актер сыгравший яшку цыгана в неуловимых мстителях
Как сложилась судьба Яшки-цыгана из «Неуловимых мстителей?»
Приключенческий фильм «Неуловимые мстители», вышедший в 66-м году, полюбился зрителям и быстро получил статус культового. Актеры, снявшиеся в нем, мгновенно прославились, в том числе и Василий Васильев, исполнивший роль Яшки-цыгана.
Фото: mediasole
Василия и сегодня помнят и любят благодаря талантливому воплощению яркого образа в «Мстителях», хотя в кино он больше не снимался.
О жизни Василия
Будущий артист появился на свет зимой 50-го года прошлого столетия в цыганском таборе. Там он жил вплоть до шестилетнего возраста в многодетной семье, состоявшей из четырнадцати детей. Затем семья перебрался во Владимирскую область.
Фото: sobesednik
Еще в раннем детстве Василий проявлял свои незаурядные таланты, в том числе музыкальные. Ему удалось быстро научиться ездить верхом на лошади и играть на гитаре. В 12-ть лет он сочинил первую композицию.
Мальчик учился в школе на отлично и посещал кружок художественной самодеятельности. Перейдя в 9-й класс, ему приходилось не только ходить в школу, но и трудиться на ткацкой фабрике. Василию нравилась природа и трактора и об актерской карьере юноша не думал.
Фото: rambler
Получив среднее образование, он оказался в сельскохозяйственном техникуме, который так и не закончил из-за занятости на съемочной площадке.
Съемки кино: как Васильев попал в киноленту
Васильев появился на больших экранах лишь один раз – в культовой советской картине «Неуловимые мстители». Согласно словам самого Василия, в данный фильм он попал благодаря родственнику Юрию Цурило.
Фото: eg
В результате, Васильев отправился в столицу на пробы ленты по приглашению помощника режиссера Владимира Селезнева. Молодой человек не верил, что его выберут на роль Яшки-цыгана, поскольку на нее претендовало еще 8-мь тысяч человек. Но благодаря прекрасному голосовому тембру, удивительной пластичности и навыкам езды верхом, Василий успешно прошел пробы, опередив своих соперников.
Фото: hodor
Васильев вместе с другими начинающими артистами с увлечением включился в работу. Юные актеры даже решили самостоятельно осуществлять некоторые трюки, присутствовавшие в фильме. По воспоминаниям Василия, они занимались конным спортом, плаваньем и стрельбой, дабы почувствовать себя в шкуре персонажей. Им даже удалось стать кандидатами в мастера спорта по этим дисциплинам, что позволило делать опасные трюки без привлечения дублеров.
Фото: goodhouse
К примеру, Василий сам прыгал со скалы Дива, высотой в 25-ть метров в воду. Сцену сняли с 1-го дубля посредством трех камер. Подобный трюк в фильмах больше никто не исполнял.
Жизнь после «Мстителей»
Весной в 67-м году состоялся дебют картины в кинотеатрах. Лента сразу получила громадную популярность у жителей СССР – мальчики и девочки много раз пересматривали ее. На главных персонажей обрушилась слава, дети старались подражать им и сами играли в «Мстителей». Поэтому официальные власти приняли решение отснять несколько продолжений.
Фото: biographe
После завершения работы в «Мстителях», Василий решил больше не связываться с кинематографом, поскольку музыка ему была ближе. Артиста звали на аналогичные роли, но он всегда отвечал отказом.
Васильев стал членом творческого коллектива театра «Ромэн» и вместе с этим обучался в студии драмтеатра.
Фото: kino-teatr
После двухлетнего пребывания в театре, артист перебрался в Ленконцерт. Более 20-ти лет ему приходилось давать представления по всей стране. Его репертуар состоял не только из цыганских романсов, но и из собственных композиций.
Личная жизнь и сегодняшние дни
С первой супругой Васильев познакомился благодаря Владимиру Преснякову — девушка по имени Галина была певицей, а ему как раз была необходима солистка для концертов. Василий влюбился в Галину, несмотря на двенадцатилетнюю разницу в возрасте. Он настойчиво ухаживал за ней, и спустя два года пара заключила брак.
Фото: stuki-druki
Позднее Галина родила дочку, которую сначала приходилось брать с собой на выступления, а затем отдать на воспитание бабушке. Но союз артистов распался, когда девушка узнала об изменах Василия. Галина с дочерью после развала союза переехали в США.
Затем артист вновь женился. Будущую жену – Марианну, он в первый раз увидел на фотографии, а позже позвал ее к себе танцевать в ансамбль. Между ними начались отношения, которые переросли в брак.
В 90-е годы Ленконцерт закрыли, и Василий остался без работы. После утомительных гастролей, продолжавшихся на протяжении 20-ти лет, он принял решение осесть вместе со своим семейством в Твери, где возглавил цыганский культурный центр.
Фото: teleprogramma
Первого января 2019-го года артист достиг шестидесятидевятилетнего возраста. Он и по сей день живет с Марианной – в браке у них родились две дочки, а сейчас также есть двое внучек и внук.
Парадоксы «неуловимого мстителя» Василия Васильева: Почему старшая дочь вспоминает отца с горечью, а младшие считают его идеальным папой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Половодье чувств
После съемок в «Неуловимых мстителях» Василий Васильев несколько лет служил в театре «Ромэн», при котором и закончил студию актёра. Чуть позже его пригласили в Ленконцерт, предложив создать собственный ансамбль. В новый коллектив нужна была певица, и кто-то посоветовал Василию Васильеву обратить внимание на Галину Храмову.
Вскоре Галина уже выступала в составе ансамбля, а молодой артист оказывал ей знаки внимания. Она была старше Василия на 12 лет и категорически отказывалась принимать его ухаживания. Но настойчивый парень сдаваться не собирался. Галина отчаянно переживала: ему всего 24, он молод и красив, у него множество поклонниц. А с другой стороны ей очень нравился страстный поклонник, так горячо и искренне говоривший о своих чувствах.
Разрушенные мечты
Соглашаясь выйти замуж за Васильева, Галина искренне верила: они обязательно будут счастливы, проживут вместе долгую жизнь, сохраняя любовь и уважение друг к другу. В 1974 году у супругов родилась дочь Кнея.
Поначалу у супругов всё действительно складывалось хорошо. Маленькая дочурка неизменно сопровождала родителей во время гастролей. Семья даже в самых затрапезных гостиницах чувствовала себя, как дома. Галина могла создать уют даже в крохотной комнатке, а благодаря маленькой электрической плитке и кулинарному искусству жены и мамы семья не знала, что такое общепит.
Лишь много позже Кнея узнала, что благополучие было лишь видимым. Мама, пытаясь сохранить семью ради дочери, старалась закрывать глаза на отцовские измены. Видела, насколько малышка привязана к папе. Потом девочку перестали брать на гастроли. Поначалу за ней присматривала бабушка, после её смерти Кнея училась в интернате. Галина Храмова тогда решила оставить сцену и посвятить себя воспитанию дочери. Она считала: негоже девочке находиться в интернате при живых родителях.
Пока Галина занималась дочерью, Василий Васильев гастролировал по всему Советскому Союзу. И встретил свою вторую жену, Марианну. Позже они переехали жить в Тверь.
Недетские обиды
Из семьи он ушел, развод они оформили много лет спустя. Первая супруга болезненно пережила расставание, в какой-то момент начала прикладываться к бутылке. Кнея помочь матери ничем не могла. Когда девочке было лет 12, она всерьёз испугалась: мама больше суток не выходила из комнаты, закрывшись на ключ.
Кнея обратилась за помощью к отцу. Он приехал через два дня и решил проблему радикально. Бывшую жену положил в психиатрическую клинику, затем лишил её родительских прав. Кнею отвез к своей матери, Евдокии Николаевне в Вязники. К себе в семью не звал, вторая жена не любила воспоминаний о его прошлом.
В Вязниках девочке пришлось несладко. Бабушка имело свое представление о воспитании внучки. Кнее доставалась самая тяжелая работа, а за малейшую провинность её могли наказать физически. Приезжавший время от времени в родительских дом Василий Васильев особого внимания на дочь не обращал, хотя братьям и племянникам помогал всегда.
В браке с Марианной у Василия Фёдоровича подрастали две дочери, Есения и Кристина. О них он нежно заботился, привозил подарки, радовал сюрпризами. Кнея чувствовала себя забытой и брошенной.
Она прожила в Вязниках два года. За это время Галина Храмова сумела восстановить свои родительские права. Воссоединение с мамой было трогательным. Слушая рассказы дочери о жизни с бабушкой, Галина плакала куда горестнее самой Кнеи.
Прощальный удар
В 1990-е годы Галина и Кнея лишились своего единственного жилья. По словам Кнеи, отец уговорил маму продать их квартиру и вложить деньги в большой дом на берегу Финского залива. Тогда он сам оказался жертвой мошенников. Но вернулся в Тверь к Марине и дочерям.
Бывшая жена и старшая дочь, к тому времени уже совершеннолетняя, остались без крыши над головой. Галина тогда, увидев объявление о наборе домашнего персонала в США, решила рискнуть. Терять им всё равно было уже нечего. Через три месяца она и дочь вызвала к себе. Кнея накануне отъезда позвонила отцу, хотела увидеться на прощанье. Но у него оказались свои планы, нарушать которые Василий Васильев не захотел.
Он долгое время вообще не упоминал о своей первой семье. Будто и не было в его жизни Галины Храмовой и девочки Кнеи, которая его сначала очень любила, а после долго не могла понять, почему он забыл о ней.
Но время лечит любые раны. Наверное, Василий Фёдорович вынес свои уроки из первого брака. И во второй семье вёл себя уже совсем по-другому. Он действительно стал хорошим семьянином, заботливым отцом, любящим дедом.
Кнея давно простила его. Она живёт в Португалии с мужем и мамой, крепко стоит на ногах. Они с мужем открыли свой ресторан, а маме дали возможность просто наслаждаться спокойной жизнью. Кнее лишь хочется, чтобы отец не вычеркивал её из жизни, а вспоминал иногда о том, что у него есть ещё одна дочь.
В конце 1960-х гг. самыми популярными подростками в СССР стали актеры, сыгравшие главные роли в фильме «Неуловимые мстители». Только за первые два месяца его посмотрели 30 млн зрителей, и четверка «мстителей» приобрела всесоюзную известность. Но, как ни странно, столь удачный дебют в кино не был залогом успешной кинокарьеры, и для многих актеров, снимавшихся в фильме, на этом триумфе все и закончилось.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Четыре невесты Яшки-цыгана и одна его счастливая жизнь при папиных дочках
1921 год. В теплушке поезда Кострома-Баку на трясущихся под карандашом листах бумаги большевик Павел Бляхин увлечённо пишет повесть. В повести интернациональная и, конечно, не знающая гендерных предрассудков компания подростков бьёт махновцев. Едет при этом Бляхин не воевать – в Баку он возглавит отдел народного образования. Но в «разгроме махновщины» перед тем он поучаствовать, действительно, успел и именно из этого опыта создаёт теперь приключенческую повесть – «Красные дьяволята».
Фильм по мотивам этой книги в СССР станет культовым. Правда, от изначального сюжета там мало что останется. Например, китайского мальчика, которого принимают в свою банду главные герои, в первой экранизации заменит юный чернокожий циркач, а во второй – в «Неуловимых мстителях» (1967) – на роль представителя меньшинств поставили цыганского мальчишку.
Да и то сказать – к историям о Гражданской это было ближе. В СССР к тому времени давно вышли мемуары цыганского драматурга Ром-Лебедева о том, как он мальчишкой во время Гражданской оказался на фронте. Даже если режиссёр их не читал, то однозначно угадал с образом мальчика-цыгана в предлагаемых исторических обстоятельствах.
Не заменить ли цыгана грузином?
На роли «Неуловимых мстителей» — героев второй экранизации «Красных дьяволят» — режиссёр, Кеосаян-старший, отбирал только спортсменов. Незадача, однако, была с Яшкой-цыганом. Он по сценарию втирается в доверие к бандитам песнями и плясками. Не каждый спортсмен проявляет такие качества. Тем более, что найти именно цыганского мальчика оказалось непросто. Даже возникала идея, не заменить ли цыгана грузином – тоже этническое меньшинство для степей Украины.
Есть разные легенды о том, как Кеосаян сумел найти того самого Яшку, уже отсмотрев три тысячи проб. Одна из них гласит, что из школы-интерната дёрнул в Москву юный цыган, самоходом. Пробы прошёл, но причёска у него была «тюремная» — бритая голова. Тем временем уже всех остальных актёров набрали, и съёмки хотели начать уже поскорее. Некогда волосы отращивать! Мальчика завернули.
Но он, выйдя из студии, увидел открытую гримёрку и в ней – роскошный, кудрявый женский парик смолисто-чёрного цвета. Схватил, надел и пришёл обратно. И режиссёр не смог устоять. А волосы, что волосы – у цыган они растут очень быстро. Р-р-раз, и юный актёр уже с нужной причёской. Под индийских актёров.
Сам Васильев рассказывает, что история была куда проще. Режиссёр решил спросить знакомого актёра-цыгана, Юрия Цурило (это в наше время он – звезда экрана, а тогда был на самом старте своей карьеры) – мол, не подскажешь ли таборного мальчика? И Цурило подсказал, таборного, таборнее некуда. Ваську Васильева из деревни под Владимиром. Ведь родился Васька в самом настоящем кочевом таборе, за шесть лет до указа об оседлости.
Активист, хорошист и отличный жених
Жизнь на селе в пятидесятых-шестидесятых била ключом. Привозили и показывали кино, устраивали танцы, а ещё – над самодеятельностью никто не смеялся. Люди реализовывали свои таланты, тягу к творчеству, выступали с песнями, с танцами, с самодельными пьесками. Особенно школьники – им школа давала все нужные инструменты и вообще творчество всячески поощряла. Главной школой в округе был интернат. Там жили вполне домашние дети – просто чтобы за тридесять земель не надо было ехать на уроки. Обстановка была, хотя и полная дисциплины, но тёплая.
В интернате Васька Васильев развернулся. Учился на четыре-пять, везде, где можно было проявить инициативу – проявлял, и не ради галочки, а просто всё вокруг было интересно. Люди ходили на душевном подъёме: война была уже далеко позади, СССР запустил в космос спутник и Юрия Гагарина, а радио давно уже передавало не только официальные новости, но и музыку по заявкам, и развлекательно-познавательные передачи. В общем, как будто новая, свежая жизнь началась.
Интереснее всего Васильеву было, конечно, в самодеятельности. Там он и пел, и плясал, и осваивал разные музыкальные инструменты. Сам участвовал в организации концертов. А летом, на каникулах, гонял коней в ночное с другими ребятами и нанимался пастухом, заработать копеечку в семью – она была многодетная, любая помощь родителям была кстати. Пастухами тогда часто ходили школьники и студенты.
Объявившийся с заманчивыми предложениями кинокарьеры Кеосаян был как будто некстати. Родители Васьки только его сосватали, и все мысли были о будущем – как поступить в училище на механизатора широкого профиля (хлебная тогда и уважаемая профессия, которая давала возможность содержать семью в комфорте) да когда уже свадьба с Валей. Валей звали цыганскую девочку, которая должна была стать Василию женой. Свадьбу думали сыграть не дожидаясь совершеннолетия, только школу закончить, и всё. Нравы у сельских цыган простые.
И всё же Васильев поехать в Москву сниматься согласился – посоветовавшись с родителями, конечно. Родители дали ему небольшую сумму денег, и в столице он первым делом купил на эти деньги приличный костюм. Ведь предстояло ходить по Мосфильму, на глазах у звёзд советского экрана. Хотелось солидности, хотелось в грязь лицом не ударить.
Проснуться знаменитым
К съёмкам готовились плотно. Четыре исполнителя главных роли сами чистили лошадей, спали с ними рядом – чтобы животные привыкли. Все четверо к началу съёмок должны были получить мастеров спорта, чтобы можно было исполнять трюки без дублёров. И если для городских ребят это не было проблемой – их набрали из спортсменов, то у Васильева в родном селе секций не было. Хотя сам по себе он вполне был спортивный парень. Но и юный цыган получил мастер спорта.
Тут на дыбы встали чиновники: актёры же несовершеннолетние! Только с каскадёрами! Кеосаяну пришлось официально зачислить в штат и каскадёров. Одна беда – в кадре с актёрами подростки, а в кадре с дублёрами, что хорошо видно, взрослые дяди и тёти. В общем, требования безопасности режиссёр и актёры нарушали напропалую. Бывало так, что снимут для проформы с каскадёрами, а потом ту же сцену, но тишком – без них. И монтируют в фильм, конечно, дубли с ребятами.
Из-за этого режиссёр несколько раз ходил под уголовкой. Ведь при съёмках трюков, даже если страхует вся съёмочная группа, то и дело кто-то ушибётся. Васильева, например, чуть раз не разорвало пополам разбежавшимися лошадью и каретой – догадался оттолкнуться от кареты и упасть наземь. Паренёк встал весь в крови, и тут же – вся съёмочная группа вокруг собралась, начала проверять, насколько жив, оказывать первую помощь. Ничего – на другой день снова сниматься пошёл. В двух следующих фильмах серии он тоже обошёлся без дублёров, благо, скоро уже и возраст позволял все трюки выполнять на законных основаниях.
Многие позже завидовали ребятам – ведь в фильме участвовало множество знаменитостей, а в гости на съёмочную площадку к одному из операторов то и дело приезжал сам Высоцкий. Вот только большинство знаменитостей – включая Владимира Семёновича – в сторону подростков и не глядели. А сами ребята первые стеснялись подходить. Зато консультант первой картины, сам маршал Будённый, с юными актёрами был ласков, мог поддержать небольшую беседу. Памяти для советского подростка просто – на всю жизнь!
Уже после первого фильма «Яшка-цыган» обнаружил себя всенародным любимчиком. Когда молодые актёры ехали на встречу со зрителями, страшно было выходить из автомобилей или автобусов – встречала толпа. Ходили слухи, что порой, как рок-звёзд, до места встречи актёров несли на руках. Но такого, конечно, никто не запечатлел – это было как-то не по-советски.
Пока один за другим шли съёмки трёх фильмов, подумать, как карьера и жизнь сложатся, Васильеву было некогда. Только успевал сбегать послать домой денег да иногда приехать проведать родных. Потому что трюковое кино такое – больше времени, чем съёмка, занимает подготовка к ней. Потом, когда последний фильм был отснят, встал вопрос продолжения карьеры. В кино юноше с выраженной этнической внешностью предлагали только эпизоды. После оглушительного успеха сниматься в них было обидно. Да и гарантии, что когда-то из эпизодов удастся выбраться, было никакой. Васильев решил уйти в театр. И больше никогда в кино уже не снимался.
Позже его спрашивали – не обидно, что всю жизнь его ассоциируют с одним персонажем? Актёр отвечал, что Яшка был им самим, тем шестнадцатилетним, горячим, мечтающим сделать мир лучше и верящим в крепкую дружбу. Разве можно обижаться, что тебя запомнили именно таким?
Женщины – это сложно
Валя вскоре после начала съёмок помолвку разорвала. Артист – это несерьёзно. Нашли Вале другого жениха, поосновательнее, из соседней деревни. Сначала было обидно мальчишке, конечно. А потом, мотаясь по съёмкам, встречал её при коротких визитах домой – цветущую, счастливую, увлечённую своими малышами и довольно глядящую на мужа, на хозяйство – и понимал, что всё к лучшему. Не смог бы он этой девушке дать такую жизнь, спокойную, с домом – полной чашей.
Действительно, артист, в определённом смысле – это несерьёзно.
Окончив студию при «Ромэне», актёр поступил в штат театра. Получил от театра квартиру. То есть жизнь актёрская началась штатно и спокойно. Вот только снова максимум, что предлагали – эпизоды. А чаще – в массовке постоять. Хотелось же, честно говоря, солировать.
Думать долго Васильев не стал – ушёл в Ленконцерт и начал выступать по Советскому Союзу как певец. Тем более, что тут сразу всё пошло гладко. И цыганские песни советский народ любил послушать, и когда заводил «Яшка-цыган» что-то из «Неуловимых мстителей» — могли целым залом, целым стадионом с увлечением подпевать.
На эстраде в то время действовало правило. Кормишься сам – дай кормиться другим. То есть возьми с собой пару менее раскрученных артистов. На разогрев выпустить, дуэтом спеть. Всем надо кушать, но одним повезло прославиться (а в актёрской славе везение действительно играет большую роль), а другим, не бездарным, нет. Тем более, и многие песни (особенно цыганские) лучше шли с дополнительным женским вокалом.
Так Васильев познакомился со своей первой женой, Галиной Храмовой. Познакомил их, собственно, Пресняков-старший. Храмова была двенадцатью годами старше, Васильев к ней старался проявлять уважение. Но так случилось, что он расстался со своей второй невестой – французской цыганкой Луизой (да, не одна Марина Влади в СССР женихов находила). Одиночество, общее дело, хорошее, душевное знакомство Васильева и Храмову сблизили. Они женились. Родилась дочь Кнея.
Брак не задался, и каждый вспоминает его последние годы по-своему. Можно понять только то, что у Галины развился обычный недуг советских актёров – алкоголизм. Когда она стала уже совсем дисфункциональна, Васильев увёз дочь к своей матери, а Галине помог устроиться в клинику. Там её успешно вылечили, но до того Кнея прожила годы, которые вспоминает, как травмирующие – без папы, без мамы, и по дому всё заставляют делать. У цыган девочки рано в хозяйство вовлекаются, для маленькой ленинградки это оказалось шоком. Ей, вероятно, казалось, что родная бабушка над ней издевается.
В девяностых квартиру, в которой были прописаны и Васильев, и Храмова, приватизировали и продали. Актёр выпросил у бывшей жены деньги, чтобы построить культурный центр. Но деньги буквально отняли, актёра запугали. Кнея собрала крепких ребят и поехала к несостоявшемуся бизнес-партнёру Васильева – как рассказывает она сама. Все деньги выбить не удалось, только мамину долю. Не пропадала Кнея в жизни и позже. Она переехала в Португалию и отлично освоилась на новом месте.
Следующей невестой Васильева стала молодая певица по имени Марианна. Полукровка, которую воспитывала мама-цыганка. Она ездила в том же коллективе, с которым гастролировал Василий (уже даже Василий Фёдорович). Влюбился в неё актёр без памяти, но – робел.
Ему уже двадцать семь, по советским меркам зрелый мужчина, с браком за плечами. А ей – девятнадцать: по паспорту взрослая, а на деле только вышла из подросткового возраста, легко ранить и уж как легко показаться стариком! И фильма она звёздного не смотрела, в Яшку-цыгана влюблена не была – в отличие от многих советских девчонок. А на гастролях подходила к соседу, как к пожилому мэтру: вам что-нибудь постирать, Василий Фёдорович?
Через два года знакомства они женились. Всю свою жизнь Василий Фёдорович по-прежнему перед Марианной трепещет. Зовёт её Королевной. Наконец-то стал вовлечённым отцом – старательно собирал на гастроли с собой соски, бутылки, ползунки, цеплял на себя одну дочь, пока Марианна несла вторую. Вместе с Марианной в итоге прошёл всю жизнь. Дочери выросли, отучились, теперь выступают с отцом. Растут уже и внуки. Тоже все в музыке, с малых лет – за кулисами и на сцене. Когда придёт срок, пожалуй, можно будет сказать – жизнь-то была счастливо прожита.