актер сыгравший главную роль в фильме привидение
28 лет «Привидению»: все самые интересные факты о культовом фильме
Деми Мур и Патрик Суэйзи. Кадр из фильма «Привидение»
В июле 1990 года состоялась премьера ленты «Привидение» (Ghost), которая и сейчас считается одним из лучших фильмов о любви всех времен. В честь 28-го дня рождения картины мы собрали самые интересные факты о ней.
Мы вышли после сеанса, и Джерри говорит: «Только через мой труп»,
Патрик Суэйзи и Деми Мур. Кадр из фильма «Привидение»
Сам Патрик очень хотел получить роль и убедил режиссера, чтобы тот позволил ему пройти прослушивание.
Когда он дочитал сценарий вслух, у нас у всех были слезы на глазах, и мы уже знали, каким будет решение. Патрик открылся мне с той стороны, которой я никогда не видел в нем,
— рассказывает Джерри Цукер.
А вот Деми Мур не горела желанием играть в фильме, но все же решила принять предложение, хоть сценарий ее и смущал:
Это фильм про любовь, и он о том, как мертвый парень спасает свою жену, а еще там есть комедийная составляющая, но все-таки это любовная история. Я подумала: «Вау, это какая-то адская смесь». Это будет либо что-то потрясающее, либо полный провал.
Сомнения в режиссере
Режиссером «Привидения» стал Джерри Цукер, который до этого снимал лишь комедии: «Аэроплан» и «Голый пистолет» — как раз его рук дело. То, что именно ему предстоит снять ленту, шокировало автора сценария «Привидения» Брюса Джоела Рубина.
Я хотел, чтобы это был Милош Форман или Стэнли Кубрик. Когда мне сказали, что «Привидение» будет снимать парень, снявший «Аэроплан», я плакал,
— признался сценарист в одном из интервью.
Претендент на роль Сэма
Не все знают, что роль Сэма мог сыграть Брюс Уиллис: продюсерам изначально хотелось, чтобы именно он снялся в «Привидении» вместе с Деми Мур — в то время его супругой. Актер отказался от роли, поскольку не был уверен в успехе проекта, главный герой которого почти все экранное время мертв. После оглушительного успеха фильма (лента стала самой кассовой картиной 1990 года) Уиллис признал, что сглупил, отвергнув предложение.
Патрик Суэйзи
Претендентки на роль Молли
Место Деми Мур могла занять Николь Кидман, она тоже проходила прослушивание. Рассматривались также кандидатуры Мишель Пфайффер, Кэтлин Тернер, Ким Бейсингер, Джины Дэвис и Мадонны. Говорят, в пользу Деми Мур сыграл тот факт, что она легко могла заплакать, когда того требовал сценарий, — и даже была способна выбрать, из какого глаза потечет слеза. По легенде, это впечатлило создателей «Привидения», и они уже не сомневались в своем выборе.
Успех Вупи Голдберг
Несмотря на трогательную любовную линию героев Патрика Суэйзи и Деми Мур, больше всего зрителям и критикам полюбился персонаж Вупи Голдберг. Актриса играла эксцентричную ясновидящую, которой предстояло стать проводником между Молли и ее погибшим возлюбленным Сэмом. Роль принесла Вупи, которой на тот момент было 35 лет, «Оскара», «Золотой глобус», премии BAFTA и Saturn Award.
Вупи Голдберг
Интересно, что на участии Голдберг в проекте настоял Патрик Суэйзи. И не просто настоял, а поставил продюсерам ультиматум: заявил, что будет сниматься только при условии участия Вупи. При этом актер даже не был с ней знаком, просто был ее большим поклонником.
Вупи Голбрег и Патрик Суэйзи. Кадр из фильма «Привидение»
В саундтрек картины вошла композиция Unchained Melody. Песня ассоциируется исключительно с «Привидением», хотя ее авторы Алекс Нот и Хай Зэрет написали хит за 35 лет до выхода фильма на экраны. Они сочинили ее совсем для другого фильма — тюремной драмы, которая так и называлась — Unchained.
С тех пор сразу несколько исполнителей записали свои версии песни, но наиболее успешной, как раз благодаря ленте «Привидение», стала версия, исполненная в 1965 году дуэтом The Righteous Brothers. После премьеры мелодрамы она вернулась в мировые чарты — спустя десятилетия.
Помимо The Righteous Brothers каверы на композицию делали Элвис Пресли, U2, Лиэнн Раймс, Синди Лаупер и множество других артистов.
Та самая песня, та самая сцена с гончарным кругом — это момент, вошедший в историю кинематографа. Патрик Суэйзи упоминал в интервью, что это была «самая чувственная, самая сексуальная сцена», в которой ему когда-либо приходилось сниматься.
Нам очень нравилось, что это не та любовная сцена, где нужно было бы набрасываться друг на друга, это был эпизод, показывающий глубокую взаимосвязь между двумя людьми,
Короткая стрижка, которую носила в фильме Деми Мур, немедленно стала модным хитом. Автор прически — знаменитый в то время стилист Джон Сахаг, в чей нью-йоркский салон приезжали Брэд Питт, Гвинет Пэлтроу, Мик Джаггер, Джон Бон Джови и многие другие. Кастинг для проекта Деми проходила с длинными волосами, а перед съемками успела сделать ту самую короткую стрижку, не посоветовавшись с режиссером. Джерри Цукер, увидев Мур в новом образе, сначала был неприятно удивлен, но в последствии признался, что такая прическа идеально подходила героине Деми.
Вупи Голдберг и Деми Мур
Сцены, происходившие в доме Сэма и Молли, снимали в реальной квартире, расположенной в Сохо — престижном районе Манхэттена. Квартира принадлежала художнице Мишель Ока Донер.
Тони Голдуин и Деми Мур
Помните жуткие звуки, издаваемые не менее жуткими призраками-тенями? Специалисты по звуку, работавшие над фильмом, создали их, запустив в обратную сторону и замедлив плач младенца. Ох, сейчас нам стало еще больше не по себе!
Тони Голдуин
Как выяснилось, сценаристу и режиссеру нелегко далась финальная сцена «Привидения». Над последней репликой Сэма они думали несколько месяцев, пока не утвердили окончательный вариант: «Увидимся!»
Особенно трогательной сцена расставания стала из-за того, что Патрика Суэйзи, как он потом признавался, переполняли в момент съемок этого эпизода непридуманные эмоции: актер говорил, что думал в этот момент о своем отце, который скончался в 1982 году.
Патрик Уэйн Суэйзи
Фото Все
Видео Все
Фильм о Патрике Суэйзи. / Patrick Swayze
Грязные танцы (финальный танец)
Патрик Суэйзи — биография
Детство
Патрик Уэйн Суэйзи родился в Хьюстоне (штат Техас) 18 августе 1952 года. Он был вторым ребенком в семье. Впоследствии семья стала многодетной, кроме Вики Линн, старшей сестры, у Патрика было два брата – Дон и Шон Кайл. Пятый ребенок, младшая сестренка, Бора, была удочеренной. В представителях рода Суэйзи смешана кровь нескольких народов – ирландцев, англичан, индейского племени апачи.
Патрик Суэйзи в детстве
Родители мальчика были образованными и талантливыми людьми. Отец был инженером, мама – известным хореографом. Она мечтала о собственной балетной школе, и со временем смогла открыть ее. Патрик занимался танцами в этой школе, кроме того, он был хорошим футболистом, увлекался плаванием. Мальчик был очень успешным, он отлично учился, занимал призовые места в соревнованиях. Единственное, что его огорчало в то время – отношение одноклассников. Ровесники считали Патрика маменькиным сынком, частенько обижали его.
После того, как мама узнала о проблемах ребенка, она приняла кардинальные меры. Патрика записали в школу боевых искусств, где он научился давать отпор агрессорам, завоевал черный пояс по кунг-фу. Маленькие хулиганы больше не решались задирать Патрика. Сам же юный Суэйзи не терял времени даром, он не только обучился боевым искусствам, но и успел окончить две балетные школы.
Танцевальная карьера
Патрик Суэйзи делал успешную танцевальную карьеру. Его дебютное выступление состоялось в мюзикле «Бриллиантин» на Бродвее. Молодой и способный танцовщик выступал на одной сцене с Михаилом Барышниковым. Его вес при росте в 178 см не превышал 80 кг. Имея высокий уровень физической подготовки, он легко выполнял сложнейшие трюки. Когда Патрик стал ведущим танцовщиком группы, с ним случилась настоящая трагедия. Артист травмировал коленную чашечку, после чего о карьере танцора можно было забыть. На тот момент Патрику было всего 26 лет.
После операции на коленной чашечке танцовщик переживал тяжелые времена. На помощь, как всегда, пришла мама. Она напомнила сыну, что у него есть удачный опыт участия в киносъемках. И пусть эти роли были небольшими (в детстве Патрик два раза снимался в сериалах), но мальчика тогда очень хвалили режиссеры, его работу тепло встречали зрители. На съемочной площадке такой талантливый, амбициозный молодой человек обязательно сможет реализовать свои честолюбивые намерения. Мама была абсолютно права, творческая судьба ее сына подтвердит ее правоту.
Суэйзи переезжает в Лос-Анджелес, поступает на курсы актеров. Ему нужны средства, чтобы платить за обучение, содержать жену. Молодой человек хватается за любую работу, трудится на заводе, работает в магазине продавцом.
Одно время он даже подрабатывал в столярной мастерской. Было нелегко, однако настойчивость, стремление добиться успеха дают ему силы для преодоления черной жизненной полосы.
Фильмы
В 1979 году начинается кинематографическая биография Суэйзи. Его пригласили сниматься в эпизоде картины «Скейтаун». Затем последовали другие приглашения, актер снимается в сериалах «Ренегаты», «МЭШ», «Север и Юг». Работа в последнем сериале была наиболее удачной. Через три года харизматичного Патрика приглашают на съемки в полнометражные фильмы. Это были киноленты «Изгои» (1983), «Красный рассвет» (1984), «Молодая кровь». Фильм «Красный рассвет» с полным правом можно назвать антисоветским.
Патрик Суэйзи в фильме «Грязные танцы»
В 1987 году на экраны вышел фильм «Грязные танцы», главную роль в котором сыграл Патрик Суэйзи. Картина имела большой успех, Патрик в буквальном смысле проснулся знаменитым. Культовая лента собрала в прокате 213 млн. долларов. Актер впервые почувствовал, что работа может не только приносить чувство удовлетворения, но и большие деньги. За роль в «Грязных танцах» ему заплатили 200 000 долларов, номинировали на премию «Золотой глобус». Партнершей Патрика по съемочной площадке была Дженнифер Грей.
Бюджет «Грязных танцев» был небольшим, режиссер старался снимать любой кадр без дублей. Во время финального танца Патрик опять травмировал колено. Но он не хотел подводить постановщика, танцевал, превозмогая боль. Интимная сцена в воде тоже была связана с определенными трудностями. Был октябрь, съемочная группа мерзла даже в верхней одежде, а главные герои в это время плескались в воде.
Патрик Суэйзи в фильме «Стальной рассвет»
После удачной роли на Патрика посыпались предложения от самых известных режиссеров. У него наконец-то появился выбор, актер стал работать только в тех фильмах, которые были ему интересны. Его фильмография стремительно пополнялась, каждый год выходил фильм с участием прославленного Суэйзи, иногда он работал сразу в нескольких картинах. В 1987 году зрители с удовольствием наблюдали за его игрой в фильме «Стальной рассвет». Затем выходят картины «Уорсоу по прозвищу Тигр», «Дом у дороги», «Ближайший родственник».
Еще одной звездной ролью актера стала его работа в фильме «Привидение» (1990). Его партнершей по съемочной площадке стала Деми Мур. За роль в этом фильме Патрик был номинирован на премию «Сатурн». У режиссера картины вначале была другая идея – на роль главного героя он пригласил Брюса Уиллиса, мужа Деми. Однако Уиллис посчитал, что этот фильм не принесет ему ни славы, ни денег и отказался от работы.
Патрик Суэйзи в фильме «Привидение»
На роль Молли рассматривали несколько актрис, в список попали Николь Кидман, Ким Бейсингер, Мишель Пфайфер, Мадонна. Интересный факт – именно Суэйзи попросил включить в актерский состав Вупи Голдберг. Патрику очень нравились работы этой комической актрисы. Саундтреком для культового фильма послужила песня Unchained Melody, появившаяся еще в 1955 году. Кавер-версии этой композиции исполняли Лиэнн Раймс, группа U2, Элвис Пресли, другие известные музыканты.
После Суэйзи снимается в «Городе удовольствий», в «Отчаянном папе», в фильме «На гребне волны». В последней картине он работал вместе с Киану Ревзом. Патрик предстал перед зрителями в образе серфера. Свободолюбивый герой становится главарем банды грабителей. В этом фильме, также как и во многих других, актер самостоятельно выполняет трюки, работает без дублеров. В картине «На гребне волны» ему даже пришлось прыгать с парашютом.
В конце 90-х актер снимается в двух очень успешных картинах. Это был фильм «Черный пес» и «Письма убийцы». Патрику, прекрасному танцору, обладателю черного пояса по кунг-фу, не нужны были дублеры, все трюки он выполнял сам. Но однажды это привело к большой беде. На съемках Суэйзи, упав с лошади, сломал обе ноги. Ему пришлось долго лечиться, снова учиться ходить и танцевать. Последствия тяжелой травмы были полностью устранены только благодаря упорству актера.
Патрик Суэйзи в фильме «Черный пес»
Но этот человек привык всегда выходить победителем из трудных ситуаций. Он сумел восстановить здоровье, а после решил заняться разведением лошадей, к которым работы над фильмом почувствовал большую любовь. Эти благородные животные отлично себя чувствовали на его ранчо в Калифорнии.
Актер даже принимал участие в скачках, организованных в пустыне Арабских Эмиратов. В отличие от своих соотечественников, он без проблем преодолел всю дистанцию.
В начале 2000-х годов актер принял участие в съемках сиквела «Грязных танцев». Фильм получил название «Грязные танцы-2. Гаванские ночи», Суэйзи сыграл в эпизоде этой картины, но его гонорар равнялся 5 млн. долларов. В фильмографии Суэйзи будут и другие яркие проекты. Это фильмы «Копи царя Соломона», «Зверь», «Молчи в тряпочку». На протяжении всей своей карьеры актер три раза номинировался на премию «Золотой глобус».
Личная жизнь
Актер был однолюбом. Свою избранницу, Лизу Ниеми, он встретил в 18 лет. Девушка была на три года младше танцора, так же как и он, была танцовщицей. Через три года молодые люди поженились, уехали в Нью-Йорк, выступали в мюзикле на Бродвее. Семейная жизнь актера была счастливой, его расстраивало только отсутствие детей.
Патрик Суэйзи с Лизой Ниеми
Лизе приходилось нелегко, еще в молодости у Патрика развилась алкогольная зависимость. Она любила мужа, однако стала все чаще задумываться о разводе. Ей нужна была спокойная жизнь, а супруг не мог обойтись без бурных вечеринок. Возлияния нередко заканчивались безобразными дебошами. Женщина настояла, чтобы муж прошел курс лечения. После избавления Патрика от алкогольной зависимости их жизнь протекала ровно и спокойно.
Когда Патрик заболел, Лиза стала для него настоящим ангелом-хранителем. Семейный стаж этих супругов – 34 года. В последнее время они жили на своем ранчо, которое называлось «Счастливые дни». Жизнь Патрика и Лизы действительно была счастливой, они всегда были вместе – и в горе, и в радости.
Причина смерти
Однажды после съемок актер почувствовал острую боль в животе. Он прошел обследование. Диагноз был неутешителен – опухоль в поджелудочной железе. Актер верил, что ему удастся справиться с тяжелой болезнью, ведь так уже было не один раз. Ему сделали операцию, он лечился методами восточной медицины.
Похороны Патрика Суэйзи
Патрик ел только жидкую пищу, из-за этого он сильно терял вес. В начале 2009 года появились метастазы в печени, осенью того же года актер скончался. Согласно завещанию Суэйзи, его прах развеяли над ранчо «Счастливые дни».
Избранная фильмография
Ссылки
«Привидение» (1990): История создания
Потратив весь день на переезд в новую квартиру, молодая пара готовится ко сну. Девушка замечает, что ее парня что-то гложет. Когда она спрашивает его, в чем дело, он объясняет, что настолько счастлив, что боится, как бы его счастье не улетучилось. «Я люблю тебя. Я очень тебя люблю», – говорит ему героиня со слезами счастья на глазах. «Я тоже», – отвечает герой с доброй, но нервной улыбкой.
«Крепкий орешек 2», «Вспомнить все», «Охота за “Красным октябрем”», «Славные парни»… В 1990 году вышло немало мощных «мужских» картин, но вершина американского бокс-офиса принадлежала не им, а семейным и сентиментальным постановкам. Главным коммерческим хитом года в США был «Один дома», третье и четвертое место занимали «Танцы с волками» и «Красотка», замыкали пятерку «Черепашки-ниндзя»… А на втором месте была, возможно, лучшая голливудская картина о призраках – мистическая трагикомедия «Привидение».
Когда видишь голливудское кино о потустороннем мире, автоматически предполагаешь, что его сценарист придерживается иудео-христианских мистических взглядов: «Бог, ад, рай, ангелы, демоны, десять заповедей…» Особенно если у автора европейское имя. Но в современной Америке фамилия уже давно ни о чем не говорит, и голливудский сценарист вполне может оказаться не только христианином, иудеем или атеистом, но и, например, буддистом. Таким, как автор «Привидения» Брюс Джоэл Рубин.
Для Рубина, пришедшего к религии после долгих и напряженных духовных поисков, вера в учение Будды – не бунт против иудейской веры предков, а глубоко прочувствованное убеждение. В юности он путешествовал по Юго-Восточной Азии и жил в непальском монастыре, где изучал тибетский буддизм, а после возвращения в США Рубин начал преподавать медитацию. И хотя название одного из его самых известных фильмов «Лестница Иакова» – цитата из Библии, сценарист при сочинении ленты вдохновлялся не столько Писанием, сколько тибетской «Книгой мертвых», классическим буддийским текстом, описывающим этапы умирания и реинкарнации.
Почему же «Призрак» обычно принимают за фильм, пропитанный западной мистикой? Потому что, если не вдаваться в подробности, буддийское и христианское описание загробной жизни вполне можно спутать. Так, и христиане, и буддисты верят в ад – с тем отличием, что пребывание в буддийском аду не вечно. Туда перерождаются души умерших с особенно дурной кармой, и они остаются там, пока не избывают свою карму и не заслуживают перерождения в более приятном мире. Верят буддисты и в рай – как в место перерождения для достойных людей, которые, однако, не достигли Просветления и не присоединились к Будде в нирване. Также и христиане, и буддисты верят в духов, «застрявших» после смерти на земле. Поэтому убежденный буддист вполне может, не поступаясь своей верой, написать историю о загробной жизни, которая не шокирует христиан своей «инаковостью».
Смерть и связанные с ней переживания занимали Рубина с раннего детства, когда он однажды увидел на улице умирающую маленькую девочку, сбитую машиной. Эта трагедия глубоко его потрясла и предопределила его юношеские духовные поиски и размышления. Однако мысль сделать внезапную гибель персонажа завязкой фильма пришла к нему много лет спустя, в начале 1980-х, когда Рубин однажды смотрел постановку «Гамлета» и подумал: «Что бы сказал современный человек, если бы ему явился призрак и сказал: “Отомсти за меня”? Кажется, это интересная тема для фильма».
В то время Рубину было уже под сорок, но его голливудская карьера только начиналась, поскольку он провел 1970-е вдали от Калифорнии как «муж-домохозяйка» (его жена сперва писала диссертацию, а затем работала преподавателем истории искусства). Первый фильм по его сценарию «Мозговой шторм» был поставлен в 1983 году, и после этого супруга убедила его перевезти семью из Иллинойса в Голливуд, чтобы Брюсу было проще искать покупателя для его новых сценарных разработок, среди которых был и «Призрак».
Начав проект с размышлений о «Гамлете», Рубин быстро от них ушел и сосредоточился на том, каково это – быть привидением, призрачным свидетелем, который видит, что происходит на земле после его смерти, но не может ничего изменить и не может даже поговорить с живыми. Или все-таки может. Так в замысле «Призрака» появился новый ключевой персонаж – медиум, который слышит призраков, передает их слова живым и оказывается важной фигурой в событиях, разворачивающихся после гибели главного героя и его превращения в привидение.
Пробуя разные «начинки» для этой сюжетной линии, Рубин остановился на той, которая была ближе всего ему, верному и любящему мужу. «Молодой мужчина внезапно погибает от рук грабителя и обнаруживает, что преступление организовал его лучший друг, который среди прочего хочет украсть его девушку. Чтобы предупредить свою возлюбленную о предательстве, герой прибегает к услугам медиума, а ближе к финалу осваивает “искусство полтергейста” и получает возможность лично отвесить бывшему другу затрещину». Хотя сценарий предполагался увлекательным и остросюжетным, с участием мафии, главной темой фильма должна была стать любовь главного героя к его девушке – любовь, которая удерживает парня на земле, пока он не спасает любимую от предателя и его криминальных пособников и клиентов (злодей по сюжету отмывает «грязные деньги» в банке, где работает вместе с главным героем).
Комедийный аспект появился в сценарии позднее. Однажды Рубин рассказал коллегам о своем сюжете, и те заметили, что будет смешно, если медиум окажется мошенником, который утверждает, что слышит голоса умерших, но на самом деле лишь обманывает людей. Пока не встречается с главным героем и не обнаруживает, что все же обладает мистическим даром.
Изначально Рубин полагал, что это мужская роль, но после того, как персонаж был переосмыслен, он решил сделать его эксцентричной чернокожей женщиной с колоритным прошлым и острым язычком. Главные герои, естественно, всегда планировались белыми.
Загвоздка агента была еще и в том, что Рубин во время работы над «Привидением» был мало кому известен. К счастью для сценария, после переезда в Голливуд его автор быстро оброс профессиональными связями, и в начале второй половины 1980-х «Привидение» удалось пристроить на студии Paramount. Всем, однако, было понятно, что это не проект «только добавь бюджет». Столь сложное и многогранное повествование нуждалось в режиссере, который бы с равным блеском передал все его аспекты, и Рубин был уверен, что с проектом справится лишь титан калибра Мартина Скорсезе.
Скорсезе, однако, в распоряжении студии не было. Зато с представителями Paramount был хорошо знаком Джерри Цукер. Участник пародийного трио Цукер-Абрамс-Цукер и соавтор «Аэроплана», «Совершенно секретно!» и «Обнаженного оружия», младший из двух братьев Цукеров готовился начать сольную режиссерскую карьеру, поскольку троице с каждым разом было все сложнее находить проекты, которые увлекали всех троих. Также Джерри не собирался провести всю жизнь, пародируя чужие фильмы. Ему хотелось создавать кино, которое бы с уважением пародировали другие.
Когда Цукер поинтересовался у Paramount, нет ли у ее «чтецов» на примете интересного сценария, ему посоветовали «Привидение» и отметили, что это лучший сценарий, который видели на студии в те годы. Режиссер, однако, был не слишком впечатлен названием и темой сценария. Поэтому он, принеся «Привидение» домой, не принялся сразу его читать, а бросил в стопку текстов, до которых он надеялся добраться, когда у него образуется свободное время. Возможно, Цукер так никогда бы и не открыл сценарий Рубина, если бы раньше него это не сделала его жена. Миссис Цукер прочла «Привидение», впечатлилась его сентиментальностью и посоветовала мужу обратить на сценарий внимание.
Когда Цукер последовал совету жены, он более всего был поражен тем, что «Привидение» не было похоже на обычные голливудские сценарии о призраках. Оно вело повествование с точки зрения умершего персонажа, и оно было абсолютно уверено в существовании загробного мира со строгими, продуманными законами. Ни в одной сцене «Привидение» не пыталось представить дело так, будто, может быть, главной героине снится, что ее муж стал призраком (вспомним, что в классическом «Волшебнике страны Оз» Дороти в конце фильма просыпается и узнает, что ее приключения были всего лишь сном, и нечто подобное случается в финале «Кошмара на улице Вязов» и «Пятницы, 13-е»). В циничные 1980-е такая твердость в вере заслуживала уважения. И, конечно, Цукер, который в то время был молодым мужем (он женился в 1987 году), был покорен сильным и искренним романтическим чувством, пронизывающим сценарий.
Рубин, однако, совершенно не был покорен послужным списком Цукера. По признанию сценариста, когда он узнал, что его детищем интересуется постановщик «Аэроплана», Рубин прослезился от ужаса и обиды. Да, в «Привидении» были забавные сцены, но это не была комедия, и Рубин испугался, что Цукер превратит его замысел в балаган с шутками в каждом кадре.
Когда будущие соавторы впервые встретились, Рубин решил, что его худшие подозрения подтверждаются. Цукер с порога объявил сценаристу, что он намерен существенно изменить текст, потому что его многое в нем не устраивает, и Рубин счел, что это прелюдия перед перекройкой «Привидения» в фарс. Ведь до этого ему говорили о его сценарии только хорошее! Рубин тогда еще не был опытным голливудцем, и он не знал, что на студиях для всех находят приятные слова, за которыми, однако, редко стоят реальные дела. А вот если человек критикует ваше сочинение и предлагает выходы из положения, то это значит, что он искренне заинтересован в проекте.
Когда Рубин это осознал, он предоставил Цукеру шанс переубедить себя, и вскоре они подружились. Режиссер в самом деле хотел сделать картину более забавной и менее мрачной, чем в исходном тексте, но лишь для того, чтобы не позволить любви главных героев утонуть в криминальных разборках (именно поэтому мафия в фильме на экране не появляется – злодей лишь общается со своими «боссами» по телефону). Цукер намеревался подчеркнуть душевную теплоту персонажей, сделать сюжет более интригующим, прояснить финансовую махинацию, из-за которой разворачивается весь сыр-бор, а также увеличить роль медиума и не позволить ей в финале умереть.
Да, гибель второстепенного положительного персонажа, да еще и с сомнительным прошлым – традиционный элемент американской драматичной развязки. Но зачем убивать живого человека, если в финале уже убитый главный герой отправится на Небеса (точнее, в буддийский рай)? Одной смерти было вполне достаточно. Тем более что в варианте Цукера героям в кульминации противостоял не отряд мафиози, а всего двое злодеев, друг-предатель и его пособник-бандит.
Когда Рубин и Цукер нашли компромисс по всем правкам, они начали совместную работу над сценарием. Им понадобилось около 20 редакций, чтобы сочинить текст, который они сочли достойным экранизации. Больше всего мучений им доставила компьютерно-криминальная линия. Они далеко не сразу нащупали сюжет, который был бы одновременно понятным зрителям и мало-мальски правдоподобным. Ведь банковские финансовые махинации – это по самой своей природе эзотерическое занятие. В котором, как иногда выясняется во время масштабных кризисов, плохо разбираются даже люди, которые им занимаются и зарабатывают миллиарды долларов.
Поскольку проект вела одна из американских суперстудий, Цукер мог взять на главные роли любую голливудскую суперзвезду. Однако он быстро обнаружил, что никто из суперзвезд не хочет играть Сэма Уита, заглавного героя «Привидения». Для исполнителей вроде Харрисона Форда и Брюса Уиллиса это был недостаточно героичный персонаж, который большую часть фильма лишь бессильно наблюдает за тем, что происходит вокруг, и реагирует на происходящее, но не может ничего изменить. Уиллис, кстати, позднее осознал, что зря отказался от роли призрака. И он согласился сыграть в «Шестом чувстве», чтобы не упустить свой второй шанс прославиться в образе покойника.
Пока известные и не слишком известные голливудцы раз за разом вежливо показывали ассистентам Цукера на дверь (список отказавшихся ныне читается как суперзвездный «ху из ху»: Мел Гибсон, Том Хэнкс, Кевин Костнер, Джонни Депп, Алек Болдуин, Дэвид Духовны и многие другие…), Рубин увидел в телепередаче Патрика Суэйзи, звезду «Грязных танцев» и готовившегося к прокату боевика «Дом у дороги». Актер откровенно рассказывал о смерти в 1982 году своего отца. Когда Суэйзи прослезился, сценарист подумал, что «Привидению» нужен именно такой парень – чувствительный, мужественный, симпатичный и с телом танцора.
Цукер о Суэйзи не хотел даже слышать. Он видел Сэма стильным нью-йоркским банкиром, а Суэйзи в «Доме у дороги» изображал провинциального вышибалу, и это было его основное амплуа – привлекательные «парни из народа». Когда Рубин с Цукером сходили посмотреть «Дом», режиссер после сеанса вышел из зала и убежденно произнес: «Только через мой труп».
Однако, в отличие от других знаменитостей, Суэйзи был готов играть призрака, и он очень хотел получить роль и сыграть на экране большую любовь, которая напоминала ему о его чувствах к его жене Лайзе Ниеми (пара поженилась в 1975-м, и они прожили вместе 34 года, вплоть до смерти Суэйзи в 2009 году). И так как Цукер не хотел обижать актера, который ему по-человечески очень нравился, отказом без проб, он позволил Суэйзи прийти на прослушивание. Тот так мощно сыграл кульминационную сцену, в которой герой, прежде не признававшийся своей девушке в любви, впервые с чувством произносит: «Я люблю тебя», что Лайза Вайнштейн, одна из продюсеров фильма, расплакалась. Цукер тут же признал свою ошибку, и картина обрела Сэма Уита.
Найти исполнительницу роли Молли, главной героини фильма, было несколько проще, поскольку эту роль многие хотели сыграть. Правда, далеко не все. Мэг Райан, например, Цукеру отказала. Среди претенденток была австралийка Николь Кидман, и ее присланная из-за океана видеопроба режиссеру понравилась. Однако он хотел нанять известную в Штатах актрису, и Кидман в шорт-лист не включили. Зато ее проба попалась на глаза нескольким ассистентам по кастингу, и говорят, что именно благодаря ей Кидман сыграла с Томом Крузом в «Днях грома» Тони Скотта, которые вышли в один год с «Привидением». В конце концов роль получила Деми Мур, звезда романтической трагикомедии 1986 года «Что случилось прошлой ночью» и тогдашняя жена Брюса Уиллиса. Среди причин, по которым Мур выиграла кастинг, было ее умение убедительно плакать по команде режиссера.
Главный злодей картины получил свою роль по знакомству. Тони Голдуин – выходец из семьи основателя студий Paramount и MGM Сэмюэла Голдуина, но в «Привидении» начинающий актер сыграл благодаря своей жене, художнику-постановщику Джейн Маски. Она познакомила мужа с Цукером, и режиссеру понравилось, что Голдуин выглядит как светский лев, лишь немного уступает Суйэзи по сексапильности и при желании может источать угрозу. Его персонажа звали Карл Брунер – сценарист наделил негодяя фамилией своей нелюбимой школьной учительницы.
Дольше всего создатели «Привидения» искали исполнительницу роли медиума по имени Ода-Мэй Браун. В отличие от своих белых коллег, темнокожие актеры привередничать не привыкли, и потому сыграть важную роль в фильме большой студии хотели буквально все связанные с Голливудом черные женщины подходящего возраста. Заинтересовалась этой работой и комедиантка Вупи Голдберг, но ей не советовали даже пробоваться, поскольку ее кандидатура была заранее отвергнута. Хотя роль была преимущественно комедийной, Цукер боялся, что в руках комедиантки она превратится в плоский фарс, и потому он присматривался к звездам драматического амплуа вроде Тины Тернер и Опры Уинфри. Кроме того, в то время считалось, что после всплеска в фильме Стивена Спилберга «Цветы лиловые полей» кинокарьера Голдберг постепенно сходит на нет.
Разочарованная актриса не стала добиваться прослушивания, и за нее это сделал Суэйзи, хороший друг и поклонник Вупи. Во время проб Голдберг попала в точку и сыграла именно то, что Цукер хотел увидеть, с правильной пропорцией юмора и драматизма. Однако студия все же не была до конца убеждена, и Голдберг была нанята лишь перед самым началом съемок, когда стало ясно, что никто лучше нее с ролью не справится. И что, откровенно говоря, она была рождена, чтобы сыграть Оду-Мэй – алчную и саркастичную обманщицу, которой общение с Сэмом и Молли помогает «перейти на светлую сторону Силы».
Нанятого Карлом бандита Вилли Лопеса сыграл пуэрториканский эстрадный комик Рик Авилес, который в фильме был ничуть не похож на свое жеманное сценическое амплуа (когда смотришь записи его выступлений, трудно поверить, что Авилес вписался в роль Вилли!). Колоритного же призрака, который объясняет Сэму, как манипулировать физическими предметами, изобразил характерный актер с итальянскими корнями Винсент Скьявелли, снимавшийся в «Пролетая над гнездом кукушки». Некоторые эпизодические роли Цукер отдал членам своей семьи, а мама Рубина сыграла пожилую монахиню, которая благодаря Сэму и Оде-Мэй получает пожертвование в четыре миллиона долларов. Как пошутил по этому поводу режиссер: «Я тут главный, и поэтому моей родни в фильме больше!»
Поскольку действие картины развивалось в Нью-Йорке, уличные сцены «Привидения» снимались во время экспедиции в культурную столицу страны. Интерьерные же эпизоды создавались в декорациях, построенных в павильонах студии Paramount в Лос-Анджелесе. Для сцен в метро использовался заброшенный уровень одной из станций нью-йоркской подземки.
Декорация лофта, где живут Сэм и Молли, была основана на реальном лофте, принадлежавшем известной скульпторше и художнице Мишель Ока Донер. Он был выбран в качестве прототипа, поскольку Молли тоже скульптор. В ранних версиях сценария героиня работала по дереву (Рубин хотел подчеркнуть, что это сильная женщина, которая сможет пережить потерю любимого). Цукер, однако, решил, что Молли должна быть не «дровосеком», а керамистом – то есть творить из глины. Так родилась знаменитая романтическая сцена с гончарным кругом, которая в дальнейшем неоднократно пародировалась. Что интересно, жена Рубина в самом деле создавала скульптуры из глины, и многие полагали, что Молли была напрямую списана с нее. Однако Цукер не знал об увлечении жены соавтора, когда предложил эту поправку.
Романтическая сцена у Мур была не только со Суэйзи, но и с Голдуином. Изначально предполагалось, что злодей по ходу сцены останется в одежде, но затем Цукер придумал момент, когда Карл намеренно проливает кофе на рубашку и раздевается, чтобы ему было проще соблазнить Молли. Режиссер полагал, что надо подчеркнуть предательство Карла, поскольку Голдуин был столь симпатичен, что зрители могли простить ему убийство Сэма, к которому он не имел прямого отношения (Карл нанял Вилли лишь для того, чтобы тот отобрал у героя бумажник с банковскими кодами). Кроме того, Цукер осознавал, что снимает в первую очередь кино для женщин, и потому он демонстрировал тела ведущих актеров во всех сценах, где это имело художественный смысл.
Что касается сцены, в которой Сэм вселяется в тело Оды-Мэй, чтобы в последний раз обнять Молли, то этот эпизод был задуман Рубином как провокационная сцена с объятиями и поцелуем двух женщин. Цукер, однако, справедливо счел, что их фильм – не место для гей-пропаганды (хотя эта сцена в сценарии вызвала в Голливуде немалый интерес), и потому на экране Мур обняла Суэйзи, а не Вупи Голдберг.
Над спецэффектами картины работали три разных группы. Первая занималась сценами, в которых призраки проходят сквозь предметы. Эти фрагменты создавались с помощью комбинированных съемок и цветовых манипуляций (когда призрак начинает проникать сквозь, например, закрытую дверь, его призрачное «тело», непосредственно контактирующее с дверью, становится цвета двери – оно как бы растворяется в ней и затем вновь собирается с другой стороны). Эпизоды с демонами, уносящими грешников в ад, создавались с помощью наложения нарисованных аниматорами монстров на съемки каскадеров на роликовых коньках (демоны должны были не бежать, а скользить, как будто лететь над тротуаром). Наконец, финальная сцена, в которой Сэм уходит в рай, рисовалась отдельной командой с помощью несложной компьютерной графики.
Музыку «Привидения» сочинил ветеран Голливуда, французский композитор Морис Жарр, отец знаменитого «электронщика» Жан-Мишеля Жарра. Жарр-старший работал над такими классическими полотнами, как «Доктор Живаго» и «Лоуренс Аравийский». Его кинокарьера началась примерно тогда же, когда в середине 1950-х Алекс Норт и Хай Зарет сочинили песню Unchained Melody. В «Привидении» эта романтическая мелодия звучит в исполнении белого соул-дуэта The Righteous Brothers. Версия Билла Медли и Боба Хэтфилда была записана в 1965 году, и она вновь попала в чарты четверть века спустя, когда Цукер сделал ее «главной песней» Сэма и Молли.
Обошедшееся инвесторам в 22 миллиона долларов «Привидение» вышло в прокат 13 июля 1990 года, и оно оказалось не просто хитом, а суперхитом. В Америке лента собрала 218 миллионов долларов, и опередить ее, как уже говорилось, смог лишь «Один дома». В мировом же прокате «Привидение» обошло даже картину Коламбуса – 506 миллионов против 477. Многожанровость ленты гарантировала интерес со стороны всех зрителей, кроме маленьких детей и принципиальных ценителей артхауса. И, в отличие от многих сентиментальных романтических лент, «Привидение» с равным удовольствием смотрели мужчины и женщины.
Хотя создатели фильма ожидали, что картина окажется успешной, они были совершенно не готовы к тому, что «Привидение» будет номинировано на пять «Оскаров» (лучший фильм, лучший оригинальный сценарий, лучшая актриса второго плана, лучший монтаж) и что Рубин и Голдберг получат по статуэтке. При этом в награждении Вупи Голдберг не было никакой скидки на «политкорректность» – Ода-Мэй Браун в самом деле была сыграна с неподражаемыми юмором, мастерством и душевностью.
Критики, надо заметить, все же нашли у «Привидения» кое-какие недостатки. Им было очевидно, что лента не относится к высокому голливудскому искусству, а откровенно выжимает из зрителей эмоции. Однако это ничуть не помешало ленте стать долгоиграющим хитом, и «Привидение» отлично смотрится и сейчас, когда фильмами и сериалами, снятыми с точки зрения призраков, уже давно никого не удивить.
Из всех забавных и запоминающихся фраз картины наиболее популярной цитатой стал короткий ответ Ditto («тоже») на прочувствованное признание в любви. В «Привидении» это не просто слово из ранней сцены, а ключевой сюжетный момент, поскольку позднее Молли начинает верить, что Ода-Мэй общается с Сэмом, когда героиня Голдберг напоминает ей об этом интимном разговоре. Более того, по ходу действия выясняется, что Сэм всегда прежде отделывался Ditto, когда Молли заговаривала о любви.
Как замечает герой в самом конце фильма, любовь – это единственное, что можно забрать с собой в мир иной. И для Рубина и Цукера это была главная мысль во всей картине. Мысль, ради которой стоило сочинить два десятка редакций сценария, возиться со спецэффектами и придумывать самые романтические ракурсы для съемки любовных сцен.