актер сыгравший курьера в фильме курьер
«Курьер»: как сложились судьбы главных героев знаменитого фильма Шахназарова?
Фильм «Курьер», снятый Кареном Шахназаровым по собственной повести в 1986 году, стал одной из картин, ознаменовавших Перестройку. Незамысловатая история знакомства и не случившегося романа двух советских подростков – профессорской дочки Кати Кузнецовой и курьера-нигилиста Ивана Мирошникова – оказалась пропитанной духом переломного времени, неопределенности будущего. «Курьер» был назван лучшим фильмом года по результатам опроса журнала «Советский экран» и попал в топ советского проката в 1987 году. Немалая роль в этом успехе принадлежала юным исполнителям главных ролей: Федору Дунаевскому и Анастасии Немоляевой. Любопытно, что судьбы обоих актеров, которым на сегодняшний день исполнилось 51 год, оказались практически не связаны с кино.
Смотрите фильм «Курьер» в субботу, 17 апреля, в 23.45 на телеканале «Мир».
Анастасия Немоляева (Катя Кузнецова)
Если Катя – профессорская дочка, то сыгравшая ее белокурая красавица Анастасия Немоляева – отпрыск кинематографического семейства. Она не просто так носит знаменитую фамилию. Актриса является племянницей Светланы Немоляевой, дочерью ее брата – оператора Николая Немоляева. Дедушка, Владимир Немоляев, был кинорежиссером, а бабушка работала звукооператором на «Мосфильме». Не удивительно, что сниматься Анастасия начала чуть ли не в 11 лет.
Карен Шахназаров долго мучился, подбирая актеров на главные роли «Курьера». На роль Кати Кузнецовой пробовались Юлия Меньшова, Ольга Кабо, Оксана Фандера, Алика Смехова и многие другие многообещающие молодые актрисы, но подходящий типаж все не находился. Николай Немоляев был оператором-постановщиком фильма и рассказал о поисках своей дочери. Анастасия принесла Шахназарову фото своего одноклассника Федора Дунаевского и затем и привела его на съемочную площадку. Режиссер решил устроить пробы обоим и тут же утвердил их на главные роли, а потом защищал этот выбор перед худсоветом.
В 1991 году Анастасия окончила ГИТИС, мастерскую Марка Захарова, и несколько лет играла в Театре на Малой Бронной. В ее фильмографии порядка 20 фильмов, большая часть из которых пришлась на 80-е и 90-е годы.
Фото: кадр из фильма «Курьер», ТАСС / Абулхатин Марат
Может быть, актерской реализации талантливой актрисы не способствовали перемены в стране, период, когда даже именитые артисты не могли дождаться хороших ролей. А может быть, перевесило увлечение декоративным искусством, которым девушка занималась с детства: мастерила куклы, расписывала по дереву, вышивала. Анастасия стала известным художником и специализируется на росписи эксклюзивной дизайнерской мебели, которую создает ее муж, японец по происхождению Цутому Исидзиме, известный под именем Вениамин Скальник. Известно, что со своим будущим мужем Немоляева познакомилась на съемках советско-японской картины «Сны о России».
Творческий тандем художников получил признание и в России, и за рубежом, золотые руки Анастасии Немоляевой оживляют на уникальных предметах интерьера сюжеты и химеры со средневековых европейских фресок. У Анастасии и Цутому три дочери: Соня, Фрося и Дуся.
Федор Дунаевский (Иван Мирошников)
Чудесным образом роль Ивана Мирошникова не досталась пробовавшимся на нее Дмитрию Певцову, Дмитрию Харатьяну и Игорю Вернику. Случайно попавший к поле зрения Шахназарова Федор Дунаевский в действительности был похож на своего героя: трудный сын разведенных родителей (мама программист, папа – биохимик), регулярно участвовавший в драках, отчисленный из школы и даже стоявший на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Как и «Курьер», Федор отличался независимостью взглядов и старался идти против течения. На съемочной площадке о нем вспоминали, как о закрытом, но остром на язык человеке. В школе Федор посещал театральный кружок, казалось бы, красивый актерский дебют в главной роли в фильме «Курьер» должен был предрешить будущее молодого человека. Вскоре после «Курьера» последовала еще одна важная работа – роль Вити Шевченко в пронзительной картине Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна», затем эпизодическая роль в «Небесах обетованных». К сожалению, после этого заметных работ в кино у Федора Дунаевского больше не было.
Фото: кадр из фильма «Курьер», ТАСС / Геодакян Артем
Молодой человек окончил медицинское училище, работал фельдшером скорой помощи, а в 1991 году решил уехать к родственникам в Израиль по программе репатриации. Пытался строить карьеру в новой стране, работал в Тель-Авивском Камерном театре, озвучке и на радио, но через два года вернулся в Россию и поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который так и не закончил.
За свои насыщенные 50 лет Дунаевский испробовал множество разных работ, от дворника и официанта до модели, занимался грузовыми перевозками и музыкой – основал группу под названием Banda Dunaevsky. Жил в Израиле, Италии и Германии, однако всегда возвращался в Россию, где живет по сей день. Он был женат четыре раза и имеет пятерых детей. Пока что редкие попытки вернуться на киноэкран (сериалы «Топтуны», «Грач» (2012)) так и не смогли затмить славу первых звездных ролей Федора Дунаевского. В общем, если бы мы узнали, как сложилась жизнь Ивана Мирошникова в будущем, то, возможно, за оригинал стоило бы взять биографию актера, так на него похожего.
История создания фильма «Курьер»
Катя – избалованная профессорская дочка. Иван – юноша из малообеспеченной семьи, готовый пить французские духи и приписывать себе стихи Пушкина, чтобы поразить Катино воображение. Именно эти типажи увидел зритель, когда на экраны вышел фильм Карена Шахнозарова «Курьер». На Московском международном кинофестивале 1986 года председатель жюри Роберт де Ниро был поражен игрой Федора Дунаевского сыгравшего Ваню. «Этот парень далеко пойдет, – сказал де Ниро, – Его непременно нужно отметить». Но советская часть жюри с мэтром не согласилась. Дунаевский так и остался без высокой награды.
Вначале была повесть. И тоже под названием «Курьер». И ее авторство принадлежало опять-таки Карену Шахназарову. В 1982 году «Курьера» напечатали в самом популярном в те годы журнале – «Юность». Шуму эта публикация наделала немало: автору тысячами стали приходить письма.
– И тут, ко мне обратился тогда еще совсем молодой режиссер Андрей Эшпай, – вспоминает Карен Шахназаров. – Андрей сказал, что прочел повесть, она ему очень понравилась и он хочет снять по ней фильм. Я возражать не стал. Но на студии Горького «пробить» сценарий так и не удалось. Многочисленные редакционные коллегии требовали по большей части одного: сделать героя «более социалистичным».
Теперь перед режиссером стояла еще одна непростая задача. Найти исполнителей на главные роли. На пробы тогда съехались сотни десятиклассников и первокурсников, но никто из них Шахназарову так и не приглянулся. Хотя на главные роли претендовали известные сейчас актеры – Алена Хмельницкая и Дмитрий Певцов. Вскоре случай помог режиссеру найти исполнительницу роли Кати.
– С Настей получилась забавная история, – смеется Карен Шахназаров. – Она из киносемьи. Ее папа – Николай Владимирович Немоляев – работал со мной на «Курьере» оператором. А Настя в это время только-только заканчивала школу, и никаких планов сниматься в кино у нее не было. Однажды мы пробовали на главную роль двух ребят; девушки, которые должны были помогать им, как говорится, «подавать реплики», почему-то не пришли. И вдруг я вспомнил про дочку Коли Немоляева. Коля тут же позвонил Насте, попросил зайти. Она пришла и помогла парням отыграть. В результате я ее тут же утвердил на роль. А вот тех мальчишек – нет.
Конфликтовал Дунаевский и с Инной Чуриковой, игравшей маму Ивана: «Она на площадке такая задумчивая, это мешает.» У Анастасии Немоляевой сложились прекрасные отношения с экранным папой Олегом Басилашвили. Зато родной отец, оператор картины, нередко делал ей замечания: «Зря ты ешь мороженое! Щеки в кадре будут круглыми»
Так что работа над имиджем героев проходила непросто. «Меня заставили надеть панаму, – вспоминает Федор. – Хотя я сопротивлялся. Куртку навязали страшную – я бы такую в жизни не надел. Но у режиссера была задумка: Иван должен выглядеть странно. Пришлось подчиниться».
С нарядами профессорской дочки Кати дело обстояло еще сложнее. – У меня модных вещей было мало, – рассказывает Анастасия. – Что-то приносил Карен Георгиевич. Красно-черный наряд, в котором я прихожу на первое свидание, он, насколько я помню, взял у супруги. А бежевый свитер, в котором прогуливаюсь возле МГУ, привезла из Франции папина приятельница.
Подыскивая актеров для участия в сценах молодежных тусовок, Карен Шахназаров обратился в… милицию.
– На съемки финала съехалась вся местная шпана, – рассказывает режиссер. – В какой-то момент я отвлекся, а через секунду обнаружил, что все исчезли. Потом выяснилось: побежали с кем-то драться. Вернулись с побитыми физиономиями. Но ничего, синяки замазали, продолжили работу.
Однажды площадку «Курьера» навестил первый секретарь Московского комитета партии Борис Ельцин. Когда директор студии потребовал ознакомить первого человека Москвы со съемочным процессом, Шахназаров растерялся: он уже завершил съемки. «Так делай вид, что снимаешь! – приказал директор. «Я вызвал актеров, – вспоминает Шахназаров. – И мы изображали процесс. Пленку тратить не стали, работали с незаряженной камерой. Ельцин посмотрел декорации, сказал: мол, жизненно».
– А как-то на «Мосфильм» с делегацией «Совэкспортфильма» пришел Том Круз, – поведал Дунаевский. – Ему сказали: «Том, твой последний фильм смотрели 10 миллионов человек, а фильм этого парня – 50 миллионов». А в Америке актеры получают деньги с проката. Он в уме подсчитал и говорит мне: «О, вы богатый человек!» А у меня зарплата была 140 рублей. Я долго смеялся…
После выхода «Курьера» на актеров обрушилась популярность.
На рядовых показах в кинотеатрах люди не уставали аплодировать. Это немало поразило тогда создателей картины. Письма от поклонников шли нескончаемым потоком. Больше всего их получали, конечно же, исполнители главных ролей.
– Мы с папой жили на втором этаже, и по ночам ребята орали под окном песни под гитару. Спать было невозможно. По вечерам мне приходилось передвигаться по комнатам на четвереньках, чтобы поклонники не увидели в окно, что я дома, – вспоминает Немоляева.
– Письма приносили целыми мешками. На все ответить я, конечно же, не могла. Писали даже из тюрем, из армии. Кто-то придумывал продолжение истории. Видимо, уже тогда в людях была сильна подсознательная любовь к сериалам.
Присылали подарки, сувениры, из Таджикистана я получала ароматные дыни. Ну и признания в любви были, само собой. Честно скажу, никогда до этого такого внимания со стороны молодых людей я не ощущала.
Незнакомые подростки выслеживали меня и по вечерам пели под окнами серенады. От этих знаков внимания страдали все мои соседи. Продолжалась эта истерия несколько лет. Я в то время жила недалеко от «Мосфильма» и по вечерам, когда возвращалась домой на троллейбусе, часто понимала, что за мной кто-то следит. Поэтому порой даже приходилось путать следы, чтобы поклонники не узнали, где я живу: я заходила на «Мосфильм» через проходную, а потом выходила через другой выход. Хотя один раз какой-то безумный наркоман меня все-таки выследил. На следующий день штурмовал мою квартиру, пытаясь выбить дверь. Мне тогда даже пришлось вызвать милицию».
* за год фильм «Курьер» посмотрели около 50 миллионов человек
* награды: специальная премия на Московском международном кинофестивале (1987 г.), приз жюри за лучший фильм для юношества на Всесоюзном кинофестивале (Тбилиси, 1987 г.), Госпремия РСФСР имени братьев Васильевых в 1988 году
* Любимая сцена Федора Дунаевского – сон Ивана, где тот в белом фраке получает Нобелевскую премию, – в фильм не вошла. Сцена снималась в ДК МГУ, в массовку пригласили 300 человек, женщинам выдали бриллианты. Но режиссер посчитал, что сон говорит о тщеславии героя, а Иван не должен быть тщеславным
* Недавно создателям «Курьера» предложили снять продолжение фильма. У сценариста Александра Бородянского по этому поводу возникли сомнения: «Как сделать, чтобы Иван и в продолжении остался таким, как был? Грустно, если в юности человек был героем, а потом превратился в обывателя…»
* Наше поколение хочет знать, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание?
* Я каждый день смотрю телевизор и уверяю вас, что очень хорошо знаю нашу молодежь.
* А молоко он все равно будет пить из банки! Хоть кол на голове теши!
* Мы все перебесимся и станем такие же, как вы.
– Вот именно, что курьер… Из-за вас, господин курьер, я потерял три часа драгоценного времени.
– Кать, проводи молодого человека до дверей.
– Спасибо. Я не тороплюсь. Вы знаете, я с удовольствием бы выпил чашку чая, и слопал бутерброд с сыром.
– Но я же говорила, что он сумасшедший.
– А че я сумасшедший? Я ж не прошу у вас сто рублей взаймы… Человек голоден. Просит чашку чая и кусок хлеба! Чего тут такого?!
– Катя, пожалуйста, проводи молодого человека на кухню и дай ему стакан чая… И бутерброд.
Курьер актёры тогда и сейчас фото
«Курьер» — трагикомедия 1986 года. Комедийный фильм, главную роль в котором сыграл Фёдор Дунаевский, стал одной из самых знаменитых кинокартин, которая даже спустя десятилетия продолжает пользоваться большим успехом.
История молодого человека, Ивана, который только-только начинает взрослую жизнь и относится ко всему легкомысленно, трогает до глубины души. Иван (Фёдор Дунаевский) будто находится в поисках смысла всей бессмысленности, что его окружает. От тягот и проблем взрослой жизни он пытается отгородиться юмором, розыгрышами и развлечениями. Из-за того, что Иван относится к жизни совсем не по-взрослому, полагая, что любая шутка может сойти ему с рук, он всё больше и больше втягивается в проблемы, увлекая за собой и всех окружающих, в частности, девушку Катю (Анастасию Немоляеву), с которой у него закрутился роман, и её близких. За шутками и постоянным враньём Ивана может показаться, что он живёт в своём выдуманном мире. Этим выдуманным миром, он, словно ещё совсем ребёнок, пытается отгородиться от настоящих проблем. Однако эти самые проблемы, которые обязательно придут, когда относишься жизни легкомысленно, в скором времени сделают из него взрослого и серьёзного человека.
Фильм «Курьер» замечателен не только своим интересным сюжетом и уморительными шутками, но также и игрой замечательных артистов. Помимо упомянутых Фёдора Дунаевского и Анастасии Немоляевой, в фильме сыграли такие звёзды советского кинематографа, как Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Светлана Крючкова, Александр Панкратов-Чёрный, Владимир Меньшов и другие.
С момента премьеры фильма прошло уже более 30 лет. Далее вы можете увидеть, как выглядят актёры знаменитого «Курьера» сегодня.
КиноМода: стиль перестройки и субкультуры 80-х в фильме «Курьер»
Кадр из фильма «Курьер»
Фильм Карена Шахназарова «Курьер» — один из знаковых в перестроечном кинематографе. Для зрителей в 80-х (особенно молодых) он стал своеобразным манифестом с близкими и понятными героями, для зрителей современных — это настоящая энциклопедия моды в позднем СССР, а для некоторых дизайнеров лента стала и источником вдохновения.
Если развесить кадры из фильма на стене, получившаяся композиция вполне сойдет за мудборд в ателье Гоши Рубчинского. SPLETNIK.RU предлагает вспомнить, чем фильм «Курьер» пленял в 80-х и почему актуален сегодня.
Афиша фильма «Курьер»
Повесть Карена Шахназарова «Курьер» была напечатана в 1982 году и явно слегка опережает свое время. Со смертью Брежнева заканчивается эпоха застоя, но до глобальных тектонических сдвигов еще далеко — секретарем ЦК КПСС становится экс-глава КГБ Юрий Андропов, идеология коммунизма еще связывает огромную страну невидимыми нитями, но по швам уже трещит.
Анастасия Немоляева и Федор Дунаевский в фильме «Курьер»
Главного героя повести Ивана посчитали персонажем совершенно далеким от социалистических ценностей и добро на экранизацию не дали, хотя желающих среди молодых режиссеров было немало. Впрочем, может, оно и к лучшему: «Курьер» дождался гораздо более актуального для себя времени, перестроечного 1986 года, когда у власти уже был Михаил Горбачев, а в режиссерское кресло в итоге сел сам автор — Карен Шахназаров.
Фильм примечателен не только вечной темой отцов и детей, но и тем, что одежда героев выступает здесь как драматургическая деталь, без слов дающая нам, пожалуй, лучшую характеристику героев. Глядя на гардероб персонажей, сразу можно разобраться, кто есть кто и из какого класса (и речь, конечно, не о школе).
Александр Панкратов-Черный и Светлана Крючкова
Студентка МГУ и профессорская дочка Катя в исполнении Анастасии Немоляевой — типичная представительница, как бы сейчас сказали, золотой молодежи. Престижный вуз, интеллигентная (читай, по советским меркам, элитная семья) и полная оторванность от «народной жизни», которая в итоге и не дает ей по-настоящему сойтись и подружиться с Иваном.
Один из ярких эпизодов в фильме — это появление Кати в фирменном спортивном костюме adidas, который в те времена не то что было просто не в состоянии себе позволить, но и для начала в принципе достать. Это потом «спортивки» перейдут в разряд униформы для криминальных элементов в суровые 90-е, переживут велюровое недоразумение в нулевых и вернутся к статусу must have в 2010-е вместе с трендом на спортшик.
Кадр из фильма «Курьер»
Заграничные вещи в СССР — показатель особого статуса. Глядя на такой наряд героини, можно сразу предположить, что вряд ли она в чем-то нуждается и уж тем более имеет представление о жизни от зарплаты до зарплаты и охоте за бананами и синей курицей, которую «выбросили» в продмаге за углом. В образе Кати с этой «фирмОй» и модными кроссовками, таким образом, воплощается и вся привилегированная верхушка советского общества.
Другой класс представляют герои из старшего поколения. И тут дело даже не в типичных костюмах и неприглядных платьях, а в одной яркой детали, которая объединяет все эти образы: на фоне серо-коричневых нарядов, как костры давно забытой революции, развеваются красные детали — блузка новой возлюбленной отца Ивана, его красный галстук, платье мамы в исполнении Инны Чуриковой, футболка отца Кати (эту роль сыграл Олег Басилашвили).
Андрей Вертоградов в роли отца Ивана и Федор Дунаевский в роли Ивана
Олег Басилашвили
Главный цвет коммунизма — красный, который обычно символизирует решимость и уверенность, здесь словно синоним растерянности, которую родители испытывают, глядя на своих детей.
Инна Чурикова и Федор Дунаевский
Примечательно, что красный присутствует и в молодежном гардеробе — например, брюки танцоров брейк-данса или скейт Базина, — но тут как раз и происходит столкновение поколений. Пока взрослые еще (в буквальном смысле) повязывают красный галстук, для подростков это уже просто яркий модный цвет, чтобы выделиться.
Федор Дунаевский и Владимир Смирнов
Ну и наконец сам Иван — в его клетчатых рубашках, растянутых свитерах и темных куртках. Его гардероб на протяжении всего фильма не отличается разнообразием и полностью отображает вид типичного советского человека, который далек и от магазина «Березка», и от толкучек спекулянтов.
Правдоподобию Шахназаров вообще уделил в фильме особое внимание: это касается и подбора актеров, и подбора вещей для съемок.
Так, танцоров брейк-данса и актера на роль Базина режиссер нашел в местном отделении милиции. Танцоров собрали среди местной шпаны, а Владимира Смирнова нашли среди задержанных за уличную драку.
В лучших традициях новой волны и неореализма Шахназаров активно задействовал непрофессиональных актеров и в главных ролях: Анастасия Немоляева была дочерью оператора и сначала иногда подавала реплики другим актерам во время проб, а Федор Дунаевский, сыгравший Ивана, был ее бывшим одноклассником.
Немало времени в фильме посвятили и субкультурам. В финальный монтаж вошли полноценные сцены с танцевальными баттлами во дворе спальных районов. Это во многом сказалось и на успехе картины в прокате (за год фильм посмотрело около 50 миллионов человек) — «Курьер» стал первым советским фильмом, в котором показали брейк-данс. Привлекала зрителей и звучащая в картине западная музыка.
Немало трудностей было, конечно, и с подбором модных вещей для главной героини. Так, красно-черное платье для свидания с Иваном взяли из гардероба супруги Карена Шахназарова, а коричневый свитер для съемок одолжила знакомая оператора, которая привезла его из Франции.
Поскольку мода циклична, то и образы из этого фильма в какой-то момент снова вернулись на подиум. Тут, конечно, стоит упомянуть коллекции Гоши Рубчинского, который всю стилистику своего бренда создал на дворовой культуре — студенты ПТУ с окраин из «Курьера» вполне могли бы стать лицом марки.
Модель на показе Гоши Рубчинского
И хотя в фильме главной модницей, конечно, является сама Катя, сегодня кое-какие идеи можно позаимствовать и у Ивана. Например, панамы сейчас — один из самых трендовых головных уборов, их носят все главные кумиры молодежи — от Дуа Липы до Билли Айлиш.