актер сыгравший гражданина начальника
Злая ирония судьбы Юрия Степанова: Что стало причиной преждевременного ухода звезды сериала «Штрафбат»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
О том, что когда-то он станет звездой кино, не мог предположить ни он сам, ни его близкие. Он вырос в глубинке, его первые годы прошли в поселке Рысево в Иркутской области, затем семья переехала в деревню Тайтурку, где его отец-агроном возглавил совхоз, а мать работала учительницей, позже они перебрались в поселок Пятерцы Усольского района. Все трое детей с самого детства были приучены к труду и помогали родителям по хозяйству. Интерес к театру появился у Юрия благодаря директору местного Дома культуры, который и занимался с детьми боксом, и ходил с ними в походы, на охоту и на рыбалку, и ставил спектакли.
Отец хотел, чтобы Юрий окончил сельскохозяйственный институт и стал охотоведом, но у него были свои планы – он поступил в Иркутское театральное училище. Накануне выпуска к ним приехал педагог из Москвы и, увидев Степанова, посоветовал ему поступить в ГИТИС. Отец все еще надеялся, что сын, «наигравшись в театр», возьмется наконец за настоящее дело. Но он уехал в Москву, с успехом прошел конкурс, а после завершения учебы был принят в театр своего наставника – «Мастерскую Петра Фоменко». Вскоре Юрий Степанов стал ведущим артистом этого театра.
В отличие от многих своих коллег, Юрий Степанов не стремился попасть на съемочную площадку – он называл кинематограф «антитеатральным искусством» и свою первую роль сыграл только в 28 лет. В 30 к нему пришла первая популярность и признание после главной роли в фильме «Время танцора», удостоенном нескольких престижных премий на российских и международных кинофестивалях и конкурсах. Только после того, как отец увидел его на экране в этом фильме, он наконец поверил в сына как в артиста.
После этого Степанова часто утверждали на роли даже без проб – режиссеры видели в нем одного из самых ярких, перспективных, талантливых и органичных в любом образе артистов. В середине нулевых он стал невероятно востребованным актером. После 35 лет Юрий Степанов сыграл свои самые запоминающиеся роли в кино – в сериалах Николая Досталя «Гражданин начальник» и «Штрафбат». Этот режиссер увидел его в фильме «Время танцора» и решил, что обязательно должен с ним поработать. Он считал его одним из самых лучших актеров современности и говорил о нем: « Он мог сыграть все. Любой жанр, любое произведение – ему было все по силам. Он был настоящий друг, товарищ, мужик ». Ради хорошей роли Степанов был готов основательно работать над собой и меняться – перед съемками в «Штрафбате» он часами обсуждал с режиссером психологический рисунок его роли и за 2,5 месяца сбросил 37 кг.
Только после 30 лет Степанов обрел и личное счастье. Во время работы над спектаклем «Приключение» актер познакомился с костюмером Ириной Сорокиной, долго ухаживал за девушкой, потом они стали жить вместе, а позднее расписались. Их первый сын родился, когда Степанову было уже за 30. Позже он признавался, что это событие кардинально изменило его мировоззрение и заставило пересмотреть жизненные ценности. Вскоре у пары родился второй сын. Юрий был отличным отцом, дети его просто боготворили. Хотя актер часто пропадал на съемках, спектаклях и репетициях, он старался все свободное время проводить с семьей и всегда спешил домой, переживая, что не уделяет близким достаточно внимания.
Незадолго до рождения второго ребенка Степанов начал ходить в храм и брал с собой туда жену и сына. Даже его близким эти перемены казались непонятными, но они с ним не спорили. Актер всю жизнь находился в духовном поиске, и даже в своей профессии, которая никогда не жаловалась церковью, видел своего рода служение, возможность донести до людей истинные ценности.
Его уход стал большим потрясением для всех – его очень любили и коллеги, и зрители. Режиссер Николай Досталь говорил: « Не будет преувеличением сказать, что российский зритель, российский театр, кинематограф потерял большого артиста, артист это был просто от бога… Я, кроме того, потерял друга, друга верного, настоящего. Вообще Юра был настоящий мужик. И при этом деликатный, интеллигентный, корректный человек был. Сибиряк был, охотник, рыбак. Я не могу вспомнить ни одной черточки, которая бы носила какой-нибудь негативный оттенок ». Станислав Говорухин подчеркивал, что в нем не было ни капли фальши, он был очень искренним и честным человеком, что в актерской среде встречается достаточно редко.
Однако самым страшным ударом его уход стал для его семьи – на тот момент его жена ждала третьего ребенка. Он появился на свет через несколько недель после гибели отца, в том же марте 2010 г. Ирина назвала сына Юрием, в честь мужа. Он ушел за 3 месяца до своего 43-летия. Некоторые его коллеги и знакомые видели в его преждевременном уходе роковое и даже мистическое стечение обстоятельств. Кто-то говорил о том, что злой рок преследовал многих актеров, снимавшихся у Алексея Балабанова, – несколько артистов ушли из жизни раньше срока, как и сам режиссер. Однако злая ирония судьбы Юрия Степанова была в другом – добившись всего, о чем мечтал, он так и не успел насладиться результатами своего труда и семейным счастьем…
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Юрий Константинович Степанов
Фото Все
Видео Все
Смак Юрий Степанов от 31 05 2008
В ДТП погиб известный актёр Юрий Степанов.
Юрий Степанов И жизнь оборванной струной 10 06 2017
Юрий Степанов — биография
Есть актеры, которые не отказываются от участия в любых проектах, даже если это низкопробное кино. А есть те, которым важно участвовать в качественных фильмах или сериалах. Именно ко второй категории относится и Юрий Степанов. Его роли были в основном второго плана, но они были яркими, запоминающимися и обладали потрясающей энергетикой, благодаря которой и остались в памяти благодарных поклонников.
Юрия Степанова впервые заметили после работы в картине «Время танцора». А вот настоящая популярность пришла к нему после показа фильмов «Штрафбат» и «Артистка».
Детство, юность, вуз
Родился Юрий Степанов 07.06.1967 года. Местом его рождения стал небольшой поселок Рысево под Иркутском. Юрий был совсем маленьким, когда семья переехала в поселок Тайтурку, где отцу предложили должность директора совхоза.
Фото: Юрий Степанов в юности
По профессии отец был агроном, мама учительница. В семье было еще двое детей. Воспитанием сыновей занимался отец и оно было достаточно жестким. С раннего детства им прививалась любовь к крестьянскому труду, за непослушание отец мог и огреть своих мальчиков твердой отцовской рукой. Когда Юрий уже был взрослым, он говорил, что именно такое строгое воспитание сделало из него целеустремленного человека, который привык все проблемы решать самостоятельно.
Учеба в школе Юрию давалась не очень легко, единственное, что он любил, это читать.
У мальчика появилось и еще одно увлечение – бокс. Тренер набрал секцию из деревенских мальчишек и учил их не только боксировать. Кроме силовых приемов он ходил с ними в походы, научил ловить рыбу и охотиться.
Потом Юрий увлекся театром и стал постоянно пропадать в театральном кружке. Он участвовал почти во всех постановках и часто выступал. Преподаватели отметили, что у парня определенно есть талант, а ему самому стало понятно, кем он хочет стать в жизни.
Отец не разделял увлечение сына и ждал, когда тот наиграется и займется настоящим мужским делом. Он прочил Юрию будущее охотоведа и настаивал на поступлении в сельскохозяйственный вуз. Но сын впервые не послушал отца и после окончания школы уехал в Иркутск, чтобы там стать студентом местного театрального училища. И его мечта начинает сбываться – он поступил с первой попытки.
Училище он закончил на отлично, и даже сумел понравиться отборочной комиссии из Москвы, которая посетила их учебное заведение незадолго до выпуска. Они порекомендовали молодому дарованию не останавливаться на достигнутом, а ехать в столицу, если он действительно хочет чего-то добиться в жизни. Степанов не стал возражать, собрался и рванул в Москву, чтобы стать студентом прославленного ГИТИСа. Он попал на курс к Петру Фоменко, который успешно закончил в 1993-м.
Театр
В том же 1993-м в Москве организовался новый театр под названием «Мастерская Петра Фоменко». Руководителем и организатором его стал тот же Фоменко, в мастерской которого Степанов постигал актерское мастерство. В этот же театр попали и все остальные однокурсники Юрия.
Фото: Юрий Степанов в театре
Театральную биографию актера Степанова можно назвать не иначе, как стремительной. Он был талантлив настолько, что сразу покорил своей игрой не только зрителя, но и многочисленных критиков. У этого крепкого простоватого сибирского парня оказался такой талант перевоплощения и отличная пластика, что ему не нужно было прилагать особых усилий, чтобы войти в роль. Его даже не сильно гримировали, мимика Юрия сама трансформировала его лицо под любую роль.
У него было много постановок и десятки сыгранных персонажей. Юрий Степанов стал одним из ведущих артистов этого театра. У него появился свой зритель, который не пропускал ни одной премьеры с участием любимого актера. Критики хвалили актера, он был награжден многочисленными званиями и стал лауреатом престижных премий.
После постановки «Шум и ярость», ее режиссер С.Женовач откровенно признался, что если бы не было актера Степанова, то он бы никогда не взялся за такую сложную работу.
Юрию досталась роль Бенджи Компсона, которую он сыграл до такой степени правдиво и глубоко, что это было просто нереально.
По мнению критиков и зрителей, лучшей работой Степанова стала постановка «Волки и овцы», где его герой – судья Лыняев. Мнение было единогласным – актер играет просто гениально.
Фильмы
Степанов всегда отдавал предпочтение театру, потому что считал что кино это антиискусство. Но именно благодаря кинематографу к нему пришла настоящая популярность и всероссийская слава. Первые работы в кино не вызвали у актера особой удовлетворенности, но совсем скоро актер изменил свое мнение.
Фото: Юрий Степанов в фильме «Жмурки»
Дебютом в кино стали роли второго плана в фильмах «Гробовщик», режиссера П.Фоменко и «Орел и Решка», режиссера Георгия Данелия. В процессе съемок актер получает такой необходимый опыт и вскоре уже был готов к съемкам в большом кино.
Первой главной ролью стал Валерий Белошейкин из фильма «Время танцора», снятого режиссером В. Абдрашитовым. В кадре картины мирное время после недавно закончившейся гражданской войны. События происходят в условном месте, но его можно угадать без особых сложностей. Западные зрители и критики картину не приняли, им было сложно вникнуть во все тонкости сюжетной линии, а у отечественного зрителя она получила высокую оценку. В результате картина отмечена высокими наградами – «Никой», «Золотым Овном», «Кинотавром».
После этого Степанову предложили работу в фильме «Привет от Чарли-трубача», где его герой – телохранитель Гоша. Следом за этой вышла лента «Гражданин-начальник», в котором Юрий стал следователем Пафнутьевым. Режиссером «Гражданина-начальника» стал Н.Досталь, который очень плотно занимался с актером Степановым, пытаясь достичь определенного психологического рисунка этого персонажа. Юрий был настолько впечатлен работой режиссера, что впоследствии отмечал ее во всех своих интервью.
Сотрудничество Досталя и Степанова не закончилось после этих съемок. Режиссер предложил Юрию еще два проекта – «Стилет» и «Штрафбат». В последней картине Степанову досталась колоритная роль Антипа Глымова, который стал одним из любимых зрителем.
В 2005-м ему предложили роль в сериале «Дети Ванюхина». В этой картине можно также увидеть Алексея Серебрякова, Алену Бабенко, Н.Егорову. Этот же год принес новую роль – боцман ВМФ в фильме «Первый после Бога». Сюжет о нелегкой судьбе Д.Маринина, капитана субмарины, талантливо сыгранного Д.Орловым. Потом Степанову пришлось перевоплотиться в преступника Кабана их фильма «Жмурки». И буквально сразу же совершенно новый образ – молодой ученый Николаев из ленты «Ленинградец».
Степанову легко давались и комедийные персонажи. Подтверждением тому мелодрама «Артистка». Потом было новое амплуа – милиционер Кутенко из картины «Внеземной», который становится обладателем интересной находки.
Актер продолжает активно сниматься в разных жанрах и амплуа. Последними работами актера, вышедшими уже после его гибели, стали фильмы «Достоевский», «Не надо печалиться», «Тульский Токарев», «Раскол».
Юрий Степанов работал со многими режиссерами, и все они отмечали разносторонний талант актера и умение работать в самых разных жанрах.
Личная жизнь
Личная жизнь актера складывалась очень счастливо, несмотря на то, что отцом он стал достаточно поздно – после тридцати. Со своей женой Ириной Сорокиной 1975 г.р. Юрий познакомился в 1994 году, во время работы над постановкой «Приключение». В свое время она училась в институте легкой промышленности, и получила профессию закройщика-портного, модельера, костюмера.
Фото: Юрий Степанов с женой и детьми
Конфетно-букетный период пары длился достаточно долго. Потом они стали жить в гражданском браке, пока в 1997-м у них не родился сын Костя. После этого счастливые супруги официально расписались. В 2007-м у них родился еще один сын – Дмитрий, в 2010-м – Юрий. Мальчики очень любили папу, а он старался окружить их вниманием и заботой, настолько позволяла его постоянная занятость на работе. Буквально перед самой гибелью Степанов стал верующим человеком, посещал церковную службу по воскресеньям, на которую обязательно брал с собой сыновей. Перед самой смертью Юрий исповедался церковному батюшке.
Третьего сына, родившегося вскоре после гибели актера, назвали в его честь – Юрием.
Причина смерти
Фото: Похороны Юрия Степанова
Местом его упокоения стало Троекуровское кладбище, где его похоронили рядом с другими выдающимися актерами – Владом Галкиным и Александром Дедюшко.
Во время суда вдова актера Ирина пыталась уговорить суд не наказывать виновника очень строго, а только присудить ему возмещение затрат и выплаты алиментов детям. Суд приговорил 27-летнего М.Назарова к 3-м годам лишения свободы и выплаты всей запрошенной Ириной суммы.
Костя Степанов поступил в Академию народного хозяйства, Дима хочет продолжить дело отца. Вдова актера Ирина занимается пошивом одежды.
В 2017-м Первый канал выпустил документальный проект «Юрий Степанов. И жизнь оборванной струной…», в память о безвременно ушедшем талантливом актере.
Избранная фильмография
Юрий Степанов
Юрий Константинович Степанов. Родился 7 июня 1967 года в Рысево Иркутской области — погиб 3 марта 2010 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино.
Юрий Степанов родился 7 июня 1967 года в посёлке Рысево Черемховского района Иркутской.
Далее поступил в ГИТИС на режиссёрский факультет, который окончил в 1992 году, мастерская Петра Фоменко.
В 1993 году стал лауреатом премии Московского фестиваля имени Высоцкого за роль Бенжамина в спектакле «Шум и ярость». В том же году был удостоен премии Международного Фестиваля «Контакт-93» в городе Торунь за роль Лыняева в спектакле «Волки и овцы». В 2004-м получил театральную премию «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» — за актёрский ансамбль спектакля «Три сестры».
В кино начал сниматься с 1995 года, дебютировав в фильме «Орёл и решка».
Первую главную роль исполнил в 1997-м, сыграв Валерия Белошейкина в военной драме «Время танцора».
Юрий Степанов в фильме «Время танцора»
Широкая известность к актеру пришла в 2001 году, когда на экраны начал выходить сериал «Гражданин начальник», в котором он сыграл следователя прокуратуры Пафнутьева. Снялся и в продолжениях ленты.
Юрий Степанов в сериале «Гражданин начальник»
Юрий Степанов в сериале «Штрафбат»
Также заметными стали его роли Михаила в «Детях Ванюхина», инженер-кораблестроитель Николаев в «Ленинградце», адвокат Мартышев в «Защите», полковник Аркадий Карась в «Карасях», Иван Новожёнов в криминальной ленте «В Париж!», Фердинанд в мелодраме «Утро», Богуславский в криминальном боевике «Тульский-Токарев».
Юрий Степанов в сериале «Защита»
Юрий Степанов в фильме «Утро»
Гибель Юрия Степанова
Юрий Степанов погиб в 0:45 3 марта 2010 года в Москве на перекрёстке Люблинской улицы и улицы Шкулёва (район Текстильщики) от множественных травм, полученных в ДТП.
Виновник аварии – Михаил Назаров, бывший сотрудник МЧС, получил три года условно.
Юрий Степанов погиб в ДТП
Похоронен 6 марта 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве рядом с могилой Владислава Галкина, скончавшегося за неделю до гибели Степанова.
Рост Юрия Степанова: 175 сантиметров.
Личная жизнь Юрия Степанова:
Юрий Степанов и жена Ирина
В момент гибели актера его жена была на девятом месяце беременности.
Она вспоминала тот роковой день: «Помню последний звонок мужа, это было после двенадцати часов ночи. Юра сказал, что его машина осталась дома, потому из театра вернется позже. Муж переживал, что у него не было с собой ключей от дома и он разбудит детей стуком в дверь. Я пообещала его дождаться. Шел второй час ночи, а Юры все не было. Мне стало тревожно, набрала его номер, никто не поднял трубку. Через несколько секунд перезвонили и спросили, кто я. Сотрудники полиции попросили приехать на место, ничего толком не объяснив. По дороге прокручивала в голове все возможные варианты развития событий, кроме смерти. Почему-то в тот момент боялась, что он сильно пострадал в аварии и может остаться инвалидом. На дороге раскуроченные от удара автомобили, рядом тело мужа в луже крови. Мне не давали подходить близко. В тот момент я понимала, что жду ребенка и нельзя из-за переживаний допустить выкидыш. Как сейчас помню: мимо нас то и дело мчались кареты скорой помощи, я ждала, когда же наконец приедут к Юре врачи и спасут его. Подошел сотрудник полиции и передал кошелек с документами мужа, тогда я все поняла. Вместо медиков приехал катафалк. До сих пор перед глазами стоит картина, как труп мужа грузят в салон».
Фильмография Юрия Степанова:
1990 — Повести Белкина. Гробовщик (фильм-спектакль) — Купец
1995 — Орёл и решка — Герасим
1997 — Время танцора — Валерий Белошейкин
1998 — Привет от Чарли-трубача — Гоша, телохранитель
2000 — Дом для богатых — Серафим Пухов
2000 — Дневник его жены
2000 — Москва — Хирург
2001 — Дальнобойщики (серия «Эпидемия») — лейтенант
2001 — Московские окна — Левитин
2001 — Гражданин начальник — Пафнутьев, следователь областной прокуратуры
2001 — Русский водевиль — Малоросс
2002 — Война — Александр Матросов
2002 — Спартак и Калашников — Фальков, капитан
2002 — Шукшинские рассказы (новелла «Ораторский приём») — Синельников
2003 — Щит Минервы — Роман
2003 — Стилет — Владимир Ильич Лютых, «Лютый»
2003 — Лучший город Земли — Левитин
2003 — Прогулка — участник аварии
2003 — А поутру они проснулись — Коля
2004 — Стилет 2 — Владимир Ильич Лютых, «Лютый»
2004 — Штрафбат — Антип Глымов
2004 — Самара-городок — Макс
2005 — Дети Ванюхина — Михаил
2005 — Жмурки — «Кабан»
2005 — Первый после Бога — Подопригора, боцман
2005 — Гражданин начальник 2 — Пафнутьев, следователь областной прокуратуры
2006 — Ленинградец — Фёдор Дмитриевич Николаев / Дмитрий Иванович Николаев
2007 — Завещание Ленина
2007 — Груз 200 — полковник Козаков, военком
2007 — Частный заказ — Михаил Расташанский, адвокат
2007 — Артистка — Викентий Иванович, учёный-паразитолог
2007 — Спасибо за любовь! — Игорь Иванович Аверин
2007 — Фома. Поцелуй через стекло (документальный)
2007 — Внеземной — Александр Петрович Кутенко, милиционер
2008 — Караси — Аркадий Карась, полковник
2008 — Красный жемчуг любви — бурятский шаман
2008 — Игра — Михаил Дмитриевич Звонов, старший администратор спортивной базы
2008 — Защита — Валерий Фёдорович Мартышев, адвокат
2009 — Стреляй немедленно! — Григорий Степанович Смирнов
2009 — Дикое поле — Фёдор Абрамович
2009 — Пробка
2009 — В Париж! — Иван Николаевич Новожёнов
2009 — Кромовъ — Самарин, вахмистр
2009 — Правило лабиринта
2009 — Утро — Фердинанд
2009 — 9 мая. Личное отношение (новелла «Выпей за меня») — Палыч
2010 — Пара гнедых — Иван
2010 — Документальная камера (документальный)
2010 — Не надо печалиться — Андрей Адамович Тюха
2010 — Тульский Токарев — Богуславский
2011 — Достоевский — офицер на каторге
2011 — Раскол — эпизод
Озвучивание мультфильмов Юрия Степанова: