актер семь лет в тибете
Прототип героя фильма «Семь лет в Тибете»
Австриец Генрих Харрер с юных лет увлекался горными лыжами и даже должен был представлять свою страну на Олимпийских играх 1936 года в Германии. Австрийская сборная бойкотировала эти игры, и звезда Харрера взошла на другом небосклоне. Его настоящей страстью оказался альпинизм. В 1938 году 26-летний спортсмен первым в мире покорил практически отвесную северную стену Эйгера в Бернских Альпах высотой 1800 м, до того казавшуюся неприступной. Рекорд был установлен уже после аншлюса Австрии, и это дало повод нацистской пропаганде использовать успех Харрера как символ мощи Германии.
Впрочем, и сам альпинист не оставался в стороне от политики. Ещё в 1933 году он вступил в штурмовые отряды СА, а через пять лет — в ряды СС и НСДАП. В звании обершарфюрера СС Генрих Харрер работал спортивным инструктором СС, хотя, насколько известно, не увлекался идеологией национал-социализма.
Генрих Харрер (второй слева) позирует с Адольфом Гитлером летом 1938 года, после успешного восхождения на Эйгер
В 1939 году в составе немецкой экспедиции Харрер отправился в Британскую Индию, намереваясь покорить восьмитысячник Нанга-Парбат в Гималаях. До вершины альпинисты так и не добрались и уже собирались вернуться домой, когда в Карачи (современный Пакистан) их задержали британские солдаты. Началась Вторая мировая война, и все члены экспедиции оказались в лагере в окрестностях Бомбея. Позже их перевезли в лагерь в Дехрадуне на севере Индии, где в общей сложности содержалось около тысячи интернированных граждан враждебных Великобритании государств.
Генрих Харрер и руководитель экспедиции Петер Ауфшнайтер несколько раз пытались бежать. Они намеревались добраться до Тибета, оттуда махнуть в Бирму или Китай и там попросить содействия у японцев. Их усилия увенчались успехом только 29 апреля 1944 года, когда они смогли покинуть лагерь.
Проделав трудный путь, занявший почти 21 месяц, беглецы дошли до Лхасы, столицы Тибета, 15 января 1946 года, когда война уже завершилась. В Лхасе Харрер провёл несколько лет. Быстро освоив язык, он стал трудиться на местной госслужбе, подрабатывая переводами и фотографией. Через некоторое время австриец познакомился с 12-летним Далай-ламой XIV и стал обучать юношу английскому языку и географии. Их дружба продлилась долгие годы, несмотря на то что в 1950 году Генрих Харрер покинул Тибет и вернулся в Австрию.
Генрих Харрер в Тибете.
Позже путешественник участвовал во многих экспедициях на Аляску и в Океанию, в Южную Америку и в Африку и написал более 20 книг. По одной из них, «Семь лет в Тибете», режиссёр Жан-Жак Анно в 1997 году снял одноимённый фильм с Брэдом Питтом в главной роли. Незадолго до премьеры в немецких СМИ всплыла информация о нацистском прошлом знаменитого альпиниста, которое все эти годы оставалось в тени. Однако Харрер заявил, что он не совершил никакого зла и его совесть чиста. В 2006 году альпинист, эсэсовец и друг Далай-ламы умер в возрасте 93 лет.
Дубликаты не найдены
Исторические личности, вдохновившие на создание известных персонажей
Индиана Джонс — Хайрам Бингем (1875-1956)
Хайрам Бингем — американский археолог и политик, который обнаружил и открыл легендарный город древних Инков Мачу-Пикчу. Также Бингем преподавал историю в престижных университетах.
Норман Бейтс из фильма «Психо» — Эд Гин (1906-1984)
Эд Гин — один из самых известных серийных убийц в истории США. Также его личность стала прототипом для главных героев таких фильмов, как: «Американский психопат» (роман, 1991), «Молчание ягнят» (фильм, 1991) и «Техасская резня бензопилой» (фильм, 1974).
Урсула из «Русалочки» — Дивайн (Харрис Гленн Милстед, 1945-1988)
Харрис Гленн Милстед, более известный, как «Дивайн» — это американский актёр, дрэг-квин и культовая личность для ЛГБТ-сообщества.
Алиса из «Алисы в Стране чудес» — Алиса Лидделл (1852-1934)
Алиса Лидделл — одна из девяти детей семьи Лиделлов, чьим другом был писатель Льюис Кэрролл. По просьбе самой Алисы, Кэролл практически сходу сочинил сказку, позже превратившуюся в знаменитую «Алису в Стране чудес».
Клоун Твисти из сериала «Американская история ужасов» — Джон Гейси (1942-1994)
Джон Гейси — американский серийный убийца и заметный политический деятель, который в свободное время подрабатывал клоуном на детских праздниках. На счету Гейси 33 убийства молодых парней в 70-х годах.
Железный человек (Тони Старк) — Говард Хьюз (1905-1976)
Говард Хьюз — американский бизнесмен, миллионер, инженер и немного режиссёр. Он оказал большое влияние на технологическое развитие всего мира в ХХ веке. Также Хьюз был пилотом, кинопродюсером и изобретателем. Поэтому немудрено, что он вдохновил Стэна Ли создать Тони Старка.
Кстати, фильм «Авиатор» (2003) с Леонардо Ди Каприо снят о жизни Говарда Хьюза.
Зорро — Хоакин Мурьета (прибл. 1829-1853)
Хоакин Мурьета — мексиканский активист, ставший символом борьбы против англо-американского господства времён «калифорнийской золотой лихорадки». Является полумифической личностью, факты о жизни которого очень размыты.
Чарльз Фостер Кейн из фильма «Гражданин Кейн» — Уильям Херст (1863-1951)
Уильям Рэндольф Херст — знаменитый американский медиамагнат, сделавший огромный вклад в журналистику в конце XIX и начале XX века. Сценарист фильма «Гражданин Кейн» Херман Манкевич создал главного героя картины по образу и подобию Херста.
Шерлок Холмс — Джозеф Белл (1837-1911)
Джозеф Белл — британский врач-хирург и профессор Эдинбургского университета. В первую очередь он известен как наставник Артура Конана Дойла, который восхищался профессором и позже создал легендарного персонажа, основываясь на его чертах. Сам Джозеф Белл в частности действительно был способен по мелким деталям угадывать характер и прошлое человека.
Джеффри «Чувак» Лебовски из фильма «Большой Лебовски» — Джефф Дауд (71 год)
Джефф Дауд — американский кинопродюсер и промоутер. Он познакомился с братьями Коэн, когда они продвигали свой первый фильм «Просто кровь» (1984), и позже стал прототипом для самого известного персонажа братьев — Чувака из «Большого Лебовски». Которого они также назвали Джефф.
Как сложилась судьба настоящего Ганнибала Лектера, ставшего основой популярного персонажа
Два киношных Ганнибала
И книжный вариант, и его воплощения на экране (хоть все они прилично отличаются между собой) одинаково впечатляют: за его действиями увлекательно следить. Его речи гипнотизируют. И всё это становится еще более значимым, если знать, что Ганнибал существовал в реальности. Ну, почти.
Лектер впервые появился в романе Томаса Харриса «Красный дракон», что вышел в далеком 1981 году. И эта книжка была вдохновлена реально существующим человеком, которого писатель повстречал еще в молодости. Когда работал журналистом.
Этот Симмонс даже пытался сбежать из тюрьмы. Но при попытке он получил пулевое ранение. От гибели его спасла операция, сделанная неким доктор Салазаром.
Это было что-то новое. Скрытая, утончённая опасность и познания человеческой души резко контрастировали с Симмонсом.
Позже выяснилось: этим «Доктором Салазаром» был некто Альфредо Тревиньо. Он был настоящий доктор, и отбывал наказание за хладнокровное умертвление своего возлюбленного. Свою жертву он мастерски «разобрал» на части и упаковал в «удивительно маленькую коробку».
В тюрме Тревиньо никогда не терял вкуса. Стильные часы, белые туфли, темные очки. При этом он помог многим людям в тюрьме. Ему даже со временем дали свободно перемещаться по тюремным помещениям.
О том, кто является прототипом своего самого популярного персонажа, Томас Харрис не рассказывал вплоть до 2013 года. Именно тогда общественность узнала об этом человеке.
Тревиньо в 2009 году, незадолго до своей смерти.
Примечательно, что семья Тревиньо догадалась о том, что тот стал прототипом для Лектера. Сразу после выхода на экраны «Молчания ягнят» они сопоставили факты (что Харрис общался и знаком с Альфредо). И в «шутку» между собой стали называть родственника «Ганнибалом».
Сам Тревиньо прожил долгую жизнь. Изначально приговор был строгим: смертная казнь. Позже смягчили до 20 лет заключения. Отбыв срок, Тревиньо вернулся к медицинской практике. В том же месте, где когда-то совершил тяжкое преступление.
У него были и жена, и дети, и даже внуки. Умер реальный «Ганнибал» в 2009 году, во сне.
Подлинная история«радистки Кэт»
Режиссер Татьяна Лиознова в 1971 году приступившая к
съемкам картины «Семнадцать мгновений весны», стремилась
снять такое кино про разведчиков, которое показало бы жизнь
и деятельность нелегалов максимально достоверно.
Лиозновой и актрисе Екатерине Градовой, игравшей роль радистки Кэт,
представили Анну Федоровну Филоненко, которая была
прототипом «радистки Кэт». Будучи в чужой стране под чужим
именем, ей приходилось рожать дважды. Никаких криков
«мамочка» по-русски не было — разведчица даже в эти минуты
полностью контролировала себя. В 1946 году она вышла замуж за своего коллегу Михаила Филоненко. Это не был «брак по работе», однако работа стала частью их семейной жизни. После трех лет работы в Китае семья перебралась в Бразилию. Михаил стал строить свой бизнес, который должен был стать прикрытием разведывательной деятельности. Дело шло туго, порой семья испытывала настоящую нужду. Тем не менее проблемы удалось преодолеть.
Разведчики стали обрастать нужными связями, получая информацию
стратегического значения. Высокопоставленные южноамериканские чиновники и генералы, проникшись доверием к «приятелю-бизнесмену», по секрету сообщали ему сведения о деятельности военных баз США и НАТО, перемещении стратегических грузов и т. д. В Бразилии Анна родила третьего ребенка и снова никаких женских слабостей она не допустила. «Во время оперативных осложнений Филоненко А. Ф., имея троих детей, проявляла большую выдержку и самообладание, стойко переносила все тяготы работы в особых условиях», — было написано в ее служебной характеристике. Чета разведчиков Филоненко работала виртуозно — никаких сомнений относительно их благонадежности не было. Анна играла роль образцовой домохозяйки, а трое ее детей понятия не имели, что они русские. Чтобы понять, на какой уровень вышли нелегалы, надо сказать, что Филоненко удалось подружиться даже с военным диктатором Парагвая Альфредо Стресснером.
Разведчик и парагвайский глава с очень дурной репутацией часто вместе ездили на охоту, и Стресснер откровенничал с Филоненко, что называется, по полной. Их миссия должна была продолжаться еще многие годы, но в
1960-м у Михаила случился обширный инфаркт. Он выжил, но о
дальнейшей деятельности подобного рода речь уже идти не
могла. Вскоре после возвращения на Родину Михаил и Анна Филоненко
вышли в отставку. Их имена так и не были рассекречены при
жизни. Анна Федоровна пережила мужа на 16 лет и ушла из жизни в
1998 году. После ее кончины Служба внешней разведки
обнародовала часть истории их жизни и работы. Часть — потому
что всего о разведчике-нелегале не рассказывают никогда.
Из блога «Вспомним страну Советов»
Симфония жизни от Леонида Быкова
Риторика большинства военных фильмов не позволяет забыть о том, что значит война для обычного человека. Авторы, многие из которых сами успели побывать в военном аду, очень убедительно расписывают все его прелести: шоковая терапия — самое действенное средство. Другое дело — изначально взывать к светлым и высоким материям, которым, как может показаться, на войне места нет. Здесь путь до зрительского сердца может быть долгим и очень тернистым. Но он существует. В 1973 году его нащупал Леонид Быков.
Кое-что в этом мире не поддаётся осмыслению. Например, мозг пасует перед тем, как один кошмарный XX век смог утопить в крови столько человеческих жизней, что даже ошибка в несколько миллионов при подсчёте жертв не выглядит такой уж циничной. Просто не укладывается в голове. Впрочем, притихшее человечество давно поняло тщетность попыток объяснить массовую тягу к убийству ближнего с точки зрения здравого смысла — в ход пошло искусство.
И, кажется, оно более-менее преуспело — антивоенная риторика большинства тематических литературных произведений, песен и фильмов не позволяет забыть о том, что значит война для обычного человека. Авторы, многие из которых сами успели побывать в военном аду, очень убедительно расписывают все его прелести. Не жалеют красок — и это работает.
Шоковая терапия — самое действенное средство. Покажите зрителю оторванные руки и развороченные внутренности, по которым буднично проезжает танк, — и до него моментально дойдёт ваш посыл. Совсем другое дело — изначально взывать к светлым и высоким материям, которым, как может показаться, на войне места нет. Здесь путь до трепетного зрительского сердца может быть долгим и очень тернистым. Но он существует — 47 лет назад его нащупал талантливейший постановщик своего времени Леонид Быков.
Сегодня история о создании фильма «В бой идут одни «старики» выглядит почти фантастической. Всё было против Быкова: сперва Госкино отвергло сценарий, написанный в соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким, как слишком не героический. За версию Быкова вступились сами ветераны Великой отечественной войны — это позволило работать дальше.
И вот новая беда. Уже на начальном этапе съёмок оказалось, что лётчикам буквально не на чем летать: в Союзе не осталось ни одного нужного для фильма военного самолёта. Быков обратился за помощью к легендарному Покрышкину, тогда председателю Центрального комитета ДОСААФ. Александр Иванович прочёл сценарий и распорядился выдать съёмочной группе сразу несколько машин. Да, это были не те самолёты, что воевали в небе Второй мировой, — но они определённо летали.
Кажется, всё готово: режиссёр на месте, актёров подобрали, технику добыли, реквизит есть — бери да снимай. Как бы не так: в СССР у любой картины был директор, а за время съёмок фильма «В бой идут одни «старики» их сменилось несколько штук. Свидетели тех событий потом говорили, что вообще непонятно, как многострадальный фильм удалось довести до экрана — в самые сжатые сроки и порядком сэкономив народные деньги. Фантастика!
С тех времён прошло почти полвека, но эта картина до сих пор считается одним из лучших образцов военного кино — и не только среди наследия Союза. Да, разумеется, здесь отличная актёрская игра, но ведь это характерно почти для всего советского кинематографа. Музыка — понятное дело, в конце концов, Быков весь фильм построил вокруг одной-единственной песни «Смуглянка». Впрочем, здесь хватает и других отличных композиций, очень здорово исполненных. Не говоря уж про работу композитора Виктора Шевченко.
Вы только взгляните, как вся эта звуковая красота обрамляет сюжет «Стариков». Такая домашняя и уютная в исполнении импровизированного оркестра «Смуглянка» в одной из сцен вдруг взмывает ввысь — и вот мы уже слышим настоящий гимн, в котором ярость смешана с гордостью и горечью. Всё, отныне Быков может лепить из безвольной аудитории что угодно с помощью одного лишь звука — это полный контроль над зрительскими эмоциями.
Наконец, в кульминационные моменты режиссёр просто выключает музыку и интершум. Всё, что остаётся во внезапной тишине, — напряжённый диалог ведущего и ведомого или последние слова сбитого лётчика. Этот приём — золотая нить «Стариков», тот редкий элемент пафоса, который позволил себе постановщик. Такое въедается в память навсегда.
«В бой идут одни «старики» длится меньше полутора часов — это очень мало для военного фильма с батальными сценами. Впрочем, учитывая небольшой бюджет, а также различные технические ограничения, таких эпизодов в картине Быкова сравнительно немного. Но кино при этом совсем не выглядит бедным. Как так?
Причина в замысле и его реализации. «Старики» разительно отличаются от многих военных фильмов именно своим жизнеутверждающим посылом — даже перед лицом неминуемой смерти герои не прощаются. «Будем жить» — вот она, квинтэссенция ленты Леонида Быкова. Именно поэтому режиссёр уводит сцены воздушных боёв на второй план, часто перемежая их документальной хроникой. Он предпочитает войне быт — в конце концов, «война преходяща, а искусство вечно».
А ещё Быков умело экономит время. Часто он даёт лишь намёк на какие-то события, чтобы спустя время показать нам их последствия — это придаёт темп повествованию, которое в другом случае, возможно, выглядело бы менее динамично. Есть и другая сторона такого приёма: зрителю приходится всё время следить за всем, что происходит на экране: монтаж не позволяет отвлечься ни на секунду. Что ж, внимательно смотреть фильмы — святая обязанность зрителя.
Меланхолия здорового человека
И тут есть на кого посмотреть — у «Стариков» прекрасный актёрский состав. Да, их игра слегка нарочита — такое часто случалось в советском кино, — но это лишь делает некоторые сцены более камерными, а вместе с крупными планами оператора Владимира Войтенко временами приближает фильм к театральной постановке. Особенно хорошо это видно по сценам с Сергеем Ивановым («Кузнечиком») и Рустамом Сагдуллаевым («Ромео»).
И при всём прочем великолепии есть в картине два человека, на которых лежит прямая ответственность за здешнее настроение. Это Алексей Смирнов и сам Леонид Быков. Оба их персонажа одинаково обаятельны каждый сам по себе, но ещё интереснее рассматривать их вместе. Тандем механика Макарыча и капитана Титаренко — тот самый винтик, который крепит лирический настрой «Стариков» к суровой прозе войны. Дуэт Смирнова – Быкова, с одной стороны, не даёт фильму скатиться в комедию, а с другой — сообщает ему особое меланхоличное, но при этом лёгкое настроение.
Именно его, это настроение, нужно благодарить за то, что мы готовы снова и снова пересматривать «В бой идут одни «старики». Леонид Быков умудрился снять отличное кино о войне, которое не шокирует. Вместо этого оно слегка приобнимает зрителя за плечи и говорит: «Не печалься, всё это пройдёт, и мы обязательно победим. Будем жить».
Автор Юрий Костузик
Реальный прототип героя Бреда Пита
Титул чемпиона Германии 1933 года в полутяжёлом весе был официально возвращён Тролльману в 2003 году.
Все, конечно, смотрели кинокартину Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок», в которой ветеран войны, пенсионер Афонин, великолепно сыгранный Михаилом Ульяновым, разочаровавшись в органах правопорядка, сам мстит трем подонкам, изнасиловавшим его внучку. Фильм заканчивается своеобразным «хэппи-эндом» – зло наказано, девушка благополучно отходит от стресса, а старик-ветеран, благодаря местному участковому, благополучно избегает меча бескомпромиссной и безглазой дуры-Фемиды.
В реальности все было гораздо страшнее и трагичней. Фильм был создан по повести Виктора Пронина «Женщина по средам». Талантливый журналист и публицист Пронин работал в журнале «Человек и закон» и по роду деятельности неоднократно сталкивался с удивительными случаями уголовных преступлений, как тупых, зверских и бессмысленных, так и спорных с моральной точки зрения. Когда преступник и убийца на самом деле оказывался достойным и порядочным человеком, совершившим свои преступления во имя справедливости и блага людей.
Таким был простой парень Дмитрий Данилов. Он родился в Москве в семье известного спортсмена-боксера. Отец с детства прививал любовь к спорту и настоящие мужские понятия чести и достоинства. Дима вырос сильным парнем с крепким внутренним стержнем. Он не выносил несправедливости, не мог спокойно видеть, как обижают и издеваются над слабым и беззащитным человеком, всегда был готов помочь другу. Кроме бокса он занимался каратэ и восточными единоборствами. Причем не просто драками, он всерьез изучал философию чести самураев (Бусидо).
Как-то в юности на улице он защитил девочку-школьницу от хамов-хулиганов, пристававших к ней. Знакомство с Олей переросло в романтическую любовь, и когда Диме пришло время идти в армию, девушка пообещала ждать его. Дмитрий в отличие от многих современных юношей не «косил» от воинской службы, он сам буквально потребовал, чтобы его направили служить в Афганистан (дело было в конце 80-х). Данилов честно служил в ВДВ, не прятался за спинами товарищей, был верным другом и солдатом. Тяжелую службу ему облегчали еженедельные письма от любимой Оли. Но за месяц до её окончания письма перестали приходить. Парень не находил себе места, неужели девушка забыла его, перестала ждать, нашла себе другого? Истина оказалась страшнее.
Семь лет в Тибете (фильм)
Applecross
Mandalay Entertainment
Reperage & Vanguard Films
TriStar Pictures
Содержание
Сюжет
Фильм снят по мотивам одноимённой автобиографической книги Генриха Харрера, описывающей историю приключений австрийского альпиниста в Тибете в годы Второй мировой войны. В фильме сохранена только общая последовательность событий, многие подробности придуманы заново.
Генрих Харрер отправляется в Гималаи для восхождения на гору-восьмитысячник Нанга Парбат, оставив в Австрии беременную жену. При восхождении на вершину сходит лавина и группа возвращается в базовый лагерь, но Генрих бросает группу и продолжает восхождение. Носильщик-тибетец дарит ему карточку Далай-ламы XIV. Поняв, что восхождение невозможно, Генрих догоняет группу.
Ночью всю группу задерживают как немецких граждан и интернируют в лагерь для военнопленных.
В плену Генрих ведет отсчёт времени по возрасту сына. Очень скучает по жене (он неожиданно понял, что любит её!). Жена присылает ему документы на развод и сообщает, что скажет сыну, что отец погиб в Гималаях.
Харрер совершает четыре неудачных попытки побега, после чего присоединяется к остальным альпинистам, которые прорабатывают общий план побега. Покинув лагерь, Генрих уходит от группы, решив пробраться через горы в Тибет — страну, закрытую для иностранцев. В пути встречает товарища по экспедиции, руководителя группы Петера Ауфшнайтера и продолжают путешествие они уже вдвоём.
Со второй попытки пройдя в Тибет, беглецы направляются в Лхасу под видом паломников.
В Лхасе Генрих и Петер случайно становятся гостями министра Цхаронга (англ.) и знакомятся с Нгапо Нгавангом Джигме. Через некоторое время обоим поручают работу: правительство Тибета решило использовать их инженерные знания. В дальнейшем Генрих знакомится с десятилетним Далай-Ламой и становится сначала его учителем, а потом и другом.
Китай выставляет ультиматум Тибетскому правительству, начинается война. Винтовки и луки против автоматов и миномётов… Предательство… Тибет оккупирован Китаем.
Генрих возвращается в Австрию. Двенадцатилетний сын не хочет его видеть, но заканчивается фильм их совместным восхождением на очередную вершину.