актер сыгравший забара в фильме табор уходит в небо
«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
Лента, снятая по мотивам произведений Максима Горького, мгновенно стала лидером проката и заняла 13-ю строчку в списке самых посещаемых фильмов в истории советского кино. Зрители даже не подозревали, какие трудности выпали актерам, работавшим на площадке с требовательным режиссером Эмилем Лотяну.
Почти 65 миллионов человек посмотрели «Табор уходит в небо» за год. Больше всего публику впечатлила музыка: композитор Евгений Дога собрал самые яркие песни 30-х и попросил солистов театра «Ромэн» исполнить их. И конечно, импонировала зрителям история любви конокрада Лойко Зобара и красавицы Рады, которую воплотили на экране Григоре Григориу и Светлана Тома.
5 апреля 1976-го состоялась мировая премьера картины. Вскоре она получила «Золотую раковину» фестиваля в Сан-Себастьяне, диплом за лучший фильм международного смотра в Праге и приз за лучшую режиссуру Fest-77 в Белграде. Почему же Светлана Тома, признанная после триумфа ленты актрисой года по версии журнала «Советский экран», называла роль Рады самой счастливой, но и самой тяжелой в карьере? И как сложились судьбы ее коллег по площадке?
Светлана Тома — Рада
17-летняя Светлана Тома случайно столкнулась с Эмилем Лотяну на остановке. Режиссер как раз искал юную девушку на роль Иоанны в «Красных полянах», и Света показалась ему подходящей кандидатурой. Сперва Тома отказывалась от съемок, но в итоге драматург убедил в необходимости проб не только претендентку, но и ее родителей.
До этого Светлана планировала поступить на юрфак, но эти мечты мгновенно растаяли в свете софитов. И вот уже девушка училась на экспериментальном курсе ЛГИТМиКа и вовсю снималась в кино. Работа с Лотяну никогда не давалась легко: требовательный драматург срывался на юную актрису, обзывая ее бездарной идиоткой. Наиболее напряженными оказались съемки в ленте «Табор уходит в небо».
Мало того, что цыганки ревновали Светлану к роли Рады, считая, что героиню должна играть женщина, не понаслышке знакомая с кочевой жизнью, так еще и режиссер начинал съемку в пять утра, а заканчивал — поздней ночью. В Карпатах стояла жуткая жара, а Лотяну кричал на и без того измученных актеров, чтобы их напряжение передалось зрителям через экраны. Однажды Тома не выдержала и уехала с площадки в Москву. Как ни странно, увольнять ее Эмиль не собирался. Вернувшись через 10 дней, артистка поняла, что все это время ее ждали операторы и коллеги. А вот Эмиль Лотяну хоть и поумерил пыл, но до конца работы общался со взбунтовавшейся звездой через третьих лиц.
По слухам, Лотяну заставил Светлану и Григоре Григориу танцевать босиком на жестяном листе, раскалившемся на солнце: чтобы ключевая сцена получилась более отчаянной и страстной. А еще поговаривали, что цыганки, приходившие впоследствии в кинотеатры, очень осуждали режиссера, решившего снять, как Тома купается с обнаженной грудью — нравам табора это не соответствовало. Тем не менее в целом фильм понравился и цыганам, и остальным советским зрителям, так что Светлана Тома могла зарабатывать одними творческими встречами.
Не секрет, что отношения актрисы с режиссером осложнялись романтической подоплекой. «После съемок он становился абсолютно другим: внимательным, заботливым, необычайно нежным. Кормил меня, лечил, когда болела. Однажды я вдруг осознала, что этот взрослый мужчина ухаживает за мной. Я никогда не была его женой официально. Нас много лет связывали странные, прекрасные и мучительные отношения. Они то прерывались, то возникали вновь», — признавалась артистка.
Даже в периоды расставаний Светлана продолжала сниматься у Лотяну. Однако, как и любая женщина, она мечтала о тепле семейного очага. Уют и стабильность актрисе подарил муж Олег Лачин. К сожалению, супруг трагически погиб, когда дочке Ирине было всего восемь месяцев. И вновь в трудный час рядом появился Эмиль Лотяну: предложил вдове работу, которая могла отвлечь от дурных мыслей.
В нулевых актриса вновь вышла замуж, за драматурга Андрея Вишневского, но брак не продлился долго. Несмотря на то, что Тома пыталась создать семью с другими мужчинами, а Лотяну женился на Галине Беляевой, поклонники полагали: самые сильные чувства все же связывали артистку с наставником.
«Мы испытывали целый спектр разных эмоций: любили, ненавидели, обижали, может быть, сами того не желая. Тем не менее оба проросли друг в друге, — резюмировала Тома. — Когда не стало моих родителей, именно Эмиль стал для меня поддержкой и опорой. С его уходом я окончательно ощутила себя сиротой».
Григоре Григориу — Лойко Зобар
Как и для Светланы, для Григоре Григориу «Красные поляны» стали дебютным фильмом. До первых съемок артист успел поработать грузчиком на железной дороге и шесть лет прослужить в драмтеатре в Бельцах. В дальнейшем актер исполнил более 70 ролей в кино и на подмостках, самой известной из которых был персонаж Лойко в ленте «Табор уходит в небо». Чтобы вжиться в образ Григоре не только две недели жил в цыганской семье, но и укрощал лошадей.
«Сколько коней пришлось обуздать, сколько ссадин и кровоподтеков было у меня после подобных «тренировок». Один раз даже жизнью чуть не поплатился, да ангел-хранитель помог. Помню свирепого рысака по кличке Слон — огромного, выше меня ростом. Дублера он за считанные минуты с себя сбросил. Но Лотяну знал, что при огромном желании я смогу справиться с самой буйной лошадью. И потому меня не удивила его команда: «Григориу, оседлать коня!» Это была в прямом смысле слова схватка — кто кого сильнее, — делился Григоре. — Пришлось применить специальные шпоры. Они до крови впивались в бока Слона. Он был весь взмыленный, а я — мокрый и счастливый от того, что победил. »
«Лотяну в отличие от многих других ни под кого не подстраивался, не делал ничего по заказу, не разрабатывал «киношных концепций» на злобу дня. Он просто снимал прекрасные фильмы, уважал свое имя и этим спас молдавское кино от провинциальности. И я горжусь, что работал рядом с этим неординарным режиссером уровня, как я считаю, Куросавы, Формана, Копполы. Теперь я знаю, что в жизни надо уметь сгорать дотла», — подчеркивал Григориу.
30 лет артист был женат на Екатерине Ботнарюк и вырастил с ней двоих сыновей. Но в 1996-м во время переливания крови актриса заразилась гепатитом, и буквально сгорела за три месяца. Залечить душевные раны Григориу помогла новая любовь, — к молодой сотруднице библиотеки — хотя чувства к умершей супруге он всегда считал главными в жизни.
Вчера молдавскому актеру могло исполниться 80, но он умер еще в 2003-м, спустя восемь месяцев после ухода Эмиля Лотяну. Жизнь 62-летнего артиста оборвалась в автокатастрофе: в его «Волгу» врезалась «Мазда», водитель которой спешил в Одессу на рынок. Роковую роль сыграли туман и гололед, Григориу и его друг скончались на месте, погибли и все пассажиры иномарки, а шофер остался инвалидом. Цыгане, принимавшие Григоре за своего после «Табора…», приезжали на место ДТП помянуть звезду кино.
Барасби Мулаев — Макар Чудра
В основном артист играл второстепенных персонажей, но ключевые роли получил в фильмах «Буйный Терек», — перевоплотился в полковника Дзандара — «Обида старого охотника» и «Дорога на край жизни».
Распад СССР народный артист Кабардино-Балкарской Республики перенес тяжело: работы почти не осталось, он чувствовал себя ненужным. К сожалению, детей у Барасби не было, и почти всю жизнь он прожил с матерью. Умер одинокий и забытый всеми актер в 80 лет.
Всеволод Гаврилов — Данило
Изначально артист планировал связать судьбу с музыкой: окончив специализированное училище, он поступил в консерваторию по классу кларнета. Все изменилось, когда Гаврилов устроился рабочим сцены в театр русской драмы и комедии в Тирасполе. Педагог Нина Алексеева разглядела в мужчине талант и помогла стать актером.
Тогда же Всеволод Сергеевич начал мелькать в кино: первые роли исполнил в фильмах «Офицер запаса» и «Дмитрий Кантемир». Ну а затем артист сыграл Данило в ленте «Табор уходит в небо». С коллегой по этой картине Григоре Григориу Гаврилов снова встретился на площадке «Ночи в Чили».
Неоднократно артист получал награды за успехи в творческой деятельности и высокое художественное мастерство. Большую часть жизни он посвятил Русскому драмтеатру имени Чехова. 2 октября 2020-го коллеги по сцене сообщили, что Гаврилов скончался после тяжелой болезни.
Борислав Брондуков — Буча
Еще один «король эпизода», засветившийся в картине Лотяну — Борислав Брондуков. Долгое время он трудился прорабом на стройке, а потом устроился на завод «Арсенал», где проявил актерский талант в народном театре. Тем не менее в вуз самородка брать не хотели: приемная комиссия заявила, что с такой внешностью Брондукову стоит пойти обратно на стройку. К счастью, ректор Николай Заднепровский вступился за абитуриента, так как видел его в спектаклях.
В начале 60-х актер дебютировал в кино в «Цветке на камне», а спустя шесть лет получил награду за роль вора в «Каменном кресте». Из-за отсутствия в фильмографии ключевых персонажей артист не переживал, так как знал: из любого эпизода он сделает конфетку. Брондуков, действительно, был так убедителен в любом амплуа, что после ленты «Афоня», где он перевоплотился в алкоголика, зрители поверили: исполнитель — пьяница!
Из-за подобных ассоциаций Борислав Николаевич постоянно получал роли преступников, алкоголиков и разгильдяев, хотя коллегам было очевидно, что за внешним комическим рисунком крылась тонкая ранимая душа и перенесенная некогда боль. Без драмы, правда, не обошлось: у первой супруги Брондукова обнаружили психическое заболевание, существовать с которым в браке оказалось невозможно.
От одиночества актера спасла 18-летняя Катя, мечтавшая поступить в театральный институт. Борислав Николаевич готовил девушку к экзаменам, а попутно влюбился. Спустя год муза ответила наставнику взаимностью, они сыграли свадьбу, а позднее стали родителями сыновей Кости и Богдана.
В 80-х после съемок «Карастояновых» у Брондукова случился первый инсульт. Екатерина заботилась о муже, и, используя различные методики, учила его заново говорить. Актер продолжил работать в кино, но в 1993-м второй приступ застал его врасплох.
Жена пыталась хоть как-то поддержать семью и больного мужа материально, а потому взялась за швейную машинку. Чуть легче стало, когда актеру выделили президентскую стипендию. Но затем в кино наступил кризис, Екатерина бросила работу, чтобы ухаживать за супругом, и пришлось довольствоваться пирожками от поклонников и суповым набором от знакомого мясника…
Добил артиста третий инсульт, в 1997-м: больше он не говорил и почти не двигался. Екатерина не бросила мужа в беде и, вероятно, только благодаря ее заботе он прожил еще семь лет.
Мария Капнист — Изергиль
Мариэтта родилась в семье графа Ростислава Капниста и прапраправнучки атамана Ивана Серко, так что первые семь лет жизни провела в особняке на Английской набережной в Петербурге. После Октябрьской революции ее отца расстреляли, а старшие брат и сестра вскоре умерли. Мать переехала с оставшимися детьми в Судак, но их дом разрушили. Крымские татары, чтившие графа Капниста, помогли женщине бежать.
В родной Ленинград Мариэтта вернулась в 16: поступила в театральный вуз, играла на сцене в массовке. Но потом из-за дворянского происхождения девушку исключили из института. В отчаянии Капнист отучилась в Киеве на бухгалтера, но и в этой профессии ей не давали покоя. Дважды женщину арестовывали — по обвинению в шпионаже и антисоветской агитации. В заключении она родила от осужденного на каторгу польского инженера дочь, которую нарекла Радиславой — в честь героини рассказа Горького «Макар Чудра»…
Ребенка определили в детдом, но подруга по несчастью Валентина Базавлук сумела выйти на свободу раньше, отыскать и удочерить Радиславу. В 1956-м Капнист выпустили из ИТЛ после почти 15 лет заключения, а еще через два года ее полностью реабилитировали за отсутствием состава преступления. Разумеется, это не могло вернуть Мариэтте ни потерянного времени, ни здоровья…
Поначалу бывшая заключенная работала массажисткой и дворником, но затем сумела получить небольшую роль игуменьи в «Таврии». Режиссеры киностудии имени Довженко обратили внимание на талантливую женщину, и с тех пор она часто играла графинь, ведьм, цыганок и чародеек.
В заключении Капнист постоянно трудилась под землей, поэтому у нее развилась фобия. Это и погубило артистку, не желавшую пользоваться подземкой: в начале октября 1993-го она попала под колеса машины, переходя одну из самых оживленных автомагистралей Киева близ киностудии имени Довженко. Спустя пару недель у пострадавшей актрисы начался отек легких, а 25 октября ее сердце остановилось.
Василий Симчич — барин Балинт
К этому актеру судьба тоже была не слишком благосклонна: он рано потерял отца, организовал сельский театр в Среднем Березове, но не мог всецело погрузиться в искусство, так как требовалось еще и следить за хозяйством. В конце 30-х Симчича арестовали за участие в политических протестах, и он избежал казни только благодаря протекции дяди-священника.
Мужчина работал сельским учителем, но в 40-х судьба забросила его в Харьковский драмтеатр. Сменив несколько мест службы, Симчич окончил режиссерские курсы и стал худруком Народного театра в Коломые. Параллельно он снимался в кино, и роль Николая Скворцова в фильме Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» оказалась для него последней: артист умер весной 1978-го в 63.
Ляля Черная — старая цыганка
Дочь московского дворянина и цыганки Надежда Киселева начала профессионально выступать с хором Егора Полякова как танцовщица с 13-ти, а в 1931-м перешла в театр «Ромэн», которому посвятила 40 лет жизни. Под псевдонимом Ляля Черная брюнетка играла в спектаклях и кино, а в народе получила прозвище «цыганская Любовь Орлова».
Мужчины теряли от черноокой красавицы голову. По легенде, один чиновник даже предстал перед судом за взятки, которые тратил на Лялю. Замуж актриса вышла за директора «Ромэн» Михаила Яншина, но потом бросила его ради Николая Хмелева. Во втором браке артистка родила сына Лешу, и все было бы прекрасно, если бы супруг не умер прямо во время репетиции спектакля «Трудные годы»…
Вдову, как ни странно, поддерживал бывший муж Яншин. Вероятно, они могли бы вновь сойтись, да что-то не заладилось. Ну а в 70-е на горизонте появился другой актер — Евгений Весник, с которым Ляля прожила пять лет.
В 1972-м актриса покинула «Ромэн», так как значимых ролей для нее там не осталось. Без дела звезда не сидела: записывала пластинки, снималась в кино, выступала перед зрителями с музыкальными номерами. Коллеги рассказывали, что свой последний концерт Ляля Черная сыграла в «Эрмитаже». Ей стало плохо на сцене, артисты вызвали скорую, но в итоге королева цыган умерла в клинике.
Григоре Григориу
Григоре Григориу родился 4 апреля 1941 года в молдавском городке Каушаны Бендерского уезда в крестьянской семье.
После войны мать повторно вышла замуж. Отчим был механиком на железной дороге.
По семейной легенде, когда родился Григоре Григориу, гадалка сказала его родителям, что он станет конокрадом. Хотя коней он так и не воровал, но пророчество в какой-то мере сбылось: сыграл цыгана-конокрада Зобара.
В школьные годы серьезно занимался боксом.
Сам научился играть на гитаре, обладал хорошим голосом, пел в хоре. В юности увлекся театром. Играл в межколхозном профессиональном театре.
После окончания школы работал грузчиком на железной дороге. Но сам он мечтал стать актером. В 1959 году участвовал в конкурсе республиканского театра в городе Бельцы, в 18 лет стал артистом драмы.
В кино начал сниматься с 1966 года. Путь на большой экран ему открыл Эмиль Лотяну, который в Бельцах подбирал актеров для фильма «Красные поляны». В итоге в этой картине Григоре Григориу сыграл роль Саввы Милчу.
Дебют получился успешным. Его стали приглашать в другие картины.
Григоре Григориу в фильме «Порт»
Григоре Григориу в фильме «Табор уходит в небо»
Позже исполнил заметные роли в фильмах «Ночь над Чили» (Мануэль), «Мой ласковый и нежный зверь» (Полихроний Аркадьевич Калидис), «Агент секретной службы» (Штефан Ротарь), «Чудак» (Ахмед), «Овод» (Чезаре Мартини), «На Гранатовых островах» (Фарадж), «Анна Павлова» (Михаил Мордкин), «Тайный посол» (Черкасский).
Григоре Григориу в фильме «Мой ласковый и нежный зверь»
Григоре Григориу в фильме «Овод»
Последними работами актера в кино стали фильмы 1989 года «Мария, Мирабела в Транзистории» и «Вдвоём на грани времени».
Григоре Григориу в фильме «Мария, Мирабела в Транзистории»
Гибель Григоре Григориу
Актер трагически погиб в автомобильной катастрофе 20 декабря 2003 года около молдавского села Паланка.
Узнав о смерти актера, на место его гибели приехало множество цыган, которые после выхода фильма «Табор уходит в небо» принимали его за своего. Они устроили там по своим обычаям трехдневный пир в память об актере.
Похоронен на Центральном кладбище Кишинева.
Рост Григоре Григориу: 180 сантиметров.
Личная жизнь Григоре Григориу:
Жена Григоре Григориу ушла из жизни в 1996 году после тяжелой болезни. Во время переливания крови врачи заразили ее гепатитом D. Она сгорела за три месяца. Сын Октавиан Григориу рассказывал: «Врачи так и не признались, что они виноваты в смерти мамы, даже не принесли никаких извинений, да мне они были и не нужны».
Смерть жены была сильным ударом для актера. Но через некоторое время у него были отношения с заведующей библиотекой в Кишиневе, которая была на 20 лет моложе его.
Октавиан Григориу с женой и дочерью
Фильмография Григоре Григориу:
Цыган Лойко Зобар из «Табор уходит в небо». Как сложилась жизнь актера?
Вы знали, что Григоре Григориу по настоянию режиссера перед съемками неделю жил в настоящем цыганском таборе?
/ф «Табор уходит в небо» / Мосфильм
Когда будущий известный артист Григоре Григориу еще был в колыбели, цыганка нагадала его матери, что ее сын вырастет и станет конокрадом. Кто бы мог тогда подумать, что это пророчество окажется верным. Правда с небольшой поправкой: воровать коней Григоре пришлось не в реальной жизни, а в культовом фильме «Табор уходит в небо», после которого неизвестный актер из Молдавии моментально стал звездой.
4 апреля этого года Григоре Григориу могло бы исполниться 79 лет. Но, к огромному сожалению, артиста уже давно нет с нами — в декабре 2003 года нелепая автокатастрофа оборвала жизнь самого знаменитого из всех киношных цыган.
«Казалось сама природа «говорила» через Григоре Григориу»
Григорий Григориу никогда не учился актерскому мастерству. В школьные годы он сам научился играть на гитаре и, обладая приятным голосом, стал выступать на сцене местного театра.
Родные Григоре мечтали, чтобы он поступил работать на железную дорогу и в будущем видели его начальником железнодорожной станции. Но парень поступил по-своему. Узнав, что в Бельцах (второй по величине город в Молдавии) объявлен набор в труппу республиканского драмтеатра, он отправился туда попытать счастья. И счастье улыбнулось ему — в неполные 18 лет Григориу приняли в театр на громкую должность «артист драмы».
Первой театральной работой Григоре стала роль Незнамова в пьесе А. Островского «Без вины виноватые». Правда, поначалу неопытный, да еще и приехавший из глухой провинции актер чувствовал себя на сцене немного скованно. Но с каждым спектаклем становился все более уверенным и раскрепощенным.
«Недостаток мастерства он с лихвой возмещал внутренним жаром и нежностью. Казалось сама природа «говорила» через Григоре Григориу. Этакий угрюмый атлет с огнем в глазах», — рассказывал в одном из интервью старший сын актера.
Только Григоре удалось завоевать сердце неприступной красавицы
Все, кто знал Григоре Григориу в молодости и в более зрелые годы, в один голос говорят о его особом мужском магнетизме. Но Григоре не нужны были какие-то девушки — с первых дней работы в театре он «положил глаз» на свою партнершу по сцене красавицу Екатерину Ботнарюк.
Хотя у Екатерины было много поклонников, причем довольно видных (среди них был даже будущий президент Молдовы Петр Лучинский), она никому не отвечала взаимностью. И только Григоре удалось завоевать сердце неприступной красавицы.
Несмотря на разницу в возрасте (ему — 19, ей — 24) между Екатериной и Григоре вспыхнул страстный роман, закончившийся свадьбой. Через год в молодой семье появился первый сын, Октавиан, еще через четыре — второй, Траян.
Григоре был на седьмом небе от счастья. И даже не догадывался, какое огромное счастье ждет его впереди.
«Взял бы я тебя, да локоны твои мне не подходят»
Однажды, после репетиции всех артистов попросили задержаться в зале. Как оказалось, приехал какой-то режиссер со студии «Молдова-фильм» подбирать актеров для нового фильма. Григоре очень не хотел оставаться — репетиция отняла все силы, да и дома ждали.
Режиссера, с которым так не хотел встречаться Григоре, звали Эмиль Лотяну. Но мог ли знать тогда молодой артист, что именно благодаря этому человеку он попадет в большое кино и станет звездой?
В тот раз Лотяну подыскивал актеров для картины «Красные поляны». Пообщавшись с Григориу, он сказал:
«Взял бы я тебя, да локоны твои мне не слишком подходят. А ведь постричься почти налысо ты, наверное, не захочешь».
Но когда на следующее утро Григоре появился в театре, все просто ахнули — на голове актера вместо буйной шевелюры красовался короткий «ежик».
По приказу режиссера Григоре ходил с привязанными к ногам гирями
Роль в «Красных полянах» Григориу получил. Правда, не главную, как он надеялся, а второстепенную пастуха Саввы Милчу. Кстати, этот фильм стал дебютом не только для Григоре, но и для начинающей артистки Светланы Фомичевой, которая впоследствии возьмет себе звучный псевдоним Тома.
На съемках картины Григоре впервые смог познакомиться с жестким стилем работы Эмиля Лотяну. Режиссер поднимал всех в пять утра и заставлял работать до поздней ночи. При этом он постоянно кричал на артистов, называл их бездарями и лентяями. Только позже Григориу понял, что, искусственно создавая напряжение на съемочной площадке, Лотяну добивается, чтобы натянутый нерв актеров перешел в кадр и передался с экрана зрителям.
С первого дня работы над картиной режиссеру не понравилась легкая походка Григориу. Поэтому он приказал артисту вне съемочной площадки привязывать к ногам гири. И действительно, проходив несколько дней с утяжелителями, Григоре стал ступать тяжело, как и требовалось его герою.
За три года Григориу снялся в восьми картинах
После «Красных полян» Григориу просто «заболел» кино. А поскольку, работая в Бельцах, шансов попасться на глаза режиссерам было маловато, он решил перебираться в столицу — Кишинев.
В Кишиневе Григоре поступил в труппу драматического театра «Лучафэрул», а Екатерина устроилась на телевидение режиссером детских программ.
Надежды актера оправдались — его стали приглашать в кино. За три года Григориу снялся в восьми картинах. В 1971 году о нем вспомнил и Лотяну, пригласив на одну из ведущих ролей в свой фильм «Лаутары».
После этого снова были съемки у других режиссеров — «Последний гайдук», «Порт», «Офицер запаса», «Гнев».
И вот наконец, в 1975 году, для актера Григоре Григориу наступил звездный час. Лотяну доверил главную роль Лойко Зобара в картине «Табор уходит в небо».
Танец на раскаленном листе металла превратился в настоящую пытку
Верный своим принципам, Лотяну хотел, чтобы артист «на своей шкуре» испытал, что значит быть цыганом и устроил так, что Григоре несколько недель прожил в самой настоящей цыганской семье. По воспоминаниям артиста, пребывание рядом с вольными людьми оказалось для него несладким — каждый вечер у них начинался с песен, а заканчивался драками и поножовщиной. Зато к окончанию «испытательного срока» Григоре уже точно знал, как будет играть своего героя.
Очередной раз испытать на себе жесткую методику Лотяну Григоре и Светлане Тома пришлось во время съемки эпизода с танцем. Чтобы добиться наибольшей достоверности, режиссер приказал положить на самом солнцепеке металлический лист. А когда он раскалился, скомандовал артистам стать на него.
Правда вначале актерам разрешено было танцевать в носках. Но они скользили по гладкому металлу и танец не получался. Тогда Лотяну потребовал снять носки и плясать босиком. По воспоминаниям Светланы Тома, после этого танец превратился для них с Григоре в настоящую пытку. Зато режиссер добился нужного ему накала страстей и небывалого отчаяния во взглядах.
Цыгане во время показов «Табора» выкупали кинотеатры целиком
4 апреля 1976 года Григоре Григориу исполнилось 35 лет. Самым лучшим подарком на день рождения для него стала состоявшаяся на следующий день премьера фильма «Табор уходит в небо», после которой мало кому известный молдавский артист в одночасье стал звездой.
Картина моментально стала лидером проката — уже в первый год ее посмотрело почти 65 миллионов зрителей. Особой любовью фильм пользовался у цыган, которые на время показов выкупали кинотеатры целиком. Они приходили толпой, с детьми, пожитками и едой, выносили стулья и располагались прямо на полу. Но, как только начинала звучать музыка, вскакивали и пускались в пляс.
«С гастролей всегда привозил маме дорогие подарки»
Григоре Григориу был нарасхват не только у отечественных режиссеров, но и у их иностранных коллег. Однажды ему даже поступило предложение из Болливуда. Но советские чиновники держали своих артистов «на коротком поводке», поэтому за границей Григориу удалось поработать только в Румынии и ГДР.
Но Григоре особенно не печалился, его жизнь и без того была насыщена до предела — съемки, поездки на различные фестивали, бесконечные встречи со зрителями. А еще толпы восторженных поклонниц, которые буквально по пятам ходили за своим кумиром.
Но для Григоре всегда существовала только одна женщина — его любимая Екатерина.
«У Эмиля Лотяну Григоре был готов сниматься всегда и везде»
«Ночь над Чили», «Агент секретной службы», «Емельян Пугачев», «Овод», «На Гранатовых островах», «Серебряный возраст» — это лишь малая доля картин, в которых снимался Григоре Григориу после «Табора».
По воспоминаниям сына, нередко отцу поступало сразу два, а то и три предложения одновременно, и он был вынужден некоторым режиссерам отвечать отказом. И только у Эмиля Лотяну Григоре был готов сниматься всегда и везде, причем даже в самых небольших ролях.
В 1978 году на экраны вышел очередной шедевр Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь», в котором Григориу сыграл практически бессловесную роль Полихрония Калидиса.
Еще через пять лет — картина «Анна Павлова», в которой молдавскому актеру снова достался лишь эпизод.
«Он мечтал что-то поставить сам, но не получилось»
В 1989 году Григоре Григориу сыграл короля в картине-сказке румынского режиссера Иона Попеску-Гопо «Мария, Мирабела в Транзистории». Эта роль стала для артиста последней — больше в кино он не снимался.
«В последнее десятилетие прошлого века молдавский кинематограф переживал глубокий кризис, а с театром у отца пути давно разошлись. Он мечтал что-то поставить сам, например, «Маленькие трагедии» Пушкина. Не получилось», — говорит сын актера.
По словам Октавиана Григориу, его отец сильно переживал свою невостребованность и пришедшее вместе с ней безденежье. Некогда перебиравший роли артист теперь соглашался на любую работу: концерт — так концерт, конкурс — так конкурс.
«На наших глазах мама сгорела за какие-то три месяца»
А в 1996 году в семью пришла еще одна страшная беда — умерла Екатерина, главная и единственная женщина Григоре, с которой он прожил 30 лет.
«Мама еще с молодости болела гепатитом, но он не проявлял себя, потому что она всегда следила за здоровьем. Во время переливания крови врачи заразили ее гепатитом D. на наших глазах сгорела за какие-то три месяца», — рассказывает старший сын Григориу.
Потеряв жену, Григоре замкнулся в себе, подолгу ни с кем не разговаривал. Вывести из депрессии его могла бы работа над новой ролью. Но, увы, никто ему этой роли не предлагал.
Прошло несколько лет, прежде чем боль от утраты стала понемногу стихать. Как раз в это время в 2001 году Григориу получил приглашение на фестиваль «Киношок», где снова встретился со своими давними коллегами по фильмам.
По воспоминаниям сына, вернулся отец воодушевленным и все ждал, что его вот-вот снова позовут на съемки. Но так и не дождался.
Мне было очень страшно видеть убийцу отца
В апреле 2003 года Григоре пережил новую потерю — скончался его «крестный отец» в кино Эмиль Лотяну. Как выяснилось, режиссер уже давно страдал от онкологического заболевания, но упорно отказывался лечиться, надеясь, что его крепкий организм справится сам.
Похоронив еще одного близкого человека, Григоре окончательно упал духом. Единственное, что хоть немного отвлекало его от грустных мыслей — это охота.
20 декабря 2003 года Григоре вместе с другом на рассвете выехали за город охотиться на диких гусей.
«Они остановили свою «Волгу» на обочине шоссе и сидя в ней ждали, когда подъедут еще одни их друзья. Туман еще не рассеялся, когда со встречной полосы на полном ходу вылетела «Мазда» и врезалась в их автомобиль», — рассказывает Октавиан.
Григоре, его друг и пассажиры «Мазды» погибли на месте. Водитель выжил, но остался на всю жизнь инвалидом.
«Спустя год был суд. Я один раз пришел туда. Мне было очень страшно видеть убийцу отца. Не стал требовать ни сурового наказания для него, ни денежной компенсации. Просто ушел с процесса и больше туда не ходил. Я даже не знаю, сколько лет дали виновнику аварии», — вспоминает Григориу-младший.
Через несколько дней после гибели Григоре Григориу на место аварии съехалось несколько сотен цыган. Отдавая дань памяти артисту, они устроили по своим обычаям трехдневный пир и панихиду. Несмотря на то, что после выхода «Табора» прошло уже 27 лет, Григоре для них навсегда остался другом и братом — настоящим цыганом.