актер сладкая жизнь восемь с половиной
Марчелло Мастроянни
Биография
Марчелло Мастроянни называют иконой мирового кинематографа. Более того, даже его имя многие воспринимают как синоним слова кинематограф. Марчелло Винченцо Доменико Мастроянни – таково полное имя гениального актёра – появился на свет в Апеннинах, в небольшом итальянском городке Фонтана-Лири. Семья, где родилась будущая звезда, жила более чем скромно. Заработка отца-столяра едва хватало на еду семейству, в котором подрастало трое детишек. Марчелло был младшим ребёнком.
Детство и юность
Детские и отроческие годы Мастроянни прошли в Турине и Риме. Мальчик уже в 10 лет получил рабочую специальность: он, окончив ремесленное училище, сразу же отправился зарабатывать деньги. Чтобы помочь своей семье, он не брезговал любой подвернувшейся работой. Трудился на стройке, помогал лавочникам разгружать товар, делал чертежи на заказ и даже успел поработать бухгалтером, а мечтал стать архитектором.
Первый раз Марчелло Мастроянни попал в объектив камеры в 11-летнем возрасте. На студии «Чинечитта» снимался фильм. Для массовки требовались люди. Мальчик пришел, чтобы заработать хоть несколько лир: в их доме дорога была каждая копейка. После съёмок мечты стать артистом у Марчелло не возникло, хотя искра интереса к актёрскому ремеслу вспыхнула.
Но через несколько лет грянула Вторая мировая война, и парень попал в трудовой немецкий лагерь. Ему удалось оттуда сбежать. Некоторое время Марчелло скрывался в Венеции. После окончания войны он вернулся в Рим и нашёл место клерка. Дальнейшую судьбу Мастроянни решил его величество случай.
Как-то парень попался на глаза режиссёра театра Лукино Висконти. Что сподвигло маэстро взять этого парня в свой театр, никому неизвестно. Да и сам Висконти как-то признался, что молодой Марчелло не умел ничего.
Он с трудом мог произнести простейшую реплику. Наверное, действиями режиссёра руководила безотказная интуиция, чутьё на таланты, скрывающиеся от досужих глаз, как жемчужина в непроницаемой серой раковине. Марчелло Мастроянни бросил учёбу, к которой вернулся после войны, и начал делать первые шаги в актёрской карьере.
Фильмы
В 1950-ых кинематографическая биография Марчелло Мастроянни набирала обороты. Но в те годы актёр хотя и снимался регулярно – он появлялся в 3-4 картинах каждый год – но широко узнаваемым ещё не был. В конце 50-ых Мастроянни сыграл в двух заметных лентах: фильме «Белые ночи» Висконти и комедии «Злоумышленники неизвестны» Моничелли. Но если ранее он играл простых рабочих, грубоватых крестьян и таксистов, то в этих двух фильмах Марчелло сыграл более сложные и утончённые образы.
Марчелло Мастроянни (кадр из фильма «Белые ночи»)
Именно в этих двух лентах актёр обратил на себя внимание Федерико Феллини. Тот как раз подыскивал в свой новый проект подходящую кандидатуру. В ленте «Сладкая жизнь» он сыграл человека, который ищет смысл жизни, пытаясь его разглядеть за суетой и соблазнами.
Сразу же за фильмом Феллини выходит лента Микеланджело Антониони «Ночь», в которой снова появился Мастроянни. За актёром окончательно закрепилась репутация гениального лицедея, способного полностью раствориться в стилистике режиссёра. И снова Марчелло сумел продемонстрировать тончайший психологизм и высочайшее мастерство перевоплощения.
И если в «Ночи» Мастроянни предельно холоден, то в следующей картине – «Развод по-итальянски» Пьетро Джерми он горяч и искромётен. За работу в этом фильме (1961 год) артист впервые номинируется на «Оскар» и получает две престижные премии – «Золотой глобус» и Британской киноакадемии.
Через 2 года выходит один из лучших послевоенных фильмов Феллини «Восемь с половиной». Конечно же, здесь снова играет Марчелло Мастроянни. Эту картину и работу итальянского артиста высоко оценили в России. Марчелло Мастроянни становится легендой. Соответственно, предложения он тоже получает от режиссёров, чьи имена произносятся с придыханием. Продюсер Карло Понти снимает несколько своих шедевров, где рядом с его супругой Софи Лорен появляется Мастроянни.
Марчелло Мастроянни и Елена Сафонова (кадр из фильма «Очи чёрные»)
Начиная с 1980-ых Марчелло играет возрастные роли. Наиболее известные картины, в которых он появился в эти годы, «Город женщин» Федерико Феллини, «Джинджер и Фред» и «Интервью». В 1986 году итальянская звезда соглашается сняться у советского режиссёра Никиты Михалкова, предложившего ему роль в своём проекте «Очи чёрные». Эта работа принесла артисту «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
Последние ленты, в которых снимается Марчелло Мастроянни, словно подводят итог его трудов. Это фильмы «Который час?», «Всё в порядке», «Прерванный шаг аиста», «За облаками» и «Высокая мода». В последней ленте он появился на экране с дочерью Кьярой, которую ему родила Катрин Денёв.
Личная жизнь
В жизни Марчелло было много женщин. О его романах ходили легенды. Ради некоторых возлюбленных он был готов уйти из семьи. Но всегда останавливался в полушаге и оставался с верной супругой, с которой он состоял в браке многие годы. Флора Карабелла, его первая любовь, родила маэстро дочь Барбару.
Embed from Getty Images Марчелло Мастроянни и Флора Карабелла
Ярким и мучительным был 3-летний роман с актрисой Фэй Данауэй. Но ради неё он отказался бросать семью. Фэй мечтала быть женой, а не любовницей актёра. Обиженная его нежеланием соединить судьбы, Данауэй назвала Марчелло «маменькиным сынком», который не способен на мужские поступки. Актёр, всё ещё любивший Фэй, долго страдал от обиды и унижения.
Снимаясь во Франции, Мастроянни встретил Катрин Денёв. Их кинороман перерос в реальный. В результате родилась дочь Кьяра. Актёр предлагал Катрин выйти за него замуж, но та не согласилась, аргументировав отказ исчерпавшими себя отношениями.
Embed from Getty Images Марчелло Мастроянни и Катрин Денёв
Но сколько бы женщин не было в жизни артиста, как ярко не пылали его романы, он никогда не забывал посылать жене роскошный букет роз к годовщине венчания. Именно Флору Марчелло до конца своих дней считал лучшей женой, мамой и подругой.
Смерть
Легендарного Марчелло Мастроянни не стало в декабре 1996-го. Последние годы он боролся с неизлечимой болезнью – раком поджелудочной железы. Несмотря на страшные боли и слабость, актёр продолжал сниматься и выходить на сцену. Его последней работой была роль в спектакле «Последние луны». Чтобы появляться перед зрителями, Марчелло Мастроянни приходилось утром получать химиотерапию, а вечером играть.
Он умер дождливым декабрьским утром в Париже, столице своей второй родины, как артист называл Францию. Римский фонтан Треви, где когда-то снималась сцена фильма «Сладкая жизнь», в день его кончины был задрапирован чёрной тканью. Итальянская газета «Республика» вышла с грустным коллажем на первой странице: умерший несколькими годами ранее Феллини, стоя на облаке, зовёт своего любимого актёра Мастроянни:
«Иди сюда, Марчелло, здесь прекрасно».
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Дитя гор
Только в Апеннинах, там где земля сливается с небом, где хрусталем звенит воздух, мог родиться человек, которому было суждено не играть, а жить на экране. Быть таким же естественным, как эти чистые, сказочные горы.
Марчелло Мастроянни родился в очень бедной семье, унаследовав от матери еврейское трудолюбие, а от отца взяв итальянский нрав и оптимизм. Детство мальчика было полно лишений, но теплые отношения в семье вполне компенсировали этот недостаток. Когда Мастроянни переехали в Турин, у Марча родился брат Руджеро, который впоследствии стал кинооператором и снялся в нескольких фильмах.
Юношеские годы Марчелло пришлись на расцвет власти жестокого диктатора Муссолини, и молодой человек был отправлен нацистами в специальный лагерь, где людей превращали в бессловесных животных. Но Мастроянни удалось бежать, рискуя жизнью. Такой сильной была тяга к свободе у юноши. Эта черта характера еще неоднократно даст о себе знать в будущем, особенно, в отношениях с женщинами.
Первые шаги на сцене
На строительное отделение Римского Университета он поступил без проблем. Работая и параллельно получая образование, Мастроянни посещал студенческий самодеятельный театр, где впервые проявился его незаурядный талант актера. Трагизм сочетался в нем с эксцентричностью, и все это было настолько естественным, что казалось, будто не герой спектакля, а сам Марч живет этой жизнью. В студенческом театре юноша познакомился с Джульеттой Мазиной, будущей музой и женой великого Федерико Феллини, что тоже стало знаковым событием в жизни будущего актера.
На пути к славе
Дебют в «Элизео» был успешным. Теперь Марчелло предлагались роли в спектаклях так часто, как никому из начинающих актеров. Но путь к славе сложен и тернист. Да он и не гнался за славой, просто, любил свое ремесло и играл самого себя.
Жемчужиной кинематографа того времени стала картина «Дни любви», где вместе с Мастроянни главную роль сыграла юная Марина Влади. Актер со всей страстью итальянского характера влюбился в партнершу по сцене, но даже его дьявольское обаяние и натиск не смогли заставить «колдунью» ть сказать «да». Наверное, она еще тогда не растрачивала зря свои чувства, чтобы в будущем подарить их Высоцкому.
Яркой работой стала роль в экранизации романа Достоевского, где Марчелло сыграл интеллектуала, ищущего смысл жизни. Надо отметить, что в ленте “Белые ночи” Висконти впервые показал своего любимца не в образе простого парня из народа, а думающего космополита. Это была та сенсация, которая подняла рейтинг молодого актера и сделала популярным.
Под крылом у мэтра
Мэтр предложил ему роль в фильме «Сладкая жизнь», принесшую Марчу мировую известность и сделавшую его самым востребованным актером того времени. В 1960 году эта кинолента завоевала первое место на Каннском фестивале, а Мастроянни удостоился звания лучшего актера года.
Плодами удачного творческого союза стали фильмы, вошедшие в историю кино: «Восемь с половиной», «Город женщин», «Интервью», «Джинджер и Фред». Сложно перечислить все шедевры, в которых Феллини снял своего любимого актера. Интересно отметить, что строгие критики и досужие папарацци того времени отзывались об этих работах только позитивно.
Итальянский жених
Каких только прозвищ не получал актер: и «латинский донжуан», и «итальянский любовник», и «первый соблазнитель в Европе». Он только усмехался и говорил, что слишком ленив, чтобы оправдать эти титулы. А десятки своих увлечений комментировал так: » Я не считал своих женщин, я их просто любил.»
Разве можно осуждать мужчину после такого откровения. Любой творческой личности, будь то художник, поэт или артист, нужны свежие впечатления, как глоток горного воздуха, иначе талант засохнет, как «анчар в пустыне, зноем раскаленной.»
На съемочной площадке Мастроянни согревал в своих объятиях таких звезд, как Брижит Бардо, Анук Эме, Моника Витти, Жанна Моро, Клаудиа Кардинале, Софи Лорен. С последней ему даже приписывают роман, но оба актера это категорически отрицают. В интервью кинодива признается, что с Марчелло так легко было работать, что вживаться в свою роль почти не приходилось.
А в жизни его жене пришлось пострадать.
Мудрая Флора
На заре своей артистической карьеры Марч женился на дочери популярного итальянского композитора Флоре Карабелле. Девушка тоже была актрисой, но, выйдя замуж, прекратила сниматься, родила дочь и посвятила себя семье. По мере роста популярности и количества измен ее мужа, возрастала и напряженность в отношениях.
Сначала Флора, с присущей ей итальянской горячностью, била посуду, крушила мебель, устраивала громкие скандалы. Но со временем поняла, что Марчелло нельзя силой удержать в семейном стойле. Надо отпустить вожжи, и тогда, набравшись новых эмоций, он снова вернется домой. Собственно, так и происходило. Даже, увлекшись новой пассией, Мастроянни не забывал посылать подарки и цветы в праздники своим жене и дочери.
Флора всегда оставалась единственной законной супругой актера. Так они и прожили много лет: грешный он и верная она, пока Мастроянни не встретился на съемочной площадке с Катрин Денев.
Французская мечта
Фильм «Это случается только с другими» стал судьбоносным для актера. Будучи в зрелом возрасте, умудренный жизненным опытом обольщения женщин, Марчелло влюбился в Катрин Денев, как мальчишка. Прекрасная француженка, казалось, была холодна к партнеру по фильму, но в душе ее бушевала страсть. Пара начала тайно встречаться, и через год у них родилась дочь Кьяра, которая стала смыслом жизни для Мастроянни. Он любил дитя безумно; к первому ребенку таких эмоций он не испытывал. Кто же оспорит истину, что счастливые дети рождаются только от настоящей любви.
Мастроянни не раз просил руки Денев, но она категорически отказывалась от официального брака. Чтобы покорить «сей неприступный бастион французской независимости», актер развелся с Флорой и снова сделал Катрин предложение. Но актриса продолжала отвечать холодным «нет». Несмотря на это, отвергнутый отец Кьяры прилетал из любой точки земного шара по первому требованию дочери.
Он осыпал любимицу подарками и поцелуями, водил ее на все фильмы с участием Катрин. А потом девочка рассказывала маме, как папа плакал, увидев ее на экране…
Человек у окна
Специально для поклонников зарубежного кино правила жизни великолепной Катрин Денев которые помогут найти ответы на многие вопросы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Марчелло Мастроянни. Чем прославился в жизни мальчик из горной деревушки близ Неаполя?
28 сентября 1924 года в семье Отторино Мастроянни в местечке Фонтана-Лири, что находится в горах итальянского региона Лацио, родился мальчик, которого при крещении назвали Марчелло Винченцо Доменико. И этот мальчик впоследствии стал очень знаменит.
Его семья была небогатой, отец работал сначала плотником, потом — механиком в гараже, денег в семье постоянно не хватало, поэтому Марчелло начал подрабатывать с 10 лет. Мальчик был сметливым и крепким, ему пришлось поработать и грузчиком, и строителем. Но он, вдобавок, был еще очень умным, а потому работал и помощником бухгалтера, и чертежником.
Но затем он попал в массовку кино, что и определило его последующую жизнь и карьеру. Нет, стать актером он мечтал с раннего детства, но только начав играть в массовке, вдруг понял, что его мечта вполне может стать былью.
Он пытался найти подход к режиссерам, ему даже удавалось несколько раз заручиться письмами к ним от их знакомых, но те, посмотрев на него, отвечали: «Нет, сынок, тебе еще надо многому научиться». И мальчишка, не унывая, отвечал: «Si, commendatore», — и продолжал вертеться под ногами, помогать, играть в массовке (в свободное от работы и учебы время).
Первая роль ему досталась в 15 лет. Он тогда снялся в итало-германском фильме «Марионетки» режиссера Беньямино Джильи (киностудия Cinecitta). Роль была эпизодической — мальчишка, участвующий в сборе винограда. Молодой актер объелся виноградом, да вдобавок ему еще и заплатили 10 лир (в 1939 году это еще были деньги).
Фото: ru.wikipedia.org
Уже в 1940-е Марчелло стал известным киноактером — после роли в фильме «Августовское воскресенье» (1943).
От фильма к фильму Марчелло Мастроянни потихоньку становился все более знаменитым, его снимали Витторио де Сика, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини. В 1950—1960-е годы итальянцы разочаровались в киногероях недавнего прошлого — мускулистых качках эпохи Муссолини и крестьянах в майках, распираемых бугрящимися мускулами — из эпохи неореализма.
Марчелло Мастроянни в мадридском аэропорту Барахас, 1970 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Говорят, что, приглашая молодого актера на роль в своем фильме «Сладкая жизнь» (1960), Феллини сказал Марчелло: «Мне нужен неизвестный актер с заурядной внешностью. Вот я и подумал о тебе». Если раньше актер был известен в Италии, то после этого фильма слава Марчелло стала уже всемирной.
Его амплуа, «bella figura», робкий эгоист и задушевный позер, пришлось по душе зрителю, его партнершами были Софи Лорен, Стефания Сандрелли, Бриджит Бардо. Он играл и преступников, и героев-любовников, и робких красавцев, пугливых героев. Он сыграл в 139 фильмах, причем в 80 — главные роли. Получил множество кинематографических наград.
Лично мне больше всего нравится его роль в «Десятой жертве» (1965), где он играл дуэтом с Урсулой Андресс. Фильм — фантастический, поставлен по рассказу Роберта Шекли «Седьмая жертва». Играет Мастроянни просто великолепно. Впрочем, как всегда.
В последний раз в кино в дуэте с Софи Лорен он играл в 1994 году в фильме «Прет-а-порте», после этого фильма он снялся еще в нескольких лентах — в 1995 и 1996 годах.
Марчелло Мастроянни, 1990 г.
Фото: ru.wikipedia.org
19 декабря 1996 года он умер, у него был рак поджелудочной железы. В день похорон в знак уважения к великому актеру был на время выключен и задрапирован в черную ткань знаменитый римский фонтан Треви, получивший всемирную известность после съемок Мастроянни в фильме «Сладкая жизнь» (1960 год). Весь Рим скорбел о великом актере.
Могила Марчелло Мастроянни. Рим. Кладбище Кампо Верано.
Фото: ru.wikipedia.org
А началось все — в местечке Фонтана-Лири недалеко от Неаполя, в семье местного плотника.
Итальянец с корнями из Минска, который никогда не скрывал от жены свои похождения: Марчелло Мастроянни
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Марчелло Винченцо Доменико Мастроянни родился в небольшой итальянской коммуне и никогда не приезжал на родину своих предков, но его мать, Ида Идельсон, была родом из Минска. Ее семья уехала из родного города в поисках лучшей жизни в 1906 году сначала в Германию, а затем в Италию, где Ида познакомилась с Оттоне Мастроянни. В 1924 году у нее родился маленький Марчелло.
Денег в семье никогда не хватало, тем более, что детство будущей звезды пришлось на тяжелые предвоенные годы, поэтому мальчик уже с 10 лет вынужден был подрабатывать, где мог: грузчиком, строителем, чертежником, помощником бухгалтера и статистом в массовке кино. Последняя работа ему особенно понравилась, поэтому после войны Марчелло с удовольствием начал играть в самодеятельном театре. Но, правда, только в свободное от учебы время, ведь юноша мечтал о профессии архитектора. Он вернулся в университет, который был вынужден временно оставить в военные годы, и даже не помышлял ни о каком кино.
Однако на одной из студенческих постановок молодого и видного парня заметил известный режиссер Лукино Висконти. Он сам потом рассказывал, что играл Мастроянни на сцене просто отвратительно, но что-то в нем привлекало внимание. Возможно, режиссер просто «клюнул» на красивое новое лицо, но в дальнейшем оказалось, что он не ошибся. Первые же работы в кино показали, что этот парень – настоящий талант, и вскоре на итальянских киноэкранах зажглась новая звезда.
Отдельной страницей в биографии актера стала работа с великим Федерико Феллини. После главной роли в «Сладкой жизни» и золотой ветви Каннского фестиваля Марчелло Мастроянни стал восприниматься как серьезный актер. Сам он рассказывал о работе со знаменитым режиссером так:
«Феллини может быть бессознательно (но не думаю, что это так) предоставляет актеру настолько полную свободу, что актер, действительно в период работы ведет «сладкую жизнь». И это объясняется тем, что Феллини любит актера. Он один из немногих режиссеров, которые любят актера, а актер, чувствуя, что к нему относятся с любовью, доволен, у него приподнятое настроение, он удовлетворен собой. И каждый раз, когда актер открывает рот, он уверен, что произносит свою реплику так, как нужно. Шесть месяцев я действительно чувствовал себя необыкновенным человеком. И, конечно, в такой обстановке все должно было идти как надо.»
После оскароносного фильма «Восемь с половиной» и «Брака по-итальянски» по Марчелло Мастроянни начали сходить с ума и советские зрительницы. Слава молодого итальянского актера гремела на весь мир, фанатки не давали ему прохода, но мало кто знал, что он уже давно женат. Еще в 1950-м году он встретил Флору Карабеллу — актрису и дочь очень известного композитора Эцио Корабелы. Эта женщина провела с ним рядом всю жизнь, выдержав то, что, наверное, не под силу никому.
Любвеобильность Марчелло была общеизвестна. Популярный актер не пропускал ни одной из своих партнерш (ведь все они, как на подбор, были прекрасны и знамениты): Анук Эме, Урсула Андресс, Брижит Бардо, Жанна Моро, Клаудиа Кардинале, Софи Лорен – это далеко не полный список его звездных побед. Жена, разумеется, была в ярости от такого поворота событий. Она устраивала мужу бурные сцены ревности, и их брак достаточно быстро грозил развалиться. Однако в этот момент Флора прислушалась к совету человека, когда-то открывшего талант ее мужа. Лукино Висконти сказал: «Если он будет свободным, без оков, он всегда будет возвращаться к тебе. Марчелло так уж устроен: он порхает словно мотылек, безо всякого смысла».
Не много найдется в мире женщин, способных принять неверность любимого человека, но супруге одного из красивейших мужчин планеты это удалось. Она сохранила брак, и затем долгие годы была вынуждена выслушивать от Марчелло рассказы о его похождениях. Флора всегда была в курсе того, с кем ее муж крутит очередной роман, но при этом она была уверена, что остается его единственным другом и спутницей жизни. Мастроянни часто уезжал из Рима на съемки, но каждый вечер звонил домой – разговаривал с женой и дочкой, на каждый праздник Флора получала от него огромный букет роз. Несмотря на такие, даже слишком свободные условия, этот брак все равно несколько раз оказывался на грани разрыва. У Марчелло случались настолько серьезные увлечения, что он хотел развестись… но почему-то это каждый раз не получалось.
После особенно тяжелого расставания с американской актрисой Фэй Данауэй, которая обозвала Марчелло «маменьким сынком, не способным на серьезные решения», 46-летний актер встретился на съемках с Катрин Денев. Французская кинодива должна была сыграть супругу Мастроянни. По сценарию фильма «Это случается только с другими» они должны были изображать семейную пару, потерявшую ребенка и живущую некоторое время как затворники. Режиссер Надин Трентиньян так стремилась к достоверности, что решила запереть артистов вместе на несколько дней в полупустой квартире.
Результат в общем-то был предсказуем. После таких «экспериментов» начинаешь меньше осуждать любвеобильного актера. Роман с Катрин стал одним из серьезнейших испытаний в его жизни. Через год после выхода ленты у них родилась дочь. Мастроянни был готов в этот раз уйти из семьи, но Картин не захотела связывать свою жизнь с непостоянным и влюбчивым немолодым актером. Марчелло рыдал, рассказывая об этом отказе законной супруге, и говорил, что он покончит с собой, но все обошлось. Кстати, дочь этой красивой и талантливой пары тоже стала актрисой.
В последние годы жизни рядом с ним была еще одна женщина, кинорежиссер Анна Мария Тато, однако умер актер в 1996 году на руках у Катрин Денев и Кьяры. Он снимался до последнего, хотя под конец со съемок его каждый раз увозили в больницу (у Мастроянни диагностировали рак поджелудочной железы).
«За вами приезжают утром на лимузине, отвозят на студию, суют красотку в объятия. И они еще называют это работой!» – делился актер с журналистами, объясняя, почему не хочет прекращать работу. Свою книгу воспоминаний он назвал «Счастливая жизнь».
«Я люблю людей, люблю жизнь. Может быть, поэтому жизнь мне отвечала взаимностью. Честно, я считаю себя человеком, которому повезло. Может быть, я и стал занудой, но все равно смотрю на жизнь с оптимизмом. И синьору с белой бородой там, в небесах, говорю: не обращай на меня внимания, пусть я еще поживу!»
Одной из самых любимых и известных партнерш на съемочной площадке для Марчелло Мастроянни стала Софи Лорен: Секрет популярности самой соблазнительной актрисы XX века
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: