актер сыгравший алешу в формуле любви
Александр Николаевич Михайлов (актер)
Александр Николаевич Михайлов. Родился 16 мая 1961 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, певец, исполнитель духовных стихов и песнопений. Получил широкую известность как исполнитель роли Алеши в фильме «Формула любви».
Александр Николаевич Михайлов родился 16 мая 1961 года в Москве.
С ранних лет занимался творчеством. В 12 стал посещать театральную студию, в которой занимался фехтованием, пластикой. Там начал принимать участие в первых театральных постановках.
В 1983 году окончил Театральное училище им. Б. Щукина, курс Ю. В. Катина-Ярцева.
По окончании училища вместе с женой работал в Центральном детском театре, среди его работ: «Ромео и Джульетта» (режиссёр Анатолий Эфрос) — Ромео; «Страдания юного В». — Эдди; «Алёша» — Алёша.
Александр Михайлов в фильме «Тропинины»
После окончания ВТУ им. Б. Щукина был приглашен на роль молодого Михайлы Ломоносова в популярном телесериале «Михайло Ломоносов».
Александр Михайлов в фильме «Михайло Ломоносов»
Сам актер говорил об этой работе: «Я не относился к ней серьезно, как к своим драматическим ролям в театре, ведь «Формула любви» – это комедия. Потом я задумывался, почему фильм оставляет такое светлое впечатление. Ведь Калиостро боролся с Богом, хотел вывести формулу любви и доказать, что человек сильнее Творца. Но в результате получается, что Бог победил. Кстати, у А.Н. Толстого этого нет. Финал, где Калиостро покаялся и сдал себя властям, придумал Григорий Горин. Между прочим, роль Алексея стала для меня автобиографичной. В юности я был очень похож на своего героя, такой же витающий в облаках юноша. Когда прочитал сценарий, понял, что это про меня. В конце фильма мой герой взрослеет, женится, у него начинается новая жизнь. У меня было так же».
Александр Михайлов в фильме «Формула любви»
Однако карьера актера в кино и театре прервалась во второй половине 1980-х, когда по настоянию супруги он обратился к религии.
Еще работая в театре они с женой начали брать уроки вокала и сольфеджио, готовя себя для служения в храме.
Свою новую жизнь супруги начали в храме подмосковного села Гребнево, став певчими в хоре (альт и тенор).
С 1994 года они стали совместно выступать с сольными концертами. В 1997 году супруги окончили Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Александр получил степень бакалавра религиоведения.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II супруги Михайловы выпустили несколько аудио-альбомов: «Слава Богу за всё!» (1995), «Пойте, детки, Господу» (1996), «Тихая моя Родина» (1998), «Душа грустит о небесах» (2003). Последний альбом они посвятили памяти своего духовного отца, протоиерея Феодора Соколова, погибшего в автомобильной катастрофе в 2000 году.
Поют Александр и Елена Михайловы
Супруги Михайловы стали Лауреатами I Московского Молодёжного фестиваля авторской духовной песни во имя св. Романа Сладкопевца «Исповедь сердца», были награждены медалями прп. Сергия Радонежского II степени и св. благоверного князя Даниила Московского.
Они с женой Еленой не только поют, но и делают совместные спектакли. В 1998 году поставили сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», пригласив режиссёром профессора театрального училища имени Б.В. Щукина Марианну Рубеновну Тер-Захарову. Михайловы исполнили в спектакле по несколько ролей.
В 2008 году в театре имени Евг. Вахтангова состоялась премьера спектакля по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор» с Еленой и Александром Михайловыми в главных ролях.
Рост Александра Михайлова (III): 187 сантиметров.
Личная жизнь Александра Михайлова (III):
Александр Михайлов и жена Елена
Фильмография Александра Михайлова (III):
Дискография Александра Михайлова (III):
Две жизни звезды «Формулы любви»: Почему Александр Михайлов после женитьбы ушел из кино
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Александр Михайлов с самого детства знал, что хочет связать свою жизнь с творчеством. Еще в 6 лет он заявил матери о том, что непременно будет артистом. С 12 лет мальчик начал посещать театральную студию, где брал уроки актерского мастерства и занимался фехтованием и пластикой. Вопрос о выборе профессии для него не стоял – после школы Александр с первого раза поступил в Щукинское театральное училище, а после завершения учебы его приняли в труппу Центрального детского театра.
Еще во время учебы Михайлов начал сниматься в кино и играть в телеспектаклях. В 20 лет он дебютировал в киноповести «Тропинины», а спустя два года получил сразу две главные роли в фильмах-спектаклях «Июнь. Москва. Чертаново» и «Ромео и Джульетта». В следующем году он сыграл еще две главные роли, которые принесли ему всесоюзную популярность, – в фильмах «Михайло Ломоносов» и «Формула любви». После такого успешного старта Александра Михайлова называли одним из самых многообещающих молодых актеров и прочили ему блестящее будущее в кино, но он выбрал другой путь.
В Центральном детском театре Александр Михайлов познакомился с актрисой Еленой Черняк, о которой рассказывал: « Мы сразу поняли, что внутренне близки, начали много общаться, нам почему-то все время хотелось друг другу выговориться, наверное, потому, что у каждого за спиной была уже прожитая часть жизни, были душевные раны ». Вскоре они поженились и с тех пор не расстаются.
В 21 год Елена решила пройти обряд крещения. Ее крестил Николай Ведерников, который стал ее духовным наставником. Когда муж признался ей в том, что испытывает тяжесть на душе и хочет с кем-то об этом поговорить, она посоветовала ему обратиться к батюшке. Александр вспоминал: « Батюшка меня спросил: «В чем вы хотите покаяться?». А я не знал, ну в чем мне каяться? И он сказал тогда: «Вы еще не готовы». И мы просто разговаривали. Я говорил о своей жизни, о своих сложностях, о том, что меня мучает, фактически, это нельзя было назвать исповедью. Но несмотря на это, когда я вышел из храма, я вдруг ощутил, что что-то произошло. Я почувствовал, что это не просто так, как мне раньше казалось – постояли и поговорили два человека ». После этого Михайлов переосмыслил все свои ценности и понял, что его жизнь с этой встречей разделилась на «до» и «после», что он обрел новый смысл и больше не сможет мириться с тем, с чем раньше ему приходилось мириться.
В конце 1980-х гг. в театре и кино сложилась такая ситуация, которая противоречила моральным и религиозным убеждениям Александра. Ему все чаще предлагали роли злодеев и негодяев, и он больше не мог соглашаться их играть. Несколько раз в театре Михайлов отказывался от ролей, что вызывало негодование у руководства. И в 1987 г. жена предложила ему уйти из актерской профессии. На тот момент им обоим это казалось единственным верным решением – они больше не могли вести двойную жизнь и быть зависимыми от режиссеров и сценаристов.
Тогда Елену и Александра Михайлова практически никто из знакомых не понимал и не поддерживал. Многие даже перестали с ними общаться, потому что восприняли их решение как предательство – и самим себе, и актерской профессии. Для них самих это был очень непростой выбор, ведь у обоих успешно складывались карьеры, им часто звонили с «Мосфильма», а они категорически отказывались сниматься. Но тогда оба решили действовать так, как подсказывало сердце.
Еще работая в театре, супруги начали брать уроки вокала и сольфеджио, готовясь к служению в храме. В селе Гребнево под Москвой супруги Михайловы стали певчими в храме, затем переехали в Тушино. Там они пересмотрели свои взгляды на актерскую профессию: в воскресной школе ставили спектакли для детей, и когда Михайловы вместе с ними ездили на церковные праздники в Троице-Сергиеву лавру, они увидели, что там тоже проходят постановки на библейские темы. Тогда Михайловы решили, что в актерской деятельности может не быть ничего греховного, все зависит от того, как и о чем говорить со сцены.
Поначалу Александр и Елена исполняли духовные песни во время церковных праздников, а затем вернулись на сцену, начали гастролировать с сольными концертами и выпустили несколько альбомов с духовными песнями. В 1997 г. они оба окончили Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. В то же время супруги начали выпускать совместные спектакли: они поставили сказку М. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и подготовили постановку по рассказу А. Солженицына «Матренин двор».
Сегодня Александр Михайлов не считает напрасной свою жизнь до того, как он пришел к Богу. За свои роли в кино ему не стыдно, ведь в них он видит особенный смысл. О своей самой известной киноработе он говорит: « Я не относился к ней серьезно, как к своим драматическим ролям в театре, ведь «Формула любви» – это комедия. Потом я задумывался, почему фильм оставляет такое светлое впечатление. Ведь Калиостро боролся с Богом, хотел вывести формулу любви и доказать, что человек сильнее Творца. Но в результате получается, что Бог победил. Кстати, у А.Н. Толстого этого нет. Финал, где Калиостро покаялся и сдал себя властям, придумал Григорий Горин. Между прочим, роль Алексея стала для меня автобиографичной. В юности я был очень похож на своего героя, такой же витающий в облаках юноша. Когда прочитал сценарий, понял, что это про меня. В конце фильма мой герой взрослеет, женится, у него начинается новая жизнь. У меня было так же ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Любовь и голуби» Александра Михайлова. Невероятная история в личной жизни актера
Он мог бы построить блестящую карьеру на флоте, но увиденный в театре спектакль заставил пересмотреть приоритеты. Суровые жизненные испытания позволили Александру Михайлову стать отличным актером, ведь ему почти ничего не нужно было играть.
Голод, устройство общежития, работа на заводе и служба на корабле — все это было не понаслышке знакомо артисту. Александр Михайлов использовал личный опыт на съемочной площадке, поэтому зрители верили в искренность и аутентичность его киногероев. Знаковым для Александра Яковлевича стал персонаж Василия Кузякина в трагикомедии «Любовь и голуби». Однако серьезного интеллигентного актера мало что связывало с образом деревенского мужчины, изменившего жене.
5 октября Михайлову исполняется 77, он по-прежнему играет в кино и на сцене, а также преподает студентам актерское мастерство. Счастливым артиста делают профессия, дети, внуки и жена. Но какие преграды супругам пришлось преодолеть, прежде чем воссоединиться, и не мешала ли им 23-летняя разница в возрасте?
Зов моря
Александр Яковлевич появился на свет в бурятском поселке Цугольский Дацан. Родители разошлись, когда ребенку было четыре, и обладавшая жестким характером мама Степанида Наумовна воспитывала сына в одиночку: трудилась на кирпичном заводе, рудниках и железной дороге. Причин расставания близких Михайлов так и не выяснил — в ответ на вопрос папа заплакал и сказал, что наследнику не стоит этого знать.
Детство артиста выпало на тяжелое и голодное время. От смерти ребенка спасла бурятка по имени Надя, продававшая в деревне молоко. Пожалев худого мальчика, которого буквально сносило ветром, женщина сказала Степаниде Наумовне, что будет приносить ему молочные продукты бесплатно.
Увидев репродукцию «Девятого вала» Айвазовского, подросток заболел морем. Юный мечтатель дважды сбегал из дома и пытался добраться до Нахимовского училища без копейки. «Зайца» высаживали из поездов и отправляли обратно к матери. Когда Степанида Наумовна осознала, что бороться с сыном бесполезно, то перевезла его во Владивосток. Саша только окончил семилетку, и тут выяснилось, что в мореходку берут после восьмого класса. Пришлось поступать в ремесленное училище.
Выпускники заведения должны были идти на судостроительный завод, но Михайлов сбежал в море. «Чуть ли не на коленях упросил капитана дизель-электрохода «Ярославль» взять меня на корабль. Так я стал учеником моториста. Потом перешел на дизель-электроход «Курган». Около двух лет ходил по морям — Японскому, Охотскому и Берингову, по другим местам Тихого океана… Счастью моему не было предела. Сначала был в машинном отделении мотористом, потом электриком. У меня уже на руках было направление в высшее мореходное училище, но случилась трагедия», — делился актер.
Однажды в Охотском море разыгрался шторм в восемь баллов, и судно Александра осталось без связи. Близкие полагали, что все, кто был на борту, погибли. Поседевшая за ночь мама встретила сына на берегу. Степанида Наумовна поставила наследнику ультиматум: или она, или профессия. Михайлов задумал схитрить: временно уйти с корабля, чтобы успокоить родительницу, — так что устроился электромехаником на швейную фабрику.
Театр
С актерством Александра «переклинило», как когда-то с морем: случайно посмотрев спектакль по повести Чехова, механик настолько впечатлился игрой студентов Дальневосточного института искусств, что захотел к ним присоединиться. Так, в 21 Михайлов попал в театральную среду.
Первые два года в студента верила лишь принявшая его на курс Вера Сундукова. Саша подрабатывал грузчиком, дворником и сторожем, чтобы продолжать учебу. Внутренний зажим и природная стеснительность со временем уступили место таланту: отрывок из «Поднятой целины» получился у парня убедительным, и преподаватели посмотрели на Александра другими глазами. По окончании вуза выпускника пригласили в Приморский краевой драмтеатр имени Горького, а вскоре его переманили в Саратов.
Затем были Театр имени Ермоловой и Малый, в период службы в котором актер едва не погиб. Дело в том, что после исполнения главной роли в спектакле «Смерть Ивана Грозного» скончались пять артистов, и Михайлов не хотел оказаться в их числе, требуя убрать из названия слово «смерть». Поначалу руководство не послушало его, и последствия оказались ужасающими: неожиданно у Александра пошла кровь горлом. В клинике звезде сцены сделали резекцию желудка, мужчина впал в кому и потерял 32 килограмма. Лишь чудом он выжил.
« Около двух суток провел в коме. Видение тогда было у меня: озеро потрясающее, музыка, космос. Видел семь лодок, что шли ко мне. Это были не лица — лики. И один из них утонул», — описывал Александр Михайлов в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
Главные кинороли
Артисты суеверны, и Михайлов полагал, что несколько раз избежал гибели не просто так. Первую яркую роль в кино актер исполнил в картине «Это сильнее меня», затем была мелодрама «Приезжая», приключенческий фильм «Похищение «Савойи» и лидер проката «Мужики. »
Популярность актера увеличилась благодаря картине «Одиноким предоставляется общежитие». По признанию артиста, ему фактически ничего не пришлось играть: на швейной фабрике Михайлов трудился, да и был моряком в отставке, как его герой.
У большинства зрителей Александр Яковлевич ассоциировался с Васей Кузякиным из комедии «Любовь и голуби». «Я получал большое количество благодарных писем. В фильме основным генератором был Володя Меньшов. Если бы этот материал снимал не он, ничего бы не получилось. Он заряжал нас всех своей энергией. Володя очень любил актеров. А когда чувствуешь любовь режиссера, это ни с чем не сравнимое ощущение. За Меньшовым мы готовы были в огонь и в воду. Причем в самом прямом смысле. Например, снимали мы отдых в Батуми, вода в ту пору была не теплее 14 градусов. А Люся Гурченко дико боялась холода, постоянно дрожала. И все равно снималась», — рассказывал Михайлов.
При этом звезда кино не любил говорить про трагикомедию Меньшова: как бы ни акцентировали на ней внимание поклонники, а Михайлов доказал, что он глубокий и серьезный артист, десятками других ролей. Так, Александру Яковлевичу посчастливилось сыграть чемпиона мира по шахматам Александра Алехина в фильме-биографии «Белый снег России». Актер блестяще отразил психологию непобедимого спортсмена, который в реальности сражается с собой и личными страхами.
В 90-х артист снимался реже, зато дебютировал как певец с программой народных песен и романсов. В нулевых звезда вновь замелькал на экране: в «Благословите женщину», сериалах «Есенин» и «Мата Хари». В последнее время Михайлов играет в антрепризе и преподает во ВГИКе, а на кинороли соглашается, только если находит их по-настоящему интересными и достойными.
Любимые женщины
Первую любовь Веру Мусатову Михайлов встретил, будучи студентом второго курса актерского факультета. Музыковед покорила Александра, но не его маму: все 35 лет брака артист словно находился меж двух огней. Возможно, Степанида Наумовна просто не сумела примириться с тем, что сын привязался к кому-то еще, кроме нее. В любом случае, даже рождение сына Кости не спасло семью от распада.
На заре 90-х от связи с коллегой по театру Ольгой Кузнецовой у Михайлова родилась внебрачная дочка Анастасия. Создавать с Ольгой новую семью актер не планировал, хотя и от участия в жизни наследницы не отказался. Жениться вновь он решился позднее, когда сблизился с Оксаной Васильевой.
Васильевы и Михайловы дружили парами: Оксана работала врачом, а Владимир был актером. Когда в 1993-м артист Театра имени Ермоловой скончался от последствий инсульта, вдова в первую очередь позвонила Александру Яковлевичу. Общее горе сплотило звезду кино и доктора.
Как бы жестоко это ни звучало, Оксане удалось то, чего не сумела Вера: Степанида Наумовна приняла ее в семью. В начале нулевых Михайлов женился на вдове друга, усыновил ее наследника от первого брака и вновь стал отцом — избранница подарила ему дочь Мирославу. Благодаря молодой супруге Александр Яковлевич обрел спокойствие, счастье и гармонию.
«Уверен, наша встреча с Оксаной — это судьба. У нас и дни рождения в один день. И еще любопытный факт: у Оксаны прапрадед был Михайлов. Тушил пожары, и прозвище ему за это дали Пожарный, потом это в фамилию переродилось — Пожарнов. Поэтому Оксана носила фамилию Пожарнова. После первого замужества стала Васильевой. А когда вышла за меня, вернула родовую фамилию — Михайлова. Через три поколения! Она абсолютно мой человек».
Уже на втором курсе Михайлов воплотил образ Ромео в телеспектакле Анатолия Эфроса «Ромео и Джульета». Получив диплом, устроился в Центральный детский театр (ныне РАМТ). Талантливый актер был нарасхват: его активно занимали в постановках и звали в кино.
Страна узнала имя актера после выхода на экраны комедии «Формула любви», в которой Александр Михайлов сыграл порывистого юношу-мечтателя Алексея Федяшева.
Эта роль могла бы стать для него пропуском на кинематографический Олимп, а оказалась последней в его карьере.
В театре он познакомился с Еленой Черняк, и молодые актеры мгновенно ощутили духовную близость. Однажды Михайлов признался возлюбленной, мол, тяжело на душе, хочется выговориться. И она отправила его к своему духовнику Николаю Ведерникову, у которого крестилась в 21 год.
Эта встреча стала поворотной для Александра. Довольно быстро он осознал, что его предназначение в другом.
— Я столкнулся с другим миром, и когда я понял, что это для меня серьезно, одновременно осознал, что с чем-то надо проститься. А именно, со своей сегодняшней жизнью. Это момент очень сложный для любого новоначального. Ты понимаешь, что жил неправильно. Но важно в этот момент не думать, что вся предыдущая жизнь была напрасна. Напротив, она была этапом, ступенью к нынешнему состоянию, — объяснял актер.
Они оба расстались с театром в 1987 году — Александру было 26 лет, Елене — 30. Некоторые коллеги крутили пальцем у виска: Елена и Александр востребованные актеры, их зовут сниматься, а они мало того что отказываются от ролей, а теперь и вовсе ушли из профессии! Не приняли этот поступок даже родители актеров. А супруги просто не могли лицемерить, соглашаться играть противоречащие их принципам роли и продолжать зависеть от сценаристов и режиссеров.
— Самое страшное, что мы почувствовали — в нашей жизни появилась ложь. Мы работаем в театре, получаем за это зарплату, и мы ведем двойную жизнь. Жизненные принципы одни, а делать приходится совсем другое. В последнее время при распределении ролей Саше доставались то роль убийцы, то самоубийцы. Он отказывался один раз, другой, третий, а потом началось негодование администрации. И у меня тоже настал критический момент. В последней работе, когда постановщик танцев стал ставить хореографию, там были такие движения, что я подумала — вот мой муж придет на это смотреть, и как я буду все это вытворять? Ему же будет просто стыдно за меня, — аргументировала такое решение Елена Михайлова.
Еще не покончив с актерством, супруги начали обучаться вокалу. Уйдя из театра, устроились певчими в храм. Стали исполнять духовные песни со сцены и даже записали несколько альбомов. В 1997 году окончили Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Супруги Михайловы и в театр вернулись.
— Когда мы уходили из театра, то мнение многих батюшек о том, что это греховное дело и все это надо бросать, оно сыграло решающую роль. А когда мы уже ушли и работали в храме, тогда мы увидели, что при храме есть воскресная школа, там ставят спектакли, дети играют белочек, зайчиков, волхвов. Мы увидели, что и в церковной среде это есть. Есть театр, есть постановки, детей водят на детские спектакли, значит, это можно, и для нас все стало открываться заново. Мы поняли, что не театр плох сам по себе, все зависит от того, как это сделано, — признавалась Елена.
Михайловы поставили сказку М. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», а позже подали идею руководству Вахтанговского театра поставить на прославленной сцене «Матренин двор» Солженицына и сами сыграли в этом спектакле. К слову, постановка по сей день идет в Театре им. Вахтангова.
— Ничто не было напрасным в нашей жизни. Я считаю, что это время, после ухода из театра, было периодом набора чего-то уже совсем другого. Оно было нам нужно для того, чтобы потом выйти на исполнение духовных песен, на наш спектакль, совсем с другим внутренним багажом, другой внутренней наполненностью. Это большая милость Божия к нам. И тот жизненный путь, который мы прошли, то, что мы получили богословское образование, наложило колоссальный отпечаток на нашу дальнейшую деятельность, на наше творчество и на всю нашу жизнь, — не жалеет о сделанном когда-то шаге Александр Михайлов.