актер сыгравший аль капоне
Аль Капоне в кино: Том Харди, Роберт Де Ниро, Джон Бернтал и другие актеры, сыгравшие легендарного мафиози
Главные появления чикагского гангстера на большом экране.
Аль Капоне по сей день остается чуть ли не самым известным гангстером в американской истории. Присущие его «империи» сутенерство, игорный бизнес, бутлегерство стали прочно ассоциироваться с ночной жизнью, которая была доступна преимущественно обеспеченным слоям населения. Восхождение Капоне происходило в разгар Великой депрессии и «сухого закона», поэтому стоит оговориться, что классовое расслоение было в тот момент особенно острым. А благотворительное хобби Капоне сделало его объектом своеобразного культа среди бедняков. Аль не дожил до пятидесяти лет, но его образ настолько глубоко вошел в поп-культуру, что востребован до сих пор.
По случаю выхода в российский прокат фильма Джоша Транка «Капоне. Лицо со шрамом» вспоминаем самые знаковые появления самого известного гангстера Америки в кинематографе.
Фильм Мервина ЛеРоя появился в разгар судебных процессов над Капоне и в том числе способствовал популяризации образа гангстера на экране. Что впоследствии стало одной из причин появления «Кодекса Хейса». Режиссер намеренно отказался от прямых упоминаний имени Капоне, ориентируясь прежде всего на задачу уловить «дух времени». Герой фильма олицетворяет амбициозного человека, рвущегося к власти на ниве преступного промысла. Но в каждом движении и слове персонажа угадывался опальный подсудимый, который был на первых полосах всех газет. И поскольку судьба реального прототипа на тот момент еще не свелась к упадку, «Маленький Цезарь» — история человека, который не поступится принципами, добьется своего и не сдастся. Эдвард Дж. Робинсон, актер, исполнивший главную роль, посещал открытые заседания, на которых Капоне был подсудимым, чтобы уловить интонационные и мимические тонкости, именно потому это единственное «косвенное» экранное появление гангстера в этом списке.
Картина Ричарда Уилсона, долгое время работавшего с Орсоном Уэллсом, стала первым полноценным байопиком, посвященным Капоне. Несколько сумбурно Уилсон старается уместить главные этапы криминальной жизни своего героя — от работы вышибалой в бильярдном клубе до настоящего упоения властью в составе своеобразных «пяти королей города». Уилсон не демонизирует Капоне, как и ЛеРой, он представляет его одиноким, вспыльчивым, раздражительным и обидчивым человеком, принципы которого зачастую довлеют над здравым смыслом. В кадре солирует Род Стайгер в образе Капоне, режиссер намеренно не акцентирует внимание на второстепенных персонажах — любой встречный в жизни гангстера остается фоном. Хорошая иллюстрация восприятия американской мечты через призму self made, впрочем, положительных черт в Капоне Уилсон тоже не ищет, запечатлевая его путь как данность судьбы.
«Резня в День святого Валентина» (1967)
«Резня в День святого Валентина»
Один из немногих фильмов живого классика Роджера Кормана, который спустя несколько десятков лет после выхода в прокат в восприятии американской критики избавился от клейма «категории Б». Рассматривать работы Кормана принято через призму непритязательного малобюджетного кино для кинотеатров под открытым небом, недооценивая его визионерский талант и уникальную способность рассказать большую историю за маленькие деньги. «Резня в День святого Валентина» действительно одна из наиболее сильных его работ. Сюжет основан на противостоянии итальянской мафиозной группировки под началом Капоне и ирландского клана Багси Морана. Одно из главных достоинств фильма — его аутентизм по отношению к эпохе и фактам: Корман старается учесть имена всех, кто так или иначе был причастен к злополучной резне, называя каждого в кадре поименно. Одна из наиболее загадочных и жестоких (если не самая) сцен в жизни Капоне получила полноценную, подробную репрезентацию на экране. Что примечательно, в маленькой роли можно заметить Джека Николсона, он начинал свой путь именно с фильмов Кормана. Самого Капоне играет Джейсон Робардс, обладатель двух премий «Оскар».
Парадокс, но именно фильм Брайана де Пальмы — самая известная история экранного противостояния Капоне и группы агентов министерства финансов (как известно, поводом для суда над гангстером стала неуплата налогов). После смерти Капоне прошли уже десятки лет, но превратить этот судебный процесс и упорство людей Элиота Несса (в фильме его играет Кевин Костнер) в блокбастер решились только в конце восьмидесятых, ранее в США этой теме был посвящен разве что популярный сериал начала шестидесятых. Примечательно также, что именно в этом фильме происходит последовательная мифологизация образа Капоне (впрочем, как и Несса). Де Пальма идет на намеренные фактические несовпадения и сценарные допущения, неслучайно в одной из сцен он цитирует «Броненосца Потемкина» Сергея Эйзенштейна. Принципиальным для режиссера становится вопрос своеобразной правды внутри кадра, силы рассказанной истории, пусть и преувеличенной. Роль Капоне блистательно сыграл Роберт Де Ниро, но он ссылается именно на всеобщее представление, сформировавшееся о гангстере с годами. Его исполнению присущи карикатурность и манерность — образ, который транслировал Капоне на публику и для репортеров.
Капоне вышел из тюрьмы совсем другим человеком в прямом смысле, с каждым днем ему все труднее узнавать окружающих и самого себя. Полученный в юности сифилис прогрессировал, помимо амнезии, у него начались проблемы с координацией, а тело предательски отказывалось слушаться. Джош Транк снял фантазию на тему того, что происходило в сознании гангстера в последние годы его жизни. ФБР силится узнать, где спрятаны деньги, которые, по слухам, Капоне оставил на черный день еще до тюремного срока. Но ни ассоциативные методы, ни прямые вопросы не помогают. Транк выстраивает свой фильм вокруг Харди, и это уже взгляд на образ американского гангстера в целом, не столько на Капоне. Он закусывает морковкой вместо сигары, путается в действительности и оказывается то в эпицентре Чикагской резни, то на шезлонге возле своего дома. Паранойя, дереализация, Харди с честью, без какой-либо иронии, играет человека, говорящего сквозь зубы и смотрящего на родных отсутствующим взглядом. Для Транка образ предсмертного Капоне — это метафора мафии, мира гангстеров, который в тот момент начал меняться и терять свое в том числе политическое влияние.
Стоит также отметить небольшое появление Капоне в числе прочих оживших знаковых экспонатов из самых разных залов Смитсоновского института. Роль гангстера исполняет Джон Бернтал, талантливый актер, творческая задача которого, впрочем, самозабвенно кривляться вместе с другими историческими антагонистами (Иван Грозный, Наполеон Бонапарт) под предводительством фараона Камунра. Бернтал выполняет функцию натурщика, транслируя представление о своенравном и жестоком гангстере, которое свойственно пониманию этого образа среди современных подростков. Он самоуверен, ходит с автоматом Томпсона наперевес в компании своих подручных, что довольно иронично, в какие-то моменты Бернтал словно копирует ужимки Роберта Де Ниро.
Аль Капоне в кино: 6 гангстерских фильмов о мафиози №1
Белла Адцеева
Пожалуй, ни один период американской истории не эксплуатировался Голливудом так часто, как Чикаго конца 1920-х с гангстерскими перестрелками и бесконечными переделами власти в борьбе за монополию в бутлегерстве. А личность Аль Капоне, со дня рождения которого исполняется 115 лет, занимает уже не первое поколение режиссеров и продюсеров, которые и сегодня пытаются по-новому взглянуть на короля преступного Чикаго.
«Аль Капоне», 1959
В 1959 году Ричард Уилсон снял фильм «Аль Капоне» с Родом Стайгером в главной роли. В картине описан путь гангстера с момента приезда в Чикаго до заключения в 1931 году. После выхода фильм отмечали за правдоподобность, соответствие реальным событиям и правдивое изображение преступного мира и самого Капоне. Однако изначальный вариант сценария изрядно отличался от того, который был в итоге принят в работу. Род Стайгер вынужден был трижды отказываться от роли из-за того, что образ главного преступника Чикаго был романтизирован сценаристами Мэлвином Уолдом и Генри Гринбергом. Контракт с исполнителем главной роли был подписан только после того, как авторы согласились переписать сценарий, что в итоге сыграло на руку фильму. По настоянию Стайгера последние кадры картины изображают Капоне в тюрьме Алькатрас — фильм, по мнению актера, должен был завершиться торжеством справедливости.
«Образ Капоне в фильме — безжалостный, жестокий, неидеализированный. «Аль Капоне» — действительно качественно сделанная картина. Мотивация главного героя не всегда достаточно обоснована, или, точнее сказать, его действия не мотивированы с точки зрения обычных людей. Но сценарий довольно точно воспроизводит реальные события, поэтому все происходящее выглядит убедительно», — такую оценку в 1959 году дал фильму журнал Variety.
«Резня в День святого Валентина», 1967
Лента «короля фильмов класса Б», как прозвали Роджера Кормана журналисты, основан на событиях 14 февраля 1929 года, когда шестеро гангстеров из семьи Аль Капоне расправились с членами группировки его противника ирландца Багса Морана. Моран контролировал поставку алкоголя в нескольких районах Чикаго, не позволяя Капоне стать монополистом. После серии взаимных покушений и убийств семеро бандитов Багса Морана в День святого Валентина были найдены мертвыми на одном из чикагских складов.
Несмотря на то, что сам Аль Капоне не участвовал в реальной бойне и обеспечил себе алиби, в фильме ему отводится главная роль. Мафиози в исполнении Джейсона Робардса планирует кровавую расправу и проводит собрания своей группировки. В картине задействовано много персонажей — гангстеров из банд Капоне и Морана, и каждому из них дана характеристика — закадровый голос зачитывает имена и факты биографии всех бандитов. Кинокритик Роджер Эберт обилие персонажей счел главным недостатком картины, который, по его мнению, не позволил вывести действительно интересные образы. В роли одного из гангстеров снялся 30-летний Джек Николсон, но его имя не было включено в титры.
«Единственная сцена, представляющая здесь коммерческую и художественную ценность — ужасающая своей жестокостью расправа над гангстерами Морана в гараже на севере города. Любителям крови на экране здесь точно будет на что посмотреть», — писал журналист The New York Times после премьеры.
Со временем «Резня в День святого Валентина» стал считаться одним из лучших фильмов Кормана, а в 2009 году журнал Empire поставил его на седьмое место в списке «20 великих гангстерских фильмов, которые вы никогда не видели».
«Капоне», 1975
В отличие от сценаристов «Аль Капоне», создатели фильма 1975 года «Капоне» не стали делать ставку на достоверность, правдивому изображению реальных событий предпочтя остроту сюжета и привлекательность для зрителя. Так, в фильме даже появилась вымышленная подружка гангстера Айрис Кроуфорд в исполнении Сьюзан Блейкли. Капоне сыграл Бен Газзара, кроме того, в картине снялись Джон Кассаветис в роли Фрэнки Йеля, Гарри Гуардино в роли Джонни Торрио и Сильвестр Сталлоне, сыгравший Фрэнка Нитти. Эта работа стала для Сталонне одной из первых ролей в кино, и с ней связана одна из неточностей в фильме — после смерти Капоне герой Сталлоне произносит речь над его могилой, в то время как реальный Фрэнк Нитти умер за четыре года до своего босса.
Критики в рецензиях к «Капоне» писали, что, несмотря на присутствующий в фильме юмор, в целом картина получилась довольно скучной — виной тому многочисленные затянутые сцены, в которых гангстеры бесконечно ездят по Чикаго и сидят в ресторанах.
«Неприкасаемые», 1987
Противостояние Аль Капоне и спецагента министерства финансов Элиота Несса, которому — пусть и «всего лишь» по обвинению в неуплате налогов — но удалось усадить преступника №1 за решетку, стало сюжетом для книги и нескольких сериалов и фильмов. Самый известный из них — драма Брайана Де Пальмы с Кевином Костнером в главной роли и Робертом Де Ниро в роли Аль Капоне.
Сюжет «Неприкасаемых» основан на реальных событиях — в 1929 году 26-летний агент Министерства финансов Элиот Несс действительно получил разрешение на создание спецгруппы по задержанию Аль Капоне — в Чикаго того времени не приходилось рассчитывать на честность правоохранительных и судебных структур, многие сотрудники которых были подкуплены гангстерами. Однако для придания остроты сюжету многие детали охоты на мафиози были изменены — так, в фильме в команду Несса входит четыре человека, в то время как на самом деле их было одиннадцать, и к моменту суда над Капоне всем им удалось остаться в живых.
Брайан Де Пальма с момента прочтения сценария хотел, чтобы Аль Капоне сыграл именно Де Ниро, однако у актера было несколько условий — он хотел для начала доиграть сезон на Бродвее, где был занят в одной из постановок, к тому же, требовал для своего героя еще одной дополнительной сцены. Кроме того, для роли Капоне Де Ниро нужно было набрать 14 килограммов, и тогда Де Пальма начал переговоры с актером Бобом Хоскинсом, который больше подходил по фактуре. В последний момент Роберт Де Ниро согласился на роль, и режиссер отправил уже утвержденному Хоскинсу чек на 20 тысяч фунтов и записку со словом «Спасибо».
Аль Капоне Роберта Де Ниро в фильме предстает настоящей американской знаменитостью, собирающей вокруг себя толпы репортеров и обслуживающего персонала — к 1930 году реальный гангстер №1 таким и был. Благодаря набранному весу у актера изменилась форма лица — по словам Де Пальмы, во время подготовки к съемкам именно этого сходства Де Ниро и пытался достичь больше всего. В «Неприкасаемых» у него не так много сцен, и практически во всех он предстает шутником, снисходительно поглядывающим на полицию и спецагентов (как известно, Аль Капоне не могли предъявить прямых обвинений в более серьезных преступлениях, чем неуплата налогов, из-за отсутствия доказательств). Например, в самом начале фильма он произносит несколько фраз, которые съемочная группа взяла из реальных интервью Аль Капоне: «Я забочусь о потребностях людей. Люди будут пить. Вы знаете, я знаю, все знают, но только я принимаю это во внимание»; «Что такое контрабанда? На корабле это незаконная торговля, а на Лэйк-Шор-Драйв это — гостеприимство»; «Я вырос в опасном районе. Там говорили, что ты можешь больше достичь добрым словом и пистолетом, чем просто добрым словом». Однако в самой известной сцене фильма, где показан банкет гангстеров, Де Ниро «дает» настоящего Капоне с его жестокостью и нетерпимостью даже к членам банды.
При большом успехе у зрителей критиками фильм был воспринят неоднозначно — большинство отмечали недостаточно глубокую проработку характеров, зато хвалили воссозданную на экране атмосферу криминального Чикаго 1930 года.
«Роль Аль Капоне Де Ниро исполняет с театральной широтой, в результате у него получилась сатира на прототип, на саму идею боссов мафии. С выпяченной грудью и специфической манерой речи он действительно напоминает деспота, но чтобы убедить нас в жестокости Капоне, в сюжет нужно было включить больше сцен реального насилия с его участием», — писал кинокритик The Washington Post.
«Подпольная империя», 2010 — …
Действие сериала «Подпольная империя», первый эпизод к которому снял Мартин Скорсезе, происходит в Чикаго 1920-го года, а главный герой там вовсе не Аль Капоне, а Наки Томпсон в исполнении Стива Бушеми. События сериала начинаются за несколько часов до вступления в силу сухого закона и изображают противостояние преступных группировок, главари которых борются за открывшуюся возможность баснословного заработка. 21-летнего Капоне в сериале играет британский актер Стивен Грэм, и в фильме он предстает недавно прибывшим в Чикаго помощником влиятельного мафиози Джонни Торрио.
По словам Грэма, перед началом съемок Скорсезе настаивал, чтобы актер не пересматривал более ранних фильмов про Аль Капоне, а попытался привнести в персонаж что-то новое.
«Мы все смотрели много фильмов, где Капоне показан агрессивным, даже неуравновешенным деспотом. Мы, напротив, хотели заставить зрителей полюбить его, а для этого нужно было вытащить наружу его человеческие качества, добавить немного юмора. Конечно, я не хотел сделать клоуна из гангстера, но задача была — показать его не таким серьезным. Я думаю, самое ценное в моем Капоне — то, что в сериале можно наблюдать переломный момент в его жизни. Как из валяющего дурака парня он превращается в мужчину», — рассказывал актер.
«Лицо со шрамом», 1983
Еще одна криминальная драма Брайана Де Пальмы прочно ассоциируется с историей Аль Капоне. «Лицо со шрамом» — пожалуй, самый прославленный фильм режиссера — описывает историю взлета и падения не самого Капоне, а кубинца Тони Монтаны, а сценарист Оливер Стоун создавал персонаж под впечатлением от посещения Майами в 1980 году. Однако название (у Аль Капоне, как и у Тони Монтаны, с юности был шрам на левой щеке) и тот факт, что картина является ремейком одноименного фильма 1932 года и вольной экранизацией романа Армитэджа Трэйла, в которых прототипом главного героя был Аль Капоне, позволяет связывать картину Де Пальмы с именем знаменитого мафиози.
События фильма не воспроизводят жизнь Аль Капоне, но в биографии вымышленного и реального персонажей есть совпадения — известно, что Капоне унаследовал Чикагскую организацию, созданную его «наставником» Джоном Торрио, в фильме же Монтана присваивает империю своего босса Фрэнка. Кроме того, несмотря на более страшные преступления, Тони Монтане грозит то же обвинение, что и королю преступного Чикаго — уклонение от уплаты налогов.
Фильм, который переиздается и спустя 30 лет после выхода, в 1983-м был воспринят в штыки многими критиками, писателями, режиссерами, а Брайану Де Пальме с трудом удалось избежать рейтинга X (эквивалент нынешнего рейтинга NC-17, которым отмечают фильмы, рекомендованные только для взрослых). Во время премьеры режиссер Мартин Скорсезе обернулся к Стивену Бауэру (исполнитель роли Маноло Ривьеры) и сказал: «Вы, парни, потрясающие, но будьте готовы к тому, что в Голливуде вас возненавидят». Из-за чрезмерной жестокости некоторых сцен, и особенно эпизода с бензопилой, против фильма выступали Курт Воннегут, Джон Ирвинг, Люсиль Болл и многие кинокритики.
«Критики его (фильм — ред.) ненавидели. Я даже сказал остальным актерам не читать рецензий. Помню ночь после первого показа фильма в Нью-Йорке. Я вышел поесть в Sardi’s (ресторан на Манхэттене — ред.). Когда я вошел, все в помещении замерли и уставились на меня. Будто я зашел в комнату со скульптурами вместо людей. Там ужинала Лайза Минелли — она была из тех, кто еще не посмотрел фильм. Когда я подошел, она сказала: «Аль, что такого ужасного ты сделал всем этим людям?», — вспоминал актер.
Главный гангстер. Как в кинематографе эксплуатируют образ Аль Капоне
Несколько лет после смерти Аль Капоне его считали проклятием Чикаго: стыдились о нём вспоминать, а места, где он жил и планировал свои дела, были разрушены бульдозером. Но, как только зло стало прошлым, люди начали романтизировать образ гангстера. Личность Аль Капоне стала одной из самых популярных среди режиссёров, которые воспевают 1920-е годы с их гангстерскими перестрелками. Со смерти главного преступника Чикаго прошло 70 лет, какой же вклад он внёс в кинематограф?
Коллаж © L!FE Фото: © Album/EAST NEWS
В 1959 году вышел «Аль Капоне» Ричарда Уилсона с Родом Стайгером в главной роли. Фильм повествует о жизни гангстера с момента его переезда в Чикаго и до заключения под стражу в 1931 году. Это одна из немногих кинокартин, которую хвалили за соответствие реальным событиям и правдивое изображение самого Капоне. Но это правдоподобие было достигнуто с третьего раза: сценаристы романтизировали образ преступника, и Род Стайгер трижды отказывался от роли. Именно по настоянию актёра в последнем эпизоде фильма зрители видят Аль Капоне в тюрьме Алькатрас: по мнению Стайгера, картина должна была заканчиваться торжеством справедливости.
Фото: © EAST NEWS/ Collection Christophel
Кинокритик журнала Variety назвал Капоне Стайгера безжалостным убийцей, лишённым какого-либо романтического ореола, и подчеркнул, что «Аль Капоне» — качественно сделанная кинокартина. « Мотивация главного героя не всегда достаточно обоснована, или, точнее сказать, его действия не мотивированы с точки зрения обычных людей. Но сценарий довольно точно воспроизводит реальные события, поэтому всё происходящее выглядит убедительно».
А кинолента Роджера Кормана 1967 года «Резня в День святого Валентина» основана на событиях 14 февраля 1929 года. Тогда шесть гангстеров из семьи Аль Капоне убили нескольких бандитов из группировки его противника ирландца Багса Морана, который контролировал поставку алкоголя в нескольких районах Чикаго, не позволяя Капоне стать монополистом. Сам Аль Капоне не участвовал в расправе, тем не менее в фильме ему отведена главная роль: актёр Джейсон Робардс в роли гангстера планирует западню.
Фото: © EAST NEWS/ Collection Christophel
Из-за большого количества персонажей закадровый голос в фильме зачитывает имена и факты из биографии всех бандитов. Как раз множество персонажей и было названо кинокритиком Роджером Эбертом из газеты Chicago Sun-Times главным недостатком фильма.
Но в 2009 году журнал Empire поставил фильм Кормана на седьмое место в списке «Двадцати великих гангстерских фильмов, которых вы никогда не видели».
Фото: © EAST NEWS/ Collection Christophel
Сценаристы «Капоне», кинокартины 1975 года, уже не стали относиться так же трепетно к достоверности, как создатели фильма «Аль Капоне». Зато они сделали ставку на зрелищность и остросюжетность. Но это не спасло фильм. Например, кинокритик Роджер Эберт назвал его скучным, и это несмотря на присутствовавший в нём юмор: «Это своеобразный мутный фильм, который позиционируется как беллетризованная документалка. Истина заключается в том, что фильм не придерживается фактов. Но отсутствие фактичности не имело бы значения, если бы фильм был по крайней мере интересным. А тут только хороший юмор и много насилия». Также фильм Стива Карвера обвинили в излишней натуралистичности, а именно в детальном показе женской наготы.
Сюжет фильма 1987 года «Неприкасаемые» основан на реальных событиях: в 1929 году 26-летний агент Министерства финансов Элиот Несс получил разрешение на создание спецгруппы по задержанию Аль Капоне. Но снова для придания остроты сюжету многие факты были изменены. Правда, так ли это важно, если в главных ролях — Роберт Де Ниро (Аль Капоне) и Кевин Костнер ( Элиот Несс)?
Фото: © EAST NEWS/ Collection Christophel
В фильме Брайана Де Пальмы Аль Капоне — настоящая знаменитость, за которой гоняются не только мафиози и спецагенты, но и толпы репортёров. Впрочем, к 1930-м годам Капоне таким и стал. Гангстер в исполнении Де Ниро вышел весельчаком, заигрывающим с прессой. Отдельный плюс фильма заключается в том, что в него включены цитаты из реальных интервью с Капоне.
Тем не менее фильм получил неоднозначную оценку кинокритиков. Хэл Хинсон из Washington Post: «Роль Аль Капоне Де Ниро исполняет с театральной широтой, в результате у него получилась сатира на прототип, на саму идею боссов мафии. С выпяченной грудью и специфической манерой речи он действительно напоминает деспота, но, чтобы убедить нас в жестокости Капоне, в сюжет нужно было включить больше сцен реального насилия с его участием«.
В 1983 году Брайан Де Пальма представил ещё один фильм, на который его вдохновила жизнь чикагского гангстера, — «Лицо со шрамом». Только описывается в нём история не самого Капоне, а кубинца Тони Монтаны. В биографии вымышленного и реального персонажей достаточно совпадений: шрам на левой щеке, унаследование преступной организации от наставника, одинаковое обвинение — в уклонении от уплаты налогов.
Фильму Брайана Де Пальмы с большим трудом удалось избежать рейтинга X, то есть рекомендованного только для взрослых. А всё из-за чрезмерной жестокости. Режиссёра Мартина Скорсезе, писателей Курта Воннегута и Джона Ирвинга возмутила сцена с бензопилой. В ней противники Монтаны разрезают его друга на части.
Зато сегодня роль Тони Монтаны называют одной из лучших в карьере Аль Пачино.