актер сыгравший остапа бендера в фильме 12 стульев
Остап Бендер в жизни и на экране: почему Арчил Гомиашвили не сыграл Штирлица и как внезапно стал миллионером
23 марта исполняется 95 лет со дня рождения советского актера, Народного артиста Грузинской ССР Арчила Гомиашвили. В честь его юбилея на телеканале «МИР» будет показана комедия «Двенадцать стульев», в которой актер сыграл звездную роль Остапа Бендера.
На «Мосфильме» до сих пор ходят легенды о том, как режиссер Леонид Гайдай искал исполнителя этой роли. Изначально на нее претендовало более двухсот актеров. После строгого отбора осталось двадцать кандидатов, причем все – знаменитости. Среди них были Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Спартак Мишулин, Владимир Басов, Никита Михалков, Олег Басилашвили, Михаил Козаков и даже Муслим Магомаев.
В фильме начал было сниматься Владимир Высоцкий, потом Александр Белявский, но снятый материал Гайдаю не нравился. И тут кто-то сказал режиссеру, что существует моноспектакль «Похождение Остапа Бендера» по мотивам «Золотого теленка», где все роли играет актер Арчил Гомиашвили. Режиссер немедленно вылетел в город Горький, где в тот момент шел этот спектакль. И остался доволен: ему понравились напористость и энергия актера, а также хитроватый блеск в его глазах. Так Арчил Гомиашвили стал первым Остапом Бендером на советском экране.
Три тюрьмы и Школа-студия МХАТ
Арчил Гомиашвили – актер невероятной судьбы. Куда там до него самому Остапу Бендеру. В юности будущий актер трижды сидел в тюрьме, в театр его привел лично великий режиссер Георгий Товстоногов. Перебравшись в Москву, он получил легендарную квартиру, которая раньше принадлежала дочери Сталина Светлане Аллилуевой. А в 60 лет актер внезапно стал миллионером и открыл ресторан и клуб с говорящим названием «Золотой Остап».
Арчил Гомиашвили родился 23 марта 1926 года в небольшом грузинском городке Чиатура. Его отец Михаил Гомиашвили был из семьи, которая держала постоялый двор и перекладных на Военно-Грузинской дороге. «Вся эта дорога была епархией моего деда Арчила», – рассказывал актер.
Отец же его в советское время сделал карьеру по партийной линии. Он уехал в Москву и окончил там Институт красной профессуры, который готовил партийных идеологов. В тот момент, когда у него родился наследник, он работал на Донбассе: возглавлял там комитет угольщиков. Новорожденного назвали Арчилом в честь деда.
Кадр из личного архива
Детство будущего актера проходило сперва на Украине, потом в Грузии. В 30-е годы его отец был репрессирован, по ложному доносу оказался в лагере, и был освобожден только в последний год войны, когда сын стал совсем взрослым.
В своих интервью Арчил Гомиашвили рассказывал, как в юности отец украл его будущую мать, чтобы жениться на ней. «Моя мама, интеллигентная девочка, попала в стаю волков. Семья – четыре сына, и дедушка мой – бандит. Там были очень строгие обычаи и дикие, на мой взгляд. Моя мама была обязана каждую ночь мыть ноги моему деду. Это было почтение к старшим. Ну, дикари!»
Мать Арчила была дочерью священника, образованной и интеллигентной, очень строгого домашнего воспитания, тем не менее она всю жизнь была неунывающей хохотушкой, оптимисткой. Арчил Гомиашвили очень любил ее, но вздыхал, что с ним, подросшим, она справиться не могла. В первый раз он угодил за решетку в начале 40-х.
В те годы будущий актер учился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств. В Тбилиси тогда работал молодой Георгий Товстоногов. Режиссер сделал юноше заказ на оформление спектакля «Лисички» по одноименной пьесе Хельмана. А потом предложил ему маленькую роль в самом спектакле. Уже тогда Гомиашвили мог бы стать актером, но юноша связался с воровской компанией и совершил кражу. Суд приговорил его к нескольким годам заключения, и только амнистия, объявленная в стране, спасла его. Через некоторое время его снова арестовали – за хулиганство, правда, вскоре отпустили.
В те годы Гомиашвили всерьез задумался об актерском образовании. Он оставил Тбилиси и отправился в столицу, где в юности учился и его отец. Целью Арчила было поступление в Школу-студию МХАТ. И действительно, талант юноши был оценен, и он успешно проучился какое-то время в Школе-студии, пока снова не оказался в тюрьме.
Кадр из личного архива
На этот раз он стал участником масштабной драки в гостинице «Националь» из-за женщины – популярной киноактрисы Людмилы Целиковской. Причем пострадавший в этой драке мужчина лишился глаза. В одном из своих интервью актер так рассказывал об этом эпизоде: «Неизвестно, кто ему глаз выбил – там такая драка была! Но показали на меня. Выхожу из тюрьмы, уже зима была, у ворот стоит машина и в черном котиковом пальто на белом снегу моя мама. Она дала пострадавшему взятку, чтобы он отказался от своих показаний».
Блистательный Остап Бендер
После этого Арчилу Гомиашвили пришлось уехать из Москвы. Вернувшись в Грузию, он был принят в труппу Академического театра имени Марджанишвили. Еще через 10 лет актер перебрался в Поти, где устроился в Русский театр имени Грибоедова.
Именно в Поти в 1958 году Арчил Гомиашвили впервые воплотил на сцене образ великого комбинатора. Он поставил свой спектакль «Похождение Остапа Бендера» по мотивам «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Это был спектакль одного актера, где он играл не только самого Остапа, но и все остальные роли: Паниковского, Балаганова, подпольного миллионера Корейко и даже Зосю Синицкую. С этим моноспектаклем Гомиашвили гастролировал по многим городам.
В те же годы актер начал сниматься в кино. Его первой работой в кинематографе стала роль Манташерова в фильме «Лично известен» о революционере-большевике Камо. Затем Гомиашвили снялся в криминальной комедии «Крот», а в 1961 году сыграл Ерошку в драме «Казаки» по одноименной повести Льва Толстого. Причем был отмечен за эту роль международной наградой, чем могут похвастаться лишь единицы советских актеров.
Но всесоюзную известность принесла актеру все же роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев», снятая в 1971 году. Причем, несмотря на громкую славу, сам Гомиашвили этот фильм не любил.
Вот что он говорил в интервью: «Конечно, у фильма есть свои достоинства: он хорошо смонтирован. Гайдай был режиссером, прекрасно знающим законы комедийного жанра. Но есть один недостаток, самый существенный в моем понимании: мы ни разу не остановились, чтобы заглянуть в душу Остапу. Я сыграл эту роль бегом – в ритм фильму. К тому же, меня озвучивал другой актер. Когда я увидел фильм, мне стало плохо. После просмотра я сказал Гайдаю, что при всем желании сыграть эту роль, если бы я знал, что так будет, я бы не снимался. И потом мы не разговаривали пять лет».
Сам актер считал, что гораздо полнее он раскрыл образ Остапа Бендера в том моноспектакле по мотивам «Золотого теленка», с которого все началось. Тем не менее фильм «Двенадцать стульев» имел колоссальный успех у зрителей, а Арчил Гомиашвили именно благодаря звездной роли великого комбинатора смог окончательно перебраться в Москву. Ему даже торжественно вручили ордер на трехкомнатную квартиру, да не простую, а роскошную, в которой раньше проживала дочь Сталина Светлана Аллилуева.
Кадр из фильма «Двенадцать стульев»
Почему актер не сыграл Штирлица
В столице актер сперва устроился в театр имени Ленинского комсомола, но не смог работать с Марком Захаровым и перешел в театр имени Пушкина.
Не многие знают, что Арчил Гомиашвили очень хотел сыграть роль Штирлица в телесериале «Семнадцать мгновений весны» и даже был утвержден на эту роль. С режиссером Татьяной Лиозновой у них были романтические отношения, они даже собирались пожениться, и очень хотели работать вместе. Но руководство «Мосфильма» зарубило его кандидатуру.
Вот что рассказывал об этом сам Гомиашвили: «К несчастью, у нас с Татьяной Лиозновой закрутился роман. К тому же, Вячеслав Тихонов вел себя очень активно, доказывал, что эта роль создана для него. Я тогда в Москве был новый человек, а Тихонов уже был Тихоновым! Началось давление на режиссера, и Татьяна заняла нейтральную позицию. Меня это очень оскорбило. Я обиделся, все бросил и уехал в Грузию».
Гомиашвили предлагали сняться в роли Мюллера, но он отказался. И в результате в знаменитом советском сериале так и не сыграл, а с Татьяной Лиозновой не разговаривал потом до конца жизни.
Всего Гомиашвили снялся почти в трех десятках фильмов, причем многократно – в роли Сталина. Образ вождя народов он воплотил в пяти фильмах: «Государственная граница. Год сорок первый», «Сталинград», «Война на западном направлении», «Ангелы смерти» и «Трагедия века». Режиссеры высоко ценили умение Арчила Гомиашвили вжиться в эту роль.
Как мечта великого комбинатора сбылась в жизни актера
Личную жизнь актера можно назвать бурной. Он всегда нравился женщинам. Официально женат был три раза, в каждом браке были дети, с которыми актер всю жизнь активно общался.
Когда актеру было уже за пятьдесят, он вдруг увлекся режиссурой и решил сам снять фильм о миллиардере Майкле Филде по его книге «Америка глазами таксиста». С этим человеком актера познакомил во время поездки в Восточную Германию посол России. Книга просто потрясла актера! В ней Майкл Филд рассказывал свою историю: как в молодости он нищенствовал, жил на улице и чуть ли не из мусорных баков питался, и все же – стал миллиардером. И вот Гомиашвили захватила идея снять фильм о его судьбе и самому сыграть главную роль.
Спектакль Московского театра имени Ленинского Комсомола «Автоград – XXI». На снимке: Топурия – артист Арчил Гомиашвили (слева), Горячев – артист Олег Янковский. Фото Михаила Строкова / ТАСС
Целый год он уговаривал Филда профинансировать этот проект. «Год я жил в Западном Берлине и почти ничего не зарабатывал, все тратил, – рассказывал актер. – Я дошел до ручки, а он все не подписывал контракт. И вдруг вызывает меня. Я понял – все, конец». По словам актера, он в отчаянии зашел в казино и поставил последние сто марок на 23 – день своего рождения. И вдруг выиграл! А потом еще и еще – в общей сложности 160 тысяч немецких марок!
А Майкл Филд ему все-таки отказал. Но зато сделал актеру царский подарок, чтобы тот тоже мог заработать свои миллионы. Подарил целый игорный бизнес – десять комнат с игровыми автоматами на самых оживленных улицах Западного Берлина! То есть всего за один день Арчил Гомиашвили стал очень богатым человеком: мечта Остапа Бендера чудесным образом сбылась в жизни самого актера!
Спустя несколько лет Гомиашвили открыл в Москве собственный клуб с рестораном, казино и баром, назвав его «Золотой Остап». Заведение стало одним из самых популярных мест столицы начала 90-х. Туда ходили и бизнесмены, и политики, и культурный бомонд, причем нередко в ресторане можно было увидеть и самого актера, чаще всего – в образе Остапа Бендера.
Иногда в клубе проводился квест, от которого посетители были в восторге. Гостям казино предлагались 12 стульев и несколько попыток найти «клад», который был тщательно спрятан где-то под сиденьем. Нашедший забирал все себе!
Клуб был по-настоящему хорош: два года подряд «Золотой Остап» даже удостаивался звания лучшего заведения в Европе! Он просуществовал несколько лет. Также Арчил Гомиашвили открыл в Москве несколько бутиков итальянской одежды.
Актер Арчил Гомиашвили на вечере памяти режиссера Леонида Гайдая. Фото Василий Смирнов/ТАСС
Великие Комбинаторы мирового кино: Кто из актеров стал лучшим Остапом Бендером
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как это ни удивительно, первые Остапы Бендеры появились не в советском кино, а в зарубежном, задолго до знаменитых экранизаций Леонида Гайдая и Марка Захарова. Еще в 1933 г. вышла чешско-польская кинопостановка «Двенадцати стульев», где главных героев, переименованных в Фердинанда Шуплатко и Камила Клепку, сыграли Власта Буриан и Афольф Дымша. При этом создатели фильма перенесли место действия в Польшу, и сюжет не был связан с экспроприацией имущества.
Еще одной зарубежной адаптацией романа Ильфа и Петрова стал английский фильм «Пожалуйста, сидите» 1936 г., где Остапа Бендера сыграл Джордж Формби.
В 1938 г. вышел адаптированный под немецкие реалии фильм «Тринадцать стульев», где главную роль исполнил Ганс Мозер. По сюжету, парикмахер Феликс Рабе получает в наследство от своей тетушки 13 старинных стульев, в одном из которых были зашиты 100 000 марок. Вместо «предводителя дворянства» и работника ЗАГСа Кисы Воробьянинова во многих зарубежных версиях главным персонажем становился парикмахер.
В 1957 г. в Бразилии сняли ремейк немецкого фильма. Его создатели удивили зрителей тем, что помощником незадачливого парикмахера в поисках зашитого в стульях наследства стала женщина, которую сыграла Рената Фронци.
Еще один ремейк был снят в 1969 г. Во французско-итальянской комедии «Один из тринадцати» («12+1») искать драгоценности главному герою помогает тоже девушка (актриса Шэрон Тейт).
В 1962 г. вышла кубинская версия «12 стульев», в которой действие перенесено на Кубу, вскоре после Кубинской революции. Главных героев – Оскара и дона Иполито – сыграли Рейнальдо Миравальес и Энрике Сантьестебан.
Первым советским Остапом Бендером стал актер театра и кино Евгений Весник, который перевоплотился в Великого Комбинатора в спектаклях «Золотой теленок» (1956) и «12 стульев» (1963). Актер говорил, что в общей сложности выходил на сцену в образе Остапа Бендера более 600 раз! А Кису Воробьянинова тогда сыграл Анатолий Папанов, который позже предстал в том же образе в кино. Спустя годы Евгений Весник заявил, что считает свою интерпретацию образа Остапа Бендера самой верной, в то время как Арчил Гомиашвили «интеллектуально не дотягивает» до этой роли, Сергей Юрский не соответствует внешне тому Великому Комбинатору, которого описали Ильф и Петров, а Андрей Миронов «просто не понял, что играл»: в его исполнении Бендер – хохмач, комедийный герой, а не трагикомическая фигура.
На экранах зрители впервые увидели Бендера в исполнении Игоря Горбачева – в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев» в 1966 г.
Самой классической экранизацией романа Ильфа и Петрова называют фильм «Золотой теленок» Михаила Швейцера. Над сценарием он работал около трех лет и свой замысел объяснял так: « Мы не хотим издеваться над Остапом. Пусть зритель вместе с умным, энергичным, обаятельным героем – может быть, сочувствуя ему, может быть, желая удачи, – пройдет крестный путь друга Уголовного кодекса и вместе с ним убедится, что в конце-то тупик! Ведь это трагедия: жизнь растрачена впустую! ». Роль Остапа Бендера в этой постановке исполнил Сергей Юрский, который говорил: « Счастье, что я сыграл Остапа. Бендер – один из моих любимых образов. Ведь он принес мне известность и любовь зрителей. Я и сам был влюблен в произведение Ильфа и Петрова, в режиссера и актеров. После «Золотого теленка» у меня появилось хобби – стал собирать игрушечных телят и коров ».
В советских экранизациях «12 стульев» главную роль играли актеры, которые, как правило, были старше литературного Остапа Бендера, а вот в американской версии 1970 г. его сыграл ровесник – 28-летний актер Фрэнк Ланджелла. И хотя американская версия романа Ильфа и Петрова была слишком упрощенной, главный герой выглядел вполне убедительно, соответствуя авторской характеристике – молодой, обаятельный, «с военной выправкой», самонадеянный и отчаянный авантюрист.
В 1971 г. на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «12 стульев», где роль Остапа Бендера сыграл Арчил Гомиашвили. Поиски актеров продолжались очень долго, режиссер выбирал главного героя из 22 претендентов, среди которых были Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Андрей Миронов, Валентин Гафт и другие знаменитые актеры. Поначалу он решил остановить выбор на Александре Белявском, но в паре с Сергеем Филипповым он смотрелся «неавторитетно», и роль досталась 44-летнему Арчилу Гомиашвили, который уже давно играл Бендера на театральной сцене.
Спустя 5 лет свою версию «12 стульев» снял Марк Захаров, который уже на стадии написания сценария знал, что его Бендером станет забракованный Гайдаем Андрей Миронов, а Кисой Воробьяниновым – Анатолий Папанов, который также не прошел пробы в предыдущем фильме. Гайдай очень ревностно относился к новой версии «12 стульев» и называл фильм Захарова «уголовным преступлением». Гомиашвили также не оценил этой экранизации, считая ее «опереточным фарсом».
В 1993 г. вышел фильм Василия Пичула «Мечты идиота», снятый по мотивам «Золотого теленка». Здесь Остапа сыграл, наверное, самый необычный из всех претендентов на эту роль – певец Сергей Крылов. В 2003 г. появилась еще одна оригинальная интерпретация романа – фильм немецкого режиссера Ульрике Оттингера «12 стульев», где главную роль исполнил Георгий Делиев.
В новогоднем мюзикле «12 стульев» в 2005 г. в образе Остапа Бендера предстал Николай Фоменко. А в 2006 г. вышел сериал «Золотой теленок», где главная роль досталась Олегу Меньшикову. На тот момент актеру было уже 46 лет, но его интерпретацию легендарного персонажа критики и коллеги разнесли в пух и прах не по этой причине. Режиссер Татьяна Лиознова говорила: « Это худший из всех Остапов! Новый Бендер слабосильный и какой-то женственный, словно лишенный мужского начала ». С ней соглашался Марк Захаров: « В «Золотом теленке» аморфное и замедленное действие. У Андрея Миронова, Юрского и даже у Гомиашвили была целеустремленность и энергия, которой мне недостает в Меньшикове. Он актер интересный. Но ему нужно помогать, в фильме он брошен в отсутствие жанра. Ему остается только играть какую-то жизнерадостность на пустом месте ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
КАКОЙ ОСТАП БЕНДЕР ЛУЧШИЙ?
Сыграть роль «идейного борца за денежные знаки» пробовало много талантливых актеров, а гениальным стал только один. Здесь же как — одного таланта мало. У одних получался образ, у других роль, у третьих — обыкновенный парень средних лет, обмотанный шарфиком с сигареткой в зубах и черно-белой капитанской фуражке на голове. И только.
И дело ведь не в них, а в нем. Он был не первым и не последним Остапом, а в конце концов, стал — единственным, лучшим… Не претендую на роль кинокритика или эксперта, но для меня лучший мошенник в истории кино, лучший Остап Бендер — это Андрей Миронов. Но обо всем по-порядку.
Всего великих комбинаторов было 9. Точнее — 9 совершенно разных актеров в разные эпохи примеряли образ того, кто знал «четыреста сравнительно честных способов отъёма денег». Вспоминаем только тех актеров, которые играли роль именно Остапа Бендера.
К слову, прототипом Остапа было лицо реально живущее в этом мире. Осип Шор — именно так звали главного прообраза Остапа, прожил долгую жизнь. Знаменит тем, что слыл известным мошенником и авантюристом, высоченного роста — под 2 метра. Проработал некоторое время инспектором уголовного розыска славного города Одессы. Был умен и пытлив. Большой мечтой Осипа было уехать в Бразилию или Аргентину, поэтому он даже начал по-особому одеваться: носил светлую одежду, белую капитанскую фуражку и, конечно же, шарф…
Экранизации романов были как в СССР, так и за границей. К примеру, «Двенадцать стульев» ставили в Польше, Германии, на Кубе. Но сегодня поговорим о тех актерах, сыгравших именно роль Остапа Бендера.
Самым первым комбинатором на телевидении был Игорь Горбачёв, по иронии судьбы однофамилец еще одного не менее известного комбинатора конца 80-х годов. Думаю, все понимают о ком идет речь…
Итак, 1966 год. На Ленинградском телевидении снимают чёрно-белый спектакль «12 стульев» по мотивам одноимённого романа И. Ильфа и Е. Петрова. 1966 год — точка отсчета для всех Остапов, сыгранных девятью абсолютно разными актерами в разное время.
Сергея Юрского тоже можно считать первым Бендером в кино, в связи с первым появлением Остапа в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года. Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года — возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор. »
Большинство кинокритиков считают Юрского — лучшим Остапом. Как говорил выше, я — не эксперт, для меня Сергей Юрский — это блестяще сыгранный Викниксор из «Республики ШКИД», Иван Сергеевич Груздев в «Место встречи изменить нельзя», и дядя Митя в «Любовь и голуби».
К слову, на роль Остапа вместе с Юрским пробовался Владимир Высоцкий… Но предпочтения режиссера фильма Михаила Швейцера были в пользу самого последнего актера, пробовавшихся на роль. Юрский, в телефонном звонке сослался на занятость, но авторитет кинорежиссера сделал свое дело. Фактически уболтали приехать на киностудию, на пробы. По слухам, Швейцер не любил, когда ему отказывали…
Третьим аферистом и шарлатаном становится Фрэнк Ланджелла, сыгравший Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев».
Самонадеянные американцы видели эту историю немного в другом цвете, умышленно или по тупости нашпиговав картину «косяками» и политическим подтекстом.
Так, в открывающих титрах появляется название фильма на русском. Оно написано с ошибкой: «Двенадцать Стчльев». А на табличке с названием «Улица Маркса-Энгельса-Ленина и Троцкого» имя Троцкого перечёркнуто, намекая на репрессии к троцкистам в конце 1920-х годов.
Арчил Гомиашвили — советский и российский киноактёр грузинского происхождения, 4-й в моем списке «самых талантливых актеров», сыгравших роль Остапа.
В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева, из-за хрипа заболевшего Гомиашвили или из-за грузинского акцента. Хотя возраст Арчила Гомиашвили совсем не соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, многие зрители считают его лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев». По признанию самого Гомиашвили, Бендер — был одновременно успехом и началом конца в карьере киноактера:
«Как шутит мой друг Махмуд Эсамбаев, если Бориса Бабочкина народ знает только как Чапаева, то меня — как Остапа Бендера. Конечно, у фильма есть свои достоинства: он хорошо смонтирован. Гайдай был режиссером, прекрасно знающим законы комедийного жанра. Но есть один недостаток, самый существенный в моем понимании: ни разу не остановились, чтобы заглянуть в душу Остапу.
Я сыграл эту роль бегом — в ритм фильму. К тому же меня озвучивал другой актер. Я только потом узнал, что этого не имели права делать без моего согласия.
Мой голос звучит только в одном эпизоде в фильме. Когда я увидел фильм, мне стало плохо. После просмотра я сказал Гайдаю, что при всем желании сыграть эту роль, если бы я знал, что … (здесь последовало несколько непереводимых и хорошо известных каждому русскому человеку терминов. — А.Щ.), я бы не снимался. Тот за словом в карман не полез: «Если бы я знал, что …(здесь последовало несколько непереводимых и таких же известных каждому русскому терминов. — А.Щ.), я бы тебя не снимал». Мы не разговаривали пять лет. Первый раз после этого он позвонил мне накануне телепремьеры «Двенадцати стульев» Марка Захарова: «Арчил Михайлович, будут показывать уголовное преступление»…
Андрей Миронов 5-й Остап Бендер, сыграл свою роль в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев» режиссера Марка Захарова, полностью снятый в павильоне.
Забавно, но образ Остапа Бендера стал предметом выяснения отношений между кинорежиссерами советской эпохи, по принципу — кто кого. Ощущение, будто режиссеры выстроились в ряд с линейкой в руках — давай меряться… Уж простите… Ведь именно о картине Захарова Леонид Гайдай неодобрительно отзывался, называя его «уголовным преступлением» и противопоставляя ему свой фильм, снятый пятью годами ранее.
Возможно, Гайдай не мог простить себе, что не утвердил прекрасный тандем Миронов-Папанов тогда — пять лет назад, когда он — великий режиссер, забраковал двух гениальнейших актеров на пробах, ссылаясь на неубедительность в игре последних.
Неубедительность? — «оцените красоту игры», как пел в своей нетленной «Белеет мой парус одинокий» Миронов — Бендер, оцените эту игру, это пение, этот танец:
В планах режиссёра фильма Марка Захарова изначально не было песни «Белеет мой парус такой одинокий». Её предложил автор текстов песен Юлий Ким. И она неожиданно стала сквозной темой фильма.
Андрей Миронов вжился в роль мошенника-мечтателя о южных берегах блестяще. Бендеру-Миронову и его обаянию поддаешься, ему искренне доверяешь, даже ключ от квартиры, где деньги лежат! Ощущение свободы, уверенность, невозмутимость, легкость и небрежность в каждом движении, превосходство во всем — рядом с Остапом Бендером невольно чувствуешь себя таким ничтожеством. Вот и Ипполит Матвеевич, в один прекрасный момент понимает, что без Остапа — он ничто и не видать ему тещиных драгоценностей, как своих ушей.
В раскрытии образа Остапа заслуга не только А. Миронова, но и песен, которые он исполняет. Несомненно одно — М. Захаров рискнул, и на мой взгляд попал в те самые образы и характеры.
Нет — нет, лучшим Остапом в моем списке был и есть Андрей Миронов. Пожалуй, самая лучшая роль Андрея Миронова. Таким и должен был быть самый знаменитый мошенник, аферист со стажем — Остап Бендер. Таким он и запомнился. И именно эта версия считается самой цитируемой в народе.
Роли других актеров, примеряющих роль мечтателя-афериста, после Миронова, рассматриваю как версии. Все они подпадают под вполне законный вопрос: Зачем? Перечислю коротко.
В 1993 году вышел фильм Василия Пичула «Мечты идиота», снятый по мотивам «Золотого телёнка». В этом фильме роль Остапа сыграл певец Сергей Крылов. Классический сюжет «Золотого телёнка» с кардинально переделанными образами героев. Остап Бендер уже не молод, лыс, носит шляпу и трехдневную щетину. Блекло, уныло, паршиво, безобразно, чудовищно… Чувствую, как завожусь… Ощущение, что порой через кино отмывают деньги…
Через 10 лет, в 2003 году, появился ещё один очень оригинальный Бендер — в фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер «Двенадцать стульев» главную роль сыграл одессит Георгий Делиев.
В музыкальной новогодней постановке «12 стульев» 2005 года роль Великого Комбинатора на себя примерил ещё один шоумен — Николай Фоменко. К Фоменко всегда относился с уважением, потому просто не стал досматривать, дабы не подпортить хороших впечатлений от его искрометных шуток на Русском радио.
В 2006 году был снят восьмисерийный сериал «Золотой телёнок», в котором роль Остапа Бендера исполнил Олег Меньшиков. Актёрское воплощение образа Остапа Меньшиковым было признано одним из самых неудачных.
Критиковали все, кто как мог. Остро отреагировал и сам Сергей Юрский:
«Этот фильм … не представляет никакой художественной ценности! Этого фильма просто нету! Пустое место! И актёры тут ни при чём».
Татьяна Лиознова отметила, что «Меньшиков — худший из Остапов»:
«Золотой телёнок» я смотреть начала, но не стала, потому что не испытываю симпатии к исполнителю роли Бендера. Это худший из всех Остапов! Новый Бендер слабосильный и какой-то женственный, словно лишённый мужского начала. Сильнее всех, по мнению актрисы — Арчил Гомиашвили, показавший героя, который при своём хамстве и наглости был очень обаятельным…»
Марк Захаров, режиссёр фильма «12 стульев» 1976 г.:
«В «Золотом телёнке» аморфное и замедленное действие. У Андрея Миронова, Юрского и даже у Гомиашвили была целеустремленность и энергия, которой мне недостаёт в Меньшикове. Он актёр интересный. Но ему нужно помогать, в фильме он брошен в отсутствие жанра. Ему остаётся только играть какую-то жизнерадостность на пустом месте. Непопадание у всех актёров. Режиссура слабенькая».
Илья Авраменко, кинодраматург, сценарист «Золотого телёнка» (этого телесериала):
«Мне стыдно, что я автор этого фильма. Мы видим чудовищную операторскую работу; безобразную, халтурную — художника-постановщика. На доморощенные декорации невозможно смотреть. Полное отсутствие крупных планов говорит о том, что режиссёр просто не успевал по времени снять весь материал. Из актёров на уровне играет один Дмитрий Назаров (Козлевич). Я считаю — это провал. И мне очень жаль! И я хочу всем людям, которые любят Ильфа и Петрова, как автор сериала, принести свои искренние извинения!»
Такие дела. А на Ваш взгляд — кто лучший мошенник, всем Остапам Бендер?