актер татарин по национальности
Топ-5 известных и талантливых актеров с татарскими корнями
В российский прокат вышел фильм «Временные трудности», одну из главных ролей в котором исполнил уроженец Татарстана Риналь Мухаметов. По этому случаю «Татар-информ» решил напомнить, кто еще из талантливых актеров родился или жил в нашей республике.
Чулпан Хаматова
Уроженка Казани Чулпан Хаматова появилась на свет 1 октября 1975 года в семье инженеров. У актрисы за плечами обучение в математической школе и поступление в Казанский финансово-экономический институт. По признанию самой Хаматовой, она не проучилась там ни дня.
«Я не могла сразу забрать документы, потому что у меня не было никаких гарантий, что я поступлю в это театральное училище и вообще, ждут ли меня там и как они отреагируют. Поэтому когда я стала понимать, что меня возьмут и что меня примут, я послала маму и она забрала мои документы из финансовой академии», — рассказывала актриса.
Сейчас сложно представить, что педагоги могли сомневаться в способностях Чулпан Хаматовой. За театральным училищем последовал ГИТИС, а дальше роли в театре и кино. Многие зрители открыли ее для себя после роли Риты в фильме Валерия Тодоровского «Страна глухих».
Фото: kinopoisk.ru. Дина Корзун (слева) и Чулпан Хаматова (справа)
В 2006 году Хаматова и актриса Дина Корзун, также игравшая в «Стране глухих», стали соучредителями благотворительного фонда «Подари жизнь». Он помогает детям, страдающим от онкологических и онкогематологических заболеваний. Только в прошлом году фонд пожертвовал около 2,24 млрд рублей на медикаменты, медицинское оборудование и лечение для российских детей. У самой Хаматовой подрастают три дочери.
Год назад актрисе было присвоено звание «Почетный гражданин Казани». Хаматова приехала на церемонию вручения в Казанскую ратушу и получила награду из рук мэра Ильсура Метшина.
«Я переполнена чувствами и, надеюсь, это компенсирует то, что я не готовила специально к этому моменту речь. Огромное спасибо! Вы знаете, что я скептически отношусь к наградам, но эта – особая. Казань остается для меня родным городом. Здесь по-особенному понимают слово “благотворительность”. Мне не раз говорили, что благотворительностью могут заниматься только публичные люди, но Казань и Татарстан доказывают примером, что благотворительность – это когда вопрос решается всем миром. Вместе. И за это я тоже люблю Казань. Здесь живут мои родные. Здесь – мои учителя», – призналась в ответном слове Чулпан Хаматова.
Сейчас актриса занята на съемках фильма по роману другой уроженки Казани Гузель Яхиной – «Зулейха открывает глаза». Писательница признавалась, что представляла в главной роли именно Чулпан Хаматову.
«Образ Чулпан был со мной. И когда текст создавался и когда сценарий обсуждался в киношколе, дорабатывался, позже писался. И у меня ответ один – в главной роли я вижу Чулпан Хаматову», — рассказала Гузель Яхина.
Специально для съемок на берегу Камы была выстроена деревня Семрук. Хаматова уже выкладывает в соцсетях фотографии со съемок, основная часть которых пройдет в Лаишевском районе Татарстана.
Фото: facebook.com/aboutchulpankhamatova
Шамиль Хаматов
Спустя 10 лет после рождения Чулпан в семье Наиля Ахметовича и Марины Галиулловны Хаматовых родился мальчик — Шамиль. О его детстве известно намного меньше, чем о жизни старшей сестры в Казани. По ее стопам он пошел в ГИТИС, который закончил в 2005 году. Сразу после этого Шамиль Хаматов был принят в труппу театра «Современник», где с 1998 года работает его старшая сестра. Роль Севки Горяева в спектакле «Голая пионерка» по роману Михаила Кононова стала дебютом актера на этой сцене.
Актер стал почетным гостем IX Казанского международного фестиваля мусульманского кино в 2013 году. Тогда он тогда признавался: работа в театре приносит ему большее удовольствие, чем съемки в кино.
«Каждый спектакль проходит всегда по-разному, позволяя открывать себя по-новому. Спектакль – это живой организм. Это постоянный поиск, постоянное развитие, постоянный процесс осмысления. В кино все проще: нет никаких репетиций, нужно прийти, повернуться нужным ракурсом к камере, произнести текст. И на этом часто все и заканчивается. Кроме того, в кино очень много технических моментов, которых я не люблю, так как сам по себе человек не очень организованный», — отметил актер.
Фото: Ильнар Тухбатов
Через три года он вернулся в родной город с первыми для Казани гастролями театра «Современник». В год своего 60-летнего юбилея коллектив представил спектакли «Три товарища», где Хаматов играет Роберта Локампа, а также «Вишневый сад», «Двое на качелях» и «Горе от ума».
Несмотря на то, что театр Хаматову ближе, он снимается и в кино. Например, в семейном фильме 2013 года «Продавец игрушек» актер работал на одной площадке с Пьером Ришаром. Во время визита в Казань он рассказал, как проходили съемки доброй российско-французской картины и о своих отношениях с Ришаром.
«Пьер Ришар – потрясающий человек, уровень его профессионализма поражает. Ведет себя очень скромно, не требует к себе излишнего внимания. Он всегда сначала выслушивает, что ему говорит режиссер, а затем аккуратно начинает вносить свои предложения. Во время репетиций он настолько талантливо импровизирует, что режиссер включает эти импровизации в сценарий без каких-либо сомнений», – вспоминает Хаматов.
Фото: kinopoisk.ru. Пьер Ришар (слева) и Шамиль Хаматов (справа)
По словам Шамиля, на площадке ему не удалось пообщаться с известным актером, так как он не знает французского языка, а Ришар – английского.
В своем Instagram Шамиль Хаматов часто выкладывает семейные снимки. Например, недавно он опубликовал фотографии со старшей сестрой Чулпан и ее дочерью Ией. Все они запечатлены на фоне осенних пейзажей.
Известные россияне выходцы из татарских родов
Но даже по названным фамилиям видно, что татарская кровь сильно повлияла на генофонд русского народа. В среде русского дворянства более 120 известных татарских родов. В шестнадцатом веке среди дворян по численности преобладали татары. Даже к концу девятнадцатого века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих татарские корни. Это составляло более 5 процентов от общего числа дворян всей Российской империи.
Немало татарской знати исчезло навсегда для своего народа. Об этом неплохо рассказывают родословные книги российского дворянства: «Общий Гербовник Дворянских Родов Всероссийской империи», начатый в 1797 году, или «История родов русского дворянства», или «Русская родословная книга». Исторические романы блекнут перед ними.
Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы. Чириковы, например, вышли из рода хана Берке, брата Батыя. Поливановы, Кочубеи, Козаковы.
Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Алмазовы (от Алмазы, по крещению названного Ерифеем, приехал он из Орды в 1638 году), Урусовы, Тухачевские (их родоначальником в России был Индрис, выходец из Золотой Орды), Кожевниковы (идут от мурзы Кожая, с 1509 года на Руси), Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды).
Чаадаевы, Таракановы. а продолжать придется долго. Десяткам так называемых «русских родов» начало положили татары.
В XVIII веке правители России скроили нынешнюю этнографическую карту, скроили по-своему, как хотели: целые губернии записали в «славянство». Так Россия и стала такой, о которой кипчак из тухума (рода) Турген сказал: «На тысячи верст кругом Россия».
Татарские воины честно служили России. «Будь не только сыном своего отца, но и будь также сыном своего Отечества» – гласит татарская народная пословица. То, что татары и русские в религиозном отношении якобы всегда противостояли друг другу, – миф, выдуманный нашими общими недругами. Во время войны 1812 года в Казанской губернии было сформировано 28 татарско-башкирских полков. Именно эти полки под командованием зятя Кутузова, татарского князя Кудашева, активного участника Бородинского сражения, наводили ужас на наполеоновских солдат. Татарские полки вместе с русским народом освобождали европейские народы от оккупации наполеоновских войск.
В армии в силу национальной и религиозной особенности татарам был сделан ряд послаблений, в основе которых лежало уважение к исповедуемой ими религии. Татарам не давали свинины, не подвергали телесным наказаниям, не муштровали. На флоте русским морякам выдавали чарку водки, а татарам – на ту же сумму – чай и сладости. Им не запрещалось омовение по несколько раз в день, как принято у мусульман перед каждым намазом. Их сослуживцам категорически запрещалось насмехаться над татарами и говорить плохое об исламе.
Великие ученые и писатели
Татары верой и правдой служили Отечеству, не только сражаясь за него в бесчисленных войнах. В мирной жизни они дали ему немало знаменитых людей – ученых, писателей, художников. Достаточно назвать таких ученых, как Менделеев, Мечников, Павлов и Тимирязев, исследователей Севера Челюскина и Чирикова. В литературе – это Достоевский, Тургенев, Языков, Булгаков, Куприн. В области искусства – балерины Анна Павлова, Галина Уланова, Ольга Спесивцева, Рудольф Нуриев, а также композиторы Скрябин и Танеев. Все они – россияне татарского происхождения.
Источник: http://tatarlar.ru
История татар
Татары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации.
Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России.
Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации.
Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других).
Существуют и различные интерпретации этнонима «татары». Этот вопрос весьма актуален в настоящее время.
Одни исследователи выводят происхождение этого слова от «горного жителя», где «тат» имеет значение «горы», а «ар» – «жителя», «человека» (А.А.Сухарев. Казанские татары. СПБ, 1904, с.22). Другие – этимологию слова «татары» к древнегреческому «гонец» (Н.А.Баскаков. Русские фамилии тюркского происхождения. Баку, 1992, с.122).
Известный тюрколог Д.Е.Еремев происхождение слова «татары» связывает с древнетюркским словом и народом. Первый компонент слова «тат» он связывает с названием древнеиранского народа. При этом он ссылается на информацию древнетюркского хрониста Махмуда Кашгари о том, что «татам» тюрки называли тех, кто говорит на фарси, то есть на иранском языке. Первоначальное значение слова «тат» было, скорее всего, «перс», но затем этим словом на Руси стали обозначать все восточные и азиатские народы (Д.Е.Еремеев. Семантика тюркской этнонимии. – Сб. «Этнонимы». М., 1970, с.134).
Таким образом, полная расшифровка этнонима «татары» еще ждет своего исследователя. А пока, к сожалению, и в настоящее время груз устоявшихся традиций, стереотипов о монголо-татарском иге заставляет большинство людей мыслить сильно искаженными категориями об истории татар, об их истинном происхождении, о татарской культуре.
Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.
Существует мнение историков, что название « татары» произошло от названия большого влиятельного рода «Тата», из которого происходили родом многие тюркоязычные военачальники государства «Алтын Урта» (Золотая середина), более известного под названием «Золотая Орда».
Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.
Изобразительное искусство татар: В первую очередь это художник- патриарх Баки Урманче, и многие другие выдающиеся татарские художники.
Спортивные достижения татар так же постоянно дают о себе знать:
Борьба- Шазам Сафин, чемпион Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки по Греко-Римской борьбе.
Художественная гимнастика- Олимпийская чемпионка, и многократная чемпионка мира Алина Кабаева, чемпионки мира Амина Зарипова и Ляйсан Утяшева.
Футбол- Ринат Дасаев, вратарь N 1 во всем мире в 1988 году, вратарь команды «Спартак», участники футбольной сборной ЧМ 2002 атакующий полузащитник сборной России Марат Измайлов («Локомотив»-Москва), обладатель Кубка России 2000/01; серебряный призер чемпионата России 2001 года, и голкипер сборной России, «КАМАЗ» (Набережные Челны); «Спартак» (Москва); «Локомотив» (Москва); «Верона» (Италия) Руслан Нигматуллин, Хоккей- Ирек Гимаев, Сергей Гимаев, Зинэтула Билялетдинов, Теннис- чемпион мира Марат Сафин, и многие многие другие.
6 известных и талантливых актеров с татарскими корнями
Ни для кого не секрет, что в смешанных браках рождаются красивые и талантливые дети. Они делают успехи в разных областях науки и искусства, в том числе в кинематографе. Многие из наших отечественных звезд имеют татарские корни.
Рената Литвинова
Эту актрису все запомнили благодаря ее стилю и манере поведения. Она очень похожа на девушек 30-ых годов. Ее голос и жестикуляция завораживают зрителя.
Артистка родилась в Москве в семье врачей. Рената имеет благородные татарские корни – ее отец принадлежал к древнему княжескому татарскому роду. С детства она увлекалась искусством – занималась народными танцами, легкой атлетикой, посвящала много времени литературе, плюс ко всему окончила музыкальную школу.
После школы девушка начала учебу во ВГИКе, где сразу же обрела популярность и обратила на себя внимание. Еще во время учебы она участвовала в различных проектах, а после окончания ВГИКа начала уже более серьезно заниматься продвижением своего творчества.
Равшана Куркова
Артистка появилась в семье, где смешалась кровь разных народов – арабов, татар и узбеков. Родители Равшаны учились во ВГИКе, поэтому и она сама рано узнала о закулисной жизни и о съемках в кино. Однако родители были против такой жизни для дочери.
Бабушка девушки воспитывала ее в строгости, когда родителей не было дома – она установила режим прогулок и лимит на телефонные разговоры. Равшана должна была рано возвращаться домой, ложиться спать не позже 10 вечера и все время посвящать учебе.
После переезда в Москву девушка поступила в музыкальную школу, окончила педагогический университет на филологическом факультете и прошла курсы актерского мастерства. Изначально роли в кино доставались незначительные, но после участия в картине «Мертвые дочери» она стала более известна и получила признание среди коллег и поклонников.
Чулпан Хаматова
Родилась будущая звезда в семье инженеров в 1975 году. Она училась в школе с математическим уклоном, а после поступала в Казанский финансово-экономический институт. Однако актриса не проучилась там и дня. Чулпан подала документы как в финансово-экономический университет, так и в театральное училище. Девушка сомневалась в том, что ее примут в вуз актерского мастерства, поэтому подстраховалась, подав документы в два места.
Страхи актрисы не подтвердились, и после выпуска из театрального училища она направила свой путь в ГИТИС. Окончив его, Чулпан Хаматова практически сразу начала играть в театре и получать роли в фильмах.
В 2006 году актриса вместе с Диной Корзун организовала фонд под названием «Подари жизнь». Он помогает детям, которые страдают онкологией. Совсем недавно Чулпан получила звание «Почетный гражданин Казани».
Риналь Мухаметов
Талантливый артист родился в Татарстане в поселке Алексеевское. Риналь учился в Казанском театральном училище и всегда считал, что будет выступать на эстраде в качестве клоуна.
Учась на втором курсе, он получил предложение от педагогов ехать в Москву во МХАТ. Ехать актер боялся – с детства он страдал заиканием, поэтому МХАТ был лишь мечтой. Но, несмотря ни на что, он поехал в столицу и попал в группу Кирилла Серебренникова. После Серебренников создал из своего курса труппу «Седьмая студия» для игры в театре.
Роли Риналя Мухаметова пришлись по душе СМИ и публике. Сейчас актер женат и воспитывает дочь Эвию.
Марат Башаров
Родился актер в Москве в обычной семье, где мама была поварихой, а отец слесарем-сантехником. По национальности Марат – татарин. После школы он поступил в МГУ на юридический факультет.
По совету брата Марат пошел на съемки в спектакль «Кентервильское привидение». Попав в театр, Марат уже не захотел расставаться с ним и подал документы в Высшее театральное училище имени Щепкина.
После окончания училища юный актер отклонил все предложения играть в театре и решил сняться в фильме «Сибирский цирюльник». Дебют вызвал положительные отзывы, и приглашения от режиссеров буквально «посыпались». Но от театра актер все же не отказывался и исполнял на сцене множество ролей.
В прессе очень любят обсуждать его многочисленные романы и пристрастие к алкоголю, который он начал употреблять после успехов в кинематографе.
Роза Хайруллина
Актриса по национальности татарка, родилась в Норильске, куда сослали ее родителей, когда те были еще детьми. С 12 лет Роза жила в Республике Татарстан в городе Зеленодольск. С 3 класса она посещала театральные кружки и занималась в драматических студиях.
После школы поступила в Казанское театральное училище. Еще будучи студенткой, она играла на сцене Камала. 15 лет артистка проработала в казанском ТЮЗе, имела квартиру, родных и близких. Однако все ушло в один момент. ТЮЗ сгорел в 1996 году, и с этого события начался самый переломный момент в жизни Розы. Ее брат был наркоманом, заложил квартиру, а после умер. Квартира ушла за долги. А после в течение нескольких месяцев погибла вся семья актрисы.
Потеряв близких, она не знала, как справиться с горем, по ее словам, жизнь поделилась на «до» и «после», переехала в Самару и работала там в театре. Справиться с потерей женщине помог Константин Богомолов – он перевез ее в Москву, где Роза полностью посвятила себя карьере.
Сейчас в интервью она описывает себя как одинокого человека без семьи, детей и родных.
Популярные актеры и актрисы имеют разные корни. Однако их объединяет то, что все они талантливы и вполне заслуженно нравятся многим зрителям.
Ринат Ташимов: «Когда я говорю о том, кто такие татары, со мной категорически не соглашаются»
Имя 32-летнего Рината Ташимова стало широко известно этим летом после скандала вокруг спектакля «Первый хлеб» по его пьесе. Патриотические общественные организации обнаружили в премьере на другой сцене столичного «Современника» «оскорбление ветеранов». Сам Ташимов удивлен таким поворотом событий и в интервью «БИЗНЕС Online» рассказывает о том, как придумывал текст. Между тем все герои пьес драматурга, уроженца татарской деревни Инцисс в Омской области, — это сибирские татары. О том, что такое «быть татарином», почему с Екатеринбургом может сравниться только Нью-Йорк и как «включается обсиратор», — в нашем интервью.
Ринат Ташимов: «Мне вообще кажется, что в нашей стране драматургия намного сильнее, чем во многих восточноевропейских и западноевропейских странах» Фото: © Владимир Федоренко, РИА «Новости»
«В России пишется очень много хороших пьес»
— Ринат, можно сказать, что вы вместе с командой спектакля «Первый хлеб» в «Современнике» создали главный театральный скандал последнего времени в России. Думали, что так получится?
Летом 2021 года общественная организация «Офицеры России» обратилась с жалобой в следственный комитет РФ, обнаружив «оскорбления ветеранов ВОВ» в премьерном спектакле «Первый хлеб» московского театра «Современник», который поставил режиссер Бениамин Коц по пьесе Рината Ташимова.
Театр проверяли дважды. После проверки спектакля матерный монолог на могиле ветерана в исполнении Лии Ахеджаковой, ставший камнем преткновения, несколько видоизменили. Также появилась информация об общении со следователем Ахеджаковой и вызове в СКР худрука «Современника» Виктора Рыжакова. В новом сезоне «Первый хлеб» остался в репертуаре театра.
— Расскажите немного о создании пьесы и о том, как появилось предложение ее поставить.
— Честно говоря, у меня все еще стоит определенный психологический блок на эту тему. Пока трудно обсуждать. Задумка, конечно, не тайна, а вот с последующей реакцией на пьесу и спектакль все сложнее. История родилась давно. Еще в детстве, когда мне было лет 5–7. Я во дворе бегал с мальчишками постарше. Они заканчивали школу. И одного из них сразу после выпускного забрали в армию. Это был как раз период чеченской кампании. Через короткое время его отправили служить в Чечню, и он там погиб. Прошли годы, и на востоке Украины стали развиваться события, о которых мы все знаем. Это вновь меня спровоцировало вернуться к теме, разбередило все внутри, и пьеса сама написалась.
— Сколько она лежала, прежде чем попасть на сцену?
— Очень долго. Ее поставили только спустя четыре года. Да и я уже тогда думал, что никто и не возьмется.
— Как вы себе это объясняли?
— Сейчас не помню уже. Но вот Михаил Угаров (режиссер, драматург, худрук Театра.doc — прим. ред.), например, говорил: «В 90-е было написано столько хороших пьес, и их не поставили». А потом добавлял: «Ну и слава богу!» Угаров — личность авторитетная. Он был прекрасным мастером, и я, конечно, старался прислушиваться к каким-то вещам. Эта правда облегчило мое состояние. Нет так нет. Не ставят, и ладно. Буду писать что-то еще. Пьес ведь очень много создается. И, конечно, не каждая попадает в театр. Одни никогда не доходят до постановки, другие довольно долго к этому идут, а третьи сразу ставят, и они идут пожаром по всем театрам, их переводят на разные языки. У каждой пьесы своя судьба.
— И у вашей, получается, непростая. Лежала-лежала, а тут взяли. Так еще и в «Современник»! А потом бабах! — и скандал. Вы как-то объясняли себе причины случившегося?
— Если честно, то сразу после премьеры «Первого хлеба» у меня началось много другой работы: со спектаклями, над текстами. Поэтому я оставил анализ ситуации на потом.
— Не мне вам рассказывать, какой шквал негодования вызвал спектакль, сколько обвинений пошло в адрес исполнительницы главной роли Лии Ахеджаковой и худрука «Современника» Виктора Рыжакова. Не боитесь, что теперь вам заказан путь в столичные театры?
— Вот о чем – о чем, а об этом я точно не думал. Сейчас, например, пишу детскую сказку для барнаульского ТЮЗа. Начал ее еще до постановки в «Современнике» и, если честно, я думаю скорее о Януше Корчаке — работаю над инсценировкой его книги — чем о том, куда мне заказан путь.
— А как вообще себя чувствуют молодые драматурги в России? Замечаете ли интерес к себе, свободу или, наоборот, предвзятость?
— Недавно, например, завершился фестиваль молодой драматургии «Любимовка», где собрались много талантливых авторов. И те, кто только начал, и опытные. В России пишется очень много хороших пьес. Мне вообще кажется, что в нашей стране драматургия намного сильнее, чем во многих восточно- и западноевропейских странах. Вспоминая слова того же Михаила Угарова, в грязной воде рыба не водится. Думаю, это прекрасно характеризует то положение дел, которое существует сегодня в театральной среде.
Сценическое искусство развивается, и тексты рождаются. С другой стороны, именно драматургия толкает вперед театр. Это такое двустороннее движение. И даже я сейчас гораздо больше читаю современных пьес. Поэтому мне кажется, что общая тенденция позитивная.
— Обоюдная любовь между театрами, драматургами и зрителями?
— Не без сложностей, конечно. Современным текстам также сложно дойти до сцены, но ситуация меняется в лучшую сторону. И это не может не радовать.
«Когда я приезжаю в Татарстан, меня не принимают за своего»
— Герои всех ваших пьес — сибирские татары. Почему? Вас настолько не отпускает детство, родная татарская деревня Инцисс в Омской области? Вы ведь давно уже покинули родные пенаты.
— Это удивительный мир, который просто не хочется терять. Мне захотелось его зафиксировать в «цифре». Он сильно повлиял на мое восприятие жизни, театра. Мы же все родом из детства.
Ринат Фаридович Ташимов (родился 4 марта 1989 года) — российский драматург, сценарист, режиссер, актер.
Родился в татарской деревне Инцисс в Муромцевском районе Омской области.
Окончил Омский государственный университет им. Достоевского по специальности «актер драматического театра и кино». В 2013 году поступил в Екатеринбургский государственный театральный институт, где изучал драматургию на курсе Николая Коляды. В 2020-м поступил в магистратуру Школы-студии МХАТ (мастерская В. А. Рыжакова).
В 2004 году стал играть в Лицейском театре, в 2006-м — в Театре-студии А. Гончарука (Омск), в 2013-м был актером «ТОП-театра».
В 2013-м переехал в Екатеринбург и присоединился к труппе Коляда-театра (покинул театр в 2020 году).
В 2014-м стал режиссером центра современной драматургии, в 2016-м — главным режиссером ЦСД, где поставил более 20 спектаклей и читок по пьесам современных драматургов.
Многократный лауреат крупнейших конкурсов драматургии. Двукратный победитель международной премии молодых драматургов «Евразия» и международного литературного Волошинского конкурса, участник фестиваля молодой драматургии «Любимовка», Омской лаборатории современной драматургии, лауреат конкурса современной драматургии «PRO/Движение».
В 2016 году на конкурсе «Кульминация» пьеса «Шайтан-озеро» была признана «Пьесой года», а в 2017-м пьеса «Первый хлеб» вошла в финал.
В 2017-м вместе с драматургами Юлией Тупикиной и Михаилом Дурненковым принял участие в международной программе Lark+Любимовка, где его пьеса «Шайтан-озеро» была представлена в Нью-Йорке в рамках лаборатории. В июне 2018 года данную пьесу представили на фестивале современной драматургии в Колумбийском университете.
Избранные постановки пьес: «Пещерные мамы» (2014, центр современной драматургии, Екатеринбург, реж. Ташимов); «Пещерные мамы» (2015, театр «Галерка», Екатеринбург, реж. Александр Кудряшов); «Кульминация» (2017, мастерская Дмитрия Брусникина, Школа-студия МХАТ, реж. Дмитрий Брусникин); «Шпаликов» (2018, «Ельцин-центр», Екатеринбург, реж. Николай Русский); «Шайтан-озеро» (2018, Ачинский драматический театр, реж. Юрий Урнов).
В 2017 году Ташимов, Алена Тремазова и Максим Шкурин сняли игровой короткометражный фильм «Земля». Фильм участвовал во множестве фестивалей, включая XXIII Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер», I Сухумский международный кинофестиваль, 40-й Московский международный кинофестиваль, Всероссийский фестиваль авторского короткометражного кино «Арткино» (лучший экспериментальный фильм года) и Международный фестиваль авторского кино «Киноликбез» – IX (Золотой Жан-Люк за лучший отечественный короткометражный фильм).
Весной 2020 года окончил работу над полнометражным дебютом по собственному сценарию — «Второе солнце» (кинокомпания «29 февраля», продюсер Алексей Федорченко). Фильм получил специальный приз жюри XXIX кинофестиваля «Окно в Европу – 2021» с формулировкой «За многообещающий восход».
— А вы считаете себя татарином?
— Естественно, да. Это генетически стопроцентная информация. Но, когда я приезжаю в Татарстан, меня не принимают за своего.
— Почему?
— Я там никогда не жил. И только недавно стал бывать в республике. Мои предки родом из Поволжья, но все давно оказались в Сибири. Кто-то еще при Столыпине, кто-то уехал во время голода в Поволжье. При этом я называю себя именно сибирским татарином, несмотря на то что именно сибирско-татарской крови у меня в генах мало. Мне кажется, даже если генетически это одни и те же люди, то по менталитету — совсем другие.
— А в чем разница?
— Это трудно объяснить. Может, дело в восприятии своей национальности. Потому что когда я говорю о том, кто такие татары и как я их вижу, многие со мной категорически не согласны. И говорят, что я просто все сам придумал.
— А что для вас значит «быть татарином»?
— В детстве меня часто буллили из-за того, что я национальное меньшинство. Я никогда не комплексовал по данному поводу. И со временем, становясь взрослее, сформулировал для себя некие постулаты. Да, я отличаюсь, и в этом моя сила и особенность. Хотя подобное уже попахивает определенным национализмом. Но я искренне горжусь своим происхождением. Мне кажется, это нормально. Поэтому для меня быть татарином — это найти личную опору и защиту.
— Говорите на татарском?
— Раньше говорил. Но сейчас могу только воспринимать на слух, а говорить плохо получается. Практики нет. Когда еще жил в Омске, тогда была жива бабушка, которая жила с нами. Я разговаривал с ней.
— А никто из Татарстана не связывался на предмет участия в каких-то театральных проектах, например в столице РТ?
— Я ездил туда на национальную лабораторию в Казань, в Альметьевск. Как раз Нияз Игламов меня приглашал. Это была лаборатория современной переводной драматургии на татарском языке. Среди трех режиссеров, которые в ней участвовали, все являлись татарами. Не знаю, значит ли это что-то.
— Но я посмотрела список городов, в которых ставились ваши пьесы, и не нашла среди них татарстанских. А это немного странно ввиду вашей национальной принадлежности и любви татар поддерживать своих.
— На территории Башкортостана и Татарстана имелись эскизы на основе моих пьес, но ни один из них не был одобрен и трансформирован в полноценный спектакль. Уж не знаю, по каким причинам, но пока не сложилось.
«У меня сложился пазл в голове, и я решил пробовать поступить. И получилось! Виктор Рыжаков меня взял. За что огромное ему спасибо» Фото: © Сергей Пятаков, РИА «Новости»
«Коляда — это то окошко, через которое я стал изучать театр»
— Сейчас вы постоянно живете в Москве?
— Да, в связи с тем, что учусь в режиссерской магистратуре Школы-студии МХАТ на курсе Виктора Рыжакова.
— А как возникли режиссура, магистратура, школа-студия?
— Здесь много факторов. Еще будучи актером, в Омске я познакомился с магистрантами Виктора Анатольевича. Это было 10 лет назад. К нам в театр приехали его режиссеры делать лабораторию. Тогда я вообще познакомился с другой драматургией. Мы знали только какие-то видные уральские имена, но никого больше. А тут я услышал имя Максима Курочкина, и у меня сорвало башню. Потом ребята очень много рассказывали о Викторе Анатольевиче, и я понял, что хочу у него учиться. Но на тот момент у меня не было никакого режиссерского опыта. Меня просто никто бы туда не взял.
Много позже Виктор Анатольевич позвал меня на лабораторию в Нижнем Новгороде, которая длилась около двух лет и только недавно закончилась. Там желание учиться крепло, но все же не до конца сформировалось. А затем произошел поворотный момент в истории «Современника» и в моей жизни тоже. Из жизни ушла Галина Борисовна Волчек. Виктора Анатольевича назначили художественным руководителем этого театра, и магистратура стала не при центре им. Мейерхольда, а именно при театре «Современник».
Плюс к этому я — ученик Николая Коляды. А всем его ребятам так или иначе прививается любовь к Галине Борисовне Волчек и театру «Современник». Так у меня сложился пазл в голове, и я решил пробовать поступить. И получилось! Рыжаков меня взял. За что огромное ему спасибо.
— А в истории с «Коляда-театром» уже поставлена точка? Не жалеете?
— Нет. Это немалая часть моей жизни. Я с любовью думаю о своих коллегах, о спектаклях, в которых играл и которые ставил в центре современной драматургии. Да и вообще Николай Владимирович — это тот человек, который выпустил меня в большую жизнь. В Омске мы очень замкнуто жили. У нас был театр сектантского типа, монастырского режима. А в Екатеринбурге все иначе. Там такая среда, что невозможно не делать много всего и сразу. Все время хочется взаимодействовать с художниками, музыкантами, режиссерами. Эта среда очень помогает начинающим драматургам и режиссерам.
Став его учеником, я начал писать, показываться на фестивалях, поехал в Америку. Коляда — это то окошко, через которое я стал изучать театр. Мир стал больше. А мне казалось, что он намного меньше.
— Что вам дал Николай Владимирович как педагог?
— Он всегда говорит: «Я не могу вас научить писать пьесы, потому что сам не знаю, как их писать». Справа — то, слева — то. Иронизирует, конечно. Он даже не учит, а просто ведет диалог о жизни, о людях. И главный его ответ на вопрос «о чем писать?» — о себе и о России. Как бы это пафосно ни звучало.
— Вы разговаривали с ним после скандала с «Первым хлебом»?
— Нет, мы с ним не общаемся после того, как я ушел из театра. Но, думаю, это не навсегда. У него был период, когда он несколько лет не разговаривал с Васей Сигаревым, но сейчас контакт налажен. Хотя в интервью Дудю тот сказал, что забанил Коляду в «Фейсбуке». Но, когда приезжает в Екатеринбург, приходит в театр. Так что я надеюсь на такой же сценарий развития событий.
— А вы перестали общаться из-за того, что ушли?
— Думаю, да. Николай Владимирович занят только театром, и у него нет времени поддерживать общение с теми, кто ушел.
«Николай Владимирович Коляда — это тот человек, который выпустил меня в большую жизнь» Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»
«Самобичевание — это мое любимое хобби»
— Что это за город такой удивительный — Екатеринбург? Здесь живет Алексей Федорченко — режиссер, которого ждут на лучших кинофестивалях мира; репертуар «УралОпераБалета» по смелости и яркости иной раз заткнет за пояс лучшие столичные оперные дома… Екатеринбург — третья культурная столица России после Москвы и Питера?
— Да она первая на самом деле. Нет лучше города в мире, чем Екатеринбург. Разве только Нью-Йорк.
— Почему?
— Мы много ездили по миру и по России с «Коляда-театром» и с омским театром. И где бы я ни бывал, нигде у меня не возникало ощущения, что я нахожусь в месте силы. А когда впервые приехал на «Коляда-Plays», мы с драматургом Светой Баженовой синхронно подумали — здесь надо жить. Что-то особенное есть в этом городе. И у меня нигде не возникало потом такого чувства до момента, пока я не оказался в Нью-Йорке. Подумал еще тогда: «Что же за странное ощущение такое?» И только в аэропорту, когда мы с драматургом Мишей Дурненковым ели тортики, наконец понял. Подобное я почувствовал, впервые оказавшись в Екатеринбурге.
— Но они же такие разные в плане ритма.
— Да, это так. Но я говорю о каких-то внутренних ощущениях. Даже в мегаполисе из тысячи внутренних миров можно найти тот, в котором тебе будет уютно. Для меня такие миры существуют в Екатеринбурге и, мне кажется, в Нью-Йорке. Хотя я там не жил. Но даже в Москве я стараюсь находиться в родном для себя мире — в театре «Современник», магистратуре Школы-студии МХАТ, среди своих коллег.
— За 32 года вы попробовали разные творческие профессии: играли в театре, сами ставили, пьесы писали, еще и снимаете фильмы. Что для вас в приоритете: драматургия, актерство, режиссура, кино, театр?
— Когда я переживаю по разным поводам, убиваюсь, что у меня где-то что-то не получается, Виктор Анатольевич говорит мне: «Ринат, трудитесь». Так что нет никаких граней, есть только путь. Да и все эти профессии в итоге приводят к одному делу. Но мне кажется, моя основная природа именно актерская. Я никогда не был супервостребованным артистом, но моя первичная природа исходит оттуда. Возможен театр без режиссера? Да. Без зрителя? Тоже. Да и без актеров сейчас может быть. Я сам такой делал. Но первичная энергия, на мой взгляд, исходит именно от актера. Как вселенная возникла из большого взрыва, так и театр получился благодаря артисту. Хотя, наверное, это все комплексы актера-неудачника во мне говорят. Не знаю даже. Может, потом психотерапевт будет с этим разбираться.
— Вам кажется, лучше, когда творческое сознание сильно запутано или, наоборот, когда все разобрано и разложено по полочкам?
— Одно другому не мешает. Да и Константин Сергеевич Станиславский говорил: «Дисциплинируй свою природу, и ты станешь гениальным артистом». Так что если из-за каких-то внутренних проблем ты не можешь быть дисциплинированным, то лучше уж обратись к специалисту. Тем более есть специальные психологи, которые работают исключительно с актерами. У меня с самодисциплиной порой бывают проблемы. Я знаю, что к утру должен дописать сцену, а сам думаю: «Посплю еще два часика, потом проснусь в 4 часа утра и напишу». Я, конечно, просыпаюсь позже, ничего не успеваю сделать, и все отодвигается. Хотя сам ведь себе задачу поставил. Никто не заставлял.
— Кажется, вы очень легко переносите жизненные и творческие неурядицы. Или бывают моменты самобичевания?
— Ну конечно. Я отыграл спектакль, забыл реплику, следующий — через месяц. И все это время, хотя бы раз в день, я буду себя мучить за ту забытую реплику. Самобичевание — это мое любимое хобби. Все время сомневаться, думать, какого черта ты вообще туда полез. Мои близкие коллеги и друзья из Омска, у которых сейчас центр современной драматургии, иногда прикалываются надо мной. Мол, да, Ринат, тебе же тяжелее всех. Хотя понятно, что это просто свойство характера — иногда погундеть. Опять же, меня часто ругают, критикуют, многим не нравится, что я делаю. Когда ты работаешь, это пролетает мимо ушей. Но только выдалась пауза, когда ты выпал из процесса, все, ты говно. Поэтому я стараюсь все время находиться в работе, чтобы меньше себя мучить.
— Но мозоли-то уже грубеют?
— Это да. Кстати, за это спасибо тоже колядовской школе. Он учил принимал критику. Прочтут на его семинаре чью-то пьесу, и Николай Владимирович говорит: «Включайте обсиратор». Это, конечно, очень закаляет. Причем не только в творческом плане, но и в жизненном. А так, конечно, кто его знает, как дальше будет. Вот было все нормально, бац — и пандемия. Сидел я дома взаперти и думал, что пойду уже могилы копать. Но у меня проблемы с позвоночником, поэтому не решился. А так был близок.