актер сыгравший бубликова в служебном романе
Личная тайна Петра Щербакова: Что скрывал Бубликов из «Служебного романа»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Зрители могли бы никогда не увидеть его на экранах – он родился в 1929 г. в простой семье рабочих, его отец трудился на заводе, а вскоре и сын устроился туда же – днем он работал в штамповочно-механическом цехе, а по вечерам посещал занятия в автомеханическом техникуме. Его старшие сестры тоже трудились на заводе и занимались в заводском театральном кружке. Поскольку там был дефицит парней, они предложили брату пойти туда с ними за компанию. Ему понравилось участвовать в любительских спектаклях, но всерьез об актерской карьере Петр по-прежнему не задумывался. Он окончил техникум с отличием и собирался поступать в технический вуз, чтобы пополнить ряды инженеров, но тут вмешалась судьба.
Однажды Щербаков во время прогулки подошел к порогу ГИТИСа и вдруг подумал: а почему бы и не попробовать? Он нашел педагогов и заявил: « Пускай ваши специалисты меня посмотрят. Если для театра не гожусь, так и скажите. Я не Катерина, в Волгу не брошусь ». К своему удивлению, он прошел вступительные испытания и был зачислен. Его творческая биография началась в Германии, в Театре советских войск, куда он попал после окончания учебы. Спустя год Петр вернулся в Москву, а еще через 2 года его приняли в труппу театра «Современник», которому он посвятил 27 лет своей жизни. А после этого Олег Ефремов уговорил его перейти в МХАТ, где он оставался 7 лет, до самых последних своих дней.
И в театре, и в кино Щербакову часто доставались роли секретарей райкомов и обкомов и прочих бюрократов – они выходили в его исполнении очень убедительными, ведь на своем веку актер их повидал немало. В «Современнике» он возглавлял театральную парторганизацию и часто общался с чиновниками всех мастей. Среди его киногероев было и немало военных – в форме он выглядел тоже очень органично. Очень колоритным в его исполнении получился капитан Александр Студзинский в фильме «Дни Турбиных».
Творческую судьбу Петра Щербакова нельзя было назвать неуспешной – он был востребованным актером, правда, чаще появлялся на театральной сцене, чем на съемочной площадке. Вот только ни в кино, ни в театре ему не доставалось главных ролей. Зато в эпизодах и ролях второго плана он настолько отточил свое актерское мастерство, что даже его двухминутного появления на экранах было достаточно для того, чтобы его герой врезался в память зрителей. Он мог буквально несколькими штрихами создать настолько яркий образ, что он ничуть не уступал главным героям. Именно так и случилось с его начальником отдела общественного питания Бубликовым в «Служебном романе». Щербакову удалось без слов, одной только мимикой, красноречивыми взглядами и вздохами создать образ горячего поклонника женского пола, который никак не может сосредоточиться на работе, так как мимо него целыми днями по лестнице вверх и вниз ходят такие красивые ножки! А в реальной жизни актер тоже часто не мог удержаться от соблазнов…
Актер был официально женат два раза. Его первая жена по имени Нина скончалась через 3 года после рождения сына Андрея. Через несколько лет он женился во второй раз, и прожил с этой женщиной до конца своих дней. Однако помимо официальных браков, у актера был еще и гражданский, о котором он никогда не рассказывал. После того, как не стало его первой жены, он начал ухаживать за Галиной Лиштвановой – 23-летней девушкой, которая устроилась билетершей в «Современник» после того, как ее не приняли в театральный вуз (позже она стала главным администратором театра). И хотя Петр Щербаков был известным актером и любимцем женщин, поначалу на Галину он не произвел никакого впечатления – он был на 14 лет ее старше, и эта разница в возрасте казалась ей тогда непреодолимым препятствием.
Однако Петр Щербаков задействовал все свое обаяние и проявил настойчивость, и Галина не смогла устоять. Через полгода после того, как он стал вдовцом, актер сделал предложение своей новой избраннице. Позже она рассказывала: « Роман у нас был красивым, о нем знал весь театр. Петр умел произвести впечатление, красиво ухаживал, он стал моим первым мужчиной ». Галина переехала к Петру Щербакову и стала мамой для его 4-хлетнего сына. С ним у нее сразу сложились хорошие отношения, она заботилась о нем, как о собственном ребенке.
Союз, который многим коллегам по театру казался идиллическим, на самом деле таким не был. О сложностях отношений со знаменитым актером Галина говорила очень сдержанно: « Конечно, в нашей совместной жизни случалось всякое, но за талант Петру можно многое простить ». Однако спустя 2 года Щербаков принес ей столько страданий, что о личном счастье ей пришлось надолго забыть.
Когда Галина узнала о том, что ждет ребенка, актер вновь предложил ей расписаться, но она решила отложить бракосочетание до рождения дочери. К сожалению, этим планам так и не суждено было осуществиться. Позже она вспоминала, что тогда ее любимого человека как будто подменили – он заметно к ней охладел, а после рождения дочери Ольги появился в роддоме только спустя неделю. Как оказалось, у него появилась другая женщина, которая позже стала его второй официальной супругой. Галина не смогла простить измену и тут же ушла от актера. Позже она жалела об этом решении, в первую очередь потому, что ее дочь выросла без отца.
Петр Шербаков официально удочерил Ольгу, но Галина записала дочь на свою фамилию. С отцом девочка никогда не виделась. Когда она приходила к нему на спектакли, он смотрел на нее из-за кулис, но так и не решился подойти. При жизни актера никто даже не догадывался о том, что у него есть дочь. Поцеловать отца ей довелось лишь однажды – когда его провожали в последний путь в 1992 г. Галина Лиштванова до сих пор сожалеет о том, что оба они сделали столько ошибок: « Так судьба свела нас и развела. Думаю, если бы мы оба не были такими гордыми, то вполне могли бы прожить счастливую совместную жизнь. Может, и не ушел бы Петя так рано, ведь ему не было еще и 64 лет ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Жанр: комедия, мелодрама, экранизация
По пьесе Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Сослуживцы».
Служебный роман стал фильмом года — тогда, в 1977 году. И с тех пор остаётся популярным и нежно любимым.
В фильме снимались: Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Светлана Немоляева, Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова, Людмила Иванова, Пётр Щербаков, Александр Фатюшин, Нелли Пшенная, Надежда Репина, Виктор Филиппов, Алик Денисов, Гоша Заранко
Режиссер: Эльдар Рязанов
Сценаристы: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
Оператор: Владимир Нахабцев
Композитор: Андрей Петров
Премьера фильма состоялась 26 октября 1977г
Итак, перед вами — история начальницы-мымры и забитого жизнью статистика, внезапно превратившихся в прекрасных принца и принцессу — не покидая пределов Москвы и не слишком удаляясь от родного «статистического учреждения». Комедия, сыгранная замечательными московскими и ленинградскими театральными актёрами и поставленная одним из лучших наших комедиографов Эльдаром Рязановым.
Сценарий фильма написан по пьесе «Сослуживцы», одним из авторов которой являлся сам Эльдар Рязанов, написанной меньше, чем за месяц. Подготовка и непосредственно съемки прошли также быстро. Актеры импровизировали и отступали от сценария, спорили с Рязановым и предлагали свои варианты развития событий. До сьемок фильма пьеса шла в 134 театраx страны.
Среди лучших и самых смешных был спектакль Пермского драмтеатра. Там затюканного статистика Новосельцева играл, не поверите, Петр Вельяминов, будущий секретарь Шантарского райкома партии Поликарп Кружилин из «Вечного зова», и играл, как вспоминают, блистательно.
Сейчас это сложно себе представить, но Рязанов даже пробовал Вельяминова на роль Жени Лукашина, когда снимал «Иронию судьбы, или С легким паром!». Но… не утвердил. После того как он снял там Мягкова, то не позвал Вельяминова и в экранизацию «Сослуживцев», к которой приступил осенью 1976-го.
Первая съемочная смена состоялась 5 сентября. Снимали эпизод в столовой, где Новосельцев узнает от Шуры, что та читала письма Рыжовой, и посылает ее… в бухгалтерию. «Столовую» выгородил и на одном из верхних этажей того самого дома на Кузнецком. Оператор Владимир Нахабцев хотел, чтобы в окне за обедающим Новосельцевым был различим вид на Петровку, и направил в потолок очень сильные приборы — в результате пластиковые элементы министерских ламп дневного света к концу смены свисали с потолка расплавимшыми сосульками.
Так, едва начавшись, съемки принесли ущерб народному хозяйству.
Работали над «Служебным романом» быстро и весело. 20 сентября совершенно неожиданно выпал снег и Рязанов, отменив съемку ранее назначенных сцен, поехал вместе с оператором-постановщиком Владимиром Нахабцевым и его помощниками по припорошенной Москве и поисках лирических городских зарисовок. Снег таял быстро, и все вошедшие в фильм зимние кадры успели снять еще до обеда.
Эльдар Александрович утверждает, что именно тогда у него и родились строчки «У природы нет плохой погоды».
Кадры со снежными шапками на зеленой листве сняли экспромтом – во время сьемок столицу в сентябре, когда еще даже не пожелтели листья, буквально на пару часов завалило снегом. Позже, когда возникла идея положить эти кадры на песню, Рязанов задумался: cтиxов, созвучныx с лиричным «снежным» настроением, но не описывающиx при этом снегопады и метели напрямую, режиссер не знал.
Поиски среди классиков не принесли результатов. Уже подбирались кандидатуры среди современников, кому можно было бы заказать стиxи. Но однажды во время зимней прогулки по лесу режиссер вдруг сам придумал несколько четверостиший. Свое авторство Рязанов засекретил — сказал, что это стиxи английского поэта Вильяма Блейка. Такой «псевдоним» режиссер взял, чтобы съемочная группа, если вдруг стиxи окажутся неудачными, не играла в политкорректность, боясь иx раскритиковать. Композитор Андрей Петров ничего не заподозрил и сочинил на них музыку.
До середины ноября расправились с натурными сценами, потом, после небольшого перерыва, взялись за павильонные, и к 20 января следующего года фильм был уже снят.
Как рассказывает Алиса Фрейндлих, они с Рязановым «облазили все костюмерные, выбирая самые гунявые платья, туфли и плащи», чтобы создать образ настоящей советской замученной жизнью женщины. Рязанов долго не мог подобрать подходящие очки в толстой оправе, и его выручил оператор фильма Владимир Нахабцев – на главной героине красуются старые очки его отца.
Управление Статистики, королевство советской Золушки, снимали в одном из зданий министерства речного флота на Кузнецком мосту. Актеры очень много импровизировали, так что отснятого материала хватило бы на 4 серии. Многое в фильме — случайные находки актеров. Зеленые деревья под снегом — тоже случайность, как и знаменитый хит «У природы нет плохой погоды». Стихи этой песни Рязанов придумал сам, когда гулял по подмосковному лесу, и выдал их за поэзию Уильяма Блейка.
Все герои фильма, даже в эпизодических ролях, запомнились зрителям не меньше чем главные. Это общественный деятель Шурочка (Людмила Иванова), с одинаковым энтузиазмом собирающая по рублю на юбилеи и похороны. Хорошо известный персонаж любого советского учреждения, умеющая «впихнуть лошадь в шкаф, даже если она туда не влезет», и обычно посылаемая сотрудниками… «в бухгалтерию».
Секретарь Калугиной Вера (Лия Ахеджакова), которая, как и положено секретарю знает всё обо всех и обо всём: и о любовных письмах Рыжовой, и о новых поступлениях в ГУМ. Самохвалов (Олег Басилашвили) — лощенный, наглый карьерист, зам директора, не раз бывающий заграницей, потому и угощающий всех разнообразными заморскими деликатесами. Влюбленная в него подруга детства, и мать семейства Рыжова — молодящаяся блондинка «в жутких розочках».
Новосельцев (Андрей Мягков) — скромный служащий, стремящийся стать начальником «ле-егонькой промышленности». И, конечно, незаменимый главный персонаж фильма — Калугина Людмила Прокофьевна. В простонародии «наша мымра» — женщина неопределенного возраста, в очках с грубой оправой, «вся скрючится, скукожится, как старый рваный башмак и чешет на работу, как будто сваи вколачивает». Создание таких ярких образов героев и стало одной из главных составляющих успеха картины.
Многое в фильме — случайные находки, неожиданные ходы и эпизоды. И актеры, и съемочная группа с головой погрузились в создание… Нет, никто не думал тогда о шедевре и культовом кино. Они создавали теплый, «осенний» и добрый фильм.
Пробы на главные роли Рязанов на этот раз вообще не проводил — в отличие от предыдущей «Иронии судьбы…», где на Женю и Надю какие только звезды не пробовались: от Алисы Фрейндлих и Андрея Миронова до Станислава Любшина и Людмилы Гурченко. Рязанов хотел снимать «Служебный роман» с конкретными артистами и ни с кем другим. Легче всего было с Андреем Мягковым — он жил в Москве, служил в «Современнике».
А вот не отпусти главный режиссер Театра имени Ленсовета свою жену и приму труппы Алису Фрейндлих на съемки в столицу — и фильма могло бы не быть. Но Рязанов лично прибыл в Ленинград на переговоры и убедил Владимирова, что без Фрейндлих ему никак и что ей тоже необходимо сыграть Мымру. С другим ленинградцем, Олегом Басилашвили, было немного проще, так как роль карьериста Самохвалова поменьше, чем его непосредственной начальницы, но все же от главы БДТ Георгия Товстоногова тоже потребовалось принципиальное согласие.
Ведь на Басилашвили, как и на Фрейндлих, держался репертуар театра.
Итак, Фрейндлих днем снималась у Рязанова, вечером садилась в поезд, утром заскакивала домой принять душ и мчалась в театр на репетицию. Потом — короткий отдых прямо в театре, вечерний спектакль, ночь в поезде и новая съемка. И так — почти полгода. А если еще учесть, что роскошных бытовых условий на площадке не было и, скажем, перед съемкой в доме на Кузнецком Мосту Алисе Бруновне приходилось переодеваться на последних креслах стоящего тут же студийного автобуса, не обращая внимания на присутствующих, то можно смело сказать, что перед нами типичный случай трудового героизма.
Впрочем, настоящий героизм Фрейндлих был не трудовым, а женским. Позволить так себя изуродовать — на это не всякая решится. Фрейндлих решилась. Перекрасилась в темную шатенку и «живенько» зализала волосы, влезла в мешковатый коричневый костюм на размер больше нужного и в уродливую обувь. А довершил облик Мымры оператор Владимир Нахабцев: он принес из дому массивные роговые очки, которые носил его папа.
Алиса Фрейндлих и Эльдар Рязанов «облазили все костюмерные, выбирая самые гунявые платья, туфли и плащи», соответствующие образу директора — женщины, замученной жизнью в футляре собственной недосказанности, «мымре», как прозвали ее сотрудники. Долго пытались подобрать несуразные грубые очки для героини. Те, которые в итоге появились в кадре, принадлежат отцу оператора Владимира Нахабцева. Сам же фильм снимался на Кузнецком мосту, в одном из зданий министерства речного флота.
Вообще, героям «Служебного романа» и игравшим их актерам очень повезло с художником по костюмам Эдит Приеде — одни дурацкие белые носки на Новосельцеве чего стоят! Или его же массивные коричневые ботинки к кургузому серому костюмчику. Или пижонское кепи Самохвалова, плащ Рыжовой и папка у Шуры под мышкой. О Верочкиных заграничных нарядах на секретарский оклад и слишком вызывающих сапогах мы просто умолчим. Как говорится — без комментариев.
Даже вечно занятая общественница Шура — и та в день юбилея Боровских меняет глухое платье кирпичного цвета на темно-синий костюм и шейную косынку в горошек. Ради этого костюма актриса Людмила Иванова три дня голодала — он был на размер меньше. Разрешение принарядиться Иванова получила от Рязанова в виде отступного.
Электроника представляла собой самый ценный реквизит «Служебного романа*. Когда будете в очередной раз пересматривать фильм, обратите внимание на ценный экспонат — предшественник современного компьютера с монитором в кабинете Калугиной. Стоила такая машина 440 000 рублей, то есть как внушительный автопарк «Жигулей». Каждый день ее привозил на съемочную площадку специальный человек из Центрального статистического управления и вечером увозил обратно. Для «сотрудников» рязановского учреждения там же были взяты напрокат болгарские счетные машинки «Элка» ценою поскромнее, но тоже недешевые — по 760 рублей за штуку. Одну из них во время съемок позорнейшим образом украли.
Поскольку фильм был длиннее нужного почти на два часа, изъятием отдельных эпизодов обойтись было нельзя — и Рязанову пришлось жертвовать целыми сюжетными линиями. Так похоронили непростые отношения секретарши Верочки с ее мужем — от них осталась пара обрывочных телефонных переговоров, меж тем как семейные проблемы занимали Верочку на протяжении всего сценария.
Ахеджакова на роль барышни на вредной работе была утверждена без проб. Более того, Рязанов так полюбил ее за эпизодическую училку в меховой шапке из «Иронии судьбы…», что существенно изменил свою с Брагинским героиню из «Сослуживцев»: в пьесе она была юной хищницей, длинноногой красоткой, так что ее фэшн-наставления Калугиной выглядели не так забавно, как в фильме.
На роль бывшего Верочкиного мужа поначалу утвердили ленинградского комика Михаила Светина, ростом примерно с Ахеджакову. Экс-муж в кожаной куртке должен был рассекать по Москве на мотоцикле, что в исполнении Светина наверняка вызывало бы смех. Актер даже снялся в нескольких эпизодах, после чего Рязанов, не объясняя причин, отказался от его услуг и заменил на Александра Фатюшина.
По сюжету не только Верочка пыталась заново наладить порванные отношения путем разговоров о грязной сковородке, но и сам бывший муж. Он звонил ей, приезжал за ней на работу — всячески наводил мосты. Но от всей роли остались только два крупных плана Фатюшина: растерянный (после воскрешения Бубликова) и восхищенный (при виде преображенной Калугиной). Он здесь просто молодой мужчина из толпы, и его можно принять за одного из местных «статистиков», так и не поняв, зачем для этого понадобился известный артист.
Но вот картина вышла, и актеры в мгновение ока получили всесоюзное признание. Исполнители главных ролей Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков были названы актерами года. Так появился фильм, ставший любимым для нескольких поколений.
Огромное значение в картине играет фон, на котором развиваются сюжетные линии. Без музыки Андрея Павловича Петрова фильм потерял бы все свое очарование, всю атмосферу ожидания счастья. Песни «Служебного романа» не просто окаймляют кадр, они поселились в фильме, стали неотъемлемой его частью. И, совместно с героями, начали создавать настроение. То настроение, которое еще витает в воздухе после того, как фильм подошел к концу и титры медленно уплыли в вечность.
Многим картина запомнилась не только прекрасной работой актеров и диалогами, разлетевшимися на цитаты, но и лиричным «видеороликом» о Москве – удивительные, еще зеленые деревья под пеной снега, яркие кляксы зонтиков, на удивление уютный и человечный, не смотря на многотысячную толпу и потоки транспорта, город. «Я намеревался сделать Москву одним из героев нашей ленты» — признается режиссер Эльдар Рязанов.
И у него это получилось. Поэтому прогуляться по местам съемок фильма вдвойне интересно – несмотря на продолжительность фильма, Москва получилась вполне компактной.
В СССР, как известно, все были равны, но некоторые были «ровнее». Это очень тонко подметили авторы фильма, расселив главныx героев согласно иx статусу.
Кирпичные «свечки» на Большой Никитской, дом 43 – престижное место обитания номенклатуры 70-x.
Карьерист и успешный топ-менджер советской легкой промышленности жил в доме №9 на Тверской, рядом с Кремлем. В этом же доме кроме прочей партэлиты раньше жила Фурцева.
Калугина возвращается с вечеринки, устроенной Самохваловым. Машина отъезжает от его подъезда, впереди — кремлёвские башни, впереди и справа — бетонный айсберг еще не снесенного «Интуриста»
Не по-московски тиxая улочка, где жил Новосельцев — переулок Чернышевского, дом 4 корпус1, недалеко от Проспекта Мира.
Дом перестал быть жилым и превратился в Ассоциацию делового сотрудничества «Агропромсервис». Забор поменяли, деревья срубили, узорчатую решетку над подъездом соxранили.
По всей видимости, Оленька Рыжова, судя по роману в прошлом с Самоxваловым, бывшая москвичка, не очень удачно, по советским меркам, вышла замуж за жителя Подмосковья и перееxала из столицы за город.
Съемочной площадкой для «загорода» стала вполне себе московская, даже уже на время съемок, московская станция «Лосиноостровская».
Главные подмоcтки, на которыx на глазаx десятков сослуживцев вскипают страсти между Мымрой и Новосельцевым — Статистическое учреждение. Сейчас это Федеральное агентство морского и речного транспортак, по адресу Кузнецкий мост, 3/6
Кабинеты главныx героев – отстроенная на «Мосфильме» декорация.
А крыша с милым двориком, где вперемешку с отжившим свое конторским xламом, растут цветы – единственная отрада строгой начальницы – принадлежит другому дому. Это крыша дома Нирнзее (Большой Гнездниковский переулок, 10).
Служебный роман: что вырезали или как снимали фильм (31 фото)
Перед съемками фильма «Служебный роман» Эльдар Рязанов получил карт-бланш на выбор актеров.
Режиссер мог самостоятельно подбирать любых актеров как на главные роли, так и на второстепенные без каких-либо проб и согласований. И если вспомнить о проблемах и казусах, которые возникали на этапе кастингов других кинокартин Рязанова из-за чрезмерного влияния третьих сторон, то можно смело отметить, что свобода действий режиссера оказала немаловажную роль на конечный успех картины.
Андрей Мягков первым получил приглашение на участие в съемках в новом фильме. После выхода «Иронии судьбы» актер буквально купался в зрительском внимании, поэтому съемочной группе нужно было кардинально изменить его внешность, чтобы у зрителя не возникало ассоциаций с Женей Лукашиным. Характерные очки в широкой оправе, растрепанные волосы, ужасные усы вкупе с немного нелепыми движениями и несвязанным бормотанием сформировали «канцелярского недотепу» Новосельцева.
Следующими были приглашены Светлана Немоляева и Олег Басилашвили. Оба актера немногим ранее пытались заполучить роли в кинокартине «Ирония судьбы». Басилашвили даже начинал сниматься, но был заменен. В фильме же «Служебный роман» специально под них были написаны роли Ольги Петровны Рыжовой и Юрия Григорьевича Самохвалова.
По сценарию они в студенческие годы безумно любили друг друга, но жизнь распорядилась их судьбой по-своему. Рыжова неудачно вышла замуж, а затем была вынуждена переехать к мужу в Подмосковье. Вследствие чего ей приходилось каждый день очень долго добираться до работы на электричке и метро.
Самохвалов, как говорили в Советском Союзе, удачно женился, быстро поднялся по карьерной лестнице, несколько раз бывал за границей. И вот однажды судьба сводит их вместе в одной конторе.
Эта линия была создана в противовес главным героям фильма, чтобы показать, что служебные романы бывают разные, и финалы в них часто становятся очень болезненными. Кстати, история Самохвалова и Рыжовой была списана с реально существующих людей, работающих на киностудии. Подробности и имена, конечно же, были изменены.
Стоит также отметить, что по первоначальной задумке в фильме должна была проходить еще одна сюжетная линия, в которой описываются взаимоотношения секретарши Верочки (Лия Ахеджакова) и ее мужа (Александр Фатюшин), который работает вместе с супругой в одном и том же московском статистическом учреждении.
Муж Веры неоднократно принимал попытки на работе восстановить разваливающие отношения, дарил подарки, осыпал комплиментами и даже катал на своем мотоцикле по Москве. Однако, когда стали монтировать фильм, пришлось пожертвовать этой сюжетной линией, поэтому в конечной версии кинокартины осталось всего-навсего несколько телефонных разговоров Веры. При этом во время просмотра данного фильма у зрителей зачастую вызывает недоумение тот факт, что довольно известный актер Фатюшин появляется в некоторых сценах, но роли у него нет.
Верочка и ее муж (Александр Фатюшин), вырезанная из фильма сцена.
На роль советской «мымры», директора статистического учреждения, Людмилы Прокофьевны Калугиной Эльдар Рязанов принял решение пригласить артистку театра имени Ленсовета Алису Фрейндлих. Он уговорил главного режиссера Ленинградского театра и по совместительству мужа актрисы Игоря Владимирова отпустить приму на съемки «Служебного романа». Так начались безумно тяжелые полгода одновременных съемок и службы в театре для именитой актрисы. Ей каждую ночь приходилось ехать или в Ленинград в театр, или в Москву на съемки.
Для создания образа Калугиной очень долго подбирали различные бесформенные костюмы, юбки, пиджаки и блузки. Одежду искали специально на 1–2 размера больше и с отталкивающим цветами среди залежалых товаров в магазинах одежды и среди реквизита киностудии. Изюминкой стали древние очки с очень толстой оправой, с ними лицо главной героини буквально изменилось до неузнаваемости. Была придумана специальная «антиженская» прическа с зализанными волосами назад.
По воспоминаниям создателей фильма Олег Басилашвили, когда прочитал сценарий, заявил, что он видит себя только главным героем Новосельцевым, а отрицательный герой Самохвалов ему совсем не подходит. Но режиссер был непреклонен, и актеру пришлось играть роль заместителя Калугиной. Сам актер после выхода фильма «Служебный роман» на экраны в одном из интервью подчеркнул, что Рязанов очень точно подобрал для него образ персонажа Самохвалова.
Во время съемок Олегу Басилашвили была предоставлена новенькая «Волга». По первоначальному замыслу планировалось снять несколько сцен, в которых актер разъезжает по городу, но Басилашвили совсем не умел водить. К нему даже прикрепили инструктора, который должен был научить его азам вождения, но из-за очень загруженного графика не удалось набрать достаточное количество часов наезда. В связи с этим во время съемок одной из сцен Олег Басилашвили по своей неопытности на скорости врезался в киоск «Союзпечать». После этого инцидента было принято решение исключить из фильма все поездки Самохвалова.
Многими зрителями было отмечено, что Рязанову удалось невероятно правдоподобно показать утро в статистическом учреждении, когда женщины так естественно приводили себя в порядок. Для этого режиссеру пришлось пойти на небольшую хитрость. После того как отсняли общий план со статистами, режиссер объявил о перерыве, но оператора попросил не выключать камеру. Женщины, услышав о перерыве, начали приводить себя в порядок, красить глаза, расчесываться, одалживать друг у друга помаду и делать это совершенно беззаботно, не обращая внимания на камеру, а иногда даже заслоняя объектив камеры. Таким образом были и отсняты эти кадры.