актер свадьба в малиновке папандопала
Михаил Водяной
Биография
Михаил Водяной запомнился публике как актер комедийного жанра. За долгие годы творческой карьеры он сыграл десятки блестящих ролей. В 70-х Заслуженный артист СССР и двух союзных республик руководил одесским музыкальным театром, на ответственной должности он не гнушался исполнять обязанности режиссера и сниматься в кино.
Детство и юность
Михаил Григорьевич Водяной родился в конце 1924 года. Ранняя биография актера была связана с городом Харьковом. По неподтвержденной информации предки, являвшиеся представителями еврейской национальности, носили фамилию Вассерман.
Мать Анна Львовна воспитывала Мишу и его родного брата Роберта, а также вела домашнее хозяйство. Отец Григорий Михайлович занимал ответственный пост в республиканском отделе снабжения. Благодаря высоким заработкам, мальчики росли в обеспеченной семье.
В конце 30-х годов родители с детьми переехали в предгорья Большого Кавказа. Новым домом для будущего актера стал курортный город Кисловодск. Там ребенок ходил в общеобразовательную и музыкальную школы, вместе с одноклассниками он также посещал драматический кружок.
Накануне Великой Отечественной войны Михаил, ставший звездой любительских спектаклей, решил получить высшее образование в театральном вузе. Почти без подготовки с первого раза он поступил в ленинградский институт.
Когда фашисты стали угрожать Северной столице, студентов и преподавателей эвакуировали на безопасные территории в Сибири. Окончательное становление артиста Водяного происходило в городе Томске.
Театр и фильмы
Первые шаги в качестве профессионала Михаил, ставший выпускником актерского отделения, сделал в Пятигорске на сцене городского театра оперетты. Помимо регулярных спектаклей труппа устраивала благотворительные представления, средства от которых шли в фонды обороны и фронтовиков.
Когда страна одержала победу над армиями Адольфа Гитлера, Водяной вернулся в Украину и поступил на службу во львовскую филармонию. В конце 40-х, приобретя опыт, артист оказался в местном театре музыкальной комедии. За короткий период Михаил Григорьевич сыграл много ролей в спектаклях на музыку Исаака Дунаевского, Никиты Богословского, Франца Легара и Оскара Фельцмана. Зрителям полюбились герои Микки, Попович и Негош из произведений «Вольный ветер», «Сорочинская ярмарка» и «Веселая вдова».
Михаил Водяной в роли Попандопуло в фильме «Свадьба в Малиновке»
В начале 50-х, когда труппу вместе с режиссерами-постановщиками и руководителем перевели в Одессу, видные деятели культуры уже очень лестно отзывались о Михаиле. Советские кинематографисты, разделявшие мнение театральных экспертов о природном таланте и любви к собственной профессии, предложили Водяному воссоздать образ Яшки Буксира в фильме «Белая акация», снятому по мотивам одноименной оперетты.
Популярность к выпускнику ленинградского вуза пришла после приключенческой картины «Эскадра уходит на запад». Легендарный налетчик Мишка Япончик в исполнении актера выглядел как настоящий анархист и одессит.
После того как советская фильмография пополнилась комедией режиссера Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке», члены актерского состава стали любимцами сотен тысяч людей. Почти в каждой квартире цитировали персонажа Водяного — адъютанта пана-атамана Грициана Таврического по имени Попандопуло. Актер попал в число участников съемок, получивших награду Всесоюзного кинофестиваля «За лучший комедийный ансамбль».
В театре в то же время полным ходом шли репетиции оперетт по мотивам произведений классических и современных авторов. Самыми яркими проектами, принесшими звание народного артиста, до сих пор считаются «Сильва» Имре Кальмана, «Сердце мое здесь» Георгия Цабадзе, «Летучая мышь» Иоганна Штрауса и около десятка других.
Кинокарьера, продолжившаяся в 60–70-х, была богата на события. В портфолио Водяного появились роли в драмах и комедиях «Инспектор уголовного розыска», «12 стульев», «Факир на час», «Опасный возраст», «Вольный ветер» и «Одиннадцать надежд».
Михаил Водяной и Борис Сичкин похожи (кадры из фильмов «Эскадра уходит на запад» и «Новые приключения неуловимых»)
На заре 80-х, когда в Одессу приехали чиновники из министерства культуры, жизнь Михаила Григорьевича круто изменилась. Выступив с речью о проблемах в музыкальном театре от имени творческого коллектива, он по приказу из столицы получил должность директора-худрука.
Мечтая о возведении современного здания, в котором будет царить полный порядок, уроженец Харькова не учел, что его хотели сделать «временным правителем». Спустя короткий промежуток времени поступила настойчивая просьба освободить «теплое» место для высокопоставленного предприимчивого ставленника сильных мира сего. После отказа написать заявление об увольнении по собственному желанию в адрес Водяного посыпался шквал предупреждений и угроз. Отсутствие реакции со стороны харьковчанина впоследствии обернулось бедой.
Руководителя театра, согласовавшего строительство нового дома для актеров, замучили официальными и неофициальными проверками. Сотрудники ОБХСС не верили, что, имея доступ к миллионам рублей, предусмотренным проектом, мужчина с характером и привычками одессита ни одной копейки не украл.
Личная жизнь
В начале 50-х Михаил встретил актрису Маргариту Демину, и личная жизнь преобразилась. На свиданиях молодой человек проявлял себя как романтик: делал избраннице комплименты и дарил цветы.
Несмотря на красивые ухаживания, чтобы уговорить красавицу выйти замуж, понадобилось два года. При этом окружающие считали, что Мара слишком быстро согласилась стать официальной женой.
К счастью, брак оказался настолько крепким, что актеры не расставались до конца жизни. По неразглашавшимся причинам пара не имела детей. Маргарита сопровождала Михаила во время съемок и гастролей. Она искренне восхищалась каждой из сыгранных ролей.
Смерть
В 1986 году Михаил Григорьевич стал фигурантом в уголовном деле о сексуальном домогательстве, из-за которого перенес два сердечных приступа. Причиной смерти всеми любимого актера стал тяжелейший третий инфаркт. После похорон, на которых присутствовали самые близкие друзья и коллеги, на могиле, расположенной на христианском одесском кладбище, был воздвигнут памятник человеку, искусства, неизменно радовавшему людей.
Михаил Водяной
Его мать Анна Львовна хорошо пела, обладала даром перевоплощения.
Позже они жили в Ашхабаде. С 1938 года семья обитала в Кисловодске.
С 12 лет участвовал в театральных студиях Ашхабада и Кисловодска. В школьные годы Михаил активно выступал в самодеятельности. В 1941 году он поступил сразу на 2-й курс актёрского факультета Ленинградского театрального института, где проучился до 1943 года. Во время войны институт был эвакуирован в Томск.
С легкой руки Леонида Утесова, увидевшего в концерте талантливых молодых исполнителей Михаила Водяного и Евгению Дембскую, попробовал себя в жанре оперетты.
Визитной карточкой Львовского театра стала оперетта И.О. Дунаевского «Вольный ветер».
В 1953 году вместе с театром переехал в Одессу, где театр стал Одесским театром музыкальной комедии.
Михаил Водяной в молодости
Работы Михаила Водяного в Одесском театре музыкальной комедии:
Водяной серьезно и сосредоточенно работал над каждым новым спектаклем. Требовательный к себе и другим, он тщательно продумывал для каждой роли свои актерские приемы, штрихи, чтобы потом на сцене играть легко, весело, заразительно, с импровизационной раскованностью.
Член ВКП(б) с 1947 года.
В 1976 году стал первым артистом оперетты, получившим звание народного артиста СССР.
Благодаря энергии и авторитету Михаила Водяного в Одессе было построено современное здание театра, куда и переехала оперетта (ул. Пантелеймоновская, 3). По инициативе артиста в городе появилась улица имени Леонида Утёсова.
Михаил Водяной в фильме-спектакле «Белая акация»
Всенародную известность ему принесла роль Попандопуло в комедии «Свадьба в Малиновке». До этого он играл эту роль в спектакле.
Многие фразы его героя стали крылатыми: «Гриша, и шо я в тебя такой влюбленный?!»; «Что смотришь? Деньги настоящие! Видишь, написано: «Министр финансов Попандопуло»? Бери, бери! Я себе еще нарисую»; «Хлопцы у нас абсолютно мировые. Форменные звери! Вроде меня»; «Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера»; «Я такой фасон не ношу! Я себя не обделил, по-честному?»; «Убери ножичек! Сделаешь дырку, потом не запломбируешь!»; «Ты наблюдал как эта врангельская морда била меня у морду?»; «Ты что делаешь, разбойник, своих грабишь! Гадский папа!»; «У пана-атамана нэма золотого запасу, я чувствую, что я скоро разбегусь в разные стороны».
Михаил Водяной в фильме «Свадьба в Малиновке»
Заметной стала роль Сосина в фильмах «Инспектор уголовного розыска» и «Будни уголовного розыска».
Михаил Водяной в фильме «Будни уголовного розыска»
Также стоит отметить его работы в лентах «Одиннадцать надежд» (Сан Саныч), «12 стульев» (репортер газеты «Станок» Персицкий), «Особо опасные. » (Арнольд), «Опасный возраст» (Иван Христофорович), «Вольный ветер» (Георг Стэн).
Михаил Водяной в фильме «Вольный ветер»
Из-за этого он очень переживал, нервничал, у него случались тяжелые сердечные приступы (пережил три инфаркта).
Умер Михаил Григорьевич Водяной 11 октября 1987 года в Одессе. Похоронен на Втором Христианском кладбище, на его могиле установлен памятник работы скульптора Алексея Копьева и архитектора Евгения Оленина.
На фасаде дома по ул. Екатерининской, 17, где жил артист, установлена мемориальная доска.
Могила Михаила Водяного
Личная жизнь Михаила Водяного:
Демина и Водяной вместе играли и на подмостках Одесского театра музкомедии, где актриса создавала разноплановые образы героинь и субреток, и в концертах, и на творческих вечерах. За 52 года служения искусству в Одесском театре музкомедии Маргарита Демина сыграла свыше ста ролей.
Детей у пары не было.
Демина умерла на следующий день после своего дня рождения – 15 февраля 1999 года. Как просила Демина, ее прах покоится в одной могиле с Михаилом Водяным.
Михаил Водяной и Маргарита Демина
Фильмография Михаила Водяного:
Вокал Михаила Водяного в кино:
Звания и награды Михаила Водяного:
Несчастливая звезда Михаила Водяного: Почему знаменитому артисту устроили травлю в театре и в прессе
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Поскольку большую часть своей жизни Михаил Водяной провел в Одессе и всегда очень убедительно играл роли одесситов, многие были уверены в том, что он – коренной житель этого города. Но на самом деле актер родился в Харькове в 1924 г., а его настоящая фамилия – Вассерман (что в переводе означает «Водяной»). Его отец работал начальником по снабжению и не одобрял «несерьезных» увлечений младшего сына. «В семье не без урода. Мой старший сын два института окончил, а младший – все драмкружки, переодевания…», – сокрушался он.
В 1941 г. Михаила приняли сразу на второй курс театрального института в Ленинграде. После окончания учебы Водяной стал актером Пятигорского театра, а затем – Львовского театра музыкальной комедии. Его партнершей в спектаклях часто становилась актриса Маргарита Демина, которая в 1952 г. стала его женой. В 1954 г. их театр переехал в Одессу, получив название Одесского театра музыкальной комедии. С этим театром и была связана судьба актера до конца его дней. За 40 лет работы он сыграл около 150 ролей, а в образе Мишки Япончика выходил на сцену более 500 раз! Коренные одесситы считали актера своим, а Леонид Утесов даже называл его полпредом Одессы в Москве.
В 1957 г. состоялся кинодебют Михаила Водяного. Роль Яшки-Буксира в фильме «Белая акация» принесла ему первый успех у зрителей, а следующая работа в фильме «Эскадра уходит на запад» закрепила его популярность. Но настоящим триумфом для актера стала роль Попандопуло в музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке». Все его реплики тут же разошлись на цитаты, а сам герой стал всенародным любимцем.
Карьера Михаила Водяного развивалась очень успешно. В 1976 г. он стал первым артистом оперетты, получившим звание народного артиста СССР. В 1979 г. актер занял должность художественного руководителя и директора Одесского театра музыкальной комедии. Он сменил на этом посту Матвея Ошеровского, и его сторонники начали против нового руководителя плести интриги.
С тех пор жизнь известного артиста превратилась в настоящий кошмар. Группа его противников и завистников инициировала кампанию дискредитации под лозунгом «Даешь театр без Водяного!». В 1986 г. в театре и в прессе развернулась настоящая травля: руководителя обвиняли в финансовых махинациях и в растлении малолетних, из-за чего даже было возбуждено уголовное дело.
Мнимые свидетельницы и пострадавшие постоянно путались в показаниях. Одна из истиц, уличенная во лжи, расплакалась в зале суда и призналась в клевете. Основная свидетельница, 15-летняя девочка, говорила о том, что встречалась с артистом в октябре, а он в это время был в круизе. Коллега Водяного, актер Эмиль Силин рассказывал: « Мише инкриминировали посещение притона и растление несовершеннолетних. На самом же деле речь шла о роскошной квартире директора престижного магазина, а также баре, принадлежавшем ему же. Там собирались довольно известные в Одессе люди, многие из них были в приятельских отношениях с Водяным. Кто-то решил воспользоваться этим и через них подставить известного актера ».
Из-за несправедливых обвинений артист сильно переживал. Он перенес два инфаркта, а третьего сердце уже не выдержало. В возрасте 63-х лет он ушел из жизни, так и не успев отмыться от той грязи, которой его поливали завистники.
Одесский театр музыкальной комедии в наши дни носит имя Михаила Водяного, в память о нем был поставлен «Бал в честь короля» – сцены из тех спектаклей, в которых участвовал актер. А на доме, в котором жил Водяной в Одессе, установили мемориальную доску.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Михаил Водяной : несчастливая звезда артиста (9 фото + 1 видео)
Вопреки одной из популярных одесских легенд Водяной не был коренным одесситом. Он родился в Харькове 23 декабря 1924 года, был вторым ребенком в обеспеченной семье начальника по снабжению и домохозяйки.
Учился на актёрском факультете Ленинградского театрального института (до 1943 года). Член КПСС с 1947.
Актёр Пятигорского театра (1943—1945), Львовского театра оперетты (1945—1953), который позже переехал в Одессу и стал Одесским (с 1954) театром музыкальной комедии. В 1979—1983 — одновременно художественный руководитель и директор Одесского театра музыкальной комедии.
В 1976 году Михаил Водяной стал первым артистом оперетты, получившим звание народного артиста СССР.
В репертуаре Михаила Водяного были и Дулиттл, и Бони, и Реб Тевье, но наиболее органично и самобытно он выглядел в ролях одесситов — Яшки-Буксира и Мишки-Япончика. В ролях, в общем-то не выписанных авторами пьес и музыки, обрекающих исполнителя на одну-две краски. И тем не менее Водяной сумел выжать из этого скудного материала фигуры, ставшие культовыми.
Он обозначал Одессита в представлении широких народных масс. Одесских артистов в годы Советской власти встречали в Москве и Душанбе, Вильнюсе и Таллинне, словно клонированных двойников его опереточных героев. В периоды гастролей своим оглушительным успехом театр музкомедии был обязан, прежде всего, Водяному.
Водяной занимался и административной работой — он много лет возглавлял Одесское отделение Союза театральных деятелей, а в 1979-м стал худруком и директором родного театра, сменив известного режиссёра Матвея Ошеровского, занимавшего эту должность с 1962 по 1977 годы.
Благодаря энергии и авторитету Михаила Водяного в Одессе было построено современное здание театра, куда и переехала оперетта (ул. Пантелеймоновская,3).
Когда Михаилу Водяному предложили руководство театром, его жизнь превратилась в настоящий кошмар. Театр — специфический организм, где жестоко расплачиваются за провал и не прощают чужого успеха.
Ненависть, как и дружба, объединяет, и вскоре в театре появилась группа людей, решивших избавиться от снискавшего народную любовь конкурента. В 1986 году в театре, в местной прессе, а затем и в «Литературной газете» развернулась травля Михаила Вассермана (Водяного).
Энергичные завистники, а среди них были и ученики артиста, которым он дал путевку на сцену, при поддержке местных партийных чиновников встали на тропу войны с Мастером. Один за другим ползли слухи, обрастая невероятными подробностями, превращаясь в зловещий клубок.
В отношении Михаила Григорьевича было возбуждено уголовное дело по статье 121 Уголовного кодекса УССР за развращение не достигших 16 лет.
Окрыленные лозунгом «Даешь театр без Водяного!», завистники рассчитывали добить перенесшего второй инфаркт артиста, надеясь, что он растеряется под массированным напором «доказательств». Следователь особенно усердствовал, видимо, рассчитывая на повышение по службе. Один из дававших показания в защиту Водяного не сдержался: «Как вы можете целиться в сердце безоружного? Народ вам этого не простит!».
Неожиданно дело стало разваливаться на глазах, «свидетельниц» и «пострадавших» выводили на чистую воду нестыковки его алиби с их «показаниями» и очные ставки с обвиняемым. Одна из истиц призналась во лжи, разрыдавшись прямо в зале суда. После того, как кампания по дискредитации пошла на убыль, здоровье его уже было сильно подорвано.
Об этом громком скандале с горькой иронией говорится в статье «Шалунишка» из «Большого полутолкового словаря одесского языка»:
Так ласково именуется мужчина преклонных лет, свято уверовавший в слова песни «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» и сохраняющий до конца жизни юношеский задор по отношению к прекрасному полу, едва успевшему вступить в период окончательного созревания.
Именно по ложному обвинению в подобной шалости был затравлен и доведен до гробовой доски единственный в Одессе народный артист СССР М. Водяной. После смерти артиста выяснилось, что он регулярно шалил только на сцене.
Ошибка была исправлена: на дом, где он жил прицепили мемориальную доску, оперетту назвали его именем и Водяному от этого на том свете тут же полегчало.
В конце июля 1987 года Одесская музкомедия гастролировала в Киеве. На спектакль «Скрипач на крыше» — постановку знаменитого Бродвейского мюзикла, созданного на основе произведения Шолом-Алейхема «Тевье-молочник», билеты спрашивали ещё у метро. Главную роль играл Водяной. Он шёл к ней двадцать лет. Его все время убеждали, что (при всем уважении к таланту) ему это играть не надо…
Киев стоя приветствовал артиста на всех шести спектаклях. Это была его лучшая роль. Талант признанного комика неожиданно засверкал новой гранью — пронзительной и глубокой.
Вместе с фатальным неудачником и добряком Тевье Водяной проживал на сцене сложную, во многом трагическую жизнь человека, который, несмотря на все удары судьбы, до конца оставался неисправимым оптимистом… Сердце, частицу которого он каждый вечер оставлял на сцене, не выдержало третьего инфаркта. «Скорая» определила сердечный приступ, но не распознала беду.
11 сентября 1987 года Михаил Водяной умер. Уголовное дело закрыли по ст. 6 п. 8 — в связи со смертью обвиняемого. Дело было закрыто по нереабилитирующим обстоятельствам: в постановлении следователя прокуратуры о прекращении производства по уголовному делу точно указано, какие именно уголовные деяния М. Вассермана были установлены следствием.
По воспоминаниям знаменитой примадонны Одесской музкомедии, народной артистки Украины Людмилы Сатосовой, «смерть этого жизнерадостного человека стала настоящей трагедией для всей страны. Плакали все — от мала до велика… Овдовевшая Мара [Маргарита Дёмина. — Прим. ред.] тяжело перенесла эту утрату, и опереться ей было, в общем-то, не на кого: детей у них с Мишей не было».
В Одесском театре музыкальной комедии в память артиста регулярно дают спектакль «Бал в честь короля», который также продолжает уже многие годы пользоваться популярностью. В эту постановку вошли сцены из спектаклей, в которых блистал когда-то Король оперетты.
Кто заказал актера Михаила Водяного?
«Марусси»? «Гриша, ты видел как эта Врангелевская морда била меня в морду» и многие другие фразы героя Михаила Водяного из великого фильма «Свадьба в Малиновке» уже много лет как разобрали на цитаты. Только Водяной мог сыграть так характерно и весело белобандита, показать на экране романтика и балагура, душу компании и преданного адъютанта.
В сентябре 1987 года, в одном из следственных изоляторов Одессы, от инфаркта скончался народный артист СССР Михаил Григорьевич Водяной. В те годы про его дело в городе знал каждый, так как Михаил Водяной был очень популярным артистом в Одессе. Как говорили одесситы, он был второй после Утесова, а третьего, четвертного или пятого, просто не существовало. Все остальные были на другом уровне. И тут, как гром с ясного неба, 61-летнего любимца одесситов обвинили в развращении несовершеннолетних и арестовали.
Те, кто хоть немного знали актера, просто не поверили, и считали это недоразумением. А друзья и коллеги догадывались, кто за этим обвинением стоит, и знали, что уголовное дело было цинично сфабриковано. Но доказать что-то в одесском суде тогда было невозможно, так как те, кто за этим стоял, управляли в городе всем, и судом тоже.
В итоге, уголовное дело было закрыто в связи со смертью подозреваемого. То есть, никакой реабилитации официально так и не произошло.
Прошли годы, той страны, и тех людей уже нет. Но память горожан о своем знаменитом земляке жива. На доме, где он проживал, благодарные одесситы повесили мемориальную доску, а театру музыкальной комедии, из-за которого он и поплатился своей жизнью, присвоили его имя. Справедливость восторжествовала, но не полностью. Остались безнаказанными те, кто по-настоящему виноват в этой истории.
А началось это всё так. В конце семидесятых в театр приехала комиссия из союзного министерства культуры. Чиновники из Москвы были очень недовольны и тем как работает администрация театра, и самим зданием, которое находилось в аварийном состоянии. От лица коллектива театра Михаил Водяной (в театре он был единственным Народным артистом СССР) обратился к московским чиновникам с просьбой о строительстве нового здания. Те согласились, но предложили самому Михаилу Григорьевичу возглавить театр, так как старому руководству, у Москвы доверия уже не было.
И он, на свою беду, согласился. Но, оказывается, у местных городских властей были свои виды на этот театр. Как позже вспоминала вдова актера Маргарита Демина, после отъезда московской комиссии, один из городских чиновников предложил Михаилу Григорьевичу направить от своего имени в Москву письмо, в котором он просит освободить его от директорского места, в связи с тем, что у него нет опыта такой работы, и сам просит назначить другого человека, фамилию которого ему позже скажут. Михаил Григорьевич просто послал этого функционера подальше, и с энтузиазмом занялся новым делом. Потом ему опять поступали предупреждения, и даже угрозы, чтобы он добровольно ушел с этой должности, но Водяной просто перестал на них обращать внимание.
Позже он понял, почему им так хотелось занять этот пост. Через руки директора театра шли все счета на оплату строительства, которое финансировалось из Москвы. И единственное официальное лицо, которое могло подтвердить целевой расход этих средств, это и был директор театра, то есть он. А стоимость проекта и строительства здания измерялись миллионами рублей. А в те годы артист театра получал около двухсот рублей в месяц.
Городские власти попытались поймать его на воровстве, и напустили на него и местный ОБХСС, и городскую прокуратуру. Им просто не верилось, что одессит по духу Миша Водяной, ничего не прикарманит себе на такой золотой должности. Но всё тщетно. Михаил Григорьевич и вправду честно построил театр. И вот тогда, в милицию обратились две шестнадцатилетние школьницы, которые в своих заявлениях обвинили Михаила Водяного в сексуальных домогательствах.
Такое обвинение будет причиной второго инфаркта актера, и врачи предупредят его, что третий, уже точно будет последним.
По тем временам такое обвинение предусматривало большой срок, да и осужденные по такой статье на зоне долго не жили, так как другие заключенные, таких осужденных, мягко говоря, не уважали.
Михаила Григорьевича арестовали и отправили в СИЗО. Но те уголовники, которые там сидели, отлично знали о реальной ситуации. В камере, от авторитетного вора, Водяной узнал, что те девицы, которые его обвинили, занимаются в порту валютной проституцией. А поймали их на продаже долларов. По те временам, валютчики по закону могли попасть и под расстрел. Девчонок просто запугали, и решили использовать против Михаила Григорьевича.
Дело быстро довели до суда, но на суде одна из девиц расплакалась, и неожиданно для следователей и судьей, призналась в обмане. Но так как вторая свое обвинение не сняла, дело отправили на доследование, а Михаила Григорьевича опять в СИЗО, где чуть позже у него случился третий инфаркт, и его не стало.
То, что официально Михаил Григорьевич Водяной так и не был реабилитирован, это ещё полбеды. В конце концов, людская память его уже давно реабилитировала. А вот то, что настоящие виновники его травли и смерти, возможно живы до сих пор, и не наказаны, вызывает, мягко говоря, разочарование. Конечно, в украинском законодательстве есть срок давности, и к реальной ответственности их привлечь уже нельзя. Но назвать их поименно, чтобы одесситы знали, кто виноват в гибели их любимого артиста и достойного земляка, было бы справедливо. Да и для новой власти полезно и поучительно. Ведь сохранилось обращение в генпрокуратуру, где называли тех лиц, кто этим занимался. Это один из заместителей председателя горисполкома Одессы, заведующий городским отделом культуры, начальник УВД, и еще ряд ответственных лиц, которые приложили руку к этой травле, отлично понимая, что занимаются гнусной клеветой. К сожалению, нам их имена неизвестны, да и нет у нас права назначать виновных. Но их фамилии легко установить соответствующим органам. Ради памяти великого артиста, и гордости Одессы, необходимо провести, наконец, объективное расследование и назвать настоящих виновников этого изощренного убийства. Лучше уж поздно, чем никогда.