-Телефильм вы снимаете по книгам Юлиана Семенова. Какие события будут в основе сюжета?
— По этим книгам Семенова уже снималось несколько киноверсий, причем, к двум из них сценарии написал сам автор…
— Вы правильно назвали те экранизации версиями прочтения. Ничто не мешает нам создать собственную версию. Так сказать, «отягощенную» историческим опытом почти целого столетия. Уверен, что Юлиан Семенович не стал бы возражать. Тем более, известно, что он был не очень доволен прежними экранизациями. Мне хочется сделать детектив «с человеческим лицом».
Кто написал сценарий для сериала?
— То есть проб как таковых на этот раз не было?
— Ваши актеры хорошо освоили одесский говор, а в новом фильме события разворачиваются и в Эстонии, и на Дальнем Востоке. Непросто будет переучиваться?
— На то они и артисты. В Одессе они брали уроки у местного лингвиста, Леонида Заславского, который ставил им акцент. Прошел всего лишь месяц с небольшим, и с одесским акцентом заговорила вся съемочная группа. Для придания достоверности своей игре Владимир Машков общался с настоящими одесскими авторитетами прошлых десятилетий и обучался у них воровскому жаргону.
— Ваши родные смотрели «Ликвидацию»?
КСТАТИ В 90-е годы в нашей стране снималось мало фильмов, зато было много фестивалей, и чуть ли не каждая выходящая картина получала обычно различные призы. Назывались они очень красиво: «Золотое Яблоко», «Серебряный Пегас», «Золотой Овен» и т.д. Многим режиссерам, особенно молодым, это кружило голову. Как признался Сергей Урсуляк, не избежал этой участи и он. Как-то, получив очередную награду, он повстречал Владимира Меньшова. Надо сказать, что Урсуляк учился у Меньшова на режиссерских курсах. Ну, как было не похвастаться перед учителем, создателем легендарной картины «Москва слезам не верит»! Меньшов долго рассматривал красивый приз Урсуляка, приговаривая: «Молодец, молодец».
Корреспонденты «РГ» посмотрели третью и четвертую серии «Исаева» вместе с исполнителем главной роли Даниилом Страховым. А затем обсудили увиденное с ним и с режиссером Сергеем Урсуляком.
Черно-белое против цветного
Вообще в черно-белом кино художественной правды гораздо больше, чем в цветном. Когда ты придумываешь цвета, они кажутся тебе гораздо более правдивыми.
РГ: Даниил, вы сейчас в первый раз видели фильм? Какие ощущения? Исаева в показанных сериях на экране немного.
РГ: Пробы Даниила Страхова на роль Исаева были?
Урсуляк: Как его можно пробовать? Можно только утверждать.
Страхов: Мы репетировали, читали по ролям с партнерами, пытались разобраться в роли вместе с Володей Ильиным, с Борисом Каморзиным.
РГ: Была задача подобрать актера, который внешне похож на Вячеслава Тихонова?
Урсуляк: (Улыбается) Как видите, ничего общего с Вячеславом Васильевичем артист, которого мы подобрали, не имеет. Он маленького роста, толстый, лысоватый. Если говорить серьезно, конечно, образ Исаева в сознании зрителя связан исключительно с Вячеславом Василь евичем Тихоновым. При всей моей любви к Киркорову я не мог взять его на эту роль (смеется). Приходилось сузить круг претендентов до одного Даниила, которому я и позвонил. Конечно, внешнее сходство, родственность должны быть. Я не мог взять на роль курносого блондина, и у меня не было задачи сломать стереотип зрительского восприятия Исаева.
Как закалялся Штирлиц
РГ: Вы специально сохранили интонации Штирлица в «Исаеве»?
Урсуляк: Это манера, которую Юлиан Семенов подарил Исаеву, говорить «нет» в конце вопроса. Но я не требовал от Даниила «дать мне Тихонова». Он бы обиделся. Ему и так пришлось отказываться от присущих ему актерских реакций, от своей органики. Но, повторюсь, круг претендентов на роль был не широк. Молодых артистов, которые могут думать в кадре, не так много.
РГ: Будет много сцен, в которых Исаев молчит и думает, как Тихонов?
Урсуляк: В «Семнадцати мгновениях» Тихонов не просто молчал и думал. За него еще Ефим Копелян разговаривал, думал. Хотя, конечно же, у Тихонова на момент съемок в «Мгновениях» была та необходимая значительность в облике, которая позволяла ему и Штирлицу молчать и думать в кадре. Такого права у Исаева в молодости еще нет.
Страхов: Исаеву на двадцать лет меньше, чем Отто фон Штирлицу. Он моложе, легче, по-другому реагирует. Тем не менее признаю: его существование в фильме достаточно молчаливое.
РГ: Даниил, вам от многих ролей пришлось отказаться, чтобы сосредоточиться на Исаеве?
Школа молодого бойца
РГ: Как вам работалось с партнерами по фильму, ведь актерский состав подобрался внушительный?
РГ: Сергей Владимирович, была идея пригласить Владимира Машкова, с которым вы так успешно работали в «Ликвидации», в этот фильм?
РГ: Вам удалось передать атмосферу эпохи двадцатых годов. Как подбирали костюмы?
Урсуляк: Костюмы шили по журналам, некоторые подбирали уже готовые. Есть много модельеров, которые собирают старинные костюмы и дают их поносить.
Помимо Даниила Страхова в картине снялись: Сергей Маковецкий, Полина Агуреева, Михаил Пореченков, Наталья Вдовина, Роман Мадянов, Константин Лавроненко, Андрей Смоляков, Андрей Мерзликин, Владимир Ильин, Андрей Бронников, Олег Кныш, Петр Ступин, Лика Нифонтова, Вадим Колганов, Петр Меркурьев, Валерий Прохоров, Сергей Угрюмов, Геннадий Юхтин, Сергей Степин, Анатолий Семенов, Борис Каморзин, Борис Быстров, Константин Желдин, Ксения Раппопорт.
Что роднит с «Семнадцатью мгновениями весны»?
Сергей Урсуляк хотел пригласить в картину на роль отца Исаева Вячеслава Тихонова. Но потом передумал и отдал эту роль Юрию Соломину.
— Телефильм вы снимаете по книгам Юлиана Семенова. Какие события будут в основе сюжета?
— По этим книгам Семенова уже снималось несколько киноверсий, причем, к двум из них сценарии написал сам автор…
— Вы правильно назвали те экранизации версиями прочтения. Ничто не мешает нам создать собственную версию. Так сказать, «отягощенную» историческим опытом почти целого столетия. Уверен, что Юлиан Семенович не стал бы возражать. Тем более, известно, что он был не очень доволен прежними экранизациями. Мне хочется сделать детектив «с человеческим лицом».
— Кто написал сценарий для сериала?
Машкова не будет
— То есть проб как таковых на этот раз не было?
— Я вообще не сторонник кастингов. Как бывший артист, прекрасно понимаю, какой это стресс для актера.
ДАНИИЛ СТРАХОВ: стал Штирлицем в юности
— Ваши актеры хорошо освоили одесский говор, а в новом фильме события разворачиваются и в Эстонии, и на Дальнем Востоке. Непросто будет переучиваться?
— На то они и артисты. В Одессе они брали уроки у местного лингвиста, Леонида Заславского, который ставил им акцент. Прошел всего лишь месяц с небольшим, и с одесским акцентом заговорила вся съемочная группа. Для придания достоверности своей игре Владимир Машков общался с настоящими одесскими авторитетами прошлых десятилетий и обучался у них воровскому жаргону.
— Ваши родные смотрели «Ликвидацию»?
НА СЪЁМКАХ «ЛИКВИДАЦИИ»: режиссёр с Владимиром Меньшовым
КСТАТИ
В 90-е годы в нашей стране снималось мало фильмов, зато было много фестивалей, и чуть ли не каждая выходящая картина получала обычно различные призы. Назывались они очень красиво: «Золотое Яблоко», «Серебряный Пегас», «Золотой Овен» и т.д. Многим режиссерам, особенно молодым, это кружило голову. Как признался Сергей Урсуляк, не избежал этой участи и он. Как-то, получив очередную награду, он повстречал Владимира Меньшова. Надо сказать, что Урсуляк учился у Меньшова на режиссерских курсах. Ну, как было не похвастаться перед учителем, создателем легендарной картины «Москва слезам не верит»!
Меньшов долго рассматривал красивый приз Урсуляка, приговаривая: «Молодец, молодец».
— Молодец, молодец… Я в твои годы только одного «Оскара» имел.
Слова мэтра мгновенно вернули Урсуляка с небес на землю.
В августе 1973 года улицы российских городов и сел пустели – народ занимал места перед телевизором. Военная драма «Семнадцать мгновений весны» приоткрывала советским людям тайны разведки. Главный герой телевизионного сериала Штрилиц покорял выправкой, умом и непробиваемым спокойствием. Многие именно благодаря картине Татьяны Лиозновой познакомились с бесстрашным резидентом, и только после этого бросились взахлеб читать первоисточник – романы писателя Юлиана Семенова.
История создания
Непобедимый разведчик Всеволод Владимиров (он же Максим Исаев, он же будущий Макс Отто фон Штирлиц) вышел на литературную арену в 1966 году – Юлиан Семенов опубликовал первую книгу из цикла о работе советского агента. В дальнейшем автор подарит читателю еще 13 томов.
Писатель Юлиан Семенов
А был ли Штирлиц в реальности? Этим вопросом не устают задаваться поклонники «русского Джеймса Бонда». Создатель персонажа утверждал, что образ собирательный, но и не отрицал, что для его формирования послужили биографии некоторых вполне конкретных людей.
Исследователи считают, что на пьедестал прообразов Макса Отто фон Штирлица следует поставить чекиста, советского разведчика Якова Блюмкина, который работал под псевдонимами «Исаев» или «Макс», что перекликается с фамилией и именем книжного Максима Максимовича Исаева. Плюс ко всему в первую по хронологии повествования книгу Семенова «Бриллианты для диктатуры пролетариата» вошел случай, когда Блюмкин под видом ювелира выяснял взаимодействие российских сотрудников Гохрана с агентами из-за рубежа.
Яков Блюмкин
Вероятно, характеристика героя сложилась из деталей жизни Вилли Лемана, гауптштурмфюрера СС, сотрудника советской разведки. Почему немец перешел в разряд «предателей» родной страны, точно не известно. А вот дальнейшая судьба его незавидна – шпиона, сколотившего состояние на гонорарах из казны страны Советов, разоблачили и расстреляли.
Вилли Леман
К прототипам вымышленного персонажа причисляют и брата поэта Сергея Михалкова – Михаила. Мужчина угодил в плен к немцам, но получилось сбежать. Он превратился в агента «вне закона», который сливал Красной Армии важную информацию. Однако в конце войны советская контрразведка ложно обвинила Михалкова в шпионаже в пользу немцев и заточила в тюрьму на пятилетку.
И, наконец, элементы биографии для Штирлица писатель позаимствовал у разведчика Нормана Бородина, с которым водил дружбу.
Михаил Михалков
В кругах, интересующихся творчеством Семенова, то и дело всплывает предположение о заказном характере книг. Но писатель Михаил Любимов уверен, что это всего лишь домыслы. Хотя и не отрицает, что Юлиан Семенов обладал пропуском в архивы КГБ – уж слишком труды реалистичны и исторически достоверны. Мало того, придуманные повороты сюжетов нередко вдруг оказывались под грифом «совершенно секретно».
Биография
Биография разведчика №1 как на ладони представлена в книгах Юлиана Семенова. Всеволод Владимиров – сын политических ссыльных, оказавшихся в Забайкалье (отец, преподаватель Петербургского университета, из-за идеологических принципов лишился места в учебном заведении, а заодно и права проживания в родном городе). Мальчик родился 9 октября 1900 года. Спустя пять лет жизнь мамы унесла оспа. Овдовевший отец, прихватив сына, отправился в эмиграцию в Германию. Вот откуда у Севы прекрасное знание немецкого языка.
В 1917 году эмигранты вернулись в обновленную Россию. К этому времени в отношениях повзрослевшего Всеволода и отца наметилась трещина – юноша обрадовался изменениям на политической арене Родины и прямиком отправился в ряды ЧК. Через три года молодого Владимирова под фамилией Исаев внедрили к белогвардейцам, ходившим под флагами Колчака, а чуть позже доверили добычу информации в штабе властвовавшего в Монголии Унгера.
В Москве Всеволод помогал руководству иностранного отдела ВЧК, получив серьезное задание – выяснить обстоятельства кражи бриллиантов из Гохрана. Следующей миссией стала поездка во Владивосток, снова в ряды Колчака. Вместе с белогвардейцами разведчик эвакуировался в Японию, а оттуда в Китай. Вообще, героя помотало по свету, вдали от родной земли мужчина прожил треть века.
Макс Отто фон Штирлиц
В 1927 году советские спецслужбы создают легенду немецкого аристократа Макса Отто фон Штирлица, ограбленного в Китае, который ищет поддержки и защиты в германском консульстве Австралии. Спустя шесть лет герой оказался в Германии, где вступил в ряды нацистской партии. Началась «двойная жизнь»: он трудился для немецкой разведки, а параллельно находил ценную информацию для советского правительства. К окончанию войны дослужился до высокого звания штандартенфюрера.
Самое известное задание Штирлиц получил от Иосифа Сталина в 1945 году – от разведчика требовалось сорвать переговоры верхушки немецкой власти о заключении сепаратного мира с Западом, организацией которых выступал рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. За блестящее выполнение задания Штирлиц получил звание Героя Советского Союза. Но вместе с тем резидента ждало разоблачение – руководитель тайной полиции Рейха Генрих Мюллер догадался, что в рядах нацистов есть «засланный казачок». Однако выводить на чистую воду героя не спешил.
Штирлиц и Мюллер
Во время штурма Берлина знаменитого разведчика ранил советский солдат, а немцы вывезли его сначала в Испанию, а потом в Южную Америку, где Штирлиц напал на след бежавших нацистов, возглавляемых Мюллером. Информация о преступной группе и о личности разведчика дошла до советского посольства. Всеволод Владимиров, наконец, оказался в Москве, правда, в статусе заключенного – из тюрьмы разведчика выпустили только после того, как умер Берия.
Постаревший персонаж книг Семенова подался в науку, написав диссертацию под названием «Национал-социализм, неофашизм; модификации тоталитаризма». Но на этом приключения разведчика не закончились: в 1967 году Владимиров вновь оказался в Берлине, где удалось остановить хищение ядерных технологий.
Личная жизнь героя не сложилась. Покидая Родину в 20-ых годах, Всеволод простился с любимой женщиной Александрой Гаврилиной, которая чуть позже родила ребенка. О сыне агент даже не догадывался, слухи дошли до него лишь в 1941 году, а через три года Владимиров случайно встретился с наследником в Кракове. Сын Александр под вымышленным именем работал разведчиком в Красной Армии.
Семья так и не воссоединилась – жену Штирлица вместе с сыном расстреляли по распоряжению Сталина.
Экранизации
Приключения советского разведчика, описанные в книгах Юлиана Семенова, легли в основу нескольких фильмов. Первую картину, снятую Борисом Григорьевым по одноименному роману «Пароль не нужен», показали в кинотеатрах СССР в 1967 году. Характер молодого чекиста Всеволода Владимирова передал актер Родион Нахапетов.
Родион Нахапетов в роли Штирлица
Позднее в роль разведчика №1 вживались Владимир Ивашов, Всеволод Сафонов и Улдис Думпис (в 1980 году фильм по книге «Испанский вариант» представил латышский режиссер Эрик Лацис). Современным взглядом на историю давно минувших лет поделился Сергей Урсуляк, поставив телесериал «Исаев» в 2009 году. Роль советского разведчика отошла Даниилу Страхову.
Владимир Ивашов в роли Штирлица
И все же самый известный в России и за рубежом Штирлиц – это Вячеслав Тихонов. Режиссеру Татьяне Лиозновой, подарившей миру «17 мгновений весны», удалось впервые показать так близко советскую разведку. Женщина собрала на съемочной площадке звезд российского кино, сделав картину лидером по количеству актеров, которые носили звание «Народный артист СССР».
Всеволод Сафонов в роли Штирлица
Вместе с Тихоновым на экране блистают Леонид Броневой (группенфюрер СС Генрих Мюллер), Юрий Визбор (рейхсляйтер Мартин Борман), Михаил Жарковский (обергруппенфюрер СС Эрнст Кальтенбруннер), Константин Желдин (оберштурмбаннфюрер СС Вильгельм Холтофф), Лев Дуров (агент Клаус), Леонид Куравлев (оберштурмбанфюрер СС Курт Айсман).
Даниил Страхов в роли Штирлица
Но работа над 12-серийным художественным фильмом начиналась непросто, и как раз из-за выбора актера на главную роль. Штирлицем вполне могли стать Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов, Юрий Соломин и даже Арчил Гомиашвили, который в будущем сыграет Остапа Бендера, – режиссер сначала рассматривала эти кандидатуры. Однако мужчины оказались занятыми в других постановках.
Вячеслав Тихонов в роли Штирлица
В поле зрения автора сериала попал, наконец, Тихонов. Благодаря его внешним данным и великолепной актерской игре Штирлиц получился не только красивый, но сдержанный, чуткий и мудрый. К тому же Вячеслава Васильевича стоит благодарить за то, что в картине появился трогательный эпизод встречи советского резидента с женой в кафе «Elefant», которого сценарий был лишен.
Интересные факты
«Он выглядит очень просто: чёрный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг «веселый Роджер». Коллеги по цеху в шутку окрестили Дурова «главным бандитом республики».
Цитаты
Яркие фразы из фильма «17 мгновений весны» зрители после показа каждой серии записывали в блокноты и потом соревновались между собой в знании картины, вставляя цитаты в речь по делу и без.
«Обычная пропагандистская шумиха. Можете не продолжать».
«Не падайте в обморок, но мы все под колпаком у Мюллера».
«Человечество больше всего любит чужие тайны».
«Габи, как шахматный партнер вы меня не интересуете».
«Просто из всех людей на Земле я больше всего люблю стариков и детей».
Автор одного из самых рейтинговых сериалов 2007 года «Ликвидация» Сергей Урсуляк взялся за съемки нового многосерийного телепроекта.
16-серийный фильм с рабочим названием «Исаев» расскажет о молодых годах легендарного литературного разведчика Всеволода Владимирова, впоследствии ставшего Максимом Максимовичем Исаевым, а затем и Максом Отто фон Штирлицем. Фильм выйдет в эфир весной 2009 года, сообщает Фонтанка.ру.
Как сообщили в кинокомпании «Централ Партнершип», съемки стартовали 12 января в Севастополе и пройдут в Москве, Таллине, Ярославле и Петербурге. Роль молодого Исаева исполнит актер Даниил Страхов, снявшийся недавно в картине Владимира Наумова «Джоконда на асфальте». Актер стал лауреатом Гран-при фестиваля «Чайка» в номинации «Роковой мужчина». Вместе со Страховым, уже дважды исполнившим роль разведчика (в фильмах «Звездочет» и «Дети Арбата»), в работе над картиной примут участие Алексей Серебряков, Алексей Смоляков, Константин Желдин и другие.
Лента «Исаев» основана на трех произведениях писателя Юлиана Семенова: рассказе «Нежность», романах «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен». В первом романе Исаев успешно раскрывает дело о хищениях из Гохрана в трудные 1920-е годы, второй рассказывает о внедрении молодого разведчика в белогвардейское движение в Дальневосточной республике.
Сам Сергей Урсуляк сообщил в интервью «Московским новостям»: «Это будет история человека, пытающегося найти почву под ногами. История о том, как плоха Гражданская война. Конечно, об этом еще рано говорить, но мне бы хотелось, чтобы в нашем фильме звучала музыка Микаэла Таривердиева. Она может стать своеобразным контрапунктом этой истории. Мне эта музыка особенно дорога, я с ней работал на двух своих фильмах».
Романы «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен» уже были экранизированы, напоминают «Аргументы недели». В картине «Пароль не нужен» в главной роли снялся Родион Нахапетов. В «Бриллиантах для диктатуры…» Исаева сыграл Владимир Ивашов. Фильм 1973 года «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой о буднях советского разведчика Исаева–Штирлица принес небывалую славу актеру Вячеславу Тихонову.
Служба внешней разведки РФ очень трепетно относится к фильмам о советском разведчике Штирлице. 25 декабря 2007 года представители СВР поздравили с днем рождения актрису театра и кино Элеонору Шашкову, исполнившую роль супруги Штирлица в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны».
В фильме Элеонора Шашкова появляется в одном эпизоде, когда в берлинском кафе советской разведкой была организована ее встреча с мужем, уже много лет работавшим нелегалом в Германии. Супруги сидят за разными столиками и в течение нескольких минут молча смотрят друг на друга.
Биография Даниила Страхова
Даниил Страхов родился 2 марта 1976 года в семье филолога и психотерапевта. В 1993 году, окончив среднюю школу, Даниил поступил в школу-студию МХАТ. Проучившись год у Авангарда Леонтьева, он перевелся в Щукинское училище на курс Евгения Рубеновича Симонова.
В 2001 году Страхов был принят в театр на Малой Бронной. Там он сыграл Дориана Грея в спектакле «Портрет Дориана Грея», а год спустя Калигулу в одноименном спектакле. Работа молодого актера была достойно оценена, отмечена призами. Кроме того, на него обратили внимание и кинорежиссеры.
За три года он снялся почти в десяти различных сериалах и фильмах. Наиболее заметными работами можно считать роль Виталика в криминальном сериале «Бригада» и Антона в сериале «Лучший город Земли». «Звездный час» актера наступил после съемок в сериале «Бедная Настя».
После «Звездочета», где Даниил сыграл профессионального кадрового разведчика, он снялся в сериале «Дети Арбата», который привлек внимание как зрителей, так и критиков еще до его выхода на экраны. В экранизации знаменитого произведения Рыбакова ему досталась роль Юрия Шарока, кстати, также разведчика.