актер смирнов ранение в пах
Федя из «Операции «Ы» был асом рукопашного боя. И кавалером двух Орденов Славы.
Многие знают и помнят актёра Алексея Макаровича Смирнова (28.02.1920 – 07.05.1979). Он нам больше всего запомнился по комедийным ролям. Один его «Верзила» из «Операции Ы…» чего стоил. Был большим другом Леонида Быкова и снялся в некоторых его кинокартинах на военную тему, таких как «Разведчики» или » В бой идут одни «старики»».
А между тем Алексей Макарыч сам прошёл всю Великую Отечественную войну и служил не абы где, а в войсковой разведке. Сам неоднократно ходил в тыл врага. Кавалер двух орденов Славы, кавалер Ордена Красной Звезды, был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
НАГРАДНОЙ ЛИСТ
Подвиги взводного Смирнова
Наградной лист к приказу по третьей артиллерийской дивизии от 15 сентября 1944 года кратко «сопровождает» первый орден Славы Алексея Макаровича: «20 июня 1944 года в районе высоты 283 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Товарищ Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой, отбил нападение гитлеровцев. На поле боя осталось 17 немцев, сам лично взял в плен 7 гитлеровцев. »
«А умер он, узнав о смерти Леонида Быкова. »
На студии подтрунивали: Смирнов смотрит на Быкова с обожанием, будто мать на новорожденного.
Орден Славы является, по мнению специалистов, советским аналогом легендарного Георгиевского креста.
Орден имел три степени, и награждали им последовательно – от третьей к первой. В 2000 году в России в живых оставались 350 полных кавалеров ордена Славы.
Основание для награждения – личное мужество.
В бой идут одни старики (эпизод).
Недотепа на экране, герой на войне, несчастный в жизни: трагедия актера Смирнова из «Операции Ы»
Широкую известность артист получил благодаря эпизодическим ролям в советских комедиях. Однако жизнь его была далека от этого жанра.
Актера Алексея Смирнова любит и помнит уже не одно поколение зрителей. Широкую известность он получил благодаря эпизодическим ролям в советских комедиях. Однако жизнь его была далека от этого жанра. Война, тяжелое ранение, одиночество. Всю жизнь он прожил вместе с мамой в коммуналке на Фурштатской улице, среди книг и коллекции насекомых, которых обожал.
Смирнов не оставил после себя практически никаких записей. Журналисты при жизни писали о нем мало, хотя народная любовь к королю эпизодов была огромная. Писать на самом деле было о чем. Событий в жизни Смирнова хватило бы не на одну героическую повесть. Недотепа на экране, за его пределами — участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды, орденов Славы II и III степеней, награжденный медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу».
Военная биография актера была выдающейся, восстановить ее можно по наградным листам, хранящимся в архиве Министерства обороны. Смирнов служил химинструктором, командовал огневым взводом, пройдя путь от рядового до лейтенанта. Сохранились данные, как он первым бросался в бой, вступал в рукопашную схватку, единолично брал в плен толпу немцев, во время интенсивного обстрела сумел переправить на себе миномет через реку Одер, уничтожив потом из него несколько десятков гитлеровцев и освободив целую деревню. Перед самой Победой Алексей Смирнов получил тяжелейшую контузию, очень долго лечился и был комиссован.
Алексей Макарович не любил рассказывать о войне. Эти события подорвали его здоровье, лишили младшего брата (он был убит в бою), стали причиной психического заболевания матери. Веселый, добродушный, открытый на съемочной площадке, за ее пределами Алексей Смирнов все же чаще тосковал. Из-за ранения он не смог создать семью. Предположительно, у него был травмирован пах, а обрекать женщин на бездетное будущее он не хотел. Прожил свою жизнь Смирнов с мамой в небольшой комнате в коммуналке.
«Он прожил трагическую жизнь. К несчастью, это судьба многих фронтовиков, кто сбылся в полную силу на войне, а потом их жизнь повернулась по-другому совсем… Это трагическая история. Когда его видели на улице, за ним бежали дети, дразнили его. А это, в общем, человек, который нес в себе большую драму», — вспоминает о Смирнове актриса Елена Санаева.
Алексей Смирнов скончался 7 мая 1979 года в Мариинской больнице, где восстанавливался после инфаркта. Его хрупкое сердце не вынесло удара — известия о гибели любимого друга и режиссера Леонида Быкова. Именно он предоставил ему возможность сыграть на экране своего «Гамлета» — Макарыча в картине «В бой идут одни старики». Это была практически единственная трагическая роль в творческой биографии актера, ставшая его любимой.
Недавно НЕВСКИЕ НОВОСТИ рассказывали, что спустя пять лет после смерти на могилу Михаила Светина несут вербы. Актер вспоминал, как едва не умер от голода во время войны. мае 1941 года его еще десятилетним мальчиком отправили в крымский туберкулезный санаторий, откуда потом он эвакуировался после нападения фашистов.
СЕМЕЙНОЕ НЕСЧАСТЬЕ И НЕСОСТОЯВШАЯСЯ СЕМЬЯ «ВЕРЗИЛЫ»
28 февраля родился Алексей Смирнов (1920-1979), актер, любимый миллионами зрителей.
Никакая зрительская любовь, однако, не сделала Смирнова счастливым.
Ему выпал один из самых тяжелых жребиев.
В 1940 Алексей закончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии.
А в октябре того же года его призвали в армию.
Воевал Смирнов на диво. 11 боевых наград у него. Куча взятых языков.
Тем обиднее, что пройдя через всю войну бравым молодцом, вышел он из нее калекой.
Пожизненная трагедия Смирнова началась 22 января 1945 года. Он был тяжело контужен.
Контузия лишила его возможности иметь детей.
Так вот, — о силе духа. Люди с проблемами Смирнова становятся обозленными на мир маньяками или навек пришибленными мышками.
Алексей стал одним из самых солнечных актеров нашего кино.
Все эти годы Лидия Маслова ждала с фронта своего Алешу.
Их встречу она вспоминала так:
Лидия Маслова выйдет замуж через два года. Свадьбу отмечали всем двором. Только Смирнов даже не показался. Утром молодая найдет у дверей своей квартиры букет цветов с запиской «Будь счастлива». А объяснение поступкам Алексея получит только в наше время.
Но больших ролей не давали, да и откуда им взяться в музыкальном театре, если Смирнов был лишен музыкального слуха? Он вытащил счастливый билет получив роль Петра Первого в постановке «Табачного капитана». Сыграл так здорово, что обратил внимание Ленинградского руководства. В официальных празднествах, посвященных 250-летию Ленинграда, в роли Петра рекомендовали задействовать Смирнова.
Это дало актеру силы порвать с театром, перейдя на работу в «Ленгосэстраду».
Бросить театр все равно пришлось бы. Гастроли Музкомедии продолжались по несколько месяцев, а в доме Смирнова разворачивался следующий акт жизненной драмы.
Мать, в которой он не чаял души, после гибели на фронте младшего сына, умственно сдала. Ее нельзя было надолго оставить одну. И никого рядом, кроме сына, авторитарная Анна Ивановна не терпела.
Смирнов случай уникальный в том плане, что шлейф слухов пополз за ним не при жизни, а лет через двадцать после смерти.
Будучи патологически закрытым человеком, в новейшее время Алексей спровоцировал разные о себе истории, рожденные интересом к его личности и отсутствием информации.
Вот, например, история, как Смирнов хотел усыновить ребенка и выбрал в интернате для детей-инвалидов мальчика Ваню с врожденным пороком сердца. Разрешение на усыновление добивался семь лет, получил весной 1960 года, но как раз в это время у него умерла мать. На следующий день после похорон Алексей пришел забирать «сына» пьяный. Из детского дома его выпроводили, а постановление аннулировали. Так актер в очередной раз был лишен семейного счастья.
В баяне этом все слажено не по фактам и логике. Логика: на кой хрен Смирнову понадобилось усыновление больного ребенка, если и без того крестом его было ухаживание за больной матерью? Факт: мать Смирнова пережила сына на два года.
Но что же вообще заставляет нас помнить Смирнова? Конечно, кино. После картин «Полосатый рейс», «Деловые люди», роли Верзилы в комедии про Шурика Смирнов занял место одного из самых востребованных актеров.
Только и тут без подвоха не обошлось.
Павел Арсенов, вспоминал как однажды на его замечание о нетактичности поклонников лезущих к актеру изо всех щелей, Смирнов сказал: «Паша, вы понимаете, это пришло ко мне так поздно. И надолго ли?»
Смирнов переживал не напрасно. Режиссеры использовали его фактуру, эстрадный опыт, тиражируя из фильма в фильм один и тот же образ большого, доброго, нескладного увальня.
А с ролями драматическими не везло. Фильм «Житие и вознесение Юрася Братчика» лег на полку. Фильм «Разведчики» просто не удался. В «Разведчиках», кстати, Смирнов играл вместе с Леонидом Быковым, у которого до этого снимался в комедии «Зайчик».
Но по-настоящему Быков и Смирнов сошлись в фильме «В бой идут одни «старики». Роль механика Макарыча доказала способность Алексея Макаровича поднять любую роль.
Еще не зная, как скоро его потеряет.
Конец Смирнова растянулся на несколько лет. Точкой отсчета надо считать помещение матери в дом престарелых. Женщина так ушла от реальности, что перестав узнавать сына, записала во враги и его тоже.
Один актер не мог быть решительно, но вот кто пытался скрасить не обустроенный быт?
Все рассказы о браке Смирнова таинственны. Будто, в 1976 он расписался с женщиной, у которой было двое маленьких детей.
Племянница актера говорит об этом следующее, о свадьбе не упоминая, но приоткрывая завесу других проблем:
«Я эту женщину не видела никогда. Они расстались. Там, видимо, и не было сильных чувств. Думаю, девушка просто обрадовалась, что познакомилась с актером, тем более со своим жильем. Она же не понимала, что дядя Леша уже не работает, а в его коммуналке постоянно пьянки и гулянки, какая женщина это выдержит! После того как Анна Ивановна попала в дом престарелых, двери дяди-Лешиной квартиры всегда были открыты для местных любителей выпивки. Они этим пользовались. Дядя Леша им давал денег, чтобы те в магазин сходили, потом они вместе уходили в запои. Моя мама только за ним и присматривала, выгоняла лишних из квартиры, убирала, готовила, порой ночевала там, чтобы не оставлять дядю Лешу одного».
О болезни коллеги рассуждал и Георгий Вицин:
«К сожалению, он не мог остановиться и в еде — а это уже болезнь! Все больше и больше загружал желудок и при этом говорил: «Я скоро умру». Я его ругал: «Зачем же так утомлять свой организм? Ты как Яншин!» Помнится, Михаил Михайлович дошел до того, что засыпал постоянно, на сцене, на репетиции, — и все от переедания. Его откачали в Институте питания, он пришел в себя, сбросил вес, стал соблюдать диету и этим продлил себе жизнь. Я это все рассказал Алексею Макаровичу, но он не послушал. А зря. За здоровьем надо следить. »
Смерть Смирнова тоже обросла версиями.
Картина вырисовывается следующая.
11 апреля 1979 года погиб в автокатастрофе Леонид Быков. Это спровоцировало у Смирнова запой. Дней через десять его госпитализировали. Врачи нашли целый букет болезней, включая ишемию и атеросклероз.
Скончался Смирнов в день выписки, 7 мая, по словам лечащего врача, выпив пронесенную кем-то бутылку коньяка, что привело к разрыву сердца.
Более красивая история рассказывает, как Смирнов накрыл больничной администрации поляну, а сердце разорвалось, едва кто-то неосторожно упомянул имя Быкова.
Сберкнижки актера, по словам племянницы-наследницы, оказались пусты. За день до его смерти вклады сняла какая-то женщина. Квартира разграблена.
Бесплодие и алкоголизм: трагедии Алексея Смирнова
Легендарный актер Алексей Смирнов за годы жизни столкнулся с многочисленными испытаниями. После Великой Отечественной войны он долго не мог добиться популярности, да и личное счастье артист так и не обрел.
Пожалуй, каждый житель СССР знал обаятельного актера Алексея Смирнова. После роли в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» он стал просто невероятно популярен. Лоботряс Федя, который преследует главного героя в комедии Леонида Гайдая, сразу же запомнился публике.
Тогда многие зрители даже не догадывались, насколько трагична судьба самого артиста. Алексей Макарович прошел всю войну, а после возвращения с фронта столкнулся с невостребованностью в профессии и проблемами в личной жизни.
28 февраля исполняется ровно 100 лет со дня рождения блистательного актера. Какие же испытания выпали на долю Смирнова, и почему он так и не смог встретить любовь?
Тяжелые годы на войне и бесплодие
С самого детства Алексей Смирнов начал играть в драматическом кружке. Его способности отмечали многие педагоги, и это помогло будущему актеру поступить в театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии. Однако в труппе Смирнов успел сыграть лишь одну роль, ведь уже в 1940 году его призвали в армию.
Начиная с 1941-го он принимал активное участие в боевых действиях. Смирнов воевал под Брянском и в Украине. За заслуги перед Родиной он получил медаль за Отвагу, орден Красной Звезды и многие другие награды.
Даже на фронте Алексей Макарович не забывал про призвание. Он организовал 10 концертов перед товарищами, а также участвовал в красноармейской самодеятельности. В последние месяцы войны Смирнов был сильно контужен. Тогда артист еще не догадывался, что из-за военной травмы он навсегда потеряет способность иметь детей.
После возвращения домой актер принимает невероятно сложное решение: он расстается с возлюбленной, которая ждала его с фронта без объяснения причин. Уже позднее девушка узнает, что Смирнов боялся рассказать ей о бесплодии, поэтому так внезапно оборвал всякие контакты. Невозможность иметь детей в будущем превратится для Алексея Макаровича в настоящую трагедию и причину неудач в личной жизни.
Невостребованность в профессии
После возвращения из армии Смирнов столкнулся, пожалуй, с самой страшной напастью для любого актера — отсутствием работы. Он был еще неизвестен широкой публике, роли в кино и театре почти не предлагали. К тому же, Алексей Макарович начал заботиться о тяжело больной матери. После смерти младшего сына у родительницы развился психический недуг, поэтому за ней нужно было постоянно присматривать.
«Маму он буквально боготворил, обожал. Он перед ней преклонялся. Да, этот огромный мужчина на пороге старости преклонялся перед матерью», — рассказал близкий друг артиста в документальном фильме «Алексей Смирнов — Две славы солдата и актера».
Несмотря на военные награды и будущую популярность, артист так и не смог получить отдельную квартиру. До конца своих дней он жил с мамой в маленькой коммуналке. При этом Смирнов никогда не был честолюбив. Он не мечтал о больших гонорарах, но к концу 50-х все-таки смог обрести известность в актерской среде.
Алексея Макаровича начали приглашать на небольшие роли в кино, и уже в 1961 году он сыграл в лентах «Полосатый рейс» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Однако всесоюзное признание пришло четырьмя годами позже. Благодаря ленте «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Алексей Макарович в полной мере продемонстрировал свой комедийный талант.
Проблемы в личной жизни
Пожалуй, самой серьезной для Смирнова стала проблема одиночества. По воспоминаниям многочисленных коллег, Алексей Макарович мечтал жениться, но комплексовал из-за своего внешнего вида и неспособности иметь детей. «Я даже руку женщине поцеловать не могу — как-то нелепо это выглядит. Конечно, хочется найти жену. Пускай даже она не будет меня любить — главное, чтобы я ей не совсем противен был», — заявлял актер друзьям.
Татьяна Ткач признавалась, что однажды Смирнов даже начал ухаживать за ней. Тогда он в буквальном смысле видел в каждой женщине из своего окружения будущую супругу.
«Мы столкнулись с Лешей Смирновым на гастролях. Он был трогательным, смешным человеком, а в каждой женщине видел потенциальную жену. Он тогда подошел ко мне, протянул гвоздику и робко поинтересовался: «Танечка, а вы замужем?» Узнав, что у меня есть супруг, он очень огорчился», — вспомнила Ткач.
Окончательно отчаявшись жениться, Смирнов решил усыновить ребенка. Он часто посещал дом-интернат для детей-инвалидов, куда приносил игрушки собственного изготовления. Там-то Алексей Макарович и обратил внимание на скромного мальчика Ваню с врожденным пороком сердца. Следующие семь лет он раз за разом собирал документы на усыновление, но ему отказывали. Чиновники аргументировали свое решение тем, что артист будет часто отсутствовать дома и не сможет заботиться о несовершеннолетнем.
В середине 60-х популярность актера была настолько высока, что его все время узнавали на улицах. Однако многие поклонники ассоциировали Смирнова с тем самым веселым тунеядцем из кино. На самом же деле артист был крайне спокойным, скромным человеком. Так и не сумев обрести личное счастье, он нашел утешение в чтении и изучении насекомых. Коллекция разнообразных представителей фауны росла с каждым днем, а Алексей Макарович все больше замыкался в себе.
Старые фронтовые травмы и проблемы с алкоголем
В 1974 году на экраны вышла, пожалуй, главная картина в карьере Смирнова. Фильм «В бой идут одни старики» раскрыл драматический талант Алексея Макаровича. К тому же, именно на съемках он познакомился с режиссером Леонидом Быковым. Мужчины тут же нашли общий язык и стали близкими друзьями.
Съемки в фильме напомнили Смирнову про тяжелые фронтовые годы. Во время работы над сценой у могилы артисту даже стало плохо, его увезли на скорой. В итоге режиссер взял в ленту единственный снятый дубль.
В 70-е Алексей Макарович все чаще и чаще жаловался на самочувствие. Старые военные травмы давали о себе знать, поэтому ему было сложно играть в кино. В 1977 году Смирнов даже не смог принять участие в работе над картиной Быкова «Аты-баты, шли солдаты», хотя режиссер и настаивал на этом.
В те годы появились и слухи о проблемах звезды с алкоголем. Якобы из-за неустроенности личной жизни и постоянных болезней Смирнов пытался заглушить переживания с помощью спиртных напитков.
Внезапная смерть
12 апреля 1979 года Алексей Макарович узнал ужасную новость: его близкий друг Леонид Быков погиб в автокатастрофе. Шокированный известием, Смирнов ушел в глубокий запой. Уже в 20-х числах апреля его состояние ухудшилось, и актер был госпитализирован.
«Он поступил к нам в больницу в тяжелом состоянии. Были проблемы с сердцем, выраженная отдышка. Конечно, Алексея Макаровича все узнали. Через две недели он пошел на поправку. Мы даже думали, что еще дней пять, и его можно будет выписать», — рассказала медсестра, помогавшая Смирнову.
Персонал больницы буквально боготворил Алексея Макаровича, поэтому медики проносили ему алкоголь. Казалось бы, актер вот-вот должен выписаться, но 7 мая он внезапно умирает. Версий произошедшего существует несколько. Так, знакомый артиста Антон Александров утверждал, что перед выпиской Смирнов решил устроить небольшое застолье с врачами. Он произнес тост, посвященный Дню Победы и вспомнил про совместную работу с Леонидом Быковым над лентой «В бой идут одни старики». Не сдерживая слез артист удалился в палату, где и скончался несколько минут спустя.
Однако лечащий врач Алексея Смирнова утверждал, что роковую роль сыграла бутылка коньяка, выпитая актером незадолго до смерти. Алкоголь привел к разрыву сердца, и медики просто не смогли помочь звезде.
Актера похоронили в Санкт-Петербурге рядом с матерью. На церемонии прощания присутствовали коллеги и друзья, которые вспоминали Смирнова, как человека невероятной доброты. «Прежде всего в Алексее Макаровиче удивлял разрыв «между формой и содержанием». Внешне казалось, что это такой увалень, невежда, мужлан, который прочел всего две книжки, да и в кино его взяли будто бы из-за фактуры. Но все это — маска, за которой скрывался умный, ранимый, начитанный человек, который действительно много знал и много чем интересовался. Он никогда этим не хвастал, никого и ничего не цитировал. Был, так сказать, весь в себе», — позднее делился воспоминания поэт Яков Костюковский.
Любимец публики и сейчас продолжает радовать зрителей своими бессмертными перевоплощениями в кино. Многие роли Смирнова стали вехой в развитии советского искусства. И пусть, артист так и не смог устроить личную жизнь, но зато он тронул миллионы сердец по всему миру.
Трагическая биография комического актера Алексея Смирнова
Алексей Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилов в Ярославской области. Отец Алексея умер рано, и мама одна воспитывала двух сыновей. В конце 1930-х годов Алексей Смирнов поступил в театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии, и после ее окончания в 1940 году Смирнов некоторое время работал актером эстрады.
Когда началась Великая Отечественная война, оба брата ушли на фронт, и вскоре младший брат Алексея погиб. А Алексей Смирнов командовал огневым взводом в 169-м минометном полку, прошел путь от рядового до лейтенанта, и был награжден 11-ю боевыми наградами, среди которых были ордена Славы 2-й и 3-й степени, орден Красной Звезды и медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Во время одного из боев Алексей Смирнов был сильно контужен и после долгого лечения в госпитале вернулся домой к матери. Но здоровье самого Алексея было подорвано. Тяжелая контузия привела к тому, что Смирнов не мог иметь детей.
Алексей решил вернуться к профессии актера, и в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Послевоенные годы для Смирнова выдались очень тяжелыми. Он очень мало зарабатывал, в кино еще в то время не снимался, в театре он играл лишь в массовках, и заботился о больной престарелой маме.
В тот день Жуков действительно пришел на наше выступление. Потом адъютант шепнул Смирнову: «Маршал лично приглашает вас на банкет». Так мы узнали о заслугах нашего коллеги». Алексею стали доверять роли второго плана. Учитывая, что Смирнов был человеком внушительной комплекции, с круглым лицом и крупным носом, режиссеры обычно доверяли ему комические роли.
Любой выход актера на сцену вызывал у зрителей восторг и веселье. Особенно любили Алексея Смирнова маленькие зрители. В начале 1950-х годов на счету Смирнова было несколько сыгранных заметных ролей в репертуаре Театра комедии, в том числе в таких спектаклях, как «Вольный ветер» и «Девичий переполох».
А в спектакле по пьесе-сказке Н.Адуева «Табачный капитан» Смирнов сыграл свою первую драматическую роль Петра Первого.
Актриса Татьяна Ткач вспоминала: «Мы столкнулись с Лешей Смирновым на гастролях в каком-то провинциальном городе. Он был трогательным, смешным человеком, а в каждой женщине видел потенциальную жену. Он тогда подошел ко мне, трясущимися руками протянул гвоздику и робко поинтересовался: «Танечка, а вы замужем. »
«Узнав, что у меня есть супруг, он очень огорчился. В то время он пытался ухаживать за всеми женщинами. С подобными предложениями о замужестве обошел всех присутствующих».
Между тем к концу 1950-х годов слава об интересном актере-комике распространилась не только в театральной среде, но и среди кинематографистов. В 1959 году режиссер Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину «Кочубей», в которой актер сыграл единственного комического героя.
Смирнова заметили и другие кинорежиссеры. В 1961 году на экраны СССР вышли два новых фильма с участием Смирнова. В комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс» Смирнов сыграл матроса Кныша.
А в картине «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александр Роу доверил Смирнову роль посла. Оба фильма пользовались огромной популярностью у зрителей, а Смирнов стал известным и популярным актером. Спустя два года благодаря роли Билла в комедии Леонида Гайдая «Деловые люди» актер стал еще более популярен. Фильм имел огромный успех у зрителей, и Смирнов начал свое триумфальное шествие по съемочным площадкам страны.
Режиссеры с удовольствием приглашали его в свои картины, работать со Смирновым им было чрезвычайно легко, так как он понимал установки режиссера с полуслова и безоговорочно выполнял любые комедийные трюки – умел смешно прыгать, падать, бегать на четвереньках и даже соглашался купаться в ледяной воде.
А также у Элема Климова в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».
А в 1965 году его снова позвал исполнить роль в своей комедии «Операция «Ы» и Другие приключения Шурика» Леонид Гайдай.
Публика обожала то, как Смирнов неподражаемо рассказывал байки. Он любил выйти на сцену, невозмутимо посмотреть на беснующуюся публику, достать из кармана свисток и неожиданно громко свистнуть. Зрители начинали хлопать еще больше. Смирнов любил внимание зрителей. Став знаменитым, он любил на гастролях выйти в холл гостиницы, и посидеть там на диванчике, ему было приятно что его узнавали.
В течение 1960-х годов Смирнов снялся еще в нескольких фильмах: «Айболит-66», «Свадьба в Малиновке», «Удар, еще удар» и «Семь стариков и одна девушка». Эти фильмы оказались настолько популярными у зрителей, что актеры, снявшиеся в них, превратились практически в национальных героев. Это случилось и со Смирновым, который, даже играя роли второго плана, сумел стать одним из самых популярных комиков советского кино.
В 1967 году Смирнова пригласили на Белорусскую киностудию для участия в фильме «Житие и вознесение Юрася Братчика» по сценарию Владимира Короткевича. Фильм рассказывал о временах Средневековья, когда на территории Белоруссии свирепствовала чума. Смирнов должен был сыграть апостола Петра, но работу над этим фильмом особо контролировали чиновники из Госкино, мешавшие работать режиссеру и актерам, и когда картина была завершена, то прошла малым экраном, и зрители ее толком так и не увидели. В 1968 году Смирнова пригласили сняться в фильме «Разведчики». Смирнов сыграл в нем роль разведчика, который жертвовал жизнью, прикрывая отход своих товарищей. В этом же эпизоде вместе с ним «погибал» и Леонид Быков, дружба с которым у Смирнова началась в начале 1960-х, когда Быков переехал из Киева в Ленинград и снял Смирнова в своем фильме «Зайчик».
В 1974 году в фильме «В бой идут одни «старики» Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко, а своему другу Смирнову доверил сыграть роль его механика. Против кандидатуры Смирнова возражало все руководство Госкино СССР: «Это же Федя из «Операции «Ы», все будут смеяться». Но несмотря на сопротивление худсовета, Быков все же утвердил Смирнова на роль и после выхода фильма стало ясно, что Быков не ошибся.
Но из-за запрета чиновников в Госкино Смирнов все же не смог сняться в картине своего друга Леонида Быкова «Аты-быты, шли солдаты», куда тот его настойчиво приглашал.
«У него была мечта сыграть солдата Швейка. Как я понял из его рассказов, он даже на фронте устраивал между боями представления. Мог цитировать роман о Швейке с любого места. » А последней крупной работой Смирнова в кино была комедия чехословацкого режиссера Олдржиха Липского «Соло для слона с оркестром». Артист сыграл в ней клоуна по фамилии Смирнов.
«Звездного гонора у него не было. Наоборот, в пивнушке на ВДНХ он старался сесть в углу и быть как можно незаметнее. К стойке за пивом ходил я, потому что народ буквально не давал ему прохода. Каждый стремился выразить ему свое почтение-восхищение, а Алексей Макарович дико смущался. Он был в высшей степени интеллигентным человеком, очень начитанным, очень тонким. Казалось бы, я по сравнению с ним был пацаном в большом кино, но он ни разу не дал мне повода усомниться, что на съемочной площадке главным является режиссер»
Последние годы жизни Смирнова сложились трагически. За три года до смерти Смирнов женился на женщине, у которой было двое детей. Но жить семье было почти не на что. Из театра актер ушел, а в кино сниматься его теперь не приглашали. Жена вскоре ушла от Смирнова, а у актера был диагностирован ряд тяжелых заболеваний.
В октябре 1978 года у Смирнова случился сердечный приступ, после которого он длительное время провел в больнице. 25 марта 1979 года к нему в гости приехал Леонид Быков. Это была последняя встреча друзей. Посмотреть на знаменитого режиссера сбежался весь персонал ленинградской больницы. Быков принес Смирнову апельсины и провел у постели больного друга два часа. На прощание, похлопав его по плечу, сказал фразу из фильма: «Будем жить, Макарыч! Будем жить». Спустя две недели Леонид Быков погиб в автокатастрофе.
Алексей Смирнов был похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга.