актер сыгравший каренина с самойловой
За кадром «Анны Карениной»: Почему никто не верил в то, что Олег Янковский сыграет супруга главной героини
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Замысел снять свою версию экранизации знаменитого романа появился у Сергея Соловьева давно, еще в 1994 г., однако к реализации этого замысла режиссер смог приступить только через 15 лет. Все это время он безуспешно пытался найти средства на дорогой и масштабный проект. Никто из продюсеров в успех этой затеи не верил, и съемки приходилось откладывать. Решить вопрос с финансированием предлагали американцы, но они выдвинули свое условие: «Анна Каренина» должна завершиться хеппи-эндом. Эта идея показалась режиссеру кощунственной, и он отказался.
За это время многое изменилось. В главной роли Соловьев изначально планировал снимать Ирину Метлицкую, но в 1997 г. актриса скончалась от рака крови. За 15 лет заметно изменился Андрей Руденский, которого режиссер видел в образе Вронского, и ему пришлось искать замену. На эту роль утвердили Сергея Безрукова, он даже приступил к съемкам, но тут был запущен сериал «Есенин», и актер отказался от участия в проекте Соловьева. В результате Вронского сыграл Ярослав Бойко, получивший огромное количество критических отзывов в свой адрес по поводу того, что созданный им образ получился слишком «картонным».
Однако самые горячие споры разгорелись вокруг исполнителей ролей Анны Карениной и ее супруга, на которые Соловьев утвердил Татьяну Друбич и Олега Янковского. Все знали о том, что Друбич была музой режиссера на протяжении всей его творческой жизни, что именно он превратил непрофессиональную актрису с медицинским образованием в звезду экрана, что даже после развода их кинороман продолжался, и что Друбич снималась очень редко, но во всех работах была блистательна.
Главные претензии сводились к одному: Татьяне Друбич на момент съемок было уже 47 лет, а ее героиня в романе была лет на 20 моложе. Гораздо старше своего персонажа был и Олег Янковский: ему было 63 года, а Каренину по книге – чуть более 40. Сама актриса не видела в этом проблемы: « Анна Каренина» – история о взрослых людях, их жизнь выглядит такой, какой написана, это судьба, рок, по-другому всё не сложилось бы. Дело только в этом, возраст вторичен и совсем не важен ».
Однако Соловьев в правильности своего выбора не сомневался. Друбич казалась ему похожей на Татьяну Самойлову, сыгравшую Анну Каренину в советской экранизации 1967 г., которая и вдохновила его на съемки: «Увидев Самойлову на экране, я был поражен: какое точное попадание в типаж! И именно тогда захотел снять СВОЮ «Анну». При выборе актеров он руководствовался не столько внешним сходством, сколько внутренним соответствием образам. « Понимаете, подбирая актеров, надо думать о том, могла бы история, которую им предстоит рассказать в кадре, произойти между ними в жизни. Так вот, между Друбич, Янковским и Бойко это все произойти могло бы », – объяснял режиссер.
Работа Друбич получила очень разноречивые отзывы – кто-то восхищался ее попаданием в образ и тем, что она выглядела намного моложе своих лет, кто-то называл эту роль провальной. На это актриса реагировала философски: « Обычно так все пишут про Анну Каренину, кому какая нравится, все, разумеется, сравнивают и «Анн» между собой, и с теми, кто их играет. Вполне нормальное явление, люди привыкли сравнивать, от этого легче найти своё собственное мнение. Разумеется, самая настоящая Анна Каренина – это та, которую написал Лев Николаевич Толстой, остальное – это просто исполнения ».
Однако все критики были единодушны в одном: Янковский и Абдулов были в фильме просто великолепны! Снимать Янковского Соловьев собирался изначально – правда, по мнению режиссера, он был слишком молод и хорош для роли Алексея Каренина, на которого он претендовал. Но актер возразил: « Я не до такой степени хорошенький, чтобы не мог попробоваться сыграть Каренина. А что, Каренин вообще чудище какое-то? Что за ерунда? Почему? » С момента этого разговора прошло 15 лет, Янковский уже был гораздо старше своего героя, но выглядел по-прежнему великолепно и пользовался невероятным успехом у противоположного пола. Именно по этой причине все, кто узнавал, что Соловьев утвердил его на роль Каренина, недоумевали: ну кто же из женщин уйдет от Олега Янковского к кому бы то ни было!
О своем решении Соловьев не пожалел – Янковский создал совершенно новую интерпретацию этого образа, который он понимал по-своему. Режиссер рассказывал: « На роль Каренина пробовался и был страшно интересен Мамонов Петя. И Леня Филатов тоже очень хотел сниматься. И они все были очень убедительны, но тем не менее в Олеге была какая-то исключительная личностная правильность по отношению к Каренину. И когда мы уже заканчивали пробы, я остановился на Олеге. И Олег был очень рад. Я даже удивился: «Олег, а чего ты так радуешься?» Он мне отвечает: «Ты что? У меня появилось дело, ради которого вообще стоит жить! Это же поразительный человек! Ведь все нервные пучки страдания, которые в романе распределены между героями, они все сходятся в нем. Он самый страдательный, самый чистый персонаж этого романа. Ты знаешь, у меня даже такое впечатление, что он как бы в этой системе образов романа, он своего рода князь Мышкин». Меня поразило это философское откровение. Я понял, что это для него совсем не роль, а что-то значительно более серьезное и более важное. ». Благодаря такой трактовке многие зрители восприняли этот фильм как историю об Алексее Каренине, даже в финальном кадре остается именно он. Складывается впечатление, что Соловьев поставил себе задачу сделать любовный треугольник неравносторонним.
По трагическому стечению обстоятельств, и для Абдулова, и для Янковского этот фильм стал одной из последних работ в кино и их последним совместным проектом. Во время съемок никто этого даже не мог предположить. Члены съемочной группы рассказывали, что оба они тогда были и физически, и морально на подъеме, были в центре всех событий, обоих всегда окружали толпы поклонниц. Сергей Соловьев говорил: « Невозможно было предположить, что эти крепкие люди один за другим начнут умирать. Это катастрофа. У меня до сих пор нет этому объяснения. Причем они же умерли от одной и той же болезни. Олег Янковский принял как нормальный этап своей жизни. И начал эту беспримерную борьбу, которая трагически завершилась ». 20 мая 2009 г. актер скончался от рака поджелудочной железы в возрасте 65 лет. А за год до этого, в январе 2008 г., не стало Александра Абдулова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Семейная драма Василия Ланового и Татьяны Самойловой в кадре и за кадром
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
С Василием Лановым Татьяна Самойлова познакомилась в Щукинском театральном училище – они были одногодками и однокурсниками. На тот момент Лановой уже успел сыграть главную роль в фильме «Аттестат зрелости», и его внимания добивались многие девушки. Однажды он подошел к Татьяне и спросил, кто она. Девушка гордо ответила: « Я – дочь своих родителей! » Они вместе сидели на лекциях, вместе готовились к занятиям. Не дожидаясь окончания учебы, в 1955 г. Лановой сделал Самойловой предложение.
Их отношения были очень трогательными и романтичными. До свадьбы оба супруга хранили целомудрие. Тогда их не пугали ни стесненные материальные условия, ни бытовые трудности. Свадьба была очень скромной – они просто зашли в ЗАГС и расписались, после чего молодые поселились в квартире родителей Самойловой. Позже актриса вспоминала: « В тот период я жила совершенно безотчетно и беззаботно, под крылышком у мамы. Она нас с Васей кормила, поила и одевала… ».
Еще во время учебы Татьяна начала получать предложения от кинорежиссеров. А преподаватели училища на поощряли съемки студентов в кино. Но роли были такие, от которых нельзя было отказаться – «Мексиканец» и «Летят журавли» принесли Самойловой не только всесоюзную, но и мировую известность. Из-за съемок ей пришлось бросить учебу. В это же время Лановой сыграл еще одну свою звездную роль – в фильме «Павел Корчагин». Супруги почти не виделись, постоянно пропадая на съемках.
Василий Лановой вырос в многодетной семье, и он сам мечтал о такой же. Поэтому не раз предлагал жене оставить актерскую карьеру, родить ребенка и посвятить себя семье. Но у Самойловой тогда были большие творческие амбиции – она не хотела прерывать кинокарьеру после столь удачного старта. И когда актриса узнала о своей беременности, она решила, что еще не готова стать матерью. К тому же во время съемок в фильме «Летят журавли» она заболела туберкулезом, долго восстанавливалась после этого, и врачи сомневались в том, что она сможет благополучно выносить ребенка.
В то время аборты были запрещены, и Самойлова решилась на подпольный аборт, без наркоза. Выяснилось, что у пары могла бы родиться двойня. Когда Лановой узнал об этом, он очень сильно переживал, но ни в чем не упрекал супругу. Но в их отношениях после этого наступил кризис. Татьяна по-прежнему не хотела сидеть дома и заниматься домашним хозяйством, а вскоре они разъехались по разным концам света – Самойлову отправили на Международный кинофестиваль в Канны, а Лановой уехал с «Павлом Корчагиным» в Китай. После возвращения супруги не могли узнать друг друга – они стали чужими людьми. Актер признался жене, что он слишком устает от постоянных репетиций и съемок, и у него больше не осталось ни сил, ни времени на семью. И так, спустя всего несколько лет, их брак распался.
Позже актриса признавалась в том, что очень жалела о разводе с Лановым и об отказе от детей, но на тот момент расставание для нее не было болезненным – вокруг нее было много поклонников, режиссеры засыпали новыми предложениями. А первая юношеская любовь быстро прошла, оставив после себя только теплые воспоминания.
Но на этом их история не закончилась. Спустя почти 8 лет Лановой и Самойлова снова встретились – на съемочной площадке «Анны Карениной», где они исполнили главные роли. И хотя на тот момент оба они уже нашли свое счастье с другими людьми, от совместных съемок получали удовольствие и играли влюбленную пару очень убедительно. « Мы нравились друг другу, но как партнеры, – говорила Самойлова. – «Анну Каренину» я обожаю. Если бы я не сыграла Анну Каренину, я была бы не я. Мы четыре года с Васей работали над фильмом, 2 года сидели на даче Александра Зархи, режиссера фильма, в Переделкино, писали сценарий. Александр Зархи был старенький, но гениальный человек, и я была счастлива, что я с ним знакома, просто счастлива. И счастлива была, что Вася Лановой был моим партнером ».
А Лановой добавлял: « Нам было легко играть Анну и Вронского, потому что в свое время мы много пережили вместе… Мне легче было разобраться в отношениях героев Льва Николаевича сквозь призму нашей судьбы, а пережитое мной и Татьяной в реальности придавало этой ситуации пикантности ».
Татьяну Самойлову поначалу не хотели утверждать на роль Анны Карениной – мол, у актрисы современный типаж, и она не может играть классическую героиню. К тому же тогда 32-летняя актриса весила больше 70 кг, и ей пришлось срочно худеть. Но удалось за 2 месяца сбросить 13 кг, и на экранах она выглядела великолепно! В результате роль Карениной стала визитной карточкой Татьяны Самойловой и одной из лучших работ в ее фильмографии.
Годы спустя актриса признавалась: « Он был моей самой большой любовью. Первое чувство, первые поцелуи… Мы были мужем и женой шесть лет. Счастливы были просто безумно. Но фактически из шести лет брака мы прожили с ним три года. Остальное – съемки, разъезды, киноэкспедиции. Если бы мы с Васей остались вместе, наша жизнь сложилась бы удачнее. Потом мы с Васей говорили: «Какие все-таки в молодости мы были дураки». Но возврата назад уже не было ».
Татьяна Самойлова была замужем еще 3 раза, но на склоне лет осталась в одиночестве. Василий Лановой нашел свое счастье в браке с актрисой Ириной Купченко. В 2014 г., на следующий день после своего 80-летнего юбилея, Самойлова ушла из жизни. Узнав об этом, Лановой попал в больницу с гипертоническим кризом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как бывшие супруги Самойлова и Лановой играли любовь в фильме Зархи «Анна Каренина»
Льва Толстова называют самым кинематографичным русским автором, ведь он писал свои романы на вечные темы. Формулировки в его книгах предельно конкретны, а произведения можно назвать готовым сценарием. Возможно, писатель был бы польщен, если бы узнал, что по его книгам сняли более 160 фильмов. Кстати, незадолго до смерти Лев Толстой говорил Леониду Андрееву о том, что был бы не против стать сценаристом. Молодое искусство – кинематограф – очаровывало великого писателя.
ПО ТЕМЕ
Роман «Анна Каренина» за последние сто лет экранизировали порядка 30 раз. Впервые это произошло еще в эпоху немого кино, в 1911 году, а последний раз случился не так давно – в 2017-м. Впрочем, на постсоветском пространстве каноничной считается версия режиссера Александра Зархи, снятая в 1967 году.
К тому моменту в мире уже существовало 15 фильмов по роману Льва Толстова, но в их числе не было ни одного советского. Режиссер решил исправить этот недочет. По словам Зархи, экранизировать это культовое произведение ему пришло в голову, потому что казалось, что страсти в современных фильмах мельчают, переживания «заземляются». Режиссеру хотелось воздать дань любви.
Сценарий Александр Зархи писал в Переделкино вместе со своим коллегой Василием Катаняном. Работа еще не была закончена, но режиссер уже знал, что в роли Анны Карениной он видит только одну актрису – Татьяну Самойлову. На худсовете он так и заявил партийному начальству: фильм снимать не будет, есть артистку не утвердят.
Работать с Самойловой было непросто – актриса постоянно болела. Впрочем, Александр Зархи не жаловался и ждал, пока она восстановит здоровье, несмотря на то, что ему неоднократно предлагали ее заменить.
Зрители также не одобряли выбор режиссера. Так как о съемках фильма писали в газетах, ему со всей страны приходили гневные письма, в которых заявлялось, что Самойлова совершенно не подходит на роль Анны Карениной – не похожа на аристократку.
На роль Вронского режиссер утвердил Василия Ланового. Пикантность съемочному процессу придавало то, что Самойлова и Лановой 10 лет как были в разводе. После съемок актер говорил, что им было легко играть Анну и Вронского, потому что в свое время они много пережили вместе.
Большую часть фильма «Анна Каренина» снимали в Москве и окрестностях, Санкт-Петербурге и Крыму. Эпизод «Красносельские скачки» — один из центральных в фильме. Для режиссера было огромной сложностью найти подходящее место для съемок. У Льва Толстого скачки проходили под Петербургом. Помощники нашли описанное в романе место – станция недалеко от Ленинграда – «Скачки». К сожалению, единственное, что осталось в ней от времен Льва Толстого, – это название.
После долгих поисков, объездив окрестности многих городов Подмосковья, съемочная группа нашла окруженный соснами большой луг недалеко от Пушкино. В итоге здесь и построили временные палатки, деревянные трибуны и беседки.
Елизавета Боярская: Анна Каренина была ролью моей мечты
Фильм «Берегись автомобиля»: актеры и роли
Советский режиссер Александр Зархи, решив побороться за звание лучшей экранизации романа «Анна Каренина», не побоялся в 1967 году представить зрителям свое видение произведения Льва Толстого.
Состав актеров ленты, повествующей о трагичной судьбе женщины из высшего общества, изобиловал звездными именами. Так, в картине, помимо популярных артистов, снялась и прима-балерина Майя Плисецкая.
Редакция 24СМИ рассказывает любителям экранизаций классических литературных произведений о жизни артистов картины тогда и сейчас, составив список с фотографиями.
Татьяна Самойлова (1934-2014)
Фильм «Анна Каренина»: актриса Татьяна Самойлова в роли Анны
Главная женская роль в фильме досталась актрисе Татьяне Самойловой. Артистка мастерски вжилась в образ, сумев передать душевные страдания Анны Карениной, мечущейся между зовом сердца и голосом разума.
Вопреки ожиданиям Татьяны, после премьеры ленты режиссеры не спешили предлагать ей главные роли в новых работах. Впереди у Самойловой были годы кинематографического забвения.
Заботы режиссера
Джо Райт всегда относился к созданию своих картин очень трепетно, тщательнейшим образом продумывая каждую деталь. Не стала исключением и «Анна Каренина». Актеры, подобранные на роли, изучали русскую культуру, историю, вживались в характеры своих персонажей. Дружеская атмосфера и теплые отношения между актерами на площадке были важнейшим составляющим в процессе съемок. Джо Райт вырос в семье, где царила любовь, и такой же теплоты он добивался между актерами.
Николай Гриценко (1912-1979)
Фильм «Анна Каренина»: актер Николай Гриценко в роли Алексея Александровича
Главный актер ленты — Николай Гриценко — перевоплотился в фильме в мужа Анны Карениной, Алексея Александровича. Стоит отметить, что внешность артиста и его темперамент полностью совпадали с литературным персонажем. Это помогло ему вжиться в образ.
После выхода в свет картины Гриценко радовал фанатов новыми работами в театре и кино как в 1967-ом, так и в последующие годы.
Елизавета Боярская: Анна Каренина была ролью моей мечты
Фильм получился масштабным, ярким и красивым и представил зрителям новое прочтение бессмертного романа Льва Толстого. Накануне премьеры нам удалось встретиться с Елизаветой Боярской. Мы расспросили актрису о съемках, о совместной работе с мужем, о сыне Андрее, которому на днях исполнилось пять лет и о том, как непросто было начинать самостоятельную актерскую карьеру, будучи дочерью знаменитого и обожаемого миллионами Михаила Боярского.
– Лиза, Вы сразу согласились на роль Анны Карениной? – Конечно! Это же роль-мечта. Я всегда грезила этой книгой. Но столько уже было экранизаций, и мне казалось, что следующая будет точно не скоро. Как-то мне мой друг сказал, что будет сниматься фильм, он будет назваться «Вронский». И сразу возникли мысли: почему «Вронский»? Оказывается, потому что история рассказывается от его лица. Так, секундочку: ну, и Анна Каренина же там должна быть в любом случае? Надо узнать, как туда на пробы попасть… И только я об этом подумала, как звонит директор и говорит: «Лиза, тебя зовут на пробы!» – Насколько интересно было «пожить» в той эпохе? – Было не просто интересно – я наслаждалась. Это было время нравственных перемен и технологических свершений. И, наверное, это самый большой мой проект – с точки зрения исторической достоверности и такого имперского размаха. Был выстроен собственный мир – грандиозный, подробный, где каждая комната обладала своим характером… – То, что вы с Максимом играете главных героев – так было задумано? – Нет, это совершенно случайное совпадение. И то, что на первой пробе мы оказались вместе – тоже случай. А потом мы долгое время не пересекались – пробовались с другими партнерами. И уже чуть позже, когда меня утвердили, а Максима еще нет, у нас была финальная совместная проба. И только после этого стало известно, что мы будем играть вместе.
– С мужем сниматься было, наверное, тяжело? – От того, что мы снимались вместе, нам было намного легче. Во-первых, из-за чисто технических вещей: у нас была возможность репетировать дома. Приходя со смены, мы занимались ребенком, укладывали его спать – и садились разбирать завтрашнюю сцену: репетировали, спорили, пробовали варианты…
То, что мы супруги – сыграло определенную роль для передачи взаимоотношений в фильме.
Сыграть влюбленность, первые взгляды друг на друга – это было не сложно, этому учат в театральном институте. А передать ощущение, что люди вместе прожили больше года, имеют серьезный и сложный опыт отношений… Это неуловимо, но это чувствовалось, и это было только на руку. Яркие чувства, сложные мысли, длинные тексты, тесный корсет… Много разных обстоятельств. И в такое время очень нужно, чтобы рядом было надежное плечо. Я счастлива, что это был Максим. – Сын переживал, что мама с папой все время на съемках? Или он уже привык? – У нас как-то так сложилось, что Андрей не был обделен вниманием. Потому что, когда мы снимали блок в доме Карениных – я снималась с Виталием Кищенко, который сыграл Каренина – Максим был дома с ребенком. Потом, когда был общий блок, приехали мои родители, мама Максима… Так что не было ощущения, что мы лишаем сына внимания.
– Он осознает, что мама и папа – актеры? – Я по себе могу сказать, что в детстве это не имеет никакого значения. Это как мама пекарь или врач. Ну и что – артистка? Для него это ничего не значит. И хорошо. Я по себе помню, что часто видела папу на экране. И что? Работа такая.
– Вам приятно осознавать, что вас сейчас воспринимают как самостоятельную актрису, а не как дочь Михаила Боярского? – Я рада быть дочкой, женой, мамой, и рада быть самостоятельной актрисой. Естественно, мне всегда приятно осознавать себя частью большой театральной семьи. Я получаюсь двенадцатая актриса в семье, Максима можно считать тринадцатым. Начиная с моей прабабушки Екатерины. Она была непрофессиональной актрисой, играла в любительских постановках, вышла замуж за священника и, естественно, в профессии не могла состояться. Но зато трое из их четырех сыновей стали актерами. Да, раньше я относилась ревностно к тому, что некоторые считали, что я в профессию попала благодаря родителям. Мне хотелось доказать свою самостоятельность. И сейчас понимаю, что правильно делала, что хотела.
Никогда не искала легких путей: бралась за все самое сложное, ставила цели – и шла к ним, падала – поднималась, отряхивалась – и шла дальше. И многому на этом пути научилась.
– Мы все знаем, какой Михаил Боярский замечательный актер. А какой он дедушка? – Самый лучший, самый заботливый, самый добрый! Балует, души не чает. Все, что ребенок хочет – он все у него получает. Папа сочиняет много разных историй для Андрюши, я ему давно предлагаю сборник рассказов написать. Внук очень любит дедушку. Когда он был маленьким и только-только научился говорить, он сказал: «Мой дедушка – мой самый лучший друг!» Так оно и есть!
Елизавета Михайловна Боярская Родилась 20 декабря 1985 в Ленинграде.
Актриса театра и кино. Дочь Михаила Боярского и Ларисы Луппиан. В юности занималась танцами, окончила модельную школу. Говорит на английской и немецком языках. Окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (ныне – РГИСИ). Семья: муж – актер Максим Матвеев, сын Андрей (5 лет). Избранная фильмография: «Первый после бога», «Вы не оставите меня», «Грозовые ворота», «Ирония судьбы. Продолжение», «Адмирал», «Человек с бульвара Капуцинок», «Пять невест», «С новым годом, мамы!», «Куприн», «Пьяная фирма».
Автор текста Валерия Хващевская. Фото Вадима Тараканова и из архива «Слободы».
Василий Лановой (1934)
Фильм «Анна Каренина»: актер Василий Лановой в роли Алексея Вронского — тогда и сейчас
Вместе с Самойловой в фильме также снялся актер Василий Лановой, примеривший на себя образ разлучника Алексея Вронского.
За год до «Анны Карениной» Лановой снимался в другой экранизации романа Толстого — «Война и мир», поэтому зрители заведомо знали, что этот артист их не разочарует.
Судьба Василия по сей день связана с кино. Актер появляется как в сериалах, так и в полнометражных картинах.
Кирилл Гребенщиков (Сергей Каренин)
Сериал «Анна Каренина»: актер Кирилл Гребенщиков в роли Сергея Каренина | rtr-vesti.ru
Сергей Каренин в сериале показан в двух периодах жизни: мальчик Сережа, переживающий трагедию своей семьи, и взрослый человек спустя 28 лет. Повзрослевший Сергей Каренин — начальник военно-полевого госпиталя во время русско-японской войны (1904-1905). В госпиталь поступает раненый офицер, в котором Каренин узнает человека, погубившего его мать. Сергей Каренин от имени русского писателя Викентия Вересаева читает отрывки из повести «На японской войне» (1906-1907).
Роль Сергея Каренина сыграл актёр Кирилл Гребенщиков. Он дебютировал в кино в 1992 году в фильме «Русский роман». Дорога на большие экраны открылась с эпизодической роли у Никиты Михалкова в «Сибирском цирюльнике». Выступал на сцене Московского драматического театра им. Станиславского. Кирилл сыграл в фильмах «Двойная сплошная» (главная роль), «Замок на песке» (Кирилл), «Деньги» (Вадим) и др.
Майя Плисецкая (1925-2015)
Фильм «Анна Каренина»: актриса Майя Плисецкая в роли Бетси Тверской
В ленте, помимо профессиональных актеров, снялась и звезда балета — Майя Плисецкая, перевоплотившаяся в кузину Вронского — Бетси Тверскую.
В 1990 году 60-летняя прима была уволена из Большого театра. Это резонансное событие не сломило звезду. Майя не покинула сцену, продолжив участвовать в концертах и давать мастер-классы. Помимо прочего, Плисецкая выпустила в свет 3 тома мемуаров.
LiveInternetLiveInternet
Вторник, 25 Сентября 2012 г. 10:51 + в цитатник
Мария Германова (1914)
Первой дошедшей до нас экранизацией «Анны Карениной» считается немой фильм Владимира Гардина. Для актрисы Московского Художественного театра (МХТ) Марии Германовой заглавная роль в постановке уже ставшего классическим произведения была первой киноработой. Перед съемками Германова решительно заявила режиссеру о том, что сцены должны быть отрепетированы, чего в кино начала века не практиковалось. В результате игра Германовой получила хвалебные отзывы, но сам фильм критики называли «беспредельной пошлостью» по сравнению с литературным текстом.
Грета Гарбо (1927 и 1935)
[/td]
Перебравшаяся в Голливуд шведская красавица сыграла Каренину дважды — в немом фильме Эдмунда Гулдинга «Любовь», снятом по мотивам романа Толстого, и в звуковом фильме «Анна Каренина» Кларенса Брауна. Вторая лента была признана лучшим иностранным фильмом на Венецианском фестивале, а сама Гарбо получила приз нью-йоркских кинокритиков «Лучшей актрисе». Метания толстовской героини не были чужды скандинавской диве и за пределами экрана: актриса то заводила скандальные романы, то вела подчеркнуто аскетичный образ жизни.
Вивьен Ли, с именем которой неразрывно связан образ Скарлетт О’Хары из «Унесенных ветром», была идеальной кандидатурой на роль Карениной: когда актриса решила оставить первого мужа ради Лоуренса Оливье, она перессорилась с родными и стала страдать нервным расстройством, точь-в-точь как влюбившаяся во Вронского Каренина. Схожесть характеров, однако, не проложила Вивьен Ли пути к успеху — свою роль в английской версии «Карениной», экранизированной Жюльеном Дювивье, актриса назвала «провальной». А сам фильм критики посчитали ничем не примечательным.
Алла Тарасова (1953)
МХАТовский спектакль «Анна Каренина» был впервые поставлен в 1937 году Владимиром Немировичем-Данченко. Премьера была отмечена ТАСС как событие государственной важности, на ней присутствовал Иосиф Сталин. Через 16 лет, в год смерти вождя, кинорежиссер Татьяна Лукашевич решила экранизировать спектакль. Эксперимент удался: Карениной в исполнении Аллы Тарасовой киноаудитория восторгалась не меньше театральной. Эксперты были солидарны: «Ее самоирония контролировала нервные вспышки и подъемы»,— писала об актрисе критика.
Татьяна Самойлова (1967)
Массовый советский зритель представлял Анну Каренину в образе, созданном Татьяной Самойловой, это была ее вторая звездная роль после Вероники в «Летят журавли» — фильме, получившем в 1958 году «Золотую пальмовую ветвь». «Анна Каренина», снятая Александром Зархи, также была одной из фаворитов Каннского кинофестиваля, но он был отменен в связи со студенческими волнениями 1968 года и фильм остался без лавров. Не все кинокритики считают игру Татьяны Самойловой эталонной: некоторые полагают, что актриса изобразила Каренину чрезмерно суетливой и нервозной.
Майя Плисецкая (1974)
Фильм-балет Маргариты Пилихиной, снятый по мотивам балета Родиона Щедрина, успешно поставленного в Большом театре за два года до кинопремьеры, не был первым появлением Майи Плисецкой в кино о Карениной, в фильме Александра Зархи она сыграла двоюродную сестру Вронского — Бетси Тверскую. В картине же 1974 года прима Большого не только исполнила роль Карениной, но и впервые попробовала себя в роли хореографа. Костюмы для картины моделировал Пьер Карден, а в роли Сережи Каренина дебютировала трехлетняя племянница Плисецкой — Аня.
Жаклин Биссет (1985)
Популярная американская актриса, снимавшаяся у таких классиков авторского кино, как Трюффо и Полански, не чуралась съемок в телефильмах. Одним из таких был «Анна Каренина» Саймона Лэнгтона. Несмотря на то что картина была предназначена для показа по ТВ, многие американские критики посчитали, что по уровню драматургии она превзошла прошлые экранизации романа Толстого в Новом Свете. Биссет неоднократно признавалась, что роль Анны Карениной была для нее «самой близкой». А Вронским был легендарный исполнитель роли Супермена Кристофер Рив.
Ирина Апексимова (1994)
В фильме известного экспериментатора Жан-Люка Годара «Дети играют в Россию» все смешалось не хуже, чем в доме Облонских: французский режиссер попробовал поместить в реалии постперестроечной России персонажей русской классики. Сам Годар сыграл князя Мышкина, а Карениной стала тогда еще неизвестная широкому кругу зрителей Ирина Апексимова. Согласие на роль было сопряжено с риском для жизни: на Курском вокзале актрисе пришлось броситься под настоящий поезд, машинист которого не был предупрежден о съемках. К счастью, обошлось без происшествий.
Британский режиссер Бернард Роуз, с одной стороны, стремился, чтобы его экранизация «Карениной» вышла в достаточной степени «русской», а с другой — была понятна массовому зрителю за рубежом. Цель была достигнута: фильм снимался в Петербурге и его окрестностях, в качестве саундтрека использовалась русская классика, при этом Марсо — Каренина участвовала в рекордном числе эротических сцен для экранизации романа. Актриса превосходно вжилась в образ, но утверждала, что мотивы действий Анны для нее остались неясными, а настоящая жертва истории — Каренин.
Татьяна Друбич (2009)
«Анна Каренина» Сергея Соловьева образовала дилогию с фильмом «2-Асса-2», суть которой в том, что женщина во все времена несчастлива одинаково, что бы ни утверждалось в первой строчке великого толстовского романа. В роли Карениной снялась бывшая жена и вечная муза Соловьева Татьяна Друбич. Судя по отзывам зрителей и кинокритиков, ей удалось вызвать сострадание к образу заблудшей женщины и реализовать режиссерский замысел. Этому не помешало даже акцентирование внимания на том, что Каренина была наркоманкой. Подробнее:https://www.kommersant.ru/doc-rss/2015159
Процитировано 3 раз Понравилось: 1 пользователю
Юрий Яковлев (1928-2013)
Фильм «Анна Каренина»: актер Юрий Яковлев в роли Стивы Облонского
Фильм «Человек-амфибия»: актеры и роли
Роль брата Анны — Стивы Облонского — воплотил в жизнь актер Юрий Яковлев.
Съемки в «Анне Карениной» в очередной раз доказали, что Яковлев без труда справляется с поставленной перед ним задачей.
После премьеры ленты артист пополнил кинематографическую копилку уймой лент, среди которых особенно выделялись комедии «Иван Васильевич меняет профессию» и «Ирония судьбы, или с легким паром!».
Режиссеры: Карен Шахназаров Сценарий: Алексей Бузин, Карен Шахназаров Художник-постановщик: Сергей Февралев Производство: «Мосфильм» по заказу телеканала «Россия» Жанр: экранизация Год: 2016 Серий: 8 Премьера: 17 апреля 2020 год на канале Россия-1 Роль: Анна Каренина
Актеры: Елизавета Боярская, Максим Матвеев (Вронский), Татьяна Лютаева (Вронская), Виталий Кищенко (Каренин), Егор Бероев (Стива), Светлана Аманова (Лидия Ивановна), Виктория Исакова (Долли)
В центре сюжета — взаимоотношения Вронского и Анны. Фильм построен, как взгляд Вронского на эту историю. Основной акцент сделан на персонаже Вронского. Ему уделено больше внимания, чем в других экранизациях. Сквозная сюжетная линия – это встреча на русско-японской войне пожилого Вронского с сыном Анны Карениной. Вронский рассказывает сыну Анны об их истории любви с его матерью.
«Не меняя Льва Николаевича, мы сделаем свою форму повествования. Это большой, очень сложный и тяжелый проект. Мы хотим показать историю такой, какой ее написал Толстой, но с необычным обрамлением.»
Немного о съёмках
Для натурных съемок художник-постановщик выбрал Крым, а именно: окрестности Феодосии, неподалеку от посёлка Орджоникидзе. Горные вершины на горизонте; тянущиеся параллельными грядами невысокие холмы, покрытые сухой травой и редким кустарником; отдельные небольшие известняковые скалки — всё это напоминает сопки Маньчжурии.
Осенью 2020 года здесь вырос киногородок. Перед съёмочной группой стояла задача воспроизвести Китай, Маньчжурию, реальные боевые действия. Построенное из саманных кирпичей, тростника, глины и камней китайское поселение поражало своей реалистичностью. С 15 октября по 15 ноября здесь были отсняты батальные сцены времен русско-японской войны 1904-1905 годов, для которых было задействовано порядка 80-ти лошадей с окрестных конеферм. В массовке приняли участие в основном корейцы из местных жителей. В финале съёмок китайское поселение сожгли. Этот пожар — одна из самых эффектных сцен в картине.
В Санкт-Петербурге съемки прошли на Витебском вокзале, который кинематографисты часто используют, когда надо показать вокзал XIX века. Основные съёмки проходили в Москве на «Мосфильме», в специально построенных павильонах.
Планируется смонтировать две версии: полнометражный фильм и 8-ми серийную телевизионную версию. Финансирование полнометражной версии взял на себя «Мосфильм», а сериала – «Мосфильм» и ВГТРК.
«Сыграть Анну Каренину — мечта любой актрисы. Когда я шла на пробы, была настроена очень решительно. И, признаюсь, после первого кастинга почувствовала, что эта роль в моей жизни случится! Дома мы с Максимом, конечно, не ощущаем себя Карениной и Вронским. Мы просто общаемся, как два актера, играющие своих героев.»
Фото со съёмок
Фото: Сергей Миланский, Мила Семина
Съёмки фильма закончились 17 июня 2020 года.
После окончания съёмок Лиза Боярская сделала изумительные подарки костюмерам и гримёрам съёмочной группы:
и написала на своей странице в ФБ:
Ия Саввина (1936-2011)
Фильм «Анна Каренина»: актриса Ия Саввина в роли Долли
Еще одна советская актриса, снявшаяся в фильме, — Ия Саввина. В ленте она сыграла жену Облонского — Долли.
В 80-е годы в карьере Саввиной случился спад: артистка снялась всего в девяти фильмах. В начале 2000-х режиссеры перестали предлагать знаменитости главные роли, снимая ее только в эпизодах.
С экранов Ия ушла в 2006 году, а через 5 лет ее не стало.
ФильмАнна Каренина
В принципе, я достаточно спокойно и доброжелательно отношусь к изображению русской жизни иностранцами. Понимаю, что косяков в таком деле не избежать, потому что материал для создателей неродной. Тем не менее я смотрю на такие опыты с интересом и не моргнула бы глазом, даже если бы увидела на экране как «княгиня Васька, сидя под развесистой клюквой, пьет чай из валенка». Ну иностранцы же — что с них взять!
Но в данном случае материал у авторов фильма был такой, что до развесистой клюквы опускаться просто стыдно. Здесь уже писали сколько экранизаций выдержал этот роман, а как он популярен и известен в мире — об этом не стоит даже говорить.
Видно, конечно видно, что авторы любят ту эпоху и страну, которую показывают : любовно воссоздают интерьеры, детали быта, костюмы… О костюмах хочется сказать особо. Женская мода того времени, на мой взгляд, как ни в какое другое время выгодно преподносит красоту женского тела, обрамляет его, как рама — картину. Но, увы, в случае с Кирой Найтли «обрамлять» там совершенно нечего… Тем не менее, англичанам надо отдать должное : с этой частью задачи — фоном для разворачивающихся событий — они справились с блеском. Другое дело, что эти детали в какой-то момент начинают перегружать кадр и отвлекать от главного… И все равно — спасибо им.
А вот что касается остального…»Благодаря» именно этой экранизации я поняла насколько важен в этом фильме «правильный» Вронский. Ведь первый же вопрос, который возникает у читателя и у зрителя: ради чего Анна сделала со своей жизнью и с жизнью своих близких то, что сделала? Или ради кого? Этот же вопрос, кстати, задают и западные критики в своих рецензиях, он естественен и закономерен: «The question of the novel is who, other than being handwhy a woman married to a good and decent man with a beautiful son would abandon all the love and all the privileges of her regular life for Vronsky,some, has little going for him, and whom she has to know will move on?» https://www.esquire.com/blogs/culture/anna-karenina-toronto-review-12572320#ixzz265ZXPLl6
До какой же степени смещаются акценты при неправильном подборе актеров — казалось поначалу мне. Но все дело в том, что с точки зрения авторов кастинг очень даже правильный — для той истории, которую хотели показать они. Историю адюльтера в красивых декорациях.
Увы, но создается ощущение, что авторы фильма просто не читали книгу. Роман Анны и Вронского был губителен для них обоих, а не только для нее. Эта любовь ставила крест на его карьере, на которую он был ориентирован и которая, без сомнения, его ожидала. И после гибели Анны Вронский воевал на Балканах не потому, что его призвали — он искал там смерти.
Иррациональность, непостижимость страсти этих двоих — вот что притягивает к этому роману. И хотя умом понимаешь как для самого Толстого важна была сюжетная линия Левина, фактически автобиографическая, тем не менее, вторая линия — линия Анны и Вронского осталась по прошествии времени для читателей основной.
Загадочная, иррациональная, нелогичная русская душа, к объяснению твоей сути в очередной раз — даже не приблизились. Пардон за пафос)
Анастасия Вертинская (1944)
Фильм «Анна Каренина»: актриса Анастасия Вертинская в роли Кити Щербацкой — тогда и сейчас
Образ сестры Долли — Кити Щербацкой — на себя примерила актриса Анастасия Вертинская, чье имя было на устах у зрителей после премьеры ленты «Гамлет».
Спустя три года с премьерного показа «Анны Карениной» Вертинская рассталась с мужем Никитой Михалковым, за которого она вышла замуж в 1966 году.
Сейчас Анастасия всю себя посвящает внукам и новому хобби — кулинарии.
Отзывы критиков
После выхода фильма на большие экраны он вызвал шквал эмоций. Простые обыватели и профессиональные критики разделились на несколько противоположных лагерей. В картине подчеркивалась романтичность сюжета, порой зашкаливающая и даже связанная со служением Богу. В то же время некая порочность и развратность главной героини часто сквозила между строк в картине. Критики обвиняли режиссера в чрезмерной холодности, создании красоты декораций и сногсшибательности нарядов, но, увы, неспособности постичь русскую душу.
Смелым и отчаянным шагом сценариста и режиссера была задумка реализовать все действие романа в театре. Персонажи встречаются именно там, основная линия сюжета проходит в стенах театра, изредка режиссер выносит развитие событий на свежий воздух. Такое видение романа Толстого вызвало восторг далеко не у всех зрителей и критиков. Множество неодобрений получила картина именно за этот шаг.
Художник по костюмам Жаклин Дюрран, также не впервые работавшая с Кирой Найтли и Джо Райтом, превзошла саму себя в картине. Ткани, из которых были изготовлены платья Анны Карениной, завораживали. Тончайшее кружево, прозрачность и летящие легкие полотна или, напротив, смятая ткань, которая смотрится вызывающе и в то же время откровенно, позволили костюмеру подчеркнуть загадочность и губительную красоту героини одновременно. Жаклин Дюрран удостоилась «Оскара» за лучшую работу по костюмам в фильме «Анна Каренина».
Лидия Сухаревская (1909-1991)
Фильм «Анна Каренина»: актриса Лидия Сухаревская в роли Лидии Ивановны
Актеры фильма «Маленькая Вера»: 30 лет спустя
Дебютировавшая в кино в сказке Александра Роу актриса Лидия Сухаревская в фильме «Анна Каренина» предстала перед зрителями в роли графини Лидии Ивановны.
В фильмографии этой советской актрисы уйма замечательных, запоминающихся картин, благодаря которым она в 1951 году стала лауреатом Сталинской премии первой степени, а в 1990 году получила звание Народной артистки СССР.
«Анна Каренина» с Софи Марсо, 1997 год
Софи Марсо в фильме «Анна Каренина». 1997 г. Кадр из фильма
Софи Марсо в фильме «Анна Каренина». 1997 г. Кадр из фильма
Софи Марсо в фильме «Анна Каренина». 1997 г. Кадр из фильма
«Анна Каренина» американского режиссера Бернарда Роуза — одна из самых знаменитых и одновременно спорных экранизаций романа. Многим критикам повествование в фильме показалось скомканным и слишком стремительным. Смутили экспертов и серьезные расхождения между лентой и романом: например, в фильме у Карениной случился выкидыш, хотя в книге она родила дочь от Вронского. Возмутило их и то, что режиссер изобразил Анну зависимой от морфия. В тексте романа она просила морфий лишь один раз — во время родов для обезболивания, в фильме же она употребляет его намного чаще. Осуждали и слишком большое количество сцен близости между любовниками: у критиков создалось впечатление, что между Анной и Вронским существовало лишь сексуальное влечение и не было никаких чувств. Однако зрители полюбили эту экранизацию за красоту планов, роскошные костюмы, музыку и утонченную Софи Марсо с ее нелепой челкой, которой в 1870-х просто не могло быть.
Среди всех зарубежных экранизаций романа костюмы и аксессуары «Анны Карениной» Роуза больше других соответствовали моде XIX века. Над ними работал художник по костюмам Маурицио Милленотти, который создал платья по лекалам XIX века в легендарной римской мастерской «Сартории Тирелли». Имела подтекст и цветовая концепция образов Анны: все они были выполнены в черно-белой гамме. Когда Анна была счастлива, в ее костюмах доминировал белый цвет, а когда страдала — черный.
Интим Грымова против креатива Шахназарова
Совсем недавно в тайне от всех «Интимный дневник Анны Карениной» снял Юрий Грымов. И сразу оговорился: эротика в картине будет, но дозированная автором. Загадочную работу снимали в девяти странах, о конкретных деталях неизвестно ничего, кроме того, что музыку написала Диана Арбенина.
А в это время в павильонах «Мосфильма» Карен Шахназаров снимает собственную «Анну Каренину» по заказу телеканала «Россия» (ВГТРК). И сериал, и фильм одновременно. Вот туда журналу «Телепрограмма» проникнуть удалось.
В выстроенном «с нуля» павильоне художники «Анны Карениной» выстроили сразу несколько локаций — и лестница, и гостиная, и кабинеты, и столовая. Напротив ростового зеркала сидит Анна (Елизавета Боярская). Она смотрит в одну точку, вцепившись ногтями в ткань своего красного бархатного платья. Очевидно, что вводит себя в состояние невроза.
— Ты должна понимающе смотреть на нее, — объясняет задачу актрисе второго плана режиссер. — Просто тупое сочувствие. Ты понимаешь, что она права и переживаешь за это.
Электросвета на площадке почти нет. Мерцание свечей создает интимную и в тоже время напряженную атмосферу. В зеленом платье со шлейфом из темноты выплывает Долли Облонская (Виктория Исакова). Каренина вскакивает.
— Анна, милая, что же ты не заходишь? — обнимает главную героиню Долли.
— Значит, Кити считает унизительным встретиться со мной? — вырываясь, кричит Каренина. — Может оно и так, но не ей, влюбленной во Вронского, мне об этом говорить. Впрочем, ни одна порядочная женщина меня не поймет!
— Что ты говоришь, опомнись? Ты крайне возбуждена! — пытается погасить пыл подруги Облонская.
— Все, я уезжаю, мне надо на станцию! — объявляет Анна и несется в двери.
Колоритный лакей с бакенбардами, во фраке и белых перчатках величаво наблюдает за сценой, выпуская Каренину навстречу поезду. Рядом с ним на постаменте, прикрыв обнаженную грудь, присела та самая Жизель из фильма «Формула любви», помните? Скульптура Галатеи (Прасковьи Тулуповой) снималась и в «Служебном романе», и в «Старом Новом году», и в «Вассе». Теперь вот и для «Анны Карениной» сгодилась.
— Хороший дубль, не знаю, что еще добавить? — объявляет в рацию Карен Шахназаров.
— Может мне вот здесь быстрее повернуться? — вернувшись и встав перед зеркалом, предлагает Лиза Боярская. — Когда говорю, что еду на станцию. Чтобы это выглядело эмоциональнее.
Куда уж ярче, хочется крикнуть. Почти трехминутный диалог проигрывают без остановок и склеек — на одном дыхании. При том, что фирменные длинные диалоги Льва Толстого оставили практически без правки.
— Мы стараемся быть максимально близкими к Толстому, — поясняет режиссер. — Конечно, мы придумали свой сценарий для проекта, который выйдет и в полном метре, и в виде сериала. В этой версии «Анны Карениной» мы чуть изменили финал за счет композиции. Основывались не только на первоисточнике, но и на повести Викентия Вересаева «Записки врача. На японской войне». У нас фильм не заканчивается самоубийством Анны Карениной. Зрители увидят как бы продолжение романа глазами Вронского, который отправляется на русско-японскую войну, а спустя 30 лет встречается с сыном Анны и Каренина.