актер сыгравший учителя в большой перемене
Почему звезду «Большой перемены» называли диктатором с лицом ребенка: Михаил Кононов в кадре и за кадром
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Впервые на сцену Михаил Кононов вышел в школьных спектаклях, и уже с тех пор он был уверен в том, что обязательно станет артистом. После школы он окончил Щепкинское училище, где его называли самородком. Но при этом с ним практически никто не общался – у Кононова был очень сложный и вспыльчивый характер, и найти общий язык у него получалось разве что с Олегом Далем, о котором говорили то же самое. После окончания училища Кононов поступил в труппу Малого театра, где задержался всего на 5 лет. Еще в 21 год он дебютировал в кино и вскоре начал получать столько предложений от кинорежиссеров, что принял решение уйти из театра. Согласно другой версии, из театра ему пришлось уйти из-за дерзких реплик во время репетиций.
Первую известность Михаилу Кононову принесли главные роли в фильмах «До свидания, мальчики», «Начальник Чукотки» и «На войне как на войне». А всесоюзная слава пришла через несколько лет, когда актер снялся в фильмах «Здравствуй и прощай» и «Большая перемена». В 20 лет он выглядел на 15, и даже в зрелом возрасте оставался таким же субтильным, с теми же детскими чертами лица. Внешность актера диктовала и те роли, которые ему предлагали, – чаще всего это были бесхитростные, простоватые, иногда экзальтированные трагикомические персонажи.
Вряд ли кто-то мог представить Кононова в образе романтического героя, покоряющего женские сердца. Режиссер фильма «Большая перемена» Алексей Коренев вместе с автором повести «Иду к людям» Георгием Садовниковым писали сценарий под актера Евгения Стеблова, который уже играл молодого учителя у Коренева в фильме «Урок литературы». Однако он от роли Нестора Петровича отказался, и ее предложили Андрею Мягкову. Но тот поставил условие: будет сниматься только в том случае, если на роль учительницы русского языка и литературы Светланы Афанасьевны возьмут его жену, актрису Анастасию Вознесенскую. Режиссер отказался выполнить это условие, и Мягков ушел из проекта.
Тогда роль учителя истории Нестора Петровича предложили Михаилу Кононову. Он согласился с неохотой – актер не горел желанием снова появляться на экране в трагикомическом образе, к тому же он не верил в успех комедии о школьной жизни. Прочитав сценарий, Кононов заявил: « История глупая, сниматься в ней не буду ». Его все же удалось убедить, но с началом съемок режиссер об этом неоднократно пожалел. Оказалось, что слухи о сложном характере актера имели под собой основания. Кононов часто спорил с режиссерами, по поводу каждого эпизода у него было свое мнение, и он не только всегда высказывал его в довольно категоричной форме, но даже шел на открытый конфликт – мог заявить актеру или режиссеру, что он бездарный. Так было и на этот раз.
Отношения Михаила Кононова и Алексея Коренева не заладились с самого начала съемок. Актер отказывался выполнять требования режиссера и однажды даже ушел со съемочной площадки со скандалом и уехал из Ярославля в Москву. Дочь режиссера, актриса Елена Коренева, рассказывала: « Миша вёл себя на площадке как актёр, который категорически не доверяет режиссёру. Сидел в сторонке, демонстративно читал журнал и всем своим видом подчёркивал, что он случайно попал в фильм ». Его герой выглядел наивным и по-детски трогательным, но за кадром актер вел себя совершенно по-другому. Однажды он довел до слез актрису Наталью Богунову, а потом объяснил это тем, что чувствовал себя «как будто сонным», и ему нужно было себя «взвинтить».
Несмотря на то, что роль Нестора Петровича стала визитной карточкой Михаила Кононова и принесла ему всесоюзную популярность, своего отношения к этой работе он так и не изменил. Спустя годы актер написал в своих мемуарах, что шедевром этот фильм стал только благодаря актерам, которые в нем снимались: « В многосерийке «Большая перемена» был собран весь цвет четырех поколений актеров. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О фильме много говорили, писали, он с успехом прошел за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России! Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное – искренним ».
Многие коллеги обращали внимание на противоречивость его натуры. Актер Евгений Стеблов говорил: « У него была страстная натура, но он всегда себя прятал в оболочку такого милого мальчика. У него было расхождение такой мальчишеской внешности с его внутренним миром, достаточно зрелым, определенным, иногда ожесточенным ». Но при этом немногие знали о том, что послужило причиной такой ожесточенности.
В 1980-х гг. мир кино начал стремительно меняться, и эти перемены были не по душе актеру. Он не раз говорил о том, что воспитан в иной системе ценностей и не может себе позволить сниматься в низкопробных фильмах. От многих предложений Кононов отказывался – не хотел работать только ради материальной выгоды. Из-за этого он вскоре оказался за бортом профессии. Ему пришлось продать квартиру в Москве и переехать в деревню.
Последней киноработой Михаила Кононова стала роль Спиридона Егорова в сериале «В круге первом». Никто не догадывался о том, что на тот момент актер уже был серьезно болен, ведь он по-прежнему не контактировал ни с друзьями, ни с коллегами, и вел затворнический образ жизни. Инна Чурикова об этом фильме говорила: « Миша говорил там так, что каждое его слово пронзало сердце, но, к сожалению, никто из кинокритиков не заметил и не отметил это… Он был гением, совершенно уникальным актером, которого я не могу ни с кем сравнить. Кононов в отечественном кино –- одна из безусловных величин ». Незадолго до своего ухода актер написал книгу, но у него не было средств ее опубликовать. 16 июля 2007 г. его не стало.
Незадолго до своего ухода Михаил Кононов написал: « Я абсолютно закрытый, как шкаф. Я – одиночка… Я жил и в искусстве, и в реальной жизни круто, независимо. Хотя и скромно. Посылал жутких хамов и непрофессионалов направо и налево. А люди меня помнят только за добрые роли в хороших фильмах. Получается, что прожил, как по Станиславскому – честно, правдиво и в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами ». И вряд ли кто-то имеет право его за это осуждать.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
За кадром «Большой перемены»: Почему режиссеру предъявляли претензии школьные учителя и Михаил Кононов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Литературной основой сюжета стала повесть Георгия Садовникова «Иду к людям», опубликованная еще в 1960-х гг. Историю об учителе истории в школе рабочей молодежи автор взял из собственной жизни, хотя далеко не все моменты были автобиографичными: « Книга не про меня! Я не поступал в аспирантуру и не сох по Полине. А взял лишь некоторые сюжеты из жизни. У меня в классе был ученик, смахивающий на Ганжу. Был прототип Нелли Леднёвой. Крупная девушка, работавшая на стройке бетонщицей, влюбилась в меня и всё время норовила проводить вечером до дома: «Вам одному будет страшно. ».
Спустя 10 лет эту повесть решили экранизировать на «Мосфильме». Правда, сценарий существенно отличался от литературной основы. Автор книги был очень удивлен, когда узнал, что по его произведению собираются снимать комедию, к тому же многие персонажи были изменены, а некоторые – вымышлены. В книге Ганжа был эпизодическим персонажем, появляющимся лишь один раз, не существовало любовного треугольника Полина – Нестор – Федоскин, не было героев Савелия Крамарова и Ирина Азер. Но, несмотря на опасения писателя, результат получился блестящим.
Прежде чем приступить к съемкам, режиссеру Алексею Кореневу пришлось преодолеть множество препятствий. Картина была на грани закрытия еще до начала производства. В начале 1972 г. в газете опубликовали заметку о съемках комедии под названием «Приключения школьного учителя». Тут же в министерство стали поступать звонки и письма от возмущенных сотрудников сферы образования: мол, эта профессия настолько серьезна и тяжела, а тут – комедия! Педагогика и приключения – вещи несовместимые! Это же просто издевательство над учителями и школой! Поэтому название фильма пришлось изменить. Так родилась «Большая перемена».
В роли учителя истории Нестора Петровича изначально должен был сниматься Андрей Мягков, однако актер поставил условие: он будет участвовать только в том случае, если на роль учительницы русского языка и литературы Светланы Афанасьевны утвердят его жену, актрису Анастасию Вознесенскую. Режиссер отказал ей в этой роли, и Мягков ушел из картины. Тогда роль Нестора Петровича предложили Михаилу Кононову. Он не горел желанием сниматься в комедии о школьной жизни и не верил в успех этого фильма. Долгое время актер не соглашался, но в конце концов поддался на уговоры. Однако на этом проблемы не закончились.
С самого начала съемок у Михаила Кононова не заладились отношения с режиссером. Он отказывался выполнять его требования и однажды даже со скандалом покинул съемочную площадку. Чтобы продолжить работу, актеру пришлось объявить выговор. Дочь режиссера Елена Коренева рассказывала: « Миша вёл себя на площадке, как актёр, который категорически не доверяет режиссёру. Сидел в сторонке, демонстративно читал журнал и всем своим видом подчёркивал, что он случайно попал в фильм ».
Противился указаниям режиссера и Александр Збруев: он наотрез отказался надевать робу, не слушая доводы о том, что рабочий не может разгуливать по заводу в замшевой куртке. Однако такие эпизоды все же были исключением из правил – позже актеры рассказывали, что картина получилась такой светлой, потому что на съемочной площадке царила дружеская атмосфера и взаимопонимание. Актриса Нина Маслова вспоминала: « Компания у нас собралась потрясающая. Все молодые, весёлые. Хоть и жили в жуткой гостинице в Ярославле с колоссальным количеством тараканов, всё равно было хорошо. Помню, отмечали 9 Мая. А зарплату нам почему-то не успели заплатить. Походили по комнатам, пособирали с каждого буквально по копейке, но стол накрыли ».
На роль Ганжи пробы проходили Станислав Садальский, Александр Филиппенко и Юрий Векслер. Последний отказался участвовать в съемках и попросил свою жену Светлану Крючкову отвезти сценарий на киностудию. Там ее увидел режиссер и пригласил на репетицию. Так на роль Нелли Ледневой нашли актрису.
Режиссер планировал снять в этом фильме свою младшую дочь, Елену Кореневу, однако и этим планам не суждено было осуществиться. Позже актриса рассказывала: « Папа пробовал меня на роль Люськи – ветреной подружки танцора Генки Ляпишева. Но я решила, что не должна сниматься. Во-первых, думала, что не комедийная актриса. Во-вторых, объект моей любви ревновал к съёмкам и некоторым партнёрам. Папе я не говорила об этом. Рассказала о причинах отказа маме, и она меня поддержала. Сейчас я понимаю, какой это был идиотизм с моей стороны. Надо было пойти навстречу папе и не обижать его ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
СЛОЖНЫЙ ТЕСТ на знание отечественных музыкальных фильмов
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Здравствуйте, я ваша тётя!»?
Ко дню учителя: лучшие песни из фильмов про школу!
СЛОЖНЫЙ ТЕСТ на знание фильма «Особенности национальной рыбалки»
Журнал
Интересные факты о съёмках фильма «Большая перемена»
В начале 70-х годов в СССР началась кампания по образованию рабочей молодёжи — тех, кто ушёл работать, не закончив среднее или даже начальное школьное образование. Советский рабочий класс должен был стать самым передовым и продвинутым, а без образования это было бы просто невозможно! На производствах ввели ограничение — на повышение разряда и увеличение зарплаты теперь могли рассчитывать не просто передовики, а передовики с аттестатом о среднем образовании. Фильм «Большая перемена», показывающий, что учиться интересно и весело, а станки можно легко совмещать с уроками, был частью этой кампании.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
За основу сценария была взята биографическая повесть писателя и драматурга Георгия Садовникова. После окончания Краснодарского пединститута он год работал учителем в школе рабочей молодёжи. Преподавал историю нескольким классам — с пятого по девятый. Об этом опыте молодой преподаватель написал серьёзную повесть «Иду к людям», которую через десять лет после публикации и решил экранизировать режиссёр Алексей Коренев.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Садовников долго сопротивлялся превращению повести в комедию, но в конце концов сдался, и его сценарий сильно отличался от первоисточника. Например, герой Евгения Леонова в повести был женщиной — мамой Нелли. Дочь училась в девятом классе, а мама только в четвёртом. Любимец зрителей Ганжа был эпизодическим персонажем — хулиганистым подростком, который прятался от учителя в туалете. Тимохина, Люськи и любовного треугольника между Нестором, Полиной и Федоскиным в повести вообще не было.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Хотя повесть была биографической — мало у кого из героев были прототипы. Нестора Петровича автор, разумеется, списал с себя. У него был ученик, который чем-то напоминал Ганжу, и поклонница — будущая киношная Нелли Леднёва. Крупная девушка работала на стройке бетонщицей и всё время норовила проводить учителя до дома: «Вам одному будет страшно». Остальные персонажи были собирательными или выдуманными. Любитель танцев Ляпишев получил фамилию от секретаря райкома комсомола в Краснодаре, Петрыкин — от директора краевого драмтеатра, а Коровянская была названа в честь девушки, с которой у автора был короткий роман, но она собиралась замуж за молодого человека с такой фамилией…
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Режиссёр Алексей Коренев сразу пригласил в фильм двух актёров — корифеев МХАТа Анастасию Георгиевскую и Михаила Яншина. Оставалось найти ещё пару десятков персонажей, в первую очередь — Нестора Петровича. На эту роль претендовали Михаил Кононов, Константин Райкин, Евгений Карельских и Андрей Мягков, и режиссёр больше склонялся к Мягкову. Однако актёр настаивал, чтобы в роли Светланы Афанасьевны сняли его жену — актрису Анастасию Вознесенскую. Режиссёр снимать её не хотел, и тогда Мягков отказался от роли. Учителем стал Михаил Кононов, хотя он с самого начала относился к роли прохладно, на съёмках со всеми ссорился и считал фильм проходным с «несуразным текстом и фантасмагорическими ситуациями».
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Андрей Мягков пробовался и на роль Ганжи, но эти пробы были совсем неубедительными… Стать Ганжой предлагали Станиславу Садальскому, Александру Филиппенко и Юрию Векслеру. Векслеру сценарий не понравился, и он попросил вернуть его на киностудию свою жену — актрису Светлану Крючкову. Режиссёр её увидел — и сразу же позвал на пробы… Крючкова стала Нелли Леднёвой, а Ганжой — Александр Збруев, к которому этот герой приклеился на долгие годы. На съёмочной площадке этот актёр тоже помотал нервы режиссёру — он наотрез отказался носить рабочую робу, и его герой стал модником, разгуливающим по стройке в дорогой замшевой куртке.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
До появления Светланы Крючковой на роль Нелли пробовались Наталья Гвоздикова, Ольга Науменко, Елена Прудникова и другие не самые известные актрисы… Саму Крючкову режиссёр сначала хотел взять на роль Светланы Афанасьевны — жены Ганжи. Именно с Александром Збруевым она и проходила пробы. Снимали сцену, когда Ганжа затаскивает Светлану в квартиру со словами, что за порогом они ученик и учительница, а дома — муж и жена… Крючкова так вошла в роль, что до крови укусила Збруева за палец. Пробы остановили и актёры разошлись по домам. Тем же вечером режиссёр позвонил актрисе и сказал, что утверждает её на другую роль.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Наталья Гвоздикова получила роль Полины. В одном из интервью актриса рассказывала, что Коренев был к ней неравнодушен, а она не отвечала взаимностью и из-за этого роль сильно урезали. Зато с Савелием Крамаровым, игравшем жадного Тимохина, она кокетничала с удовольствием, отмечая насколько не похож на своих героев этот умный, начитанный и интеллигентный актёр. На съёмках длинные светлые волосы актрисы прятали под чёрный парик. Это не было предусмотрено сценарием, но оказалось, что на съёмочной площадке собрались сплошные блондинки — Богунова, Крючкова, Азер, Касаткина…
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
На роль любительницы танцев Люськи пробовалась младшая дочь режиссёра — начинающая актриса Елена Коренева. Она не чувствовала в себе комедийного таланта, поэтому от роли отказалась, но её можно увидеть в эпизодической роли девушки в библиотеке. Старшая дочь Алексея Коренева тоже снялась в небольшой роли — Мария сыграла девушку с ребёнком. Вообще, в «школе» было много друзей и знакомых режиссёра — они сидели на задних партах в классе и играли в массовке.
В фильме есть несколько киноляпов. Самый заметный из них — это забинтованная то правая, то левая рука Ганжи. Прокол заметили на монтаже, но возвращаться в Ярославль на шинный завод, восстанавливать декорации медкабинета и переснимать всю сцену уже не хотелось, поэтому оставили как есть. Ещё одна неточность — это учительница физкультуры, хотя физкультуры в вечерних школах не было.
Внимательные зрители так же могут заметить, что Ганжа и Леднёв пьют вместо пива квас, а школа меняет облик — в первый рабочий день Нестор Петрович проходит мимо квадратных окон школы, открывает глухую дверь и… оказывается в совершенно другом здании с застекленными дверями и арочными окнами.
По сценарию в фильме пел Григорий Ганжа, но утвержденный Александр Збруев оказался непоющим актёром. В начале съёмок режиссёр услышал пение из гостиничного номера Светланы Крючковой, где вечерами собрались актёры. Оказалось, что это пела сама Крючкова. Режиссёр познакомил её с композитором Эдуардом Колмановским, и специально для актрисы он написал знаменитый романс «Чёрное и белое».
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Сначала планировалось снять двухсерийный фильм, но снятый материал так понравился руководству студии «Телефильм», что они выделили бюджет ещё на две серии.
Режиссёр рассказывал, что можно было снять и пятую серию, но тогда пришлось бы сильно экономить. Не стали снимать и смешной эпизод со спектаклем «Евгений Онегин», который ученики показывали в финале фильма. Евгением был Тимохин, а Татьяну должна была играть его любимая Коровянская, но испугалась и сбежала прямо перед выходом! Текст наизусть знал только Нестор Петрович. Пришлось ему надевать капор и кринолины и идти на сцену к ничего не подозревающему Тимохину…
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
В процессе работы о съёмках новой комедии под названием «Приключения школьного учителя» написала газета «Вечерняя Москва». И случилось неожиданное… Редакцию завалило письмами учителей, которые были оскорблены тем, что серьёзную педагогику поставили рядом с легкомысленными приключениями и предлагают посмеяться над их тяжёлым трудом! Режиссёра и сценариста вызвали в Министерство образования и очень просили изменить название, хотя сами ничего крамольного в нём не видели. Они объявили конкурс среди съёмочной группы — за лучшее название дарили бутылку коньяка. Выиграл оператор Анатолий Мукасей, который первым произнес: «Большая перемена»!
«Большая перемена» более сорока лет спустя (23 фото)
Вскоре ему пришлось разбираться с рабочими и семейными проблемами своих великовозрастных учеников. В довершении ко всему Нестор расстается со своей невестой, которая как раз и занимает его место в аспирантуре. А среди учеников Нестора Петровича оказывается бывший поклонник его невесты, а ныне, как полагает новоиспеченный учитель, ее муж.
Заслуженный артист РСФСР (17.04.1989).
Народный артист России (22.11.1999).
В 1963 году окончил Театральное училище имени М.С. Щепкина и был принят в труппу Малого театра.
С 1 августа 1963 года по 16 апреля 1968 года — актёр Академического Малого театра.
С 1968 года — актёр киностудии имени Горького.
Свою первую роль актёр сыграл, ещё будучи студентом, в 1961 году состоялся его дебют в фильме Ивана Пырьева «Наш общий друг», где Кононову досталась роль Витьки. Сыгранный им типаж на долгое время определил амплуа актёра — «парень из народа», обаятельный и бесхитростный.
Не сложилось у Кононова с театром. После окончания училища имени Щепкина в 1963 году Михаил Кононов пришёл в Малый театр. Поначалу казалось, он вписался в театральную среду. Однако в дальнейшем отношение руководства Малого театра к молодому актёру изменилось — ходили слухи, будто мэтрам не нравилось, что Кононов делает карьеру в кино. Спустя пять лет актёр покинул театральные подмостки навсегда.
В 1969 году актёр женился на девушке по имени Наталья. В браке супруги прожили 38 лет, детей у них не было. Наталья ушла из жизни в 2011 году.
В 1997 году Михаилу Ивановичу пришлось продать квартиру в центре Москвы, чтобы купить дом в Истринском районе, в деревне Бутырки (под Можайском). Восемь лет шёл ремонт постройки конца ХIХ века. Так что жили Кононовы всё это время, можно сказать, на стройке и на деньги от продажи выращенных на своём огороде овощей. За год до смерти Михаила Ивановича Кононовы вернулись в Москву, поселились на окраине в маленькой двушке.
Актёр недолюбливал те свои работы, которые принесли ему популярность зрителей — «Начальник Чукотки», «Большая перемена» или «Гостья из будущего». «Если говорить о признании в профессиональных кругах, — говорил актёр, — то больший успех принесла мне небольшая роль Фомы в картине «Андрей Рублёв».
Одна из последних его работ — роль в фильме Глеба Панфилова «В круге первом» (2006). Там он снимался, когда был уже сильно болен. «Миша говорил там так, что каждое его слово пронзало сердце, но, к сожалению, никто из кинокритиков не заметил и не отметил это», — говорит Инна Чурикова, партнёром которой Кононов был в таких легендарных кинокартинах, как «Начало» и «В огне брода нет».
Перед смертью он написал книгу, которую ему не на что было опубликовать. Несмотря на тяжёлое состояние, в последние дни своей жизни всенародно любимый актёр старался не терять присутствие духа.
Михаил Иванович Кононов скончался 16 июля 2007 года в 10:10 утра в отделении кардиореанимации московской клинической больницы № 20. В Союзе кинематографистов РФ уточнили, что актёр умер от сердечного приступа.
Как пишут российские газеты, великий актёр, забытый друзьями и коллегами, умер в полной нищете. 67-летний артист попал в клинику за две недели до смерти из-за проблем с лёгкими. Однако в больнице его состояние лишь ухудшалось: у Михаила Ивановича просто не было денег, чтобы приобрести необходимые медикаменты.
Вечером 15 июля он впал в кому, его перевели в отделение кардиореанимации, но спасти жизнь артисту не удалось. «Мы с друзьями собрали небольшую сумму, чтобы купить Михаилу Ивановичу лекарства, — говорит сосед Кононова по палате. Но было уже поздно, мы не сумели его спасти».
Похоронен актёр в колумбарии Ваганьковского кладбища Москвы (участок № 1).
Заслуженная артистка РСФСР (8.02.1984).
Народная артистка РФ (8.04.2013).
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1971, актёрская мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой).
В 1971—1993 годах — актриса Театра-студии киноактёра.
Действительный член Академии «НИКА» с 1993 года.
Муж — народный артист РСФСР Евгений Ильич Жариков (1941—2012). Сестра — Гвоздикова Людмила Федоровна (род. 1941), актриса «Ленинградского государственного театра миниатюр» под руководством Аркадия Райкина.
Заслуженный артист РСФСР (5.12.1980).
Вырос в простой семье: мама была парикмахером, отец — слесарем.
Окончив школу, Юрий поступил в ПТУ, где стал учиться на токаря. Играл в заводском самодеятельном театре.
В 1964 году окончил Театральную студию Театра имени Моссовета (руководитель — Ю.А. Завадский).
С 1964 года — актёр театра имени Моссовета.
В кино начал сниматься ещё будучи студентом. Актёр нередко играл военных. Его герои всегда прямолинейны и напористы, с богатым чувством юмора и непоколебимой самоуверенностью.
Ушёл из жизни утром 11 сентября 2011 года на подмосковной даче от сердечного приступа. Похоронен актёр 14 сентября на сельском кладбище в деревне Жабкино Ленинского района Московской области.
Жена — актриса Галина Ванюшкина. Сын Степан — дипломат, живёт в Америке, четыре года служил при российской миссии в ООН.
Заслуженный артист РСФСР (9.05.1959).
Народный артист РСФСР (1972).
Народный артист СССР (24.01.1978).
В 1941 году поступил в Авиационный техникум им. Серго Орджоникидзе. Учась на третьем курсе техникума поступил на драматическое отделение Московской экспериментальной театральной студии, которой руководил Ростислав Захаров, известный балетмейстер Большого театра. Каждый день он пропадал в студии с 8 утра до часу ночи. Большое влияние на него оказал Андрей Александрович Гончаров, который, вернувшись с фронта, стал вести их курс. В 1947 году окончил студию и был принят в Московский театр Дзержинского района. С 1948 года выступал на сцене Театра им. К. С. Станиславского.
С 1968 года он играл на сцене театра имени В. В. Маяковского. В 70-х годах снялся в телевизионной рекламе рыбы нототении. В результате последовавшего за этим конфликта с Андреем Гончаровым был вынужден уйти из Театра им. Маяковского.
С 1974 года — актёр Театра имени Ленинского комсомола.
Актёр ушёл из жизни 29 января 1994 года в своей московской квартире, когда собирался на вечерний спектакль. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок №10, ряд №8, место №5).
Вдова — Ванда Владимировна Леонова (в девичестве Стойлова) — сотрудник литературной части театра «Ленком».
Сын — актёр театра и кино, заслуженный артист России Андрей Леонов (1959).
Актёр, кинорежиссёр, сценарист.
Заслуженный артист РСФСР (5.03.1973).
Народный артист РСФСР (18.06.1987)
Народный артист СССР (5.07.1990).
Окончил актёрский факультет Театрального училища имени Б.В. Щукина (1951, мастерская В.К. Львовой и Л.М. Шихматова).
В 1951-1958 годах — актёр Московского Театра Юного Зрителя.
В 1958-1960 годах — режиссёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, руководил студенческим театром Московского государственного университета.
В 1960 году пришёл на киностудию «Мосфильм», где был сначала актёром, а позже стал режиссёром художественных фильмов.
В кино начал сниматься в 1954 году, первую роль сыграв в фильме Владимира Басова «Школа мужества».
Режиссёрский дебют в кино — в 1962 году, когда поставил комедийную ленту «Семь нянек». В жанре комедии была сделана и вторая картина — «Пропало лето» (1964, с Н.В. Орловым). Фильм «Айболит-66», снятый по сказке Корнея Чуковского, стал заметным шагом в развитии музыкально-комедийного кино, а сыгранная роль Бармалея — одной из ярких страниц артистической биографии.
Ролана Быкова можно по праву назвать одним из лучших режиссёров детского кино, а созданные им фильмы «Внимание, черепаха!», «Телеграмма», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» и особенно «Чучело» вошли в «золотой фонд» советского кинематографа.
С 1989 года — художественный руководитель объединения «Юность».
В 1989 году организовал Всесоюзный Центр кино и телевидения для детей и юношества, позже преобразованный в Международный Фонд развития кино и телевидения для детей и юношества, а после смерти выдающегося режиссёра он носит название «Фонд Ролана Быкова».
Секретарь Союза кинематографистов СССР (1986-1990).
Народный депутат СССР (1989-1991).
Директор Всесоюзного центра кино и телевидения для детей и юношества (1989-1992).
С 1992 года — президент Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества («Фонд Ролана Быкова»).
Член административного совета Генеральной ассамблеи по проблемам детского и юношеского кино при ЮНЕСКО.
Возглавлял Внепартийное общественно-политическое Движение 95 — Союз общественных организаций работников культуры, науки, образования и экологии.
Был президентом банка «Хэлп».
Академик Российской Академии Кинематографических искусств.
Скончался в ночь на 6 октября 1998 года в Москве, не дожив одного года до своего 70-летия. Похоронен 9 октября на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 10, ряд № 9, место № 9).
Ролан Анатольевич был дважды женат. Первая супруга, с которой он прожил 14 лет — актриса Лидия Князева (1925-1987), вторая тоже актриса — Елена Санаева.
Заслуженный артист РСФСР (23.12.1977).
Народный артист РСФСР (26.05.1989).
В школе Александр учился плохо, дважды оставался на второй год, занимался боксом, дошёл до 1-го юношеского разряда по гимнастике, был хулиганистым арбатским пареньком, носил прозвище «Интеллигент».
В 1961 году окончил Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина (курс В.А. Этуша) и был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола.
Первый театральный успех к актёру пришёл в 1963 году, когда в труппу театра пришёл Анатолий Эфрос. Збруев прекрасно сыграл роль 17-летнего Марата Евстигнеева из блокадного Ленинграда в спектакле «Мой бедный Марат». Не менее успешными оказались и следующие, сыгранные им роли.
С приходом в 1973 году в театр нового режиссёра, Марка Захарова, каждый спектакль становился событием в театральной жизни, а Александр Збруев по праву оказался среди звёзд прославленной труппы.
В кино дебютировал в 1962 году в фильме Александра Зархи «Мой младший брат». Картина принесла Александру Збруеву, наряду с другими исполнителями главных ролей, Андреем Мироновым и Олегом Далем, первый успех у зрителей.
Большой удачей актёра в кино стала роль сотрудника ОБХСС Алёшина в фильме Герберта Раппопорта «Два билета на дневной сеанс». Наверное, одним из первых советских актёров Александр Збруев воплощал на экране не во всем правильного милиционера, а вполне обычного паренька с улицы, волею судеб оказавшегося в органах.
В начале 1970-х годов Александр Збруев уже считался одним из самых популярных актёров советского кино. Наиболее удачными фильмами актёра в начале 1970-х годов можно смело считать: «Круг», который был продолжением знаменитых «Двух билетов на дневной сеанс», романтическую мелодраму «Романс о влюблённых», где он сыграл хоккеиста Волина и, конечно же, телефильм «Большая перемена», где он исполнил роль Григория Ганжи. Затем снимался в таких фильмах как «Одинокая женщина желает познакомиться», «Батальоны просят огня», «Убить дракона», «Ты у меня одна», «Всё будет хорошо», «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Бедная Саша» и многих других.
Неожиданна смена образа актёра в картине Андрона Кончаловского «Ближний круг», где он исполнил роль Сталина.
Снялся более чем в восьмидесяти фильмах.
В 1995 году при Ленкоме открыл ресторан ТРАМ (Театральный ресторан актёров Москвы).
В 2000 году начал преподавательскую деятельность, набрав актёрский курс в РАТИ.
Первая жена — актриса Валентина Малявина.
Вторая жена — актриса Людмила Савельева.
Заслуженная артистка РСФСР (4.10.1983).
Народная артистка РСФСР (20.05.1991).
До поступления в Школу-студию имени В.И.Немировича-Данченко работала оператором вычислительного центра, слесарем-сборщиком на ЗИЛе, лаборантом в Кишиневском сельхозинституте.
В 1973 году окончила Школу-студию МХАТ (курс профессора В.П.Маркова) и была принята в труппу МХАТ. Первая роль — в пьесе М.А.Булгакова «Последние дни», где ее партнерами были знаменитые Анатолий Кторов и Виктор Станицын.
С 1976 года — актриса Ленинградского АБДТ им. М.Горького (с 1992 года — имени Г.А.Товстоногова).
Выступает в филармонических и концертных залах России с различными поэтическими программами. В её репертуаре — Е.Баратынский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, И.Бунин, И.Бродский, Д.Самойлов, А.Ахматова, М.Цветаева, М.Петровых.
С 1998 по 2002 годы — профессор и мастер актерского курса Санкт-Петербургского Университета профсоюзов (кафедра профессора З.Я.Корогодского).
В 2003 году на базе выпускников курса был создан «Театр-студия под руководством Светланы Крючковой».
Дебютировала в кино в 1973 году.
В 2008—2010 годах на Петербургском Пятом канале вела телеигру для взрослых «К доске!» (автор идеи Лев Лурье).
Заслуженный артист РСФСР (13.10.1974).
После школы Савелий хотел поступить в театральный институт, но его не приняли. Поступил в Лесотехнический. Учась в институте, в 1954 году поступил в театральную студию «Первый шаг» при ЦДРИ.
Окончив Лесотехнический институт в 1958 году, некоторое время работал по специальности. Но работу решил бросить и всерьёз посвятить себя кинематографу: взял несколько своих фотографий и разослал по всем киностудиям страны. И на одно письмо пришёл ответ. Так Савелий Крамаров попал на свою первую роль в кино — солдат Петькин в фильме «Им было девятнадцать».
В 1967 году его пригласили на работу в Театр миниатюр. Первая работа в театре — рассказ Василия Шукшина «Ваня, ты как здесь»?, который вошёл отдельным номером в спектакль «Скрытой камерой». Но к театру Савелий Крамаров не прикипел.
Он много снимался в кино и к началу 70-х годов был одним из самых популярных комедийных актеров.
В 1972 году Савелий поступает в ГИТИС на актёрский факультет. Закончив ГИТИС, так и не устроился ни в один из советских театров.
Одновременно с обучением в ГИТИСе Савелий серьёзно увлекся индийской йогой. Сначала занимался самостоятельно, а потом нашел какой-то кружок, которым заинтересовался КГБ. В этот же период родной дядя Савелия решил уехать в Израиль. И в результате Савелий Крамаров превратился в человека с сомнительными связями. В те годы это означало только одно — конец карьеры. Отношение «высокого» начальства Госкино к нему кардинально изменилось. Актёр всерьёз начинает задумываться об эмиграции, но выпускать его из страны не хотели — ведь в этом случае все картины, в которых он снялся (более сорока кинолент) были бы «положены на полку».
Из страны Савелия Крамарова не выпускали, но и работать по специальности он не мог. И вот, в 1981 году вместе с А. Левенбуком он написал «Письмо президенту США Рейгану», в котором откровенно жаловался на свою судьбу. Письмо несколько раз передали по «Голосу Америки».
Отъезд Крамарова из СССР произошёл 31 октября 1981 года. В Вене его встретил известный импресарио Виктор Шульман. Он организовал гастроли Крамарова в Европе, которые прошли вполне успешно. Потом были гастроли в Америке, Австралии, Израиле, Японии, небольшие роли в фильмах и сериалах, съёмки в теле-шоу, рекламе.
По американским понятиям он жил скромно, но как члену актёрской гильдии ему всегда хватало на жизнь.
На свою родину Крамаров смог приехать только в 1992 году, в качестве почётного гостя на кинофестиваль «Кинотавр».
К началу 1995 года дела Савелия Крамарова шли неплохо, он наконец-то получил главную роль в новом американском фильме. Но.
Савелий Крамаров скончался 6 июня 1995 года в одной из клиник Сан-Франциско.
Свой последний приют он обрёл на еврейском мемориальном кладбище в Колма — городе мёртвых, неподалёку от Сан-Франциско (США).
12 октября 1997 года на могиле Крамарова был установлен памятник, созданный Михаилом Шемякиным и Вячеславом Бухаевым.
В своем первом фильме «Вступление» она сыграла в 14 лет.
Училась в Ленинградском хореографическом училище имени А.Я. Вагановой. В 1970 году окончила ВГИК (актёрская мастерская Бориса Бабочкина).
С 1970 по 1987 годы — актриса Театра имени Моссовета.
В своем последнем фильме «Бег по солнечной стороне» снялась в 1992 году.
В дальнейшем в кино не снималась.
Умерла 9 августа 2013 года на острове Крит.
Похоронена на Ваганьковском кладбище Москвы (захоронение в колумбарии на территории первого участка).
Заслуженный артист РСФСР (31.08.1982).
Окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина (1973).
В 1973-1988 годах — актер Московского театра им. Ленинского комсомола.
В 1988-2012 годах — актер Московского театра им. М. Н. Ермоловой.
Заслуженный артист РСФСР (26.0.1983).
Народный артист РФ (1.03.1994).
Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (1963, мастерская Михаила Ромма).
В 1961-1964 годах — актёр Московского ТЮЗа.
Один из создателей и актёр Экспериментального театра-студии пантомимы («Эктемим») под руководством А. Румнева.
В 1965-1972 годах — актёр Московского театра имени А.С. Пушкина.
С 1972 года — актёр Малого театра.
Актёр скончался в своей московской квартире 4 января 1995 года на 55-м году жизни. Похоронен на 2-м участке Троекуровского кладбища Москвы.
Первой женой Валерия Носика была Лия Ахеджакова. Они познакомились во время работы в ТЮЗе.
Второй женой стала Мария Стерникова. Они познакомились на съёмках фильма «Спеши строить дом», где Мария играла одну из ролей. В 1971 году у них родился сын Александр, ставший актером.
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1971, мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой). Актриса Театра-студии киноактера.
Заслуженная артистка России (2006).
Настоящее имя Ирины Азер — Ирен Абдур-Резаевна Азер.
Свою экзотичную фамилию она унаследовала от отчима Резу Азера, известного генерала, личного врага иранского шахиншаха Пехлеви. Как политический эмигрант, Реза Азер жил в Баку, в резиденции бывших богачей, и для своей обожаемой падчерицы выкопал перед домом роскошный бассейн. Вскоре семья опального генерала переехала в Москву, на улицу Песчаную, где Реза Азер преподавал в Московском институте востоковедения. Вернулся в Тегеран Азер только перед смертью.
После смерти отца в стране произошёл переворот, и Ирина с сестрой Деларам, не получив никакого наследства, вынуждены были бежать из Тегерана.
С 1965 по 1977 годы — работала фотомоделью у В. Вознесенского.
В 1967 году Ирина Азер поступила во ВГИК (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). С ней на курсе учились будущие звёзды кинематографа: Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Аринбасарова, Наталья Гвоздикова, Николай Ерёменко (младший), Вадим Спиридонов, Талгат Нигматулин, Ольга Прохорова.
После окончания ВГИКа в 1971 году стала актрисой Театра студии киноактёра.
С 1969 года начала сниматься в кино.
В телефильме «Большая перемена» ей достался образ эффектной блондинки, которая больше всего на свете любит танцевать, и постоянно отвлекает Генку Ляпишева от учёбы танцульками.
Фильм «Большая перемена» стал путёвкой в жизнь практически для всех актёров, снимавшихся в нём. Ирина Азер не стала исключением, её узнали, полюбили, где-то снимали. Одной из её последующих картин была «Возвращение резидента» (1982), она играла в «Кабачке 13 стульев», но так и не стала по-настоящему востребованной.
С начала 1990-х годов в кино не снималась.
Известно, что в последнее время Ирен Азер занималась мелким бизнесом. В настоящее время живет в США, занимается недвижимостью.
Заслуженная артистка РСФСР (1956).
Народная артистка РСФСР (1964).
Народная артистка СССР (1975).
Заслуженный деятель культуры ПНР (1975).
Училась в Московской оперной студии им. Шацкого на хореографическом отделении.
С одиннадцати лет начала выходить на балетную сцену в детских ролях. В студии проучилась четыре года, но по настоянию врачей балет пришлось оставить.
В 1943 году подала документы на актерский факультет ГИТИСа.
А в 1947 году окончила Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (класс И. М. Раевского и Г. Г. Конского).
В том же году была принята в труппу Центрального Театра Советской Армии (с 1991 года — Российской), где и работала до конца своих дней.
В кино дебютировала в 1954 году в фильме «Укротительница тигров». Снималась много, но свои лучшие роли актриса сыграла в фильмах своего мужа Сергея Колосова.
Занималась преподавательской деятельностью в ГИТИСе, выступала на творческих вечерах, встречах со зрителями.
Сын Людмилы Ивановны и Сергея Николаевича, Алексей Колосов, известный джазмен, закончил факультет журналистики, отделение радио и телевидения. Его передачи о джазе много лет идут на Русском радио.
В три года осталась круглой сиротой и была определена в Школу-коммуну. Работала на машиностроительном заводе, училась в фабрично-заводском училище слесарному и токарному делу, активно участвовала в самодеятельном театре «Живая газета», в 1929 году преобразованном в ТЮЗ.
В 1930 году приехала в Москву, поступила в МТЮЗ, в 1931 году пошла учиться в ГИТИС, где её педагогом по актёрскому мастерству стала Н. Н. Литовцева, жена В. И. Качалова. По окончании ГИТИСа в 1936 году Георгиевскую приняли в труппу МХАТа. Член ВКП(б) с 1940 года.
В 1987 году, когда МХАТ раскололся, Георгиевская посчитала своим долгом поддержать «обиженную» группу актёров и ушла вместе с ними в МХАТ имени Горького, который возглавила Татьяна Доронина. На новой сцене талант Георгиевской сверкнул в ролях Манефы («На всякого мудреца довольно простоты» Островского) и Дарьи («Прощание с Матёрой» Валентина Распутина).
Заслуженная артистка РСФСР (1948).
Народная артистка РСФСР (1963).
Народная артистка СССР (1968).
Ушла из жизни 5 сентября 1990 года в Москве.
Газеты написали о страшной смерти любимой актрисы — её обнаружили в собственной квартире через неделю после смерти. Похоронена на Кунцевском кладбище в Москве (участок № 8).
Долгое время могила была практически заброшенной, так как родственников у актрисы не осталось, лишь осенью 2009 года стараниями МХАТ и ГУП «Ритуал» на её могиле был установлен новый памятник (открытие 6 октября 2009 года).
Заслуженный артист РСФСР (20.05.1988).
Народный артист РФ (13.03.2002).
Вырос в Дзержинске Горьковской области, с 1958 года жил во Владимире. Его актерская биография началась в этом городе. Сначала это была самодеятельность, затем он посещал драмкружок Владимирского гарнизонного Дома офицеров. Со второго раза поступил в Школу-студию МХАТа (после первой неудачной попытки вернулся во Владимир и полтора сезона работал в городском драмтеатре, год учился в Нижегородском театральном училище, затем три года служил в армии в Москве, в роте почётного караула).
Преподает мастерство актера в Школе-студии МХАТ.
Заслуженная артистка РСФСР (28.04.1973).
Народная артистка РСФСР (16.07.1985).
В 1952-1954 годах училась в Омском сельскохозяйственном институте.
Окончила Государственный институт театрального искусства (1958).
C 1958 года — актриса Академического театра имени Моссовета.
Мастер дубляжа и озвучивания.
Автор литературно-поэтической программы «Поэтессы серебряного века».
О жизни и творчестве актрисы снят документальный фильм «Валентина Талызина. Моей душе покоя нет. » (режиссёр Андрей Владимиров, Первый канал).
Заслуженный артист РСФСР (27.11.1970).
Народный артист РСФСР (5.09.1989).
В 1928-1939 годах — участник детского хора и солист миманса Большого театра СССР.
В 1941-1945 годах — старший пионервожатый и воспитатель детского дома в Верхнеуральске.
В 1945 году окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина.
В 1946-1991 актер Московского Театра драмы и комедии на Таганке.
Готлиб Михайлович, «дядя Гоша» — один из наиболее выдающихся таганских актёров.
Один из лучших российских комедийных, острохарактерных актёров.
Он сыграл незабываемые эпизодические роли в фильмах «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «12 стульев», «Берегись автомобиля», «Бег» и многих других.
Мастер гротеска, Ронинсон потрясающе владел мимикой, а его чуть заикающаяся речь придавала героям неповторимый шарм. 45 лет Готлиб Ронинсон проработал в Московском театре драмы и комедии на Таганке — он оказался единственным актёром, который числился в этой труппе до прихода Юрия Любимова и оставался в ней при новом руководстве. У Любимова Ронинсон играл довольно много, причем самые разные роли: мужские, женские, комические, трагические.
Ушёл из жизни 25 декабря 1991 года в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище.
Заслуженный артист РСФСР (4.09.1974).
Народный артист РСФСР (25.07.1980).
Трудное детство, тяжёлая работа — начал паренёк свою трудовую жизнь колхозным бригадиром. В тайне же крестьянский сын всегда думал о сцене, мечтал о ролях, мысленно представлял себя тем или иным героем. Как только появилась возможность, Иван поехал поступать в Москву на «артиста».
Окончил училище при Московском театре Революции (1935).
В 1935-1940 годах — актёр театра Революции.
С 1940 года — актёр киностудии Союздетфильм (ныне — киностудия имени Максима Горького).
С 1945 года — актёр Театра-студии киноактёра.
Ивана Петровича любили в театре. Он знал множество анекдотов, умел и любил похохмить, мог и по-хорошему похулиганить.
В кино дебютировал в 1939 году, сыграв есаула Сороку в фильме «Кубанцы». Потом были роли в драме «Брат героя» и в исторической картине «Первопечатник Иван Федоров». Озорной парень в приключении «Кащей Бессмертный» и Свистунов в комедии «Ревизор».
И всё же, как киноактер, Рыжов долгое время был невостребован. По мнению режиссёров, в молодости образ у него был какой-то невнятный. Может быть, потому его немногочисленные ранние работы впоследствии были забыты зрителями.
Так продолжалось достаточно долго, пока Иван Рыжов не перешагнул сорокалетний рубеж и не начал приближаться к «образу деда». Вот тут то режиссёры вдруг «увидели» актёра.
Возрастные роли в кино Иван Рыжов начал играть во второй половине 1950-х годов. Колхозник в мелодраме «Дело было в Пенькове», казак в «Тихом Доне», чуть позже: строгий Волков в мелодраме «Алёшкина любовь» и незадачливый вахтёр в комедии «Девичья весна». Дальше — больше. С годами интерес к актёру только возрастал.
Очень скоро окончательно определилось и его амплуа. Иван Петрович в основном появлялся на экране в эпизодах, играя простых людей, мудрых и добрых. От его героев исходило какое-то излучение доброжелательности, простоты и искренности, плюс всё это «приправлялось» долей живого народного юмора. Собственно говоря, Иван Петрович даже и не играл, он проживал своих героев, — ведь он и в жизни был таким же. На съёмках актёр практически не пользовался гримом, — его абсолютно «неактёрское» лицо не требовало каких-то корректировок. Герои Рыжова и без этого были очень близки народу.
Особенно органично Иван Петрович «вписывался» в картины Василия Шукшина: будь то заведующий базой в фильме «Живёт такой парень» или проводник в лирической комедии «Печки-лавочки». А как сочно им был сыгран Фёдор Байкалов, отец главной героини в «Калине красной»! Он вообще был «актёром Шукшина», как и Георгий Бурков, и Леонид Куравлёв, и Алексей Ванин. Василий Макарович любил этих актёров и всегда старался найти хоть маленькую, но значимую роль.
К работе Иван Петрович относился с огромной ответственностью. Каждый раз он создавал новый живой образ: справедливый отец Ипат в драме «Угрюм-река» (1969) и угрюмый Андрон Овчинников в телефильме «Тени исчезают в полдень» (1971-1974), царь Евстигней XIII в сказке «Иван да Марья» (1974) и старший мастер Сергей Степанович в комедии «Неисправимый лгун» (1973), домоуправ Пал Титыч в драме «Белый Бим Чёрное Ухо» (1977) и председатель колхоза в мелодраме «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978). Мастера и бригадиры, председатели колхозов и директора, завхозы и домоуправы, и просто: отцы, деды, соседи — всё это герои Ивана Рыжова. Эпизоды, эпизоды… Рыжова по праву можно назвать одним из лучших «эпизодников» страны — наряду с легендарным Михаилом Пуговкиным. Главных ролей в его биографии было совсем немного, но в тени Иван Петрович никогда не оставался. Да разве можно забыть его директора конезавода «товарища генерала» Стрепетова во всенародной драме «Цыган», или Гаврилу Афанасьевича Ртищева в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»?! Что ни роль — очередная грань его многогранного актёрского таланта.
Одни из последних своих ролей (Шапкин в комедии «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» и Тимофеич в лирическом фильме «Орёл и решка») Рыжов сыграл, когда ему уже перевалило за 80. Его последней киноработой стала картина «Пионерка Мэри Пикфорд», снятая в 1995 году.
В течение многих лет Рыжов был одним из постоянных актёров сатирического журнала «Фитиль».
Иван Петрович был человеком стопроцентной доброты, трудно найти, наверное, кого бы ещё больше любили люди. Он был очень веселый человек, и никто никогда не видел его в унынии. У него был какой-то особый юмор, который проявлялся всегда неожиданно и к месту. Он был удивительный артист и человек, хороший семьянин. Так случилось, что когда тяжело заболела жена Иван Петрович буквально 4 года не отходил от её постели, ухаживал, отказывался от ролей, но в конце марте 2003 года она скончалась. Сам актёр лишь на год пережил свою супругу.
Иван Рыжов ушёл из жизни 15 марта 2004 года в московской больнице. По рассказам дочери это произошло по халатности медперсонала, отец упал и порезал руку. Ему вовремя не оказали помощь и он потерял много крови. Панихида проходила не в Доме кино, как бывало с другими известными актёрами, а в больнице имени Боткина, в которой его не стало. Там же, в маленьком храме при больнице прошло отпевание. Проститься с актёром пришли только родственники и несколько деятелей искусства. Но он ведь и сам был на редкость скромный человек.
Похоронен актёр на 25-м участке Перепечинского кладбища рядом с могилой жены Нины Никольской (1918-2003).
Из знаменитой династии русских цирковых артистов — дрессировщиков и клоунов.
Заслуженный артист РСФСР (9.08.1974).
Народный артист РСФСР (4.08.1982).
Народный артист СССР (28.02.1990).
Окончил Школу-студию МХАТ (1954, курс Георгия Авдеевича Герасимова и Сергея Капитоновича Блинникова), Высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе (1978).
В 1954-1963 годах — актёр Центрального детского театра.
В 1963-1967 годах — артист театра имени Ленинского комсомола.
С 1967 года — актёр драматического театра на Малой Бронной. В 2003-2007 годах — главный режиссер театра; самостоятельно ставил спектакли с 1977 года.
В 1996 году как художественный руководитель выпустил курс студентов в Школе-студии МХАТ.
В 1999 году в издательстве «Алгоритм» вышла книга Л.К. Дурова «Грешные записки».
Действительный член Российской академии естественных наук (1996).
Академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА».
Супруга: Кириченко Ирина Николаевна (1931—2011), актриса.
Дочь: Дурова Екатерина Львовна (1959), актриса.
Дядя: Садовский, Пров Михайлович (младший) (1874—1947) — актёр, театральный режиссёр, народный артист СССР (1937).
Ушёл из жизни ночью 20 августа 2015 года в Москве.
Похоронен актёр 24 августа на Новодевичьем кладбище столицы
(участок № 5).
В 1967 году приехал учиться в Москву и поступил в Государственное Училище Циркового и Эстрадного Искусства на отделение разговорных жанров цирка и эстрады. Окончил цирковое училище в 1971 году, выпустившись уже с готовым эстрадным номером (что-то среднее между музыкальной эксцентрикой, клоунадой и театром миниатюр), Баскин был распределён в Оркестр Утёсова, а меньше чем через год поступил в Московский Театр Миниатюр, где и проработал до самого отъезда в Америку.
В 1976 году эмигрировал в США, где успешно реализовался как голливудский актёр.
Заслуженная артистка РСФСР (1946).
Народная артистка РСФСР (1950).
Народная артистка СССР (1970).
Окончила Театральный техникум имени А.В. Луначарского (1925).
С 1925 года — актриса Первого государственного педагогического театра (впоследствии — Госцентртюз), в 1942-1944 гг. — фронтового театра ВТО, с 1944 года — актриса Центрального детского театра.
В кино с 1953 года (первая роль — бабушка Сима — в фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер»). Член КПСС с 1953 года.
За свою творческую жизнь создала 67 ролей в театре и 25 в кино, озвучила более 100 мультфильмов.
Около 50 раз выходила в прямой эфир в образе бабушки Татьянушки в передаче «Спокойной ночи, малыши!»
40 лет проработала на Всесоюзном радио, где создала большое количество литературных и сказочных образов.
Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (6 участок).