актер сыгравший базина в фильме курьер
Федор Дунаевский о «Курьере» 30 лет спустя, смерти Базина и Израиле
К юбилею любимого фильма «Афиша Daily» поговорила с тем самым «Курьером».
В этом году легендарному и вечно молодому фильму «Курьер» исполняется 30 лет. Снял его вполне начинающий еще тогда Карен Шахназаров (ныне — директор «Мосфильма»). А главные роли исполнили одноклассники Федор Дунаевский и Анастасия Немоляева. Главный герой — этот самый курьер Иван Мирошников — стал своеобразным «Братом» конца 80-х — героем будущего потерянного поколения — искренним, ироничным, ищущим новые точки опоры в дающем трещины мире, скептиком и романтиком.
— Вы на своего героя вообще похожи?
— Мы разные совершенно. По характеру я жесткий, бескомпромиссный. И по отношению к другим, и к себе. А Иван — вяленый такой. И еще он склонен к эпатажу, что мне абсолютно было несвойственно. Понятно, что какие-то совпадения присутствуют. У него в фильме родители разводятся. И у меня разошлись. Но на этом и все, наверное… О работе грузчика я вряд ли бы помышлял: я все-таки окончил лучшую школу Москвы (спецшкола № 875 с эстетическим уклоном. — Прим. ред.), учился в театральной студии, играл на скрипке, трубе, пел в хоре. Семья — научная интеллигенция. Если говорить о друзьях Ивана, то это тоже не очень моя среда…
— Вы на кого-то ориентировались во время работы над образом?
— Я играл Холдена Колфилда из романа «Над пропастью во ржи». Иван — это он. Для меня лично. Знаете, когда музыкант выступает на сцене — он выбирает отдельное лицо в зале и играет конкретно для него. Так проще. Так было и в моем случае. Хотя для Карена Шахназарова ни о каком Колфилде речи не было. Я сам проработал внутри этот образ. И сам его сыграл.
— Насколько я знаю, вашего в картине довольно много. Какие-то фразы — вроде «А можно я вас папой буду называть?», где вы обращаетесь к герою Басилашвили. Импровизации много вообще было?
— Весь текст, где говорит Иван, — это мой текст. То есть сценарный текст, конечно, имелся. Но мы снимали дубль, два, три, а он у меня не шел. Мне казались неестественными эти фразы. Я говорил: «Карен Георгиевич, не то!» Он: «Ну ладно, скажи своими словами». И все получалось. Если интересно, можете почитать повесть «Курьер» и сравнить диалоги.
— Что больше всего удивило вас в съемочном процессе?
— Удивило, что все так долго. Пока свет поставят. Пока отрепетируем. Потом обед. Потом снимаем 15 минут одну сцену — и все, смена закончилась! Да еще жара — 30 градусов. Представьте, ты стоишь, потеешь несколько часов, вокруг эти огромные осветительные приборы. А тебе какая-нибудь тетенька — помощник костюмера: «Ты что, потел? Воротничок грязный!»
— А почему на протяжении всего фильма у вас настолько безэмоциональное выражение лица?
— Это задумка режиссера. Он хотел, чтобы я никак физиономически ни на что не реагировал, ничего не выражал. И в моем случае на 80 процентов роль сделана голосом, при озвучке. Все эмоции в голосе. Лицо нейтрально.
— Были ли сцены, которые не вошли в фильм?
— Да, две. Одна — это сон Ивана, где он получает Нобелевскую премию. Мы ее снимали в большом зале. Много народу, женщины, дорогие платья, бриллианты, декольте. По сюжету у него берут журналисты интервью: «Вот вчера вы в Сан-Ремо, а сегодня Нобелевка!» Он стоит в окружении светских лиц — в белом фраке. Но потом режиссеру показалось, что Иван не должен быть тщеславным, и ее вырезали. А вторая — сцена, где мама приводит Ивану психолога. Его исполнил замечательный артист Петр Щербаков, сыгравший саксофониста в фильме «Мы из джаза». Мой герой решил не расстраивать маму и поговорить с психологом. Но в итоге во время беседы вспылил и ушел, ничего из этой затеи не вышло.
— А как сложились отношения с Володей Смирновым, сыгравшим Базина? Подружились? Поддерживали контакт?
— Да, во время съемок сложились хорошие приятельские отношения. После мы встречались, общались. В жизни он, кстати, совсем не походил на своего героя. В фильме он такой шестерка, мямля. А в жизни был лидер, предводитель довольно большой молодежной группировки! В 90-е годы его убили — расстреляли среди бела дня.
— В фильме показана молодежная зарождающаяся субкультура — брейк, скейт. Вам она близка была? На скейте, к примеру, в эпизоде на Воробьевых горах вы сами катитесь?
— Среда — да, вполне близкая. Друзья мои многие брейк-данс танцевали. Я ездил на брейк-фестиваль в Палангу, где собрались танцовщики со всего Советского Союза. Правда, сам не танцевал. Скейтом несколько лет серьезно занимался. И в фильме еду сам. Причем на том спуске возле МГУ и сегодня не всякий сможет съехать.
— А эти модные танцоры в фильме — откуда они?
— Это ребята с Арбата. Фарцовщики по большей части. То есть они и брейк-данс успевали танцевать, и деньги на иностранцах зарабатывать.
— В фильме ваш герой собирается идти в армию. А у вас как со службой складывались отношения?
— Я же сумасшедший, лежал в Кащенко полгода, когда пришла пора идти. Уже после съемок «Курьера». Причем не симулировал. Просто пошел по направлению врача. Не знаю, может, я действительно — ку-ку.
— После «Курьера» вы снялись в таких фильмах, как «Дорогая Елена Сергеевна», «Перед большой дорогой на войну», «Маэстро с ниточкой». Это был более серьезный опыт?
— Да, гораздо! В «Курьере» играть было легко. Точнее, играть особенно ничего не было нужно. А тут надо вынуть из себя то, чего в тебе нет. Это была серьезная актерская практика.
— К «Курьеру», насколько я понимаю, у вас довольно скептичное отношение, вы дистанцируетесь от своего героя. А все-таки он как-то повлиял на вас? Хотелось ли на него ориентироваться, быть похожим?
— Актер — это ведь набор инструментов: лицо, голос, башка, характер. А роль — пустая бутылка. Дальше ты ее чем-то наполняешь, какими-то своими симпатиями и антипатиями. Другое дело, что не надо с этим после жить!
— О чем, по-вашему, по-настоящему мечтал Иван? И о чем вы мечтали в то время?
— Иван — врагов победить, завоевать мир, список может быть достаточно длинный. Не о новом пальто уж точно… А я — уехать за границу. Что я и сделал через пару лет после «Курьера». Сначала в Германию, потом в Израиль, потом в Италию. И только год назад вернулся в Москву.
— Почему?
«Курьер»: как сложились судьбы главных героев знаменитого фильма Шахназарова?
Фильм «Курьер», снятый Кареном Шахназаровым по собственной повести в 1986 году, стал одной из картин, ознаменовавших Перестройку. Незамысловатая история знакомства и не случившегося романа двух советских подростков – профессорской дочки Кати Кузнецовой и курьера-нигилиста Ивана Мирошникова – оказалась пропитанной духом переломного времени, неопределенности будущего. «Курьер» был назван лучшим фильмом года по результатам опроса журнала «Советский экран» и попал в топ советского проката в 1987 году. Немалая роль в этом успехе принадлежала юным исполнителям главных ролей: Федору Дунаевскому и Анастасии Немоляевой. Любопытно, что судьбы обоих актеров, которым на сегодняшний день исполнилось 51 год, оказались практически не связаны с кино.
Смотрите фильм «Курьер» в субботу, 17 апреля, в 23.45 на телеканале «Мир».
Анастасия Немоляева (Катя Кузнецова)
Если Катя – профессорская дочка, то сыгравшая ее белокурая красавица Анастасия Немоляева – отпрыск кинематографического семейства. Она не просто так носит знаменитую фамилию. Актриса является племянницей Светланы Немоляевой, дочерью ее брата – оператора Николая Немоляева. Дедушка, Владимир Немоляев, был кинорежиссером, а бабушка работала звукооператором на «Мосфильме». Не удивительно, что сниматься Анастасия начала чуть ли не в 11 лет.
Карен Шахназаров долго мучился, подбирая актеров на главные роли «Курьера». На роль Кати Кузнецовой пробовались Юлия Меньшова, Ольга Кабо, Оксана Фандера, Алика Смехова и многие другие многообещающие молодые актрисы, но подходящий типаж все не находился. Николай Немоляев был оператором-постановщиком фильма и рассказал о поисках своей дочери. Анастасия принесла Шахназарову фото своего одноклассника Федора Дунаевского и затем и привела его на съемочную площадку. Режиссер решил устроить пробы обоим и тут же утвердил их на главные роли, а потом защищал этот выбор перед худсоветом.
В 1991 году Анастасия окончила ГИТИС, мастерскую Марка Захарова, и несколько лет играла в Театре на Малой Бронной. В ее фильмографии порядка 20 фильмов, большая часть из которых пришлась на 80-е и 90-е годы.
Фото: кадр из фильма «Курьер», ТАСС / Абулхатин Марат
Может быть, актерской реализации талантливой актрисы не способствовали перемены в стране, период, когда даже именитые артисты не могли дождаться хороших ролей. А может быть, перевесило увлечение декоративным искусством, которым девушка занималась с детства: мастерила куклы, расписывала по дереву, вышивала. Анастасия стала известным художником и специализируется на росписи эксклюзивной дизайнерской мебели, которую создает ее муж, японец по происхождению Цутому Исидзиме, известный под именем Вениамин Скальник. Известно, что со своим будущим мужем Немоляева познакомилась на съемках советско-японской картины «Сны о России».
Творческий тандем художников получил признание и в России, и за рубежом, золотые руки Анастасии Немоляевой оживляют на уникальных предметах интерьера сюжеты и химеры со средневековых европейских фресок. У Анастасии и Цутому три дочери: Соня, Фрося и Дуся.
Федор Дунаевский (Иван Мирошников)
Чудесным образом роль Ивана Мирошникова не досталась пробовавшимся на нее Дмитрию Певцову, Дмитрию Харатьяну и Игорю Вернику. Случайно попавший к поле зрения Шахназарова Федор Дунаевский в действительности был похож на своего героя: трудный сын разведенных родителей (мама программист, папа – биохимик), регулярно участвовавший в драках, отчисленный из школы и даже стоявший на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Как и «Курьер», Федор отличался независимостью взглядов и старался идти против течения. На съемочной площадке о нем вспоминали, как о закрытом, но остром на язык человеке. В школе Федор посещал театральный кружок, казалось бы, красивый актерский дебют в главной роли в фильме «Курьер» должен был предрешить будущее молодого человека. Вскоре после «Курьера» последовала еще одна важная работа – роль Вити Шевченко в пронзительной картине Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна», затем эпизодическая роль в «Небесах обетованных». К сожалению, после этого заметных работ в кино у Федора Дунаевского больше не было.
Фото: кадр из фильма «Курьер», ТАСС / Геодакян Артем
Молодой человек окончил медицинское училище, работал фельдшером скорой помощи, а в 1991 году решил уехать к родственникам в Израиль по программе репатриации. Пытался строить карьеру в новой стране, работал в Тель-Авивском Камерном театре, озвучке и на радио, но через два года вернулся в Россию и поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который так и не закончил.
За свои насыщенные 50 лет Дунаевский испробовал множество разных работ, от дворника и официанта до модели, занимался грузовыми перевозками и музыкой – основал группу под названием Banda Dunaevsky. Жил в Израиле, Италии и Германии, однако всегда возвращался в Россию, где живет по сей день. Он был женат четыре раза и имеет пятерых детей. Пока что редкие попытки вернуться на киноэкран (сериалы «Топтуны», «Грач» (2012)) так и не смогли затмить славу первых звездных ролей Федора Дунаевского. В общем, если бы мы узнали, как сложилась жизнь Ивана Мирошникова в будущем, то, возможно, за оригинал стоило бы взять биографию актера, так на него похожего.
После «Курьера»: что стало со звездами культового фильма 80-х
В последние дни 1986 года на экраны страны вышел фильм «Курьер», который стал одним из лидеров проката. Картину до сих пор называют культовой историей о советской молодежи. А 16-летние подростки, сыгравшие в «Курьере» главные роли, вмиг стали знаменитыми. Но вскоре они пропали из вида. Что же с ними случилось? Об этом в материале EG.RU.
Федор Дунаевский (роль Ивана Мирошникова)
Шестнадцатилетний подросток попал к режиссеру Карену Шахназарову благодаря своей однокласснице Анастасии Немоляевой. По рассказам киношников, Федор был очень похож по характеру на своего героя. Его недолюбливали, так как он был не общительным, но в карман за словом не лез.
«Курьер» стал дебютом для Дунаевского. В это время он учился в медицинском училище на фельдшера «Скорой помощи», подрабатывал дворником в детском саду. Фильм сделал молодого человека звездой. И вскоре его пригласил Эльдар Рязанов в свою картину «Дорогая Елена Сергеевна».
По словам актера, эта работа оказалась намного сложнее, чем дебютная. Но началось переходное время, в кино ситуация складывалась непонятная. Поэтому Дунаевский решил зарабатывать деньги и укатил в Германию, оттуда – в Израиль. За границей пришлось Федору поработать и барменом, и официантом и даже посудомойщиком.
Однажды он встретил Михаила Козакова, который пригласил его в театр в Тель-Авиве. Но Дунаевского хватило всего на два года. По его словам, он разочаровался в этой стране. Вернувшись в Москву, Дунаевский поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Но кино снимать не стал, а уехал в Италию, где организовал бизнес по перевозке фермерских продуктов.
В этой стране у него свой дом, в Израиле живут большинство родственников, но сам Федор предпочитает обитать с семьей в Москве, где периодически снимается в сериалах. У него четверо детей. Старший сын учится в Италии на юриста, старшая дочь – тоже студентка, но получает знания по философии в Москве. Младшие сыновья – один учится в школе, другой только пошел в детский сад.
Одно время Дунаевский мечтал снять продолжение «Курьера», но поддержки никакой не нашел. Сейчас Федор не питает никаких иллюзий по поводу своей карьеры и будущего. Он не стесняется заявлять журналистам, что его ждут забвение и бедная старость.
Для Дунаевского фильм «Курьер» стал дебютным. Кадр из фильма Дунаевский за 30 лет со времени выхода «Курьера» сильно изменился. wikipedia
Анастасия Немоляева (роль Кати Кузнецовой)
Когда ей исполнилось 15, ее родители развелись. Настя решила жить с отцом. Тяжелый жизненный период ей помогли пережить одноклассники, с которыми она проводила вечера, смеялась, гуляла по городу. Отец Николай Владимирович рассказывал девушке о работе над новым фильмом «Курьер», на котором он был оператором-постановщиком.
Режиссер картины никак не мог найти главных героев. Проходили мучительные пробы и в театральных вузах, и в обычных институтах, и даже в школах. И полгода спустя отец спросил у Насти, нет ли у нее на примете какого-то молодого человека, который мог бы сыграть в кино. Немоляева привела на «Мосфильм» своего бывшего одноклассника и приятеля Федора Дунаевского.
Шахназаров предложил попробоваться им вдвоем, так как оба не имели актерского образования, но при этом прекрасно знали друг друга. Режиссер пришел в восторг от их дуэта, а вот худсовет эту странную пару не одобрил. Пришлось Карену Георгиевичу ругаться и настаивать на своем.
А во время работы над советско-японской картиной «Сны о России» Настя познакомилась со своим будущим мужем. Они без всякого пафоса и помпы расписались в обычном московском ЗАГСе. У них родились дочки – Соня, Дуся и Фрося.
Еще какое-то время актриса играла в театре на Малой Бронной. Но потом полностью переключила свое внимание на дизайн. Сейчас у них с мужем своя мастерская: супруг, Вениамин Скальник, со своей командой создает мебель, а Настя ее расписывает. Говорят, их клиенты очень известные люди.
Владимир Смирнов (роль Николая Базина)
Карен Шахназаров нашел парня, который бы сыграл роль друга главного героя, в детской комнате милиции, расположенной в районе «Мосфильма». Владимир там стоял на учете.
Но он был совсем не похож на киношного Базина. У Смирнова была кличка Боба, он занимался рэкетом, состоял в криминальной группировке. В 90-е погиб. По одной из версий, Смирнов вместе с приятелем поехали пьяными кататься на машине и врезались в трактор. Владимир скончался на месте. По другой – молодой человек был застрелен во время бандитских разборок. Интересно, что Владимир Смирнов и Федор Дунаевский прекрасно общались во время съемок «Курьера» и даже поддерживали отношения после выхода фильма.
Владимира Смирнова режиссер нашел в детской комнате милиции. Кадр из фильма
Новое в блогах
Ушли молодыми: советские актеры, которые не дожили до 40 лет
В начале восьмидесятых Талгат Нигматулин вступил в секту, в которую входили журналисты, писатели, художники. Сектанты исповедовали учение под названием «Четвертый путь», бывшее смесью дзен-буддизма и эзотерики.
В начале февраля 1985 года в секте Мирзы и Абая произошёл раскол: несколько учеников из Вильнюса решили порвать отношения с сектой. Для выяснения обстановки на место выехал сам Абай. Он решил пригласить к себе Нигматулина, чтобы тот «выколотил» деньги из непокорных, но Талгат отказался участвовать в рэкете, за что поплатился жизнью.
Успехи Пузыревского в работе контрастировали с неприятностями в семейной жизни. Женился в 18 лет, но брак оказался неудачным, супруги решили развестись.
3 апреля 1996 года Пузыревский пришёл в квартиру к жене (с которой он к тому времени жил раздельно) повидать полуторагодовалого сына. Актёр взял в руки ребёнка и со словами «Прости, сын!» выпрыгнул из окна 12-го этажа. Ребёнок, по невероятной случайности, зацепился за ветки дерева и остался жив, а сам Пузыревский погиб.
До 1988 года имел большую популярность, снимался у известных режиссёров. Но потом наступил перелом — Игоря перестали приглашать. Актёр запил, стал пропускать репетиции, в конце концов был уволен из «Табакерки». По словам друзей, был склонен к суицидальному эпатажу.
Игорь был два раза женат, оба раза неудачно.
После службы в армии Алексей поступил на работу в МХАТ им. Горького, но через три месяца был уволен за систематические прогулы. После театра он пошёл работать на стройку маляром, но вскоре уволился и оттуда.
Покинул Москву и уехал во Владимирскую область, в небольшую деревню Безводное, где поселился один в пустующем доме. В деревне он устроился на работу, стал мельником. Во Владимире Алексей Фомкин познакомился с будущей женой Леной. После свадьбы переехал к жене из Безводного во Владимир.
22 февраля 1996 года Алексея с супругой друзья пригласили в гости на празднование Дня Советской Армии. В ночь с 23 на 24 февраля 1996 квартира внезапно загорелась, всем, кроме Алексея, удалось спастись. Во время пожара он спал и поэтому не смог вовремя покинуть квартиру и умер, задохнувшись дымом.
Умер в Лондоне 24 апреля 1991 года в возрасте 27 лет от лейкоза. Умирая, он вспоминал фильм «Вам и не снилось», сравнивая себя и свою супругу Катю с героями фильма, и говорил жене: «У нас всё будет хорошо, как у Ромы с Катей, вот увидишь».
В общей сложности, за 5 судимостей Шевкуненко провёл в учреждениях системы наказания 14,5 лет.
В начале 1990-х годов Шевкуненко отбывал наказание во Владимирском централе. В это же время там находился исполнитель роли Петрухи в фильме «Белое солнце пустыни» Николай Годовиков. После освобождения вновь арест и три года заключения за хранение краденых икон. Выйдя на свободу в 1994 году, продолжает криминальную деятельность, создал преступную группировку, имел клички «Шеф» и «Артист».
11 февраля 1995 г примерно в 22.30 Сергей Шевкуненко подъехал к своему дому. Отпустил охрану и вошел в подъезд.
Артист Сергей Мартинсон сомневался, стоит ли ему играть в фильме «Сказка о Мальчише-Кибальчише», но когда познакомился с Серёжей и разыграл с ним этюд: «Пряник медовый дашь? …А два дашь? …А теперь халву давай, да побольше, а то не скажу…», — согласился.
После окончания школы пытался поступить во ВГИК, но не был принят. Отслужил в советской армии. 21 апреля 1972 погиб, попав под трамвай
20 октября 2002 года Дмитрий Егоров вышел прогуляться и не вернулся. Матери позвонили из милиции и сказали, что он умер. В свидетельстве о смерти написано — от «сердечной недостаточности», но, по некоторым данным, у Егорова был пробит висок.
Не смог поступить в театральный институт. После службы в армии работал в студии «Альбом», затем в молодёжной студии «Китч». Потом устроился продавцом оптики в магазин. Страдал от депрессии. Скончался в 1998 году от сердечной недостаточности.
Марина Левтова трагически погибла 27 февраля 2000 года в посёлке Раздоры Одинцовского района Подмосковья.
В какой-то момент водитель первого снегохода не увидел глубокого оврага. Снегоход на большой скорости «нырнул» вниз. Дочка Даша отделалась переломами, а Марина ударилась головой о дерево. Водитель полгода пролежал в коме и спустя семь лет умер от осложнений, полученых после аварии. Марину Левтову с черепно-мозговой травмой отвезли в Одинцовскую больницу, но помочь ей уже ничем не смогли.
Ирина Метлицкая скончалась от лейкемии 5 июня 1997 года.
Работала в Московском театре им. Пушкина. Стала широко известной после работы в фильме «Мордашка» и главной роли в первом российском сериале «Мелочи жизни». Однако обнаруженное онкологическое заболевание не дало продолжить работу в сериале.
Умерла от рака 23 ноября 1993 года.
Утром 1 декабря 1999 года Дворжецкий поехал на своём автомобиле на консультацию в Институт иммунологии; врачи подозревали у него наличие астмы, но диагноз не подтвердился. На обратной дороге актёр погиб, когда его машина столкнулась с грузовиком.
Из одного интервью с исполнителем главной роли Фёдором Дунаевским:
— Помните Володю Смирнова, который в «Курьере» играл моего приятеля Базина? Его убили несколько лет назад. Вовка Смирнов был тяжеловесом. Его «мусора» замочили.