актер сыгравший капитана немо
Тайны капитана Немо: Что ускорило уход Владислава Дворжецкого
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Свою любовь к искусству Владислав унаследовал от родителей: его отец, Вацлав Дворжецкий, был известным актером, а мать, Таисия Рэй – балериной. Выходец из польской дворянской семьи, отец около 10 лет провел в сталинских лагерях за «контрреволюционную деятельность», из-за чего долгое время после этого не мог устроиться ни в один театр. При таких обстоятельствах детство Владислава вряд ли можно было назвать счастливым. Когда ему было 11 лет, родители развелись, и отец женился повторно – на режиссере Риве Левите, которую встретил в ссылке. В начале 1950-х гг. Владислав жил вместе с новой семьей отца в Саратове, где окончил школу.
Несмотря на то, что увлечение театром передалось ему от родителей еще в детстве, в актерскую профессию Владислав пришел далеко не сразу. В 1956 г., никого не предупредив, он вдруг решил вернуться в родной Омск. Там он окончил медицинское училище, после чего отслужил 2 года в армии на Сахалине, а потом еще на 3 года остался на сверхсрочную службу – был фельдшером полка. Затем Владислав какое-то время работал заведующим аптекой на Курилах. Он планировал продолжить образование в медицинском институте, но, вернувшись в родной город, опоздал к началу вступительных экзаменов.
По совету матери он поступил в студию при Омском детском театре, а после завершения обучения сал выступать там же. Но никаких успехов там Владислав не добился – заметных ролей ему не доставалось. Он даже подумывал о том, чтобы вновь сменить профессию и уйти в геологическую экспедицию. Подрабатывать приходилось… вязанием! Научившись этому мастерству у матери, он вязал платья для актрис своего театра. Позже это стало любимым хобби, которое всегда его уравновешивало. За вязанием он терпеливо просиживал часами, но если вдруг ему что-то не нравилось, мог распустить все в одну секунду. Внешне он выглядел спокойным и уравновешенным человеком, а внутри всегда бушевали бури.
Актерскую карьеру он начал только в 27 лет, при этом невероятно быстро завоевал признание и популярность. Владислав с юности обладал даром приковывать к себе внимание окружающих. За спиной его часто называли инопланетянином. Его необычная «марсианская» внешность завораживала, а огромные глаза действовали на женщин гипнотически. Наверное, такой же эффект произвели его фотографии на режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова, которые занимались поиском главного героя для своего фильма по пьесе М. Булгакова «Бег». Никому не известного провинциального актера из Омского ТЮЗа тут же вызвали на пробы. В 30 лет актер практически без грима сыграл 50-летнего генерала Хлудова – и мимика, и жесты, и походка были очень правдоподобны. В «Солярисе» его перевоплощения были такими же удивительными.
После «Бега» актер стал невероятно востребованным. Ему поступало много новых предложений, но он выбирал не роли, а режиссеров, с которыми хотел работать. Ради второстепенной роли у Тарковского в «Солярисе» он отказался от главной в экранизации «Моей жизни» Чехова, где должен был сниматься вместе с отцом. Участие Владислава Дворжецкого в съемках гарантировало успех любому фильму. Критики, тоже попав под магическое влияние его таланта и обаяния, всегда писали о нем позитивные отзывы, даже если фильмы были слабыми. Правда, таких в его фильмографии было очень мало.
В образе капитана Немо в одноименном фильме по мотивам романов Жюля Верна «20000 лье под водой» и «Паровой дом» Дворжецкий был особенно убедительным. Его врожденная утонченность, интеллигентность, аристократичность, внешняя сдержанность и загадочность здесь пришлись как нельзя кстати. Таким он был и в кадре, и за кадром. Актриса Земфира Цахилова, сыгравшая жену капитана Немо, говорила: « Замкнутый, да. Я по молодости думала, что это нечто актёрское. Он замкнут, потому что всё время в деле. Но потом я поняла, что он вообще человек вдумчивый ». Эта загадочность и отстраненность действовали на женщин магнетически. После того, как фильм вышел на экраны, тысячи поклонниц засыпали киностудию письмами с просьбами дать адрес актера.
Такой ритм жизни, с бесконечными переездами, съемками, переутомлением, не мог не сказаться на здоровье актера. У него начались проблемы с сердцем, но лечиться было все некогда. В 1976 г. Владислав пережил 2 инфаркта подряд, но вместо того, чтобы пройти курс реабилитации, как советовали ему врачи, он вновь вернулся на съемочную площадку и начал ездить по стране на творческие встречи со зрителями.
Казалось бы, в тот момент Дворжецкий мог чувствовать себя абсолютно счастливым, ведь он добился всего, чего хотел: наконец смог приобрести квартиру в Москве, наконец нашел счастье и гармонию в четвертом браке с Натальей Литвиненко, наконец добился востребованности, популярности и узнаваемости. Но в этом постоянном беге за новыми целями он сам себя загнал.
Во время одной из поездок, на творческой встрече со зрителями в Гомеле, его сердце не выдержало. Третий инфаркт стал последним. 28 мая 1978 г. Владислав Дворжецкий ушел из жизни. Его подруга, актриса Татьяна Ткач, говорила: « Он будто все время жил с этим ощущением. Не умел, как другие, радоваться жизни, его терзала какая-то внутренняя грусть – казалось, он ежедневно и ежеминутно прощается с жизнью и с теми, кто ему дорог. Вот сейчас говорю и вижу его необыкновенные глаза, в которых всегда были любовь и доверие. Когда он смотрел на тебя, создавалось впечатление, что обогревает своим светом святой или представитель высшего, инопланетного разума, на время посланный из космоса к нам на Землю. Влад был уникальным, совершенным человеком ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
НЕДУГ ПРОФЕССОРА АРОНАКСА
С самого начала в судьбе Родионова присутствовал мотив ужаса, характерный скорее для сказки. Ребенком его чуть не съели в буквальном, а не метафизическом смысле. Произошло это в блокадном Ленинграде.
А дальше Юрия преследовала сугубая бытовуха. Мало того, что на парня легли материальные заботы о матери и младшей сестре, так еще в жены взял он сверстницу из Сыктывкара и та быстро родила ему дочь.
Сразу скажем, отношения не сложились. Через пару лет женщина с девочкой вернулась на малую родину. Останавливаться на этом приходится, объясняя, как получилось, что на склоне лет Родионов остался один.
В 1957 актер окончил институт и начал службу в Ленинградском театре драмы имени Пушкина.
В театре все складывалось, а вот в кино Родионов стал участником скандала даже не появившись в кадре. Ему доверили озвучить роль Ихтиандра в блокбастере «Человек-амфибия», заплатив столь ничтожно, что актер отказался от денег, сочтя происшедшее издевательством. В одной из газет появилась статья о зарвавшемся молодце, который получает в театре зарплату, сам не прочь схалтурить да еще, нахал!, чего-то требует.
Именно в больнице познакомился Юрий со второй женой.
И опять не сложилось. Слишком много времени работе отдавал Родионов. Можно сказать, он стал лицом театра, выходя на сцену в ролях Лопахина, Адуева, Тиля, Пушкина.
В кино никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Родионов мелькнул у Пырьева в «Братьях Карамазовых» в роли защитника, но она не шла ни в какое сравнение с Абдуллой из «Белого солнца пустыни», которого актер озвучил. Правда, при просмотре Юрию показалось, что фильм был переозвучен еще раз, своего голоса он не узнал, а в большинстве источников в качестве актера озвучания Абдуллы ныне значится Михаил Волков.
В том же, 1975 году, он появился в трехсерийке «Капитан Немо» в роли профессора Аронакса. В 1980-ые эту экранизацию гоняли каждые летние каникулы, и ни разу я не мог высидеть ее до конца. Сказывалась моя нелюбовь к фантастическому жанру вообще. Большинство же помнит Юрия Родионова по «Капитану Немо».
Очень жаль, что в кино он больше ничего заметного не сыграл.
Театру имени Пушкина Родионов отдал 37 лет жизни. Едва ему исполнилось 60, дирекция отправила актера на пенсию, отказав в прощальном бенефисе. Виновата прогрессирующая глухота? Но ведь выходил же актер до самых последних дней на сцену Открытого общественного театра «Родом из блокады».
Просто в 1994 году старикам здесь было не место. Пенсию народному артисту назначили в копейки, как в юности за Ихтиандра.
В интервью 2003 года Родионов поведал о сложных денежных расчетах:
Жил Родионов один, общению с миром препятствовала глухота.
На сцене преображался, никто из зрителей о его недуге не догадывался.
Работа по-прежнему была для Юрия Родионова на первом месте.
Кто мог ещё сыграть капитана Немо? Интересные факты о фильме и актерах
44 года назад талантливый режиссер Василий Левин решил показать советским зрителям красоту подводной одиссеи капитана Немо. В то время не было больших технических возможностей, все придумывали на ходу (из подручных материалов), но на наш взгляд картина получилась замечательная. А какие талантливые актеры в ней играли: Владислав Дворжецкий, Михаил Кононов, Александр Пороховщиков, Юрий Родионов, Владимир Талашко, Марианна Вертинская, Владимир Басов и др.
Наверное, не всем известно, что изначально на роль капитана Немо пригласили Михаила Козакова. Фотопробы были неплохие, актер обладал харизмой, в нем чувствовалась сила и власть. Почему же тогда его не утвердили? Вопрос хороший, но точного ответа нет.
Михаил Козаков (слева) и Владислав Дворжецкий
Ходило мнение, что Козаков и режиссер не смогли найти общий язык, ссорились на съемочной площадке. Другие утверждали, что артиста не утвердило начальство «сверху». Разбираться в этом сейчас нет смысла. Одно с уверенностью можно сказать – это был бы совершенно другой Немо.
Второго главного персонажа профессора Пьера Аронакса сыграл Юрий Родионов. На тот момент за его плечами был не один десяток картин, но успеха и всесоюзную популярность они ему не принесли.
Александр Калягин и Юрий Родионов
На роль Аронакса пробовался обаятельный Александр Калягин. Но, что-то пошло не так, и в итоге его не утвердили. Мы думаем, это не очень повлияло на его карьеру. В том же 1975-м году он принял участие в съемках шести кинолент, три и з них мы смотрим до сих пор: «Здравствуйте, я ваша тётя», «Раба любви», «Вариант «Омега».
Владимир Талашко в роли Неда Ленда
Марианна Вертинская в роли Жаклин Тюссо
Зеленоглазую красавицу Жаклин Тюссо сыграла Марианна Вертинская. В книге «20000 лье под водой» у профессора нет жены, но режиссер ее придумал, дабы главный персонаж хоть изредка мог появляться на суше. Марианну на съемках сопровождал любимый человек – кинооператор Георгий Рерберг. Во время одной из сцен у Вертинской от свечки загорелась на голове фата, Георгий не растерялся, быстро сбросил её на пол, и тем самым спас актрису от ожогов.
кадр из фильма «Капитан Немо», 1975 год
Основные съемки происходили в Одесской киностудии. В павильоне построили подводную лодку, огромный бассейн. Благодаря смекалке умельцев подводное царство выглядело натурально, и зрители верили, что водолазы идут по морскому дну. На самом деле перед камерой поставили аквариум с рыбками и водорослями – «голь на выдумку хитра!».
Еще несколько интересных фактов:
— Одесская здравница им. В. Чкалова на время преобразовалась в французское Министерство обороны;
Одесская здравница им. В. Чкалова
— санаторий «Аркадия» стал особняком профессора Аронакса;
— снаружи подводная лодка капитана Немо выглядела фантастической, хотя проплывала мимо одного и того же морского пейзажа;
— на поиски неведомого морского чудища профессор отправляется на американском корабле, это был учебный барк «Товарищ», который позаимствовали в Херсонском порту;
— в этом же году американцы смотрели триллер «Челюсти» Стивена Спилберга, а советские зрители приключенческую фантастику «Капитан Немо»;
— на водолазах можно увидеть современные акваланги;
— море, закат солнца, корабли (макеты) – все снимали в бассейне;
— в первоначальном варианте книги капитан Немо был не индусом, а поляком, который воевал не с англичанами, а с русскими;
— друг Жюль Верна убедил его изменить текст, так как русские могли обидеться и роман не появился бы на книжных полках в России, а это убыток.
кадр из фильма «Капитан Немо», 1975 год, Владислав Дворжецкий
Если покопаться в книге и советской экранизации, то можно найти еще много интересных фактов и загадок. С одной стороны это хорошо, а с другой – зачем копаться, надо просто смотреть замечательный шедевр «Капитан Немо» и наслаждаться игрой прекрасных актеров. Что мы и советуем вам сделать!
Если вам понравилась статья, пишите, пожалуйста, комментарии,
Подпишитесь на наш сайт, чтобы не пропустить самое интересное!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Капитан Немо (фильм)
Только на территории России:
«Капитан Немо» — трёхсерийный художественный фильм по мотивам романов Жюля Верна «20 000 лье под водой» и «Паровой дом». Первая серия называется «Железный кит», вторая — «Принц Даккар», третья — «„Наутилус“ продолжает борьбу».
Содержание
Сюжет
Серия 1. «Железный кит»
Вторая половина XIX века. Неведомое морское чудовище последние два года уничтожает и повреждает военные корабли разных стран; у тех из них, кто добирается до порта, обнаруживаются гигантские треугольные пробоины в бортах. Мореплавание под угрозой, США снаряжают военный фрегат «Блю Стар», чтобы найти и уничтожить чудовище. Знаменитый своим трудом о тайнах морских глубин французский профессор Аронакс в день своей свадьбы получает приглашение присоединиться к карательной экспедиции и принимает его. После трёхмесячного безуспешного поиска в океане фрегат обнаруживает чудовище и атакует его, но в результате сам получает повреждения. Профессор, его слуга Консель и китобой Нед Ленд оказываются за бортом и попадают на подводный корабль, который и принимали за гигантское опасное животное. Невиданный корабль называется «Наутилус». Создатель, владелец и капитан корабля называется именем Немо («Никто» — по латыни). Он объявляет спасённым, что они останутся на «Наутилусе» навсегда, чтобы не иметь возможности разгласить его тайну. Профессор, Консель и Ленд вынуждены подчиниться.
Оказывается, что Немо и Аронакс давно уже заочно знакомы: именно Немо, прочитавший труд профессора и понявший, что его автор искренне увлечён морем и его тайнами, время от времени присылал Аронаксу морские диковины, зарисовки, фотографии и описания, опровергавшие многие из высказанных профессором теоретических предположений. Теперь же профессору предлагается заняться изучением морских глубин «изнутри» — такое предложение не может не привлечь истинного энтузиаста. А жене Аронакса по инициативе капитана доставляется письмо, из которого она узнаёт, что её муж жив.
Между тем Нед Ленд думает только о побеге. Он находит в экипаже корабля Франсуа — молодого матроса-француза, в своё время подобранного капитаном в море и оставшегося на «Наутилусе» добровольно. С его помощью, а также путём наблюдений за происходящим Ленд подыскивает подходящий случай, чтобы бежать. Для побега предполагается использовать отделяемый подводный аппарат, имеющийся на корабле. Но «на этом корабле ничего нельзя сделать незаметно», — говорит Франсуа. Так и оказывается; первая, спонтанная попытка побега не удаётся.
Серия 2. «Принц Даккар»
Серия 3. «Наутилус продолжает борьбу»
Тем временем обнаруживается преследователь. Английский военный фрегат, вооружённый мощными пушками, глубинными бомбами и движущийся с той же скоростью, что и «Наутилус», преследует капитана Немо на подходе к Криту. На борту фрегата — всё тот же полковник Бунро. В отличие от Немо, точно знающего своего врага, он лишь предчувствует, что с капитаном подводного судна ему уже приходилось встречаться раньше, но совершенно уверен, что «Наутилус» нужно уничтожить, так как всякий раз там, где он появляется, усиливается национально-освободительное движение.
«Наутилус» оказывается в неблагоприятном положении и не может атаковать. Немо пытается спрятать корабль в жерле потухшего вулкана, куда можно попасть подводным проходом, но в самый неподходящий момент вулкан просыпается. Выход завален, «Наутилус» в ловушке, воздуха остаётся на несколько часов. Титаническими усилиями всей команды, включая профессора, Конселя и Ленда, удаётся вручную разобрать завал и покинуть опасное убежище. Чтобы обмануть англичан, Немо взрывает в воде баки с горючим веществом, имитируя гибель корабля, а «Наутилус» уходит от преследования.
Затем корабль отправляется к острову Крит, восставшему против турецких захватчиков. Там капитан вновь встречается с посланцами восставших и передаёт им золото. После этого, встретив в море фрегат-преследователь, «Наутилус» топит его таранным ударом. Через какое-то время, когда корабль находится у берегов Норвегии, Ленд предлагает снова попытаться бежать. В последний момент беглецы узнают, что корабль входит в Мальстрём. Бежать здесь — почти верная гибель, но передумывать уже поздно — аппарат отделяется от «Наутилуса» и начинает всплытие. Волны разламывают его, и герои оказываются в воде.
Как ни странно, все трое оказываются живы. Никто толком не помнит происходившего, но у каждого сохранилось ощущение, что в последний момент, когда он уже готов был пойти ко дну, кто-то помог удержаться и добраться до берега. На норвежском берегу герои находят людей и последнее послание от капитана Немо — письмо в железном ящике, неведомо как оказавшемся здесь. В письме Немо говорит, что не препятствовал побегу, поскольку тайна «Наутилуса» раскрыта и беглецы уже не представляют для него опасности. В заключительных кадрах профессор Аронакс у себя дома, в обществе жены и Конселя, даёт интервью корреспонденту и рассказывает о своих планах написания книги о необыкновенном путешествии под водой.
Фильм и книги-источники
Фильм нельзя считать в полном смысле экранизацией какого-то или обоих романов «20000 лье под водой» и «Паровой дом». Фабула взята из «20000 лье под водой», но существенно сокращена и изменена, как в общем, так и в деталях. Путешествие сокращено по географии (полностью исключены события, происходившие в Новой Гвинее, не показано плавание по Красному морю и Аравийский туннель, из-за чего становится не вполне понятно, каким путём «Наутилус» шёл к Криту, полностью выпущена «петля» маршрута, следующая через Атлантику к Южному полюсу и снова в Атлантику. При этом некоторые события пропущенной части маршрута перенесены в изменённом виде в часть сохранившуюся: к подводному вулкану, который в романе наблюдали в Средиземном море, в том же эпизоде добавилось проникновение в залитое водой жерло вулкана (что в романе происходило в Атлантике), освобождение кораблю прохода путём ручного разрушения преграды под водой (в романе — эпизод плавания от Южного полюса) и кислородного голодания (там же), а в сбор сокровищ в бухте Виго добавлен эпизод гибели Франсуа от неизвестного морского чудовища (сильно изменённый эпизод «битвы со спрутами», в романе имевший место в Южной Атлантике). Конец истории изменён очень существенно: явно показано, что капитан знал о планах побега и не препятствовал им. Тут же возникает вопрос: если это действительно так, что мешало капитану просто высадить героев на ближайший безлюдный берег, вместо того, чтобы терять лодку и с большой вероятностью позволить беглецам погибнуть в водовороте?
Изменено множество существенных деталей. Появилась жена у профессора Аронакса, тогда как в романе прямо говорится, что никого из трёх главных героев дома не ждут ни семья, ни родители, ни дети. Пропал эпизод «экскурсии по Наутилусу» с описанием корабля, появился матрос-француз, общающийся с пленниками (в оригинале лишь капитан разговаривал с ними, матросы общались только на своём языке), появились акваланги и перископ, которых в романе не было, появилась связь голосом между находящимися в скафандрах под водой людьми.
Существенны отклонения характеров главных героев от книжных. Профессор Аронакс показан как учёный-пацифист, тогда как в романе он совершенно определённо выступает за уничтожение опасного для мореплавания животного, вполне удовлетворяясь перспективой препарировать его после того, как гарпунёр или канониры сделают свою работу. Капитан Немо в фильме гораздо человечнее. Для образа капитана, который изображён в романе, совершенно немыслимо, чтобы он стал рассказывать посторонним людям историю своей жизни и борьбы, как он делает в фильме. В то же время капитан совершенно иначе относится к своим действиям. В романе в эпизоде потопления английского фрегата он переходит от крайней ярости (перед атакой) через холодное спокойствие (в момент гибели корабля) к явным угрызениям совести (слова «Довольно! Довольно!», сказанные перед портретом женщины после завершения мести). В фильме капитан лишь несколько возбуждён перед атакой, а после неё находится в спокойном, можно сказать, меланхоличном состоянии, лишь задавая себе вопрос: «Я столько лет ждал этого часа. Я наконец отомстил за вас. И я не чувствую радости. Почему? Боже всемогущий…». Консель лишился своего главного характерного отличия — превосходного знания биологической классификации, — поскольку в фильме практически не осталось мест, где его можно показать. Наиболее близок к своему книжному образу Нед Ленд — суровый, импульсивный гарпунёр, не терпящий ограничения свободы, не умеющий долго сдерживать свои чувства и готовый на всё, чтобы бежать с «Наутилуса».
Из «Парового дома» в фильм попали лишь отдельные фрагменты, по мотивам которых сделаны «индийские» эпизоды. Осталась главная линия — противостояние Нана Сагиба и полковника-англичанина (в романе его фамилия — Мунро), но полковник из положительного персонажа превращён в отрицательный, Нана Сагиб — из отрицательного в положительный, к тому же проведена параллель между ним и принцем Дакаром. История про жену полковника, сошедшую с ума при виде гибели своей матери от рук сипаев, превращена в историю жены Нана Сагиба, рассудок которой повредился после того, как полковник организовал расстрел её детей.
За что хотел отомстить русским «настоящий» капитан Немо
Увлекательные романы французского фантаста Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» и «Таинственный остров» рассказывают о загадочном капитане Немо и о построенном им подводном аппарате. Думаете, все это исключительно фантазия автора? Ошибаетесь. Историки выяснили, что в образе капитана писатель вывел реального персонажа. И подводные аппараты в то время тоже строили, правда, до «Наутилуса» им было далеко – но многое писатель позаимствовал у их разработчиков.
Предшественники «Наутилуса»
Следующим стал выдающийся американский инженер Роберт Фултон. С 1800 по 1804 годы он построил три подводные лодки. Одна из них во время испытаний прошла под водой 460 метров, управляемая двумя членами экипажа. В движение лодка приводилась мускульной силой людей, могла двигаться и по поверхности воды — под парусом. Проекты Фултона опередили свое время и не были поняты современниками: их отказались принимать на вооружение флоты Франции и Великобритании.
В 1834 году инженер-генерал русской армии Карл Шильдер создал шестиметровую подлодку, назначением которой была доставка мин и ракет. В присутствии Николая I были проведены испытания. Пуск ракет лодкой из подводного положения был осуществлен успешно. Но вскоре начались бюрократические проволочки, проект не одобрили царские чиновники, и разработки остановились.
Попытку проникнуть в морские глубины сделал в 1861 году и французский изобретатель О. Риу, оснастив свой аппарат паровым, а затем электрическим двигателем. Однако испытания показали нежизнеспособность такой подлодки.
Всплытие субмарины Plongeur, гравюра из книги начала ХХ века. Wikipedia
Вначале был «Ныряльщик»
В 1863 году Жюлю Верну, горячо интересующемуся техническими новинками, удалось своими глазами наблюдать спуск на воду субмарины Plongeur – «Водолаза», или «Ныряльщика», – французской подлодки, созданной конструктором Шарлем Брюном. Экипаж состоял из 12 человек, и этот проект так вдохновил писателя, что у него родился замысел описать более совершенную субмарину в своем новом приключенческом романе.
Конечно, Жюль Верн не мог предвидеть всего, и его описание «Наутилуса» все же фантастично, как и разворачивающиеся в книге картины морских глубин и их обитателей. Но не будем забывать — Верн был все-таки писателем, он имел право на выдумку и полет фантазии. Ведь именно романтичность и смелость мысли Жюля Верна делают его сочинения такими увлекательными. А еще — присутствие героев. Храбрых, благородных, талантливых. Таким героем стал капитан Немо.
Кто вы, капитан Немо?
В романе «Двадцать тысяч лье под водой» попавшие на загадочную субмарину «Наутилус» профессор Пьер Аронакс, его слуга Консель и канадский гарпунер Нед Лэнд так и не узнали, кем на самом деле являлся таинственный капитан Немо. Трое искателей приключений оказались на суше и вернулись к прежней жизни, а «капитан Никто» (именно так переводится его имя с латыни) исчез вместе со своей подводной лодкой в водах океана, и о его судьбе оставалось только догадываться.
Оказывается, капитан Немо — индус, принц Даккар, получивший прекрасное образование в Европе и всю жизнь борющийся с угнетателями своей родины, английскими колонизаторами. Казалось бы, тайна раскрыта, все объяснения читателю даны, на все вопросы получены ответы. И понятно, что благородный и отважный принц Даккар, предводитель восстания сипаев в Индии – образ собирательный. Однако тайны на этом не закончены.
Как считают многие исследователи, изначально прототипом загадочного капитана являлся вовсе не индус, а поляк. И боролся он не с англичанами, а с русскими. Верн хотел описать польского революционера, богатого графа, принявшего участие в антирусском восстании 1863-1864 годов. Земли Речи Посполитой отошли к России, польские шляхтичи не могли с этим смириться и организовали вооруженный протест. Восстание было подавлено. Российские власти ужесточили политику в отношении поляков. Многие участники восстания были сосланы в Сибирь, на каторгу.
Имя его неизвестно
Жюль Верн имел в виду абсолютно реального человека, с непростой судьбой, пережившего много трагических событий, – солдаты русского царя убили его жену, изнасиловали дочерей, а самого его сослали на каторгу, откуда позднее ему удалось бежать. К сожалению, имя его писатель в своих черновиках не сохранил.
Есть сведения, что друг и издатель Верна, Пьер-Жюль Этцель, прочитав первоначальный вариант, решительно запротестовал против такой трактовки. Он убедил писателя в том, что ни к чему разжигать у читателя ненависть к русским, – ведь Франция в то время старалась наладить отношения с нашей страной. Можно предположить, что издателя Этцеля волновали не столько возможные дипломатические осложнения, сколько опасность лишиться российского читателя. Ведь если бы книга вышла в том виде, который предлагал Верн, дорога роману к российскому книжному рынку была бы закрыта — и другим его романам тоже. А это означало громадные убытки.
Издатель уговорил автора на компромисс. Умолчав о настоящих мотивах ненависти и мести капитана Немо, Жюль Верн придал ему абстрактные черты борца с угнетателями и лишь в романе «Таинственный остров» сделал индусом, – в первой части национальность капитана вообще не упоминается.
В этой истории, впрочем, остается еще немало загадок, которые исследователям творчества гениального французского писателя предстоит разгадать.