом Великого Комбинатора — это потертый настоящей жизнью и покрытый бутафорскими шрамами динозавр, реликт из иной эпохи, который и в новом десятилетии готов показать молодым актерам (скажем, Винсенту Д’Онофрио), как надо играть, сражаться и рваться к победе.
The Salute of the Jugger тоже прошел совершенно незамеченным — провалился в ту же черную дыру, что и великий Slipstream с Марком Хэмиллом. Из-за сложной ситуации с авторскими правами фильм, насколько я знаю, до сих пор невозможно найти в нормальном качестве — только в крайне сомнительном японском Bluray-релизе.
90-е с раними 2000-ми Хауэр провел во все более сомнительных проектах (помните «Гемоглобин» на видеокассетах?), зато сыграл вурдалака-антагониста в первой, полнометражной, никем не оцененной версии «Баффи, истребительницы вампиров» Джосса Уидона. Остаток десятилетия Рутгер Хауэр провел на телевидении в ролях третьего плана.
Реанимировал карьеру совсем уже постаревшего актера, для разнообразия, не Квентин Тарантино, а его хороший друг Роберт Родригес, взявший Хауэра на роль кардинала-злодея в первой новелле «Города грехов» (Sin City, 2005). Сцена с кардиналом Роарком и наконец-то прорвавшимся к нему Марвом изящно замыкает круг, возвращая нас к встрече Бэтти и Тайрелла, в которой уже Хауэр играет престарелого обреченного гедониста.
Памяти Рутгера Хауэра: его лучшие фильмы
Ушел из жизни Рутгер Хауэр.
Без преувеличений, один из лучших актеров нашего времени, который, к сожалению, не был востребован в кинематографе XXI века так, как должен был бы. Но это проблема не Хауэра, а кинематографа XXI века. А теперь еще — и трагедия. Хауэр больше не сыграет ни одной роли.
В последние годы режиссеры чаще всего приглашали его, что называется, по старой памяти, делая упор на надежную, выстоянную временем харизму, фактурное лицо с острыми морщинками, словно с полотен Ганса Гольбейна, голубые глаза — ясные и яркие даже спустя много лет после того, как он блеснул в Голливуде в роли «секс-символа».
Много было и упущенных возможностей. Пол Верховен, когда-то фанатично обожавший Хауэра, поссорился с ним и не снял его в своей первой ленте, обретшей международную известность, — «Робокоп». Но еще долго главные герои его картин казались ксерокопией Хауэра, отпечатанной на сбоившем принтере: белокурые волосы, голубые глаза, аристократичная и нервная европейская отстраненность…
Одно из последних появлений Хауэра — в сериале «Галавант». У него много таких маленьких, но ярких ролей
Энн Райс, придумывая вампира Лестата, представляла себе в этом образе Хауэра. Но в экранизации «Интервью с вампиром» роль отдали Тому Крузу: Хауэр был уже немолод, Круз был суперзвездой… Круз был хорош, но в парике. «Интервью с вампиром» кричит: это чужая роль.
Так можно продолжать еще долго. Культовые роли, которых не было, звездные проекты, которые не состоялись… Но, как ни горьки эти мысли, у Хауэра достаточно работ, чтобы остаться в кинематографе навсегда яркой и холодной звездой, светящей мерным и зачастую пугающим светом. И без некоторых его ролей история кинофантастики была бы совершенно другой.
«Бегущий по лезвию» (1982)
Ридли Скотт выбрал Хауэра на роль андроида Роя Батти без кинопроб, по одним его фильмам, которые видел. Его выбор восторженно одобрил сам Филип Дик, считая Хауэра идеальным воплощением сверхчеловека. Кажется, Дик первым, говоря о нем, употребил слово «холодный»: «Идеальный холодный ариец».
Но Хауэр не был таким в этом великом фильме. Беглая ироничная улыбка на красивом лице: «Если бы ты видел то, что я видел твоими глазами». Внезапное актерское решение с шокирующим поцелуем Батти своего создателя Тайрелла. Хауэр смеялся: «Мне нравится целовать мужчин. Так получается значительно страшнее». И после поцелуя смерти — монолог о жизни с импровизированной концовкой, едва ли не самый известный в истории кино, когда умирающий Батти с пронзенной, как у распятого Христа, рукой говорит о неизбежности ухода в вечную темноту, спокойно, мужественно и милосердно: это слезы, всего лишь слезы под дождем…
«Попутчик» (1986)
Нездоровая возня вокруг фильма породила ажиотаж, усиленный тем, что игравший Джима Холси молодой актер Си Томас Хауэлл по-настоящему боялся Хауэра на съемочной площадке: тот слишком сильно вошел в свою роль. И это в фильме, пожалуй, видно. У Хауэра вышел учитель дзена и наставник молодых, проповедующий методом художественной резьбы по плоти. Потустороннее существо с радиоактивным взглядом, которое появляется ниоткуда, уходит в никуда и навек остается там, на дороге, под проливным дождем, ожидая, когда ты проедешь мимо.
«Турецкие сладости» (1973)
Карьеры Хауэра и Пола Верховена долго были нераздельны. Поначалу это даже нельзя было назвать карьерой. Верховен экспериментировал, снимая мощное авторское кино, Хауэр был его музой. Камера Верховена была в него влюблена: ни у кого больше Хауэр не был так красив. Объектив исследует его целиком и полностью, обнаженным до предела во всех смыслах.
«Легенда о святом пропойце» (1988)
Когда в прошлом году умер Эрманно Ольми, его назвали последним из великих итальянских режиссеров. До этого называли скромнее: «младшим братом неореализма». Братом Пазолини, Висконти, Роберто Росселлини, Витторио де Сика и других гениев, снимавших про судьбы нищих в разоренной послевоенной стране. Но и до смерти режиссера невозможно было не признать, что его фильмы — искусство.
«Легенда» поставлена по роману австрийского писателя Йозефа Рота, наблюдавшего становление нацизма, но не уничтоженного до конца этим ужасом. Это ощутимо при просмотре фильма Ольми, снятого в редком жанре магического реализма, где заброшенный всем миром человек внезапно натыкается на чудеса. Фильм обязателен для просмотра всем поклонникам Хауэра. У него здесь глаза святого — они светятся.
«Мельница и крест» (2011)
Артхаусный шедевр польского режиссера Леха Маевски стал последней великой ролью Хауэра, сыгравшего фламандского художника Питера Брейгеля. В картине появилась еще и Шарлотта Ремплинг, которая когда-то снималась у великих, а в прошлом году снялась в клюквенном «Красном воробье». XXI век беспощаден: он берет лица икон и помещает их в неприхотливое кино, где их даже вряд ли узнают. Но Хауэру повезло: его постаревшее лицо появилось в картине, где о значении искусства сказано, пожалуй, все. Вневременная роль.
«Солдаты королевы» (1977)
В драме Верховена о борцах голландского сопротивления сыграли два его любимых актера: ангелоподобный Хауэр, которого Верховен называл символом «светлой стороны жизни», и Ерун Краббе — с темной стороны, где есть печеньки.
Символика, конечно, не сводится к тому, что один — блондин, а другой — брюнет. Хотя, кажется, когда режиссер сталкивает их в танце, о метафизике он вряд ли думает, отдаваясь эстетике. Тем не менее это серьезная, напряженная работа в нигилистическом духе; самая важная фраза фильма — «Войну нам не пережить». Это очень человечное кино, где герои выглядят простыми людьми (Хауэр вообще никогда не изображал героев), мир жесток, а жизнь продолжается — на войне так на войне.
«Плоть и кровь» (1985)
По этому страдающему средневековью киноведы, возможно, однажды догадаются, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — подающий надежды молодой актер с режиссером, который снял его в шести лентах и готовился к седьмой, к «Робокопу». «Плоть и кровь» стала их последней совместной работой. Хауэр, сверкая шальными глазами, сыграл безбашенного атамана разбойников с таким длинным мечом, что невольно думаешь о фаллическом символе, и покинул своего Пигмалиона. А фильм остался — грязный, лихой, кровавый… Черт-те что на самом деле. Но как хорошо!
«Бомж с дробовиком» (2011)
Люди делятся на две категории: одни считают «Бомжа» лютым трэшем, другие — похоронной песней цивилизации. Фильм легко может считаться и тем, и другим: похоронным плачем с летящими во все стороны кровавыми брызгами. Трэшем ему не дает стать как минимум сам Хауэр, сыгравший чумазого ангела гнева, которому бог вложил в руки огнестрел. Его монолог над младенцем, которому он предсказывает будущее, исполнен щемящей тоски. Когда-то он видел, как лучи мерцают во тьме близ врат Тангейзера, а теперь видит всю дрянь и жестокость мира. Билли, заряжай.
«Считанные секунды» (1992)
«Уик-энд Остермана» (1983)
У Хауэра было мало ролей в реалистичных фильмах. При взгляде на него это понятно: с такой внешностью сам бог велел сниматься в постапокалипсисах и неонуарах, в слабо подсвеченной неоном полутьме. Поэтому его странно видеть на белом свету у Сэма Пекинпа. Это довольно слабый фильм легендарного режиссера, где бродят с искусственными репликами толпы выдающихся актеров — Джон Херт, Деннис Хоппер, Берт Ланкастер — и вещают что-то про долг перед страной. То же самое с Хауэром, который сидит в кресле и напряженно думает о ЦРУ. Зато когда он усмехается со знакомым выражением лица: «У меня нет друзей», и весь реализм трещит по швам, понимаешь, ради чего это было затеяно.
«Леди-ястреб» (1985)
Фильм появился на волне голливудских успехов Хауэра. Фабрика грез вцепилась в эффектного голландца, приспосабливая его то к одному, то к другому проекту, где можно было показать гордый профиль, твердый шаг и неуловимый налет средневековья. Если бы не патина времени, стало бы ясно, что кино это эксплуатационное; весь его смысл в том, что Мишель Пфайффер и Рутгер Хауэр — красивые голубоглазые блондины, которые невероятно круто смотрятся вместе.
Но в кинематографе объективизация не всегда плоха. В конце концов, есть люди, которые действительно представляют собой произведение искусства, и грех не запечатлеть их на пленке во всей красе: «Ты не пой, ты ходи». А Хауэр, как обычно, привнес в картину сверх ее сценария, придав романтической фантазии драматические ноты, и сделал сказку мрачнее и немного глубже.
«Достучаться до небес» (1997)
В немецком фильме о двух смертельно больных парнях, которые решают оторваться напоследок на всю катушку, Хауэр появляется меньше чем на пять минут. Играет он технически, номинально — криминального босса. Но в этом коротком появлении, как никогда, проступает его сверхчеловеческая природа, из-за которой он переиграл столько роботов, вампиров, существ откуда-то из пограничья разных вселенных и бог еще знает кого.
Так и здесь нам кажется, что никакой это не «крестный отец», а … Кто он такой вообще? Может быть, снова ангел? Но не гнева и смерти. С ласковой и слегка насмешливой улыбкой. Знающий то, чего не знают люди. Провожающий в дальний путь, на дорогу, не имеющую конца…
Разве вы не знаете, что на небе только и разговоров, что о море?
И ещё больше Хауэра
Король Вортигерн в сериале «Великий Мерлин»
Рутгер Хауэр
Дата рождения | 23 января 1944 |
---|---|
Дата смерти | 19 июля 2019 / 75 лет |
Знак зодиака | Водолей |
Место рождения | Брекелен, Нидерланды |
Нидерландский и американский актер.
Рутгер Хауэр родился в актерской семье: его отец, Аренд, преподавал актерское мастерство в местном театральном колледже, мать, Тенке, там же вела занятия по курсу драматургии. Уже в 5 лет Рутгер впервые появился на театральной сцене, а в 11 лет сыграл свою первую настоящую роль — в постановке трагедии Софокла «Аякс». В 15 лет Рутгер сбежал из дома и нанялся на торговое судно своего деда: за год он объездил десятки стран и обнаружил в себе способность к языкам: помимо родных нидерландского и фризского Рутгер знал английский, немецкий и французский.
Вернувшись, Рутгер поступил в вечернюю школу, а днем работал. В 1962 году он поступил в театральный институт в швейцарском Базеле, после его окончания посещал актерскую школу в Амстердаме. С 1967 года Рутгер начал играть в театре Noorder Compagnie, где в 1973 году сам поставил две пьесы. В 1968 году Хауэр дебютировал в кино — в драме «Господин Гаварден» (сцена с его участием была удалена). Первую главную роль он получил уже через год — в телесериале «Флорис», который снимал Пол Верховен — с ним актер впоследствии неоднократно сотрудничал.
Первой голливудской работой Рутгера Хауэра стал фильм «Ночные ястребы» 1981 года с Сильвестром Сталлоне, а мировую славу ему принесла роль Роя Бэтти в фантастической ленте Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» (1982).
За годы своей карьеры Рутгер Хауэр сыграл более чем в 170 проектах, среди которых «Турецкие наслаждения», «Побег из Собибора» (за эту роль он получил «Золотой глобус»), «Достучаться до небес», «Город грехов», «Бомж с дробовиком», сериалы «Лексс», «Десятое королевство», «Великий Мерлин» и многие другие. Он написал сценарий к фильму «В лунную ночь», где также сыграл главную роль, снял три короткометражных фильма, несколько раз выступал в качестве продюсера.
На 76-м году жизни актер скончался в своем доме в Нидерландах после непродолжительной болезни.
Рутгер Хауэр
Биография
Кроме того, Рутгер Хауэр достиг определенного успеха и по ту сторону экрана, выпустив ряд проектов как кинорежиссер, сценарист или продюсер.
Актер Рутгер Хауэр
Американский актер Рутгер Хауэр родился 23 января 1944 года в Нидерландах. Его отец и мать были связаны с театром, часто гастролировали. Воспитанием Рутгера и трех его сестер занималась няня. В 5 лет Хауэр уже выходил на театральную сцену.
Он рос непослушным ребенком, бредил приключениями. В 15 лет Рутгер сбежал из дома и нанялся моряком на корабль. В плавании он провел почти год, за который увидел разные страны мира и их обычаи. В этот период он понял, что у него есть тяга к иностранным языкам, и начал усиленно изучать английский, французский и немецкий. Хауэр свободно владел этими тремя языками.
Рутгер Хауэр в молодости
В 1962 году будущий актер переехал в Швейцарию и поступил в театральный вуз в Базеле, но через два года пошел рядовым в армию. Служить ему не понравилось, поэтому пришлось симулировать психическое расстройство. Несколько недель Рутгер провел в психиатрической клинике, после чего его демобилизовали – он продолжил обучение в институте. Базельского вуза ему было мало: получив диплом, Хауэр продолжил обучение в актерской школе на родине, а после начал работать в Королевском театре.
Фильмы
Свою первую эпизодическую роль в кино Рутгер Хауэр сыграл в 1968 году в картине «Господин Хаварден», правда, при монтаже кадры с его участием вырезали. В 1969 году он снялся в сериале «Флорис», который стал успешным стартом для начинающего актера. В 1973 году вышел фильм «Турецкие сладости», который сразу же стал номинантом на премию «Оскар». Затем была разножанровая работа в картинах «Лихачи», «Плоть и кровь», «Оранжевый солдат».
Рутгер Хауэр в фильме «Солдат Королевы»
Хауэр играл преимущественно положительных персонажей, но понимал, что уже перерос голландское кино. Актер решил попытать судьбу в Голливуде. На «Фабрике грез» он дебютировал в «Ночных ястребах» в 1981 году. За этой работой последовали еще несколько удачных ролей и мировая популярность. Рутгер Хауэр снимался в картинах «Кровь героев», «Слепая ярость», «Обрученные смертью» и других. Чтобы избавиться от европейского акцента, ему приходилось брать уроки языка у американских преподавателей. В 1987 году Хауэр снялся в главной роли картины «Побег из Собибора» и получил за нее «Золотой глобус».
В 90-х он начал сотрудничать с маленькими киностудиями – его популярность пошла на спад. Так продолжалось до 1996 года, когда он появился в фильме «Зов предков». За этим проектом последовали «Мерлин», «Десятое королевство» и другие. В апреле 1999 года Рутгера Хауэра назвали лучшим актером столетия в Нидерландах.
Рутгер Хауэр в фильме «Бегущий по лезвию»
В 2000 году он дебютировал как режиссер: его короткометражка «Комната» получила приз зрительских симпатий на парижском фестивале. В 2006 году он снял фильм «Танго морской звезды».
Рутгер Хауэр в фильме «Ключ Саламандры»
Следующую главную роль актер получил в 2004 году в румынской комедии о водителях такси «Наставник». Уже через год Хауэр появился в главной роли в австралийском приключенческом боевике «Приключения Посейдона». Фильм показывал кораблекрушение трансатлантического лайнера «Посейдон». Две с половиной тысячи пассажиров, еще недавно праздновавшие конец года, оказываются на грани выживания и превращаются в обезумевшую толпу.
В 2006 году в главной роли зрители увидели Хауэра уже в американском фильме. Актер сыграл в психологической драме «Ментор», рассказывающей об одержимости властью и о том, как профессор университета управляет жизнями собственных студентов и помощников.
Рутгер Хауэр в фильме «Бомж с дробовиком»
В 2011 году актер сыграл главную роль художника Питера Брейгеля в польско-шведской драме «Мельница и крест», посвященной десяти знаменитым картинам автора и скрывающимся за ними сюжетам.
В том же году актер получил еще одну главную роль – в канадском триллере «Бомж с дробовиком». Рутгер Хауэр сыграл роль бродяги, который прибывает в новый для него город и сталкивается с ужасающим беззаконием: повсюду бесчинствуют грабители и убийцы, процветает проституция. Сначала бродяга старается действовать по закону и обращается в полицию, но, получив там отказ, на последние деньги покупает дробовик и идет вершить собственное правосудие.
Помимо этих фильмов, творческая биография актера ежегодно пополнялась несколькими второстепенными ролями, причем зачастую в громких и популярных картинах. Среди его последних работ – проекты «Ключ Саламандры», «Клоны», «Глубина», «Галавант».
В 2016 году на Каннском фестивале прошла премьера драмы «Мата Хари», основанной на биографии знаменитой танцовщицы и шпионки Маты Хари. В этом фильме актер исполнил роль судьи Стольбаккена.
Рутгер Хауэр в сериале «Галавант»
В 2017 году на экраны вышла премьера фильма «Валериан и город тысячи планет» с участием Рутгера Хауэра. Актер исполнил роль Президента Всемирной федерации.
Также в 2017 году актер появился в необычном, особенно для голливудского актера, проекте – в первом российско-китайском полнометражном фильме «Вий 2. Тайна Печати дракона». Картина продолжает сюжет фильма режиссера Олега Степченко «Вий», но еще дальше уходит от мотивов давшей фильму название одноименной повести Николая Васильевича Гоголя.
Помимо Рутгера Хауэра, в фильме снялись и другие звезды мирового масштаба: Джеки Чан, Арнольд Шварценеггер, Чарльз Дэнс и Мартин Клебба.
В 2018 году Рутгер Хауэр появился в роли Джозефа Пича в телесериале-антологии в жанре хоррор «Нулевой канал». Третий сезон, в котором и сыграл актер, получил название «Butcher’s Block» и рассказывает о судьбе двух сестер, которые переезжают в загадочный город, где сталкиваются с жуткими происшествиями.
Личная жизнь
Рутгер Хауэр был дважды женат. В 22 года актер стал мужем Хайди Мерз. Вскоре у них родилась дочь. Но отношения рождение ребенка не спасло. Актер считал тот брак ошибкой и жалел лишь о том, что после развода долго не виделся с дочерью.
Рутгер Хауэр и Инеке Тен Кэйт
Вторая супруга Рутгера – скульптор и художница Инеке Тен Кэйт. Она, как и Хауэр, родилась и выросла в Нидерландах. 16 лет они прожили в гражданском браке и только после этого решились узаконить отношения. Рутгер и Инеке воспитывали совместного ребенка. Большую часть года они жили в Калифорнии, где у них есть собственный особняк.
В личном общении, как утверждают члены съемочной группы, которым довелось поработать с Хауэром, актер был замечательным и открытым человеком, который «рассмешит до слез и скурит все запасы табака».
Смерть
19 июля 2019 года Рутгер Хауэр умер в своей доме в Нидерландах. Причиной смерти 75-летнего актера стало заболевание, в кратчайшие сроки подорвавшее его силы. Непродолжительное время организм кинозвезды боролся с недугом, но в итоге артист ушел, невзирая на усилия врачей.