актер сыгравший никиту в гардемаринах
Потерял роль гардемарина и исчез. Почему Владимир Шевельков не снимался 12 лет
Актер признавался, что в жизни далек от образа гардемарина, но разве это волновало зрителей, полюбивших его в амплуа князя Оленева? К разочарованию публики, Владимир Шевельков сыграл героя только в первой части киносаги Светланы Дружининой.
Снятый по роману Нины Соротокиной «Трое из Навигацкой школы» телефильм «Гардемарины, вперед!» в 80-е произвел фурор. Советские мальчишки мечтали вырасти такими же смелыми, как главные герои ленты, а девочки спорили, кто лучше: романтик Алеша Корсак, авантюрист Саша Белов или же мечтатель Никита Оленев. Последнего сыграл Владимир Шевельков, но в последующих частях саги о гардемаринах не появился. Новым Оленевым стал Михаил Мамаев, однако многие зрители, попавшие под обаяние Шевелькова, замену не приняли.
«Виват, гардемарины!» публика оценила хуже первой серии телеэпопеи, что некоторые связали с исчезновением Владимира Алексеевича. Гораздо вероятнее, что попросту пропала новизна сюжета, да и сказался «эффект продолжений». Но не будем отметать и значимость фигуры Шевелькова в этой истории. 8 мая актеру исполняется 60, и в его юбилей мы вспоминаем, куда в итоге судьба привела «Никиту Оленева» 80-х.
Родители с тяжелой судьбой
О своих родственниках Шевельков всегда отзывался с восхищением. Его мама была родом из Моршанска, из многодетной семьи, которую почти полностью уничтожила война. С 11 лет девочка трудилась на лесоповале, чтобы обеспечить сестер, потом отправилась в Ленинград, где работала слесарем на заводе. Когда она уже вышла замуж и родила первенца Виктора, то устроилась уборщицей в Институт востоковедения, чтобы пораньше освобождаться и проводить время с близкими.
Отец Шевелькова был старшим ребенком, так что после смерти родителя в советско-финской войне тащил на себе всю семью. Он прошел путь от ученика до токаря шестого разряда, а параллельно окончил два высших образования и стал ведущим инженером Кировского завода Ленинграда, где и встретил свою любовь.
Жизнь семьи Шевельков условно делил на два этапа: счастливый и несчастливый. Дело в том, что, когда Владимир был подростком, чудесные отношения родителей начали «расползаться». По мнению актера, произошло это из-за маминой сварливости: женщина вдруг стала беспричинно ревнивой, нервной, скандалила по любому поводу и пилила мужа.
«Разумеется, семейные конфликты отразились на здоровье родителей. Мама практически спалила отца — у него было три инсульта. На первых порах, не понимая смысла случившегося, она все еще продолжала свои воинственные действия. Но постепенно осмысление пришло, и… мама стала рассыпаться: с ногами были проблемы, со зрением, под конец — потеря памяти, ампутация ноги… Чудовищно тяжелый был период. Они оба лежали в больницах и из жизни ушли тоже практически в одно время, с дистанцией в 10 дней, — сначала папа, а вдогонку и мама, так и не узнав о его смерти», — делился Шевельков.
Выбор профессии
В школьные годы Владимир занимался легкой атлетикой и играл в футбол, и его заприметил физрук Ленинградского электротехнического института. Так, можно сказать, по знакомству, юноша поступил в вуз. Однако было очевидно, что точные науки юноше даются тяжело, а вот на конкурсах чтецов он блистает. Вновь преподаватель сыграл ключевую роль в судьбе студента: услышав от знакомого, что в фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.» требуются актеры, предложил Шевелькову пойти на пробы.
В 17 парень попал на «Ленфильм», но поначалу не осознал своего счастья. Все казалось несерьезным, будто на площадке собрались одни дилетанты с ним во главе. Владимир даже умудрился обидеть Любовь Полищук бестактным вопросом: мол, что прославленная артистка здесь делает, среди начинающих?
Снова юноша отличился, когда почувствовал себя звездой картины — откуда ни возьмись появились высокомерие, дерзость и наглость. Ассистент режиссера быстро разъяснил молодому актеру, как часто выскочки становятся героями одной ленты, а потом их «выбрасывают на помойку».
Шевельков умерил пыл, но и на обочине кинематографа не очутился: почти сразу после первого фильма поступило предложение сняться в «Приключениях принца Флоризеля». Осознав, что такая работа ему по душе, Владимир бросил электротехнический институт и подал документы во ВГИК. К моменту окончания вуза за плечами артиста было 15 картин, однако он признавался, что примерным студентом не слыл.
Девять раз Шевелькова хотели отчислить: за неуспеваемость, конфликт с педагогом, сон во время лекции, аморальное поведение — парня застали в аудитории с девушкой в момент интимной близости… Вероятно, прощали нерадивого студента за яркие киновоплощения.
Главная роль и конфликт с Дружининой
Возможно, самому Шевелькову уже претят ассоциации с фильмом «Гардемарины, вперед!», однако из песни слов не выкинешь: именно эта картина сделала его звездой. Когда же в следующей части киносаги Никитой Оленевым стал Михаил Мамаев, окружающие зашептались, что у Владимира случился конфликт на съемках. Вот только с кем он не поладил: с коллегами по цеху или же с режиссером Светланой Дружининой?
«С актерами у меня получился идеальный контакт. На везение режиссера, собралась потрясающая позитивная команда людей, давно знающих друг друга: наша троица, — Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян и я — а также Таня Лютаева и Оля Машная, с которыми мы вместе учились во ВГИКе, да еще Миша Боярский. Безо всякого напряжения мы играли дружбу и любовь, поскольку именно такие отношения нас связывали», — пояснял Шевельков.
Гораздо сложнее было контактировать с Дружининой. Изначально режиссер планировала отдать роль Оленева своему сыну Анатолию, но по ряду причин тот не смог ее сыграть. Тогда Харатьян и Жигунов предложили кандидатуру Шевелькова.
«Я ощущал себя чужаком, по ошибке занявшим не свое место. Хотя меня утвердили, негативно-уничижительное отношение ко мне и режиссера, и других членов группы даже не скрывалось и проявлялось в каждой мелочи. Дескать, радуйся, что взяли, будь благодарен и знай свое место. Это ударяло по самолюбию, дергало. Я нервничал, переживал, психика не выдерживала напряжения. Не справляясь с собой, я начал огрызаться, дерзить, стал прогуливать съемки, выдумывал какие-то болезни. Не мог я нормально существовать в атмосфере такого отчуждения», — признавался Владимир.
Были и другие причины для столкновений со Светланой Сергеевной: представления актера о своем персонаже не совпадали с видением Дружининой. Мешали Шевелькову и личные режиссерские амбиции — еще со съемок «Приключений принца Флоризеля» он мечтал создавать собственные картины.
«Во-первых, мне не нравился саундтрек к фильму, были претензии к словам песен. Во-вторых, она снимала свое кино, я — свое, а актеры не имеют на это право, потому что не соображают, что делают. Это, конечно, неприлично говорить, но некоторые сцены срежиссировал я», — откровенничал артист с Борисом Корчевниковым в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
В любом случае в продолжении «Гардемаринов» Шевельков не появился. Ходили слухи, что в тот период актер запил, но это оказалось далеко от правды: Владимир был и оставался спортсменом, тяги к алкоголю у него не появлялось.
После «Гардемаринов»
Фильмы с участием Шевелькова продолжали выходить на экраны: «Поездка в Висбаден», «Вишневые ночи». Пожалуй, второй самой яркой ролью после Никиты Оленева для него стал Фрэнсис Морган в «Сердцах трех». После премьеры вся страна заговорила о романе актера с партнершей по съемкам Аленой Хмельницкой, но на самом деле коллег связывала только дружба.
В период с 1992-го по 2004-й Шевельков не появлялся на площадке. На вопросы об исчезновении с радаров он отвечал, что попросту расхотел сниматься после картины «Сердца трех», устав от славы и повышенного внимания к своей персоне. «Позвонил в актерские отделы киностудий и поставил перед фактом: «Забудьте про меня, на десяток лет я из кино ухожу…» Правда, когда несколько лет спустя заметил, что меня стали меньше узнавать, вдруг испугался, запереживал, но потом подумал: «Ну и слава Богу, я же этого хотел», — пояснял Владимир.
Артист все острее ощущал потребность в реализации режиссерских амбиций, особенно, на фоне проблем в постсоветском кинематографе. К воплощению мечты он подошел с другой стороны: создал рекламную компанию и начал сочинять сюжеты роликов и музыкальных клипов, например, для Татьяны Булановой. Ну а когда в нулевых Шевелькову предложили роль старшего лейтенанта Иконникова в сериале «Опера. Хроники убойного отдела», он согласился с одним условием: что ему позволят снять хоть один эпизод.
«Продюсеры были не против, и в итоге я снял для сериала не один, а пять фильмов. Этот режиссерский дебют дал старт новым работам. Я сделал несколько двухсерийных мелодрам, потом четырехсерийную картину «Васильевский остров» с Алисой Фрейндлих и Екатериной Васильевой в главных ролях, сериалы «На край света», «Женские мечты о дальних странах», «Станица», заканчивал «Тест на беременность», начинал «Рожденную звездой», — перечислял Шевельков.
Позднее к списку режиссерских работ добавились «О чем молчат французы», 17-й сезон «Тайн следствия» и детектив «Спасская». В качестве актера же Шевельков в основном появлялся в эпизодах.
Личная жизнь
Нетрудно догадаться, что когда на Шевелькова обрушилась слава, тут же появилась армия поклонниц, готовых на все ради «Никиты Оленева». Владимир девушкам не отказывал, чувствуя, что обязан откликнуться на их призывы. В то же время в сиюминутные отношения актер не вкладывался, так что угрызений совести за свободную любовь не испытывал.
«Я не знал тогда великой поговорки «Чего хочет женщина, того хочет Бог», но интуитивно исполнял желания девушек, крутившихся вокруг меня. Наконец пришла пора, когда и от этого я устал. Понял, что мне нужна одна женщина — та, которой хотел бы отдавать себя полностью. И когда встретил Иру, ставшую впоследствии моей женой, осознал: это Она. Моя жизнь радикально изменилась. Тема свободной любви закрылась навсегда. Я открыл для себя прелесть семейной жизни», — подчеркивал артист.
С 19-летней студенткой филфака, работавшей манекенщицей, Владимир познакомился на вечеринке. Сперва актер обратил внимание на красоту девушки, но в итоге не внешность оказалась главным ее достоинством. Совпало все: интеллект, характер, сексуальность, чувство стиля, бережное отношение к близким. Шевельков сделал все, чтобы завоевать свой идеал, и на это ему понадобилось три года.
«В 1992 году мы поженились: мне был 31 год, Ире — 22. Пару лет спустя у нас родился сын Андрей, потом дочь Саша. Институт Ира окончила, от работы манекенщицы отказалась и стала идеальной домашней хозяйкой. А я — главой счастливого семейства», — резюмировал артист.
Отцовство изменило Шевелькова: раньше он ощущал себя «вершиной пирамиды», а после рождения Андрея вмиг оказался у ее основания. «Дети воспринимают родителей как таких бесплатных рабов. Но не это главное, просто я переосмыслил все, и вот пришла пора работать ради семьи», — отмечал Владимир.
Почти 30 лет артисту удается сохранять крепкий брак. Его дети выросли креативными людьми, но хотел ли Шевельков, чтобы они пошли по его стопам? «В 17 лет Саша написала книгу о впечатлениях от своей первой любви, — делился счастливый отец. — Сейчас она поступила на первый курс ВГИКа, я вообще этого не хотел, мечтал, чтоб они прошли мимо творчества боком, но… Андрея вот удалось провести: сын юрист, умный. Я вообще ими очень горжусь, хвалю все больше. У меня крутые дети».
Почему заменили Шевелькова в «Гардемаринах»?
Крест на карьере
Кого-то эта замена откровенно порадовала, а кто-то остался недоволен игрой кареокого брюнета. Почему же Дружинина решила сменить полюбившегося Шевелькова, ставшего после выхода картины, как и его партнеры-курсанты, настоящей звездой, на никому не известного на тот момент Мамаева?
Причина в том, что актер остался недоволен своей ролью. Во многих интервью он называл этот фильм крестом на актерской карьере – мол, в нем видели только романтичного юношу, и не предлагали серьезных драматических ролей.
Сама режиссер трилогии признавалась, что отношения с актером у нее не заладились почти сразу. Если Сергей Жигунов «зазвездился» и начал диктовать условия уже на съемках второго фильма, то Шевельков нередко выказывал свое недовольство еще на первом фильме.
Кроме того, он позволял себе и некоторые эксцентричные выходки. Так Дружинина вспоминает, что в один из съемочных дней Шевельков подговорил Жигунова, и они напоили Харатьяна. А снимать должны были одну из погонь, в которой Корсак скачет на лошади. Животное учуяло запах алкоголя и неуверенность наездника в седле, поэтому просто сбросило актера. Благо, что Харатьян отделался ушибами и несколькими ссадинами и все обошлось без серьезных травм.
Планируя снимать новую часть трилогии, режиссер позаботилась о том, чтобы найти другого исполнителя одной из центральных ролей.
Как Мамаев стал гардемарином
Выбор Дружининой пал на Михаила – утонченное лицо, огромные темные глаза, идеальная фигура – в амплуа князя такая внешность вписывалась идеально.
По словам самого актера, он не приложил никаких усилий, чтобы попасть в «Виват, гардемарины». С режиссером он встретился случайно, в ресторане. И когда она к нему подсела за столик, и предложила попробовать себя в роли гардемарина, он принял это за розыгрыш. Но Дружинина отнюдь не шутила, и наметанным глазом она сумела рассмотреть в актере большой потенциал.
Из-за чего актёр Владимир Шевельков потерял роль гардемарина и почему не общался с коллегами по фильму
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Период до «Гардемарин»
Своих родителей актер всегда вспоминает с восхищением. На их долю выпала непростая судьба: его отец и мать с малого детства вынуждены были трудиться. Семья мамы Владимира почти вся погибла в войну, поэтому с 11 лет его мать сама зарабатывала на пропитание для себя и младших сестер, трудясь на лесоповале. После совершеннолетия она переехала в Ленинград, где устроилась работать слесарем. И даже родив старшего сына, продолжала трудиться уборщицей, дабы иметь свободный график и совмещать работу и семью. А вот отец Шевелькова хоть остался с мамой, но вместо погибшего в русско-финскую кампанию отца вынужден был тащить на себе всю многодетную семью. Тем не менее он смог пройти путь от рабочего до главного инженера и закончить два высших учебных заведения.
Владимир Шевельков родился в Ленинграде и рос спортивным мальчиком. Особенно он увлекался легкой атлетикой и футболом, и даже порой подумывал стать профессиональным спортсменом. Его рвение заметил преподаватель физкультуры Ленинградского политехнического института. С его помощью Владимиру Шевелькову удалось туда поступить. Но занятия точными науками требовали усидчивости и зубрежки, а Володя ох как это не любил. Ему гораздо больше нравилось декларировать стихи. Этот его талант приметил другой преподаватель и предложил юноше принять участие в кастинге на киностудии. В итоге Шевельков получает главную роль в молодежной драме о первой любви у режиссеров Николая Лебедева и Эрнеста Ясана «В моей смерти прошу винить Клаву К.»
Картина имела огромный успех среди зрителей и получила положительные отклики критиков. Юный актер вмиг стал узнаваем. Такое внимание льстило, тем более что больше тратить время на профессию, к которой не лежало сердце, Владимир не хотел.
Он принимает решение после двух лет учебы бросить Политех и поступить во ВГИК. Но и тут учёба не проходит гладко. Студента девять раз пытались отчислить: то за не посещаемость, то за проблемы со сдачей зачетов, а то и вовсе за аморальное поведение – молодого человека «застукали» с сокурсницей в пустом классе. Тем не менее Шевелькову везло: его постоянно приглашали на съемки. Но и тут случались конфликты. Дело в том, что актер хоть и снимался с мэтрами советского кино (например, в «Приключениях принца Флоризеля на съемочной площадке с ним находились Олег Даль, Донатас Банионис, Любовь Полищук, Михаил Пуговкин и многие другие), но вел себя вовсе не скромно.
Почувствовав себя звездой, Шевельков начал дерзить и вести себя даже нагло и высокомерно. Но тут быстро вмешался помощник режиссера и объяснил «знаменитому актеру», как можно легко стать актером одной картины. Владимиру пришлось немного поостыть, а в дальнейшем к моменту окончания вуза в его фильмографии было уже 15 картин. Дипломированный актер получает работу на киностудии «Ленфильм».
Князь Оленев
Актеру уже весьма надоели ассоциации его с одним из героев «Гардемарин», однако именно этот фильм сделал его настоящей звездой и кумиром молодежи. Шевельков снялся лишь в первой части, а затем его заменили Михаилом Мамаевым. Так что же случилось, с кем повздорил актер?
По его словам, изначально все пошло кувырком. На роль Никиты Оленева планировалось взять сына режиссера Анатолия Мукасея-младшего. Но тот по каким-то причинам отказался, и Светлана Дружинина спешно стала искать замену. Предложение снимать Шевелькова поступило от уже утвержденных актеров Сергея Жигунова и Дмитрия Харатьяна. Вот с ними, как впрочем и с Татьяной Лютаевой и Олей Машной не было конфликтов – с первыми Владимир успел познакомиться на прошлых своих работах, а с девушками он вместе учился во ВГИКе. Сложности начались непосредственно уже в процессе съемок.
Однако переписывать сценарий под него режиссер не хотела. Как, впрочем, и не смогла терпеть вмешательства юного актера в сам процесс работы – после «Принца Флоризеля» Шевельков «заболел» режиссурой, поэтому в каждой сцене хотел проявить себя. Сцепился он также со Светланой Дружининой и из-за музыки – по его мнению, некоторые слова в песне надо было заменить. Вообщем, стороны настолько натерпелись, что после завершения совместной работы все лишь вздохнули с облегчением.
Впоследствии Шевельков не только не думал об участии в продолжение фильма, но даже отказался от дополнительного заработка, который в нелегкие девяностые помогал остальным актерам выживать: они без третьего юного героя колесили по стране с концертами «Не вешать нос, гардемарины».
Куда пропал
Так что же стало с амбициозным актером? После «Гардемарин» Шевельков снялся еще в нескольких картинах, где самой яркой его ролью стал Френсис Морган из приключенческого фильма «Сердца трех». О нем вновь заговорили как о символе, снова тысячи поклонниц… Однако актеру наскучила слава. И, как он сам говорит, он позвонил на киностудию с просьбой больше его не беспокоить. Актер признавался, что в какой-то момент пожалел о содеянном, когда его перестали узнавать на улицах. Но зато он нашел свое истинное призвание в режиссуре. Он организовал рекламное агентство и занялся производством небольших роликов. Среди его работ – клипы Юлии Михальчик, Татьяны Булановой, видеореклама. И даже несколько его работ получили призы международного фестиваля рекламы в Лондоне. А вот заняться производством фильмов помог случай.
Его стали уговаривать исполнить роль в сериале «Опера. Хроники убойного отдела». Актер согласился с одной оговоркой, что ему разрешат срежиссировать хотя бы серию. Так он снял сразу пять эпизодов для этого сериала, а затем последовали «Васильевский остров», «На край света», «Станица», «Тест на беременность», «Рожденная звездой», «О чем молчат французы», «Спасская» и другие работы. Так что Шевельков не пропал – он нашел себя в новой профессии. А как актер он продолжает о себе скромно напоминать, появляясь в эпизодах своих картин.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Загадочная замена в «Гардемаринах»: князей Оленевых было два?
В четырёх сериях «Гардемарины, вперёд!» князя Никиту Оленева играет Владимир Шевельков. В последний раз мы видим его в конце 4 серии. А вот в продолжении фильма («Виват, гардемарины!») мы видим уже другого актёра — Михаила Мамаева. Почему произошла эта замена — я расскажу в следующей своей статье (не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить). А в этой мы попробуем выяснить, заменил ли Мамаев Шевелькова, или всё-таки он сыграл совсем другого героя?
Аргументы в пользу замены актёра
В «Виват, гардемарины!» нам показывают, как он со своим верным слугой Гаврилой возвращаются из Германии, с учёбы, в Россию. Там же, по дороге, ему встречается впервые Фике, которой он представляется, как князь Оленев младший. Присутствие Гаврилы, та же фамилия, в дальнейшем его общение с Беловым и Корсаковым, Бестужевым, а в «Гардемарины III» приветствие Оленева Гориным «Никитос!» подтверждает то, что данный Оленев и есть тот самый Никита, которого играл Шевельков.
Два брата, два Никиты Оленева
Также зрители заметили, что у Никиты из «Гардемарины, вперёд!» и у Никиты из остальных частей фильма — разные характеры. Второй, которого сыграл Мамаев, более аристократичный. Но несмотря на это, Шевельков, судя по многочисленным отзывам, больше ассоциируется у зрителей с Никитой Оленевым и больше им понравился в этой роли.
Шевельков рассказал, почему его не позвали в продолжение «Гардемаринов»
Читайте нас в Google Новости
59-летний актёр Владимир Шевельков, сыгравший князя Никиту Оленева в фильме «Гардемарины, вперёд!», объяснил, почему не участвовал в продолжении ленты.
Актёр пришёл на программу «Судьба человека» Бориса Корчевникова, где признался, что у него не сложились отношения с режиссёром проекта Светланой Дружининой. Шевельков часто спорил с ней, поскольку ему не нравились её методы работы. Из-за конфликтов на съёмочной площадке артиста часто заменяли дублёрами, а в продолжение и вовсе не позвали. Звезда на переживает из-за этого, ведь он не считает себя гардемарином.
Хорошие отношения у мужчины сложились с другими участниками фильма Сергеем Жигуновым и Дмитрием Харатьяном.
С ними я всегда был своим, а в процессе работы с режиссёрской группой — не очень, — рассказал Шевельков.
После «Гардемаринов» артист снялся в приключенческом фильме «Сердца трёх» и понял, что пресытился актёрством. Он стал режиссёром клипов, снял несколько серий детективного сериала «Тайны следствия», пробовал себя в качестве телеведущего в программе «Петербургские встречи», а также создал рекламное агентство, которое принесло ему несколько международных премий.
Сейчас звезда «Гардемаринов» посвятил себя режиссуре. Он работал над проектами «Рождённая звездой», «Тест на беременность», а в сентябре вышел сериал «Спасская», который снял Шевельков.
Как писал NEWS.ru, ранее артист опроверг слухи о своей алкогольной зависимости. Шевельков заявил, что регулярно занимается спортом, а спиртным никогда не увлекался. В августе прошлого года артист переболел коронавирусом и решил окончательно отказаться от алкоголя. Слухи о зависимости мужчины от алкоголя появились после того, как он не принял участие в съёмках второй части «Гардемаринов».