актер сыгравший кису воробьянинова
Как режиссёр Гайдай спас жизнь актёру Сергею Филиппову
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В поисках Кисы Воробьянинова
Разрешение на съёмку фильма, который сам режиссёр называл своим любимым, Гайдай не мог получить на протяжении нескольких лет. Но Леонид Иович всё же смог убедить чиновников от кино и запустить картину в производство.
Но Гайдай Никулина в образе Воробьянинова не видел и по-прежнему метался, пытаясь найти идеального актёра. А Юрию Владимировичу вместо роли Ипполита Матвеевича предложил сыграть дворника, и Никулин согласился, ничуть не обидевшись. И сделал из своего эпизода настоящий шедевр.
Леонид Гайдай всё чаще задумывался об утверждении на роль Сергея Филиппова и, в конце концов решился позвонить актёру, сообщив ему: «Мы вас берём!» Существует и другая версия развития событий. Якобы на роль Кисы Воробьянинова Леонид Гайдай утвердил Ростислава Плятта, а тот уже отказался сниматься в пользу Сергея Филиппова.
На самом же деле Леонид Гайдай отметил, что Плятт очень гармоничен в тех эпизодах, где ему приходилось играть с Михаилом Пуговкиным. Но даже во время проб было видно: эта роль не для Плятта, в самостоятельных сценах ему явно не хватает яркости. Режиссёр предложил Ростиславу Яновичу читать текст автора за кадром.
Спасительная роль
С момента проб в фильме «12 стульев» и до звонка Гайдая прошло довольно много времени. Утверждение на роль произошло как раз в то время, когда у Сергея Филиппова обнаружили онкологическое заболевание головного мозга. Врачи считали, что жить ему осталось всего несколько месяцев.
Актёр находился в полном отчаянии, начал злоупотреблять спиртным и всё больше погружался в депрессию. Роль Кисы Воробьянинова стала для него настоящим спасением. Во время съёмок он не думал о своём недуге и переживал лишь о том, чтобы его не поменяли на другого актёра.
В день начала съёмок ассистент режиссёра должен был разбить тарелку о штатив камеры. Это была очень давняя традиция и кинематографисты свято верили в то, что это приносит удачу. Но в тот злополучный день тарелка не разбилась, а Гайдай потом ходил мрачнее точи, находясь в полной уверенности: работа не пойдёт. Для Филиппова это стало ещё одним поводом переживать, он искренне считал, будто режиссёр им недоволен и вскоре решится на замену.
В процессе съёмок оказалось, что Сергей Филиппов в кадре совершенно затмевает самого Остапа Бендера. Но Леонид Гайдай понял, что ошибся, утверждая на роль Бендера Александра Белявского. И после очередных проб пригласил вместо него Владимира Высоцкого, но тот не явился в первый же день съёмок, а разочарованный Гайдай стал искать другого кандидата. Вскоре на площадке появился Арчил Гомиашвили, и дело, наконец-то, пошло.
Сергей Филиппов в то время уже страдал от сильных головных болей, но от работы не отказывался. Играл буквально на пределе своих возможностей, был внимателен ко всем указаниям режиссёра. Леонид Гайдай, в свою очередь, с пониманием относился к состоянию актёра, не раздражался, когда он забывал слова или слишком плохо себя чувствовал.
Удивительно, но к моменту окончания съёмок Сергей Филиппов чувствовал себя значительно лучше. А врачи, до этого дававшие ему всего несколько месяцев жизни, после очередных обследований предложили актёру операцию. После хирургического вмешательства Сергей Николаевич восстановился очень быстро и самостоятельно озвучил своего героя. Роль Кисы Воробьянинова на самом деле спасла актёру жизнь.
И положила начало сотрудничеству Леонида Гайдая и Сергея Филиппова. Впоследствии актёр снялся во многих картинах режиссёра: «За спичками», «Иван Васильевич меняет профессию», «Опасно для жизни», и других. Последней работой актёра в кино стал фильм Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация», где Филиппов сыграл роль возмущённого пенсионера.
К сожалению, финал жизни актёра был очень печален: он скончался в полном одиночестве в своей квартире от онкологического заболевания и пролежал там две недели, пока его не обнаружили. Похоронили Сергея Николаевича на деньги, собранные актёрами.
Казалось бы, что может быть общего у известного советского режиссёра и бывшего президента США? Тем не менее, их интересы пересеклись в далёком теперь уже 1991 году. При этом Дональд Трамп пошёл навстречу Леониду Гайдаю, а вот наш режиссёр отказал в небольшой просьбе американцу. Правда, в то время ещё и представить себе никто не мог, что спустя четверть века Дональд Трамп займёт пост президента США.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Сергей Филиппов очень боялся, что у него отберут роль Кисы Воробьянинова
Мы с Сергеем Филипповым познакомились в начале 50-х годов, когда в звездных ролях он еще не снялся. И его, и меня на эпизоды в свои фильмы — «Укротительница тигров», «Медовый месяц» — приглашала Надежда Кошеверова. Еще со времен своей знаменитой «Золушки» она считала, что Филиппов приносит удачу. К сожалению, она была единственной, кто так считал. У Сергея Николаевича вообще-то был сложный характер. Он порой резко отзывался о коллегах, высмеивал их, шутил. Копировал повадки других так, что мы хохотали до слез! При этом дружить ни с кем не стремился. Я даже не знаю, почему он меня к себе подпустил. Скажем так, я его не раздражала, и это было уже серьезным поводом для дружбы. По-настоящему мы сблизились, когда служили в Ленинградском театре-студии киноактера. Он стал рассказывать мне о своей жизни…
Оказалось, что кино вовсе не было его мечтой. Главной любовью его жизни был балет! Филиппов родился в Саратове, в простой рабочей семье: отец слесарь, мать портниха. Когда Сергея за какие-то шалости выгнали из школы, он пошел работать. Хотел стать пекарем — возможно, потому, что ему нравилась история великого булочника Филиппова. Попробовал профессии столяра, садовника, плотника… Но однажды он попал в театр и был потрясен балетом. Филиппову было уже лет восемнадцать, а в балете, как известно, можно чего-то достичь, если занимаешься лет с семи. Но он пришел в балетную студию, и его сразу приняли: оказалось, у него великолепные данные. Сергей стал там одним из лучших учеников. После студии окончил балетное отделение эстрадно-циркового техникума и был принят в труппу ленинградского Театра оперы и балета.
Перед Филипповым открывались большие перспективы, о молодом танцовщике заговорили, тем более что в молодости он был красив. И вдруг однажды на репетиции он упал в обморок. Медицинское обследование показало, что у него опухоль мозга. Тяжелые нагрузки ему запретили, и из балета пришлось уйти. С опухолью Филиппов жил потом много лет, пока его не прооперировали. Операция была тяжелой. С тех пор на темечке у Сергея Николаевича под кожей не было кости. «Потрогай пленочку! — предлагал он и клал мою руку на свое темя. — Вот Фурцева не любила меня, говорила, что я дурак. А какой же я дурак, если мне половину мозга вырезали, а я еще соображаю!»
Из-за расставания с балетом Филиппов очень переживал, спасение от депрессии нашел в театре. Это был ленинградский Театр комедии Акимова, Сергей Николаевич устроился туда в 30-е годы. А потом началась война, Ленинград попал в блокаду. Это поразительно, но Театр Акимова не прекратил своей работы. Филиппов рассказывал, как он с трудом вставал и шел утром на репетицию по Невскому проспекту, а там лежали умирающие люди. «Иду туда, он еще живой лежит, иду обратно с репетиции — уже мертвый…» Ему самому работа не позволила пасть духом, помогла выжить. Но душевная травма от пережитого, видимо, осталась навсегда.
Пик славы, удачи, популярности пришелся у Филиппова на вторую половину жизни, когда он блистательно сыграл лектора в фильме «Карнавальная ночь». Говорят, на пробы «Карнавальной ночи» Филиппов пришел немного подшофе, что и натолкнуло молодого режиссера Эльдара Рязанова на образ подвыпившего лектора. Правда, пробы Сергей Николаевич в тот раз не прошел. Оказалось, он не может правдоподобно играть пьяного, если действительно выпил! С тех пор выпивших, которых ему довелось сыграть немало, Филиппов играл исключительно трезвым. Кстати, поначалу у лектора было меньше слов. Это Сергей Николаевич сочинил для своего героя ставшую крылатой реплику «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке неизвестно…» и некоторые другие. Филиппов вообще был острослов. Как-то он шел по коридору «Ленфильма» и увидел захмелевшего молодого актера. «Не по таланту пьешь!» — сказал ему Филиппов, и скоро весь Ленинград повторял эту фразу.
Филиппов заплакал, когда роль отдали Никулину
Начиная с роли лектора образ выпивохи буквально прилип к нему, что со временем стало Филиппова раздражать. Когда при нем кто-то цитировал: «Одна звездочка, две звездочки…» — Сергей Николаевич просто багровел. Он чувствовал в себе потенциал драматического артиста и знал, что способен сыграть серьезную роль, а ему предлагали комические эпизоды. Тот же Рязанов снова позвал Филиппова в фильм «Девушка без адреса» на роль чиновника, который говорит: «Масик хочет водочки».
В конце концов режиссер остановился на кандидатуре Александра Белявского, и Филиппов вздохнул с облегчением. Он очень хотел, чтобы съемки побыстрее начались, потому что боялся, как бы в Госкино не спохватились и не потребовали его заменить. В первый съемочный день по традиции стукнули тарелкой по штативу камеры — но тарелка не разбилась. Это сулило неудачу… С тех пор Гайдай ходил мрачнее тучи. Сергей Николаевич вспоминал, что он постоянно нервничал: а вдруг это из-за него? Но оказалось, дело в Белявском. «Вы смотритесь гораздо эффектнее Бендера!» — сказал ему Гайдай. В итоге Белявского он с роли снял, потом безуспешно пробовал Высоцкого, и тут появилась кандидатура никому еще не известного Арчила Гомиашвили. Казалось, все пошло на лад.
Казалось бы, после этого фильма Филиппова должны были рвать на части режиссеры. Они и приглашали наперебой, но по-прежнему на эпизоды. В забытом теперь фильме «Мера пресечения» Сергей Николаевич гениально сыграл ювелира, который пытался всучить героине Мирошниченко дорогую вещь, использовав буквально пару слов и мимику. А в фильме «Поздняя встреча» Филиппов сыграл самого себя: он идет по коридору и восхищается молодой артисткой: «Наташа, красава моя, замуж не вышла?» Эпизоды, но они стали украшением этих фильмов. Режиссеры затем и вставляли их, потому что знали: появление на экране Филиппова вызовет улыбку зрителей. «Меня используют, как острую приправу к пресному блюду», — с грустью говорил Сергей Николаевич.
Тем не менее, в 60—70-е в народе его знали очень хорошо. При этом Филиппов совсем не выглядел как звезда. У него даже не было концертного костюма, хотя он часто ездил на встречи со зрителями, чтобы подработать. Он мог выйти на сцену в домашних туфлях. Правда, это еще из-за невероятно большого размера ноги — 47-го. В советское время сложно было что-то купить на такую ногу. А мягкие туфли 45-го размера Филиппов хоть как-то мог разносить.
В Питере Сергей Николаевич был живой достопримечательностью. По дороге в театр или на киностудию он часто заходил в одни и те же любимые рюмочные, чтобы, как он выражался, «принять по безобразию», причем совершенно бесплатно. Бармены были только рады налить ему рюмочку марочного коньяка. Сергей Николаевич выпивал ее и уходил. Но при виде него у людей просветлялись лица, все сразу начинали смеяться.
Съездил по физиономии навязчивому поклоннику
Правда, эта же самая узнаваемость стала и источником страданий для Филиппова. По правде говоря, он был нетерпим с людьми и подчас очень резок. Особенно не любил, когда к нему прикасались. Когда много позже я ухаживала за ним, он даже ногти не давал себе подстричь. А тут бегут, хватают, зовут выпить… Как-то друг Филиппова актер Олег Белов рассказывал, как они попали на банкет после одного выступления на предприятии. Люди выпили и стали наперебой приставать к Филиппову, совать ему в руки бумажки, сигаретные пачки, чтоб он расписался. А одна женщина сняла с себя газовый шарфик: «Дайте автограф на нем!» Это почему-то особенно рассердило Сергея Николаевича, и он ей нагрубил. Все ахнули! Из поклонников люди тут же превратились во врагов: «Да что этот артист себе позволяет!» Поднялась свара. Оказалось, что женщина — жена какого-то начальника, она сразу мужу пожаловалась.
И вот Филиппов, перессорившись со всеми, стал спускаться по лестнице на выход. А там, как назло, новый поклонник руки развел: «Дорогой наш Сергей Николаевич! Родненький! Позвольте, я вас обниму!» Он никак не ожидал, что Филиппов размахнется и съездит ему по физиономии… Объяснить такие срывы невозможно, если не знать Филиппова. Он был божий человек — ранимый, не понятый людьми и от этого ощетинившийся, кажущийся грубым…
Филиппов не простил жене и сыну эмиграции
Не могу сказать, что Филиппову не везло в личной жизни. Женщины всегда обращали на него внимание, Сергей Николаевич был эффектным мужчиной и ухаживал галантно. Еще учась в эстрадно-цирковом техникуме, он познакомился с первой женой, Алевтиной. Девушка из дворянской семьи, в то время такой брак был совсем не безопасен, могли и репрессировать. Но никто их не тронул. Очень скоро у них родился сын Юра. В этот период я еще не общалась с Филипповым и не знаю, что стало причиной непонимания между ним и женой. Возможно, супруга его не без оснований ревновала. Как бы то ни было, они разъехались, но не развелись, и с сыном Сергей Николаевич общался. Возможно, он надеялся, что и с женой все наладится. Но Алевтина умудрилась оформить эмиграцию в США, забрала сына и уехала.
Со временем Филиппов встретил другую женщину — Антонину Голубеву. Помню, как он сразу повеселел, когда она появилась в его жизни. Голубева была старше его на 13 лет, но поразительным образом это не бросалось в глаза. Она выглядела очень моложаво. Творческая личность, писательница, хотя, кажется, на ее счету только одна книжка — о детстве Сергея Кирова. Но Филиппову, любившему литературу, было о чем с ней поговорить, например, Антонина хорошо знала русский фольклор. Он прозвал ее Барабулька, и с легкой руки Филиппова все так стали звать Тоню. Отношения у них были самые трогательные. Уезжая на гастроли, он часто звонил своей Барабульке: перед вылетом, после вылета, из гостиницы… А она могла долго стоять у подъезда зимой, встречая его.
В быту оба они были совершенно беспомощны. Помню, я к ним пришла и увидела на Сергее Николаевиче какой-то странный свитер, в дырочку. Спрашиваю: «Что это такое?» — а он говорит: «Да вот свитер поела моль, и Барабулька вырезала в этих местах дырочки». Зашить ей в голову не пришло! Вообще, моли у них в доме жилось прекрасно, она скушала целую шубу, которую Филиппов привез с Севера. Барабулька не знала даже, откуда берутся продукты. Сергею Николаевичу пришлось взять походы по магазинам на себя. Как ни странно, с авоськой в руках он смотрелся даже элегантно. Все его узнавали, оглядывались…
С годами Антонина начала болеть, уже не так хорошо выглядела и стала страшно ревновать мужа. Даже на меня смотрела косо, хотя я никаких поводов не давала. Если Филиппов с кем-то из коллег уезжал на гастроли, она потом подробно расспрашивала других актеров, где он был, куда заходил… Постоянно придумывала ему какие-то романы с буфетчицами и гримершами. То, что Сергей Николаевич сам уже был далеко не молод, ее не успокаивало.
По-настоящему тяжело Филиппову пришлось, когда ее не стало. Он остался совсем один. К тому же началось перестроечное время, денег ни у кого не было, в кино звать перестали. Филиппов жил на маленькую пенсию. Я старалась его как-то подкармливать, но тоже не располагала большими деньгами. Может быть, если бы Сергей Николаевич у кого-то из коллег попросил помощи, ему бы помогли, но он не хотел этого делать.
Михаил Боярский рассказывал, как однажды, проезжая на машине по улице, увидел Филиппова и предложил подвезти. Сергей Николаевич сказал, что едет на вокзал сдавать железнодорожный билет, стоивший 19 рублей. Отменилась творческая поездка, подработать не удалось, так хоть 19 рублей он хотел назад получить. Боярский предложил: «Я сам сдам билет!» Стоять в очереди, конечно, не стал, зашел на вокзал, билет выбросил, достал из своего кошелька 19 рублей и отдал Филиппову. Сергей Николаевич ему тогда сказал: «Миша, откладывайте деньги сейчас, потом мы будем никому не нужны».
Пока у самого Филиппова водились деньги, он покупал книги. У него дома была хорошая библиотека. Даже в нищете он не стал продавать свои книги. Кстати, о том, как Филиппов относился ко мне, я судила по его позволению: «Ты можешь взять любую книгу, какую захочешь!» Это предложение дорогого стоило, Сергей Николаевич мало кому такое говорил. Но я у него книг не брала…
В последние месяцы с Филипповым все тяжелее становилось общаться. Но я не сдавалась, прибиралась у него, стирала рубашки. Благодаря друзьям Сергей Николаевич не провел свои последние дни в одиночестве. С ним жил его друг по балетному училищу, Константин Николаевич, да я до последнего навещала его. Это потом уже вдруг объявились родственники: оказалось, что у Антонины были дочь и внучка. Они буквально за один день вынесли из квартиры все ценное. А мы в это время с трудом собирали средства на похороны актера, которого любили и любят миллионы зрителей.
Дети Остапа Бендера: Почему Арчил Гомиашвили не верил в актерский талант сына, и из-за чего его дочь ушла из кино
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Два Гомиашвили в «Двенадцати стульях»
На самом деле в фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» снималось два актера с фамилией Гомиашвили, рожденных в один и тот же день – 23 марта, с разницей в 35 лет. Одного из них узнали миллионы, ведь он сыграл главную роль, а второго вряд ли заметили и запомнили. Это был восьмилетний сын Арчила Михаил. Он появился на свет в день рожденья отца в его втором браке с актрисой Лианой Манджавидзе, все свое детство провел за кулисами, ездил с родителями на гастроли и попросту не представлял себя в какой-то другой профессии.
На съемках «Двенадцати стульев» Михаил тоже все время был на площадке рядом с отцом. Именно тогда он и сыграл свою первую в жизни роль. В эпизоде, где Остап Бендер и Киса Воробьянинов танцуют посреди дороги перед туристами в открытых машинах, за автомобилем бегут дети. Один из мальчишек – в огромной белой папахе – кричит: «Деньги давай!» Вот это и был сын Арчила. Позже он шутил, что как начал в кино с этой реплики, так потом и говорил всю жизнь отцу ту же фразу.
На самом деле с участием Михаила Гомиашвили тогда отсняли два эпизода, и второй зрители наверняка бы запомнили: в финале фильма мальчик в костюме Бендера подходил к киноафише с изображением Остапа и говорил: « Лед тронулся, господа присяжные заседатели. Командовать парадом буду я! » После этого он закидывал шарф на шею и удалялся. Однако во время просмотра финальной версии фильма в Госкино комиссия заявила: « Подрастающие Остапы Бендеры нам не нужны! » И этот эпизод пришлось вырезать, что очень огорчило маленького актера.
Когда позже Михаилу задавали вопрос о том, не хотел ли он сам когда-нибудь сыграть Бендера, он отвечал, что не согласился бы на подобное предложение ни за какие коврижки – он всегда гордился своим отцом, но конкурировать с ним никогда не пытался и не стремился в чем-то его превзойти. Тем более, что заслужить его одобрение и так было очень непросто, ведь актерский талант сына Арчил долгое время не признавал.
Самый строгий критик
После школы Михаил окончил Грузинский государственный театральный институт им. Шота Руставели, после чего отец забрал его в Москву – парень стал неуправляемым, любил покутить, и Арчил Гомиашвили решил заняться его перевоспитанием. На протяжении 6 лет они жили вместе. В 1990-х гг. Михаил продолжил сниматься в кино, правда, поначалу крупных ролей ему не предлагали. Свою первую главную роль он сыграл только после 40 лет.
А карьера Михаила после этого пошла на взлет. Он снимался в Грузии, России, Чехии, Польше, США, и хотя в съемках случались затяжные паузы, на театральной сцене он был реализован в полной мере. Из-за своей занятости в театре Михаил часто был вынужден отказываться от предложений кинорежиссеров. Последней на данный момент киноработой 60-летнего актера стала главная роль в комедийной мелодраме «Хэппи-энд» в 2020 г. Конечно, он не снискал такой славы, как его отец, но своей творческой судьбой доволен.
Герда, дочь Бендера
В последнем браке с балериной Татьяной у Арчила Гомиашвили родилась дочь Нина. В 11 лет она сыграла свою первую роль в фильме «Раннее, раннее утро…», а спустя 3 года ей снова досталась главная роль в фильме-сказке «Тайна Снежной королевы», который прославил ее на всю страну. В образе Герды Нина Гомиашвили запомнилась миллионам зрителей. Родители поначалу не хотели, чтобы она снималась – боялись, что из-за съемок дочь сильно отстанет от школьной программы, но режиссеру удалось их переубедить.
На актерский потенциал девочки тогда обратили внимание и зрители, и критики, но ее кинокарьера продлилась всего 5 лет – с 1983 по 1988 гг., пока она не окончила школу. После этого Нина поступила в Школу-студию МХАТ, но после 4 курса перевелась во ВГИК, на курс Алексея Баталова. Казалось бы, ее ждали впереди неплохие перспективы, но она быстро разочаровалась в актерской профессии и решила не продолжать этот путь.
Позже Нина рассказывала, что слава пришла к ней слишком рано, и она попросту перегорела и утратила к ней интерес, так как она далась ей слишком легко. К тому же она не ощущала в себе желания отдавать всю себя этой профессии без остатка, а без этого стать успешной актрисой невозможно.
Позже о своем актерском опыте она вспоминала как о захватывающем приключении. Конечно, самые яркие впечатления у нее были связаны со «Снежной королевой»: « Наверное, я больше верю в чудеса, чем в сказки. Каждый прожитый день, миг, секунда – это уже чудо. И то, что мне посчастливилось сняться вместе с такими выдающимися актерами как Олег Ефремов, Алиса Фрейндлих, Вячеслав Стржельчик, Вия Артмане, я расцениваю не иначе как чудо ».
Вскоре Нина Гомиашвили уехала в Америку, изучала там искусство фотографии в Школе дизайна, стала фоторепортером, а потом вернулась в Россию, где работала фотографом. О своем новом увлечении она говорила так: « Я сразу поняла, что это мое. Потому что, несмотря на всю свою псевдосветскость, я абсолютный интроверт. А когда ты сидишь один, в темноте, и появляется кадр… Это совершенное чудо ».
Позже Нина стала успешным галеристом: в ее галерее «Победа» проходили одни из самых резонансных фотовыставок в Москве. Нина также стала авторов двух книг – кулинарных путеводителей «Гурманиада. Италия» и «Грузия. Первое, второе, третье».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: