актер сыгравший хищника 1987
«Хищник»: история культового боевика. Как Ван Дамм не стал пришельцем
В этом месяце картина празднует 30-летие. Самое время вспомнить, как создавалось кино про инопланетного любителя сафари, имевшего неосторожность охотиться не на того человека.
Рождение охотника
Как и положено культовому фильму, «Хищник» начался с одной простой идеи. Настолько простой, что, услышав её, остальные сценаристы могли лишь схватиться за голову и задаться вопросом, почему сами до неё не додумались.
Идея возникла у братьев Джима и Джона Томаса — начинающих авторов, мечтавших покорить Голливуд. В своём дебютном сценарии братья собирались рассказать об инопланетном сообществе охотников, которые устраивают сафари в разных мирах. Но быстро поняли, что это не сработает: с чего бы зрителям сопереживать таким героям? Тогда братья упростили сюжет: в поисках острых ощущений инопланетянин прилетает на Землю, чтобы поохотиться за самым опасным видом на нашей планете — человеком. Из этой идеи вырос сценарий под названием «Охотник» (Hunter).
Работа братьев Томасов имела много общего с итоговым фильмом, но детали заметно отличались. Начнём, пожалуй, с самого Охотника. Согласно первоначальному сценарию, по комплекции и силе он был ближе к человеку, чем в фильме. Вместо невидимости пришелец использовал камуфляж, который работал по принципу хамелеона и позволял ему сливаться с окружающими предметами. В густых джунглях Охотник чувствовал себя как рыба в воде, но был уязвим на открытом пространстве. Диалог в фильме, где Анна сравнивает призрачную фигуру с хамелеоном, — остаток этой идеи.
Сцена с грязевым «камуфляжем» была уже в первой версии сценария
Главного героя в начальном сценарии звали лейтенант Алан Мэзени. Его отряд насчитывал девять человек, двое из которых погибали при штурме повстанческого лагеря. В фильме число героев уменьшили до семи — авторы решили, что нецелесообразно держать двух статистов без единой реплики. К тому же меньшая численность и отсутствие потерь подчёркивали крутизну отряда, и тем сильнее шокировала его беспомощность при встрече с Охотником.
Основные отличия между сценарием и фильмом начинались во второй половине. После гибели большинства своих людей Мэзени решал дать Охотнику бой. Он, Анна и раненный Рамирес (Пончо) располагались на прогалине, оставшейся после удара молнии, надеясь выманить Охотника на открытое пространство. Индеец Мигель (в фильме его зовут Билли) отправлялся к вертолёту за подмогой.
После почти суток ожидания Охотник наконец приходил за героями. Он убивал Рамиреса и Анну (в сценарии она успевала поднять оружие), Мэзени удавалось спастись. Придумав, как с помощью грязи сделать себя невидимым, лейтенант выслеживал пришельца и устраивал ему засаду. Герою удавалось ранить Охотника отравленной стрелой. Мэзени следовал за пришельцем по кровавому следу до его логова, где хранились собранные им трофеи — кожа, снятая с убитых коммандос и Анны.
А вот изначальная концовка отличалась от итоговой
Сбор бойцов
Написав сценарий, братья Томас столкнулись с серьёзной проблемой: они не могли никому его показать. По голливудским меркам они были никем — два неизвестных автора без связей и даже без своего агента. Ни один продюсер не стал бы тратить на них ни минуты, не говоря уж о том, чтобы читать сценарий. Братья нашли оригинальный выход: пробрались в офис студии 20th Century Fox и буквально подсунули свою рукопись под дверь одному из руководителей студии.
Томасам повезло: их работу прочитали и показали продюсеру Марку Дэвису. Тот оценил потенциал сценария и вовлёк в дело Лоуренса Гордона и Джоэла Сильвера. А Сильвер, только что спродюсировавший «Коммандос» с Арнольдом Шварценеггером, переслал сценарий Железному Арни, и тот согласился сыграть главную роль.
На должность режиссёра Сильвер выдвинул кандидатуру мало кому известного Джона Мактирнана. В своё время ему предлагали снять «Коммандос», но он отказался в пользу фильма «Бродяги», который стал его дебютом в кино. Картина провалилась в прокате, однако Сильвер считал, что Мактирнан оправдает возложенные ожидания.
Джон Мактирнан на съёмках «Хищника»
Правда, на всякий случай продюсеры подстраховались, решив, что в актёрскую группу фильма стоит включить своего человека. Засланным казачком стал Шейн Блэк, сценарист «Смертельного оружия». Блэк хотел попробовать себя в качестве актёра и попросил Сильвера дать ему небольшую роль.
Шейн Блэк, будущий режиссёр «Железного человека 3», был в «Хищнике» простым актёром. Позже он снимет один из фильмов о Хищнике
На роли остальных героев набрали физически подготовленных актёров, которые смотрелись бы в кадре так же солидно, как Арнольд. В те годы в Голливуде ходила шутка, что единственный, с кем ещё не дрался Рокки Бальбоа, это пришелец. Возможно, поэтому продюсеры единогласно выбрали Карла Уэзерса, известного по роли Аполло Крида в «Рокки», на роль ЦРУ-шника Диллона.
Индейца Билли сыграл Сони Лэндэм. Правда, роль ему дали при условии, что на площадке он будет находиться под присмотром телохранителя. Охранять требовалось не его, а других актёров — Лэндэм был известен буйным нравом. Роль Мака получил Билл Дьюк, уже работавший с Шварценеггером и Сильвером в «Коммандос». Нашлось место и двум бывшим военным. Сыгравший Блэйна рестлер Джесси Вентура в молодости служил в спецотряде американского флота. А исполнитель роли Пончо Ричард Чавес был настоящим ветераном Вьетнама.
Добро пожаловать в джунгли!
Съёмки стартовали в Мексике весной 1986 года и проходили в непростой обстановке. Пока герои сражались с пришельцем, съёмочной группе приходилось бороться с земными тварями — змеями, пиявками и вездесущими насекомыми. Климат тоже не облегчал задачу: изнуряющая дневная жара резко сменялась ночными заморозками. Для обогрева актёров использовали специальные лампы. Арни же, чтобы не замёрзнуть, пил «охотничий чай» — смесь чая, мёда, красного вина и шнапса.
Опасаясь подхватить заразу, Мактирнан не употреблял местную пищу и воду, питаясь только привезёнными продуктами. В результате этой диеты к концу съёмок он похудел на 10 килограммов. Его коллеги были менее осторожны и поплатились за это. Когда в отеле сломалась система очистки воды, большинство актёров слегло с расстройствами желудка. Не избежал этой участи и Арни — его чуть не госпитализировали.
В «Хищнике» снялись два будущих губернатора: Джесси Вентура в 1999 году возглавил Миннесоту, а Шварценеггер в 2003-м — Калифорнию. Сони Лэндэм боролся за пост губернатора Кентукки, но не прошёл праймериз
Подобно своим брутальным героям, актёры мужественно терпели невзгоды и даже соревновались в этом. Главным заводилой был Шварценеггер, который каждое утро устраивал изнурительные тренировки. К нему присоединялись и другие актёры — никто не хотел показаться слабым на фоне остальных. Находили они время и для розыгрышей. Например, костюмер как-то сказал Джесси Вентуре, что объём его бицепса больше, чем у Шварценеггера. Вентура обрадовался и предложил Арни на спор сравнить бицепсы. Победитель получал бутылку шампанского. К удивлению Вентуры, пари выиграл Шварценеггер. Оказалось, он сам подговорил костюмеров обмануть коллегу.
Минигана не было в сценарии, но создатели решили, что такому здоровяку, как Вентура, нужна пушка побольше
У режиссёра и продюсеров порой возникали творческие разногласия. Мактирнан тяготел к субъективной манере съёмки экшен-сцен с использованием движущейся камеры и энергичным монтажом. Из-за этого у него вечно возникали проблемы с операторами-американцами, не понимавшими, чего он хочет. Джон предпочитал работать с более прогрессивными в этом плане австралийцами. Продюсеры же склонялись к традиционному для тех лет стилю со статичной камерой и полным показом боевых эпизодов. Поэтому одну из самых сложных и дорогих сцен — штурм повстанческого лагеря — снял не Мактирнан, а режиссёр вспомогательной группы Крейг Бэксли.
Ван Дамм против обезьяны
Главной проблемой для создателей стал дизайн Охотника. Успех картины зависел от того, насколько пугающим выйдет монстр. Но студия весьма некстати решила сэкономить и поручила создание пришельца компании, затребовавшей намного меньшую сумму, чем конкуренты — в том числе оскароносная мастерская Стэна Уинстона, работавшая над «Чужими» и «Терминатором». Как известно, скупой платит дважды. Когда на съёмочную площадку впервые доставили Охотника, у Мактирнана вырвалось: «О чёрт. Похоже, у нас проблемы».
Изначальный дизайн Охотника
В первоначальном дизайне пришелец напоминал отпрыска богомола и Анубиса. Четырехпалое ящероподобное создание имело ноги рептилии, длинные руки и вытянутую шею, увенчанную небольшой головой с огромными жёлтыми глазами.
Трудности возникли и с исполнителем роли Охотника. На первый взгляд, в чём проблема? Кто угодно может напялить на себя костюм монстра, разве нет? Но это глубоко ошибочное мнение. От исполнителя этой роли требовались выносливость, физическая подготовка, отличная координация движений, и, как ни странно, умение играть. Находясь в крайне неудобном, жарком костюме и шлеме, через который почти ничего не видно, актёр должен был реагировать на действия других персонажей и двигаться так, чтобы зрители увидели именно смертельно опасного монстра, а не человека в неуклюжем резиновом комбинезоне.
Первым исполнителем роли Охотника стал знаменитый Жан-Клод Ван Дамм. Продюсеры надеялись, что благодаря своим навыкам — актёр и мастер единоборств одновременно — он сможет сыграть проворного и ловкого Охотника, убивающего коммандос в стиле ниндзя. Но они очень быстро пожалели о своём решении. Когда Ван Дамм появился на съёмочной площадке, стало ясно, что из-за разницы в росте он будет смотреться карликом на фоне Шварценеггера и остальных громил.
Жан-Клод Ван Дамм надеялся поразить зрителей своим знанием карате, а оказалось, что ему предложили работу простого каскадёра
Да и сам бельгиец разочаровался в проекте. Поначалу он наивно рассчитывал, что будет главной звездой фильма, и требовал, чтобы его имя в титрах шло рядом с именем Шварценеггера. Увидев красный костюм Охотника (его использовали для сцен с невидимостью), Ван Дамм вышел из себя, решив, что именно таким он и предстанет перед зрителями в кинотеатрах. Когда ему объяснили, что большую часть фильма Охотник будет невидимым, актёр разозлился ещё больше.
Таким красным тараканом приходилось наряжаться Ван Дамму. Реакцию актёра, хоть и грубую, можно понять
После этого кому-то из продюсеров пришла в голову светлая мысль надеть красный костюм на… обезьяну. Мартышка должна была скакать по деревьям, и после добавления эффекта невидимости эти кадры можно было бы использовать в фильме. Разумеется, ничего не вышло. Обезьяна отказывалась делать то, чего от неё хотели, и пыталась содрать с себя неудобный костюм.
С большими сложностями Мактирнан отснял несколько сцен с пришельцем, но всем было очевидно, что дизайн Охотника не работал. В итоге съёмки финального поединка Датча и инопланетянина отложили на потом. У создателей возникла проблема, которая могла поставить крест на всём проекте, — они вышли за рамки бюджета.
Стэн Уинстон спешит на помощь
Сэкономленные за счёт этого средства пошли на исправление дизайна Охотника. В этот раз создатели решили не жадничать и по совету Шварценеггера обратились к Стэну Уинстону. Тот радикально перекроил монстра. По словам Уинстона, облик пришельца был вдохновлён изображением воина-растафарианца, которое он увидел в офисе Джоэля Сильвера. Также он основательно переработал экипировку и вооружение Охотника. Вместо дротиков тот получил эффектную плазменную пушку со знаменитым трёхточечным прицелом.
А нижняя челюсть инопланетянина появилась благодаря Джеймсу Кэмерону. Уинстон и Кэмерон летели на премьеру «Чужих» в Японию, и Стэн по пути рисовал наброски пришельца. Взглянув на них, Кэмерон заметил, что всегда хотел увидеть в кино существо с мандибулами — жвалами как у насекомых. Уинстон решил, что это неплохая идея, и добавил её в дизайн.
Наброски Стэна Уинстона, последний — с учётом предложений Кэмерона
В качестве своеобразной награды за свои труды Уинстон получил… жаб. В один прекрасный день, поднявшись в свой гостиничный номер, он обнаружил, что по всей душевой скачут огромные земноводные. Уинстон сразу решил, что это дело рук Шварценеггера, известного своими розыгрышами, и решил не оставлять это без ответа. Он достал ключи от номера Арни, собрал всех жаб и подбросил их на кровать в спальне актёра. Кстати, в тот же самый день к Шварценеггеру приехала Мария Шрайвер, с которой он поженился как раз на съёмках «Хищника». История умалчивает, как молодожёны отреагировали на незваных гостей. На следующий день ни Уинстон, ни Шварценеггер ни словом не обмолвились по поводу жаб. Лишь десятилетие спустя Уинстон узнал, что Арни был тут ни при чём. Розыгрыш устроили работники его собственной мастерской.
Переработав образ пришельца, создатели также изменили название картины, чтобы избежать путаницы с одноимённым сериалом. Так Охотник стал Хищником. Вскоре был найден и новый исполнитель роли — Кевин Питер Холл, рост которого составлял внушительные 220 сантиметров. Позже Холл вернулся к роли инопланетного охотника в сиквеле картины. К сожалению, он скончался вскоре после его премьеры.
Кевин Питер Холл: таким был Хищник без маски
Сезон охоты открыт
Премьера «Хищника» состоялась 12 июня 1987 года. Зрители хорошо приняли фильм: он собрал в мировом прокате около 100 миллионов долларов при 15-миллионном бюджете. Критики были куда менее благосклонны. Многие ругали фильм за незатейливый сюжет и пропаганду насилия. Как это обычно бывает с культовыми лентами, позже отношение к фильму изменилось. С годами многие критики стали включать картину Мактирнана в списки лучших в своём жанре.
Ну а среди ценителей фантастических боевиков она уже давно считается классикой. Можно долго перечислять причины народной любви к картине. Тут и филигранная режиссура Мактирнана, который создал идеальный сплав экшена и саспенса, и набор колоритных персонажей, и инновационный дизайн Хищника, и прекрасный саундтрек Алана Сильвестри, и многое другое. Стоит упомянуть и лежащую в основе сценария формулу «охотник становится жертвой». Может, она и не отличалась новизной, но отлично сработала.
Холла можно увидеть в фильме и в человеческом образе: он сыграл пилота вертолёта в финале
Как и в случае с многими другими классическими боевиками 1980-х, на «Хищника» оказали огромное влияние попытки американского общества осмыслить последствия вьетнамской войны. Группа отлично подготовленных солдат сталкивается в джунглях с невидимым противником и, несмотря на огромную огневую мощь, ничего не может ему противопоставить. Единственный шанс выжить — изменить сами правила игры.
Благодаря всему этому «Хищник» сейчас воспринимается как один из определяющих фильмов десятилетия, без которого невозможно представить себе жанр.
* * *
Джон Мактирнан любил повторять, что по-настоящему великие монстры появляются на экране где-то раз в поколение. Авторам «Хищника», без сомнения, удалось создать такого монстра. Благодаря им мы знаем, что в тех деревьях определённо что-то есть.
Жизнь пострашнее джунглей. Что стало с актёрами первого «Хищника»?
Тридцать лет назад мир увидел первый фильм об инопланетном охотнике, для которого вооружённая до зубов команда спецназовцев — всего лишь дичь, ждущая, когда её выпотрошат. Сегодня на экранах кинотеатров снова свирепствует убийца из далёкого космоса, и даже фильм про него называется так же, как самая первая картина (с поправкой на определённый артикль), просто «Хищник» (The Predator).
«Я люблю кино» расскажет, что стало с актёрами оригинального «Хищника» (Predator).
Арнольд Шварценеггер
В «Хищнике» Арнольд сыграл «зелёного берета» Алана Шеффера по кличке Датч. Легендарный актёр тогда был ещё совсем молод и говорил с тягучим немецким акцентом.
Карл Уэзерс
Карл Уэзерс сыграл Джорджа Диллона, сотрудника ЦРУ, который по объёму бицепсов мог поспорить с самим Шварценеггером.
Шейн Блэк
Успешный сценарист, ставший впоследствие и режиссёром, Шейн Блэк дебютировал в «Хищнике» в качестве актёра и сыграл радиста Рика Хоукинса, павшего одной из первых жертв инопланетного чудовища. Снимаясь в боевике, Блэк постигал процесс создания фильма изнутри и параллельно работал над сценарием картины «Последний бойскаут» (The Last Boy Scout).
После «Хищника» Шейн снял несколько шикарных бадди-муви, таких как «Славные парни» (The Nice Guys) и «Поцелуй навылет» (Kiss Kiss Bang Bang), и написал десяток отличных сценариев. В 2018 году круг замкнулся: Блэк стал режиссёром нового «Хищника» и привнёс в фильм характерный для своих работ юмор.
Эльпидия Каррильо
Мексиканская актриса Эльпидия Каррильо сыграла в «Хищнике» партизанку Анну, которую спас отряд Датча. Позднее актриса также появилась в камео в продолжении фильма.
В настоящее время Карилльо продолжает сниматься в кино и сериалах, а также читает лекции для мексиканских актёров и режиссёров. Недавно её можно было увидеть в триллере «Безжалостный» (Relentless).
Билл Дьюк
Ричард Чавес
Последний раз Ричард мелькал в кино в 2016 году, в фильме «Вне игры» (Beyond the Game).
Джесси Вентура
Как и Шварценеггер, Вентура из актёров ушёл в политики. Он четыре года отработал мэром городка Бруклин-Парк, потом баллотировался в губернаторы штата Миннесота и выиграл выборы. Джесси даже собирался участвовать в выборах президента США в 2016 году, но потом передумал и снял свою кандидатуру. А жаль, была бы достойная альтернатива Трампу!
Сонни Лэндэм
В конце девяностых Сонни выступил режиссёром фильма «Одинокий медведь» (Billy Lone Bear), в котором сам сыграл главную роль. В начале нулевых по примеру своих коллег Лэндэм попробовал начать карьеру политика и в 2003 году баллотировался на пост губернатора Кентукки, но проиграл выборы — вероятно из-за того, что публично призывал к геноциду арабов.
17 августа 2017 года Сонни Лэндэм умер в госпитале в Кентукки от сердечной недостаточности.
Кевин Питер Холл
Помимо злобного Хищника, Кевин также сыграл добряка-йети в ситкоме «Гарри — снежный человек» (Harry And The Hendersons).
В конце 1990 года актёр попал в автомобильную катастрофу и получил серьёзные травмы. Холла доставили в больницу и сделали ему переливание донорской крови, которая, как выяснилось, содержала ВИЧ. У Кевина развился СПИД, и 10 апреля 1991 года он скончался от пневмонии, с которой ослабленный болезнью организм не мог бороться.
Инопланетный охотник
История кино пестрит любопытнейшими совпадениями. Если сегодня в «Неудержимых 2» /The Expendables 2/ (2012) снимаются одновременно Сталлоне, Шварценеггер, Ван Дамм и Лундгрен, то это выглядит фактом естественным: дискотеки 80-х вообще сейчас в почете. Но каким образом все четверо оказались примешаны к проекту четвертьвековой давности под названием «Хищник»? Ведь, кажется, снимался там из всей четверки только Шварценеггер.
Случилось вот что: в 1982-м Стивен Спилберг выпустил «Инопланетянина» /E.T. the Extra-Terrestrial/ (1982), а Сталлоне тремя годами спустя – «Рокки IV» /Rocky IV/ (1985), в котором его герой начистил физиономию русскому боксеру Ивану Драго в исполнении Лундгрена. С кем еще Рокки Бальбоа мог драться после такого мощного соперника? По Голливуду бродила шутка, пущенная кем-то из кинокритиков: пускай Слай выйдет против спилберговского Е.Т., с инопланетянами-то он еще не махался…
Слай против пришельца в итоге так и не вышел, но два молодых сценариста – Джон и Джин Томасы – моментально почуяли, куда ветер дует: уже появились «Чужой» (1988) и «Нечто» /Thing, The/ (1982), Twentieth Century Fox занималась «Чужими» /Aliens/ (1986), и вообще инопланетяне были, что называется, в тренде. Тогда же, в 85-м, братья сели за сочинение сценария о некой бестелесной инопланетной сущности, умевшей захватывать контроль над разумом других живых существ. Но пока делались первые наброски, эволюционировала и идея: мало-помалу вырисовалась история о неком сообществе охотников с другой планеты, в порядке спортивного интереса решивших навестить Землю. По итогу Томасы вымарали из сценария всех инопланетных гостей, кроме одного, а его соперником сделали крепкого землянина – ведь человек, как известно, и есть самый опасный зверь из всех известных науке.
У братьев не было личного агента в Голливуде, поэтому они просто подбросили свое произведение под дверь заместителя продюсера Майкла Леви со студии Fox. Леви прочел сценарий, посоветовался с продюсером Джоном Дэвисом и подсунул «Первобытное зло» (Primeevil – такое название носил проект поначалу) многоопытному Ларри Гордону. Далее все происходило быстро: скрипт показали Арнольду Шварценеггеру, Дэвис привлек к делу режиссера Джона МакТирнана, а Ларри Гордон позвал Джоэла Силвера. Оставалось найти актеров на роль подтанцовки для Арни, потому что тот обязательно захотел работать не в одиночку, а с командой.
Сильвер сразу же предложил одну из ролей отдать 25-летнему сценаристу «Смертельного оружия» /Lethal Weapon/ (1987) Шейну Блэку, которому всецело доверял (в отличие от МакТирнана, на счету которого был всего один фантастический триллер «Кочевники» /Nomads/ (1985)). Блэк, получивший партию очкастого остряка Рика Хокинса, должен был присматривать за режиссером на съемочной площадке и при первых признаках халтуры сигналить куда следует. Кроме того, его хотели иметь под рукой на тот случай, если в процессе съемок понадобится улучшить сценарий – но, по признанию Шейна, из его правок в фильм в итоге почти ничего не вошло.
Томасы сочинили новый драфт, в котором окружили протагониста группой коммандос. В конечном варианте диспозиция была следующей: бывалый спецназовец Алан Шеффер по прозвищу Датч («европейское» имя стало хорошей уловкой, позволяющей объяснить немецкий акцент Шварценеггера) и его команда отправляются в южноамериканские джунгли искать пропавший вместе с экипажем армейский вертолет. Найдя в лесу только освежеванные трупы, вояки решают, что это проделки местных партизан и разносят в щепы их лагерь, после чего пытаются добраться до своей «вертушки», чтобы улететь домой. Не тут-то было: на арену выходит истинный виновник торжества – оборудованная лазерной наплечной пушкой двуногая тварь, имеющая дурную привычку коллекционировать изъятые у своих жертв черепа, которые отрывает вместе с позвоночником. Датчу и его стремительно редеющей команде делается не по себе…
Студия Fox выделила на проект 18 миллионов долларов (столько же стоили «Чужие» Кэмерона) и отправила съемочную группу в Мексику. 14 апреля 1986-го года хлопушка ударила в джунглях в получасе езды от города Пуэрто-Вальярта. Состав к тому моменту был уже укомплектован. Центральной звездой ленты значился Арнольд, успевший уже побыть Конаном и Терминатором; в помощники ему набрали фигуры помельче: Карл Уэзерс в роли ЦРУ-шника Джорджа Диллона и Сонни Лэндэм в роли Билли Сола (первый сыграл боксера Аполло Крида в «Рокки» /Rocky/ (1976), второй же, бывший порноактер, помимо ролей на ТВ успел появиться в «Полтергейсте» /Poltergeist/ (1982) и «48 часах» /48 Hrs./ (1982)). К Лэндэму был постоянно приставлен телохранитель, т.к. Сонни обладал взрывным нравом и в любой момент мог полезть в драку.
В Блейна Купера перевоплотился профессиональный рестлер Джесси Вентура, благодаря этой удачной «засветке» получивший впоследствии возможность поработать с Чаком Норрисом и Сталлоне. Сержанта Мака Фергюсона, еще одного соратника Шварценеггера, изобразил актер и режиссер телевидения Билл Дьюк – фактурный бритоголовый негр, за год до этого уже работавший с Арнольдом над «Коммандо». Узнав, что фильм носит рабочее название «Охотник» (Hunter), Дьюк объявил, что пару лет назад работал в качестве постановщика на полицейском сериале канала NBC, называвшемся точно так же. Фильм срочно переименовали в «Инопланетного охотника» (Alien Hunter), а ближе к премьере и вовсе сменили тайтл на «Хищника».
Персонаж Блэка на фоне остальных выглядел бледновато, поэтому режиссер решил придать ему черты гика: на Шейна нацепили очки с огромными стеклами и заставили рассказывать в кадре скабрезные анекдоты, сымпровизированные в процессе съемок. «Думаю, братья-сценаристы эти мои шутки возненавидели, – смеялся потом Блэк. – Они полагали, что придумать такое мог только деградант. Зато продюсеру Джоэлу Силверу они очень нравились». Шварценеггер тоже придумал своему герою несколько фраз из разряда «Ну и урод же ты!»: он считал, что хорошая шутка жуткий фильм только улучшает. (До самопародий еще не дошло: фразу «Я вернусь» Арни начал пихать во все свои фильмы лишь годы спустя.)
Джесси Вентуру для пущего мачизма обязали жевать табак, а Шварценеггер по сюжету курил толстенные сигары, которые обожал и в реальной жизни. Правда, в конечный вариант монтажа вся эта пропаганда нездорового образа жизни не вошла: сигара осталась только в начальной сцене, когда Арни вылезает из вертолета, да и то – огонек к ней пришлось дорисовывать позже, поскольку правила техники безопасности не позволяли курить на борту. Но приохотить Билла Дьюка к курению Шварценеггер за время съемок все-таки успел.
Что же Ван Дамм? Никому не известного каскадера, в арсенале которого было несколько малозначительных ролей (в том числе партии комедийного гея и «плохого» русского каратиста, показательно избитого в фильме «Не отступать, не сдаваться» /No Retreat, No Surrender/ (1985)), взяли на роль Хищника за его гибкость и владение восточными единоборствами. Однако сотрудничество с самого начала не задалось: 177-сантиметровый Жан-Клод оказался на целых 11 сантиметров ниже Шварценеггера, что в ближнем бою смотрелось просто комично. К тому же актера угнетало, что его имя даже не попадет в титры. В течение двух дней съемок он успел подраться с одним из каскадеров и разгневать Джоэла Сильвера, отказавшись выполнять связанный с прыжками рискованный трюк (по словам бельгийца, опасную работу потом проделал дублер и растянул при этом лодыжку). В итоге смутьян всех достал: рассудив, что от Ван Дамма толку не будет, его изгнали с проекта, ничего не заплатив. Скакать по деревьям вместо него отправили обезьяну, однако та не слушалась дрессировщика и постоянно пыталась сорвать с себя спецкостюм, так что от этой идеи тоже пришлось отказаться.
Замена нашлась в лице 220-сантиметрового экс-баскетболиста Кевина Питера Холла, габариты которого были поистине инопланетными. На съемочной площадке Холл возвышался над всеми, как темнокожий Гулливер, а в отеле спал по диагонали на двух кроватях, сдвинутых вместе. «Когда я узнал, что мой персонаж по сюжету охотится на Шварценеггера, то сразу ухватился за эту возможность, – вспоминал Холл. – Это же просто мечта!»
«Это было ужасно», – хмыкает Шейн Блэк. Тем не менее, именно в подобных групповых истязаниях рождался командный дух. По словам режиссера, хотя некоторые исполнители и имели армейский опыт, он хотел, чтобы они получили возможность лучше узнать друг друга и преодолеть вместе нечто очень тяжелое. «Думаю, именно благодаря Гарри многое так хорошо получилось, – считает Карл Уэзерс. – Пройдя через все это, мы ощутили себя так, будто знаем друг друга очень давно. И умения, полученные с таким трудом, нам хотелось применять на практике».
Бывший «морской котик» Джесси Вентура только посмеивался над другими; в особенности его радовало то, что у семикратного обладателя титула «Мистер Олимпия» более свободные рукава и, следовательно, меньший размер бицепса. Однако последним смеялся именно Шварценеггер, специально пустивший слух о размерах своей одежды, чтобы подшутить над коллегой: когда Вентура не выдержал и таки вызвал Арнольда на поединок по армрестлингу, поспорив с ним на бутылку шампанского, выяснилось, что бицепс больше у Австрийского Дуба (даже при том, что экс-бодибилдер специально похудел для роли Датча).
Для экономии времени съемки велись сразу тремя группами, державшими друг с другом связь по рации. Гример Скотт Эддо мотался туда-сюда, обновляя потным актерам грим и сетуя на отсутствие элементарных столов, на которых можно было бы разложить свой кейс с косметикой. Шварценеггера, в финале картины целиком покрытого грязью, Эддо, не мудрствуя лукаво, перед съемками ставил к стене и поливал из распылителя смесью воды и глины, которую актер смывал только перед едой.
Джон Уэллон, художник фильма: «Трудность состояла в том, что в настоящую чащу нам со своим оборудованием было не пролезть, поэтому приходилось имитировать ее в более доступных местах. Перед съемками мы целый месяц поливали джунгли из брандспойтов, чтобы листва зазеленела». Стояла кошмарная жара, засушливый сезон превратил джунгли в один большой гербарий, и зелень можно было найти только в долинах – туда команда ленты и спускалась каждый день, истекая потом и кляня местный климат.
Большая часть съемок проходила в зарослях на склоне холма, где земля шла под уклон, и даже стоять было неудобно. Опытный оператор Доналд МакЭлпайн активно использовал недавно изобретенную систему «Стэдикам», позволявшую камерамэну обходиться без рельсов и крана и получать плавную картинку даже прыгая по кочкам. «В джунглях снимать непросто, потому что ничего не видно, – жаловался режиссер. – Из-за листьев обзор заканчивается на расстоянии полутора метров». Дикие условия не могли не сказаться на здоровье команды: выбирая удобную точку для съемки, МакТирнан однажды упал вниз головой с дерева и вывихнул запястье. Ричарда Чавеса, игравшего Хорхе Рамиреса по прозвищу Пончо, сильно покусали местные муравьи, а Шварценеггер нахватался в кустах заноз. К слову, сцена, в которой гигантские муравьи пробуют на вкус самого Датча, была снята, но в фильм не вошла.
Пришлось команде столкнуться и с кишечной инфекцией: о том, что в отеле, где они жили, сломалась система очистки воды, кинематографисты узнали далеко не сразу. В итоге плохо было всем, кроме режиссера, который с самого начала не доверял местному питанию и сидел на строгой диете. Актерам большого труда стоило работать с бурлящими животами, сохраняя серьезное выражение на лицах. «Стоишь перед камерой и думаешь: скорей бы прозвучала команда »снято!« – вспоминал Шейн Блэк. – После каждого дубля все мечтали только о том, чтоб побыстрей добраться до сортира. Прибежишь – а там уже очередь…» Шварценеггер из-за обезвоживания на два дня выбыл из строя и потерял 10 килограммов, а МакТирнан в результате своего поста к концу съемок сбросил все 12.
Одним из главных аттракционов фильма должен был стать, конечно, сам Хищник, поэтому всем не терпелось взглянуть на его костюм. Специалисты Boss Film Studios трудились над дизайном день и ночь, однако на площадку фильма костюм приехал, только когда съемки уже начались. «Мы все переглянулись и подумали: »Ох, у нас проблемы«, – вспоминал МакТирнан. Худосочный пришелец был похож на насекомое с собачьей головой и единственным глазом по центру лба. Чтобы компенсировать невысокий рост Ван Дамма, тварь оснастили вытянутой шеей и ногами с двумя суставами. Но бегать по джунглям этот »циклоп« не мог – только скакать, будучи подвешенным на тросах, что категорически не устраивало режиссера: »Я сделал несколько кошмарных дублей и отослал костюм обратно на студию с вопросом: вы правда хотите, чтобы мы снимали ЭТО?« Начальство, изначально настаивавшее на »циклопе«, вошло в положение и выделило деньги на нового Хищника. Тем более, что Кевин Питер Холл, нанятый взамен бельгийца, в старый костюм элементарно не влезал.
Редизайн пришельца предложили сделать студии Стэна Уинстона, талантливейшего мастера спецэффектов, на которого продюсеров навел знакомый с ним по »Терминатору« Арнольд Шварценеггер. Уинстон в это время как раз готовился к своему режиссерскому дебюту »Тыквоголовый« (Pumpkinhead) и предпочел бы не нагружать себя дополнительной работой, но другу отказать не смог. »Времени было очень мало, поскольку на съемочной площадке все уже ждали появления главного персонажа, – вспоминал Уинстон процесс создания монстра. – Как раз вышли «Чужие», и мы с Джеймсом Кэмероном летели на японскую премьеру фильма. Я сделал несколько набросков, а Джим, сидевший в соседнем кресле, посмотрел на моего Хищника и сказал: нет, тут требуется что-то пострашней. Я вот, например, всегда хотел увидеть монстра со жвалами…« Так инопланетный монстр обзавелся своими знаменитыми челюстями. Крабовидный череп и украсившие его необычные дреды довершили картину. Позже Уинстон шутил, что просто объединил идеи Boss Film Studios с советами Кэмерона, и не более того – но даже если все обстояло так, результат получился впечатляющим.
Для Холла изготовили облегающий костюм на все тело, в условиях мексиканского климата превращавшийся в печку уже после пары дублей. За день искусственная кожа успевала пропитаться потом, и вечером ее требовалось сушить феном. Финальная драка пришельца с Датчем велась и вовсе вслепую, поскольку на негра нацепили маску со жвалами, сквозь которую он ничего не видел. »Это была нелегкая работа, – вспоминал Холл съемки. – Настоящий вызов. Каждый раз, натягивая костюм, я думал: а сколько выдержу на этот раз? Это была история вообще не про актерское мастерство, здесь требовалась выносливость!« Тем не менее, по словам Стэна Уинстона, Кевин никогда не жаловался: специально для него маску существа сделали легко снимающейся, так что он мог отдышаться между дублями.
Играть бессловесное существо было непросто, однако Холл прошел инструктаж у мима и отлично сумел передать инопланетный характер своего героя без разговоров и лицевых ухищрений – через пластику, позы и манеру двигаться. Помогло и то, что ранее Холлу уже приходилось изображать пришельца в малобюджетном хоррорном сай-фае »Без предупреждения« (Without Warning). 30-летний Кевин, словно чувствуя, что судьба отвела ему не так много времени, выкладывался по полной программе (пять лет спустя, вскоре после съемок «Хищника 2» /Predator 2/ (1990), актер был заражен ВИЧ при переливании крови и угас за считанные месяцы). В отличие от Ван Дамма, афроамериканца не беспокоил тот факт, что весь фильм он ходит в маске – актер считал себя не абы кем, а »кукольником, который создает личность, действуя изнутри«. В награду за терпеливость режиссер премировал Холла маленькой ролью »с человеческим лицом«: в одной из финальных сцен Кевин сыграл вертолетчика, произносящего »Что за. «
Вместо двух недель дополнительных съемок потребовались три месяца. Застрявшие в Мексике кинематографисты развлекали себя как могли. По рукам ходили комиксы из серии »Сержант Рок« (Sgt. Rock), привезенные Шварценеггером из Штатов (Арни подумывал сыграть в одноименном фильме) – один из выпусков »Сержанта« даже стал реквизитом: его можно заметить в начальной сцене »Хищника« в руках у Шейна Блэка. Сам Блэк времени зря не терял и в свободные минуты работал над сценарием «Последнего бойскаута» /Last Boy Scout, The/ (1991).
Стэну Уинстону кто-то подкинул в душевую кабинку в номере отеля огромных жаб. Создатель Терминатора и других кошмарных монстров в реальной жизни оказался персоной чувствительной: решив, что это очередной прикол Шварценеггера, он попросил своих помощников собрать земноводных в наволочку и, проникнув в номер актера, засунуть их ему под матрас. К Арнольду как раз приехала его новоиспеченная жена, журналистка и племянница президента Кеннеди Мария Шрайвер (их свадьба состоялась в разгар съемок, для чего актер специально летал на 4 дня в Лос-Анджелес), так что »подарок« достался ей. Но Шварценеггер на следующий день ни словом не упомянул о жабах, чем только укрепил Уинстона в его подозрениях. Лишь десять лет спустя Стэн случайно выяснил, что подшутил над ним не Арнольд, а собственные сотрудники – те самые, которых он отправил »вершить возмездие« над австрийцем…
Самой сложной с точки зрения постановки оказалась сцена разгрома командой Датча лагеря повстанцев, включающая огромное количество управляемых взрывов, взлетающий на воздух вертолет, осколки от бесчисленных пулевых попаданий и прочую пиротехнику. Координатор трюков и режиссер второй группы Крэйг Р. Баксли и его команда, состоящая из лучших в Голливуде каскадеров, сделали свою работу на пять с плюсом: хотя в фильме фигурирует 64 трупа, никто из актеров не пострадал.
Чтобы получить кадры с людьми, какими их видит Хищник, была задействована съемка в инфракрасном диапазоне. Окончательная картинка формировалась путем наложения »инфракрасных« кадров на обычные: чтобы изображения с разных камер были идентичными, их закрепили параллельно, синхронизировав все движения. Кислотного вида кровь Хищника было получена путем смешения интимной смазки K-Y Jelly с жидкостью из светящихся палочек, а щелкающие звуки, издаваемые пришельцем, изобразил на постпродакшне Питер Каллен (Оптимус Прайм из франшизы «Трансформеры» /Transformers/ (2007)).
Доказавший свою профпригодность МакТирнан с ходу получил заказ на «Крепкого орешка» /Die Hard/ (1988), а Джесси Вентура и Арнольд Шверценеггер впоследствии стали губернаторами Минессоты и Калифорнии (то же самое пытался проделать в Кентукки Сони Лэндэм, но потерпел фиаско). Лента получила относительно неплохое продолжение, два безобразных кросс-овера »Чужой против Хищника« и нестыдный ребут от Роберта Родригеса под вывеской «Хищники» /Predators/ (2010). А Шейн Блэк дорос до должности режиссера и в эти дни, ровно четверть века спустя, снимает «Железного человека 3» /Iron Man 3/ (2013).
Что же до Мексики, то в ней после »Хищника« стало одной достопримечательностью больше: жители Пуэрто-Вальярта превратили съемочную площадку фильма в туристический аттракцион, обвешали территорию табличками, установили скелет сожженного на съемках вертолета на постамент и водят туда киноманов со всего мира. Будете проезжать поблизости – не упускайте шанса; виды оттуда, говорят, открываются просто замечательные, а в открытом поблизости ресторанчике El Eden (»Эдем») очень неплохо кормят.